Реферат по предмету "Менеджмент"


Менеджмент в потребительской кооперации

«Менеджмент в потребительской кооперации» Вариант 1 Выполнил: Добрынин А.В. Шифр: ЭК-03-041 Курс: 6-основной Чита 2008 Понятие миссии, целей и целевых задач потребительских обществ и потребсоюзов. Целевое начало в деятельности любой организации возникает отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.


Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех названных субъектов. Однако наиболее сильное влияние оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. В потребительской кооперации собственниками или хозяевами потребительских обществ являются пайщики. Они же явля¬ются покупателями товаров, потребителями услуг и в ряде случаев сотрудниками предприятий потребительских обществ. Поэтому пай¬щики, являясь полноправными хозяевами потребительских обществ,


определяют их миссию и цели. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть. Она также показывает отли¬чие организации от других ей подобных. Миссия не должна нести в се¬бе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движе¬ния организации, определяет ее предназначение. Например, миссия аг¬рофирмы в том, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию; учебного заведения


- обучать студентов, учащихся; строительной ор¬ганизации - строить здания, сооружения и т.д. Миссия кооперативных организаций и предприятий своеобраз¬на, она существенно отличается от миссии других государственных, муниципальных и частных предприятий. Именно отсюда вытекают все последующие особенности целей их развития. Среди коопера¬тивных организаций можно выделить существенные различия в мис¬сиях производственных и


потребительских кооперативов. Миссию потребительских обществ можно опре¬делить как обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их по¬требностей в товарах народного потребления и различных видах ус¬луг за счет денежных и материальных взносов. Именно для этого создаются потребительские общества, то есть люди добровольно вступают в них и вносят обусловленные размеры паевых и вступительных взносов, финансовых ресурсов. Поскольку потребительские общества являются главным звеном во всей системе потребительской


кооперации, постольку их миссия предопределяет миссию других кооперативных органов и всей системы в целом. Миссия регионального союза потребительских обществ может быть представлена как координация деятельности потребительских обществ, правовая защита интересов, информационно-методическое и организационно-хозяйственное покровительство членов данного союза. Здесь речь идет не о непосредственном обслуживании пайщиков, а только о властном обеспечении кооперативных организаций на данной территории.


Если миссия задает общие ориентиры, направления функцио¬нирования любой организации, то конкретные конечные состояния, к Которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых и направлена ее деятельность. Это наиболее динамичная категория в управленческой деятельности. Цели не должны консервироваться и записываться в уставах, они разра¬батываются представительными, исполнительными


и контрольными органами и должны соответствовать требованиям миссии. В целях кроется большая мобилизирующая сила, которая сплачивает всех работников системы для достижения единых глобальных рубежей и в то же время выделяет задания для более мелких и конкретных участков. Динамичность целей кооперативных организаций может проистекать как во времени, так и в пространстве, то есть для разных временных отрезков цели могут видоизменяться, формироваться и для разных структурных


подразделений. Кроме динамичности существует еще одна отличительная осо¬бенность целей: если задачи - это перечень работ, над которыми формируется управленческая деятельность, то цели выражаются количественно в натуральных или стоимостных показателях. Для каждой группы работников, а иногда и для отдельных исполнителей утверждаются свои особые показатели целей, которые еще называют заданиями. В качестве конечной цели для организации потребительской кооперации некоторые авторы выделяют физический


объем рознич¬ного оборота торговли, другие - степень удовлетворения спроса по¬купателей. В условиях рыночных отношений стало преобладать мне¬ние о том, что конечная цель хозяйственной деятельности - это мак¬симальный доход, прибыль. Каждая точка зрения имеет логическое обоснование. Правильнее исходить из того, что конечная цель должна напря¬мую выводиться из миссии организации. У коммерческого предпри¬ятия, предназначенного для увеличения средств собственников, главной целью


является доход (прибыль). Именно он (она) распреде¬ляется по долям собственников - участников коммерческой деятель¬ности. Для потребительских кооперативов миссия заключена в удов¬летворении потребностей на товары народного потребления, значит, и конечной целью может служить величина проданных товаров и оказанных услуг. В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительские общества и их союзы не являются коммерческими организациями, поэтому их целью не может быть извлечение прибыли.


В принципе им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако ею можно заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Цели потребительской кооперации следует представить в виде дерева целей, где главный его ствол можно представить как объем оборота рознич¬ной торговли. Ответвлениями от цели могут быть подцели, такие как собственное производство, закупка сельхозпродуктов


и сырья, за¬купка товаров у оптовых и других производственных предприятий; формирование доходов и расходов; материально-техническое обес¬печение всех операций, связанных с поступлением и реализацией то¬варов и услуг; кадровое обеспечение каждой организационной струк¬туры. Для наиболее полного выполнения миссии и конечных целей кооперативные организации могут создавать в своем составе специ¬альные организации на правах самостоятельного юридического лица или без предоставления


самостоятельности на одном балансе райпо. Эти организации могут быть оптовыми, розничными, промышлен¬ными, строительными, автотранспортными и других специализаций. Для них могут утверждаться положения и уставы с точки зрения по¬нятий миссии и целей, а также с учетом Гражданского кодекса РФ они могут быть обществами с ограниченной ответственностью, фи¬лиалами и т.п. Хозяйственные подразделения потребсоюза (ООО, кооперативы и т.п.) в качестве миссий в уставе могут


записывать строительно-монтажные работы, автоперевозки, товароснабжение кооперативных организаций и предприятий в зоне деятельности потребсоюза. У чисто торговых коммерческих предприятий в качестве миссии может быть накопление собственных финансовых ресурсов. Тогда и глав¬ные конечные показатели таких организаций будут соответствовать их специализации и выражать интересы учредителей. Подлинными реализаторами миссии и целей потребительской кооперации выступают ее


магазины, расположенные в сельской ме¬стности, особенно в небольших населенных пунктах. Здесь магазины превращаются из чисто хозяйственных звеньев, выполняющих тор¬говые функции, в приемозаготовительные пункты всех видов сель¬скохозяйственных продуктов и сырья, привлечения заемных средств населения, обеспечения людей работой, оказания бытовых и других услуг. Иначе говоря, магазины потребительской кооперации должны стать центрами по всем направлениям деятельности потребительской кооперации в сельской местности, через


них должна осуществляться живая связь с пайщиками и обслуживаемым населением. Понятие организации и её роль в потребкооперации. Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целе¬направленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации.


Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления. Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сло¬жившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универ¬сальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации (рис.


4.7). Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управле¬ния: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установ¬ление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления.


Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия. Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не од¬нозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственно¬сти, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления.


При этом просматривается логическая последовательность: первона¬чально формируются структуры, а затем определяются полномочия. Функция организации - это формирование оптимальной организаци¬онной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления. Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-


то количество предприятий рознич¬ной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записыва¬ются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях. Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей


в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил. Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель.


Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.


Третья группа - это правила, по которым устанавливаются внутренние отношения. Их называют организационной концепцией или взаимодействием органов управления. Четвертая группа - это правила, по которым ведется повседнев¬ная деятельность предприятия. Для потребительского общества это своеобразное сочетание организационно-распорядительных (административных) методов управления. Своеобразием функции организации в потребительской коопе¬рации можно считать то,


что в некоторых подразделениях встречают¬ся такие типы структур, как чисто линейная, временная по проекту и даже матричные структурные формирования. Чисто линейная сущест¬вует в небольших бригадах магазинов, пунктов питания, заготовок, строительства и др. Тип структуры по проекту создается временно, он встречается в ремонтно-строительных бригадах, при формировании бригад охотников, сборщиков ягод, работников грибоварен, добытчи¬ков кедровых орехов, рыболовов, лесозаготовителей и др.


Матричный тип комбинированной оргструктуры встречается преимущественно при потребсоюзах. Это в основном такие постоян¬но действующие подразделения, которые зависят от совета потреб¬союза и возглавляются своими линейными руководителями (дирек¬торами): научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения, строительно-монтажные управления, ремонтно-монтажные комбина¬ты, транспортно-экспедиционные конторы и др. Однако чисто функциональной структуры в потребительской кооперации не существует, так


как она создает сложные отношения руководителей и исполнителей. Ее преимущество в профессионализ¬ме вполне успешно применяется в комбинированных типах структур. Таким образом, в потребительских союзах структура управле¬ния представляет собой сочетание организационных структур по ре¬гиону и организационных структур по продукту. В качестве мате¬ринских компаний в кооперации выступает потребсоюз, именно союз выражает интересы своих


членов и ему предоставлено право созда¬вать дочерние отделения. В какой-то мере потребительскую коопе¬рацию в Российской Федерации можно представить как крупную транснациональную компанию. Но это сравнение только в организа¬ционном построении, а не по содержанию специфических функций. Сам аппарат управления потребсоюзом - это материнское под¬разделение или организационная структура


по региону. В качестве регионов выступают административно-территориальные образова¬ния: районы, области, края, республики в составе РФ. В качестве ор¬ганизационных структур по продукту функционируют предприятия потребительских союзов, которые своими специфическими продук¬тами (товарами и услугами) обслуживают всю систему кооператив¬ных предприятий, входящих в данный союз. В организационном смысле цель управленческой деятельности состоит в том, чтобы выработать ту структуру,


которая лучше всего отвечает стратегическим задачам кооперативной организации, а так¬же воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. наилучшая структура - это та, которая позволяет потребительскому об¬ществу оптимально взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих со¬трудников и, таким образом, удовлетворять потребности членов-пайщиков и достигать своих целей с высокой эффективностью. Важной особенностью организационной структуры является установление


правильных взаимодействий органов управления. Достигаются они на основе делегирования полномочий и формирования ответственности. Организационные формы контроля в потребительских обществах. Чтобы деятельность исполнительных органов управления и са¬мих исполнителей была эффективной, в потребительских обществах создаются контрольные органы. В целом их можно разделить на че¬тыре организационные формы ревизионная комиссия, ко¬миссии кооперативного контроля, административный контроль, го¬сударственные


и муниципальные контролирующие органы. Ревизионная комиссия потребительского общества является наиболее действенным и ведущим демократическим органом кон¬троля за хозяйственной и финансовой деятельностью кооператива, его отраслевых объединений и предприятий. Ревизионная комиссия и ее председатель избираются общим со¬бранием (собранием уполномоченных) потребительского общества сроком на 5 лет. Количество членов комиссии устанавливается соб¬ранием с учетом необходимости


обеспечения наиболее эффективного выполнения своих функций. Не могут быть избраны членами реви¬зионной комиссии члены совета и правления потребительского об¬щества, лица, состоящие с ними в близком родстве или свойстве, а также родственники руководителей предприятий и материально-ответственных лиц. Комиссия из своего состава избирает председа¬теля и заместителя (при необходимости). Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию (собранию уполномоченных) потребительского


общества. В своей практической работе она руководствуется действующим законодательством, Зако¬ном о потребительской кооперации, Уставом потребительского об¬щества, утвержденным положением о ревизионной комиссии. Ко¬миссия в своей работе опирается на участковые комиссии кооперативного контроля, уполномоченных потребительского общества. Ревизионная комиссия работает по планам, утвержденным на заседании комиссии. Ее деятельность направлена на своевременное выявление, пресечение и предупреждение


нарушений законности, фактов растрат, хищений и бесхозяйственности, приписок и очковти¬рательства, выявление внутренних резервов улучшения обслужива¬ния населения и повышения эффективности работы кооперативных организаций. Решения ревизионной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформля¬ются протоколом. Каждый член ревизионной комиссии имеет прав выразить в письменной форме свое особое мнение, которое прилага¬ется к протоколу.


Ревизии и проверки, проводимые ревизионной комиссией, оформляются актами. Ревизионная комиссия по каждой ревизии и проверке не позже 15-дневного срока со дня их окончания принима¬ет постановление, в котором отмечает вскрытые недостатки и упу¬щения в работе потребительского общества, его объединений и предприятий. В этих постановлениях должны содержаться предло¬жения, направленные на устранение выявленных нарушений, недос¬татков, упущений и порождающих их причин.


Акты ревизий и проверок, а также копии принятых по ним по¬становлений передаются на рассмотрение совету потребительского общества. Совет обязан знакомить ревизионную комиссию с планами ра¬боты и постановлениями, а также с решениями потребсоюзов, других кооперативных организаций, государственных органов и органов ме¬стного самоуправления; заблаговременно извещать о дне заседания совета, повестке дня, знакомить с материалами по повестке дня; пре¬дставлять все необходимые документы и материалы; выделять со¬ответствующих


специалистов для участия в ревизиях и проверках. Ревизионная комиссия ежегодно отчитывается о своей работе перед общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) потребительского общества. Председатель и члены ревизионной комиссии несут ответствен¬ность за выполнение задач, предусмотренных уставом потребитель¬ского общества и положением о ревизионной комиссии, за качество ревизий, поверок и инвентаризаций, проведенных непосредственно председателем и членами комиссии.


В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии общее собрание (собрание уполномоченных) может решать вопросы о наказаниях и о досрочном лишении полномочий всего состава ре¬визионной комиссии или отдельных ее членов. Участковые комиссии кооперативного контроля создаются для наблюдения и проверки работы магазинов, столовых, производст¬венных и других предприятий. Они работают под общим руково¬дством ревизионных комиссий потребительского общества.


Члены участковых комиссий кооперативного контроля опреде¬ляют порядок продажи дефицитных товаров пайщикам, разбираются с жалобами покупателей, встречаются, беседуют с авторами жалоб и предложений, наблюдают за соблюдением правил торговли, часов работы, обслуживанием мероприятий. Участковые комиссии кооперативного контроля по материалам наблюдений формируют мнение о качестве работы руководителей предприятий и об отдельных материально-ответственных лицах.


По¬этому при утверждении директора или заведующего магазином, сто¬ловой на участковом собрании пайщиков обычно спрашивают мне¬ние членов комиссии, которые с ними работали. Все участковые комиссии кооперативного контроля координи¬руют свои действия между собой и с ревизионной комиссией потре¬бительского общества. При этом они информируют друг друга, на¬мечают совместные проверки. Административный контроль иногда называют подведомст¬венным или функциональным.


Его суть заключается в том, что руко¬водители кооперативных организаций и работники аппарата управ¬ления постоянно следят за выполнением юридических требований и управленческих решений (постановлений, приказов, распоряжений, указаний и резолюций). Постановления и другие решения принима¬ются для того, чтобы их выполнять, а без соответствующей системы контролирующих действий все управленческие решения теряют смысл. Большое значение имеет контроль за выполнением государст¬венных законов и решений правительственных


органов, так как это позволяет не допускать и своевременно устранять особо опасные на¬рушения. Ослабление внимания к соблюдению законных требований приводит к выявлению недостатков органами государственного и муниципального контроля, что связано с уплатой штрафных санкций и с другими финансовыми осложнениями. Заметное место в системе контроля занимает такая форма, как проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей, нахо¬дящихся в подотчете у отдельных работников и бригад.


Ответствен¬ность за такой контроль возлагается на председателя, членов правле¬ния и главного (старшего) бухгалтера потребительского общества. Для каждой отдельной инвентаризации создается своя комиссия, ко¬торая в соответствии со специальной инструкцией составляет опись товаров и выводит результат сравнения фактического наличия цен¬ностей с данными бухгалтерского учета. К административной форме контроля можно отнести и ряд дру¬гих приемов оперативного контроля, таких как


контроль за выполне¬нием договоров поставки товаров по количеству и качеству, за пол¬нотой ассортимента товаров в розничной торговой сети, за оформле¬нием выкладки товаров и внутримагазинной рекламы, за соблюдени¬ем правил внутреннего распорядка и некоторых других. Деятельности кооперативных организаций касается и внешний контроль со стороны различных специализированных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления в на¬селенных пунктах. Чаще всего приходится иметь дело с проверками санитарно-


эпидемиологических служб, которые требуют сертифика¬ции качества товаров, своевременного прохождения медицинских осмотров работников, связанных с реализацией продовольственных товаров, соблюдения гарантийных сроков хранения и реализации . Немало проблем возникает в результате проверок противопожарной инспекцией Министерства внутренних дел, коммунальными службами соблюдения правил содержания хозяйственных построек, дворов и прилегающих территорий. В некоторых случае используются и такие государственные службы, как


архитектурной, горный, экологический контроль; Довольно часто приводится иметь дело с проверками государственной инспекцией по торговле и качеству товаров. Они имеют право проверять соблюдение правил торговли, полноту упаковки товаров по количеству и соответствие качества нормативам государственных стандартов. Важную роль в системе государственного контроля играет также государственная налоговая инспекция, которая следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов в государственный и местные бюджеты.


В случаях особой необходимости привлекаются. полиция и работники по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел. По материалам проверок органов государственного и местного контроля обычно составляются предписания совету потребительского общества, а нередко применяются штрафные санкции за недостатки. В соответствии с гл.5 ст. 15 ФЗ «О потребительской кооперации в РФ» органами управления потребительских обществ являются: общее собрание потребительского общества,


совет и правление потребительского общества. Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его хозяйственной, финансовой деятельностью,


а также за деятельностью созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов осуществляет ревизионная комиссия Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию потребительского общества. Ревизионная комиссия потребительского общества избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии (ст.21 закона «О потребительской


кооперации»). Список литературы 1.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 1, Новосибирск 2001 2.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 2, Новосибирск 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям совести
Реферат Судьба Калининградской области
Реферат Изменения текста при пересказе по цепочке (экспериментальное исследование)
Реферат 1. Психология профессиональной деятельности государственных служащих. Этика и этикет государственного служащего
Реферат Религия и культура: проблема взаимоотношений
Реферат Управление товарной биржей
Реферат Анализ использования основных фондов предприятия
Реферат Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с нарушением зрения
Реферат Шпаргалка по Географии
Реферат Управление и работа менеджера
Реферат Вина в кримінальному праві країни
Реферат Виктимология
Реферат Анализ хозяйственной деятельности на консервном заводе \"Владикавказcкий\"
Реферат Европейский Север
Реферат Внутренние воды Северной Америки