Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Омский государственный технический университет Кафедра Менеджмент РЕФЕРАТ Тема Неформальные группы в организации По дисциплине Менеджмент Шифр работы Вут-04-305 Студент Стадник Н.И. гр. ВУТ 224у. Руководитель Пустоветова
И. К. Работа допущена к защите Работа принята с оценкой Омск- 2006 Содержание Введение 1.Неформальные группы часть формальной организации 1.1 Возникновение неформальной группы и ее роль в организации 1.2 Управление неформальными организациями 2.1 Механизм управления 2.2 Методы управления 2. Неформальные группы и их вклад в эффективность организации 2.1
Общая характеристика организации 2.2 Виды и характеристика основных неформальных групп 2.3 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп. Заключение Библиографический список Аннотация Реферат выполнен на тему Неформальные группы в организации. Цель реферата углублнное изучение проблематики неформальных групп в организациях. Задачи реферата углублнное изучение темы приобретение умения вести поиск необходимого
фактологического материала, его анализа и систематизации, формулирования выводов приобретение навыков грамотного и логически доказательного изложения текста, правильности оформления работы и приложений. Объект наблюдения ОАО Сибирский хлеб. Использованы методы изучение теоретических источников, работы с периодической литературой, наблюдения, анализа, комплексный подход. ВВЕДЕНИЕ Организация это социальная категория и одновременно средство достижения целей.
Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют
собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами
данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма
далеко отходят от формального плана руководства организации. Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации. Руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего
над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп. 1. Неформальная группа часть формальной организации 1.1 Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Существует два типа групп формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры. Неформальные группы представляют собой спонтанно самопроизвольно сложившуюся
систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержано и концентрировано. Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации
является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации. Если люди вступают в формальные организации для осуществления целей организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
В соответствии с классификацией, данной А. Маслоу, первичные потребности физиологические, потребность в безопасности и защищенности, а также вторичные социальные, уважение и самовыражение. Может ли формальная организация обеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере Очевидно, нет. Возникновение неформальной организации является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми.
Возникновение неформальной организации также связано с формированием среды взаимодействия членов организации. Группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.
Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп, призванных решать целевые задачи. Выполнение должностных обязанностей уже требует определенного взаимодействия. Однако всегда ли в полной мере при этом удовлетворяется потребность всех членов организации в общении или потребность в признании Очевидно, что нет. Ясно, что здесь важной является оценка не только руководителя и тех членов организации, взаимодействие с которыми обусловлено выполнением должностных обязанностей.
Личность многогранна. И чем больше граней, тем более многообразны ее потребности, а, следовательно, тем труднее обеспечить их удовлетворение только в рамках формальной организации, чем больше оснований для объединения членов организации. По мнению Майкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются 1. Чувство принадлежности 2. Взаимопомощь 3. Взаимозащита 4.
Тесное общение 5. Заинтересованность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе, поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство
формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с
подчиненными. Многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие бояться критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов, как, например какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника к болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение,
а также, насколько все эти правила обязательны. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим и тому, кто получил ее,
и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий необходимое руководство к действию. Потребность в защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству.
И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют. Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию.
Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов
на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. Люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находиться на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности, компетентности,
защите, уважении и др. Некоторые руководители считают, что неформальная группа это результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп явление естественное и весьма распространенное они есть в каждой организации. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. Неформальные группы могут вести себя непродуктивно, и это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие
к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе.
Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым. Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации.
Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений,
непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций. Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она
существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу , на ее месте обязательно возникнет другая , у которой , возможно , сложиться заведомо отрицательное отношение к руководству. 1.2 УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ 1.2.1. Механизм управления неформальными группами. Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации.
Основными из них являются 1. Признать существование неформальной организации. Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями это изначально невысокое мнение о них руководителей. Раньше было принято считать, что для того чтобы справиться с неформальной организацией необходимо просто уничтожить ее , однако в настоящее время утвердилось мнение , что неформальная организация может помочь
формальной организации в достижении ее целей так как подобно другим факторам , действующим в области управления , они несут в себе как отрицательные , так и положительные моменты. Необходимо осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию. 2. Изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования неформальных групп.
Группа сможет идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов а. Размер группы. Один из современных теоретиков Кит Дэвис полагает, что предпочтительное количество членов группы 5 человек. Данные группы принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. В группах меньшего размера ее члены обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые
решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах большего размера ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими. В общем, по мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется, и становиться более трудным достижения согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. б. Состав группы. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые
они проявляют при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Если группа состоит из непохожих личностей, то это сулит большую эффективность, чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения. в. Групповые нормы. Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком
направлении будет работать группа на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. С позиции организации можно сказать, что нормы имеют положительный и отрицательный характер.
Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные имеют противоположный эффект. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые не поощряют неконструктивную критику компании,
кражи, прогулы и низкий уровень производительности труда. г. Сплоченность группы. Сплоченность группы это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели той и другой согласуются между собой.
Отрицательным потенциальным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие. Групповое единомыслие это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает,
что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности держаться общей линии в обсуждении, даже если у нее иное убеждение или информация. д. Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям
открытого конфликта, которые всегда пагубны. е. Статус членов группы. Статус той или иной личности в группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название в должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт и др. Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны
оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. ж. Функциональная роль членов группы. Существует два вида направленности ролей для создания нормально функционирующей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации
жизни и деятельности группы. 3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию. Руководителю необходимо понимать, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Любое действие, предпринятое руководством, вызывает у сотрудников организации положительные или отрицательные эмоции в отношении начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность
и взаимодействовать в будущем. 4. Разработать и применять на практике методы управления неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия. 1.2.2. Методы управления неформальными группами Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия. Назовем основные из них 1. Консультации с группами.
Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Консультации с группой вместо попытки навязать ей произвол, говорят об уважении к достоинству группы и отдельного человека, а также ослабляют сопротивление переменам со стороны неформальной организации. Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях. Во-первых, они дают возможность группе и ее членам взять на себя часть заслуг в принятии решения это
неосязаемая ценность, которая порой имеет очень важное значение. Во-вторых, они удовлетворяют желание группы и ее лидеров получить определенный статус. В-третьих, консультации зачастую улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом организации. Когда решение спускаются сверху, работники могут приписывать указаниям самые разные мотивы и скрытые намерения и весьма неправильно их толковать.
С помощью консультаций руководители и рабочие группы имеют возможность убедить друг друга в добрых обоюдных намерениях, и это может способствовать разрушению представления о неизбежном между ними конфликте интересов. Конечно, когда реальный конфликт интересов существует по вопросу о заработной плате, например то, может быть, консультация и не поможет его устранить. Но даже в этом случае, получив возможность поставить себя на место руководителя и понять, как данная
проблема выглядит с точки зрения его обязанностей, группа может с большей готовностью согласиться с неприятным решением. Консультации это важный механизм защиты групповых ценностей, потому что они позволяют группе заранее изложить свои цели и воспрепятствовать решениям, которые в случае принятия были бы, затем обязательно отменены, но уже с ущербом для престижа предложивших их кругов. В последние годы совещательные методы приобретают все большую популярность, однако во многих организациях
консультативной практики до сих пор избегают как высшие, так и низовые руководители, которые полагают, что она повлечет за собой снижение их статуса, ограничив их права в реализации властных полномочий. 2. Обучение и внушение. Организации необходимо сформировать у своих служащих лояльность посредством обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо рекламироваться перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний, либо другими способами.
Организации нужно стараться убедить своих сотрудников в том, что все содействующее целям организации, наилучшим образом содействует и целям отдельного человека, даже если в конкретных случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки, клубы и спортивные соревнования, организация может попытаться создать у своих служащих ощущение принадлежности к одной большой семье. Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том,
что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение, что он часть организации и что ее удачи это и его удачи. На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению людям причин, по которым осуществляется то или иное назначение на должность, или того, как их скромная работа соотносится с важными целями организации. Использование этого метода, бесспорно, влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления. 3. Обеспечение лояльности руководящих работников.
Высшее руководство обычно старается завоевать преданность руководящего состава начальников подразделений, филиалов, отделов и бюро или, другими словами, добиться их самоотождествления с организацией. Руководство делает это, поощряя их приверженность организации путем создания клубов руководящих работников, отведенных специально для руководителей столовых в учреждениях, а также посредством официальных обедов и конференций. Усилия тут направлены на создание базовой группы руководителей, с тем, чтобы отвоевать
лояльность отдельного начальника у коллектива, которым он руководит. После того как администрация добилась лояльности своих руководящих, они становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами. 4. Замена руководителя среднего звена. Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может заменить его и порой заменяет тем, кто ему предан. Однако применение этого метода имеет свои пределы.
Во-первых, если трудовой коллектив оказался способным удержать лояльность прежнего руководителя, он вполне может оказаться способным и завоевать лояльность нового. Не знакомый прежде с работой руководитель вынужден в значительной степени опираться на профессиональные советы своих подчиненных. Он подвергается такому же давлению со стороны организации и групп, как и его предшественник. Он сталкивается с теми же явлениями.
Он каждый день общается с подчиненными, которых, в конце концов, начинает любить и уважать. Вряд ли возможно, чтобы такое множество воздействий не оставило в нем глубокий след. Во-вторых, в тех случаях, когда новый руководитель сопротивляется самоотождествлению со своим подразделением и сохраняет лояльность учреждению в целом, появляются новые трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений между подразделением и учреждением может смениться новым пробелом
между руководителем и его подразделением. Новый руководитель может не суметь обеспечить сотрудничество и необходимый вклад своих подчиненных, и положение с точки зрения учреждения может оказаться не лучше, чем прежде. Поэтому замена руководителей это механизм ограниченной пригодности для укрепления лояльности со стороны структурного подразделения по отношению к учреждению, в которое оно входит. 5. Перевод сотрудников на другое место работы. Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов
организации и усиления их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика, если ей строго и разумно следовать, вероятно, приведет к появлению в организации значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями хотя нет никаких оснований полагать, что такая практика полностью уничтожит преданность работников неформальным группам.
6. Размещение кабинетов. Еще один механизм воздействия заключается в правильном распределении кабинетов. Уже отмечалось, что служащие встречаются и устанавливают неформальные отношения с теми, кто работает рядом с ними, чаще, чем с теми, кто работает в отдалении. Поэтому формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже. Термины верхний этаж или передний кабинет, часто применяемые
к высшему руководящему составу, вероятно, происходят от соответствующего расположения кабинетов. 7. Признание естественных лидеров. Решающий административный механизм контроля за групповым поведением это выявление естественных лидеров и управление ими. Один из современных теоретиков Дэвис, развивая эту мысль, пишет Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с
ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации. Если естественный лидер находится вне формальной организационной схемы, он зачастую рассматривается как возмутитель спокойствия. Он может стать центром коллективного сопротивления влиянию организации,
и если в нем сильно развита склонность к доминированию, т.е. если он активно проявляет властолюбие, то он, возможно, начнет сознательно или неосознанно совершать поступки, которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то, чтобы стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе.
Такие личности часто становятся организаторами группировок, которые они вовлекают в заговор с целью добиться официального лидерства в организации, на их взгляд, принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем поглощения естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после того, как лидеры захвачены, начавшаяся революция терпит поражение.
8. Обмен информацией в организации. Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории формальная и неформальная передача информации. В каждой организации существует некая официальная структура, с помощью которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача дополняется большим количеством информации, передача которой происходит от желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда, когда это
официально не разрешено или даже запрещено. Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность организации быстрее, чем по формальной процедуре, получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной, поскольку она не подлежит
официальному контролю. Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы. 2. Неформальные группы и их вклад в эффективность организации 2.1
Общая характеристика организации ОАО Сибирский хлеб функционирует с 1966 года, производя хлебобулочную, кондитерскую продукцию. В настоящее время хлебный цех оснащен печами марки ХПА 40 булочный цех оборудован печами российского и германского производства. Также завод оснащен упаковочным оборудованием, постоянно расширяется ассортимент хлебной и булочной продукции. Среднесуточный объем производства в целом по предприятию на ноябрь 2005 года составляет 25,5
тонн. Также ОАО Сибхлеб производит хлеба особых сортов, полезных для здоровья. Булочный цех предприятия вырабатывает 14 видов батонов, 22 вида сдобной продукции и несколько видов теста. Объем производства по данной продукции составляет более 3-х тонн в сутки. Кроме хлебобулочной продукции ОАО Сибхлеб выпускает 4 вида пирожных, пряники, кексы, мармелад и 4 вида
драже. Среднесуточный объем вырабатываемой кондитерской продукции на данный момент составляет более 200 кг. Всего на предприятии выпускается более 100 наименовании различной продукции. Численный состав работников в целом по заводу составляет 443 человека, средняя заработная плата равна 6 380 рублей. Общая численность автопарка на данный момент составляет 36 специализированных автомобилей. Постоянно идет работа по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на
ОАО Сибхлеб. 2.2 Виды и характеристика основных неформальных групп В ОАО Сибхлеб как и в любой другой организации, существует разделение по отделам. В целом коллектив завода составляет около 500 человек, что делает почти невозможным общение между подразделениями. Сотрудники в основном заняты общением с коллегами из своего отдела, что и влечет создание неформальных групп по отделам. Я же приведу лишь 2 примера неформальных групп в отделе продаж, так как этот отдел
наиболее мне знаком. Отдел продаж состоит из 9 менеджеров по продажам, и из-за неимения отдельных кабинетов маркетолога и логиста. Неформальная группа 1 назовем ее так состоит из 4 девушек в возрасте от 20 до 25 лет, с одинаковыми интересами и примерно одинаковыми чертами характера. Настроены позитивно. Лидером группы является девушка с хорошим чувством юмора, добродушная, отзывчивая, веселая и в целом, интересная натура, которая постоянно что-то придумывает.
Группа 2 состоит из 3 человек, двое из которых юноши, третья-девушка, имеющая в своем владении автомобиль. Чертами ее характера являются наглость, упрямство, иногда даже хамство по отношению к другим сотрудникам отдела она является неформальным лидером данной группы. Остальные члены группы буквально тянуться за ней, потакая всем ее прихотям. Из-за сильных отличий лидеров двух групп, в отделе часто возникают конфликтные ситуации, которые мешают
работать и портят атмосферу в коллективе. 2.3 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп. Прежде всего, хочется сказать, что руководству предприятия надо больше задумываться о моральном состоянии работников, чем о материальном. Следует проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива, ведь иногда коллеги не знают, как друг - друга звать. Также руководству следует принимать решения, касающиеся непосредственно сотрудников,
посоветовавшись с неформальными лидерами, ведь это будет мягче воспринято другими членами организации. С лидерами неформальных групп лучше дружить, чем пытаться искоренить ее, так как это принесет больше выгоды предприятию и сотрудникам. Заключение В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены отличия неформальных групп от формальных, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.
Как мы выяснили, существуют два типа групп формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Мы выяснили, что причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является
неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы, применяемые в управлении.
В практической части работы мы разработали существующие неформальные группы в ОАО Сибхлеб. По результатам проведенного исследования нами были предложены способы более эффективного управления неформальными группами. Основными из них являются большее внимание руководства предприятия к лидерам групп, и к сотрудникам, управление лидерами неформальных групп. Библиографический список. 1. Бобрышев Д. Н Семенцов
С. П. История управленческой мысли. М 1987. 240с. ISBN 5-90758-31-2 2. Инновационный менеджмент Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. МенеджментПод ред. Ильенкова С. Д Гохберг Л. М Ягудин С. Ю. и др М. ЮНИТИ, 1997. 327с. ISBN 5-85173-075-7 3. Инновационный менеджмент Справ. пособиеПод ред. П.
Н. Завлина и др СПб. Наука, 1997. 559с. ISBN 5-02-0283353-3 4. Кравченко А. И. История менеджмента Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М. Академический Проспект Трикста, 2004. 560с. ISBN 5-902358-30-2 5. Коротков Э. М. Концепция Российского менеджмента Учебное пособие для вузов. М. ДеКА, 2004. 889с. ISBN 5-89645-036-2 6.
Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента Ф. Тейлор, А. Гастев. СПб. РГХИ, 1994 ISBN 5-888-12-003-0 7. Мескон М Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджментаПер. с англ. М. Дело, 2005. 719с. ISBN 5-7749-0142-4 8. Семенова И. И. История менеджмента Учеб. пособие для вузов.
М. ЮНИТИ ДАНА, 2000. 222с. ISBN 5-238-00100-2 9. Социальный менеджмент. Д. В. Валовой Учебное пособие для вузов. М. Интел Синтез, 2000. 392с. ISBN 5-87057-201-0 10. Уткин Э. А. История менеджмента. М. Ассоциация авторов и издателей Тандем Издательство ЭКМОС, 1997. 224с. ISBN 5-89334-013-2
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |