Реферат по предмету "Менеджмент"


Социальные проблемы женщин на рынке труда

Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества Студентки Заочного отделения Дворниченко Елены Владимировны Руководитель: Москва 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6 1.2.


Безработица, ее социально-экономические последствия. 3. Занятость населения, предпринимательство. 19 Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28 2.3.


Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36 Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 64 ВВЕДЕНИЕ Изучение проблем социальной адаптации, включая адаптацию женщин на рынке труда, вызвано, прежде всего, изменениями, происходящими в современной России. Российское общество вступило в новую стадию развития - информационную, которая не только ускорила, но и изменила ритм социальных отношений. Одновременно происходят кардинальные изменения, связанные


с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни. Структурные изменения, начавшиеся в середине 80-х годов XX века в политической, экономической и социальной сферах общества, отразились на всех гражданах России. В период экономических преобразований наиболее уязвимой частью населения оказались женщины. Так, в частности, на производстве чётко проявляется тенденция обособления двух рынков труда с вытеснением


женщин во второй, социально менее престижный. Наблюдается устойчивая тенденция преобладания женщин среди безработных граждан. Женщины, оказавшись в среде безработных, гораздо острее переносят утрату своего социального статуса, что становится одной из причин развития девиантного поведения и социально-психологической патологии: рост алкоголизма, наркомании, проституции и различных видов противоправного поведения. Перспектива увольнения и реальная потеря работы негативно сказываются на положении женщин в семье,


демографической ситуации и воспитании детей. Это наносит существенный ущерб генофонду общества, ставит под сомнение будущее нации. Сохранение полноценного социального статуса женщин в названных условиях предполагает разрешение комплекса сложных научных и практических задач. Одна из них заключается в создании социального механизма повышения адаптивности женщин в условиях безработицы. На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин,


повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях. Становление новой экономики и рынка предполагает формирование нового субъекта труда, его скорейшую адаптацию к новым политическим, экономическим и социальным условиям.


Главной составляющей данного процесса должна стать, прежде всего, активная позиция самих женщин в социально-политической и трудовой сфере. Всё это обуславливает актуальность научной разработки проблематики социальной адаптации в целом, и женской проблематики в частности. Особое значение она имеет для осмысления и оптимизации курса политических, экономических и духовных преобразований в стране. Целью написания настоящей работы является исследование социального положения


женщин на рынке труда в условиях современного российского общества. Задачами исследования являются анализ: - современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения; - социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы; - текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации; - социальных проблем занятости женщин в современной


России; - дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики; - социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда; - актуальных проблем женского предпринимательства в современной России; - путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда; - путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости; - государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений.


В работе над исследованием были использованы источники и материалы, указанные в списке использованной литетературы. Глава 1. Занятость женщины как важнейшая социальная проблема современности 1. Положение женщины в обществе в историческом аспекте Качественное изменение роли человека в экономике, связанное с переходом к постиндустриальному обществу, обусловило рост интереса к проблемам человеческого капитала и воспроизводства человеческого потенциала.


Категория «человеческий капитал» быстро вошла в арсенал понятий, используемых западными специалистами в теоретических и прикладных исследованиях. В отечественной науке соответствующий круг проблем до последнего времени рассматривался с использованием категорий рабочей силы, трудовых ресурсов, трудового потенциала, человеческого фактора. Терминологическое разграничение понятия «человеческий потенциал» и близких к нему категорий «трудовой потенциал», «человеческий капитал» важно как для формирования концептуальных


основ социально-экономической политики, так и обоснования практических решений в целях совершенствования системы образования, форм и методов регулирования отношений в сфере труда и занятости, повышения эффективности использования кадрового потенциала предприятий и фирм. Человеческий потенциал экономики можно охарактеризовать как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской


и гражданской активности, реализуемый в разнообразных областях деятельности и в сфере потребления. Этот запас способностей не зависит от того, в какой мере они реализуются. Трудовой потенциал - одна из ключевых подсистем человеческого потенциала. Носителями первого являются только трудоспособные граждане, второго - все население страны (включая лиц моложе и старше трудоспособного возраста). На индивидуальном уровне трудовой потенциал соотносим


с рабочей силой, человеческий потенциал - с личностью. Сфера реализации трудового потенциала - производство материальных и нематериальных благ и услуг (трудовая деятельность). В экономической теории человеческий потенциал подлежит рассмотрению не во всем многообразии своих характеристик, а лишь в той мере, в какой его реализация влияет на социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов. В современных западных экономических исследованиях и отечественной


науке постсоветского периода широкое распространение получила теория человеческого капитала, что связано с качественным изменением роли нематериальных, в том числе, личностных факторов в экономическом развитии. Отсюда потребность в изучении особенностей нематериальных составляющих воспроизводственного процесса. Введение в оборот понятия человеческого капитала базируется на признании факта разнокачественности рабочей силы, наличия в ее структуре заложенных природой и искусственно формируемых характеристик и,


соответственно, возможностей нематериального накопления. Именно они постепенно начинают играть ключевую роль. Ядро теории человеческого капитала - инвестиционная трактовка затрат на качественное совершенствование человеческого потенциала (развитие способностей и формирование потребностей населения), а также характеристика вклада этих инвестиций в экономический рост. Человеческий капитал, являясь разновидностью капитала,


обладает всей совокупностью его структурообразующих признаков (способностью к самовозрастанию, инвестиционной природой, включенностью в отношения рыночного обмена). В то же время он безусловно самостоятельная категория, обладающая рядом специфических черт. Его невозможно отделить от конкретного человека и передать другому собственнику. Он может обесцениваться, истощаться (деградировать) в связи с физической изношенностью человека или


в результате морального устаревания знаний и навыков (из этого вытекает особая значимость систем образования и профессиональной подготовки). Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру. Они определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами. Помимо способности приносить денежную отдачу, человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для индивида. Потребительский и инвестиционный эффекты образования неразделимы.


По сравнению с физическим капиталом у человеческого капитала значительно более продолжительные сроки окупаемости. Период получения общего и специального образования занимает как минимум 10-15 лет; лишь затем вложения в человеческий капитал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере приобретения производственного опыта. Существенными особенностями обладает и сам процесс накопления человеческого капитала: равные объемы инвестиций могут иметь различные результаты, ибо на них влияют природные задатки, мотивация,


личные трудовые усилия работников. Отправная точка для выделения собственно человеческого капитала из всей совокупности производительных способностей человека - разграничение природных и приобретенных свойств. В строго экономическом смысле природные способности, как и природные ресурсы, не являются капиталом, хотя могут приносить своим владельцам особый вид дохода - ренту (в том числе и в денежной форме). В соответствии с таким подходом к инвестициям, формирующим и увеличивающим человеческий капитал, относят:


расходы на общее и специальное образование, вложения в подготовку и переподготовку на производстве; затраты на проведение научных исследований в области труда (его организации, условий и оплаты). Последние увеличивают общенациональный интеллектуальный капитал (приращение научного знания) и индивидуальный человеческий капитал специалистов (накопление «элитных» знаний и производственного опыта). Ряд ученых акцентирует внимание на связи определенных типов вложений в человека, прежде всего затрат


на образование, с его будущими доходами и экономическим ростом3. Однако такой подход не охватывает в полной мере проблематику воспроизводства человеческого потенциала, поскольку абстрагируется от тех моментов, которые выходят за пределы рыночных отношений. В данном случае исследуются лишь производительные способности человека. Это значит, что речь идет не о человеческом, а о трудовом потенциале экономики.


Такого рода анализ отсекает существенный воспроизводственный аспект, а именно - воздействие структуры и динамики потребностей на развитие общественного производства. Человеческий капитал - изначально категория микроэкономики, а совокупный человеческий капитал национальной экономики - лишь сумма соответствующих нематериальных активов отдельных лиц. Совокупный же человеческий потенциал не сводится к сумме индивидуальных характеристик.


Его важнейшими параметрами являются структурная сбалансированность и качество взаимодействия людей в общественном производстве. При высоких общих показателях накопленного человеческого капитала именно структурные диспропорции могут препятствовать эффективной реализации человеческого потенциала страны. С учетом сказанного стоит согласиться с мнением, что понятие человеческого капитала в условиях динамичных качественных сдвигов, характерных для современной экономики, становится слишком узким и утилитарным


для характеристики творческого потенциала общества4. Не случайно в последние годы получили широкое распространение более универсальные подходы к изучению и развитию человеческого потенциала. Их отправной точкой является оценка потенциала населения на основе таких характеристик, как состояние здоровья, доступность образования, стартовые возможности развития для представителей различных социальных и доходных групп, уровень базовой социальной защищенности и


т.д. В рамках Программы развития ООН была разработана система индексов для сопоставительной оценки тенденций человеческого развития в странах мира. Преимуществом индексов ПРООН по сравнению с показателями человеческого капитала является стремление комплексно отразить состояние человеческого потенциала, отказаться от подхода к человеку исключительно как к экономическому ресурсу или фактору производства. До начала хозяйственных реформ


Россия входила в число стран с наиболее благоприятными показателями, определяющими уровень человеческого развития. С тех пор ситуация существенно изменилась в силу деструктивности процессов в воспроизводстве и использовании национального человеческого потенциала. Изменения, произошедшие в сфере занятости в результате реформирования отношений собственности, оказались весьма противоречивыми и носили далеко не во всем позитивный характер.


Усилились недоиспользование, обесценение и деградация значительной части человеческих ресурсов. Следует объективно оценить эту противоречивость и привлечь внимание соответствующих органов к необходимости внесения коррективов в стратегию занятости и ориентиры социально-экономической политики. Одна из главных причин рыночных реформ в России состояла в невозможности обеспечить в рамках советской системы эффективную реализацию человеческого потенциала населения и устойчивый прогресс.


В условиях всеобщности труда и полной занятости структура последней формировалась исходя из задач и потребностей централизованно управляемой экономики, ориентированной на ускоренное индустриальное развитие, укрепление обороноспособности в ущерб расширению и диверсификации потребления. Отсюда возник неизбежный «технократический» перекос: избыток научно-технических кадров при недопроизводстве специалистов гуманитарного, экономического, управленческого профиля.


Разбалансированность в подготовке кадров дополнялась негативными явлениями в сфере реализации человеческого потенциала на фоне всеобщей уравниловки. Необходимость радикальных экономических преобразований стала очевидной. Выбранная стратегия реформирования предполагала максимальную опору на рыночные механизмы при перестройке всех сфер общественно-экономической жизни. Ожидалось, что рынок достаточно быстро выправит десятилетиями накапливавшиеся противоречия и диспропорции


в социально-трудовой сфере. Реформаторы не учли «укорененность» патерналистских стереотипов в менталитете населения. К тому же курс на свободу рынка не сопровождался развитием нематериального инвестиционного комплекса, улучшением условий и качества занятости, формированием адекватной новым условиям системы социальных амортизаторов. Между тем мировая практика подтверждает необходимость сочетания рыночных и нерыночных механизмов развития человеческого потенциала.


Как показывает практика, невозможно достичь процветания экономики без широчайшего использования рыночных инструментов. Однако рынок - всего лишь один из многих институтов. Рыночная экономика дает разные результаты в зависимости от того, как распределяются физические ресурсы, как реализуется и развивается человеческий капитал, какие правила превалируют, какую роль играет государство и общество. В России процесс рыночных преобразований сопровождался не только количественным сокращением,


но и качественным изменением структуры спроса на труд. На начальном их этапе наибольшую тревогу вызывали ожидания лавинообразного нарастания безработицы. Однако скоро стало понятно, что безработица - не единственная и не ключевая проблема, которую надо решить для обеспечения эффективной занятости. Более серьезными последствиями сопровождалось недоиспользование человеческого потенциала работников, что вело к его обесценению, деградации.


Возникло и набирает силу противоречие между пока еще достаточно высоким уровнем образования и профессиональной квалификации населения, с одной стороны, и ухудшением условий и качества занятости, с другой. Нередко квалифицированные и образованные работники сталкиваются с проблемой нехватки «хороших» рабочих мест, когда приходится соглашаться на любое занятие, не соответствующее их квалификации и опыту. Одновременно все чаще раздаются жалобы работодателей на нехватку высококвалифицированных кадров.


Налицо сильнейшая разбалансированность рынка труда, хотя общие структурные показатели занятости на первый взгляд приближаются к показателям, характеризующим соотношение крупных секторов в развитых странах. Однако это соотношение само по себе - формальный и малоинформативный критерий. Для содержательной оценки складывающейся структуры занятости существенное значение имеют два обстоятельства: причины, повлекшие те или иные изменения, и конкретное наполнение крупных секторов.


Так, в сектор услуг входят во многом различные (по роли в экономике и по динамике занятости) отрасли производственной и рыночной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт и связь, финансы и кредит, торговля) и отрасли собственно сферы услуг (социальная инфраструктура, бытовое обслуживание, ЖКХ). При нормальном развитии экономики изменения в структуре занятости (в сторону увеличения доли непроизводственной сферы) происходят в результате роста производительности труда и связаны с развитием


наукоемких отраслей промышленности, а в профессионально-квалификационной структуре - кадров, стоящих за пределами производственного процесса и занятых его обслуживанием (специалисты, управленцы). В третичном секторе повышается роль отраслей нематериального инвестиционного комплекса (специалисты в области науки, образования, здравоохранения, информационных технологий). Сокращение численности и доли занятых в отечественной промышленности было вызвано кризисным спадом


производства. В структуре промышленности наметились отчетливые регрессивные сдвиги, направление которых сохранилось и в период экономического роста. При увеличении удельного веса занятых в сырьевых отраслях (с 12,5% в 1990 г. до 21,2% в 1998 г. и 23,0% - в 2006 г.) сокращалась доля отраслей, где в первую очередь материализуется НТП, а именно машиностроения (с 38,2% в 1990 г. до 30,1% в 1998 г. и 26,7% - в 2006 г.) и легкой промышленности, продукция которой используется непосредственно для удовлетворения конечных


потребностей (с 10,9% в 1990 г. до 6,7% в 1998 г. и 5% - в 2006 г.). Внутреннее производство основных продуктов питания и товаров массового спроса на душу населения существенно уменьшилось, и даже с помощью импорта насыщения базовых потребностей не произошло. Работники были вынуждены покидать промышленность в поисках заработка. При этом происходило сокращение доли занятых в обрабатывающем секторе за счет ее роста в добывающих


отраслях и производстве услуг. Увеличение занятости в третичном секторе (более чем на 50%) - результат прежде всего развития инфраструктурных отраслей (банковской деятельности, электроэнергетики, связи, торговли и управления). Занятость в отраслях нематериального производства, обеспечивающих качество экономического роста (связанных с генерированием новых знаний и распространением информации, с накоплением человеческого капитала), устойчиво сокращалась. Сохранение значительной численности работников в сфере социального


обеспечения объясняется прежде всего ростом административного аппарата: обеднение населения привело к повышению спроса на социальную поддержку, при этом усложнились бюрократические процедуры предоставления социальной помощи и трансфертов. За внешне позитивными сдвигами секторальной структуры экономики стоят процессы, связанные с примитивизацией занятости. Последняя проявляется в деиндустриализации аграрного и промышленного труда, увеличении объемов торговли и предоставления простых услуг населению.


Нарастание негативных явлений в сфере занятости, объясняется тем, что свободный рынок сам по себе недостаточен для «прорыва в новую экономику». В условиях, когда налаженные в советский период хозяйственные связи разрушены, а экономика монополизирована, рыночные рычаги при отсутствии последовательной государственной структурной политики стимулируют развитие нежелательных процессов. Этот вывод подтверждается результатами анализа изменения форм и мотивации занятости, тенденций развития


кадрового потенциала в российской промышленности. 1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения.


Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность. Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение


(подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности. Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую,


структурную, региональную, циклическую) и скрытую. Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть


пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы. Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы. 1. Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью.


В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков. 2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке


рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию. Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность


обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры. Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно


к институциональной. 3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения. Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и специального образования полученного ранее.


Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и дистанционная форма организации рабочего процесса. 4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы


и связана с несоответствием профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых требованием производства. В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация. 5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы,


что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования. 6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения.1 Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой


работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых. Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».


Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или другое учебное заведение, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека). Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических


течений. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство. Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший,


чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости. Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными


проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика. В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения


незанятого населения. 1.3. Занятость населения, предпринимательство. Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован и как функционирует рынок труда. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, порождая серьезные социальные издержки. Цена просчетов и ошибок при реформировании данной сферы может быть очень


высокой. В плановых экономиках трудовые отношения находились под централизованным административным контролем и были одним из наиболее жестко регулируемых звеньев хозяйственного механизма. Государство выступало в роли практически единственного работодателя, частный сектор либо отсутствовал, либо занимал подчиненное положение. Самостоятельность экономических агентов при принятии решений по вопросам занятости, оплаты и режима труда резко ограничивалась или вообще исключалась.


Системная трансформация потребовала перехода к принципиально иной системе трудовых отношений, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой государственный контроль. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений в сфере занятости, действовавших при прежнем экономическом режиме. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, возник и начал быстро развиваться новый частный сектор. Получила признание контрактная природа трудовых отношений.


Трудовая деятельность утратила обязательный характер, исключительное право распоряжаться своими способностями было закреплено за самими работниками. Освоение новых «правил игры» ставило перед участниками рынка труда немало сложных проблем, сопровождалось неизбежными трениями, требовало отказа от устаревших поведенческих стереотипов. Этот непростой процесс протекал в условиях глубокого и затяжного переходного кризиса. С одной стороны, российской экономике не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего


за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.


Сходные проблемы возникали перед всеми переходными экономиками. Отсюда – вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет развиваться примерно так же, как в других постсоциалистических странах, раньше нее вступивших на путь реформ. Правда, с учетом большей глубины трансформационного кризиса можно было предполагать, что масштабы и острота проблем окажутся иными: «сброс» предприятиями рабочей силы – активнее, безработица – выше, трудовые


конфликты – многочисленнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу – сильнее. Неудивительно, что первые пореформенные годы прошли под знаком скорой катастрофы, которая, как представлялось большинству наблюдателей, неминуемо должна была разразиться в сфере занятости российской экономики. Однако этим катастрофическим прогнозам не суждено было сбыться. Дальнейшие события показали, что развитие рынков труда в


России и в большинстве остальных реформируемых экономик пошло по различным траекториям. Вывод: Это расхождение как с первоначальными ожиданиями, так и с опытом других постсоциалистических стран позволяет сделать вывод о формировании особой российской модели рынка труда. Пока этот вывод не получил всеобщего признания, не говоря уже о его теоретическом осмыслении. Сегодня существует настоятельная потребность как в преодолении неадекватных представлений о том, как


устроен и как работает российский рынок труда, так и в более реалистичной оценке перспектив его будущего развития. Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики В современных социально- трудовых отношениях представляется актуальной проблема полового разделения труда, под которой понимают распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующихся на традициях


и обычаях, формально и неформально закрепленных в практике и сознании людей. Во всем мире существуют сугубо мужские и сугубо женские профессии. В сфере занятости существует проблема дискриминации по половому признаку, которая означает, что к отдельным работникам, обладающими одинаковыми характеристиками по признаку производительности, относятся по разному из-за того, что они представляют разные социально-демографические группы.


Различают несколько видов дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации. В современной науке выделяют 3 базовых подхода, объясняющих происхождение и сущность явления дискриминации. • Дискриминация на уровне предпочтений (дискриминация женщин со стороны работодателя, потребителя, либо коллег); • Статистическая дискриминация (работодатель оценивает конкретного работника исходя из


критериев, которые сформировались для той группы, представителем которой он является, независимо от его индивидуальных профессиональных и семейных характеристик); • Дискриминация, обусловленная монопольной структурой рынка труда. (Этот подход акцентирует внимание на том обстоятельстве, что дискриминация существует и сохраняется потому, что приносит прибыль тем, кто ее осуществляет. 1) Понятие «дискриминация» Дискриминация - (от латинского слова - discriminatio - различие)


действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных (Гидденс Э.). Понятие может трактоваться широко - когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия (Большой толковый социологический словарь). Узкая трактовка - когда как дискриминация рассматриваются только действия, направленные против дискриминируемой


группы, а сами предрассудки в понятие дискриминация не входит (Гидденс). При этом вероятна ситуация, когда индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; и, напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не испытывая против последних никаких предубеждений. Различают дискриминацию по категории - когда дискриминируются все члены социальной группы (например, дискриминация по признаку пола), и статистическую дискриминацию - основанную на учете


лишь вероятности наличия нежелательных характеристик у членов какой-либо группы. Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности (Силласте


Г. Г.). В России существует дискриминация по полу с сфере труда - долговременное неравенство статусов индивидов ,которое проявляется, в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп; в практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе. Таким образом, права и возможности женщин как работников ограничиваются. Проблема заключается в том, что социальные группы, имеющие меньше возможностей устроиться на работу,


будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации. В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае - к женщинам ), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила запрещающие службу женщин


в армии. Хотя социально-психологические предубеждения о превосходстве отдельных групп над другими и вносят вклад в практики дискриминации, причиной же дискриминации выступают экономические факторы. В России действует организация "Женщины против насилия и дискриминации", гендерные центры проводят гендерную экспертизу законодательства, обсуждается законодательство о равных правах и возможностях женщин и мужчин , что предусматривает, в том числе, антидискриминационные меры в сфере труда.


Необходимо - экономически поощрять мужчин к занятиям детьми и домашним хозяйством; - доносить до населения смысл законодательных изменений; - работать над антидискриминационным законодательством; исключить дискриминацию по признаку пола, ограничивая законами поведение работодателей с момента подачи объявления о вакансиях; - создать механизм установления факта дискриминации и возмещения ущерба гражданам, подвергнувшимся дискриминации; - реализовывать программы поддержки женского предпринимательства, профессиональной подготовки


и переподготовки женщин. Гендер оказывается центральным организующим принципом в мире занятости. И хотя при этом трудно отделить фактор пола от возраста, класса, расы и этничности, можно утверждать, что дискриминация по признаку пола в сфере труда в мире распространена очень широко. 2) История вопроса Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и


эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. В наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами.


Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан. При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России (1917 г.) дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах


жизни, в т.ч. в гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье. Но дискриминация «слабого пола» сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского «назначенчества» практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей).


Им законодательно был закрыт доступ к «тяжелым» и «вредным» производствам, что полностью исключало свободу личного выбора. Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры и заклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для


семьи, детей, женщин. Таким образом, для социального анализа проблемная ситуация заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни с другой. Слово и дело, положение «де-юре» и ситуация «де-факто», увы, как это часто бывает в российской


действительности, находятся в вопиющем противоречии друг к другу. В настоящее время в рекламе о найме на работу работодатель не всегда обоснованно выдвигает как основное требование "пол и возраст". Такие объявления являются действительно дискриминационными, но доказать это на практике чрезвычайно сложно. Согласно ч.5, ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.95 № 108 -


ФЗ: «настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». За публикации о вакансиях редакция ответственности не несет, так как работодатель практически покупает место в газете, где размещает платную информацию. Таким образом, механизм ответственности за размещение данной информации не отработан и требует внесения поправок в действующее законодательство.


Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать скрытой, так как при отборе соискателей работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые качества, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Насколько серьезна эта проблема, мы видим из материала, предоставленного


Клубом деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга, который осуществляют проект «Защита прав женщин на рынке труда». При официальном признании равенства мужчин и женщин, в России усиливаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Женщины постепенно вытесняются из престижных областей деятельности, понижается их статус и роль в обществе.


Выше приведенные данные свидетельствуют о том, какой потенциал теряет наше общество. По данным Госкомстата России, средняя продолжительность поиска работы у женщин составляет 9,1 месяца. Уже на первых этапах поиска работы женщины сталкиваются с дискриминацией по полу. Стало нормой при публикации объявлений в средствах массовой информации о приеме на работу работодателями и кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные и т.


д. Незнание законных прав и способов защиты ведет к принятию женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по подбору персонала, открыто дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства. Иногда говорят, что наличие дискриминационных объявлений


в СМИ - это мелочь, не стоящая внимания. Но эта «мелочь» ежедневно воспроизводит миллионными тиражами устаревшие стереотипы, которые наносят вред одновременно и тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет нужный персонал. К тому же "мелочь" является открытым нарушением Конституции РФ, статьи 3 Трудового кодекса (запрещение дискриминации в сфере труда), а также международных документов, подписанных Российской Федерацией. Такая открытая дискриминация должна быть ликвидирована.


Даже беглый анализ газет, специализирующихся на публикации объявлений на рынке труда ("Вакансия", "Профессия", "Работа для вас", "Подбор персонала" и др.), свидетельствует, мягко говоря, об их некорректности, а точнее, практически в каждом объявлении присутствует дискриминация по признаку пола и возрасту (см. Приложение 1 к настоящей работе). Работодатель при предоставлении рабочих мест, в качестве первых требований


указывает пол и возраст, оставляя профессиональные качества на третьем месте. Судя по этим объявлениям, нашей стране не нужны женщины старше 35 лет. Зачастую работодатель не стесняется указывать, что на одну и ту же должность требуются мужчины и женщины и им предоставляется разная зарплата. Думаю, легко догадаться, кому меньше. Что подтверждают и статистические данные - женщины в нашей стране имеют зарплату на 30-50% меньше,


чем мужчины. 2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда С середины 1990-х годов наметилась тревожная тенденция ослабления традиционно устойчивых позиций женщин на российском рынке труда. Еще недавно женщины составляли более половины занятого населения, причем в подавляющем большинстве они работали в режиме полного рабочего времени, обладали более высоким по сравнению с мужчинами уровнем образования, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот в отношении


режима труда и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации в оплате. Однако с начала 1990-х годов общее ухудшение ситуации на рынке труда стало все в больше степени затрагивать женщин. Особенно характерна эта проблема для села. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест.


С другой, имеющиеся возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали «вытягиванию» людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйств. Несмотря на то, что уровень общей безработицы среди женщин в среднем несколько ниже, чем у мужчин, тем не менее, сокращаются возможности для трудоустройства женщин, длительная


безработица все больше приобретает женские черты, а в младших возрастных группах уровень безработицы среди женщин намного превосходит ее уровень среди мужчин. Индикаторами этого процесса стали следующие тенденции: - уменьшение численности экономически активного населения происходит, прежде всего, за счет вытеснения из его состава женщин; - сокращение занятости женщин происходило на протяжении всего десятилетия и значительно большими темпами, чем занятость мужчин;


- после временной стабилизации стала падать доля женщин, занятых в новых, быстроразвивающихся и высокооплачиваемых секторах экономики, таких, как финансово-кредитная сфера, пищевая промышленность и т.п.; - увеличивается концентрация женской рабочей силы в низкооплачиваемых сферах таких как легкая промышленность, образование и здравоохранение, которые в большей степени затронули проблемы задержек заработной платы; - углубляется профессиональная сегрегация женщин на средних и низовых должностных позициях; - меняется психология


работодателей: все чаще руководители предприятий отдают предпочтение при найме на работу мужчинам (даже в позднесоветский период подобное признание было редкостью). С середины 1990-х годов распространенной практикой стало преимущественное высвобождение женской рабочей силы. В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью. В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть вынужденную сверхзанятость


женщин, характерную для советского периода. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также подспудную цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной


части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны. В настоящее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению


с работающими мужчинами. Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 8%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет около 10%. С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально


зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 4 раза меньше, чем среди общей численности безработных, определяемой по методике МОТ. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются наименее защищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.


Содействие адаптации женщин к новым условиям занятости, повышению конкурентоспособности женской рабочей силы является в современной России жизненно важной задачей. В этой связи, в частности, в проекте Концепции предусматривается разработка и реализация превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает: - внедрение эффективных механизмов профилирования безработных женщин.


Необходимо развивать практику профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы; - ориентацию политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и другие) на каждую такую группу безработных женщин, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости; - реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает,


в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения - женщин, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, что предусматривает: - обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда.


С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; - развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных женщин, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы; - развитие различных форм семейного


бизнеса; - создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих элементы дискриминации на рынке труда по половому признаку. Таблица 1. Занятость женщин 2003 2004 2005 2006 1 2 3 4 1 Занятое население - всего, тыс. чел. 63082 64465 64664 65766 2 в т.ч. занято женщин - всего, тыс. чел. 30244 31091 31229 32151 3 в % ко всему занятому населению 47,9 48,2 48,3 48,9 4 из них в возрасте:


до 30 лет 6511 6924 7014 7307 5 от 31 до 55 лет 20832 21769 21949 22295 6 Уровень занятости - всего, % 57,2 58,4 58,6 59,6 7 в т.ч. женщин, % 52,2 53,7 53,8 55,4 Таблица 2. Безработица среди женщин 2003 2004 2005 2006 1 2 3 4 1 Безработных - всего, тыс. чел. 9094 6999 6303 6153 2 в т.ч. женщин - всего, тыс. чел. 4293 3219 2893 2831 3 в % к общему числу безработных (стр.2/1х100) 47,2 46,0 45,9 46,0 4


Из стр.2: до 30 лет, тыс. чел. 1513 1169 1097 1151 5 в % к общему числу безработных женщин 35,2 36,3 37,9 40,7 6 Из стр.2: от 30 до 55 лет, тыс. чел. 2507 1865 1653 1549 7 в % к общему числу безработных женщин 58,4 57,9 57,1 54,7 8 Уровень безработицы - всего, в % 12,6 9,8 8,9 8,6 9 Уровень безработицы женщин - всего, в % 12,4 9,4 8,5 8,1 10 В том числе в возрасте: до 30 лет 18,9 14,4 13,5 13,6 11 от 30 до 55 лет 10,7 7,9 7,0 6,5


Примечание: По данным обследований рабочей силы, проведенных Госкомстатом России на последнюю неделю ноября 2006 г. Таблица 3. Численность безработных женщин по продолжительности поиска работы в 2005-2006 гг. 2005 г тыс. человек . Всего Из них ищут работу, месяцев Среднее время поиска работы, месяцев . . Менее 1 от 1 до 3 от 3 до 6 от 6 до 9 от 9 до 12 12 и более


. Безработные - всего 6303 771 1187 883 537 600 2326 8,2 в т.ч. женщины 2893 305 446 423 254 295 1171 8,8 в т.ч. мужчины 3411 466 741 461 283 305 1155 7,8 2006г тыс. человек . Всего Из них ищут работу, месяцев Среднее время поиска работы, месяцев . . менее 1 от 1 до 3 от 3 до 6 от 6 до 9 от 9 до 12 12 и более . Безработные - всего 6153 605 1061 927 612 564 2386 8,6 в т.ч. женщины 2831 255 431 437 295 260 1153 8,9 в т.ч. мужчины 3322 350 630 490 316 303 1233 8,3 Таблица 4.


Регистрируемая безработица среди женщин На конец года 1999 2000 2001 2002* 1 2 3 4 1 Безработных - всего, чел. 1263412 1036972 1123 1499749 2 в т.ч. женщин - всего, чел. 880284 714755 763213 1012560 3 в % к общему числу безработных (стр.2/1х100) 69,7 68,9 68,0 67,5 4 Из них: до 30 лет, чел. 292406 238425 254049 333658 5 в % к общему числу безработных женщин 33,2 33,4 33,3 33,0 6 от 30 до 55 лет, чел. 587878 476330 509164 678902 7 в % к общему числу безработных женщин 66,7 66,6 66,7 67,0 8


Уровень безработицы - всего, в % 1,7 1,4 1,6 2,1 9 Уровень безработицы женщин - всего, в % 2,5 2,1 2,2 2,9 10 в том числе : до 30 лет 3,6 2,9 3,1 3,9 11 от 30 до 55 лет 2,5 2,0 2,1 2,8 * информация с Чеченской Республикой Основной целью социальной адаптации на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления


последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности. Реализация мероприятий по социальной адаптации осуществляется преимущественно в рамках программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт». Участники данных программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями и кадровыми службами. Преимущественное право участия в программах предоставляется длительно не работающим безработным гражданам,


испытывающим трудности в поиске работы. При проведении занятий используются программы, ориентированные на запросы разных категорий безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил, и членов их семей, инвалидов и др. В течение 2006 года органами службы занятости населения Российской Федерации было заключено 3,7 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение


мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, в рамках которых 158,4 тыс. безработных граждан получили данный вид услуг. Наибольшая численность безработных граждан, охваченных этими услугами, отмечае



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.