Реферат по предмету "Менеджмент"


Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления в Тюменском регионе (на примере строительной отрасли)

«Организация предпринимательской деятельности» на тему: «Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления в Тюменском регионе (на примере строительной отрасли)» Выполнила: студентка 5 курса форма обучения: дневная Проверил: Власенко Тюмень, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Проблемы малого бизнеса в Тюменском регионе (на примере строительной отрасли)… … 5


Пути преодоления проблем малого бизнеса.… 7 Список использованной литературы 15 Проблемы малого бизнеса в Тюменском регионе (на примере строительной отрасли) Сегодня Тюменская область находится на втором месте в России после Москвы по объемам и темпам строительства. Строительный «бум» привел к росту числа строительных организаций.


Если несколько лет назад их было 3 тысячи, то сейчас - 11 тысяч. 60% этих предприятий относятся к малому бизнесу. В целом, по стране в строительной отрасли занято более 7,5 млн. человек. Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться


по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем. Какие наиболее острые проблемы стоят перед предпринимателями Тюменской области в сфере строительства? Так, наиболее серьезными проблемами для субъектов малого предпринимательства в ходе их деятельности являются нестабильность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, высокие ставки арендной платы, нехватка собственных финансовых средств для развития, проблемы со сбытом


строительной продукции из-за высокой конкуренции и невозможность взять банковский кредит. С каждым годом эти проблемы все больше усугубляются. Количество малых предприятий растет, конкуренция на рынке недвижимости возрастает. Предпринимателей Тюменского региона также волнуют такие немаловажные вопросы, как возникающие трудности в получении документов согласовательного и разрешительного характера.


Причина этого кроется в том, что постоянно меняются требования к документам, а чиновники не заинтересованы в том, чтобы ускорить процесс. По мнению губернатора Тюменской области Якушева В.В.: «Главное, что мешает развитию малого бизнеса - это административные барьеры, связанные с разрешительной системой, в том числе разрешение на предоставление земельных участков и разрешение на строительство». Также к существующим проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели


в сфере малого бизнеса, относятся нестабильность нормативно-правового регулирования малого бизнеса и нехватка оборотных средств. Рис.1.Основные проблемы малого предпринимательства в Тюменском регионе, согласно исследованиям Уже сегодня специалисты начинают предсказывать крах мелким компаниям. Небольшие строительные компании в Тюмени уже начинают переживать тяжелые времена. Следствием этого может стать грядущий передел рынка и некоторый, впрочем, как предрекают аналитики,


весьма небольшой процент недостроев, которые вскоре могут снова появиться в Тюмени. Причина тому - ограниченность источников финансирования, которые могут привлечь в ходе строительства небольшие застройщики. Причина этому - закон «О долевом строительстве» № 214-ФЗ, согласно которому строители могут привлекать средства дольщиков только после того, как получат всю разрешительную документацию на строительство дома. Еще в прошлом году, ставшем для строительной отрасли переходным, большая часть тюменских


строителей работала в обход данного закона: и риэлторы, и покупатели понимали, что на оформление документации требуется и время, и средства, между тем, Тюмень - город достаточно небольшой, «нечистых на руку» застройщиков, если таковые и появляются, знают в строительных и риэлторских кругах наперечет. Как отмечено, весь прошлый год был в этом отношении переходным. В городе еще оставалось достаточно земельных участков, и, соответственно, стройплощадок, аренду на


которые застройщики оформили еще до начала работы всем известного закона. Их отношения с покупателями квартир ничем иным, кроме предварительного договора не могли регулироваться. Все понимали, что переход на работу в русле нового законодательства не будет одномоментным. Тюменские риэлторы в этой ситуации взяли на себя роль связующего звена между строителем и покупателем квартиры, человеком, решившим вложить свои средства в строительство жилья.


Именно риэлторы могут рассказать конечному потребителю, на репутацию кого из застройщиков действительно можно положиться. Что касается поиска источников инвестирования, то как уверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке. За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%.


Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20%-ной насыщенности рынка. В настоящее время к соискателям лицензий на строительство предъявляются строгие требования, чтобы не допустить на рынок недобросовестных строителей. Федеральная лицензионная служба внимательно изучают каждую организацию. Вместе с правоохранительными органами она ведет борьбу с фирмами-однодневками.


Согласно данным, представленным ФЦЛ, с начала текущего года сотрудники провели более 7 тысяч проверок строительных организаций, тогда как в 2006 году - около 3 тысяч. В результате за несоблюдение требований и стандартов были приостановлены лицензии у тысячи российских организаций. В Уральском федеральном округе за полгода текущего года было выдано 3838 лицензий, что на 250 больше, чем за весь 2006 год. Причем, в Тюменской области в этом году этот документ получили 960


организаций. Увеличилось и число проверок, по итогам которых были приостановлены лицензии у 43 строительных фирм УрФО. Среди них есть и тюменские - ЗАО «Сибирь» и Тюменская строительная компания. По словам директора Западно-Сибирского филиала ФЦЛ при Госстрое РФ Владимира Калинина, на сегодня эти предприятия устранили все нарушения, и действие их лицензий возобновлено.


Но предприятий, к которым совсем не предъявляется замечаний, мало. В основном выявляемые нарушения связаны с неправильным оформлением документов и плохим содержанием строительных площадок. Сегодня существует круг общих проблем, наиболее характерных для сферы малого предпринимательства в строительной отрасли, в первую очередь это: - инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и оборотных средств; - ограниченный сбыт продукции ввиду низкого платежеспособного


спроса населения. Серьезной проблемой, тормозящей развитие малого сектора экономики, является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Пути преодоления проблем малого бизнеса Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан как экономическая база рыночных отношений. Без него не может быть крупного бизнеса. И в Тюменском регионе малое предпринимательство играет все более заметную роль.


Малый бизнес Тюменской области способствует созданию рабочих мест, техническому прогрессу, проведению диверсификации, смягчению кризисных явлений, более полному использованию природных ресурсов, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Гибкость и высокая приспособляемость является главным их достоинством. Для развития предпринимательства в Тюменском регионе имеются необходимые предпосылки.


К их числу следует, в первую очередь, отнести выгодное географическое положение, наличие сырьевой базы, квалифицированных кадров, свободных мощностей – все эти условия способствуют к развитию в Тюменском регионе различных видов деятельности. В нынешних условиях обострилась необходимость принятия неотложных мер по социально-экономической стабилизации в ряде районов и городов республики из-за значительного числа незанятых трудовых ресурсов. Расширение сферы малого предпринимательства является одним из ключевых


факторов социально-экономической стабилизации территорий. Развитие малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. С одной стороны, для малых предприятий характерны значительный потенциал роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время, для реализации этого потенциала


требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность. В течение ряда лет в Тюменском регионе проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Начиная с 1994 года, разрабатываются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменском регионе, основной целью которых является существенное


улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. В республиканском бюджете 1999 года было запланировано выделить на развитие рыночной инфраструктуры, в том числе малого бизнеса 1 млн.руб. Фактически было выделено 700 тыс.руб. на кредитование инвестиционных проектов, 70 тыс.руб на создание и ведение Каталога инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства, 23 тыс.руб. на обучение предпринимателей по Президентской программе.


Из 1 млн.руб запланированных в республиканском бюджете текущего года выделено 181,2 тыс.руб. – на кредитование инвестиционных проектов, 13,8 тыс. руб. – на ведение Каталога, 66 тыс.руб. – по Президентской программе. Для финансирования мероприятий Программы в области работает Фонд поддержки и развития малого предпринимательства.


Помимо кредитования инвестиционных проектов Фондом организовано микрокредитование, предполагающее упрощенную схему получения средств в пределах 50 тыс.руб. на ограниченный срок. Фондом проводится работа по привлечению средств на поддержку малого предпринимательства из международных фондов и программ. В 1999 году вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней составил 9,4% всего объема налоговых поступлений, что выше аналогичного показателя за предыдущий год на 0,7 процентных


пункта. Назрела необходимость разработки нового базового закона о поддержке малого предпринимательства, также требует совершенствования налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.


На развитии малого бизнеса продолжает сказываться и высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении малого предпринимательства. Бороться с проблемой «сверхадминистрирования» сложно, так как около 90% административных барьеров образуется на федеральном уровне. Тем не менее, Правительством прорабатываются предложения по данному вопросу, которые будут направлены в Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства


Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения. В целях реализации единой политики содействия развитию малого бизнеса Правительством Тюменской области проводится работа по налаживанию постоянных контактов с представителями предпринимательских кругов для выработки взаимовыгодных форм сотрудничества. 20 марта 2000 года состоялось совещание с участием общественных организаций предпринимателей, представителей


заинтересованных министерств и ведомств, на котором были рассмотрены вопросы преодоления проблем в развитии малого сектора экономики. Правительство и в дальнейшем намерено совершенствовать технологию взаимодействия с предпринимательскими структурами. Правительство области считает необходимым кардинально изменить взаимоотношения бизнеса и власти, сделать их партнерскими. Правительство открыто для диалога с целью выработки взаимоприемлемых решений по всем направлениям деятельности малого бизнеса.


Малое предпринимательство должно занять в обществе подобающее ему место. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства правительства Тюменской области предлагает субъектам малого предпринимательства участвовать в конкурсе на получение компенсаций процентных ставок по кредитам, полученным в 2006 году. Также в Тюмени появился новый вид поддержки предпринимательства – аутсорсинг.


Малое предприятие, особенно начинающее, не всегда может позволить себе иметь в штате высококвалифицированного бухгалтера или юриста. Вместе с тем ошибки в вопросах ведения бухгалтерской и налоговой отчетности или в вопросах заключения хозяйственных договоров могут иметь серьезные, зачастую необратимые последствия для предприятия. Более того, динамично развивающийся рынок ежедневно ставит перед малым бизнесом сложные задачи. Чтобы обеспечить хороший уровень прибыли и быть конкурентоспособными, предпринимателям приходится


снижать издержки, и один из реальных способов сэкономить и при этом обеспечить необходимый уровень безопасности бизнеса — поручить часть работ внешним исполнителям с высокой квалификацией. Представительство Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области по Тюмени через компании-партнеры предоставляет субъектам малого предпринимательства города возможность воспользоваться наиболее востребованной разновидностью аутсорсинга, а именно аутсорсингом


в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета и налоговой отчетности. За октябрь и ноябрь текущего года субъекты малого предпринимательства города Тюмени получили следующие услуги по аутсорсингу: юридические — 119; консультации по вопросам налогообложения и бух. учета — 66; услуги по ведению бухучета — 10; услуги по составлению бизнес-планов — 9; услуги по сдаче отчетности — 22. Решение проблемы обеспечения малого бизнеса нежилыми помещениями «сдвинулось


с мертвой точки», однако следует урегулировать еще ряд вопросов, в частности, устранить некоторую терминологическую путаницу в употреблении таких понятий, как «бизнес-инкубатор», «технопарк», «кластер» и т.д. Еще одной проблемой является создание производственных площадей «полного цикла». Один из принципов работы бизнес-инкубатора состоит в том, что малые предприятия должны уходить с его площадей через три года функционирования. В мировой практике такие компании переходят в различные производственные


и технологические зоны, где и продолжают свое развитие. Однако в России и в Тюменском регионе таких зон недостаточно. Важным также является вопрос повышения конкурентоспособности малого предпринимательства Тюмени, что связано с внедрением новых форм организации бизнеса: аутсорсинга, субконтрактинга и проч. Это даст возможность малым компаниям функционировать более эффективно.


Также необходимо поддерживать и развивать мультибренды малых предприятий Тюменского региона. Стратегически важной считается и информационная поддержка малого бизнеса. Это направление остается приоритетным и в новой программе. Хотя в данной сфере уже много сделано, тем не менее остается ряд мер, которые еще предстоит реализовать. В частности, необходима телевизионная передача, посвященная проблемам малого бизнеса.


Эффективность мер, предпринимаемых правительством Тюмени по развитию малого предпринимательства, сдерживается негативными внешними факторами, административными барьерами, механизм устранения которых, как правило, находится в компетенции федеральных органов власти. В частности, это связано с несовершенством налоговой политики. Кроме того, сложной проблемой является снятие административных барьеров бюрократического свойства -


«это не только тормозит развитие малого бизнеса, но и разъедает общество». Надо подчеркнуть, что есть необходимость принятия федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в России. Коллегия по малому и среднему бизнесу, созданная общественным советом при главе города Тюмени, провела первое заседание. Было высказано много мнений о программе работы коллегии, но в результате ее члены были единодушны в


том, что этот орган обязан помогать власти в своей работе с малым бизнесом. Главным итогом заседания явилось решение о создании городской программы оказания помощи предпринимателям. Она должна включать в себя такие направления работы, как вывод заработной платы предпринимателей «из тени», усиление надежности партнеров по бизнесу. Необходимо также уделять больше внимания обращениям и жалобам руководителей малого бизнеса к главе города.


Именно коллегия может взять на себя эту функцию. В задачи ее входит помощь власти в работе с бизнес-структурами. Создание коллегии по малому и среднему бизнесу вызвано также необходимостью продвижения законодательных инициатив в поддержку предпринимательской деятельности, которые вырабатываются на местах, а также выработки поправок к действующему региональному законодательству. В Тюменской области работают координационные советы по развитию малого и среднего бизнеса при областной


администрации и главном федеральном инспекторе. Создан такой координационный совет в аппарате представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Петре Латышеве. Совет по поддержке малого и среднего бизнеса недавно создан и при российском парламенте. На ее реализацию Программы по поддержке в первом полугодии областной бюджет выделил 27,3 млн.руб 36% от годового плана. Еще 26,5 млн.руб. направлено на реализацию аналогичных муниципальных проектов.


В Тюменской области работает около 11 тыс. малых предприятий, 28 тыс. индивидуальных предпринимателей. В целом на долю малого и среднего бизнеса приходится 10% промышленной продукции, треть всех подрядных работ в строительстве и пятая часть товарооборота региона. Но наибольшей популярностью у малых предпринимателей пользуется, безусловно, финансовая поддержка в виде целевых займов. Основной срок их предоставления - до 2-х лет, процентная ставка может составлять


от 4 до 6% годовых. За время работы районного Представительства Фонда предпринимателям выдали уже 16 целевых займов на общую сумму 16 млн. 867 тыс.руб. Ниже приведем результаты оценки экспертов степени востребованности мер государственной поддержки среди предпринимателей малого бизнеса (рис.2). Программа в виде субсидий, льготных кредитов и иных форм была профинансирована в размере 700 млн.руб.


Из них более 500 млн. было выделено из бюджета Югры. Эффективность реализации программы составила более 100 млн. рублей, которые в виде налогов поступили от субъектов малого и среднего бизнеса в бюджеты разных уровней. Малый и средний бизнес округа в строительстве занимает 16%. В рамках реализации программы фонд, имеющий широкую филиальную сеть, профинансировал в 2006г.


1009 бизнес-проектов на сумму свыше 605 млн.руб. При поддержке фонда 1700 субъектов малого бизнеса приняло участие в выставках, конференциях, конкурсах, 1430 предпринимателей повысило свою квалификацию. Так, в настоящее время бизнес-инкубаторы работают в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нягани, Нижневартовске, Приобье,


Пыть-Яхе. Список использованной литературы 1. Ляшенко М. В. Тенденции развития малого предпринимательства // Регион: экономика и социология 2003 N 3 С. 163-174. 2. Нашему рынку есть куда развиваться // Квартирный вопрос. – 27 ноября 2007г № 46. 3. Передел строительного рынка – насколько он реален в ближайшее время в


Тюмени // Белый парус. – 4 декабря 2007г № 47. 4. Каковы перспективы развития малого бизнеса в Тюменской области // Наше время. – 30 мая 2007г № 20.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Державний лад Карфагену
Реферат «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства
Реферат Государство как политическая форма организации общества
Реферат Договор найма (аренды) жилища
Реферат Державне регулювання відносин власності на природні ресурси
Реферат Договор аренды транспортных средств
Реферат Державне управління і контроль у галузі вивчення використання та охорони надр
Реферат Договор займа между работодателем и работником
Реферат Договір про управління цінними паперами та грошовими коштами
Реферат Державний лад СРСР в 1922-1992 рр.
Реферат Демократія як соціальне явище
Реферат Договор поручения
Реферат Державне право зарубіжних країн
Реферат Договор контокоррента