Реферат по предмету "Непознанное"


Русские монастыри

1. Русские монастыри в IX-XVI вв. Монашество - особая форма ?посвящения своей жизни? богу аскетизм, т. е. жертва земными сокровищами и радостями, удаление от суеты повсед- невного существования, вознесение молитв за себя и за других как основ- ное занятие в основе монашества лежит отшельничество. Поэтому вполне закономерно, что оно возникло на Руси вместе с принятием христианства. Появление последнего датируется IX в и тогда же по преданию были ос- нованы первые монастыри

Пустынно-Николаевский ?на Угорском? в Киеве и Вознесенский в Менске древнем Минске . В X в. упоминается Спасский или Спасов Белый, в Киеве. После массового крещения киевлян в конце X в. в следующем, XI в. появились уже 22 монастыря, что, несомненно, отражало успехи распространения христианства. Но что это были за монас- тыри? Судя по летописным известиям, многие из них вовсе не соответствовали

религиозным требованиям. ?Много монастырей говорит летописец по- ставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монас- тыри, как те, которые поставлены слезами, по,стом, молитвою, бдением Приводя эти слова летописца, С. М. Соловьев отмечает, что ?эти монасты- ри не были такие, какиенадобны были тогда для упрочения христианства, их монахи не были настоящими подвижниками Как следовало ожидать, больше всего, монастырей в XI столетии было основано в

Киеве - девять, из них два женских. Среди мужских были со- хранившиеся до наших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Право- бережье возникло еще четыре мужских монастыря в Луцке, Владимире-Во- лынском и два сельских. На Левобережье появилось тоже четыре мужских в Чернигове два , Переяславле и Новгороде-Северском. Всего два монас- тыря были основаны в Новгороде мужской

Юрьев и женский Петропав- ловский. Три мужских монастыря возникли в СеверогВосточной Руси в Ростове Авраамьев , Суздале и Торжке. Больше всего, таким образом, христиани- зация охватила Киевскую землю - на ней было основано 17 2 женских монастырей. Но почему так мало их было в Новгороде и Северо-Восточ- ной

Руси Видимо, процесс христианизации шел там медленно. Это находит кос- венное подтверждение в летописном рассказе о вооруженном сопротивле- нии новгородцев попыткам их крещения в конце X в. По археологическим данным, как установил В.Л.Янин, ?полную христианизацию Новгорода следует отнести, вероятно,к концу ХШ в. До конца XIII века рядом с име- нем, полученным при крещении, существует мирское имя

В берестяных грамотах до конца XIII в. христианские имена встречались очень редко С. М. Соловьев отмечал, что при Владимире умер в 1015 г. христианство распространялось преимущественно по узкой полосе, вдоль водного пути из Киева в Новгород, ?к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, да- же в самом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо иноки

Печерского монастыря будут проповедниками у витячей и мери и будут мучениками там летописец прямо говорит, что в его время витячи сохраняли еще языческие обычаи Даты основания первых монастырей - в IX и X вв могут быть и не- точными, а сведения о них - неполными. Так, по В. В. Зверинскому, первый монастырь в Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. и назывался ?Пустынно-Николаевский на Угорском у

С. М. Соловьева же сообщается, что первый монастырь был построен первым киевским митрополитом Ми- хаилом ?на горе против холма Перунова Видимо, что это один и тот же монастырь, но если его построил Михаил, то это произошло не в IX в а в конце X в. Тут же С. М. Соловьев приводит?иностранное известие, что киевский митрополит встречал Святополка и Болеслава Храброго в монас- тыре св. Софии о котором у

В. В. Зверинского не упоминается может быть, в этом ?иностранном известии? монастырем назван Софийский собор, построенный в XI в В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествую- щий период 71, в том числе 53 мужских и 18 женских. В княжествах на Правобережье и Левобережье появилось 13 2 монасты- рей, все в городах - Киеве 7 2 , Переяславле - 4, Каневе и Галиче. В Новгородско-

Псковской земле возникло 23 9 монастыря. В этом столетии новгородцы активно Заселяют и осваивают Приладожье, где появились 2 мужских монастыря. Остальные - в городах 17 7 в Нов- городе, 3 2 в Пскове и один в Старой Руссе. В Северо-Восточной Руси было основано 19 3 монастырей, в том чис- ле 14 городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире - 8 2 ,

2 - в Переяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Ярославле и Муроме тут был женский . На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные пото- ки из Новгородской земли и Северо-Восточной Руси Владимиро-Суздальской земли . Здесь были основаны 2 мужских монастыря - в

Вологде и Великом Устюге известный впоследствии монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с городом . Один женский монастырь возник в Рязанской земле в Пронске , 8 муж- ских - в Смоленске, 5 3 - в Белоруссии 4 3 - в Полоцке и 1 муж- ской - в Турове. Таким образом, из 71 18 монастыря 64 18 было основано в городах и только,

7 в сельской местности. Чем это объясняется? В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по существу, вполне независимыми феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко князья и бояре, со- стоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали ?обслуживание специалистов мо- нахов,

но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях ма- териального благополучия. Возросшее количество населения в городах обес- печило и рост численности монахов. В XIII в. основание монастырей продолжалось и до и после татаро-мон- гольского нашествия. К сожалению, многие монастыри датируются просто XIII в так что неизвестно, к какой половине столетия относится их появ- ление. Вероятнее все же, что они возникли после нашествия.

Вторжение татар нанесло огромный ущерб нашей стране. Были разруше- ны и сожжены многие города и села, погибли и уведены в рабство тысячи работоспособных и знающих ремесла людей. Но сколько же было уничтожено монастырей? Из основанных в IX-пер- вой половине XIII в как указано в источниках, на Украине и в Северо-Вос- точной Руси были разрушены в 1155 г. половцами 2 монастыря в

Переяслав- ле-Южном и 12 3 при нашествии Батыя. Кроме того, 13 2 монастырей, основанных там же в этот период, были ликвидированы неизвестно когда, но до царствования Екатерины II. Поскольку число разрушенных татарами мо- настырей явно занижено, а другие 13 монастырей позднее в источниках не упоминаются, будем считать, что они тоже были разрушены при нашествии. Тогда общее количество разрушенных монастырей составит 25 5 , в том чис- ле 22 4 городских и 3 1 сельских,

из них 10 4 в Киеве, 5 городских и один сельский на Правобережье Днепра, 2 городских и 1 сельский женский на Левобережье и 5 городских и 1 сельский в Северо-Восточной Руси. Но и это число, вероятно, неполно, так как часть монастырей могла быть уничтожена, но в том же столетии восстановлена. Посмотрим теперь, где основывались монастыри в

XIII в. В Киеве, на Правобережье, возникло 9 монастырей, в том числе 1 в Киеве, по 2 в Луцке и Владимире-Волынском и 4 сельских. Все они были мужскими. На Левобережье - 3 1 , из них по одному мужскому в Чернигове и Пу- тивле. В Новгородско-Псковской земле - 10 2 , из них 3 2 в Новгороде и 3 в Пскове. В Смоленске - один мужской.

В Рязани и Брянске - по одному мужскому. На Севере - 3, в том числе 2 в Великом Устюге и 1 в Вологодской зем- ле, на Кубенском озере. В Белоруссии - 5 1 , из них 4 1 в городах мужские в Полоцке, Брес- те и Пинске и женский в Турове. Больше всего было основано монастырей в Северо-Восточной Руси, ку- да после нашествия стало уходить население с опасного юга.

Здесь возник- ло 25 4 монастырей 6 4 в Суздале, 3 - в Ростове, по 2 - в Москве и Твери, по одному во Владимире, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Переяславле-Залесском, Старице, Юрьеве и Волоколамске и еще 4 сельских в Тверской земле. Исключив из общего числа основанных в

IX-XIII вв. монастырей те из них, которые разрушены, и те, которые позднее XIII в. не упоминаются по- лучим общее количество, монастырей, существовавших в конце XIII в. Больше всего монастырей, как и следовало ожидать, находилось тогда в Северо-Восточной Руси - 33 7 городских и 8 сельских,всего 41 7 мо- настырь. На втором месте была Новгородско-Псковская земля -

28 12 городских и 6 сельских, всего 34 12 монастыря. Довольно много оказалось на Украине - 18 городских и 5 сельских, все- го 23 монастыря, все мужские. В остальных районах было гораздо меньше 8 4 - в Белоруссии 7 в го- родах , 6 в Смоленске и 5 - на Севере 4 городских . Всего в конце XIII в. насчитывалось 120 24 монастырей, из низ 99 24 городских и 21 сельский.

Отметим существенное преобладание городских мо- настырей - они составляли 83 . Чем это объяснить? По-видимому, здесь сыграло роль распространение христианства сначала среди богатых и состоятельных людей, близких к князьям и живших вместе с ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и простые горожане принимали христианство скорее, чем сельские смерды. Динамика основания и особенности распространения монастырей под- тверждают, что

дата крещения Руси - 988 г условна и обозначает только начало активных действий правящей верхушки Киевского государства по христианизации населения. Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно видеть, что распространение христианства, начавшись в Киевской земле, пошло затем в НовгородскоПскёвекую и Смоленскую земли, в Белоруссию и потом в Се- веро-Восточную

Русь. Нашествие татаро-монголов ускорило заселение Севе- ро-Восточной Руси, и соответственно в ней возросло число монастырей. Необходимо в сйязи с этим остановиться на вопросе так называемой ?мо- настырской колонизации? Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно пока- зал, а И. У. Будовник не менее убедительно подтвердил, что говорить о ней не приходится, потому что монастыри

основывались в уже заселенных мес- тах и встречали сопротивление местных крестьян, понимавших, что это гро- зит им закабалением, все же понятие ?монастырская колонизация? продол- жает появляться в печати. На территорию Севера славяне приходят в IX в а к концу XII в. ори уже заселяют ее вплоть до Пермско-Вятской земли. По мнению некоторых исследователей ?монастырская колонизация?

Севера наблюдается уже в XI-XIII вв. Однако в XI в. там монастырей еще не бы- ло, в XII в основано лишь 2 монастыря в Вологде и Великом Устюге, в XIII в еще 3 в Великом Устюге и один на Кубенском озере, недалеко от Вологды. О какой же ?монастырской колонизации? можно тут говорить? Ее не было. Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но сведения об их источниках

скудны и отрывочны. Так, уже в XI в. Кие- во-Печерский монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича три волости с крестьянами - от Ярополка Изяславовича пять сел - от его до- чери села в Суздальской земле - от тамошнего епископа новгородский Юрьев монастырь получил в XII в. погост Ляховичи ?с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти,

и ловища на Ловати село Буйцы Изяслав Мстиславович дал новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII в. село Витославич с крестьянами и землями другой новгородский же монас- тырь, Антониев, получил от своего основателя - Антония Римлянина - куп- ленную последним землю Хутынский монастырь получил землю тоже от своего основателя - новгородского боярина. ?Не приходится сомневаться отмечал

И. У. Будовниц что и другие крупные монастыри, о землевла- дении которых источники не сохранили нам прямых известий, по самой природе своей также обладали землями и зависимыми людьми, причем мо- настырское землевладение уже в этот ранний период обнаруживало Тенден- цию к непрерывному росту Но наряду с ними существовали и мелкие частные монастыри владельцы которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам.

Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а, вкладчики, по- желав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно. С середины XIV в. начинается возникновение монастырей нового типа, которые основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обла давшими энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования земель, принимали пожертвования от соседей-феодалов ?на по- мин души закабаляли окрестных крестьян, скупали и выменивали земли, вели собственное хозяйство,

торговали, занимались ростовщичеством и пре- вращали монастыри в феодальные вотчины. Этот процесс, отмеченный еще В. О. Ключевским, хорошо был изучен И. У. Будовницем, который убедительно показал, что он был связан с деятель- ностью митрополита Алексея и основателя Троице-Сергиева монастыря Сер- гия Радонежского. ?Алексей отметил И. У. Будовниц вместе с великим князем

Дмитрием Ивановичем повсюду насаждал общежитейщяе монастыри, на которые как митрополиту, так и великокняжеской власти было опираться удобнее, чем на мелкие монастыри старого типа, находившиеся в полном под- чинении местных феодалов Дело здесь, конечно, не столько в политической опоре - мелкие монастыри не могли иметь политического значения сколько в том, что появление монастырей-вотчинников означало материаль- ное укрепление церкви в целом, превращало ее тоже в крупнейшего земле- владельца, возможность поддержать великокняжескую

власть деньгами, на- туральными продуктами и войском, набранным из зависимых крестьян. Земельные владения стремились приобрести не только монастыри, но и другие церковные организации митрополичья, архиепископские и епис- копские кафедры дома и крупные церкви - соборы. ?Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные дотации и земельные владения до середины XIV в. иерархи церкви были главными представителями несветского землевладения монастыри

с древнейших вре- мен и приблизительно до середины XIV в. не имели крупных земельных вла- дений и далеко уступали в этом иерархам церкви. Со второй половины XIV в. монастыри начинают приобретать владения и в дальнейшем, быстро обога- щаясь, оставляют далеко за собой иерархов церкви Основными способами приобретения земельных владений были пожалования великокняжеской, а впоследствии царской власти, дарения вклады светских феодалов, захват

земель у оставшихся еще свободных крестьян и их закабаление, а позднее - главным образом покупка земель у средних и мелких феодалов. К сожалению, общие данные о величине землевладения церковных иерар- хов и монастырей имеются только с XVII в и то весьма приблизительные. До этого времени о формировании церковного землевладения можно соста- вить некоторое представление только по числу монастырей. В. О. Ключевский полагал и

И. У. Будовниц с ним согласился , что все монастыри, основанные вне городов и их ближайшей округи, были земле- владельцами. Это логично поскольку монастырь основывался в отдалении от города, он должен был иметь свое хозяйство, т. е. владеть землей. Но бы- ли, конечно, и монастыри-землевладельцы, основанные в городах. Рассмотрим процесс основания монастырей в XIV-XVI вв. на террито- рии великорусских княжеств, поскольку именно эти княжества составили в

XVI в. единое Русское государство, и на присоединенных землях Приура- лья и Поволжья. В XIV в. началось возвышение Московского княжества и объединение под его властьюРусской земли. Политическая ловкость московских князей позволяет избежать татарских вторжений митрополит всея Руси избирает Москву своей резиденцией в относительно спокойных условиях развивает- ся феодальное хозяйство,

увеличивается население, успешно осваивающее свою государственную территорию. Неудивительно потому, что именно в этом центральном районе впоследствии получившем название Централь- но-Промышленного появляется наибольшее количество новых обителей 51 10 городской и 29 1 сельских монастырей. На западе страны, в Новгородско-Псковской земле будущем Озерном районе их было основано гораздо меньше 26 6 городских и 8 сельских, всего 34 6 монастыря.

Еще меньше возникло на севере - 4 1 городских и 17 1 сельских, всего 21 2 , и на юге, в будущем Центрально-Черноземном районе один городской и 4 1 сельских, всего 5 1 монастырей. По-прежнему в относительно густонаселенных Центральном и Озерном районах в городах основывалось намного больше монастырей, чем в сельской местности, на севере же, где крестьянство интенсивно осваивало землю, а го- родов было меньше, сельские монастыри преобладали.

Совсем не появилось новых монастырей в Смоленской земле Западном районе . Всего в XIV в. было основано 82 17 городских и 58 3 сельских, а вместе - 140 20 монастырей. Победа на Поле Куликовом, несмотря на последовавшее вторжение Тох- тамыша и разорение Москвы, существенно укрепила положение московских князей. В развернувшихся в XV в. феодальных войнах они одерживают верх над соперниками

Золотая Орда, раздираемая междоусобицами, слабеет. Про- должается освоение территории русских княжеств увеличивающимся населе- нием, а вслед за крестьянами идут монахи в XV в. в Центральном районе основаны 51 10 городской и 49 5 сельских, всего 100 15 монастырей, в Озерном - 24 9 городских и 49 2 сельских, всего 73 11 монастыря, на севере - 6 1 городских и 19 1 сельских, всего 25 2 монастырей, в

Смоленской земле - 2 мужских, в Черноземном районе - 3 городских и 2 сельских, всего 5 монастырей. В отличие от XIV в когда, уже было сказано, появилось значительно больше городских монастырей - 82 против 58 сельских, в XV в. было осно- вано почти столько же городских - 85 20 , но гораздо больше сельских - 120 8 , а всего -

205 28 монастырей. Рост числа сельских монастырей, не- сомненно, отражает успехи внутреннего крестьянского освоения территории страны. Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое государство способствовало укреплению церкви как феодальной организации. В сложив- шемся Русском государстве она сразу стала крупнейшим землевладельцем. Попытка отнять у нее землю, которую предприняло правительство в середи- не

XVI в окончилась неудачей - царское самодержавие еще нуждалось в поддержке церкви и не пошло на открытый конфликт в сложной обстанов- ке борьбы с потомками удельных князей и крупными землевладельцами-боя- рами, стремившимися ограничить власть царя. Строительство монастырей и, само собой разумеется, расширение земельных владений церкви продолжа- лось в возрастающем темпе вплоть до 1580 г когда окрепшее самодержавие и алчущие расширения своих владений боярство и дворянство все же доби- лись от церковников согласия

на запрещение монастырям приобретать земли от служивых людей. Но монастыри, как и раньше, расширяли свои владе- ния, получая от правительства свободные земли и призывая на них кресть- ян на льготных условиях. По истечении срока льгот крестьяне оказывались в крепостной зависимости от монастырей. В XVI в. в Центральном районе было основано 77 22 городских и 97 5 сельских, итого - 174 27 монастыря, в Озерном - 32 8 городских и 63 3 сельских, итого 95 11 , в

Западном Смоленской земле - 3 1 го- родских и 6 сельских, итого - 9 1 , в Северном районе - .7 1 городских и 63 3 сельских, итого 70 4 , а всего в этих четырех районах - 119 32 го- родских, 229 11 сельских, итого - 348 43 монастырей. Как и в XV в ко- личество новых сельских монастырей существенно превышает число городских. С переселением крестьян присоединенные Среднее и Нижнее

Поволжье и Южное Приуралье, а также в уже ранее заселявшееся Северное Приуралье там возникают и монастыри в Среднем Поволжье - 18 4 городских, 3 1 сельских, итого 21 5 , в Северном Приуралье - 4 городских, 6 сельских, итого 10 и в Южном Приуралье и Нижнем Поволжье в городах Уфе и Аст- рахани -

4 1 городских монастыря, а вместе с Черноземным районом по 13 1 в городах и селах всего в этих пяти районах появилось 39 6 город- ских, 22 2 сельских, итого - 61 8 монастырь. Всего в XVI в. возникло 158 38 городских и 251 13 сельских, итого - 409 51 монастырей. Таким образом, за три столетия, с XIV по XVI в было основано 325 75 городских, 429 24 сельских, а всего 754 монастыря, в том числе 655

муж- ских и 99 женских. Часть монастырей была упразднена по разным причинам. Наличное ко- личество составляло с учетом основанных ранее XIV в. в XIV в. 155 37 городских, 72 3 сельских, всего - 227 40 , в XV в 230 58 городских, 11 сельских, итого - 414 69 и в XVI в 369 92 городских, 402 22 сельских, итого -

771 1.14 монастырь. Как видим, если в XV в. количество монастырей увеличилось по сравне- нию с XIV в. на 200, то в XVI в. по сравнению с XV в уже более чем на 350 монастырей. Конечно, не все они владели землей кроме той, на которой были по- строены . Но хотя в источниках нет сводных данных ни в целом по стране, ни по одному какому-либо монастырю, не может быть сомнения в том, что у многих были владения и зависимые крестьяне, а ряд монастырей имел крупные

вотчины. Мы уже говорили о том, что некоторые монастыри полу- чали земли еще в XII в. Обратившись к данным по XVII в можно выделить крупные - по понятиям тогдашних чиновников - монастыри, имевшие свы- ше ста дворов крепостных крестьян, т. е. около 700 человек обоего пола. По- нятно, что такие владения обычно приобретались постепенно на протяжении долгого времени конечно, иногда монастыри получали крупные пожалова- ния от царей, членов царской семьи или бояр, но это все

же было не так уж часто . Так вот, в XIV в. таких монастырей было основано в Централь- но-промышленном районе 22 4 , сельских, итого - 28 4 , в других райо- нах 3 1 городских и 8 сельских, итого - 11 1 , всего - 39 5 , из них 8 монастырей имели в конце XVII в. свыше 2 тыс. дворов свыше 14 тыс. кре- постных крестьян .

Это были монастыри Кириллов-Белозерский более 5 Тыс. дворов , Ипатьев и Чудов более 3 тыс. дворов каждый , Спасо-Ев- фимьев и Покровский женский , суздальские, Симонов и Вознесенский женский , Московские, и Борисоглебский, ростовский ?на Устье? более 2 тыс. дворов каждый . В XV в. возникло 32 4 таких монастыря, из них 17 4 в

Центрально- промышленном районе, среди них Новоспасский московский и Троицкий калязинский более 2 тыс. крепостных дворов каждый , Иосифов волоцкий, Пафнутьев боровский и Печерский псковский более 1 тыс. дворов , а также Соловецкий вологодский, Павлов обнорский и Корнильев комедьский. В XVI в. таких монастырей было основано 39 5 , в том числе 18 3 в

Центрально-промышленном районе, среди них Новодевичий московский более 2 тыс. дворов и Богородицкий свияжский более 1 тыс Если же учесть, что монастыри, имевшие в конце XVII в. более ста дво- ров, основывались начиная с XI в. в этом столетии, например, возник нов- городский Юрьев монастырь, имевший в XVII в. более 600 дворов , то об- щее их число составит в

XIV в. 71 9 , в XV в 103 13 и в XVI в 144 18 монастыря. А ведь и среди монастырей, имевших в конце XVII в. ме- нее ста дворов крепостных крестьян, вероятно, были и такие, у которых зе- мельныевладения сформировались или появились ранее XVII в. Именно в этот период складывались и владения архиереев. Наибольшая вотчина была у митрополита всея Руси, ставшая патриаршей в конце

XVI в после учреждения патриаршества на Руси. Изучавший ее историю С. Б. Ве- селовский отметил, что ?истинным организатором митрополичьего дома был Алексей При нем митрополичья кафедра окончательно обосновалась в Москве, а ее земельные владения были значительно увеличены. Образованию крупных вотчин способствовали привилегии, которые архи- ереи и игумены получали от великих

князей. ?Привилегированность митро- поличьих и монастырских земель указывал С. Б. Веселовский выража- лась не столько в свободе от тех или иных налогов и повинностей, сколько в том, что во владениях этих учреждений, сравнительно более крупных, кре- стьяне были лучше защищены от притеснения княжеской администрации и от обид со стороны посторонних людей, чем в мелких поместьях и вотчи- нах. Затем эти учреждения, располагая большими средствами, имели возмож- ность привлекать к себе

крестьян ссудами и различными льготами В качестве примера формирования крупной монастырскойвотчины при- ведем данные по истории московского Симонова монастыря. Этот монастырь возник около 1370 г. вблизи Москвы. С самого начала он был общежитийным, и его монахи вели хозяйство собственными силами. Но монастырь был основан племянником Сергия Радонежского, близкого к великому князю и митрополиту

Алексею, и, видимо, очень быстро стал по- лучать земельные владения. На первых порах это были промысловые угодья. В первой половине XV в особенно во время феодальной войны 1425-1453 гг монастырь сильно увеличил свои владения за счет велико- княжеских пожалований и вкладов постриженников и ?на помин души В результате войны и сопутствующих ей голода и эпидемий запустело не- мало крестьянских участков.

Монастырь воспользовался этим и захватил 13 пустошей, 2 селища, 3 земельных участка, луг, пашню. Всего же за это время он приобрел около 50 сел, селец и деревень, 5 селищ, 43 пустоши, соляную варницу, 5 крестьянских участков и другие угодья. Его владения оказались в 11 уездах в Москве он имел двор и каменную церковь. У него скопились большие средства, и он начал строительство каменных зданий мо- настыря и стен.

Во второй половине XV в. вотчина продолжала расширяться,но теперь в основном за счет покупок, так как правительство стало стремиться ограни- чить монастырское землевладение путем запрета вкладов. Вследствие этого темп увеличения вотчины замедлился. Характерным для этого периода явля- лось большое количество споров о земле с государственными ?черносошны- ми? крестьянами обычно они решались правительством в пользу монастыря.

В первой? половине XVI в. рост вотчины продолжался по-прежнему глав- ным образом путем покупок. В целом в XIV-XVI вв. Симонов монастырь приобрел около 500 селений. В начале XVII в. его владения находились в 19 уездах, в них было около 8 тыс. десятин пашни, не считая лугов и лесов, что выдвинуло монастырь в крупные вотчинники. Основание монастырей-вотчинников и пожалование им земель даже без крестьян вызывали сопротивление окрестного

населения. Крестьяне прогоня- ли отшельников, основавших монастыри. Это испытали Дмитрий Прилуцкий, Стефан Махрищский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Несколько раз пытались поджечь келью Кирилла Белозерского. Убили Григория и Кассиа- на Авнежских, Агапита Тотемского. Примеры можно было бы продолжить.

Но это не могло остановитьоснование монастырей и рост их вотчин. ?Мно- гие из этих монастырей, если не большинство отмечал В. О. Ключевский , специально изучавший жития святых - основателей монастырей разрос- лись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и при- вилегированным хозяйственным управлением, с многообразными житейски- ми суетами, поземельными тяжбами и запутанными мирскими отношениями.

Окруженное монастырскими слободами, слободками и селами, братство та- кого монастыря представляло из себя черноризческое барство, на которое ра- ботали сотни и тысячи крестьянских рук, а оно властно правило своими многочисленными слугами, служками и крестьянами В XVI в. обилие монастырей и монахов бросалось в глаза современникам и удивляло иностранцев. ?Монашествующих у них бесчисленное множест- во писал

Дж. Флетчер в конце XVI в - гораздо более, чем в других го- сударствах, подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей стра- ны ими наполнены все лучшие и приятнейшие места в государстве заняты обителями и монастырями монашеская жизнь наиболее отстранена от при- теснений и поборов, падающих на простой народ Кроме того чтомонахи владеют поместьями весьма значительными , они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами

Все это - хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в ее руках огромных земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение церковных заповедей архиереями и монахами - вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних людей, но и самих церковников, среди кото- рых развернулось движение за отказ от церковных богатств. Один из самых видных деятелей этих ?нестяжателей Вассиан, писал ?Господь сказал раз- дай имение твое.

А мы, войдя в монастырь, не перестаем, по нашему безу- мию, всячески приобретать себе чужие села и имения, то бесстыдно выпра- шивая у вельмож лестью, то покупая Господь повелевает отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным образом оскорбля- ем братии наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными побора- ми, налагаем на них лихву на лихву И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем у них

корову или лошадку, а самих с детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от сво- их пределов, а иных, предав княжеской власти, доводим до конечного разо- рения Иноки, забыв свой обет и отринув всякое благоговенство, уже в се- дой старости поднимаются из своих обителей и толкаются в мирских судили- щах, то тягаясь с убогими людьми о, своих многолихвенных заимоданиях, то судясь с своими соседями о границах земель и сел

Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы все годовые избытки бе- рете себе или обращаете их в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кла- довых, чтобы после, во время голода, продавать за большую цену Конечно, в отношении жажды наживы и нравственной распущенности православная церковь не представляла собой чего-то особенного католиче- ские монахи ни в чем. ей не уступали. Достаточно вспомнить, как их изоб- ражали современники, западноевропейские писатели, хотя бы

Ф. Рабле. В целом прирост числа монастырей составил в XV в. 65 8 , а в XVI в 204 23 монастыря, несмотря на то что уже с конца XV в. правительство начинает пытаться ограничить рост землевладения. Чем же объяснить это уве- личение темпов основания монастырей? По-видимому, здесь сыграл свою роль целый ряд факторов.

Главный из них медленный замедленныйтатаро-монгольским разорением и установившимся игом , но все же рост производительных сил страны, ко- торому способствовало развитие и укрепление феодальных отношений, в то время еще прогрессивных. Развитие экономики сопровождалось и в значительной мере обусловли- валось ростом численности населения. Этот рост тоже шел замедленно вследствие феодальных войн и вызванных ими голода и эпидемий, но он был. Войны, голод, эпидемии увеличивали число увечных, инвалидов, одино- ких

женщин, прибежищем для которых были монастыри-богадельни харак- терен рост количества женских монастырей . ?Иногда монастырь строился писал В. О. Ключевский при содействии целого общества, городского или сельского. Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывате- лям было где постричься в старости и при смерти и ?устроить душу? посмерт- ным повиновением и далее он приводит пример ?убогого? монастыря т.е. богадельни на Северной Двине, о котором крестьяне

Показали, что ?у него было 14 деревенек, что тот монастырь строили и деревни к нему ?подпуща- ли и прикупали? их прадеды и деды и отцы, проча его себе и своим детям и внучатам ?на постригание и поминок? монастырем и его деревнями заве- довали они же, волостные крестьяне, и монастырскую казну держали у себя в волости Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимо- сти крестьян от феодалов, росте налогов, стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь.

На цер- ковном соборе 1551 г как указывал С. М. Соловьев, отмечалось, что ?в мо- настырях некоторые постригаются для покоя телесного, чтоб всегда браж- ничать в кельи женки и девки приходят, ребята молодые по всем кельям живут монахи и попы пьянствуют в монастырях монахи и монахини и миряне живут вместе К этому надо добавить, что церковь получала привилегии как от татар, освободивших ее от дани при условии проповеди покорности хану , так и от великого князя, что также способствовало росту числа монастырей.

2. Русские монастыри в период 1601-1860 гг. Источники XVII в. позволяют - несмотря на то что они все еще раз- работаны недостаточно - получить более полное представление о монас- тырях-вотчинниках и о землевладении духовенства в целом. Прежде всего оказывается возможным выделить монастыри, имевшие в середине и конце XVII в. населенныеимения, т. е. земли с крепостными крестьянами.

Затем можно также установить, сколько крестьян было у епар- хий и церквей в конце XVII в. и сколько было земли у духовенства во вто- рой половине XVII в. Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством, оно все же продолжалось, и владения духовенства возросли. Сильно увеличилось и количество монастырей правда, часть из возникших в

XVII в. без указания года, возможно, была основана еще в XVI в В XVII в. было основано 657 156 монастырей - в полтора раза боль- ше, чем в XVI в. При этом, несмотря на ограничение монастырского зем- левладения, 189 22 монастырей, т.е. около трети, имели в конце XVII в. крепостных крестьян. В их число вошли только те монастыри, которые име- ли крестьян в конце

столетия но монастырей, имевших крепостных лишь в середине века, было очень мало, не больше двух десятков. К концу сто- летия многие монастыри прекратили свое существование. Прибавив коли- чество основанных монастырей 657 к числу бывших в конце XVI в. 771 , получим 1428, а исключив бывшие в конце XVII в. 1153 , определим ко- личество ликвидированных -

275 41 монастырей. Правда, полной уверен- ности в том, что все они перестали существовать именно в XVII в нет - ликвидациямогла происходить и в первой половине XVIII в. Но даже за полтора столетия это значительная цифра. Больше всего монастырей было основано в Центральном районе 75 25 городских, 113 24 сельских, итого - 188 49 , в том числе имевших кре- постных крестьян возможно, не только в конце,

но и в начале столетия - соответственно 17 5 и 28 2 , итого - 45 7 , или около 25 . Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный район, то теперь он уступил это место Северному в них было основано со- ответственно 62 13 и 83 8 монастыря. В Западном районе, относлтельно небольшом, и монастырей возникло очень немного - всего 7. 1 В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны характеризуется следующими данными

из общего количества 657 156 в нем появилось 340 72 новых монастырей, т. е. больше половины, в том числе 116 44 городских и 224 28 сельских. Такое соотношение показывает, что заселение и хозяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не завершилось. К концу столетия из общего количества 565 184 городских и 588 45 сельских итого 1153 229 монастыря здесь сосредоточились 344 113 городских и 448 31 сельских, итого 792 144 монастыря, или 69 . Из этих 792 144 монастырей 479 59 имели крепостных крестьян 60 .

На южных и восточных окраинах ЕвропейскойРоссии наибольшее коли- чество новых монастырей появилось в Черноземном районе 117 32 из об- щего числа 210 55 , т. е. больше половины. По всем пяти окраинным райо- нам, вместе взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем сельских - соответственно 124 51 и 86 4 . Однако в Северном и Южном Приуралье положение было обратным в этих заселявшихся районах сель- ские монастыри уже преобладали.

В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было меньше, чем сельских соответственно 240 95 и 310 32 . Женских монастырей в городах было гораздо больше. Видимо, это объясняется поло- жением крестьянок и горожанок в производстве вдовы-крестьянки были больше связаны с хозяйством и, вероятно, лучше обеспечены материально, вдовы-горожанки же с потерей кормильца - купца, ремесленника, военно- служащего, духовного лица - оказывались в более трудном положении.

Кро- ме того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на ра- бочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамуж- них был, вероятно, выше. Впрочем, вопрос этот нуждается в изучении. В XVII в как известно, шло заселение Сибири, интенсивность которого нашла выражение в появлениитам монастырей. Их было основано 29 10 го- родских и 14 1 сельских, итого 43 11 , в том числе - соответственно 12 3

и 6 итого 18 3 , имевших в конце столетия зависимых крестьян. Начиная с середины XVII в несмотря на набеги крымских татар, все большие размеры принимает народное переселение в южные лесостепные работы. Сюда приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и собственной старшины, и русские из уездов Черноземного Центра? где распространяется и укрепляется крепостное право.

Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов крымцев, русское правительство берет беглых на воен- ную службу, строит крепости, призывает украинцев, дает им льготы и тем активно способствует заселению обширного района, получившего в конце XVII или в начале XVIII в. из-за обилия поселений на льготе слобод на- звание Слобрдской Украины. Естественно, вместе с новыми крепостями, го- родами, крупными слободами в них или поблизости появляются монастыри. Возникают они и возле крупных станиц на

Дону, где у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни, сопровождаемые имущественным неравен- ством, переходящим в классовое расслоение казачества. Во второй половине XVII в. в Россиювошли Киев и Левобережная Ук- раина. После освобождения этой части Украины от Татаро-монгольского ига и включения ее в польско-литовское государство, где господствующей ре- лигией

было католичество, основание православных монастырей там шло медленно. В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. новых не появилось, лишь в XVI в. были основаны один мужской и 2 женских и в первой половине XVII в. возникли еще 2 мужских и 2 женских. На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. тоже монастыри не строились, но в

XV в. пойвилось 3 1 , в XVI в 2 1 и в первой поло- вине XVII в 8 2 монастырей. Конечно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй половине XVII в. оказалось 13 4 в Киеве и 10 4 на Левобережной Укра- ине, итого 23 8 монастыря, а всего вместе со Слободской Украиной и До- ном к концу XVII в. было основано 87 26 монастырей, из них во второй половине

столетия 33 9 городских и 31 9 сельский, а всего 64 18 монас- тыря. В конце XVII в. на Украине было 46 11 городских и 28 9 сельских, всего 74 20 монастыря. Вообще, вопрос о формировании земельных владений духовенства в це- лом и отдельных церковных организаций в частности еще ждет всесторонне- го изучения. Пока мы располагаем только общими данными, почерпнутыми из хозяйственныхописаний земельных владений, производившихся с целью определения величины налога и зафиксированных

по уездам в так называе- мых писцовых книгах второй четверти XVII в. В них сообщаются размеры па- хотных участков в одном поле и количество собирающегося сена в копнах. Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились только по несколь- ким уездам, и то неполно, итог 170 тыс. десятин получен при помощи расче- та. Всего у духовенства было около 2 млн, десятин пахотных земель, включая запашку и переложные земли пашня

крестьян, попов и собственно монас- тырская . Для сравнения укажем, что пашня бояр, помещиков и их крестьян охватывала 7,8 десятин, дворцового ведомства доход с которой шел на со- держание царской земли и двора и его крестьян - 1,2 млн десятин и про- чих владельцев государственных крестьян, военнослужащих, горожан и т. п 1,3 млн десятин. Пашня духовенства, таким образом, составляла 16 , занимая второе место после пашни правящего класса. Недовольство по- следнего вызывало не только количество земли и крестьян в руках

церков- ников, но и их местонахождение. Приведенные выше данные показывают, что большинство земель духовенства 61 сосредоточилосьв самом центре государства в Московском, Владимирском, Тверском, Ярославском и Кост- ромском районах, составляя 25 пашни в них, и уж, конечно, это были не самые худшие земли. Вслед за помещиками духовенство приобретало земли и в Черноземном районе, где в южных районах у него было уже 43 тыс. де- сятин 3 тамошней пашни .

В XVII в. ни сенокосные угодья, ни леса сколько-нибудь точно и полно не измерялись, а это создавало условия для расширения владений - за- пашки новых участков. Так, описание ряда уездов Черноземного района в 1684-1686 гг. выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30 по сравнению с имевшимся в них количеством ло описанию второй чет- верти столетия. Вряд ли можно сомневаться, что такая распашка происхо- дила и во владениях духовенства.

Известно, например, что между 1646 и 1678 гг. т. е. между производившимися в эти годы подворными перепися- ми во владениях духовенства в Вологодском уезде возникло несколько де- сятков новых деревень. А так как для ведения нормального хозяйства в пе- риод феодализма должно было существовать определенное соотношение между пашней, сенокосными угодьями и лесами, то крестьяне, расширяя запашку, осваивали и новыеплощади лугов и леса, увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.

Но какое соотношение угодий считалось тогда нормальным? Зная это, можно было бы приблизительно рассчитать общее количество земли у духо- венства. К сожалению, прямого ответа на этот вопрос пока нет, и приходится взять соотношение угодий у государственных крестьян в конце XVIII в когда зе- мельные владения подвергались генеральному межеванию бывшие крестьяне духовенства после секуляризации стали одним из разрядов государственных крестьян .

Принимая порайонный процент пашни у них в конце XVIII в по- лучаем общую площадь земли у духовенства, равную 8,8 млн десятин. В 1699 г. Петр I приказал собрать даточных людей для пополнения ар- мии с владельцев крепостных крестьян пропорционально имевшемуся у них числу дворов, которое было зафиксировано подворной переписью 1678 г. Владельцы крестьян подавали сказки, т. е. сообщения о том, сколько за ни- ми числилось дворов крестьян по переписи, правительство проверяло их по переписным книгам и определяло количество

даточных людей. Сохранились реестр сказок, поданных архиереями и монастырями, и дополняющие его материалы кроме материалов по Киеву и Левобережной Украине , которые дают возможность получить достаточно полное представление о числе крест- ьян у архиереев, церквей и монастырей-вотчинников и о составе и разме- щении владений с крепостными крестьянами. В 1701 г. в России был патриарший и 23 архиерейских дома. О владени- ях киевского, черниговского, переяславского

и астраханского архиерейских домов у нас сведений нет, воронежский и тамбовский дома вотчин не име- ли и пользовались трудом крестьян приписанных к ним монастырей. Осталь- ные 18 домов имели доход от 22 798 дворов крепостных крестьян в домовых вотчинах и 5 619 дворов, принадлежащих 83 приписным монастырям, все- го - 28 417 дворов. Больше всего крестьян было в домовых вотчинах патри- арха, ростовского, суздальского и рязанского архиереев,

на последнем месте- были северные - холмогорский и великоустюжский архиерейские дома. Монастырей-вотчинников во второй половине XVII в. насчитывалось 619, из них 600 в Европейской России, не считая Киева и Левобережной Украи- ны ?Гетманщины и 19 - в Сибири. Цифры эти неточны, в частности ими не учтены десятка два монастырей, имевших крестьян в середине столетия, но не встретившихсянам в источниках конца

XVII в. Однако больших про- пусков быть не должно. Из 600 монастырей Европейской России по материа- лам 1697-1700 гг. итоги дворов указаны у 404 самостоятельных монастырей и 174 приписных, количество дворов у которых вошло в итоги крестьянских дворов самостоятельных монастырей и архиерейских домов. Статус остальных 22 монастырей неясен. Для упрощения будем считать их тоже приписными. 3-3314

Группировка монастырей по количеству имевшихся у них дворов крепост- ных крестьян соответствует принятой статистиками группировке помещиков XIX в. по числу крепостных крестьян мелкие и средние - имевшие до 100 душ мужского пола, крупные - от 101 до 500 душ, крупнейшие - от 501 до 5 тыс. душ и самые крупные - имевшие свыше 5 тыс. душ. Этой группи- ровке по количеству душ соответствует группировка по количеству дворов из расчета по 4 души мужского пола на крестьянский двор.

По переписи 1678 г. среднее число душ мужского пола на двор у крестьян духовенства составля- ло в Озерном районе 3,3, в Центральном и Северном районах и Среднем По- волжье - по 3,5 и в Черноземном центре - 5, учитывая, что при переписи была утайка дворов и населения, и для удобства расчета до четырех душ муж- ского пола, получая группировку от одного до 25 дворов, от 26 до 125, от 126 до 1 250 и свыше 1 250

дворов. В XVII в. крупными монастырскими владе- ниями считались вотчины с числом дворов сто и больше, так что принятая нами группировка несколько занижает количество крупных по понятиям XVII в. владельцев. Из 404 монастырей которым принадлежало 115 тыс. дворов, у 22 была 71 тыс. дворов, или 62 . Еще у 96 монастырей было 35 тыс. дворов 30 . Таким образом, 118 монастырей 29 имели 106 тыс. дворов 92 , и всего 8 дворов находились у 286 71 монастырей.

Если еще принять во внима- ние, что в 1653 г. было 494 самостоятельных монастыря то можно сделать вывод о том, что в XVII в. да, наверное, и раньше шел процесс концент- рации владений, происходило их перераспределение. Подтверждением может служить история формирования земельных владений московского Донского монастыря В середине XVII в. это был маленький монастырек, приписанный к мос- ковскому же Андреевскому монастырю, и его вотчина состояла из одного се- ла и 20 пустошей.

В 1678 г. он стал самостоятельным, а с 1683 г. начинается стремительное расширение его владений в течение двух лет к нему приписы- ваются шесть монастырей, он активно приобретает населенные имения, и в 1700 г. у него и у приписанных к нему монастырей былоуже около 1 500 дворов и свыше 13 тыс. десятин пашни. Монастыри и архиерейские дома составляли две группы церковных орга- низаций-вотчинников. Третьей группой были собственно церкви соборы, соборные и приходские.

Наиболее крупными вотчинниками были три мос- ковских собора Архангельский - 1 237 дворов, Благовещенский - 638 дво- ров и Успенский - 269 дворов, у которых вместе было 2 144 двора. Свыше 25 дворов имели 9 соборных церквей, из которых самыми крупными вла- дельцами были суздальская 162 двора , курская 88 , ярославская 78 , му- ромская 75 и др.

Всего у 29 соборов и соборных церквей было около 3 тыс. дворов, у 287 приходских церквей - 2,8 тыс. дворов, а всего у них было 5,8 тыс. дворов. Таким образом, 739 церковных организаций владело 150 тыс. дворов крепостных крестьян. Примем утайку в 25 , число женщин равным числу мужчин, а среднюю численность дворов - 7 человек обоего пола, тогда об- щая численность крепостных крестьян духовенства в конце

XVII в. составит 1,4 млн человек, или 16 крепостных крестьян в России и 13 всего ее на- селения. Кто был наиболее крупным землевладельцем среди церковных органи- заций? Это устанавливается по данным о количестве земли во второй четверти XVII в. и дворов крепостных крестьян в концестолетия. Поводом для сбо- ра таких данных в обоих случаях было требование правительства о поставке даточных

людей для армии, но во второй четверти их число соответствовало величине пашни, в конце же столетия, как уже говорилось количеству дворов крепостных крестьян. Если о числе последних сохранились сказки владельцев, то размеры земельных владений приходилось определять по числу поставленных даточных людей при этом нет уверенности в полноте сведений. Но даже в таком случае величина земельных владений у самых крупных владельцев впечатляет.

Вот эти данные. Самое большое количество пашни оказалось у подмосковного Троице- Сергиева монастыря, основанного, как уже указывалось, в 1337 г. молодым монахом Сергием, получившим в истории прозвание Радонежского по древ- ней области, в которой был основан монастырь . Троице-Сергиев монастырь имел 150 тыс. десятин пашни в различных уездах Русского государства по нашему расчету, общее количество земли достигало полумиллиона десятин в конце

XVII в 20 тыс. дворов крепостных крестьян, или около 200 тыс. душ обоего пола учитывая утайку . Следует отметить, что в это число зем- ли и крестьян входиливладения приписных монастырей, которых в конце столетия насчитывалось не менее тринадцати владения самого Троице-Сер- гиева и приписных монастырей находились в конце XVII в. в 42 уездах в Центральном районе - 18 618 дворов,

Озерном - 173, Северном - 112, Черноземном - 276, Среднем Поволжье - 1 154 двора . Приписные монас- тыри имели всего 1 796 дворов, так что в вотчинах самого Троице-Сергиева монастыря было 18,5 тыс. дворов около 180 тыс. душ . Это был левиафан среди землевладельцев больше дворов, чем у него, было только в дворцовых владениях, доход с которых шел на содержание царской семьи. У других монастырей было меньше, но все же

Кириллов бе- лозерский и Иосифов волоколамский имели лиc 35,5 десятин пашни, рос- товский и новгородский архиерейские дома и Симонов и Новоспасский мо- настыри ь- от 22 до 25 тыс. десятин, Ипатьев, Новодевичий, Савво-Сторо- жевский, еще три монастыря и вологодский архиерейский дом - от 10 до 18 тыс. десятин. О количестве пашни у патриарха сведений нет. В конце XVII в. на втором месте после Троице-Сергиева монастыря по количеству дворов крепостных крестьян

был патриарх - 9,5 тыс. дворов, 90 тыс. чело- век, затем Кириллов белозерский - 5 316 дворов, 50 тыс. человек, Спас- ский ярославский - 4 050 дворов,40 тыс. человек, Ипатьев - 3 684 дво- ра, 35 тыс. человек, Чудов - 3 065 дворов, 30 тыс. человек, Спасо-Евфимь- ев суздальский , Новоспасский и

Симонов московские свыше 2,5 тыс. дворов, 20 тыс. человек у каждого и др. Следует отметить, что запрет приобретать владения, установленный в 1581 г. и подтвержденный в 1584 г в бурных событиях первого десяти- летия XVII в. обходился монастырями при попустительстве правящих лиц, стремившихся заручиться поддержкой церковных иерархов и игуменов круп- нейших монастырей из которых эти иерархи избирались . Правительство Михаила Федоровича, при котором реальная власть находилась в

руках его отца, патриарха Филарета, подтвердило захваты земель церковниками и привилегии духовенства. Второй влиятельный патриарх XVII в Никон, ос- новал крестный монастырь в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов крестьян. Главной повинностью принадлежащих духовенству крестьян была барщи- на - обработка монастырской и архиерейской пашни. Платили они также натуральный и денежный оброки. Размеры последнего к концу XVII в. уве- личились, что вызвало жалобы крестьян.

Эксплуатация приводила к актив- ным выступлениям против монастырей особенно усилилисьони в первой половине XVIII в. В истории монастырского крестьянства вторая половина XVII в. является важным периодом. Обычно объем крестьянских повинностей определялся на условную податную единицу - выть, общее число вытей самой крестьянской общиной миром раскладывалось по семьям - тяглам. К концу столетия все чаще объем повинностей определялся прямо на тягло. ?

Сущность любого об- ложения при феодализме вытного, потягольного, подушного одна - учет в первую очередь трудовых ресурсов а потом уже производственных возмож- ностей крестьянских дворов. Только в первом случае, при вытном обложе- нии, контроль земельного собственника за этим учетом остается на уровне выти а далее распоряжается мир , а в двух других - проникает вглубь, до уровня отдельного тягла и тяглеца означая для непосредственного про- изводителя и общины в целом огромное усиление интенсивности

феодаль- ной эксплуатации Помимо барщины, крестьяне платили владельческие и государственные повинности натурой и деньгами. Так, например, суздальский Покровский монастырь в 1620-х гг. брал ежегодно с каждой выти по 200 яиц, 0,5 пуда масла, овчину, 0,5 четверти хмели, 0,25 четверти конопли, сажень дров, при- казчику платили по одному алтыну, да на три праздника давали один раз по хлебу и сыру, два раза по хлебу и ?лытке мяса а также ?куряти? и ?пояр- ка? ягненка или

деньгами. По государственным повинностям платили на- логи ?стрелецкий хлеб? по 5, а после 1688 г. по.7 четвериков ржи и овса с двора, ямские почтовые и ?полоняничные? на выкуп попавших в плен в войнах или при набегах крымских татар деньги, на содержание отставных стрельцов, на покупку сена для царских лошадей и др. Особенно разоритель- ной была ?подводная повцнность т.е. перевозка людей и грузов по требо- ванию властей, не считавшихся с тем, что это могло быть в ущерб кресть- янскому хозяйству.

Крестьяне поставляли даточных людей в армию и людей на государственные работы. А были еще и чрезвычайные сборы с 1679 по 1701 г за 22 года они собирались четырнадцать раз. К концу XVII в. тя- жесть государственных повинностей выросла приблизительно на 60 . В XVIII в. она возросла еще больше. Неудивительно, что крестьяне восста- вали против монастырских и государственных властей. Монастыри занимались не только сельским хозяйством, но и торговлей.

Особенно выделялся торговавший солью Соловецкий монастырь.Поощря- лась и торговля монастырских крестьян. Возле крупных монастырей регу- лярно проводились ярмарки, некоторые из них приобрели всероссийское значение у Свенского монастыря в Брянске, Макарьевского на Волге и др Ремесленники и торговцы селились рядом с монастырями, образуя торгово- промышленные посады.

Некоторые из них стали впоследствии городами Тихвин, Загорск . Больше двух десятков монастырей имели в XVII в. каменные стены, за которыми при нападении врагов отсиживалось окрестное население. В этом случае монастыри превращались в настоящие крепости. Так, полу- чили широкую известность осады Троице-Сергиева и

Соловецкого монас- тырей. Троице-Сергиев монастырь осаждали люди тушинского самозванца Лжедмитрия II вместе с вторгшимся в Россию польско-литовским войском. Общая численность осаждавших определяется от 15 до 30 тыс. человек. Осада продолжалась 16 месяцев с сентября 1608 г. по январь 1610 г Мо- настырь защищали дворяне из разных городов, стрельцы, казаки, другие служилые люди, сами монахи

и монастырские слуги, многие из которых могли иметь военный опыт. Интервенты вынуждены были снять осаду, не добившись успеха. Соловецкиймонастырь, расположенный на островах в Белом море, был од- ним из самых богатых монастырей, в котором, кроме монахов, работало мно- го бельцов, не состоявших в монашестве. Соловецкие монахи и бельцы были старообрядцами, раскольниками, выступавшими против церковной реформы,

проводимой патриархом Никоном, а после его падения - царем Алексеем. Вы- ступая против реформы, которую осуществляло правительство, старообрядцы пользовались поддержкой крестьян и других групп населения, недовольных за- крепощением и усилением эксплуатации. Соловецкий монастырь отверг рефор- му и бросил вызов царю, написав ему ?Не вели, государь, больши того к нам учителей присылати напрасно, понеже отнюдь не будем прежней нашей

пра- вославной веры применить, и вели, государь, на нас меч свой прислать цар- ский и от сего мятежного жития преселити нас на оное в вечное житие т. е. предать смерти. И царь прислал свой ?меч направив на усмерение непокор- ного монастыря стрельцов. Осада продолжалась восемь лет монастырь был взят после измены одного из защитников, указавшего осаждавшим тайный ход. Из 500 человек, сидевших в осаде, в живых осталось 60 человек.

Рубеж XVII-XVIII вв. является важной датой в развитии землевладения Русской православной церкви. Если в XIV-XVI вв. сложилось крупное зем- левладение духовенства, то в XVII в. шел процесс его укрепления и разви- тия крестьяне были закрепощены не только фактически, но и юридически, ?подавляющая часть богатых и крупных монастырей и архиерейских домов вела самостоятельное и большое земледельческое хозяйство, основанное на труде зависимых крестьян

Эти владения имели излишки хлеба и денег и ве- ли свое хозяйство на расширенной основе, и, впблне вероятно, у многих оно носило товарный характер, барщина и денежный оброк постепенно увели- чивались И тут политическое могущество церкви, осмелившейся в лице патриарха Никона даже вступить в открытую J6o ii 6y с царем, было сломле- но Петр I, укрепляя свою абсолютную власть в борьбе с боярством, не мог оставить в неприкосновенности церковь,

являвшуюся, по сути дела, госу- дарством в государстве. Исследователи отмечают два основных направления в политике государ- ства по отношению к церкви в XVI-XVII вв. во-первых, ограничение рос- та землевладения путем запрета покупки земель, приема вкладов имений ?на помин души обмена вотчин что, как правило, было скрытой формой по- купок во-вторых, сокращение феодальных привилегий церкви как земле- владельца.

Соборное Уложение 1649 г. подтвердило первое направление по- литики, записав, что ?впредь патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и куплен- ных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы Это обходилось. Кро- ме земельных владений, в руках наиболее богатых монастырей скопились ог- ромные денежные средства. Известно, что, например,

Троице-Сергиев монас- тырь всего за пять лет 1694-1699 гг. дал Петру I по его требованию 127,5 тыс. руб по тому времени очень большую сумму, в переводе на деньги конца XIX в 2 млн руб. У ростовского архиерейского дома взял 15 тыс. руб. 255 тыс. руб. на деньги конца XIX в. и 15 пудов серебра. Брал он и других монастырей и архиереев Естественно, что, готовясь к войне за выход к морю,

Петр I не мог не обратить внимания на эти, лежавшие втуне, богатства. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр не позволил высшему духовенству избрать нового, а назначил ?местоблюстителя патриаршего престола? и - в наруше- ние традиции - изъял из его ведения хозяйственные дела. В 1701 - 1705 гг. Петр произвел фактическую сёкуляризаЦию вотчин и крестьян духовенства, отняв у последнего право управлять вотчинами и получать с них доходы.

Доходы отбирались теперь в казну, а духовенству выдавалось содержание. Ор- ганизованное для управления вотчинами центральное учреждение - Монас- тырский приказ - получил в свое ведение около 138 тыс. дворов крестьян, т.е. 92 всех крестьян духовенства. Еще около 2 тыс. дворов было приписа- но к различным ведомствам, пожаловано и продано частным лицам. У церк- ви были также отобраны оброчные угодья рыбные ловли, мельницы и т.

п В дальнейшем правительство вернуло духовенству право управлять вот- чинами, но отобрало у него большую часть доходов. Таким образом, в ко- нечном итоге секуляризация была лишь частичной. Нравственный облик монашества в глазах современников продолжал ос- таваться таким же, как и в XVI в. По словам новгородского митрополита Питирима 1668 г ?игумены, и черные и белые попы, и диаконы питья до- пьяна упиваются и церкви божией не радят

Надо полагать, что митрополит хорошо знал своих подчиненных. Еще более резко выразил свое впечатление о монахахи монахинях иностранец Корб в конце XVII в. ?По окончании постов они погружаются во всякого рода распутства, причем более на гуляк, нежели на монахов, похожи пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко там же предаются сладострастию Основание монастырей а конце XVII в. было поставлено под контроль правительства так, в 1698

г. специальным указом запрещалось строить но- вые монастыри в г. Енисейске и Енисейском уезде, потому что в Сибири монастырей уже много. Однако в 1701 - 1763 гг. появилось не так уж мало новых монастырей - 167 46 . Больше всего их появилось в Центрально-Промышленном районе - 50 22 , на Левобережной Украине - 29 8 и в Среднем

Поволжье - 25 7 . Всего в четырех старозасеиенных районах возникло 74 24 монастыря, в за- селявшихся Центрально-Черноземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Север- ном Приуралье и Северном Кавказе - 56 13 , на Левобережной Украине и в Киеве - 30 8 и в Сибири - 7 1 монастырей. В Южном Приуралье но- вых монастырей не было. Общая численность духовенства составляла не более 140

тыс. человек обоего пола. Монахов и монахинь в 1735 г. без новгородской, сибирской, астраханской, киевской, черниговской и переяславских епархии было око- ло 9 тыс. Вероятно, с перечисленнымиих было не более 12 тыс. Распре- делялись они следующим образом в Центрально-Промышленном районе синодальная область - бывшая патриаршая, которая теперь управлялась коллегией высших

иерархов - Синодом епархии ростовская, суздальская, тверская, нижегородская крутицкая, коломенская - 5073 человека, в псковской области епархии - 232, в смоленской - 137, в Северном райо- не епархии вологодская, холмогорская и великоустюжская - 1720, в Цент- рально-Черноземном районе епархии рязанская, белгородская, воронеж- ская - 773, в казанской епархии - 600, в вятской - 424 человека.

По третьей ревизии 1762 г т. е. накануне секуляризации, в стране насчи- тывалось 1 029 755 человек мужского пола крепостных и зависимых кресть- ян - духовенства 92,06 млн человек обоего пола . Без Левобережной Ук- раины вместе со Слободской их было 1026 930 человек мужского пола. Известно распределение 906 247 человек, из них 153 802 человека в сино- дальной области и за архиерейскими домами 17 , 728 736 - в монастыр- ских вотчинах 80 и 23 709 - за соборами и церквами 3 .

Из 728,7 тыс. человек монастырских крестьян известно распределение 674 тыс. человек между 544 монастырями в 1759 г. у 208 монастырей 38 , имевших до ста душ, было 7 тыс. человек 1 у 158 монастырей 29 , имевших от 100 до 500 душ, было 42 тыс. 6 уостальных 178 монасты- рей 33 , имевших свыше 500 душ, было 625 тыс. человек 93 . Практи- чески структура дворовладения а следовательно, и землевладения с конца XVII в. не изменилась. В первой половине XVIII в. эксплуатация крестьян усилилась, возросли государственные

повинности. Крестьяне ответили активизацией классовой борьбы. Справиться с крестьянскими волнениями монастыри не могли. В этих условиях правительство решило завершить секуляризацию в 1764 г. у духовенства были отобраны населенные имения, крестьяне составили од- ну из групп государственных крестьян, значительное число монастырей бы- ло закрыто на Украине - в 1786 г В четырех старозаселенных районах

Центрально-Промышленном, Озер- ном, Западном и Северном было упразднено 340 69 монастырей, что соста- вило 49 существовавших. В заселявшихся районах Центрально-Чернозем- ном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном и Южном Приуралье - 100 33 монастырей 43 . Всего в Европейской России, кроме Киева и Левобе- режной вместе со Слободской

Украины, было упразднено 440 102 монас- тырей из 930, или 47 почти половина. Упразднение сопровождалось разделением монастырей на классы в соот- ветствии с вводившимися штатами. Намечалось иметьв великороссийских епархиях всего 385 67 монастырей, в том числе I класса 20 4 , II класса 59 18 , III класса 145 45 и заштатный 161 монастырь. В действительности, по подсчету по справочнику В.

В. Зверинского, после упразднения осталось не 385 67 , а 490 82 монастырей На Украине было упразднено 29 9 монастырей из 85 20 , или 34 , осталось 56 1.1 В результате секуляризации у церкви былоi отобрано 8,6 млн десятин земли. Но это были не все земельные угодья подсчет поуездных итогов ге- нерального межевания последней четверти XVIII в. по 29 губерниям пока- зал, что у духовенства только в этих губерниях, по очень неполным данным,

была больше 700 тыс. десятин. Секуляризация была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории России, но главное ее значение заключается в освобождении почти 2 млн крестьян духовенства от крепостного состояния. Что же касается ликвидации политической мощи церкви, то решающее значение имело укрепление абсолю- тизма при Петре I это наглядно показала осуществленная им частичная секу- ляризация. Замена патриарха Синодом духовной коллегией , отнятие доходов и назначение в

Синод оберпрокурора как представителя царя превратили цер- ковь из союзницы в служанку самодержавия. Отобраниекрестьян и вотчин, введение штатов для монастырей сближали ее с государственным аппаратом. Мы уже отмечали, что при секуляризации была отобрана не вся земля. Монастыри приспособились к новым условиям, да и правительство шло им навстречу, давая разрешение на приобретение земель. Основание монастырей продолжалось.

После введения штатов было раз- решено создавать женские общины, которые были как бы переходными ор- ганизациями, школой монашества. Члены общин еще не были монахинями, но постепенно общины получали статус монастырей. Больше всего монастырей появилось на Украине - 30 11 , в Централь- но-Промышленном и Центрально-Черноземном районах и в Среднем По- волжье. В конце XVIII-начале XIX в. в Российскую империю вошли

Правобе- режная Украина, Литва, Белоруссия, Прибалтика, Грузия, Бессарабия. В них также были православные монастыри. Больше всего монастырей было в Литве и Белоруссии. В XVII в. ряд уни- атских монастырей был закрыт и передан православным монастырям. Всего с IX в. там было основано 122 17 , вошло в Россию 58 9 , до 1860 г. по- явилось еще 10 4 , в 1801

г. было 56 9 монастырей. На втором месте по количеству монастырей была Правобережная Украи- на - с IX в. без Киева там было основано 106 17 монастырей, при этом в XIV-XV вв всего 10, а в XVI-XVII вв 69 14 , вошло 46 12 , в 1801 г. было 58 14 монастырей. На третьем месте - Грузия. Монастыри в ней появились в IV в вошло 33 5 монастыря. В Бессарабии православные монастыри возникли, видимо, не ранее

XV в вошел в Россию 21 9 монастырь. Меньше всего православных монастырей было на вошедших в состав Рос- сии территориях Прибалтики и Польши - один и три монастыря соответ- ственно. Всего в 1801 г. вместе с вошедшими в Россию монастырями было 574 133 монастыря. По районам они распределялись следующим образом. Решительно преобладал Центрально-Промышленный район. Хотя в нем при секуляризации было упразднено 149 монастырей 47 и позднее

поза- крывали еще ряд обителей, но и 26 было основано до конца столетия, так что в 1801 г. насчитывалось 154 39 монастыря - всего на 14 2 меньше, чем осталось в 1764 г. Это составило около 49 существовавших в 1763 г. На втором месте оказалась Украина - там был 91 25 монастырь. За ней шли, не очень от нее отставая, Центрально-Черноземный - 66 17 , Литва и Белоруссия -

56 9 , Озерный - 55 14 и Северный - 54 7 . В двух последних районах было закрыто много местных монастырьков, а новых ос- новано мало. ооо . Промежуточное положение занимали Среднее Поволжье - 37 10 и Си- бирь - 20 5 , совсем мало еще было монастырей в Нижнем Поволжье в од- ной Астрахани , Южном Прйуралье и на Северном Кавказе. В целом в четырех старозаселенных районах было 276 62 монастырей, или 48 , в шести

районах, где в XVIII в. шло заселение 124 32 , или 22 , на Левобережной Украине - 33 11 , в Сибири - 20 5 , в Киеве и вошедших в Россию районах - 121 23 монастырь. В 1860 г. общее число монастырей, несмотря на вхождение в Россию Бес- сарабии и основание новых, увеличилось с 574 133 только до 580 129 , т. е. на шесть монастырей,

а количество женских даже уменьшилось. По другим данным, количество монастырей в первой половине XIX в. из- менилось следующим образом в 1808 г 447 94 , в 1825 г 476 99 , в 1840 г 547 112 и в 1860 г 613 136 . Разница с нашим подсчетом на 1860 г. по существу невелика - всего 33 7 монастыря, или 5 . Расхождение числа монастырей в 1860 г. может объясняться тем, что мо- настыри, дата упразднения которых в справочнике В. В. Зверинского указана неопределенно -

XIX в мы считали ликвидированными до 1860 г тогда как в действительности они могли быть закрыты позднее. Остальные итоги неполны, это доказывается тем, что в 1917 г. существовало 546 монастырей, основанных до 1808 г. не считая тех, которые были в Польше, Бессарабии и вне пределов Российской империи . 3. Русские монастыри в период 1861-1917 гг. В исследуемом периоде церковь пользовалась поддержкой правительства и императора.

И действительно, как отметил С. С. Дмитриев, ?если в XVIII в. монастырское хозяйство свертывалось, то в дореформенной России XIX в. наблюдалась противоположная картина Монастыри успешно обзаводились новыми и новыми земельными владениями. По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. на каждый монастырь начали отмежевывать по 30 десятин выгодной земли. Александр I дважды, в 1805 и 1810 гг давал дозволение монастырям приобретать недвижимые

имения При Николае I по Правилам 1838 г, каж- дый монастырь мог получать лесных дач от 50 до 150 десятин. По неполным данным отчетов обер-прокуроров Синода за 1836-1861 гг. за это время толь- ко 170-180 монастырями получено было от казны свыше 16 тыс. десятин лесу и более 9 тыс. десятин пахотной и луговой земли. Пахотные земли, леса, луга, мельницы приносили монастырям большие доходы. Но самые крупные прибыли монастыри получали от богомольцев, их пожертвований, от кружечных сборов,

от сборов по так называемой ?неугасимой псалтири? и множества других видов сборов на вечное поминовение усопших Торгов- ля предметами культа в монастырях производилась открыто и непристойно. Вот, например, как происходил торг в 1810 г. в киевском Михайловском мо- настыре в гробу, где лежали мощи св. великомученицы Варвары, в ногах была поставлена тарелка с кольцами.

Богомолки, пишет очевидец князь И. М. Долгоруков, ?после умилительных вздохов и молитословий их выби- рают в самом гробе, как в ящике монахи торгуются и просят подороже, а богомольцы, не теряя голов, хотят достать их подешевле шум да крик. Ка- кая неблагопристойность В XVIII-XIX вв. значительно возросло количество архиерейских домов и соборных и приходских церквей. Это было связано с ростом численности населения и административно-территориальной еформой 1775 г когда

су- щественно увеличилось количество губерний и особенно уездов. Если в кон- це XVII в. насчитывалось 24 епархии и около 15 тыс. церквей, то в конце XVIII в. было 35 епархий и около 27 тыс. церквей, а в 1860 г 58 епар- хий, 37 675 церквей и 12 486 часовен и молитвенных домов. И церкви так- же получали земельные угодья. Наделение церквей землями, возобновленное

Павлом I, замедлилось было несколько в царствование Александра I, но Ни- колай I его снова усилил. Хозяйство православной церкви отмечает С. С. Дмитриев владения, имущества и капиталы в целом за первую по- ловину XIX в. заметно выросли и упрочились В 1861-917 гг. количество вновь основанных монастырей резко возрос- ло если в предыдущий период возникло 167 46 , то теперь их появилось вместе с общинами 400 296 , а

без последних -более 200 монастырей. По-прежнему больше всего их возникло в Центрально-Промышлен- ном -71 70 и Центрально-Черноземном -46 36 районах и в Среднем Поволжье -55 46 , но много было основано также на Украине -41 29 и в заселявшихся Южном Приуралье -31 22 и на Северном Кавказе - 16 7 . Характерной особенностью этого процесса было появление много- численных женских

общин, главным образом в центральных районах и в Среднем Поволжье. ?Строй жизни в русской дореволюционно деревне был таков, -отмечал В. Ф. Зыбковец, -что бедность и невежество угнета- ли именно женщину Добавим, что и в городах, где после отмены крепост- ного права резко возросло население за счет притока неимущих крестьян, положение женщин было не лучше.

А постричься сразу в монашество было непросто необходимо было согласие ?общества к которому был приписан, рекомендация благочинного, да и решиться на такой крутой перелом в жиз- ни было нелегко Всего у Русской православной церкви было 1 256 550 монастырей, архи- ерейских домов и подворий, без последних -1 120 537 . Если исключить монастыри в Польше и за рубежом, то их будет 1 103 529 , в том числе 768 377 в 10 великорусских районах, 80 52 - в

Сибири и 255 100 - в крупных национальных районах. Из общего количества 1 103 529 монастырей было собственно монасты- рей 804 365 , или 73 , пустынь - 88 14 , или 8 , скитов и киновий - 76 15 , или 7 , и женских общин - 135, или 12 . Без Польши и зарубежных организаций монахов, монахинь, послушников и послушниц насчитывалось около 103 тыс. человек, при этом послушников и послушниц было более чем вдвое больше монахов и монахинь

соответст- венно 70 и 33 тыс. человек . Это не случайно послушничество не только бы- ло резервом монашествующих, но и рабочей силой, дешевой и безответной. Больше всего монахов и послушников было, как и монастырей, в цент- ральных районах, на Украине и в Среднем Поволжье. Точных данных о количестве земли у церкви накануне Великой Октябрь- ской социалистической революции нет по официальным данным церков- ной статистики, в 1905

г. у монастырей было 740 тыс. десятин, у церквей - 1,9 млн десятин, всего 2,6 млн десятин. Пожалования земли, духовенству продолжались. По официальным же данным в 1917 г. у монастырей было больше 1 млн десятин. В. И. Ленин, основываясь на подсчетах либеральных статистиков, указывал, чтоу духовенства находится около 6 млн десятин, но в действительности ее оказалось гораздо больше после Октября было на- ционализировано и перешло в общенародное достояние более 8 млн десятин земли 8 275

тыс а также 424 476 млн руб. капитала, 84 завода, 1816 доход- ных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшен, 311 йчелиных пасек. Таким образом, за 1764-1917 гг. церковь сумела - при поддержке цар- ской власти - вернуть себе почти то же количество земли, которое было се- куляризировано. Как и раньше, у отдельных монастырей земельные владения достигали огромных размеров хотя это были уже

другие монастыри . Больше всего было у бессарабского архиерейского дома - 154,6 тыс. де- сятин, у Соловецкого монастыря - 66 тыс. десятин, Молченской пустыни - 28 тыс Саровской пустыни - 24 тыс. и некоторых других по официальным данным Монастыри-землевладельцы вели собственное хозяйство, а также сдавали землю в аренду на 1 января 1917 г. сдавалось в аренду 276 тыс. десятин . Сводных данных о монастырском сельском хозяйстве нет, но в

литературе имеются отдельные яркие примеры. Вот, например, крупнейший землевла- делец Соловецкий монастырь. В 1913 г. у него было более 200 лошадей, 100 коров, 200 овец,свиньи, птица, заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический и коже- венный мастерские сапожная, портняжная, ювелирная, малярная, слесар- ная, столярная, санная, колесная, экипажная.

Были мельница, огороды. На острове была устроена и поддерживалась система каналов, обеспечивая хорошее водоснабжение. Монастырю принадлежали также молочная ферма и судостроительный завод. Работы выполнялись богомольцами бесплатно и вольнонаемными рабочими. ?Материалы о землевладениях и сельском хо- зяйстве монастырей отмечал В. Ф. Зыбковец, из работы которого взяты приведенные выше данные и описание хозяйства

Соловецкого монасты- ря показывают, что ряд монастырей наладил крупное высокопроизводи- тельное земледелие и животноводство таких монастырей, по нашим под- счетам, имелось около 500 . Главной рабочей силой в сельском хозяйстве были даровые паломники, особенно паломницы, а также послушницы Но было и большое число рабочих например, в 1889 г. при 476 монасты- рях их насчитывалось 26 тыс. Многие монастыри занимались промышлен- ной деятельностью.

Однако главную прибыль приносили продажа свечей, икон, кружечные и другие сборы, плата за выполнение обрядов и т. п. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании реферата автор старался наиболее объективно отразить различные стороны жизни и деятельности монастырей в России, их влияние на духовное развитие русского народа, их роль в управлении государством. В то же время в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений. Однако не вызывает сомнений тот факт, что в целом роль монастырских объединений

в истории нашей страны носит по- ложительный характер. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. Веселовский С. Б, Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. 1. М. Л 1947. Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России. М 1931. Ивин

Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV-первой половины XVI в. Л 1979. Клибанов А. И. Русское православие вехи истории. М 1989. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 2. Соч. М 195 . Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1. М 1959. Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования

Михаила Федоровича. Ч. 1. Киев. 1913. ,0. Lr . Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб 1906.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алиевич биологическое обоснование, разработка и использование полнорационных комбикормов и премиксов для хряков-производителей, свиноматок и растущих свиней в условиях интенсивного производства свинины 06.
Реферат Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Реферат Эпидемиологический гепатит
Реферат Факторный и маржинальный способы анализа рентабельности в условиях однопродуктового производства
Реферат Французский консулат
Реферат Н Рубцов жизнь и творчество
Реферат Recent Advances In Military Aircraft Essay Research
Реферат Серое и белое вещество головного и спинного мозга
Реферат Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова
Реферат Средний класс РФ
Реферат Выбор допусков и посадок на гладкие элементы деталей машиностроительных узлов
Реферат JD Salinger Essay Research Paper J D
Реферат Социальный гедонизм
Реферат САМАЯ ПОЛНАЯ ТАБЛИЦА ПО КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Реферат Развитие личности. Особенности развития личности ребенка и подростка с ограниченными возможностя