Краткая аннотация: Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков.
Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Программа социальной адаптации подростков Обоснование: Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества,
так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста.
Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром. Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности
человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект. Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты: умение предвидеть
последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации; способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям; уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи); способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения. Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком
ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми. То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных
ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей. Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме. Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка. Задачи: 1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. 3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара. Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: 1.Групповая деятельность – социально-психологический тренинг. 2.Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик». Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10-12 человек. Объём тренинговой работы – 21 час. Режим работы: тренинг – семь 3-часовых занятий 1 – 2 раза в неделю;
индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу. Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования. Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга). При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического
программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на
механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей
индивидуальной коррекции. Шаги реализации коррекционно-развивающей программы. 1.Измерение социального интеллекта подростков. 2.Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге. 3.Проведение социально-психологического тренинга, состоящего
из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час. 4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков. Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание; 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков; 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации; 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов
взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями; 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения; 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции; 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста. Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную
и групповую коррекцию – 2 – 3 месяца. Занятие №1 Цели: создание благоприятных условий для работы группы; принятие правил работы; определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников; начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения. 1.Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест). 2.Принятие правил работы в группе. 3.Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе. 4.Игра «Встаньте в круг». Назначение: создание общей атмосферы тренинга; построение доверительных отношений участников. Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши.
Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток. Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг. 5.Игра «Меняются местами те, кто…» (2, №5, с.66).
Назначение: интенсивное физическое взаимодействие; создание общей атмосферы тренинга; диагностика динамики поведения участников. 2.Упр. «Мои добрые дела» Назначение: развитие умений анализировать свои поступки; настрой на доброе отношение друг к другу. Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом. 3.Разминка. Изобразить, как ходит: глубокий старик; младенец, только начавший ходить; солдат; пьяный; влюблённый, ожидающий свидания; робот; горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость. 4.Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28). Назначение: формирование доверия к самому себе; развитие умений думать о себе положительно. 5.Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…» Дата занятия Тренинговое имя 1)Во время занятий я понял, что… 2)Самым полезным для меня было… 3)Я был бы более откровенным, если… 4)Мне не понравилось… 5)Больше всего мне понравилось, как работал (а)… 6)На
следующем занятии я хотел бы… Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия. 6.Подведение итогов. Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?» Занятие №2 Цели: способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа; совершенствовать коммуникативные навыки. 1.Приветствие «Я рад тебя видеть».
2.а) Анализ анкет «Откровенно говоря…» б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения. 3.Упражнения на представление чувства собственного достоинства (модификация пр.5, с.22). Участники перебрасываются мячиком и объясняют. I.а) «Ругать – это значит…» б) «Если человека ругают, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают. Обратная связь: какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры; какую позу принял
бы, если бы сам был своим «скульптором». II.а) «Хвалить» – это значит…» б) «Если человека хвалят, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят. Обратная связь – аналогично I. Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно. Назначение упражнения: проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей; Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
4.Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67). 5.Упр. «Список претензий» (3, с.54) Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя. 6.Игра «Воздушный шар» (3, с.71). Назначение: демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться; подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
7.Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди. Назначение: снятие напряжения и усталости. 8.Откровенно говоря… 9.Подведение итогов. Занятие №3 Цели: способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения; формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям; возможная коррекция восприятия участниками др. людей; развитие внеязыковых средств общения.
1.Приветствие (невербальное). 2.Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3.Психологический этюд «Замочная скважина». Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет). 1)впечатления от поступка этого человека; 2)в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия. Назначение: обеспечение личностной конфиденциальности участников; возможная коррекция поведения.
4.Упр. «Грани сходства» (3, с.68). Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других. 5.Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9). Назначение: развитие невербальных средств общения; формирование более свободного стиля общения. Невербально выразить два противоположных состояния: гнев и спокойствие; усталость, бодрость; разочарование, восхищение; обида, прощение; печаль, радость; волнение, безмятежность; досада,
удовлетворённость; сомнение, уверенность; 6.Разминка «Путаница» (6, с.111). Назначение: групповое сплочение. 7.Конструирование образов. Психодрама. 1.Конструирование образов подростка и его друга. 2.Ролевое проигрывание созданного сюжета. Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов) Назначение: выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы
со сверстниками; формирование эффективных способов общения. 8.Откровенно говоря… 9.Подведение итогов. Занятие №4 Цели: продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации; выявить индивидуальные особенности общения; формировать эффективные способы общения. 1.Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга.
Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга. 2.Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3.Упр. «Ассоциации» (5, с. 11). Назначение: дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие; коррекция собственного восприятия других людей. 4.Ролевая гимнастика (5, с. 16). Продекламировать «У лукоморья…» Назначение: снятие напряжения; подготовка к ролевым играм.
5.Конструирование образов. Психодрама. 1.Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения. 2.Ролевое проигрывание созданного сюжета. Назначение: выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми; совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения; корректировать восприятие подростками других людей. 6.Откровенно говоря… 7.Подведение итогов.
Занятие №5 Цели: Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач; Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях. 1.Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…» 2.Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии. 3.Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы: Куда поехать летом на каникулы? Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме? Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению? При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники. 2.Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35). Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением. 3.Упр. «Грани различия» (3, с.77). Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык. 4.Упр. «Установить контакт с группой»: 1)грубияны; 2)самоуверенные, считающие себя «избранными». Назначение: дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.
5.Разминка. Упр. «Сплетня». Назначение: снять усталость; продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица». 8.«Необитаемый остров» (3, с.79). Назначение: усилить чувство необходимости слушать друг друга; продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств; развивать навыки общения. 9.Откровенно говоря… 10.Подведение итогов. Занятие №6.
Цели: Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения; Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3.Психологический этюд «Одиночество». Назначение: Анализ причин, порождающих одиночество; Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
Побудить к стремлению постоянно работать над собой. 4.Игра «Испорченный телефон жестов» (6, с. 236). Назначение: Снятие напряжения; Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими. 5.Психологический этюд: «Как я справляюсь со своими проблемами» (пантомимическая метафора). Назначение: снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия; закрепить доверие группе.
6.Упражнение «Метафора на себя» (6, с.242) Назначение: развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других; активизировать самосознание, взаимное принятие. 7.Социометрия у стены (6, с.247). Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть. 8.Откровенно говоря… 9.Подведение итогов. Занятие №7.
Цели: формирование чувства собственной значимости; активизация ресурсных механизмов возраста. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3. Упражнение «Связующая нить» (5, с.18). Назначение: формирование чувства близости с другими людьми; формирование чувства собственной значимости. 4.Техника «Семейный портрет» (6, с.243). Назначение: углубить обратные связи, видение друг друга; стимулирование процессов самосознания; выражения
и рефлексии межличностных отношений. 5.Работа с метафорой Ж.Туре «История желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение. Назначение: преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка; активизация ресурсных механизмов возраста. 1.Откровенно говоря… Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.
Литература: 2.Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5. 3.Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4. 4.Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод. разработки соц психологического. – М. Новая школа,
1996. 5.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М 1997. 6.Свистун М.А. Программа соц психологического тренинга общения для старшеклассников. 7.Цукерман Г.А Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М Интерпракс, 1995. Результативность работы. Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень отдельных
интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка). Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству. Количественные изменения социального интеллекта иллюстрируют диаграммы предварительного и итогового
исследования (приведены результаты исследований социального интеллекта подростков, обучающихся в 9 кл. вечерней школы).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |