Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогический коллектив и его развитие

ПЕДАГОГИКА. Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки. Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание – функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия.

Воспитание возникло с возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание, методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся официальная педагогическая

политика строится в расчете на то, чтобы система воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах, экономических условиях, идеологии, науке и т.д. Понятием воспитание в теории и практике именуют также социальное целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется ввиду всё формирующее личность пространство: школу, семью, влияние среды на личность, воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная

среда. Существует и третье толкование понятия воспитание: управление процессом развития личности. Задачи педагогической науки. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач. Постоянные задачи. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

Закономерности в педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные – удовлетворяющие определённым критериям: • объективность связи, т.е. независимость от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия. • всеобщность, т.е. проявление

связи в работе любого учителя, который следует предписаниям данной методики. • повторяемость, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях. Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании. Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются отвлекающие временные психические состояния школьников. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, т.е. непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся также является постоянной

задачей педагогической науки. Изучение, оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения. В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции: • изучение, оценка и обобщение передового и отрицательного педагогического опыта. • применение компьютерных

технологий как инструмент фиксирования, классификации, хранения и распространения педагогического опыта. В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования,

совершенствованием педагогической деятельности, системами управления. Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов исследований в практику. Разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики также относится к постоянным задачам. Временные задачи. Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота отражают разнообразные задачи,

условно выделяемые как временные: • Создание библиотек электронных учебников; • Разработка тестов уровней педагогического мастерства; • Разработка стандартов педагогического профессионализма; • Выявление типичных стрессоров в работе учителей; • Создание дидактических основ обучения хворающих школьников; •

Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками; • Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик; • Анализ причин возникновения познавательной лености студентов; • Природа стимулов учебной активности будущих учителей; и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки.

Система педагогических наук. Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что приводит к тому, что формируются

и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те, которые имеют многовековую историческую давность. В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать: • Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией,

медициной. • Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. • Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для построения вузовской педагогики. • Педагогика профессионально-технического образования.

Изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. • Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования • Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено несколькими факторами: 

Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.  Фактор преемственности со школьной педагогикой.  Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми. •

Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии. • Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в

ВУЗах. • Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и совместного образования детей и взрослых. • Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального,

здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с медициной и геронтологией. • Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. •

Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют давать научное толкование образовательным традициям, системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт международного опыта. • Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы

и средства воспитания детей и взрослых без слуха. • Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения. • Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в развитии мышления Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике предопределяется

масштабами рождения детей с аномальным развитием. • Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций.

Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок. • История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов

различным дисциплинам. В методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образования – дидактики. Связь педагогической науки с другими науками. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного

подхода к объектам исследования. Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Педагогика связана с психологией. Между ними существует ряд взаимосвязей, например: • Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание и образование – это целенаправленное изменение личности. •

Показатели и критерии обученности и воспитанности личности: степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, скоростью воспроизведения знаний, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации; воспитанность фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Своеобразным мостом между психологией и педагогикой выступают педагогическая

и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами, психологические исследования других областей образования. Межнаучные коммуникации педагогики и психологии имеют место в методах исследования и в той и в другой отраслях знаний. Многие инструменты психологического научного поиска служат и решению педагогических задач: психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.

Педагогика связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием ребёнка являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией.

Будучи наукой об обществе, как целостной системе, об отдельных составляющих её компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. В социологии развиваются и такие специальные ветви, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества, социология города, социология деревни, социология здоровья и др.

Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании находит опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие. Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук.

Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников. При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография,

этнология, история, технические науки. Педагогический коллектив и его развитие. Особенности управления образовательными учреждениями. Аттестация педагогических кадров. Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического

коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии. Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей

творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» . В законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей

развития и образования в России. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. Современная школа развивается в условиях рынка, новых

экономических отношений. Закон РФ «Об образовании», решения Министерства образования, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. В решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности.

Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и детского самоуправления. Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную

инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей. Деятельность любого образовательного учреждения регламентируется и «Типовым положением» о соответствующем типе образовательного учреждения Согласно закону об образовании каждая школа самостоятельно разрабатывает и принимает устав. В уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведётся обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, структура финансовой

и хозяйственной деятельности, регламентируются режим дня и порядок управления. Требования к руководителю школы. Организация, чёткий порядок, система… Но, не снижая значения организации, следует всё же отметить решающее значение личности руководителя. Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива.

Есть качества, исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся: • Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор должен обладать глубокой общей подготовкой, должен следить за основными событиями в стране и за рубежом, быть осведомлённым в вопросах науки и культуры, иметь тонкий художественный вкус, знать современную педагогику и психологию. Только образованный человек может руководить современной

школой. • Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создать должные условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство. Быть способным уметь снабжать школу необходимыми материалами и пособиями. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых больших трудностей в работе современной

школы. • Человечность, душевность. В последнее время уделяется много внимания гуманизации труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом. Директор школы должен пользоваться уважением всего коллектива.

Его поведение в школе, дома, в общественных местах всегда под пристальным наблюдением внимательных глаз. Не только слова и поступки, но даже костюм и причёска, улыбка и голос – всё оказывает влияние на формирование личности подростка, на характер работы учителей, на вкусы и взгляды многих людей. Директор школы несёт особую ответственность за воспитание молодёжи. Вот почему вопросам формирования личности руководителя школы придаётся такое важное значение.

Директору простят любую строгость и даже ошибку, но не простят лицемерия, фальши, нравственной нечистоплотности. Высокий культурный и общепедагогический уровень руководителя школы весьма положительно влияет на весь педагогический коллектив, порождает особый стиль работы: люди тянутся к знаниям, к современным методам работы, повышают общую культуру. В такой обстановке педагоги глубже проникают в духовный мир детей, обсуждают новинки научной и педагогической литературы, говорят о музыке, живописи, литературе, следят

за своим внешним видом, речью. Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. Обеспечивает условия для нормальной деятельности всех работников школы и детей. Деятельность директора школы по данному аспекту проводится в трёх направлениях: • Обеспечение медицинского осмотра детей и лечение тех школьников, которые в этом нуждаются. • Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущение перегрузки

и перенапряжения детей. • Строгое соблюдение правил техники безопасности в классах, лабораториях, мастерских, спортивном зале, во время соревнований, походов и т.д. Распределение обязанностей. Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей, подготовки циклограммы управления. Необходимо определить круг должностных обязанностей и прав всех руководителей школы. Распределение обязанностей и поручений в школе идёт по четырём направлениям: • между членами

администрации • между педагогами • между учебно-вспомогательным персоналом и техническими работниками • на уровне актива учащихся. Чёткое распределение обязанностей между директором и заместителями исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создаёт возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов администрации. Директор должен всячески поддерживать авторитет и значение своих заместителей, не должен отменять их

решения, должен способствовать их выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он этот вопрос должен разрешить наедине, убедить , но перед лицом коллектива администрация должна выступать единым фронтом. Запланированная чёткость в организации обеспечивает решение многих вопросов обучения и воспитания с максимальным учётом индивидуальных качеств педагогов и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член педагогического коллектива получает посильное справедливое задание, у каждого

имеется право выбора. Научная организация управленческого труда не может быть полной, если директор не сумеет организовать деятельность врача, библиотекаря, технических работников, бухгалтерии, лаборантов, повара и т.д. Для этих категорий работников необходимо составить график рабочего времени, изучить и точно расписать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый работник. Такие инструкции организуют труд работников сферы обслуживания и облегчают контроль за их деятельностью.

В этих инструкциях с учётом особенностей школы нужно перечислить обязанности и предусмотреть создание необходимых условий, обеспеченность инвентарём, вопросы техники безопасности и т.д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозможных необдуманных сиюминутных поручений и слабой работы обслуживающего персонала. Внедрение в практику основных требований научной организации труда в значительной степени зависит от

тех условий, которые создаются для всех работников в школе. Речь идёт прежде всего об элементарном порядке, экономии времени, материальном обеспечении, педагогической культуре, ответственности сотрудников за порученное дело. Только комплексная деятельность администрации, учителей и воспитателей по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате

сил и времени. Аттестация педагогического персонала. Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда педагогов, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда. Аттестация педагогов проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Аттестация проводится по желанию педагогов.

Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, зарплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения II квалификационной категории – в школьную аттестационную комиссию, для получения I квалификационной категории – в районную аттестационную комиссию, для получения высшей квалификационной

категории – в областную аттестационную комиссию. Присвоение званий происходит на основе документальных материалов: стаж работы, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации, анализа педагогической деятельности и результатов работы. Квалификационные категории присваиваются исключительно за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов образования имеют право на получение этих категорий при условии педагогической работы и соответствующего стажа наравне с другими

педагогами. ПРИЛОЖЕНИЕ к экзаменационной работе по курсу «ПЕДАГОГИКА». студента Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга Лапова Андрея Викторовича, группа 82/с. * * * 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Типовое положение о спецшколе 3.

Типовое положение об аттестации 4. Постановление о разрядах труда по ЕТС 5. Письмо Министерства образования об аттестации ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ).

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная политика в области образования 1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. 3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. 5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных

движений и организаций (объединений) не допускаются. Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам

человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования 1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя

Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. 2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: • разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной

власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; • регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской

Федерации; • вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. 3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования. 4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 4. Задачи законодательства

Российской Федерации в области образования Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: 1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и

развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих

социально-экономических условий для получения образования. 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных

образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических

подходов. 7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются

Законом РСФСР "О языках народов РСФСР". 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и(или) уставом образовательного учреждения. 4. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на

родном языке. 5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами. 6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности. Статья 7. Государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной

власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. 2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. 4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. 5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет.

Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 8. Понятие системы образования Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: • преемственных

образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской

Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных

программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным

образовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и(или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные

программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений. Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и(или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим

правопреемникам. 2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и(или) органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации. 3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 11-1. Негосударственные образовательные организации 1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации. Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми

Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. 8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).

Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. 9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими

дополнительных образовательных программ. Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной

основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) источников

и порядка формирования собственности образовательного учреждения; г) осуществления предпринимательской деятельности; 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б)структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации

и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. 3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного

учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. 4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

• развитие общества; • укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; • интеграцию личности в национальную и мировую культуру; • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование

этого общества; • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный

выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать

дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует

возможности учреждений культуры. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных

учебных планов и программ курсов, дисциплин. 2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального

образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные

учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные

учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных

учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных

общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению

их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления

их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную

помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени

образования определяются уставом образовательного учреждения. 3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. 4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном

учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. 6. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения

им основного общего образования. 7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. 8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных

(в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том

числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим

Законом. 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.

Статья 21. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения им



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нюрнберг в изображении немецких романтиков о характере средневековой городской ауры в новелле ЭТА
Реферат Социальная защищенность таможенных органов
Реферат Лекции по философии Кандидатский 2004г
Реферат Выбор основных параметров, расчет и конструирование тепловозов
Реферат Чудесный костюм цвета сливочного мороженого
Реферат Прокурорский надзор за исполнением административного законодатель
Реферат Implied Attitudes In The Work Of Kate
Реферат Системный подход к управлению качеством продукции
Реферат Flat Tax Essay Research Paper Dear Colleague
Реферат Cloning Essay Research Paper In Case You
Реферат Внешняя политика Ирака в 1971-75 гг.
Реферат I. Прочитайте следующие слова, запомните их произношение и значение
Реферат Внешние эффекты и их регулирование. в экономике
Реферат Семья: быт и проблема образа жизни
Реферат Комплексный метод оценивания дополнительных аудиторских рисков, возникающих в условиях компьютерной обработки данных, на основе современных информационных технологий