ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ 1. Общий подход к прогнозированию налоговых поступлений Инструментом познания и предвидения объективных и субъективных факторов, влияющих на объемы поступлений налогов в бюджет является прогнозирование налоговых поступлений. Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера. При его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы.
Фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона. При прогнозировании оценивают и определяют отклонения, которые могут возникнуть в прогнозируемом периоде, господствующие тенденции, возможные области их расхождения тенденций. Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей базируется на общеэкономических показателях развития страны, показателях ведущих отраслей национального хозяйства, показателях конкретного региона,
исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках. Прогноз имеет вероятностный и предварительный характер. По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативный до одного месяца, краткосрочный до одного года, среднесрочный до пяти лет, долгосрочный свыше пяти лет. Содержание прогнозов с различными временными горизонтами определяется природой прогнозируемых процессов.
Чем более устойчивый характер носят эти процессы и тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. При расчетах прогнозов учитываются фактические динамические ряды поступления налогов за предыдущие периоды. Показатели за прошлые периоды корректируются на основе изучения конкретных экономических особенностей данного периода. В условиях неустойчивого характера экономических процессов на практике по существу могут быть реализованы лишь оперативный и краткосрочный.
Корректировка прогнозов может производиться лишь в комплексе. Прогнозные расчеты взаимоувязаны между собой, вытекают один из другого показатели, на которых основывается прогноз подоходного налога, являются исходной информацией для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд показателей налога на прибыль, в свою очередь, находит отражение в определении прогноза НДС. Рассмотрим механизм составления оперативного и краткосрочного прогнозов на примерах расчетов подоходного
налога, налога на прибыль, НДС. 2. Прогноз поступлений подоходного налога с физических лиц Взимаемый предприятиями подоходный налог с физических лиц, рассчитывается на основе показателей таблицы 1. ПоказателиПрогнозируемый период год1Среднемесячная численность работников, занятых в народном хозяйстве региона, тыс. чел. 200,02Среднемесячная оплата труда, руб.857,3Фонд оплаты труда, млн. руб.2 058,4Часть ФОТ, на которую распространяются льготы, млн. руб.411,5Облагаемый налогом
ФОТ, млн. руб.1 646,6Средняя ставка налога, 127 Сумма подоходного налога, млн. руб. В том числе в федеральный бюджет в местный бюджет197,6 16,5 181,1 Численность работников в народном хозяйстве региона принимается по данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений. Рассмотрим какие изменения влияют на численность занятых в экономике изменение объемов производства
продукции и производительности труда, трансформация форм собственности предприятий, количественный состав предприятий, факторы демографического характера и т. п. Выясним как рассчитываются показатели на прогнозируемый период 1. Численность работников по региону. Если в отчетном периоде численность работников по региону равна 205 тыс по причине изменения формы собственности сокращение на 2,4, значит на прогнозируемый период численность
работников составит 200 тыс. человек. 2 Среднемесячная оплата труда. Если среднемесячная оплата труда в отчетном периоде составляла 806 руб ожидаемый темп инфляции на прогнозируемый период - 8 , коэффициент отставания роста оплаты труда от темпов инфляции - 0,8, размер среднемесячной оплаты труда в прогнозируемом году составит 806 806 х 8 х 0,8 100 857,6 руб. От чего зависит расчетный коэффициент отставания темпов оплаты труда от изменения цен темпов изменений
объема производства и производительности труда, уровня инфляции, размера индексации заработной платы работников бюджетной сферы, роста оплаты труда в отраслях материального производства рядом других обстоятельств. Под оплатой труда понимается как заработная плата в стоимостной оценке, так и средства в натуральной и денежной форме, выплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. 3 Фонд оплаты труда ФОТ на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников,
занятых в народном хозяйстве региона среднемесячной оплаты труда и количества месяцев. Годовой ФОТ составит 857,6 х12 х 200 2 058,2 млн. руб. Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, но некоторые составляющие налоговой базы одного налога входят в состав налогооблагаемой базы других налогов. Например, ФОТ является основой налогооблагаемой базы подоходного налога, но в тоже время частично входит
в состав налогооблагаемой базы НДС и налога на прибыль. 4 Прямой расчет льготируемой части ФОТ трудоемок. Поэтому в прогнозных расчетах льготируемую часть ФОТ условно определяют по ее удельному весу в ФОТ отчетного периода. Обычно 15-20. Допустим условно доля льготируемой части ФОТ составила в отчетном периоде 20. Следовательно, абсолютная величина льготируемой части
ФОТ будет равна 2 058,2 х 20 100 411,7 млн. руб. 5 Облагаемый налогом ФОТ исчисляется как разница между ФОТ и его льготируемой частью. В нашем примере - 2 058,2 - 411,7 1 646,5 млн. руб. 6 Сумма подоходного налога рассчитывается как произведение облагаемого налогом ФОТ и средней ставки этого налога, сложившейся в отчетном году.
Допустим, что средняя ставка подоходного налога в отчетном году - 12, то сумма подоходного налога будет равна 1 646,5 х 12 100 197,6 млн. руб 7 11 подоходного налога с физических поступают в местный бюджет , то есть 181,1 млн. руб. 1 - в федеральный бюджет, то есть 16,5 млн. руб. 3. Прогноз поступлений налога на прибыль Рассчитывается по следующим показателям таблицы 2.
ПоказателиПрогнозируемый период год 1Валовая прибыль, млн. руб.535,42Льготы по налогу на прибыль, млн. руб. 42,83Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. 492,64 Превышение фонда оплаты труда, млн. руб.978,2 5Налогооблагаемая база, млн. руб.1470,8 6Ставка налога, 357Причитается налога на прибыль - всего В том числе в федеральный бюджет в местный бюджет 514,8 191,2 323,6 1 Прогноз валовой прибыли определяется на основе ряда экономических показателей валового внутреннего продукта,
объема промышленной продукции, общего объем товарооборота, индекса цен промышленной и иной продукции, темпов роста инфляционных ожиданий, др. Расчет прогноза валовой прибыли в схематичном виде можно проиллюстрировать следующим образом. Принимаем валовая прибыль отчетного периода составила 519,8 млн. руб интегральный коэффициент развития экономики региона т.е. произведение коэффициента по отдельным показателям прирост объемов производства продукции, индекса цен и инфляционных ожиданий прогнозируются за год в целом -
5, коэффициент отставания роста прибыли от интегрального показателя в отчетном периоде принимается в 0,6 как правило, он должен быть меньше единицы . В этом случае прогнозируемая величина валовой прибыли составит 535,4 млн. руб. 519,8 519,8 х 5 х 0,6 100 . 2 Сумма льгот по налогу на прибыль определяется в соответствии с количеством и структурой зарегистрированных в налоговых органах юридических лиц на которых распространяются льготы
в соответствии с законодательством. При таких условиях если в отчетном периоде удельный вес суммы льгот по налогу на прибыль составил 8 к валовой прибыли. в налоговое законодательство изменений не внесено. То размер льгот в прогнозируемом периоде определяется в сумме 42,8 млн. руб. 535,4 х 8 100 , а налогооблагаемая прибыль в виде разницы между валовой прибылью и суммой льгот - 492,6 млн. руб. 535,4 - 42,8. 3 Превышение фонда оплаты труда
Согласно законодательству предприятия, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов по ставкам налога на прибыль. Сумма превышения расходов на оплату труда определяется следующим образом. Допустим минимальная месячная заработная плата на прогнозируемый период законодательно установлена на уровне 75 руб не облагаемые налогом на прибыль расходы предприятий на оплату труда - в размере шести
минимальных заработных плат. Сумма превышения расходов на оплату труда в сравнении с нормируемой величиной составит 2 058,2 млн. руб 75 руб. х 6 х 200 тыс. чел. х 12 978,2 млн. руб. 4 Налогооблагаемая база прибыли 492,6 978,2 1470,8 млн. руб. В данном примере налогооблагаемая база условно ограничена двумя составляющими, однако их гораздо больше. 5 Сумма налога на прибыль исчисляется как произведение налогооблагаемой базы и средней ставки налога.
1470,8 х 35 100 514,8 млн. руб. 6 Согласно законодательству от налогооблагаемой базы 13 - в федеральный бюджет поступит 191,2 млн. руб 22 - в местный - 323,6 млн. руб. 4. Прогнозирование НДС Расчет прогноза поступлений НДС приведен в таблице 8.3. ПоказателиПрогнозируемый период год млн. руб. 1ФОТ работников материальной сферы, включаемый в себестоимость 221,62Отчисления на соцстрах, медицинское
страхование, фонд занятости 39 от общего ФОТ 85,13Прибыль535,44Акцизы30,05Амортизация 40,06Прочие денежные расходы5,0 7Добавленная стоимость917,18Добавленная стоимость по не облагаемым НДС суммам137,59Облагаемая налогом добавленная стоимость779.610Средняя ставка налога, 17,011Причитается налога - всего В том числе в федеральный бюджет в местный бюджет132,5 106,0 26,5Добавленная стоимость включает в себя ФОТ работников материальной сферы, вошедший в себестоимость продукции, работ,
услуг отчисления на социальное и медицинское страхование и в фонд занятости по этой группе работников валовую прибыль акцизы амортизацию и прочие денежные расходы. 1. ФОТ работников материальной сферы рассчитывается на основе прогнозной величины ФОТ всех работников региона и удельного веса в них ФОТ работников материальной сферы, сложившегося в отчетном периоде, предположим он равен -
369,4 млн. руб а доля ФОТ работников материальной сферы на прогнозируемый период составила 60, то есть 221,6 млн. руб. 369,4 х 60 100. 2. Отчисления на социальное и медицинское страхование, в фонд занятости принимаются по установленным нормативам всего 39 от расчетного значения прогноза ФОТ работников материальной сферы. 221,6 х 39 100 85,1 3. Валовая прибыли для расчета НДС допустим - 535,4 млн. руб.
4. В основе расчетов по акцизам лежат прогноз объемов производства подакцизной продукции, уровень их предполагаемой свободной оптовой цены, ставки акцизных налогов по каждому виду продукции в соответствии с действующим законодательством. Условно примем сумму акцизов на уровне 30 млн. руб. 5. Прогнозная величина по строке Амортизация рассчитывается по аналогичному показателю за отчетный период, предполагаемых темпов обновления и выбытия основных фондов, изменения цен на оборудование, станки,
машины, инфляционных ожиданий и других факторов. Допустим амортизационные отчисления равны 40 млн. руб. 6. Прогноз по прочим денежным расходам условно равен 5,0 млн. руб. 7. Добавленная стоимость есть сумма перечисленных составляющих. В нашем примере она равна 917,1 млн. руб. 8. Не облагаемые НДС суммы добавленной стоимости определяются в соответствии с законодательством.
Они включают стоимость товаров работ, услуг , экспортируемых за пределы государства услуг городского пассажирского транспорта услуг в сфере народного образования жилищного строительства финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет бюджета, и т.д. Добавленная стоимость по не облагаемым НДС суммам принята в 15 от общей суммы добавленной стоимости - 137,5 млн. руб. 9. Облагаемый налогом оборот добавленная стоимость рассчитывается как разница между
общей суммой добавленной и не облагаемой добавленной стоимостью. Его размер составляет 779,6 млн. руб. 917,1-137,5. 10. Средняя ставка налога НДС 17. 11. Сумма НДС определяется как произведение облагаемого оборота и средней ставки налога. 12. Сумма причитающегося к уплате в бюджет налога составит 132,5 млн. руб. 779,6 х 17 100. 13. В соответствии с установленными нормативами в федеральный бюджет поступают 80
НДС - 106,0 млн. руб. местные бюджеты - 20 - 26,5 млн. руб. Эти нормативы могут изменяться. Вместе с тем в практике работы по формированию бюджетов составляются прогнозные расчеты поступлений каждого вида налогов. По ряду налогов они могут быть составлены только с учетом динамики их поступлений. Для этого, как правило, принимаются отчетные данные об их фактическом поступлении за 9 месяцев отчетного
года и ожидаемых поступлениях в 4 квартале. Таким образом определяется база за отчетный год, на основе которой прогнозируются поступления налогов на перспективу. Предложенный метод расчета прочих налогов, в том числе и в местные бюджеты, не исключает возможности их исчисления прямым путем, подобно тому, как это иллюстрировалось по подоходному налогу, налогу на прибыль, НДС. Выше был рассмотрен расчет прогноза по группе предприятий, по району или отдельно взятому
региону. Аналогично предложенному прогнозные расчеты могут производиться на уровне административно-территориальных образований, входящих в Российскую Федерацию, по стране в целом. Прогнозирование налоговых поступлений - достаточно сложная и ответственная работа, требующая глубоких познаний происходящих в народном хозяйстве социально-экономических процессов, развития их тенденций в перспективе, знании налогового и иного законодательства, освоения методологии прогнозирования, в том
числе с помощью автоматизированных систем управления АСУ. Только в этом случае возможно с достаточно высокой степенью надежности разрабатывать прогнозы поступлений налогов и своевременно утверждать бюджеты всех уровней. Список литературы 1. Адкинсон Э.Б Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора - М 1995. 2. Алексашенко С. Налоговые реформы в развитых странах опыт 80-х.
М 1992. 3. Глухов В. В Дольде И.В. Налоги теория и практика. Уч. Пос СПб 1996. 4. Гуреев В.И. Российское налоговое право М 1997. 5. Дадашев А.З Черник Д.Г. Финансовая система России Уч. пос М 1997. 6. Дробозина Л.А. Общая теория финансов. М 1995. 7. Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций
М 1997. 8. Родионова В.М. Финансы Уч. пособ М. Финансы и статистика, 1993. 9. Налоги Учеб. пособие Под ред. Д.Г. Черника - М Финансы и статистика, 1997. 10. Налоговая политика в индустриальных странах Сборник обзоров Под ред. В.С. Аваева - М. 1995. 11. Налоговые системы зарубежных стран. Под ред. В.Г. Князева,
Д.Г. Черника - М 1997. 12. Петрова Г.В. Налоговое право М 1997. 13. Сакс Джефри Д Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход М 1996. 14. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М 1997. 15. A Manual on Government Finance Statistics. Russian edition Washington, 1986. 16. Мишель К. Оффшорные юрисдикции и компании проблема выбора
Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995. 17. Зампелас М. Несколько моделей страховых компаний Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Системы координат |
Реферат | Астраханская |
Реферат | Денискины рассказы |
Реферат | Kyle Swanson Essay Research Paper English 99 |
Реферат | Сократ и его философия 2 |
Реферат | Шпаргалка по Теплотехнике |
Реферат | Проект кримінального кодекса України |
Реферат | Биосфера и ноосфера ВИ Вернадского |
Реферат | Милк, Харви |
Реферат | Сценарный анализ в транзактном анализе |
Реферат | Вертикальный пресс |
Реферат | Теория поля Курта Левина |
Реферат | Культура устной и письменной речи 2 |
Реферат | Самооборона и крайняя необходимость |
Реферат | Геополитическое пространство России: мифы и реальность |