Готовимсяк занятию.К вопросу планирования и технологии проведенияличностно-ориентированного занятия. В начале давайте честно признаемся друг другу, что хотя современные занятия вдетском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативным по формам иметодам проведения и так далее, но все же их далеко не всегда можно считатьличностно-ориентированными. Часто мы под личностно-ориентированным занятиемпонимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя
свою задачу, преждевсего в том, чтобы создать, эмоционально-положительный настрой группы наработу. Широко используются различные формы занятий с увлечением , насыщенныеиграми и самостоятельными творческимиделами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным,более результативным, но еще не дает основания считать еголичностно-ориентированным. Дляпоследнего недостаточно создать в группеблагожелательную творческую атмосферу.
Суть личностно-ориентированнойпедагогики заключается в постоянном общении к субъективному опыту детей, копыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом признаниесамобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуетсяпересмотр ряда привычных профессиональных позиций. 1. Опора на субъективный опыт ребенка. Педагог сообщает детям знания в строгой, логической последовательности. Но любоезнание особенно новое должно опираться на субъективный опыт ребенка,его интересы, склонности,
устремления, индивидуально-значимые ценности, которыеопределяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. В процессеобщения на занятия происходит не только одностороннее воздействие педагога наребенка, но и обратный процесс. Ребенокдолжен иметь возможность максимально использовать свой собственный, ужеимеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочнопринимать усваивать все, что сообщает ему педагог. В этомсмысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры,
носителиразнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замыселличностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержаниеиндивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самымдобиться личностного усвоения этого нового содержания. Педагог должен продумать не толькото, какой материал он будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. Приорганизации личностно-ориентированного занятия профессиональная
позиция состоитв заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержаниюобсуждаемой темы. Нужноподумать, как обсуждать детские версии не в жестко-оценочной ситуации правильно - неправильно , а в равноправном диалоге. Только в этом случае детибудут стремиться быть услышанными взрослым.2. Знание психофизических особенностей. Обычно,готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий емуиспользовать задания разной степени трудности.
Подбордидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует отпедагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе сматериалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющихребенку работать с одними тем же содержанием, предусмотренным программнымтребованиям, но передавать его при этом различными способами словом,знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и так далее.
Конечно,ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность вработе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор ииспользование его в ходе занятия требуют особой подготовки, и прежде всегознания психофизических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно ихиспользовать в процессе усвоения.3. В роли равноправныхпартнеров. Неменее важны сценарий занятия и его режиссура . Общение на занятиях должнобыть построено таким образом,
чтобы ребенок мог сам выбирать наиболееинтересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболеепроявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационныеметоды работы на занятии установочные, содержательные, инструктивные - кфронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы к индивидуальным.Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых,мотивационно - потребностных особенностей детей и возможностей их проявления входе занятия.
Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектироватьвсе возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничествамежду партнерами по познанию. 4. Рекомендации к подготовке занятия. Разработкагибкого плана включает в себя. Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность
детей к содержанию, в виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы . Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий . Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия Использование разных форм общения монолога, диалога, полилога с учетом их личностных
особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге ребенок - педагог и ребенок - дети . Планирование результативности занятияпредусматривает обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности. анализ результатов групповой и индивидуальной работы
внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату. 5. Рекомендации к проведению занятия.Следуетиспользовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющиераскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.Необходимо создать атмосферузаинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей киспользованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Педагог должен поощрятьстремление детей предлагать свои собственные способы работы выполнениязадания , анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, истремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.Следует предлагать такие задания,которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала словесную,графическую, условно-символическую .Педагог должен создавать такиеситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу,
самостоятельность,избирательность к способам работы.Нужно обсуждать с детьми нетолько то, что мы узнали чем овладели , но и то, что им понравилось и непонравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать подругому.Итак,подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми 1. Конструированиедидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места ивремени
его использования.2. Продумываниепедагогом возможностей для самопроявления детей.3. Проведениенаблюдений за детьми, отслеживание их развития.4. Предоставлениедетям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.5. Поощрениевысказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.6. Стимулированиедетей к активным действиям по усвоению знаний.7.
Стремлениек созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.8. Привлечениедетей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.9. Использованиеличного опыта каждого ребенка.10. Создание походу занятия трудных ситуаций , как возможностей применить новые знания.11. Продуманноечередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.6. Основныекритерии анализа личностно-орентированного занятия.1.
Созданиепедагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.2. Сообщениестаршим дошкольникам не темы, но и целей, форм работы.3. Гибкостьорганизации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.4. Стимулированиедетей к выбору различных способов выполнения деятельности.5. Использованиедидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностнуюизбирательность.6.
Активизацияличного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.7. Преобладающаяформа общения диалог, полилог.8. Предпочитаемыеформы работы изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решениетворческих задач, анализ .Статья подготовлена поматериалам журнала Директор школы
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |