ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКАФЕДРА ЭКОНОМИКИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВАКурсовая работа на тему Роль маркетингав повышенииэффективности предприятия Научный руководитель доц. Селиванова А.В.Исполнитель Студент группы У2Львов Н. Л.Москва 1998СодержаниеСодержание
Вступление Предприятие и его эффективность Виды и структура предприятий Пути увеличения эффективности. Маркетинг как инструмент повышения эффективностипредприятия Маркетинговые исследования предприятия. Исследование потребителей Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка Исследование товарного рынка Маркетинговая политика предприятия
Товарная политика предприятия Сущность товара в маркетинге Создание нового товара Концепция жизненного цикла товара Ценовая политика предприятия Виды цен Внешние факторы процесса ценообразования Определение исходной цены товара Стратегия ценообразования Коррекция цены Сбытовая политика предприятия Каналы распределения товаров
Методы сбыта товаров Оптовый метод сбыта товара Розничная торговля Маркетинговое продвижение товара Реклама Стимулирование сбыта Выставки и ярмарки Персональная продажа Связь с общественностью Примеры повышения эффективности предприятий черезприменение маркетинга Маркетинг в компании Staples Маркетинг компании Тонар .
Примеры применения маркетинга в России. Заключение Список литературы ВступлениеПереход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечноже, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывалисьо конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятияне являлись собственностью начальника или директора.Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководствовынуждено включать в аппарат управления
службу маркетинга. Специалисты в областимаркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являютсяисследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Службамаркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой,сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.В данной курсовой работе автор рассмотрит следующие вопросы предприятие и способы увеличения его эффективности, далее автор обратит вниманиев основном на маркетинг
как один из наиболее важных и действенных инструментов увеличенияэффективности теоретическая часть и покажет высокую роль маркетинга путем приведенияи анализа результатов применения маркетинга на предприятиях .В работе использованы идеи как западных специалистов ФилиппКотлер, Джоэл Эванс, Гельмут Шмален и др так и отечественных маркетологов Завьялов, Афанасьев, Голубков, Хруцкий и др.Цель работы показать теоретическое значение маркетинга в
повышенииэффективности предприятия и доказать его важность на практике, используя примерыотечественных и иностранных фирм.Предприятие и его эффективностьВиды и структура предприятийРазвитая рыночная экономика предполагает различные формы предприятий.В странах с развитой рыночной экономикой существуют следующие формы предприятий uml Индивидуальное предприятие. При этом собственникомпредприятия является один человек, им же осуществляется руководство, привлечениеинвестиций, несется ответственность и распределяется прибыль.
uml Коммандитное общество. Это такое общество, в которомсобственником фирмы являются несколько человек, причем один несет ответственностьза руководство, регулирование, привлечение инвестиций, остальные же отвечают рискуюттолько своими вкладами в капитал предприятия. uml Акционерное общество. Для создания такого обществанеобходимо как минимум пять акционеров 1 .Руководство акционерным обществом осуществляется тремя органами правлением акционерногообщества оно
несет ответственность и осуществляет руководство текущими делами фирмы ,советом акционерного общества он наблюдает за деятельностью правления и докладываето ней общему собранию акционеров и общим собранием акционеров оно принимает важнейшиерешения в деятельности фирмы, утверждает правление, совет и осуществляет другиефункции . Наиболее эффективна именно эта форма предприятия, так как сравнительнолегко сформировать капитал и привлечь инвестиции путем выпуска и продажи акций. uml
Государственное предприятие. Руководство и ответственностьна этом предприятии полностью возлагается на центральные или муниципальные власти.Прибыль предприятия идет на пополнение бюджета региона. uml Существуют также товарищества, общества с ограниченнойответственностью, публично-правовые учреждения и другие формы предприятий.Гражданским кодексом России допускается создание всех перечисленныхвыше предприятийПути увеличения эффективности.Эффективность предприятия определяется способом производстваи его эффективностью.
Существуют различные направления повышения эффективности производства Научно-техническийпрогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятсязатраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность Ресурсосбережениеи модернизация оборудования Привлечениемаксимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование Повышениекачества продукции и как следствие увеличение объема продаж
Эффективностьуправленческого фактора исследований, разработок и политики фирмы .С последним фактором тесно соприкасается наука маркетинг, и,хотя все факторы должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает именномаркетинг.Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятияИтак, маркетинг. Рассмотрим, чем же занимается служба маркетингана предприятии и как эта деятельность влияет на повышении эффективности фирмы. Во-первых,маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка,
с которыми соприкасаетсяпредприятие в процессе функционирования во-вторых, разрабатывает и осуществляеттактику поведения фирмы на рынке.Маркетинговые исследования предприятия.Исследование потребителейПредприятие в современном мире может добиться успеха лишь в томслучае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективноститребуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя.Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя,
которое включает его потребностии требования.Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей.Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этойсистеме потребности растут от физиологических голод, холод, жажда , через потребностьсамосохранения безопасность, защита , социальные потребности, потребности самоуважения социальный статус, признание до потребностей в самоутверждении самореализацияи саморазвитие .
Выявление потребностей одна из ключевых целей маркетинговогоисследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозироватьего дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара.Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационныефакторы покупки товара. К таким факторам причисляются мотив выгоды желание человекаразбогатеть , мотив снижения риска потребность в безопасности , мотив признания потребность в статусе, престиже , мотив удобства
стремление скрасить свое существование ,мотив свободы потребность в независимости и, наконец, мотив познания потребностьв развитии .Исследование конкурентов и фирменной структуры рынкаПервым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценкастепени конкуренции на выбранном рынке совершенная, несовершенная конкуренция илимонополия .Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие,
качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостаткии преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствиинесомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследованиепоставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существоватьв современных условиях.
Кто же такие поставщики? Поставщик это отдельное лицолибо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.Также исследование фирменной структуры рынка включает в себяизучение транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразупочувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.Исследование товарного рынкаПод исследованием товарного рынка понимается исследование рынкаотдельного
товара или группы товаров, например масло отдельный товар и продуктыпотребления группа товаров . Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношенияспроса и предложения на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентовна рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.Основная цель изучения конъюнктуры рынка установить связь междудеятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения.Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в
текущий период, прогнозизменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятияв процессе изменения обстановки на рынке.Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может вместить рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая службаисследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на ихоснове прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличениюили уменьшению объема
выпускаемой предприятием продукции.Сегментация рынка это разделение рынка на отдельные областидля сбыта товаров. Сегментация происходит по ряду признаков Географический учитывается величина региона, плотностьи количество населения . Демографический учитываются половозрастные критериинаселения . Социально-экономический учитывается образование,профессии, доходы населения . Психологический учитываются особенности отдельногоиндивида .
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходитсясталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпускитоваров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенныесуммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется рольисследований маркетинга для повышения эффективности.Маркетинговая политика предприятияКак известно маркетинговая политика предприятия включает в себятоварную,
ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке.Именно по такой схеме будет изложена политика предприятия от выбора товара, определенияего цены, различных методов сбыта до конечного этапа продвижения товара, этапана котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.Товарная политика предприятияНа данном этапе маркетологи, используя исследования рынка, конкурентови потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производстватовара
предполагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствоватьпотребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами , устанавливаютправила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара. Итак, болееподробно о товарной политике.Сущность товара в маркетингеВ обыденном смысле под товаром принято понимать вещь, предназначеннуюдля потребления , либо конечного, либо потребления ради производства другого товара.
Маркетинговая сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то,что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом.Продукт это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, радикоторых был куплен товар. Например, произведя сахарин суррогат сахара нельзя назватьего товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупностьмер по транспортировке, упаковке, хранению и использованию
продукта. В группу поддержкипродукта входят следующие меры все, что помогает продукту сохранить свои потребительскиекачества до продажи консервация, упаковка, хранение , меры по правильному использованиюпродукта инструкции, способ приготовления , сопутствующие товары адаптеры, аккумуляторы,шнуры .И наконец, продукт превращается в товар при использовании нанего инструментов маркетинга, к которым относятся дизайн, реклама, правильно налаженныйсбыт, прочная связь с общественностью.
Таким образом товар для маркетолога состоит из продукта, егоподдержки и инструментов маркетинга. На примере сахарина это можно показать в видесоставных частей продукт сахарин, заменитель сахара, поддержка упаковка, условиятранспортировки, хранения, применения, инструменты маркетинга дизайн упаковки,рекламная кампания.Создание нового товараМаркетинг целиком и полностью зависит от потребителя, от егопотребностей и запросов, поэтому предприятие просто вынуждено изменять свою товарнуюстратегию, создавая новые товары.
Прежде всего следует определить какой товар можетназываться новым Товар, который не имеет аналогов на рынке, которыйявляется практическим воплощением научного прорыва естественно называется новымтоваром. Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копированияи сканирования и беспроводная сотовая связь. Товар, который имеет качественное отличие от своегопредшественника товара-аналога.
Примером могут служить дискеты меньшего размера,большей вместимости и прочности 3,5 дюйма против 5,25 дюйма . Товар новый для определенного рынка. Например посудомоечныемашины являлись товарами рыночной новизны в России в начале 90-х годов. Старый товар, уже бывший на рынке, но нашедший себеновое применение.Конечно, предприниматель рискует начиная исследования новоготовара, так как не знает окупятся ли его затраты. На такой случай и существует службамаркетинга, которая помогает предпринимателю снизить риск
до минимума, предлагаяправила для создания нового товара и таким образом повышая прибыль и эффективностьпредприятия.Во-первых, необходима идея нового товара.Источниками идей могут быть как сами потребители, так и ученые. Вообще-то маркетологуважно на этом этапе создания нового товара научиться слушать, так как идеи могутподсказать и недостатки конкурентов. Другим источником идей служат научные работники.Многие фирмы вследствие этого сотрудничают с университетами, институтами научнымилабораториями.
Также идеи могут подсказывать сотрудники системы сбыта оптовые,розничные торговцы так как они находятся ближе к потребителю. Не следует оставлятьбез внимания и опросы общественного мнения, статистические данные, результаты тестированияв потребительских журналах.Во-вторых, требуется отсев и выборидей. Эта стадия происходит по двум критериям изымается все, что не связано с коммерческойцелью предприятия, изымается все, что не соответствует производственным мощностямпредприятия.
В-третьих, необходимо создать опытныйобразец нового товара, причем важно помнить о том, что незамеченные ошибки на этомэтапе принесут огромные убытки впоследствии.Следующим этапом будет выпуск пробнойпартии товара на ограниченный рынок и исследование этого рынка.В-пятых, необходимо выбрать место ивремя для массового выпуска товара, целесообразно было бы приурочить выпуск к какой-либоярмарке, выставке, празднику.Итак, можно сформулировать основнойзакон новых товаров
в то время как один новый товар находится в сбыте и активнопокупается, параллельно должен происходить процесс разработки следующего новоготовара ради того, чтобы предприятие не простаивало, и ради повышения его прибыльности и эффективности.Концепция жизненного цикла товараС созданием нового товара начинаетсяего жизненный цикл, который характеризуется следующими стадиями 1. Исследование и разработка. На этом этапе происходитзарождение товара, его идеи.
Сбыт товара пока еще нулевой, прибыть отрицательна.2. Внедрение. На этом этапе товар начинает свое продвижениек потребителю, происходит активная рекламная кампания, но при росте сбыта прибыльпродолжает расти в отрицательную сторону.3. Этап роста. Самый благоприятный этап для производителя.Предприятие получает значительную прибыль, сбыт товара продолжает расти.4.
Этап зрелости. Товар выпускается большими партиями,сбыт растет уже не такими высокими темпами, прибыль понемногу снижается, так какчувствуется конкуренция.5. Этап спада. Сбыт резко падает, предприятие перестаетвыпускать товар, прибыль очень низка.Маркетинг сопровождает товар на всемпути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно рассмотреть с точки зренияжизненного цикла как предприятие будет иметь максимальную
прибыль и эффективностьтолько тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.Товарная политика на предприятии решаетзадачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетингав этой области помогаю предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих егов данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговаятоварная политика помогает повысить эффективность фирмы.Ценовая политика предприятияВ область ценовой политики
предприятиявходят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определенияначальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливаютна товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.Виды ценВ зависимости от реализационной цепочки можно выделить нескольковидов цен. Оптовые цены предприятий - цены, по которым предприятие продает продукциюоптовому покупателю.
Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия.Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничномупродавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку издержки оптового поставщика . Розничная цена - цена, по которой товар продаетсяконечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку издержки розничноготорговца .
Внешние факторы процесса ценообразованияК внешним факторам процесса ценообразования относятся Потребители. Это фактор всегда занимает доминирующее положенияв современном маркетинге.Рыночная среда. Этот фактор характеризуется степенью конкуренциина рынке. Здесь важно выделить является ли предприятие аутсайдером или лидером,принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров.Участники каналов товародвижения. На этом этапе на цену влияюткак поставщики, так и
посредники. Причем важно заметить, что наибольшую опасностьдля производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасльстарается контролировать государство.Государство влияет на цену путем косвенных налогов на предпринимательство,установлением антимонопольных и демпинговых запретов.Определение исходной цены товараХотя цена и меняется на рынке, маркетологи дорыночно выделяютчетыре основных методов определения исходной цены 1.
Затратныйметод. Метод основан на ориентации цены на затраты на производство. При этом методецена складывается из себестоимость и какого-то фиксированного процента прибыли. Этот метод более учитывает цельпредпринимателя, нежели покупателя.2. Агрегатныйметод. Этот метод подсчитывает цену, как сумму цен на отдельные элементы товара,а также как цену общего агрегатного блока и надбавки или скидки за отсутствиеили наличие отдельных элементов.3.
Параметрическийметод. Суть данного метода состоит в том, что из оценки и соотношения качественныхпараметров товара определяется его цена.4. Ценообразованиена основе текущих цен. По этому методу цена на конкретный товар устанавливаетсяв зависимости от цен на аналогичные товары, она может быть и больше, и меньше.Стратегия ценообразованияСтратегия ценообразования - это выбор предприятием стратегии,по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для него успехом,в процессе
завоевания рынка. Следует выделить различные стратегии в зависимостиот товара нового или уже существующего .Стратегия снятия сливок skim pricing предполагает сначала продажутовара по очень высокой цене для того слоя общества, который не заботится о финансовомкрахе, далее цена постепенно снижается до уровня среднего класса, а потом и до уровнямассового потребления.Стратегия повышения цены действенна лишь в том случае, когдаспрос на продукцию стабильно растет, конкуренция сведена к минимуму, покупательузнает товар.
Также существуют стратегии прочного внедрения penetration pricing , скользящейцены slide-down pricing и преимущественной цены preemptivepricing .Коррекция ценыРынок несомненно влияет на производителя и заставляет его корректироватьцену различными методами. Маркетологи выявили восемь основных методов для коррекциицены, что помогает предпринимателю выбрать наиболее оптимальный и уменьшить издержки.Метод установления долговременных и гибких flexible 2 цен.
Производитель может установить гибкую цену на товар в зависимостиот времени или места продажи. Также можно установить стандартную цену, но при этомнесколько изменить качество продукта.Метод установления цены по сегментам рынка. По этом методу ценыразличаются по сегментам рынка, в основном по потребительскому сегменту.Психологический метод установления цены. При использовании этогометода предприниматель в основном розничный торговец рассчитывает на психологиюпокупателя.
Самый простейший пример - цена телемагазинов 9790,что составляет почти 100 .Метод ступенчатого дифференцирования. Маркетологи выявляют такиеступеньки промежутки между ценами в пределах которых потребительский спрос остаетсянеизменным.Метод перераспределения ассортиментных издержек. В этом методеучитывоется разнообразие ассортимента одинакового продукта, что приводит к незначительнымиздержкам, но значительному повышению цены.
Метод перераспределения номенклатурных издержек. В этом случаепредприниматель заранее устанавливает низкую цену на основной товар, но боллее высокуюна сопутствующие ему товары.Метод франкирование. Франкирование - оплата за перевозку товараот продавца покупателю. Здесь цена слагается из себестоимости товара, реальных транспортныхиздержек и прибыли.Метод скидок. Этот метод используется для стимулирования сбытапродукции.
Скидки могут быть как вследствие количества закупаемого товара, так иза предшествующую оплату.Итак, при определении цены, при прогнозе ее дальнейшего изменения,при ее корректировке предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и завыситьцену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей.Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлениюи корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.
Сбытовая политика предприятияСистема сбыта товара одна из важнейшихв маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагиваютвопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что приэффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.Каналы распределения товаровОдним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимальногоканала сбыта. Канал сбыта распределения товара - это организация либо человек,занимающийся продвижением и обменом
конкретного товара нескольких групп товаров на рынке.Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждыйиз которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредниковв сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходитсяиметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Крометого, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственнодо
рынка сбыта. С помощью посредников возможносократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации,крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основныхпричин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие организация процесса товародвижения требует наличияопределенных финансовых ресурсов создание оптимальной системы товародвижения предполагаетналичие соответствующих знаний и опыта
в области конъюнктуры рынка своего товара,методов торговли и распределения Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечитьширокую доступность товара и доведение его до целевых рынков.Предприятияв условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизациипроцесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственнойдеятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы
распределениятоваров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемыхпредприятием услуг, связанных с реализацией продукции.Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другомуправо собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителейк потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующихуспешному решению требований маркетинга.
К ним следует отнести такие функции, как проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактовс потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиямипокупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятиеответственности за функционирование канала распределения.Каналыраспределения могут быть трех видов прямые, косвенные и смешанные.Прямыеканалы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций.
Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые самиконтролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.Косвенныеканалы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомомуучастнику-посреднику, а затем от него - к потребителю. Такие каналы обычно привлекаютпредприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласныотказаться от многих сбытовых функций и расходов
н соответственно от определеннойдоли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.Смешанныеканалы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Так, предприятиямашиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками,они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственныеи коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие
значительнобольший набор снабженческо-сбытовых услуг.Такимобразом видно, что от фирмы требуется значительное умение в проведении своей сбытовойполитики. Следует также заметить о том, когда важно заниматься развитием собственнойторговой сети. Это целесообразно, если количество товара достаточно велико, чтобыоправдать прибылью расходы на организацию торговой сети, если потребители находятсядостаточно близко от фирмы и их небольшое количество, так как
затраты на организациюсети будут невелики, если товар требует высококвалифицированного сервисного обслуживанияи др.Методы сбыта товаровОтнюдь не зря выше было рассмотренопонятие канала сбыта продукции. С этим понятием соотносятся понятия протяженностии ширины канала сбыта.Протяженность канала сбыта - это числоучастников сбытового процесса, то есть число посредников во всей сбытовой цепочке.Различают несколько уровней протяженности, простейшие из которых следующие производитель
розничные продавец потребитель и производитель оптовый продавец розничныйпродавец потребитель. Сюда включается понятие оптового метода сбыта.Ширина канала сбыта - это количествонезависимых объектов сбытового процесса в определенной его стадии, например количествооптовых продавцов товара.Оптовый метод сбыта товараОптоваяторговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся каксредствами производства, так и предметами потребления.
Как правило, при оптовойторговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посредническиеорганизации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиямрозничной торговли. В большинство случаев оптовая торговля не связана с реализациейпродукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощьюпосредников сбывать товары с минимальными непосредственными контактами с потребителями.
На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальнымиресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях иустранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевыхтоварных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителя на производителя,появляются реальные возможности
добиться соответствия между спросом и предложением,обеспечить каждому потребителю возможность приобретать продукцию в пределах своихфинансовых возможностей и в соответствии с потребностями.Всвою очередь, изготовитель сам подбирает потребителя, а значит сам должен определятьассортимент и объемы производимой для рынка продукции исходя из складывающейся конъюнктуры.Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями,при которой хозяйственные
связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно.Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяетпути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальноеразделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рациональногораспределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными даннымио настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевыхрынках.
Основными задачами оптовой торговли являются uml маркетинговое изучение рынка, спроса и предложенияна продукцию производственно - технического назначения и народного потребления uml размещение производства товаров в необходимых потребителюассортименте, количестве и с соответствующим качеством uml своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарамив широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей uml организация хранения товарных запасов uml организация планомерного и ритмичного завоза
и вывозатоваров uml обеспечение приоритета потребителя, усиление егоэкономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственныхсвязей, качества поставляемой продукции uml обеспечение стабильности партнерских отношений вхозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям долгосрочным,среднесрочным, текущим, оперативным uml организация планомерного завоза товаров из регионовпроизводства в район потребления uml широкое применение экономических методов регулированиявсей системы взаимоотношений
между поставщиками, посредниками. потребителями снижениесовокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.С понятием оптовойторговли тесно связаны участники последней, такие как брокер, комиссионер, дилер,торговый агент. Оптовый метод распространения товара широко распространен во многихстранах мира, а по межстрановой торговле является, конечно же единственным. Из всеговышесказанного об оптовой торговле можно сделать
вывод о принадлежности ее к косвенномуметоду сбыта, методу, при котором производители для достижения потребителей используютуслуги различных посредников.Розничная торговляВ процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном,замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничнойторговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного,индивидуального,
личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей.Это происходит путем купли- продажи, поскольку потребители приобретают нужные емутовары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности длянового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления,организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственныхнужд.
Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественногопитания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складовпредприятий- изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительныхпунктов, мастерских, ателье и т.д. Розничная торговля осуществляет ряд функций uml исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке uml определяет спрос и предложение на конкретные видытоваров uml осуществляет поиск товаров, необходимых
для розничнойторговли uml проводит отбор товаров, их сортировку при составлениитребуемого ассортимента uml осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков uml проводит операции по приемке, хранению, маркировкетоваров, устанавливает на них цены uml оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные,консультацион ные, рекламные, информационные и другие услуги.Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяетсяна стационарную, передвижную,
посылочную.Стационарнаяторговая сеть - наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные,технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы.При этом различают магазины самообслуживания, а которых покупатель имеет свободныйдоступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа магазин-склад товары в них не выкладываются на витрины, полки, что значительноснижает расходы по их погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа
в них осуществляетсяпо более низким ценам. Такие магазины работают, как правило, на окраинах крупныхгородов.Создаютсямагазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительномотборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившимданный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобравтовар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин
почтой или по телетайпу,телефону . Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличиив магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогулибо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар.Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров черезторговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торговогоперсонала.
Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его. Предметом торговлиобычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса напитки, бутерброды.жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открыткии др. .Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативномуего обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов,вагонолавок, а также разносной с применением
лотков и других несложных устройств.Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговыеагенты изготовителей сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляюти реализуют продукцию непосредственно покупателю.Посылочнаяторговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией,канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами.С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукциюпроизводственно-
технического назначения запасные части, инструмент, резинотехническиеизделия и др. .Вструктуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяютсяв соответствующие группы подгруппы по признаку производственного происхожденияили потребительского назначения. В розничнойторговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов.Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретнаягруппы мебель, радиотовары,
электротовары, обувь, ткани, одежда, молоко и др. .Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарнойгруппы подгруппы мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др. .Комбинированныемагазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп подгрупп , отражающихобщность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей культтовары,книги и др. .Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированныхсекциях.
Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные,так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.Итак, сбытовая политика предприятия также направлена на повышениеэффективности фирмы, так как в сфере сбыта окончательно проявляются все усилия маркетингапо повышению прибыльности, приспосабливая сбытовую сеть под потребителя предприятиеимеет больше шансов выстоять в конкурентной борьбе, именно в данной сфере предпринимательнаходится ближе к покупателю.
Маркетинговое продвижение товараПодпродвижением понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информациио достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновенияу них желания его купить. Современные организации используют сложные коммуникационныесистемы для поддержания контактов посредниками, клиентами, с различными общественнымиорганизациями и слоями.Продвижениепродукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методовстимулирования
сбыта продаж , персональной продажи и методов связи с общественностью.РекламаРеклама- любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, товарови услуг, осуществляемая конкретным заказчиком. Реклама - это печатное, рукописное, устное или графическое осведомление олице, товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателяи оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосовили публичного одобрения .
В современных условиях реклама - необходимый элементпроизводственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средствоборьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.В рамках маркетинга реклама должна во-первых, подготовить рынок потребителя к благоприятному восприятию нового товара во-вторых, поддерживать спрос на высокомуровне на стадии массового производства товара в-третьих, способствовать расширениюрынка сбыта.
В зависимости от стадии жизненного цикла товара меняются масштабы иинтенсивность рекламы, соотношение между престижной рекламой реклама фирмы-экспортера,компетентности ее персонала и т. д. и товарной т. е. рекламой конкретного товара меняются также способы ее распространения, обновляются ее аргументы, подбираютсяболее свежие, более оригинальные идеи.Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений взарубежной прессе, участии на выставках и ярмарках и т. д затраты эти вполне
оправданны.Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара,и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламыторговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящиерасходы на рекламу. Как показывает международная практика, рекламные расходы составляютв среднем 1,5-2,5 стоимости реализуемых товаров производственного назначения и5-15 по товарам бытового назначения.
Подготовка рекламных материалов - сложное и ответственное дело, требующееспециальных знаний и значительной практики. Надо усвоить ту истину, что по мастерствурекламирования, качеству рекламных текстов и фотографий потенциальный потребительсоставляет первое впечатление о нашем предприятии-экспортере и невольно, подсознательнопереносит свое мнение о качестве рекламы на выпускаемый нами товар. Чтобы изменитьэто мнение в лучшую сторону, придется потратить много труда и средств.
Поэтому рекламаобязана быть безукоризненной, в противном случае она превращается в свою противоположность- антирекламу .Следует решительно опровергать расхожее мнение о том, что хороший товар врекламе не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждаетсяв рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества приводитк огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановлениерепутации в этом случае уйдут годы и миллионы.
Выделяютследующие виды рекламы информативная, побудительная может становиться сравнительной и реклама-напоминание.Информативнаяреклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью созданияпервоначального спроса.Побудительнаяреклама используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-топродукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшимв рамках имеющихся у них средств.Сравнительнаяреклама осуществляет прямое или косвенное сравнение
определенной марки продуктас другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида зубнойпасты.Реклама-напоминаниенапоминае т потребителям о существующих продуктах.Стимулирование сбытаСтимулированиесбыта продаж - это краткосрочные поощрительные меры, способствующие продаже илисбыту продукции и услуг. Если реклама призывает Купите наш продукт , то стимулирование сбыта основано на призыве
Купите его сейчас . Можно рассматривать стимулирование продаж более деталь-но, имея в виду, что оно включает стимулирование потребителей, стимулирование торговлии стимулирование сбытовиков самой организации.Стимулирование потребителей направлено на увеличение ими объема покупок. Используютсяследующие основные методы предоставление образцов для испытаний использованиекупонов, возвращение части цены или торговая скидка пакетные продажи по сниженнымценам премии сувениры с рекламой поощрение
постоянной клиентуры конкурсы, тотализаторыи игры, дающие потребителю шанс что-либо выиграть - деньги, товары, путешествия экспозиции и демонстрации вывесок, плакатов, образцов и т.п. в местах реализациипродуктов.Выставки и ярмаркиВыставкии ярмарки занимают видное место в маркетинге. Их важное достоинство - возможностьпредставить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. В любом случаепосетители приходят в павильоны с ясно выраженным намерением узнать нечто новоедля себя,
и такое отношение активно способствует внедрению на рынок новых товарови услуг. Личные контакты между стендистами представителями продавца и потенциальнымипокупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности, чтоспособствует развитию деловых отношений. Фирма-экспонент выставляющая образцы своихтоваров может выступить с докладами на симпозиумах, обычно проходящих в рамкахвыставки ярмарки , распространить при этом печатную рекламу, показать кино- илителефильмы,
дарить рекламные пакеты, сумочки, папки и т. п. Умелая выставочная деятельностьиграет не меньшую, а иногда и большую роль, нежели публикация рекламных объявленийв прессе о товарах производственного назначения.Однакоработа на выставке будет эффективной лишь в том случае, когда она ведется строгопо плану и целенаправленно. Специалисты, находящиеся на стенде, должны четко представлятьсебе, ради каких коммерческих целей фирма предприятие участвует в выставке, иделать все от них зависящее, чтобы эта цель была достигнута.
Персональная продажаПодперсональной продажей понимается устная презентация товара с целью его сбыта в разговорес одним пли несколькими потенциальными покупателями. Это наиболее эффективный инструментпродвижения продукта на определенных этапах его сбыта, особенно для создания у покупателейблагоприятного отношения к предлагаемым продуктам, в первую очередь к продукциипроизводственного назначения. Однако это наиболее дорогой метод продвижения.
Американскиекомпании на персональную продажу тратят в три раза больше, чем на рекламу.Связь с общественностьюСвязьс общественностью предполагает создание хороших отношений с различными государственнымии общественными структурами и слоями путем создания благоприятного мнения о компании,ее продуктах и путем нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. Связь с общественностьювключает также связь с прессой, распространение информации о деятельности компании,лоббист- скую деятельность в законодательных и правительственных
органах с цельюпринятия или отмены определенных решений, разъяснительную работу относительно положениякомпании, ее продуктов, социальной роли.Итак, в маркетингетакже рассматривается политика продвижения, способствующая максимальному сбыту товара,которая помогает предпринимателю лучше выяснить предпочтения покупателя и выбратьнаиболее эффективный вид продвижения. Без знания техники продвижения современнойфирме невозможно выжить, так как без рекламы одного из способов продвижения оне просто-напросто никто не будет знать.
Примеры повышения эффективности предприятий через применениемаркетингаПришло время показать роль маркетинга в повышении эффективностифирмы на конкретных примерах российских и западных предприятий.Маркетинг в компании StaplesДесять лет назад о компании Staples даже никтои не слышал, потому что ее вообще не существовало. Компания возникла по инициативеТома Стемберга, ныне исполнительного директора
Staples. В 1986 году был открыт первый магазинStaples, хотя сегодня Staples - компания, обладающая375 универмагами в США.После двухлетнего опыта работы Стемберг понял, что за счет низкихцен предприятию не удастся выжить в конкурентной борьбе, поэтому Стемберг осозналнеобходимость нового способа привлечения клиентов. Таким способом стало великолепнейшееобслуживание клиентов, что и было введено во всех филиалах компании.
Вследствиемаркетинговых исследований и сегментации рынка в различных филиалах фирмы были введеныразные формы обслуживания, что также послужило толчком к привлечению клиентов.Маркетологи компании выявили шесть правил поведения с потребителем Знать покупателя лучше, чем он сам себя, что достигается лишьисследовательским путем.Магазины должны быть максимально приятны покупателю.
Улучшениедизайна привело к увеличению объемов продажи на 7 .Управленцы должны проводить время за раздумьями о покупателях.На собраниях менеджеров ключевым вопросом стал вопрос о потребителях.Улучшение обслуживания покупателей за счет прогрессивной и бонуснойсистем оплаты труда.Добыча нового знания через покупку компании, им владеющей.
Такимметодом Staples смогла познать особенности среднего и большого бизнеса.Относиться к сотрудникам так, как хотелось бы чтобы они относилиськ покупателям.Благодаря всем этим нововведениям за 1995 год продажи компаниивыросли на 45 , прибыль на 58 ,курс акций более чем 100 3 .Маркетинг компании eth .Компания eth возникла в 1990 году в Орехо-Зуевском районе. Своеобразное названиепроизошло от сокращения лозунга
Товары - народу компания специализироваласьна производстве прицепов для легковых машин. Прицепы предназначались для продажипродуктов населению. В 1990 году дела предприятия шли как нельзя хорошо при дефицитеприцепы брали нарасхват, но с началом реформ 1992 года прицепы брали все меньшеи меньше - люди поняли настоящую цену деньгам. Поэтому директор компании понял,что либо они будут медленно разоряться, торгуя дешевыми прицепами,
либо буду слушатьпокупателя и исполнять его требования. Компания, исследовав рынок, создала еще около20 модификаций фургонов и прицепов и ее дела несколько улучшились. В 1993 году компанияпереехала в новое здание, отремонтировав и переоборудовав его на свои средства.Выявив спрос на мини морозильные камеры на прицепы eth переоборудовала малолитражный грузовик ЗИЛ и создала свою морозильнуюкамеру на колесах. Новый товар был намного дешевле западного аналога,
и мясоперерабатывающиезаводы мгновенно раскупили новинку.Таким образом, производство компании в 1993 году возросло на30 , а в 1995 - на 20 . За 1996 год было продано1600 новейших киосков на колесах и 169 морозильных установок. 4 Примеры применениямаркетинга в России.После распада СССР рынок оружия в России сократился почти вдвое.После взятия этого аспекта российского экспорта под
контроль администрации Президента,была образована компания Росвооружения , которая эффективно используямаркетинговые рычаги смогла поднять экспорт на 60 в 1995 году и30 - в 1996 5 .Компания Wimm-Bill-Dann, благодаря успешной рекламе, увеличиласвои продажи вдвое за период 1995 года.Нововведение мирового маркетинга - франчайзинг - использует президетнкомпании Довгань , предлагая фирмам выпускать продукцию под его торговоймаркой.
Довгань предлагает заводам оборудование, технологию и свою марку, взаменполучая часть прибыли.Мировой опыт зеленого маркетинга используют и в России,рекламируя экологически чистые товары, печатая на упаковке о принадлежности к жкологическимстандартам.Компания по торговле недвижимостью, проведя исследования и опросы,выяснила, что деловые люди черпают объем информации о запчастях не из изданий деловыхгазет, а рекламных изданий
Экстра-М, Центр-плюс , и тем самым снизила затраты нарекламу и быстрее привлекла новых клиентов.Специалисты косметических компаний выявили, что российское населениеболее охотно покупает косметику в спокойной обстановке и развили огромную сеть директ-маркетинга,что увеличило их объемы продаж втрое и более.И такие примеры просто невозможно сосчитать, так что говоритьо неэффективности маркетинга в области повышения прибыльности было бы просто невежеством.
ЗаключениеИтак, в качестве заключения автор предлагает пройти по всем стадиямвоздействия маркетинга на эффективность предприятия, от исследований до политикипродвижения товаров, и сделать ряд выводов, обобщающих изложенный материал.В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий,но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономистывыделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор концентрирует вниманиеименно
на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателюповысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий ЗИЛ, АЗЛК недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствиипрямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы.
Хотя исследованиядороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенногорынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок,потребителей, способ рекламы и т. д и таким образом маркетинговые исследованияповышают прибыльность предприятия.Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжениемисследований.
Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определенияцены, стратегии сбыта и продвижения.Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструментывоздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, чтоспособствует экономии средств и повышению эффективности.Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявитьфакторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования.Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении
цены, а также завыситьее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального каналасбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору методасбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияетна экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.Без тактики продвижения товара реклама, ярмарки, директ-маркетинг,и др. не выжила бы ни одна фирма.
Сейчас, когда население планеты растет, увеличваетсяколичество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнеестановится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактикапродвижения.Автор надеется, что в данной работе осветил достаточное количествовопросов, позволяющих познать основы маркетинга и прийти к выводу, что маркетинг,повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой
частью политики предприятия.Список литературы1. АфанасьевМ. Маркетинг стратегия и практика фирмы. -М Финстатинформ, 19952. БолтГ. Практическое руководство по управлению сбытом. -М Экономика, 19913. ГолубковЕ.П. и др. Маркетинг выбор лучшего решения. -М Экономика, 19934. ГорфинкельВ. Я. т др. Экономика предприятий.
М. Банки и биржи, 19965. ЗавьяловП.С Демидов В.Е. Формула успеха маркетинг М. Международные отношения,1991.6. КозловВ.А. Реклама в системе маркетинга. -М 19907. КотлерФ. Основы маркетинга. -М Прогресс, 19908. РодинВ.Г. Основы маркетинга. -М 19929. СоловьевБ.А. Основы теории и практики маркетинга. -
М МИНХ им. Г.В. Плеханова, 199110. Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг М Финансы и статистика, 199111. ШмаленГ. Основы и проблемы экономики предприятия М Финансы и Статистика, 1996.12. Пришло время директ-маркетинга , Экономика и жизнь , 1996, 23.13. Бейкер-Санд С. В
России любят покупатькосметику , Капитал , 1997, 18 февраля.14. Беленький Я В торговле мелочей небывает , Коммерсант DAILY , 1995, 12915. Вострякова Л. Новый товар приспособитьпод рынок или рынок воспитать под товар Капитал , 1996, 20 марта.16. Локоткова Ж. Зеленый маркетинг пришел в Россию , Капитал ,1996, 14 марта.17. Манвелов Н. Имя товара не должновгонять в краску ,
Капитал , 1996, 31 января.18. Мандрова Н. Исследования дороги,но бизнес еще дороже , Коммерсант DAILY , 1995, 15919. Рыбак С. Автоприцепы от Тонара приближают товар к народу , Капитал , 1997, 11 февраля.20. Рыбак С. Довгань делает деньги насвоей марке и чужом товаре , Капитал , 1997, 26 февраля.21. Юдин П. Отечественные продукты пошлив наступление ,
Капитал , 1996, 2 октября.22. ЮдинП. Российские экспортеры научились торговать смертью , Капитал ,1996, 26 июня.23. Evans,Joel R Barry Berman. Marketing Macmillan Publishing Company, 1992. 1 Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия М Финансы и Статистика, 1996.Но по ГК РФ, п.6 ст.98 достаточно одного акционера.
2 Evans, JoelR Barry Berman. Marketing Macmillan Publishing Company, 1992. стр.561 3 Беленький Я В торговле мелочей не бывает , Коммерсант DAILY , 1995, 129 4 Рыбак С. Автоприцепы от Тонара приближаюттовар к народу , Капитал , 1997, 11 февраля. 5 Юдин П. Российские экспортеры научились торговатьсмертью ,
Капитал , 1996, 26 июня.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |