Религия древних Греков и Римлян. Древние грекибыли деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотяон и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. В своих поискахзащиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошличерез фетишизм веру в одухотворенность мертвой природы камней, дерева, металла ,который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим ихмногочисленных богов.
Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создавсвоих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными инепреходящими качествами красотой, умением принимать любой образ и, самоеглавное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем во всем подобны людям добры, великодушны и милостивы, но в то же время мстительны и коварны.Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и незнали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба
Мойры предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом,греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбамисмертных людей. Боги и героигреческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами,непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступившими с ними, влюбовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки виделив богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в болееграндиозном
и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через боговлучше понять себя, осмыслить собственные намеренья и поступки, достойнымобразом оценить свои силы. Так, герой Одиссеи , преследуемый яростьюмогущественного бога морей Посейдона, цепляется из последних сил заспасительные скалы, проявляя мужество и волю, которые он способенпротивопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям, чтобы выйтипобедителем.
Древние греки непосредственно воспринимали все жизненныеперипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же непосредственность вразочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки кврагам. Это отражение реальной жизни и реальных человеческих характеровдревних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами истраданиями.
Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса мучается Деметра, у которой мрачный Аид похитил любимую дочь Персефону.Бесконечны и непереносимы страдания Прометея, прикованного к вершине скалы итерзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа длялюдей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженныестрелами
Аполлона и Артемиды. Чувствоответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга по отношениюк близким и к родине, характерные для греческих мифов, получили дальнейшееразвитие в древнеримских легендах. Но если мифология греков поражает своейкрасочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римскаярелигия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существуявляли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания исоюзных договоров, содержали в своей
основе те же исходные данные, что и угреков страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями ипреклонение пред производящими силами земли итальянские земледельцы почиталинебо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ исимвол плодородия . Для древнего римлянина, существовало еще одно божество семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римлянедаже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах
укаждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, этивсе божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны былиоказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного немогло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявлялисвою волю полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими изглубины священной рощи, из темноты храма или пещеры.
И молящийся римлянин вотличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв головучастью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве,но и для того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всемправилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял егомольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. Поклонениемногочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состоялоглавным образом
в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и всуровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен,которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов сгреческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими иполнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободномобщении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было толькопросить о чем-либо.
Если один бог не откликается на просьбу, то римлянинобращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных сразличными моментами его жизни и деятельности. Для того чтобыримский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римскомгосударстве были составлены так называемые Индигитамента списки официальноутвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которыхследовало призывать при всяких событиях человеческой
жизни. Эти списки былисоставлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую иабстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чистоиталийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона 1в. дон. э Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиняВеста, и после воздвижения статуй в храмах богов, не позволяла ставить статуюв ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем.
По мере того, как значениеи власть Римского государства возрастали, в Рим двинулись множествочужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе.Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздавим должные почести, Рим избежит их гнева. Свершено особуюроль римской религии сыграли эльтруски удивительный и загадочный народ, чьяписьменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенноособый мир,
до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромноеместо отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений,ниспосылаемых богами. Посколькуэльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробнойжизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом крелигиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку опредсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющуюприкладное значение,
часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусскихжрецов гаруспиков гадателей по внутренностям жертвенных животных, вособенности по печени римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особоважных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты. Рим, воспринявгреческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечествуогромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческихскульпторов дошло до нашего времени лишь
в римских копиях, за малымисключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательномискусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам. Вот почему, именно мифы небольшого греческогонарода, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основуобщечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубокопроникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, неотдавая себе в этом отчета, в самой
обыденной речи говорит о сизифовом труде имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпровождение , о титаническихусилиях и гигантских размерах а ведь титаны и гиганты порождения богиниЗемли, боровшейся с греческими богами , о паническом страхе а это проделкибога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей , об олимпийскомспокойствии которым обладали древние боги обитатели священной горы Олимп или о гомерическом смехе это безудержный громовой смех богов, описанный
поэтомГомером . К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего исильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины амазонке.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Искусство древнего Китая 2 |
Реферат | Ирис живой памятник истории |
Реферат | Роль Тибета в межгосударственных отношениях в Гималайском регионе |
Реферат | Искусство Древнего Египта Новое царство |
Реферат | Ведення лактації та грудного вигодовування |
Реферат | Архивы |
Реферат | История развития культуры и искусства |
Реферат | Історія питання |
Реферат | Анализ внешней среды организации |
Реферат | Индо-буддийский тип культуры 2 |
Реферат | Ислам как культурный феномен |
Реферат | История развития 9-х олимпийских игр |
Реферат | Cruel Intentions Essay Research Paper Cruel IntentionsManipulative |
Реферат | Исторический путь развития кинопроката в России |
Реферат | Кабельные материалы и арматура |