Реферат по предмету "Менеджмент"


Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроаппаратный завод"

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ на тему: Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» Содержание. Введение. 1 Теоретические основы управления качеством продукции на производстве. 1.1 Понятие управления качеством продукции на производстве. 1.2 Управление процессом подготовки производства новой продукции.


1.3 Управление техническим уровнем и качеством новой продукции. 2 Управление качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод». 2.1 Характеристика и структура ОАО «НТЭАЗ». 2.2 Условия формирования качества продукции на ОАО «НТЭАЗ». 2.3 Система управления качеством продукции. 51 2.4


Измерение, анализ и улучшение качества продукции. 2.5 Моделирование инновационной системы качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод». 3 Комплекс мероприятий направленных на улучшение качества продукции в системе производства и анализ системы менеджмента качества. 3.1 Улучшение показателей соответствия качества продукции требуемое потребителями.


3.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности. 97 Заключение. 114 Список литературы. 118 Приложение. 121 Введение. Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные


инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством. Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание проблемам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности.


Все большее число отечественных специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены. Успешное решение проблем качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые прогрессивные пропорции между отраслями и внутри их, например, между металлургической промышленностью и машиностроением.


Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности. Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных процессов во всех отраслях. Мною был проведен анализ управления качеством продукции Открытого Акционерного Общества “Нижнетуринский электроаппаратный завод” и выбрана тема дипломного проекта «Управление качеством продукции в сфере её производства», так как в связи с необходимостью повышения


конкурентоспособности продукции предприятия и требованиями заказчиков ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” приступил к разработке и внедрению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000. ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” – предприятие, обеспечивающее потребности предприятий энергетического комплекса в высоковольтных аппаратах. Свою продукцию


ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” поставляет не только российским потребителям, но и поддерживает связи с зарубежными странами. Как известно, в рыночной экономике заказчик имеет возможность договариваться с исполнителем не только о требованиях к качеству интересующей его продукции, но и к условиям ее производства, гарантирующим выполнение этих требований. В зарубежной практике таким условием чаще всего становится требование о наличии на предприятии – исполнителе действующей системы качества, отвечающей требованиям


стандартов ИСО серии 9000. Это требование уже начинает включаться и в договора о поставке продукции. Мой дипломный проект состоит из глав: 1. Теоретические основы управления качеством продукции на производстве, где рассматривается понятие управления качеством продукции на производстве, управление процессом подготовки производства новой продукции, управление техническим уровнем и качеством новой продукции. 2. Управление качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод», где рассматривается


характеристика предприятия; условия формирования качества продукции; система управления качеством продукции; измерения, анализ и улучшение качества продукции; моделирование инновационной системы качества продукции. 3. Комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества продукции в системе производства и анализ результативности системы менеджмента качества ИСО серии 9001:2000 на ОАО «НТЭАЗ», где рассматривается улучшение показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями


и проведен анализ функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности. Целью моего дипломного проекта является: - рассмотреть вопрос улучшения показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями; - провести сравнительный анализ эффективности системы менеджмента качества на примере предприятий ОАО «НТЭАЗ» и ОАО «ЮАИЗ». Задачи: - рассмотреть систему управления качеством продукции; - рассмотреть моделирование инновационной


системы менеджмента качества; - определить условия формирования качества продукции; - провести анализ результативности инновационной системы менеджмента качества; - оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества. Выбранная тема в современных рыночных отношениях актуальна, так как качество продукции играет большую роль в становлении и развитии предприятий. Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества.


Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс во многих странах был определен прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Обостряющаяся конкуренция товаропроизводителей, зарождение и все более широкое распространение потребительского движения в развитых странах привели к повышению роли качества продукции


и услуг для определения рейтинга стран в мировой иерархии. Эффективные нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой продукции, так и самой организации. Современная организация должна иметь возможность гибко реагировать на внешние воздействия, обладать способностью к изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды. Для большинства производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде – самая


насущная проблема. Многие руководители организаций уже провели или проводят необходимые преобразования, направленные на повышение эффективности работы. 1 Теоретические основы управления качеством продукции на производстве. 1.1 Понятие управления качеством продукции на производстве. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение


их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму


постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением кагого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента. По международным стандартам ИСО для разработки политики и целей введен термин система менеджмента (управления), где система означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.


Система менеджмента организации является комплексной и включает следующие системы менеджмента: - систему общего менеджмента (общие намерения и направление деятельности организации в области управления по целям отраслевого менеджмента); - систему менеджмента качества (система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству); - систему управления окружающей средой – экологического менеджмента (часть системы менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность,


методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики); - административное управление качеством. По международным стандартам ИСО рассматриваются три направления в управлении качеством. 1. Общее управление качеством (административное управление качеством) – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью


таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках систем менеджмента качества. 2. Оперативное управление качеством в международных стандартах ИСО определяется термином управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. 3. Долговременное управление качеством и организацией в целом в международных стандартах


ИСО определено термином всеобщее руководство качеством. Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации. В теории управления существуют следующие понятия. Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно


быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Прогноз целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и находится как бы между ними. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия.


Функция управления – это своего рода «поле» управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Законы управления – это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. Законы управления хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.


Принципы управления – это основные правила, общие требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике управления. В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией» стало применяться другое – «менеджмент организации». В настоящее время они чаще всего используются как понятия аутентичные.


Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». В дальнейшем оба термина используются как тождественные[]. Система управления качеством продукции является элементом управленческой деятельности предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2000 система управления качеством продукции должна базироваться на информационной системе, поддерживающей автоматизированную обработку данных, документирование


процессов обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла изделия и автоматизированное управление этими процессами, данными и документацией. В этом смысле система управления качеством продукции становится неотъемлемой частью интегрированной автоматизированной системы управления предприятием и может быть отнесена к технологиям информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий. Это означает, что информация, циркулирующая в системе управления качеством продукции, должна быть представлена


в форматах, регламентированных стандартами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, и состоять из набора информационных объектов, входящих в интегрированную информационную среду предприятия. При создании и технологической подготовке производства нового изделия средствами конструкторских и технологических САПР (CAD/CAM) в интегрированной информационной среде создаются ИО, описывающие структуру изделия, его состав и все входящие компоненты: детали, подузлы, узлы, агрегаты,


комплектующие, материалы и т.д. Каждый ИО обладает набором характеристик, описывающих свойства реального объекта, отображением которого является ИО. С точки зрения системы качества такими характеристиками являются технические требования и технические условия, которым должен удовлетворять реальный объект. Кроме информации об изделии, в интегрированной информационной среде содержится информация о производственной среде предприятия, в составе которой находятся данные, относящиеся к системе управления качеством продукции.


Основные функции системы управления качеством продукции в процессе производства состоят в проведении и документальном оформлении контрольных операций, все многообразие которых можно разделить на три группы: - входной контроль материалов и комплектующих изделий; - операционный контроль полуфабрикатов (заготовок), деталей и сборочных единиц; - выходной контроль готового (конечного) изделия. Именно при выполнении контрольных операций и процедур, относящихся к этим группам, реализуются заложенные


в конструкцию изделия требования. В качестве инструментального средства, поддерживающего в интегрированной информационной среде процедуры контроля, можно использовать программные средства класса PDM. Эти средства позволяют формировать структуру и состав изделия с произвольным числом компонентов и уровней входимости, приписывать каждому компоненту и изделию в целом разнообразные свойства (характеристики), ассоциировать с компонентом или изделием геометрические (графические) образы, различные текстовые документы,


а также результаты контроля. С помощью PDM можно обеспечить информационное взаимодействие системы управления качеством продукции и интегрированной информационной среде в соответствии с принципами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий и требованиями стандартов ИСО 9000-2000 []. Подходы к информатизации управления качеством на предприятии. Можно выделить различные подходы к информатизации управления качеством.


Первый определяется общей стратегией информатизации управления предприятием, в первую очередь созданием корпоративной информационной системы предприятия. В тех случаях, когда на предприятии не стремятся к созданию полномасштабной корпоративной информационной системы, а используют набор специализированных функционально-ориентированных систем, задачи управления качеством могут решаться и с применением этих систем. Если подобная система затрагивает деятельность большинства подразделений предприятия, то такую


систему называют системой корпоративного уровня. Примером является система управления электронным документооборотом предприятия. Если же система решает задачи отдельных подразделений, то это локальная система. Компьютерные системы, реализующие на предприятии CALS-технологии, могут быть как системами корпоративного уровня, так и локальными, в зависимости от того, какие стороны деятельности предприятия они затрагивают. Второй подход может базироваться на отдельных достижениях информационных технологий, таких, как аналитические


и интеллектуальные, и быть направленным на решение отдельных задач, стоящих перед предприятием в области менеджмента качества. Третий подход заключается в информатизации деятельности отдельных категорий персонала, чья работа влияет на качество, посредством универсальных или узкоспециализированных систем. Последний подход обычно ассоциируется с автоматизацией системы менеджмента качества, определяемой требованиями стандартов ИСО 9000. Корпоративные информационные системы и управление качеством.


Существует множество различных подходов к определению корпоративных информационных систем, каждый из которых не противоречит остальным, но дополняет их. Как правило, под корпоративной информационной системой понимается комплекс программно-технических, методических и организационных компонентов, обеспечивающих создание, обработку и использование информации, необходимой для функционирования предприятия и в первую очередь для управления им.


Иногда к описанным выше компонентам относят также и совокупность всей информации, используемой в работе предприятия. В более широком, концептуальном смысле корпоративную информационную систему иногда удобнее определять как «управленческую идеологию, объединяющую бизнес-стратегию предприятия (с встроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии». Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать следующее заключение: компьютерная система качества


– это управленческая идеология, объединяющая управление предприятием применительно к качеству (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Очевидно, что компьютерная система качества – это подсистема (или подмножество элементов) корпоративной информационной системы, а проблема создания и внедрения компьютерной системы качества должна трактоваться как одно из направлений общей стратегии автоматизации системы управления предприятием.


Из приведенных определений вытекает, что в зависимости от стратегии автоматизации управления конкретным предприятием на фиксированном этапе компьютерная система качества может рассматриваться либо как целостный комплекс, предназначенный решения всей совокупности задач управления качеством, либо просто как сумма приложений с определенным набором функций; в этом случае речь идет о локальной компьютерной системе качества. Ядром каждой информационной системы являются воплощенные в ней концепции управления предприятием.


На данный момент существует несколько стандартов управления. Они представляют собой описание наиболее общих правил, по которым должны производиться планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребности в сырье, закупки, загрузки мощностей, распределение ресурсов и пр. Наиболее известны стандарты MRP II (Manufacturing Resource Planning), ERP (Enterprise


Resource Planning) и CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). В этой цепочке каждый последующий стандарт является расширением предыдущего, включая все новые сферы деятельности предприятия. Корпоративные информационные системы, соответствующие требованиям любого из перечисленных выше стандартов, в состоянии решать достаточно широкий круг задач управления качеством, а состав решаемых задач зависит от класса системы [].


Информационные технологии в менеджменте качества. В последнее время в информатике сформировалось новое направление – проектирование и использование аналитических и интеллектуальных информационных технологий, уже разработаны соответствующие инструментальные средства. Возможности этих технологий позволяют также повысить эффективность решения многих задач управления качеством. В качестве примера можно рассмотреть три таких технологии: многомерное хранилище данных,


оперативную аналитическую обработку данных, интеллектуальный анализ данных. Многомерное хранилище данных – это совокупность средств, позволяющих представить данные в целостном, предметно-ориентированном виде для анализа и принятия управленческих решений. Назначение хранилища данных – представление информации для анализа проблем, связанных с качеством, в одном месте и в простой, понятной менеджерам структуре.


Как известно, объектами качества являются деятельность или процесс; продукция (результат деятельности или процессов); организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них. Проводить анализ проблем качества непосредственно на столь «разношерстных» базах данных системы управления предприятием неэффективно, а часто и невозможно. Вместо этого необходимые данные извлекаются из различных баз данных, преобразуются и затем очищаются, агрегируются, трансформируются, объединяются и синхронизируются.


Оперативный анализ информации, помещенной в хранилище данных, может выполняться с применением компьютерных систем класса OLAP, предназначенных именно для оперативной аналитической обработки данных. С помощью подобных систем менеджеры, обеспечивающие принятие решений, могут просматривать и анализировать данные именно в том виде, который для них наиболее удобен, агрегировать и детализировать информацию, получать промежуточные итоги, использовать графическое представление информации, а также выпускать


отчеты, необходимые руководству предприятия для принятия решений. И, наконец, технологии интеллектуального анализа данных могут быть использованы при исследовании проблем качества продукции и подготовке оптимальных решений. Основное назначение этой технологии – автоматизированный поиск (выявление) ранее неизвестных закономерностей в многомерном хранилище, использование выявленных закономерностей для прогнозирования (интерполяции


и экстраполяции) требуемых данных Автоматизированная информационная поддержка систем менеджмента качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9001-2000. Еще одну замечательную категорию технологий представляют продукты, созданные и создаваемые специально для решения информационных проблем предприятия, внедряющего (или внедрившего) систему менеджмента качества, соответствующую требованиям МС ИСО 9000. На рынке существует довольно много продуктов (несколько сотен), разработанных специально


под стандарты серии ИСО 9000-2000. Эти продукты можно разделить, по крайней мере, на две группы. К первой можно отнести специфические системы управления документооборотом, ориентированные на решение типовых задач управления качеством. Вторую группу составляют инструменты, призванные помочь при внедрении или совершенствовании системы качества. Им свойственны черты экспертных систем и систем функционального моделирования с изначальной ориентацией на задачи управления качеством.


Переход к новой версии стандартов семейства ИСО 9000 внесет определенные коррективы в назначение и функции систем обеих групп хотя бы потому, что, например, функциональное моделирование бизнес процессов в рамках реализации процессного подхода переходит из разряда вспомогательных средств управления качеством в одно из основных средств управления процессами менеджмента качества. Отдельно следует рассмотреть использование компьютерных технологий для поддержки деятельности служб


качества. В функции этих служб входят: - разработка, поддержание и совершенствование руководств и процедур системы менеджмента качества, а также программ качества по проектам, видам продукции и видам деятельности; - оценка уровня качества на предприятии, в подразделениях, филиалах, у действующих и потенциальных поставщиков с помощью оригинальных или заимствованных методик; - внутренние и внешние аудиты системы менеджмента качества, внутренний и внешний контроль качества в цехах, подразделениях и службах предприятия,


у действующих и потенциальных поставщиков; - архивирование нормативной, справочной и тематической документации. Для поддержки этих функций может использоваться весь арсенал методов и средств, описанных выше. Требования к компьютерным технологиям управления качеством. Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что в зависимости от стратегии автоматизации управления конкретным предприятием на фиксированном этапе компьютерной системы качества можно рассматривать либо


как целостный комплекс, либо как локальный продукт. Основными факторами, определяющими целостность компьютерной системы качества, являются: - концептуальная согласованность процессов, для автоматизации которых создается компьютерная система качества, сохраняющаяся на протяжении всего жизненного цикла; - технологическая целостность, проявляющаяся в применении согласованного набора промышленных информационных технологий для управления информационными ресурсами предприятия применительно


к качеству; - соответствие рабочих мест сотрудников, деятельность которых влияет на качество, их должностным обязанностям; - единый регламент эксплуатации и обслуживания всех компонентов компьютерной системы качества, разрабатываемый при ее создании. Для того, чтобы компьютерная система качества эффективно решала возлагаемые на нее задачи, она должна удовлетворять следующим требованиям: - Адекватность. Компьютерная система качества должна соответствовать задачам, для решения которых она


создана или создается. - Масштабируемость. Способность компьютерной системы качества сохранять адекватность при развитии организационной структуры и росте информационной нагрузки без серьезного изменения архитектуры системы. - Расширяемость. Компьютерная система качества должна иметь возможность развиваться путем исключения и модифицирования старых и добавления новых компонентов. - Надежность. Способность функционирования компьютерной системы качества без сбоев и нарушений штатных


режимов. - Сохранность инвестиций. При модификации системы должны максимально использоваться ранее приобретенное и установленное оборудование и имеющиеся компоненты системы. - Экономическая эффективность. Прямая (или косвенная) прибыль, получаемая за счет использования компьютерной системы качества, должна превышать затраты на ее создание и эксплуатацию. - Безопасность. Должна быть обеспечена защита компьютерной системы качества от некорректных или неавторизованных


действий пользователей, а также от несанкционированного доступа []. 1.2 Управление процессом подготовки производства новой продукции. Подготовка производства к выпуску новой продукции носит комплексный характер. Этот процесс можно наглядно представить схематически (рис. 1). Управление подготовкой производства входит в обязанности функциональных менеджеров.


Подготовка производства делится на внутреннюю и внешнюю. Внешнюю подготовку осуществляют проектные и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и другие организации. Внутренняя подготовка проводится непосредственно на предприятии. Создание новых конструкций базируется на результатах анализа спроса на новую продукцию, в которых сформулированы требования потребителей к техническим параметрам изделия, их экономичности.


Разработка конструкции изделия состоит из нескольких этапов: - выполнение необходимых расчетов; - экспериментальные работы; - проектирование, конструирование; - изготовление опытных образцов; - корректировка конструкторской документации по результатам сдачи приемочной комиссии опытного образца (партии), установочной серии, головной (контрольной) серии. После этого разрабатывается технология производства, что включает: - создание документации на технологические процессы; - проектирование и изготовление специального технологического


оборудования и оснастки. Следующий этап – постановка новой техники на производство: - поставка; - монтаж; - наладка средств технического оснащения производства; - приемочные испытания серийной и массовой продукции. На каждой стадии подготовки выполняются следующие работы: научно-исследовательские (теоретические и экспериментальные); расчетные, проектные, экономические. Они могут осуществляться на конкретных стадиях, могут повторяться на нескольких стадиях, отличаясь


содержанием. Так, экономические расчеты необходимы на всех стадиях, но выполняются они с различной степенью детализации и уточняются. Порядок разработки и утверждения технических заданий, испытаний опытных образцов, проведения приемочных испытаний серийной и массовой продукции; функции заказчиков, разработчиков, изготовителей и потребителей новой продукции регламентируются соответствующими стандартами и методическими материалами []. Структура органов подготовки производства определяется такими факторами, как новизна, сложность,


тип производства, частота обновления продукции. На крупных машиностроительных предприятиях с массовым и крупносерийным производством подготовка производства новых изделий ведется централизованно под руководством главного инженера. Главному инженеру подчиняются главный конструктор, главный технолог, начальник лаборатории, начальник планового отдела, экономисты, социологи, программисты. Обработка создаваемых конструкций происходит в экспериментальном цехе или опытном производстве.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса "О гражданине"
Реферат Механизмы управления территории на примере г. Новосибирска
Реферат Италия 2
Реферат Кражи
Реферат Влияние СМИ на ход предвыборной компании
Реферат Особенности формирования налоговой базы единого социального налога в России
Реферат Расчёт импульсного усилителя
Реферат Внутренняя среда фирмы как объект исследования
Реферат Оперативное финансовое планирование на предприятии здравоохранения
Реферат Концептуальные направления развития оптовой торговли
Реферат Синтез музыки и живописи
Реферат Действия танковых подразделений иностранных армий в локальных конфликтах
Реферат Розвиток психології в Сполучених Штатах на рубежі ХІХ-ХХ століть
Реферат Бюджетирование - как способ управления предприятием
Реферат 26 января 2011 г