Реферат по предмету "Педагогика"


Деловой стиль

Содержание Введение с.I. Общая характеристика официально-делового стиля с.II. Текстовые нормы делового стиля с.III. Языковые нормы: составление текста документа с.12 Заключение «Динамика нормы официально-деловой речи» с.16 Список литературы с.18 Введение Официально-деловой стиль представляет собой один из функ¬циональных стилей современного русского литературного языка: набор языковых средств, предназначение которых — обслужива¬ние

сферы официально-деловых отношений (деловых отношений между организациями, внутри них, между юридическими и физи¬ческими лицами). Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для каждой из их жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются специ¬фикой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно и своей формой (набором и схе¬мой размещения реквизитов — содержательных элементов

текста документа); объединены они набором языковых средств, традици¬онно используемых для передачи деловой информации. Наиболее существенные признаки деловой документации. 1. Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по ха¬рактеру нормами: 1) текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержа¬тельной схемы, и 2) языковыми, регулирующими закономерности

отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа. Различение этих двух типов норм деловой речи помогает понять направленность и этапы мыслительной работы над текстом документа: осмысление официально-деловой ситуации —> подбор со¬ответствующего ей жанра документа —> уяснение соответствующих жанру документа норм построения текста —> выбор отвечающих жанру и форме документа языковых средств. 2. Форма документа (схема, отражающая семантико-информационную

структуру текста) предоставляет в распоряжение его составителя определенный набор реквизитов и определенную их композицию (последовательность и порядок их размещения в текс¬те документа). Наиболее частотные (общие ряду документов) рек¬визиты: (1) адресат документа; (2) адресант документа; (3) заглавие (жанр) документа; (4) заглавие к содержанию текста документа; (5) список приложений к документу; (6) подпись; (7) дата. Обязатель¬ность/ необязательность употребления определенных реквизитов

определяет жесткость/свободу построения формы документа. Ска¬занное позволяет характеризовать «пишущего» как составителя текста документа (по известным ему образцам): это относится и к плану текстовых норм, и к плану языковых норм. 3. Составитель, как правило, использует традиционные для официально-делового стиля языковые средства. Таковы: и стилис¬тика текста документа (нейтральная, не-экспрессивная и неэмоциональная, и/или книжная);

и лексические средства (близкие к однозначности лексемы и привычные словосочетания, включая кли¬ше и штампы, не говоря уже о так называемых канцеляризмах — языковых средствах, употребление которых нормы литературного языка ограничивают сферой деловой речи); и морфологические сред¬ства (продуктивность отглагольных существительных для называ¬ния действий; тенденция к неупотреблению в документах лично-ука¬зательных местоимений он, они), и синтаксические средства (ус¬ложняющие синтаксическую структуру причастные и

деепричаст¬ные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточными и с выражающими логические отношения союзами; именные цепочки с родительным падежом; синтаксическая схема перечисления). Эти и некоторые другие особенности характеризуют канцеляр¬ский подстиль официально-делового стиля, ориентируя составителя текста документа на определенный выбор и на определенное вос¬приятие текста документа его «получателем» (= читателем). Все эти специфические (и текстовые, и языковые) собственно канцелярские

черты официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руковод¬ствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и уни¬фикации текстов деловой документации. I. Общая характеристика официально-делового стиля Деловой стиль — это совокупность языковых средств, функ¬ция которых — обслуживание сферы официально-деловых от¬ношений, т. е. отношений, возникающих между органами госу¬дарства, между организациями или

внутри них, между организа¬циями и частными лицами в процессе их производственной, хо¬зяйственной, юридической деятельности. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Из этого могут быть выведены как минимум пять следствий. 1. Широта этой сферы позволяет различать по меньшей мере три подстиля (разновидности) делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют), 2) юридический (язык законов и указов) и 3) диплома¬тический. При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам. (Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на фор¬мулирование позиций сторон, при особо «этикетной» природе дипло¬матических формул;

в отличие от них для «языка законов» харак¬терно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влеку¬щих за собой юридическую ответственность. 2. Соотношение «официально-деловая ситуация — соответст¬вующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответст¬вуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу — ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают

как стандартизованные (соответствующие едино¬му образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи. 3. В сфере деловой речи мы имеем дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам этот факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля. В то же время сугубо письменный ха¬рактер делового документа не может не влиять на его язык: пись¬менная речь — речь в отсутствии собеседника, требующая развер¬нутости и

полноты изложения, ибо «ситуация должна быть восста¬новлена во всех подробностях, чтобы сделаться понятной собесед¬нику. 4. В лингвистике принято противопоставлять два типа текс¬тов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публи¬цистический, художественный). Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет некоторые ее особенности, и преж¬де всего — ее стилистический характер. Предельная информатив¬ная предназначенность делового текста находит свое отражение

в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному ха¬рактеру изложения, а тем самым и в стремлении к использованию стилистически нейтральных и/или книжных элементов. Это, в свою очередь, исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле — все это противоречило бы требованию точности деловой речи.

5. Сказанное определяет и требование однозначности, харак¬терное для деловой речи. (Отметим в этом плане различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность). Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка (ясно, что эта тенденция органически связана с юридичес¬кой силой документа, не терпящей двусмысленности или, как го¬ворил

Л. В. Щерба, «кривотолков»); таковы, например: постанов¬ление, резолюция — в канцелярском подстиле, истец, ответ¬чик — в юридическом подстиле, свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение — в дипломатическом. Не случайно иссле¬дователи отмечают, что «Профессиональные идиомы, сложившиеся в деловой письменной речи, выполняют ту же функцию, что и термины в научной речи». По той же причине характерно стремление не употреблять в деловых текстах лично-указательные местоимения

он(она, оно, они), поскольку их использование в кон¬тексте — при наличии в нем более одного существительного того же рода — может противоречить требованиям точности и ясности изложения. Требованием логичности и аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняется обилие сложных кон¬струкций. Имеется в виду большая употребительность сложнопод¬чиненных предложений с союзами, передающими логические отно¬шения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность

всякого рода уточнений в тексте (при¬частные и деепричастные обороты, вставные конструкции), диф¬ференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что) и предлогов (типа на предмет чего). Перечисленные отличительные языковые черты делового сти¬ля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксичес¬кие) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации. Но не толь¬ко это составляет особенности норм официально-делового (канце¬лярского)

подстиля. II. Текстовые нормы делового стиля Все мы так или иначе, чаще или реже сталкиваемся в своей жизненной практике с необходимостью подать заявление, соста¬вить доверенность и т. п. Но при этом каждый раз мы, как правило, наталкиваемся на трудности, связанные со знанием (или, вернее, незнанием) формы документа. Таким образом, выясняется, что со¬держание культуры речи применительно к деловому общению не может быть ограничено лишь рамками лингвистики, это вопрос не только подбора языковых

средств, но и еще чего-то большего. Начало наших затруднений отно¬сится не к той стадии, когда мы уже трудимся над составлением самого текста документа, а к более раннему моменту, когда нам надо принять решение о необходимости составления того или иного документа. Иначе говоря, первое наше действие в этом плане — мыслительное — лежит в экстралингвистической (внеязыковой) сфере. Попробуем представить себе схему внутренней работы, про¬делываемой каждым в плане составления

какого-либо документа. 1. Пишущий (пока еще будущий пишущий), оказываясь свя¬занным со сферой официально-деловых отношений, сталкиваясь с какими-либо обстоятельствами в сфере деловых отношений, преж¬де всего должен дать себе достаточно ясный отчет о характере сло¬жившейся официально-деловой ситуации. Эта ситуация и диктует выбор соответствующего документа: если вам необходимо о чем-то просить какую-либо организацию (руководство этой организации), нужный документ оказывается заявлением; если вы проделали

для этой организации какую-то работу и хотите, чтобы вам ее оплати¬ли, это будет счет и т. д. Итак, первый этап в деятельности пишу¬щего в сфере делового общения: уяснение характера официально-деловой ситуации и выбор в соответствии с ней жанра документа. 2. Выбор жанра документа обусловливает необходимость зна¬ния формы (схемы) соответствующего документа. Предполагается (в идеале), что пишущему она знакома (в силу его профессиональной подготовки, из какого-

либо справочника или благодаря тому, что кто-то подсказал нужный ему образец). А вы¬брав соответствующий ситуации жанр документа, он выбрал тем самым и единственно возможную в данном случае форму докумен¬та. Под формой документа понимаются сумма его реквизитов и содержательно-компози¬ционная схема — их взаимосвязь, последовательность и располо¬жение. И только теперь, когда выбран жанр документа, а тем са¬мым и его форма, возникает проблема языкового

наполнения до¬кумента. Итак, схема обусловленности выбора в осуществлении реализа¬ции деловой речи такова: типовая официально-деловая ситуация —> жанр документа —> форма документа —> языковое наполнение до¬кумента. Приведем схемы организации текста некоторых наиболее рас¬пространенных в нашей жизненной практике документов. Первый из них — заявление. Составные части этого вида документов в их последовательности повторяют приведенный уже нами список реквизитов: (1) наименование адресата; (2) наименование адресан¬та

(заявителя); (3) наименование документа. Далее следуют: (4) формулировка просьбы (жалобы, предложения) и по возможности краткой, но исчерпывающей аргументации; (5) дата и (6) подпись. Схема расположения реквизитов заявления: Например: Начальнику отдела доставки почтового отделения 675000 Иванову И. И. Петрова Ивана Ивановича, проживающего по адресу: ул.

Чайковского, дом 76, кв. 000, телефон ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу сохранить за мной аренду абонентного ящика № 7214 на 2-е полугодие 2007 года. 07.04.2007 Петров Другой распространенный жанр документа, с которым нам приходится иметь дело, — доверенность: поручение кому-либо определенных действий, передача определенных прав дове¬рителя. Реквизиты доверенности: (1) наименование документа; (2) на¬именование доверителя (фамилия, имя, отчество, должность или адрес); (3) точное и исчерпывающее определение круга доверяе¬мых полномочий

или прав; (4) наименование доверенного лица (фа¬милия, имя, отчество, должность или адрес); (5) дата; (6) подпись. При этом доверенность получает юридическую силу только тогда, когда (7) подпись доверителя заверена какой-либо организацией — подписью должностного лица и печатью организации. Схема распо¬ложения реквизитов доверенности: Например: ДОВЕРЕННОСТЬ Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: ул.

Чайковского, дом 76, квартира 000, доверяю Петрову Ивану Ивановичу, проживающему по адресу: ул. Чайковского, дом 76, квартира 001, паспорт (серия, номер, выдан ) получить причи¬тающуюся мне за апрель 2007 года стипендию. 08.04.2007 Иванов Таким образом, в сфере культуры деловой речи действуют — наряду с языковыми нормами или, вернее, до них — нормы текстовые, регламентирующие построение текста документа, а точнее — нормы

«совокупности или совокупностей текстов», обладающих «предрешенной смысловой сеткой отношений». Здесь такие текстовые нормы регулируют закономерности реализации семантико-информационной структуры и правил ли¬нейного развертывания схемы жанра документа как особого семи¬отического феномена, т. е. определяют семантическую и формаль¬ную организацию текста документа и его частей. Основные различия между текстовыми и языковыми нормами сводятся к следующему: для текстовых норм важны

требования к построению определенных типов и частей текста, для языковых норм характерно ограничение возможности употребления языко¬вых единиц в контексте документа. Автономность этих двух типов норм доказывается возможностью нормативности одних при нару¬шении норм других, ср.: возможность языковых ошибок в правиль¬но построенном документе и, напротив, ошибочно построенный до¬кумент при общей языковой правильности. В процессе составления делового текста выбор его жанра иг¬рает

роль пускового механизма, включающего действие конкрет¬ных текстовых норм: в речевом сознании пишущего возникает не¬кий «образец», или эталон, покрывающий и общую схему текста документа, и его постоянные и переменные элементы, и их порядок и расположение. При этом текстовые нормы документов можно раз¬личать по степени жесткости / гибкости организации: в зависи¬мости от того, фиксируют ли указанные нормы такие признаки, как (а) набор параметров (реквизитов),

(б) их последовательность, (в) их пространственное расположение. Можно отметить по мень¬шей мере три степени жесткости текстовых норм. 1. Первый тип текста представляет собой образец-мат¬рицу. Он характеризуется фиксированностью всех трех основ¬ных параметров организации текста: (а) набора содержательных элементов (реквизитов), (б) их последовательности, (в) их простран¬ственного расположения.

Здесь имеет место наиболее жесткое ог¬раничение на все параметры, наиболее полная унификация доку¬ментов, таких, как, например, справка или доверенность. Жесткость организации делает схему особенно прозрачной, ср. приведенную выше схему доверенности. Для образца-матрицы существенной является фиксированная организация постоянных элементов содержания в таких типах текс¬тов, как готовые бланки справки или анкеты: в них на первый план выступает роль пробелов для обозначения переменных элементов в тексте.

Иначе говоря, составление таких документов пишущим резко ограничивает его свободу: ему в принципе прихо¬дится не сочинять текст документа, а отвечать на вопросы (как в анкете) или заполнять графы (как в справке или, в менее явном виде, в доверенности). И с точки зрения трудности составления документа образцы-матрицы требуют от пишущего минимума уси¬лий, постоянно прямо указывая на то, что и где он должен писать. Такая жесткость организации текста (и соответственно пере¬вес постоянных элементов текста над переменными)

может приво¬дить к дифференциации подобных документов по так называемым ключевым словам. 2. Второй тип текста представляет собой образец-мо¬дель. Он демонстрирует больший (по сравнению с образцом-матрицей) уровень гибкости нормы, большую свободу — при фиксированности двух основных параметров текста: (а) набора основ¬ных содержательных элементов (реквизитов) и (б) их последова¬тельности. Но и здесь форма документа достаточно жестка, см. при¬веденную

выше схему заявления, с единственным по существу «твор¬ческим» реквизитом: (4) формулировка просьбы (или жалобы) и ее аргументации. Эта жесткость и соответственно сила ощущения схемы позволяют пародийно обыграть форму документа, наполняя его в тексте художественного произведения совершенно не свойствен¬ным деловой речи материалом. Сюда же, к текстам типа образца-модели, относится большая часть разновидностей деловых писем. Для них, в частности, характерно размещение текста письма на бланке; тем самым оказываются

сообщенными такие рек¬визиты, как полное и краткое наименование организации-адресан¬та, ее почтовый адрес, номер телефона и телефакса, дата подписа¬ния и/или отправки документа. Ужесточение образца-модели может приводить к превраще¬нию текста документа в образец-матрицу. 3. Третий тип текста представляет собой образец-схему. Это наименее жесткий тип организации документа, характеризуе¬мого только одним параметром (а) фиксированности

набора основ¬ных элементов содержания (реквизитов), причем чаще всего имеет место употребление реквизита в качестве начального элемента, определяющего сам тип текста. Иначе говоря, характер действия текстовых норм определяет¬ся характером организации текста документа. Степень свободы выбора в процессе составления (построения) пишущим текста до¬кумента обратно пропорциональна степени фиксированности пара¬метров (реквизитов). На одном полюсе здесь предел жесткости ор¬ганизации

текста — фиксация переменной информации как запол¬нение пробела; на другом — предел степени свободы организации текста — обязательность лишь «шапки» документа. III. Языковые нормы: составление текста документа Типовое построение официально-делового текста выступает в качестве рамки, в которой пишущим совершается конкретизация текста документа — его языковое наполнение (сфера действия язы¬ковых норм), причем масштаб

самостоятельности пишущего зави¬сит от того, к какому типу текста-образца относится документ. В каждом жанре документа можно выделить те реквизиты, которые несут постоянную информацию и предполагают простую реальную «подстановку»: это наименования организации, должностного лица, фамилии и инициалов пишущего, заголовка документа, подписи, даты. От них принципиально отличны те реквизиты, которые несут переменную — конкретную — информацию, содержащую изложе¬ние сути дела, а иначе говоря, предполагают

работу пишущего по формулированию обстоятельств, материала и аргументации дела. Так, для счета таким «свободным» реквизитом оказывается мотивировка суммы, подлежащей выплате; для доверенности — точное и исчер¬пывающее определение доверяемой функции; для заявления — точ¬ная формулировка просьбы или жалобы и краткой аргументации. С переходом к изложению переменных элементов содержания делового текста возрастают диапазон поиска и возможности выбора языковых средств для передачи конкретных обстоятельств

дела — и соответственно возрастают трудности, стоящие перед составите¬лем текста документа. Трудности такого выбора касаются в основ¬ном двух языковых аспектов: (I) выбора лексики и лексических формул для адекватной передачи существа дела и (II) выбора грам¬матических средств — главным образом синтаксических конструк¬ций, составляющих синтаксической структуры делового текста. Но и в этом плане трудности поиска — и лексического, и синтаксичес¬кого — могут существенно облегчаться

за счет знаний (навыка) и речевого опыта пишущего. Можно отметить ряд стилистически окрашенных лексем-канцеляризмов, вне деловой речи, как правило, не употребляемых, таких, как: данный или настоящий (=этот); вышеуказанный (= названный ранее); нижесле¬дующий (= помещаемый далее); препровождать (= отправить, пере¬слать). Некоторые слова такого рода устарели, например, уже вы¬шедшие из употребления: сей (= этот), дабы (—

чтобы), буде (= если). В то же время без некоторых слов этого ряда бывает трудно обойтись. В целом в деловой речи наметилась тенденция: там, где уста¬ревшие или устаревающие слова могут быть без ущерба для содер¬жания заменены другими, отдавать предпочтение последним (это упрощает изложение, приближает деловой текст к современной об¬щелитературной речи), так что каковой и таковой спокойно могут быть заменены на который и такой, хотя в некоторых руководст¬вах по деловой речи о них все еще

спорят. Наряду с этим в официально-деловой речи существует боль¬шой набор стандартных выражений (словосочетаний), с помощью которых в деловых письмах передается определенная семантическая информация, например: (а) предупреждение: по истечении срока в противном случае ; (б) мотивация действия: в порядке обмена опытом в порядке исключения ; (в) причинно-следст¬венные отношения: в соответствии с протоколом согласно Ва¬шей просьбе Характерно, что список устойчивых сочетаний, специфичных для научной речи, включает в

себя ряд выражений, в той же мере специфичных и для деловой речи, таких, как: вместе с тем, в свою очередь, на том основании, что и др. П. Наряду со стандартизованными лексикой и лексическими формулами следует отметить стандартизацию средств грамматики в официально-деловой сфере. В области морфологии для деловой речи более всего типично преобладание имени над глаголом, высокая про¬дуктивность отглагольных существительных для называния дейст¬вий, особенно на -ние.

Это обусловлено тем, что су¬ществительное выступает здесь как «ярлык», подводя данный слу¬чай, событие под ряд других — однотипных и потому значимых в сфере деловых отношений. С этим связана и такая особенность де¬ловой речи, как так называемое семантическое расщепление ска¬зуемого, то есть предпочтение глагольно-именного сказуемого (при¬нимать участие, оказывать помощь, производить осмотр) гла¬гольному сказуемому (участвовать, помогать, осматривать).

Наиболее велико число синтаксических особенностей деловой речи. Это связано с наличием набора готовых синтаксичес¬ких конструкций, представляющих собой отработанные конструк¬тивные средства для выражения стандартных элементов смысла, т. е. блоков и схем с определенным семантическим содержанием. Так, П. В. Веселов, говоря о специфике языка деловых писем, отме¬чает, что стандартизацию здесь «следует рассматривать не столько как канонизацию конкретных выражений, сколько

как стандарти¬зацию их моделей». В результате можно грамматическую характе¬ристику «процесса составления стандартного письма свести к вы¬бору синтаксических конструкций», передающих типовые дейст¬вия и обстоятельства рассматриваемого дела. Соответствен¬но выделяется ряд моделей синтаксических конструкций и вариан¬тов их реализации, например: Доводим до Вашего сведения или Напоминаем, что Просим + инфинитив; Направляем или

Гаран¬тируем + дополнение в винительном падеже. Регламентация языка документов затрагивает также синтак¬сические особенности словосочетания. Так, в ГОСТах — специаль¬но разрабатываемых и официально распространяемых сборниках инструкций и правил составления документов (от «Государствен¬ный стандарт») — рассматривается сочетаемость ряда ключевых (типовых) слов, например: «приказ — издается, должностные ок¬лады — устанавливаются, контроль — возлагается на кого-либо или осуществляется, выговор — объявляется, порицание — выносится».

Не меньшее внимание в этом ГОСТе уделено по¬рядку слов: в деловой речи преобладает прямой порядок следова¬ния главных членов предложения (подлежащее + сказуемое); вы¬несение обстоятельства или дополнения на первое место служит их подчеркиванию; место согласованного определения — перед опре¬деляемым словом, а несогласованного — после определяемого сло¬ва; место обстоятельства степени — перед прилагательным, а до¬полнения — после него; место дополнения — после глагола, в по¬рядке «прямое — косвенное» (передать + что + кому); место

обсто¬ятельства образа действия (наречий на -о, -е), меры и степени, при¬чины и цели — перед глаголом-сказуемым (если на них не падает логическое ударение), а обстоятельств образа действия, выражен¬ных иначе, — позади глагола. С порядком слов связаны и отдельные текстовые формулы, например, последовательность расположения «волеизъявление пи¬шущего + формулировка поручения + срок» (Приказываю т. Ива¬нову представить отчет 01. 05. 74), а не иначе.

Следует отметить две особенности языка документации, нося¬щие этикетный характер. Первая — орфографическая, она связана с написанием с про¬писной буквы местоимений Вы и Ваш в качестве вежливого обра¬щения (в письменной речи) к одному лицу. Вторая этикетная особенность связана с вопросом: от какого лица должно строиться изложение текста в документе — от перво¬го или третьего? Способ изложения от третьего лица — безличный, от имени организации

ее структурного подразделения (типа «Ми¬нистерство считает возможным »); в приказах («Приказываю:») или заявлениях («Прошу ») употребляется первое лицо единственного числа; впрочем, автор делового письма может строить изложение и от первого лица множественного числа («Напоминаем, что ») — тем самым он выступает как представитель организации, ее части. Заключение «Динамика нормы официально-деловой речи» Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандар¬тов письменной речи, необходимых в официально-

деловых отноше¬ниях. Эти стандарты включают в себя как формы документации (набор, последовательность и расположение реквизитов), так и со¬ответствующие им способы речевого изложения. Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое под¬тверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации — вне¬сения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации.

Это касается обеих сторон документа — его формы и его языка. В настоящее время текстовые и языковые нормы деловой речи испытывают давление со стороны все шире развивающегося спосо¬ба составления, хранения и передачи документов при помощи элек¬тронно-вычислительной техники. Имеет место «автоматизация ин¬формационных процессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой прозы».

По его мнению, деловая проза «всегда внутренне формали¬зована», это «лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в целом, в то же время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектом механизации», благо¬даря «регламентирующему действию формальной модели, лежа¬щей в основе данной области производственных отношений». Одним из результатов этого явилось то, что организационно-распорядительные документы (обслуживающие внутреннюю сто¬рону деятельности организации) стали регулярно

включать в схе¬му документа (для всех жанров) реквизит — пояснительный «заго¬ловок к тексту». Такой заголовок выступает по существу как анно¬тация документа в форме предложно-падежной конструкции: пред¬лог О + название управленческого действия + указание на объект этого действия, типа О рекламации партии новых бланков. При вводе документа в компьютер этот заголовок служит базой для превращения предложно-падежного сочетания (О рекламации) в слово-дескриптор в именительном падеже (Рекламация ).

По традиции было принято начинать текст акта с текстовой формулы: «Мы, нижеподписавшиеся, » (что и было закреплено в ГОСТах); но вот ГОСТ 6. 39-72 отменил это привычное начало, рег¬ламентировав в данной позиции текста другую текстовую формулу со значением «основание»: «В соответствии с приказом директора завода » Таковы те немногие изменения, которые можно наблюдать в последнее время в регламентации языка официально-деловой до¬кументации. Список литературы 1. «Стилистика и культура речи»

Т.П. Плещенко; ТетраСистемс 2001 г. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 3. «Культура русской речи» Л. К. Граудина



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Толстой Тетерев и лиса
Реферат А. И. Герцена факультет коррекционной педагогики Тема: коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития на урок
Реферат Администрация костромской области постановление от 31 марта 2009 г. N 144-а об областной целевой программе "развитие субъектов малого и среднего предпринимательства костромской области" на 2009-2013 гг
Реферат Медные сплавы
Реферат История и главные положения современного маркетинга
Реферат 11 августа 2011 года, Махачкала
Реферат 1 Об’єктивна необхідність впровадження концепції сталого розвитку в Україні
Реферат Способы образования самостоятельных частей речи
Реферат Администрация церквей
Реферат Особенности заключения и исполнения договора страхования гражданской ответственности организаций
Реферат Телефонная компания
Реферат Судебно-медицинское исследование трупа
Реферат Archimedes Essay Research Paper Few certain details
Реферат Язычество дпевних славян
Реферат Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развития науки и техники