Название: Внешнеторговые отношения России и Вьетнама Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Международные отношения и мировая экономика Введение Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) на протяжении последнего десятилетия проводит курс обновления и добилась первых очень важных и вдохновляющих результатов.
Многие предприниматели со всего мира проявляют всё больший интерес к процессу обновления всех сторон общественно-экономической жизни вьетнамского народа. Современный Вьетнам открыт для сотрудничества по множеству направлений со всеми странами. Особая благодарность вьетнамского народа к России, его трудолюбие и гостеприимство, уникальное расположение Вьетнама, его природные богатства и высочайшие темпы экономического развития - всё это дает основание
российским предпринимателям считать Вьетнам одним из перспективнейших направлений сотрудничества. Сегодня Вьетнам является одной из самый перспективных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам - единственное в мире государство, не сломленное американской военной машиной, сегодня показывает свою полную экономическую независимость и конкурентоспособность. И теперь России есть чему учиться у Вьетнама, и направлений для сотрудничества между
РФ и СРВ имеется гораздо больше, чем десяток лет назад. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью торгового сотрудничества России и Вьетнама и неоднозначностью данных отношений. Цель данной работы - рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать
основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения. При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как «Внешнеэкономическая деятельность» под редакцией
Баринова В.А Грачева Ю.Н «Внешняя торговля России» под редакцией Булатова А.С. и др статьи таких журналов как «Внешнеэкономический бюллетень», а также интернет - ресурсы. 1. Основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама Официальная история российско-вьетнамских отношений насчитывает более полувека. За эти годы двустороннее сотрудничество приобрело комплексный характер и охватило все ключевые направления
- политическое, торгово-экономическое, военно-техническое, культурно-образовательное и научно-техническое. После распада СССР и глобальных изменений в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе это сотрудничество пошло на спад, а отношения пережили стадию кризиса и стагнации. Чтобы определить основные причины возникших трудностей и оценить возможности их преодоления необходимо остановиться на основных итогах почти полувекового советско-вьетнамского сотрудничества.
С середины 1970-х гг когда Вьетнам объединился и приступил к послевоенному восстановлению своей экономики, двусторонние отношения приобрели наиболее масштабный характер. Обе страны выступали с общих позиций на международной арене, осуществляли тесное политическое взаимодействие, ежегодно возрастали объемы советской экономической помощи. СССР и страны-члены СЭВ в тот период были практически единственными донорами
СРВ. Из Советского Союза сюда поступали жизненно необходимые товары, включая продовольствие, лекарства, машины и оборудование, нефтепродукты, сырье и пр. При содействии советской стороны во Вьетнаме были заложены основы национального хозяйства практически во всех его основных отраслях и сферах. Экономическая помощь Советского Союза являлась одним из определяющих факторов, обусловивших стабильную работу народного хозяйства
Вьетнама в годы войн за национальную независимость и суверенитет. В дальнейшем успехи вьетнамской экономики в 1990-е гг. на пути перехода к регулируемым рыночным отношениям в немалой степени определялись значительным экономическим потенциалом, созданным в СРВ при советском содействии и помощи. Всего за период двустороннего сотрудничества был создан значительный производственный потенциал: было восстановлено и построено более 310 различных объектов (из них около 100
крупных, являющихся базовыми предприятиями в своей сфере) практически во всех основных отраслях вьетнамской экономики (горнодобывающей, машиностроительной, химической, пищевой промышленности, производстве строительных материалов),осуществлялась реконструкция основных морских портов, трансвьетнамской железной дороги и других транспортных объектов. При техническом содействии Советского Союза была заложена надежная топливно-энергетическая база: введен в действие целый ряд тепло-
и гидроэлектростанций общей мощностью около 4 тыс. МВт, в том числе крупнейшая в Юго-Восточной Азии ГЭС Хоабинь (1920 МВт), что составляет сейчас около половины всех действующих во Вьетнаме мощностей, сооружено около 6 тыс. км ЛЭП. Также в рамках долгосрочных целевых программ были заложены новые и расширены существовавшие плантации
кофе, чая, гевеи, кокосовой пальмы (на площади около 120 тыс. га), созданы предприятия по производству плодоовощной продукции. Построен ряд ирригационных объектов, обеспечивающих орошение и защиту до 400 тыс. га полей. На крупнейшем и самом успешном совместном предприятии «Вьетсовпетро»в настоящее время ежегодно добывается более 13 млн. т нефти, что составляет около 80% национальной добычи [2]. Ведущее место в советско-вьетнамском экономическом сотрудничестве до 1991 г. занимала торговля.
На долю СССР приходилось около 60 - 70% всего объема внешней торговли Вьетнама. Огромное значение для СРВ имел импорт из Советского Союза. За счет этих поставок Вьетнам покрывал свои потребности по нефтепродуктам на 80 - 90%, по хлопку-волокну на 100%, по минеральным удобрениям - на 70%, по прокату черных металлов - на 75%, из СССР завозилось большое количество машин, оборудования, транспортных средств и запасных частей к
ним. Вместе с тем следует отметить, что взаимные поставки не были сбалансированными. На урегулирование торгового дефицита СССР предоставлял значительные по объему государственные товарные кредиты на льготных условиях. В то же время поставки из СРВ в СССР занимали заметное место в общем объеме импорта таких товаров, как джут (20%), натуральный каучук (16%), кофе (12%), хлопчатобумажная пряжа (15%), овощи и фрукты (9%).
Значительным достижением экономического и технического сотрудничества двух стран являлась работа по формированию квалифицированных национальных кадров для Вьетнама. С 1951 г. в СССР началось обучение вьетнамских граждан, за прошедший период было подготовлено около 200 тыс. квалифицированных специалистов и инженерно-технических работников в области сельского хозяйства, строительства, угольной промышленности, энергетики, строительства, мостостроения, транспорта,
связи, других отраслей экономики СРВ, а также ученых, врачей и преподавателей. Высшее образование в СССР и России получили около 30 тыс. чел в том числе было подготовлено свыше 3 тыс. кандидатов и более 100 докторов наук. В СРВ при участии советских специалистов была создана система профессионально-технического обучения, около 83 тыс. вьетнамских граждан получили рабочие специальности на предприятиях Советского Союза. Однако на фоне всех этих, безусловно, позитивных итогов советско-вьетнамского
взаимодействия прослеживается также и ряд существенных моментов, которые оказали негативное влияние на вьетнамскую экономику в целом. Так как Советский Союз, по сути, переносил во Вьетнам, причем без какой-либо адаптации к местным условиям, свою собственную модель экономического развития, которая отличалась, в частности, значительными структурными диспропорциями, нерациональным распределением и низкой эффективностью использования инвестиционных ресурсов, то
СРВ в итоге переняла и все «типичные» для советского народного хозяйства «перекосы» и проблемы развития. Так, попытки создать во Вьетнаме промышленность с упором на группу А (производство средств производства) лишь в малой мере отвечали реальным потребностям страны, которая очень нуждалась прежде всего в основных потребительских товарах, а также в промышленной продукции для нужд сельского хозяйства. Оно, в свою очередь - также по советской схеме - подверглось коллективизации,
которая была фактически чуждым для вьетнамских крестьян явлением, не способствовала ключевым задачам самообеспечения продовольствием и борьбы с бедностью и в итоге привела к серьезному кризису всей отрасли. В результате подобной макроэкономической и инвестиционной политики, в ходе которой основной акцент делался на развитии тяжелой промышленности в ущерб всем остальным отраслям экономики, общая «отдача» от советской помощи была несопоставима с затраченными средствами.
Не отвечающая реальным условиям и потребностям Вьетнама общая стратегия экономического развития в 1980-е гг выработанная под определяющим влиянием Советского Союза и финансировавшаяся главным образом за его счет, завела страну по сути в тупик, результатом чего стал серьезнейший системный экономический кризис конца 1980-х - начала 1990-х гг который в значительной степени усугубился фактическим «отрывом» Вьетнама от своего основного торгового партнера и донора после
распада СССР в 1991 г [2]. Последовавший за этим период стал временем серьезных испытаний для обеих сторон. Очевидно, что с начала 1990-х гг. российско-вьетнамские отношения приобрели новый характер и содержание. Распад СССР, изменение политического строя в России, отказ Москвы от идеологических основ партнерства, перемены во внешнеполитических приоритетах и переход экономики обеих стран на рыночные рельсы развития привели к свертыванию двустороннего сотрудничества
по большинству направлений. В новых условиях для эффективной реализации созданного потенциала требовалось создание качественно нового механизма взаимодействия. Переходный этап, несмотря на свою относительную краткость, был весьма непростым. Нелегко принимались решения на первых заседаниях начавшей в 1992 г. свою работу двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В ходе встреч между российскими и вьетнамскими партнерами со стороны последних можно было заметить искреннюю обиду на Россию за столь резкое изменение отношения к Вьетнаму, оказавшемуся фактически «брошенным на произвол судьбы» перед острыми экономическими и внешнеполитическими проблемами. [1]. Безусловно, самым сильным «ударом» для Вьетнама было резкое сокращение двустороннего товарооборота.
Как отмечалось выше, значительная доля вьетнамского импорта поступала из СССР, причем на льготных условиях и, зачастую, в кредит. Внезапно оказавшись без такого надежного «донора» как Советский Союз, СРВ пришлось в кратчайшие сроки перестраивать географию своей внешней торговли, что было весьма непросто и болезненно по понятным причинам, особенно при постоянном и весьма значительном
торговом дефиците. С 1991 года в торгово-экономическом сотрудничестве Вьетнама и России начался переход на новые принципы взаимодействия на основе практики и цен международной торговли. Российская сторона в принципе перестала кредитовать свои товарные поставки во Вьетнам. Последний кредит подобного рода на сумму 100 млн. долл. на льготных условиях был выделен вьетнамской стороне в 1992 г. для оплаты затрат российских организаций по оказанию содействия
СРВ в строительстве ряда объектов. Эти изменения, естественно, не могли не сказаться на объемах товарооборота. Он упал в несколько раз. Также значительную роль в этом сыграли такие известные факторы, как произошедший на российских предприятиях спад производства основных видов продукции, ранее поставлявшейся во Вьетнам, вынужденные меры по таможенному обложению экспорта из РФ в отношении целого ряда сырьевых товаров, в которых были заинтересованы вьетнамские предприятия,
реорганизация системы управления внешнеэкономическими связями в России и другие причины. Сказалось и прекращение действия т.н. «идеологической составляющей» в сотрудничестве между СССР и СРВ. Как уже отмечалось, без данного «стержня» в отношениях между двумя странами произошел коллапс, и затем стоило немалых трудов удержать их от фактически полного свертывания. Но также нельзя не признать, что нынешнее состояние двусторонних связей, в принципе, гораздо более
соответствует реалиям, потребностям и возможностям сторон. После нескольких лет практически полного застоя в двусторонних отношениях наметилось их определенное оживление во второй половине 1990-х гг выразившееся, прежде всего, в активизации визитов на высшем уровне. Можно назвать несколько причин возобновившегося после некоторого перерыва сближения двух наших государств. Во-первых, за прошедшие пятьдесят лет была сформирована солидная, подкрепленная жизнеспособными проектами
экономическая основа российско-вьетнамского взаимодействия, а построенные при советском и российском техническом содействии объекты продемонстрировали свою необходимость, во многом стали базой для развития ключевых отраслей промышленности и сельского хозяйства СРВ, позволив успешно решать задачи социально-экономического развития. Во-вторых, в отличие от крупнейших держав, ведущих борьбу за укрепление своих позиций в регионе и в
самой СРВ, относительно России у вьетнамцев не существует каких-либо синдромов или предубеждений, связанных с историческим прошлым или подходом к решению международных и внутриполитических вопросов. [5]. В-третьих, значительная прослойка вьетнамского общества, в т.ч. немалое число современных вьетнамских руководителей различного ранга, включая и высшее руководство, получила образование в СССР и России и испытывает глубокие симпатии к ней.
В силу особенностей национального характера вьетнамцам присуще глубокое уважение к своим учителям и месту учебы, так что большая часть этих выпускников советских и российских вузов испытывает ностальгические чувства по отношению к России, искренне переживает в связи с происходящими в ней событиями. В-четвертых, сохраняется зависимость Вьетнама от поставок российского специмущества, а также технического содействия в военно-технической сфере. Все это создает благоприятную почву как для продолжения доверительного
политического диалога, так и для конструктивной работы по традиционным и новым направлениям взаимодействия[8]. Завершением условного периода «охлаждения» в российско-вьетнамских отношениях можно считать 1994 г когда в ходе визита в Россию Премьер-министра Правительства СРВ Во Ван Киета состоялось подписание Договора об основах дружественных отношений между Россией и Вьетнамом, определяющего главные принципы двусторонних связей в новых условиях.
За этим последовал ответный визит в Ханой главы российского правительства В.С. Черномырдина в 1997 г. (первый за последние три десятилетия). С этого момента уже можно считать, что в двусторонних отношениях был преодолен явный кризис, и стороны начали искать пути всестороннего сближения, причем на качественно новой основе, которая должна предусматривала отношения на принципах партнерства, а не по прежней схеме донор-рецепиент.
Затем политические контакты на высшем уровне между нашими странами продолжали развиваться по нарастающей. В 1998 г. во время официального визита в Россию Президента СРВ Чан Дык Лыонга состоялась первая встреча президентов России и Вьетнама. Руководители двух государств подписали Совместную декларацию, в которой подтверждалось обоюдное стремление к активизации многоплановых двусторонних
связей, приданию им черт стратегического партнерства. В 2000 г. переговоры в Москве между Премьер-министром Правительства СРВ Фан Ван Кхаем и Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым позволили окончательно поставить точку в решении одной из ключевых проблем - вопросе о погашении задолженности Вьетнама перед
Россией, что стало безусловным «прорывом» в двусторонних отношениях. С этого времени между двумя странами формируются отношения стратегического партнерства в новом тысячелетии. Крайне важную роль при этом сыграл первый за всю историю взаимоотношений официальный визит в Ханой главы российского государства в марте 2001 г который стал во Вьетнаме одним из важнейших внешнеполитических событий года.
В ходе визита состоялось подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве, отразившей обоюдную заинтересованность в наращивании многопланового взаимодействия и выведении его на новый уровень в соответствии с накопленным опытом. Можно сказать, что визит в Ханой Президента Российской Федерации В.В. Путина (28 февраля - 2 марта 2001 г.) открыл новую страницу в отношениях между
Россией и Вьетнамом. Главной его целью было определение стратегических направлений российско-вьетнамского партнерства в XXI веке. На итоговой пресс-конференции в Ханое В.В. Путин подчеркнул: «Мы обязаны поддерживать и развивать дальше наши отношения в новых условиях в соответствии с новыми международными реалиями. Выгода этого очевидна и для Вьетнама, и для России». [7]. С целью придать дополнительный импульс и конкретизировать планы стратегического
партнерства стороны во время визита в СРВ в марте 2002 г. Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова провели обмен мнениями по вопросам расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. Был затронут также ряд региональных и международных проблем. Значительное место на переговорах было отведено ходу реализации договоренностей, достигнутых во время
визита Президента Российской Федерации В.В. Путина во Вьетнам в марте 2001 г. Особое внимание было обращено на торгово-экономические отношения, являющиеся главным приоритетом двустороннего сотрудничества. Стороны обсудили многочисленные «узкие места» в данной сфере, пытались найти взаимоприемлемые пути решения имеющихся проблем. Логическим итогом встреч лидеров двух стран стал официальный визит в
Россию Генерального секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Маня в октябре 2002 года, в ходе которого состоялась повторная встреча лидеров двух стран. Нонг Дык Мань и В.В. Путин были единодушны относительно конкретных направлений и мер по развитию сотрудничества в сферах политики, экономики, культуры, науки и техники, образования и подготовки кадров. Это нашло отражение в подписании сторонами ряда соответствующих соглашений, в т.ч. совместного коммюнике. На уровне вице-премьеров правительств были рассмотрены перспективы дальнейшего
наращивания экономического и торгового взаимодействия, прежде всего в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, также состоялся ряд межведомственных переговоров и встреч по партийной линии. Таким образом, если судить по динамике политических контактов в течение последних пяти лет, то российско-вьетнамские отношения, миновав период спада, сейчас явно вышли на стадию подъема. Однако основным вопросом здесь является то, насколько уровень политического диалога соответствует конкретному
наполнению двусторонних связей, прежде всего их важнейшей - экономической - составляющей, а также насколько эффективно он обеспечивает взаимовыгодность сотрудничества двух стран. В целом же роль России во Вьетнаме в последние годы, ее отношение к своему давнему союзнику в Юго-Восточной Азии, так же как, впрочем, и ее восприятие в современном Вьетнаме можно рассматривать с разных точек зрения.
Если взглянуть на объем российско-вьетнамского торгово-экономического сотрудничества (на РФ сейчас приходится не более 2% внешней торговли Вьетнама, в списке иностранных инвесторов Россия пока еще входит в первую десятку, но только благодаря созданному в советское время СП «Вьетсовпетро») и сравнить его с советским периодом, то уже станет ясно, насколько изменилась ситуация. Можно, конечно, сожалеть о безвозвратно ушедшем «расцвете» двусторонних отношений, однако стоит задаться
вопросом - нужна ли была обеим странам такая во многом чрезмерная (для Вьетнама прежде всего) ориентация и привязка к своему партнеру. Цели и мотивы предоставляемой помощи СССР были хорошо понятны (создание и укрепление «форпоста социализма» в ЮВА в ходе геополитического соперничества между Советским Союзом и США), Вьетнам же был просто реципиентом этой помощи, на характер которой он фактически не мог
влиять сколько-нибудь существенным образом. С начала 1990-х гг. после завершения длительного периода биполярного мироустройства у России больше не осталось причин, как, впрочем, и возможностей продолжать всестороннюю поддержку СРВ. Внешнеполитический вектор новой России кардинальным образом изменился, отношения с другими государствами стали строиться прежде всего на основе прагматизма и взаимной выгоды. В принципе, то же самое произошло и во
Вьетнаме, который был вынужден переориентировать основной объем внешнеэкономических связей и внешнеполитические контакты на других партнеров, прежде всего, на соседние страны региона. Однако, эта «вынужденность», безусловно, стала позитивным фактором для развития страны, т.к. СРВ преодолела свою во многом искусственную привязку к социалистическому блоку и, соответственно, изоляцию от других стран и начала активно интегрироваться в региональные связи.
Тем не менее, Россия все-таки осталась одним из «векторов» внешнеполитического курса Вьетнама, хотя теперь уже одним из многих, причем далеко не таких значимых, как прежде. Конечно, ее в сфере экономики, не говоря уже о сфере культуры и образования, существенно потеснили конкуренты из Японии, стран АСЕАН, США и ЕС, Австралии, Южной Кореи и Китая. Но, несмотря на значительное снижение масштабов сотрудничества с
Россией, вьетнамское руководство пока еще рассматривает это сотрудничество в качестве одного из приоритетов своей внешнеполитической стратегии - прежде всего в силу политических и ряда других обстоятельств. Вьетнам, безусловно, считает Россию дружественным государством, своим давним партнером и традиционным союзником на международной арене, т.к. наши страны придерживаются сходных позиций по большинству ключевых проблем современности, и это положение, по-видимому, сохранится и в будущем.
Что же касается торгово-экономического сотрудничества, то здесь существует немало сложных вопросов и проблем, касающихся нынешнего уровня и дальнейших перспектив его развития. Хотя эта важнейшая сфера двусторонних отношений в большей степени их и определяет, все же остается надежда, что трудности носят временный, переходный характер. Наши страны продолжат искать пути реализации имеющегося потенциала сотрудничества в тех ключевых сферах,
где пока еще остаются для этого благоприятные предпосылки (нефтедобыча, военно-техническое сотрудничество, энергетика, экспортно-импортные операции по отдельным товарным группам) [8]. 2. Характеристика состояния торгово-экономических отношений России и Вьетнама С 1991 г. между Вьетнамом и Россией было заключено около 30 межгосударственных документов, большую часть из которых составляют межправительственные и межведомственные соглашения.
Во второй половине 90-х гг. министерствами иностранных дел двух стран была проведена большая работа по совершенствованию договорно-правовой базы российско-вьетнамского сотрудничества. Логическим завершением этого процесса стало подписание в ходе визита Президента России во Вьетнам Межправительственного протокола об инвентаризации договорно-правовой базы и действии двусторонних договоров. В этом документе учтены все договора и соглашения, заключенные между
двумя государствами в период с 1955 по 1991 гг. Первым же наиболее важным и основополагающим документом в отношениях между Вьетнамом и новой Россией стал Договор об основах дружественных отношений, который был подписан во время визита в Москву в 1994 г. премьер-министра Правительства СРВ Во Ван Киета. В 1997 г. в рамках ответного визита в СРВ Председателя Правительства России стороны приняли
Декларацию о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Новые ориентиры сотрудничества были зафиксированы в подписанной в 2001 г. президентами двух стран Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. В этом документе реально отражены ключевые аспекты российско-вьетнамского взаимодействия на перспективу
как в двустороннем, так и многостороннем формате. В документе говорится: «Россия и Вьетнам подтверждают решимость укреплять и развивать традиционную дружбу и разностороннее сотрудничество в XXI веке в духе установившегося между двумя странами стратегического партнерства». Ряд важнейших соглашений, касающихся торгово-экономического сотрудничества наших стран, включает в себя прежде всего межправительственное соглашение об урегулировании задолженности
Социалистической Республики Вьетнам перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 13 сентября 2000 г а также ряд документов, касающихся сотрудничества в области нефтяной промышленности и энергетики. Социалистическая Республика Вьетнам является традиционным торговым партнером Российской Федерации. По данным вьетнамской статистики,
Россия (доля во внешнеторговом обороте Вьетнама - 1,4%) является четвертым партнером СРВ среди европейских стран после Германии (3,2%), Великобритании (2,1%) и Франции (2,0%). В товарообороте Вьетнама с Европой доля России также составляет более 8%. Основу российского экспорта в 2007 г по данным ГСУ
СРВ, составляли металлы и металлоизделия (около 56% валового экспорта); доля готовой продукции составила 12%. В последние годы Россия прочно занимает лидирующие позиции среди экспортеров проката черных металлов и автомобильной техники www.quehuong.narod.ru. В товарной структуре российского импорта из Вьетнама в 2007 г. основная доля приходится на продовольственные товары - 43,1% (рис, овощи и фрукты, чай, кофе, перец, супы, соусы, масло растительное и др.) и изделия легкой
промышленности - 27% (готовая одежда, обувь). В 2006-2007 гг. значительно выросли поставки натурального каучука (в 2,5 раза), морепродуктов (в 2,9 раза), кофе (в 1,6 раза), пищевого масла (в 1,7 раза). Товарооборот России с Вьетнамом в 1-м квартале текущего года по сравнению с аналогичными показателями 2007 г вырос на 37,1% - до 139,3 млн долл. США. Доля Вьетнама в общем объеме российского товарооборота составила 0,3 %. Таблица 1. Российско-вьетнамская торговля в 2007 году, млн. долларов
США 2006 г. (12 мес.) 2007 г. (12 мес.) 2007/2006 (%) ТОВАРООБОРОТ 1 019,83 868,98 85,21 ЭКСПОРТ РОССИИ ВО ВЬЕТНАМ, всего, в том числе: 768,01 455,77 59,34 - машины и оборудование 90,71 39,29 43,31 - металлопрокат 413,16 154,50 37,39 - удобрения 42,84 53,40 124,65 - автомобили 13,90 7,08 50,90 - комплектующие к автотехнике 12,51 2,91 23,27 - ГСМ 130,00 128,79 99,07 - пшеница 3,67 ИМПОРТ РОССИИ
ИЗ ВЬЕТНАМА, всего, в том числе: 251,82 413,21 164,09 - текстиль, одежда 47,91 62,44 130,33 - обувь 7,66 18,79 245,22 - каучук 26,95 41,86 155,29 - рис 15,11 17,36 114,87 - чай 9,78 10,14 103,74 - кофе 1,26 12,67 1 008,21 - морепродукты 33,32 128,75 386,43 - овощи, фрукты 17,83 22,07 123,81 - орехи кешью 12,33 18,14 147,15 - перец черный 7,87 8,13 103,24 - лапша быстрого приготовления 22,13 25,27 114,16 3. Инвестиционное сотрудничество России и Вьетнама Во
Вьетнаме зарегистрировано 43 инвестиционных проекта с российским участием с объемом капитала 230 млн. долл. США. Сферами приложения российских инвестиций в рамках этих предприятий являются перерабатывающая промышленность, транспорт, добыча и переработка морепродуктов, сельское хозяйство и др. Крупнейшим и наиболее эффективным объектом инвестиционного сотрудничества является совместное предприятие «Вьетсовпетро» по проведению геологической разведки и добыче нефти и газа на шельфе юга
СРВ, созданное в 1981 году. Открыто 7 месторождений нефти и газа, из которых наиболее крупными являются месторождения «Белый Тигр», «Дракон». Общий объем добычи нефти в 1986-2003 гг. составил 127 млн. тонн. Предприятие обеспечивает 74% национальной добычи нефти и более 50% валютных поступлений Вьетнама. В соответствии с Межправительственным соглашением о торгово-экономических связях между Россией и СРВ (15 августа 1991 г.) была создана Российско-
Вьетнамская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Председатель российской части Комиссии - Министр промышленности и энергетики Российской Федерации - В.Б. Христенко (заместитель - Д.И. Сухопаров). Председатель вьетнамской части Комиссии - вице-премьер Правительства СРВ Ву Кхоан (заместитель: Ле Зань Винь - заместитель
Министра торговли Социалистической Республики Вьетнам). За истекший период проведено 9 заседаний Комиссии (июль 1992 г май 1993 г апрель 1994 г Ханой, май 1995 г Москва, сентябрь 1997 г Ханой, март 1999 г Ханой, декабрь 2000 г Москва, январь и декабрь 2002 г Ханой). В рамках комиссии действуют рабочие группы: - по сотрудничеству в области энергетики, угольной
промышленности и машиностроения (в январе 2004 г. в Ханое состоялось 4-е заседание подгруппы по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области угольной промышленности); - по сотрудничеству в области агропромышленного комплекса (в июле 2002 г. состоялось 4-е заседание рабочей группы в г. Москве); - по межрегиональному сотрудничеству (в октябре 2001 г. состоялось 4-е заседание в г. Ханое); - по банковскому сотрудничеству (в марте 2004 г. состоялось 3
заседание в г. Хошимине); - по сотрудничеству в области химической и фармацевтической промышленности (1 заседание проведено в декабре 2002 г. в Ханое). При техническом содействии бывшего СССР во Вьетнаме построено около 300 предприятий в различных отраслях народного хозяйства (горнодобывающая и химическая промышленность, промышленность строительных материалов, транспорт, пищевая промышленность и т.д.). Введены в строй крупные мощности в электроэнергетике (крупнейшая
в Азии ГЭС «Хоабинь», ГЭС «Чиан», «Яли» (720 Мвт), ТЭС «Фалай», «Уонгби» и др.) В рамках долгосрочных целевых программ созданы крупные плантации по выращиванию кофе, чая, гевеи, кокосовой пальмы. В настоящее время осуществляется техническое обслуживание ГЭС «Яли», контракт на поставку оборудования для ГЭС «Кандон» (2х36 Мвт) (ФГУП «ВО «Технопромэкспорт»). В соответствии с подписанным в марте 2002 г.
Межправсоглашением о предоставлении правительству Вьетнама кредита для финансирования содействия в строительстве гидроэлектростанций начаты работы по ГЭС «Сесан-3» и «Плейкронг» (ЗАО «Энергомашэкспорт-Силовые Машины»). Российские организации являются лидерами в тендере по модернизации ТЭС «Уонгби» [3]. 4. Проблемы в развитии торгово-экономических отношений
России и Вьетнама и пути их решения Стоит отметить, что за последние 5 лет все-таки наметился постепенный рост двустороннего товарооборота, главным образом за счет наращивания экспорта из России. Лидерами двух стран признано, что в сфере торговли имеется потенциал ее увеличения до 1 млрд. долл. ежегодно. Экономики наших стран, в принципе, могут успешно дополнять друг друга: на вьетнамском рынке хорошо известна и пользуется авторитетом продукция российской черной и цветной металлургии и химической
промышленности, минеральные удобрения, стройматериалы, отдельные виды машин, оборудования и транспортных средств. В свою очередь, Россия заинтересована в традиционных товарах вьетнамского экспорта (продукция тропического сельского хозяйства, легкой промышленности и т.п.). Большим резервом в плане наращивания торговых обменов остаются прямые связи российских регионов с провинциями СРВ. Определенный опыт в этом отношении накоплен краями и областями
Дальнего Востока, комплексная программа сотрудничества разрабатывается в Татарстане. Среди основных причин, сдерживающих торговые связи, вьетнамские и российские предприниматели называют определенные неудобства и недостаточную эффективность действующей системы взаиморасчетов, ограниченные финансовые возможности (нехватка оборотных средств) партнеров при значительных сложностях с кредитованием сделок с обеих сторон, высокие таможенные и налоговые барьеры и дороговизну транспортных перевозок,
трудности с сертификацией товаров при их таможенном оформлении и др. Обоснованно звучат и претензии к качеству товаров. Недостаточное внимание уделяется взаимному изучению рынка, продвижению и рекламе товаров. Вьетнамские бизнесмены могли убедиться в том, что без этого практически невозможно наращивать экспорт на российский рынок, который отличается высокой конкуренцией, причем прежде всего по тем группам товаров,
которые являются традиционными экспортными позициями СРВ (в частности, одежда и обувь, многие продукты питания и сельхозсырье). Цены на вьетнамские товары зачастую оказываются неконкурентоспособными по сравнению, например, с аналогичной продукцией из Китая и других стран. К этому добавляется и определенная доля взаимного недоверия: с обеих сторон бывали случаи недобросовестности и неорганизованности в ведении деловых отношений, часто недопустимо
низок профессиональный уровень партнеров. Иногда сделки заключаются бизнесменами, не знакомыми с местными условиями и законодательством, и фатальные ошибки оказываются изначально заложенными в контракты. К сожалению, в ближайшее время влияние всех этих негативных факторов вряд ли возможно существенным образом уменьшить, поэтому весь комплекс нерешенных вопросов, связанных с наращиванием товарооборота, по-прежнему остается[3]. Одним из важнейших моментов в развитии двусторонних торгово-экономических
отношений стало начало с 1991 года выплаты Вьетнамом своей государственной задолженности Российской Федерации как правопреемнице СССР. В течение 90-х гг. в счет задолженности поставлялось товаров на сумму от нескольких десятков до сотни миллионов долларов США ежегодно. Однако эффективный механизм долговых поставок (прежде всего, с российской стороны) так и не был выработан, зачастую ежегодные квоты осваивались со значительным опозданием и не полностью.
К сожалению, серьезным стимулом для развития российско-вьетнамской торговли поставки товаров в счет долга так и не стали, к тому же определение общей суммы долга продолжало оставаться предметом разногласий между сторонами. По состоянию на 1 января 2006 г. задолженность Вьетнама России по государственным кредитам СССР составляла около 11 млрд. пер. рублей/долларов США (из расчета 1 переводной рубль = 1 доллару США).
В сентябре 2000 года в ходе визита в Россию Премьер-министра Правительства СРВ Фан Ван Кхая был подписан пакет документов по урегулированию проблемы задолженности Вьетнама перед Россией, включивший межправительственное соглашение и межбанковский протокол (подписан в январе 2001 г.) о порядке погашения задолженности. В соответствии с достигнутой договоренностью около 85% всей суммы задолженности
Вьетнама (по основному долгу и начисленным процентам), выраженной в долларах США, было списано, погашение оставшейся части должно быть произведено в течение 23 лет. На сумму, подлежащую погашению (около 1,7 млрд. долл. США), начиная с 1 января 2005 года, начисляются проценты по минимальной рыночной ставке (5% годовых). Порядок погашения предусматривает перевод наличными 10% суммы, подлежащей погашению, на счет
Внешэкономбанка России, 90% задолженности погашается поставками товаров, предоставлением услуг, передачей прав собственности. Экспортно-импортные операции должны производиться на основании контрактов уполномоченными вьетнамскими и российскими организациями, определяемыми министерствами финансов двух стран. К сожалению, согласованная схема погашения задолженности долго не могла вступить в силу по причине того, что российская сторона не могла определить своих участников торговых операций, хотя операторы
с вьетнамской стороны были готовы сразу приступить к исполнению достигнутых договоренностей. Однако товары, закупленные во Вьетнаме, были затем реэкспортированы в третьи страны, в связи с чем эта операция никак не способствовала наращиванию двустороннего товарооборота. В настоящее время уполномоченными ведомствами и организациями наших стран ведется работа по оптимизации процесса погашения задолженности товарными поставками, однако в этой сфере по-прежнему остается немало
нерешенных вопросов. Заключение Торгово-экономические отношения между Вьетнамом и Советским Союзом начались 18 июля 1955 г когда было подписано первое соглашение между правительствами. При техсодействии СССР во Вьетнаме было построено около 300 предприятий в таких отраслях, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, пищевая промышленность, производство стройматериалов, транспорт, введены в действие тепло- и гидроэлектростанции общей мощностью более 4 тыс.
МВт, в том числе крупнейшая в ЮВА ГЭС Хоабинь, агрегатный зал которого находится в скалистой горе, тем самым защищен от любых стихий и войн. Наиболее успешные направления экономического сотрудничества добыча нефти, строительство энергетических мощностей, резинотехническая промышленность, добыча и переработка морепродуктов, экспортно-импортные операции. Российская корпорация "ТВЭЛ" поставляет на небольшой вьетнамский исследовательский ядерный реактор в г.
Далате низкообогащенное топливо ВВР-М2 в соответствии с трехсторонним протоколом между Вьетнамом, Россией и США. Вьетнам, в свою очередь, инвестирует свои проекты на территории России. В России работают около 300 вьетнамских компаний. Основная сфера их деятельности торговля, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Важную роль в создании необходимых политических, юридических и иных условий для развития экономических
отношений играет Российско-Вьетнамская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По итогам 2006 г. объем двусторонней торговли составил 653,5 млн. долл что на 28,4 проц. меньше по сравнению с 2005 г. Сальдо в пользу России составило $42 млн. Сокращение произошло за счет спада российского экспорта автомобилей, машинно-технической продукции, металлопроката и ГСМ. Поставки минеральных удобрений увеличились на 25%.
Объем вьетнамского экспорта в Россию увеличился на 64%. В 2007 г. тенденция продолжилась. По данным российского торгпредства во Вьетнаме, за 8 месяцев 2007 года поставки российской продукции во Вьетнам снизились на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то же время поставки Вьетнама в Россию за этот период увеличились на 10,6%.
Таким образом, в настоящее время перспективы роста и диверсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества определяются такими факторами, как отсутствие зависимости торговли от поставок углеводородного сырья, реализацией во Вьетнаме политики импортозамещения и сохранением ориентации Вьетнама на российское оборудование в некоторых базовых отраслях тяжелой промышленности. Список использованных источников 1. Бабин Э.П Исаченко
Т.М.Внешнеэкономическая политика. Учебник М 2007 435 с. 2. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник М 2006 541 с. 3. Булатов А.С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития М.:Экономистъ, 2007 423 с. 4. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность
М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005 544с. 5. Данилин А.В. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень.2006. №7. 6. Дегтярева О.И Полянова Т.Н Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. 6 - е изд. М 2007 534 с. 7. Ливенцева Н.Н. Международная экономическая интеграция
М 2006 328с. 8. Покровская В.В Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник М 2005 512 с. 9. Ростовский Ю. М Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность М 2005 419 с. 10. Основы внешнеэкономических знаний/ Отв. ред. Фаминский ИП. М 2006 423 с. 11.www.quehuong.narod.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |