«Маркетинг территорий: сущность и содержание. Субъекты и цели маркетинга региона» СОДЕРЖАНИЕ Введение… 1. Особенности регионального маркетинга… 2. Ведущие субъекты и цели… 3. Покупатели услуг территории и региональный маркетинг… 4. Позиционирование региона… 21 Заключение… 26 Список используемых источников … 27 ВВЕДЕНИЕ Региональный маркетинг является научной дисциплиной, лежащей на стыке региональной экономики
и маркетинга. В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Принимаемые шаги в этом направлении носят несистемный характер и, как правило, комплексно не решают проблему. Прежде всего, это вызвано нехваткой теоретических наработок, на основании которых можно было
бы разработать комплексную маркетинговую стратегию региона, а так же удобного и надежного инструментария, оказывающего поддержку при разработке и реализации такой стратегии. В условиях быстроменяющейся экономической и социальной ситуации, как в регионе, так и за его пределами, все более актуальной задачей для успешной разработки и осуществления маркетинговой стратегии территории становится принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение привлекательности
территории, укрепление и развитие положительной инвестиционной динамики. Для этого необходима разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы региона. И большую роль здесь играет маркетинг привлекательности как стратегическое направление маркетинга территории, направленное на повышение притягательности данной территории для человека путем развития особых черт, гарантирующих конкурентные преимущества данной территории.
Региональный маркетинг представляет собой передовую идею, философию, разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы территории через ориентацию на потребности клиентов и целевые группы потребителей за счет лучшего использования имеющихся конкурентных преимуществ. На основе долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы разрабатывается маркетинговая стратегия развития. Целью данной работы является рассмотреть более подробно субъекты,
сущность, цели и задачи регионального маркетинга. 1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА Маркетинг (от англ. market – рынок) – это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами.[1, с.21] Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении
потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путем специфических целей организации (фирмы). В настоящее время страны и их отдельные регионы соответственно интегрируются в мировое хозяйство. Регионы, интегрируясь в мировую экономику, вынуждены все более конкурировать между собой (рис.1). конкуренция регионов борьба за инвестиции и квалифицированную рабочую силу покрытие
потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни Рис.1 Территории региона постепенно превосходит в полноценного участника рынка, а также становятся объектом региональной экономики, политики государства.[4] Часто встречается проблема: как обеспечить привлекательность региональных товаров внутри территории и в то же время сделать более выгодным их экспорт за пределы региона. Здесь и появляется понятие регионального маркетинга.
Маркетинг региона” - новый термин, близкий к понятию “маркетинг продукции”, но отличающийся от него направленностью на решение проблем региона и его территориальных образований. Региональный маркетинг включает в себя разработку и реализацию долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения сложных социально-экономических проблем. [2] Отличительными чертами маркетинга регионов являются: •
ориентация на потребителя; • охват региона в целом, включая входящие в его состав города и районы; • учет интересов всех социальных групп; • профессионализм в разработке и реализации концепции маркетинга; • интенсивная информация об интересах социальных групп, координация и совместная деятельность общественного и частного секторов; • изменение структуры органов регионального управления путем создания специальных служб по разработке и реализации маркетинговых программ и по работе с населением; • ориентация на реализацию
концепций маркетинга в жизнь, для чего осуществляется планирование, регулирование и контроль за проведением всех маркетинговых мероприятий.[3, с.162] Все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. Затем уже следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и внешнюю среду региона (рис.2).
В рамках особенностей российской экономики переходного периода можно выделить следующие основные задачи регионального маркетинга: • привлечение дополнительных инвестиций для развития производства и социальной сферы; • сохранение имеющихся кадров высококвалифицированных ученых, инженеров, рабочих, творческой интеллигенции; • создание благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров и развития малого предпринимательства; Рис.2 • развитие сфер бизнеса, обеспечивающих пополнение регионального бюджета
за счет привлечения средств из других территорий и из-за рубежа (туризм, отдых и т.п.); • решение проблем социальной защиты населения региона и обеспечение социальных гарантий малоимущим.[4, с.122] 2. ВЕДУЩИЕ СУБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ К числу основных субъектов маркетинга территорий относятся производители территориального продукта (товаров, услуг, условий проживания и хозяйствования), его потребители (покупатели, пользователи) и посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы
экономики (транспорт, торговля и сфера выставочно-ярмарочной деятельности, индустрия гостеприимства, туризма и отдыха), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, общественные организации. Активными участниками маркетинга региона могут и должны выступать территориальные органы регистрации физических и юридических лиц, налоговые органы, органы статистики.[7] Субъектами, активно осуществляющими продвижение, выступают территориальные органы власти и управления,
местные экономические агентства развития, туристические операторы и агентства, торговые дома, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже присутствующих. Субъектами, пользующимися особым вниманием в маркетинге территорий, являются целевые группы «потребителей территорий», которые могут быть классифицированы по ряду признаков, критериев.
Наиболее крупные из них составляют пары «резиденты – нерезиденты» (критерий территориальной принадлежности, постоянного проживания, расположения) и «физические лица – юридические лица» (критерий юридического статуса). Вместе с тем надо иметь в виду: потребители в маркетинге территорий могут, при определенных условиях становиться субъектами, заинтересованными в дальнейшем продвижении или, наоборот, непродвижении территорий.[8] Основой регионального маркетинга является планомерное и системное изучение состояния
и тенденций развития территорий с целью принятия рациональных решений. Отдельные цели и стратегии должны быть объединены всеобщей “философией менеджмента”, опирающейся на изучение различных точек зрения. При этом при изучении общей исходной ситуации и разработке концепции маркетинга необходимо учесть то, что к участию в работе привлекаются множество учреждений и лиц с различным мышлением, способностями и поведением. Цели этих учреждений и лиц не стабильны и могут меняться с течением
времени. Следовательно, все точки зрения должны рассматриваться с учетом их взаимозависимости и постоянно изменяющихся условий. Решение отдельных задач необходимо ранжировать по степени их приоритетности, имея в виду, что очень часто решение одной проблемы влечет за собой возникновение новой проблемы. Таким образом, для разработки скорректированной концепции социально-экономического развития региона и его отдельных территориальных образований (муниципалитетов) на основе маркетинга региона необходимо
осуществить следующие шаги: • провести анализ мероприятий, предлагаемых различными учреждениями, объединениями и лицами, изучить зарубежный опыт решения социально-экономических проблем на уровне территории и его территориальных образований (ревизия маркетинга); • выявить потребности и возможности в развитии социально-экономических процессов (разработка маркетинга); • определить срочность и очередность проведения мероприятий в соответствии с имеющимися ресурсами (разработка проекта маркетинга); • с учетом имеющихся приоритетов
сформулировать долгосрочную и текущую концепцию маркетинга.[1] Специалисты выделяют главные (табл.№1) и второстепенные цели. Также выделяют и цели второго ранга – улучшение управления, повышение культурной привлекательности и улучшение инфраструктуры региона. [3, с.163]. Таблица№1 Важнейшим аспектом разрабатываемой философии маркетинга и реализующей ее концепции является осознанная
ориентация деятельности всех административных органов на внешнюю среду. Важнейшим условием для осуществления регионального маркетинга при решении задач административного менеджмента является развитие эффективного сотрудничества различных субъектов на стыке сфер деятельности различных ведомств и рыночных структур. Если такое сотрудничество будет удачным, то региональный маркетинг действительно будет иметь интегрирующие функции. В связи с этим в региональном маркетинге, как и в предпринимательском,
можно выделить основные характеристики: • региональный маркетинг предполагает осуществление административного и политического руководств по принципу “партнерства по рынку”; • региональный маркетинг как концепция организации должна соответствовать развитию рынка; • региональный маркетинг должен выступать в качестве концепции действий.[8] На основе опыта маркетинговых исследований, в середине 80-х годов за рубежом сложилась система планирования маркетинга, которая в настоящее время доведена до технологической зрелости
и стала применяться на практике для региональных и муниципальных нужд. Эта система предполагает возможность участия в процессе планирования всех заинтересованных учреждений, организаций и групп населения. При разработке концепции и организации процесса планирования регионального маркетинга необходимо обеспечивать: • формирование рабочих групп, образованных на различных началах; • управление работой этих групп в форме управления проектом; • контролирующее сопровождение каждого
проекта.[2] Для руководящего и контролирующего сопровождения отдельных проектов в практике специально создают комитеты из представителей различных организаций и учреждений, включая общественные образования и отдельных лиц, имеющих отношения к предмету планирования. Деятельность рабочих групп нацеливается на решение отдельных проблем. В своей деятельности они должны придерживаться общей концепции социально-экономического развития города
и его отдельного территориального образования. К работе в группах целесообразно привлечь экспертов, обладающих знаниями и опытом по рассматриваемой проблеме. Для создания обширной и объективной базы планирования развития социально-экономических процессов на основе использования концепции регионального маркетинга можно использовать стандартный процесс, состоящий из следующих стадий: • анализ планов и программ; • анализ документов (статистических данных, характеризующих
состояние развития социально-экономических процессов, нормативно-законодательный базы и др.); • анализ публикаций в средствах массовой информации; • интервью с экспертами.[4, с.134] Таким образом, исходя из принципов маркетинга территорий, его ведущей целью является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов - потребителей территории посредством формирования и поддержания притягательности, престижа территории (места) в целом, условий жизнедеятельности и деловой
активности на территории, а также и привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов. Достижение этих целей подразумевает решение следующих задач: • формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности; • улучшение степени идентификации граждан со своей территорией проживания; • создание уровня известности
выше регионального; • расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ; • привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов; • повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов; • стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах; • повышение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий
промышленности и сферы услуг; • привлечение в регион новых предприятий. В соответствии с решаемыми задачами можно выделить 5 основных функций территориального маркетинга: • аналитическая - анализ рыночных возможностей территории, изучение ее маркетинговой среды и оценка конкурентоспособности, замер и анализ спроса на располагаемые ею ресурсы, сегментирование рынка ее потребителей и выбор целевых сегментов, наконец позиционирование территории на рынке «мест»; • организационная -
стратегическое планирование развития территории, формирование плана маркетинговых мероприятий территории в соответствии с имеющимися результатами маркетинговых исследований, контроль результатов; • управленческая — реализация плана маркетинга с точки зрения территориального продукта (то есть ассортимента, количества и качества ресурсов территории, восстребуемых ее потребителями), цены территориального продукта (затрат, которые несут потребители территории), распределения территориального продукта (географического положения
территории, развития транспортного сообщения, современных информационных технологий) и продвижения территории (это прежде всего рекламная и PR-кампании); • информационная - формирование системы маркетинговых коммуникаций между различными субъектами маркетинга территорий; • общественная - развитие территории, повышение значимости ее роли в регионе, стране, мире, улучшение качества жизни живущих на ней людей. 3. ПОКУПАТЕЛИ УСЛУГ ТЕРРИТОРИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия); б) представляют для него интерес (разовые посетители); в) не представляют интереса (криминальные элементы).[3] Рис.3 В целом выделяются четыре крупных целевых рынка покупателей: • приезжие. • жители и работающие по найму. • отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы. • внешние рынки. [3, с.164]
К покупателям услуг территории относятся местные жители и работающие по найму, приезжие, отрасли экономики и инвесторы и инорегиональные рынки. Рынок приезжих. Маркетинг привлекательности позволяет повысить привлекательность данного региона для человека в силу лучшего набора гуманитарных преимуществ. При этом акцент может делаться на экономические и экологические преимущества, природные достопримечательности, высокое качество специального образования и медицинской
помощи, историко-архитектурные памятники, развитую сеть объектов туризма, отдыха и развлечений. В качестве механизма развития и популяризации особых свойств территории, гарантирующих ее конкурентные преимущества, рассматривается ориентация на человека, учет стилей жизни и потребностей отдельных целевых групп и аудиторий.[2] Деловые посетители - бизнесмены, командировочные, коммивояжеры. Частные посетители - туристы, путешественники, друзья или родственники (рис.4).
Рис.4 Каждый посетитель тратит деньги на питание, ночлег, покупку других товаров и услуг. Эти расходы влияют с эффектом мультипликатора на доходы населения, занятость и налоговые поступления в бюджет. Чем больше число посетителей (длительнее их пребывание), меньше удельные расходы на них, тем больше чистые доходы населенных пунктов. Поэтому населенный пункт направляет свои усилия на привлечение тех посетителей, чьи ежедневные расходы наиболее высоки, а пребывание - наиболее продолжительно.
Жители и работающие по найму. Факторы увеличения трудовых ресурсов региона изображены на рисунке 5. Резиденты – физические лица – основной кадровый потенциал любой территории. Одновременно они – основной объект внимания и воздействия в политическом маркетинге, поскольку представляют собой электорат.[6] По срокам проживания на территории могут быть выделены люди, родившиеся и постоянно живущие на ней, родившиеся на других территориях, но длительное время живущие здесь, и так называемые
«новые резиденты». Нерезиденты – физические лица могут быть классифицированы по срокам пребывания в пределах данной территории, его целям, роду занятий и т.п. Другая значимая категория, имеющая относительно постоянный состав – лица, в течение длительного срока обучающиеся в пределах данной территории или приехавшие с целью временной работы, занятости (специалисты различных профилей, рабочие разных уровней квалификации).
Маркетинг привлекательности для квалифицированного персонала и специалистов состоит в повышении привлекательности региона для рабочей силы определенного профиля, специализации и квалификации, а также для отдельных категорий граждан по признакам профессиональной, этнической, религиозной и иной принадлежности с предоставлением возможности постоянного проживания. Рис.5 Эта разновидность регионального маркетинга реализуется через развитие и популяризацию высокого уровня занятости в сфере науки и образования, качества образования
детей и высококвалифицированной медицинской помощи, обеспечение личной безопасности граждан, охраны имущества, относительной дешевизны и комфортности проживания, возможности реализации нестандартных потребностей.[7] Одна из задач этой разновидности маркетинга состоит в создании атмосферы доброжелательности, поддержки и помощи граждан по отношению к прибывшим людям и членам их семей. Негативное отношение к новым жителям, демонстрации недружелюбия и неприязни к приезжим может свести
к нулю все ожидаемые экономические преимущества региона. Отрасли экономики и инвесторы. В числе юридических лиц – потребителей в маркетинге территорий могут быть названы предприятия, учреждения и организации, центральные офисы и представительства корпораций, холдингов, ассоциаций и т.п особенно – ориентированные на внешнеэкономическую деятельность.[8] Такие потребители могут быть сгруппированы по отраслям: добывающая промышленность (например, на основе
концессий), перерабатывающие отрасли, предприятия связи, финансовые учреждения, гостиничные сети, представители инфраструктуры бизнеса и рынка; в ряде случаев целесообразной может быть группировка по кластерам отраслей. Маркетинг привлекательности для бизнеса является по сути маркетингом инфраструктуры, которая формирует экономический каркас региона и способствует развитию конкурентных преимуществ регионального бизнес. Привлекательность обозначает ориентацию на бизнес процессы предпринимателей, высокую степень цивилизованности
рыночных отношений. Привлекательность региона для бизнеса по сути означает развитие и популяризацию потенциала инфраструктуры (энерго- и водоснабжение, транспортная сеть, различные виды связи, банки, страховые компании, отели и т.д.), правового, научно-технического и кадрового обеспечения. Инфраструктура сама по себе представляет бизнес в сфере торговли, финансов, науки, производства, строительства, сельского хозяйства, сервиса, информации и т.д. Наличие развитой, соответствующей мировым требованиям
инфраструктуры – основа регионального экономического роста. Отечественные межрегиональные и международные рынки. Международный маркетинг — это ответная реакция коммерческого мира на такие процессы, как рост и расширение партнерских взаимоотношений на международном рынке, возрастание производственных возможностей, быстрое обновление товарного ассортимента, частые изменения характера и структуры рыночного спроса, его конъюнктурные
колебания, обострение конкуренции, увеличение объема и улучшение качества информационного обеспечения.[2, с.235] Международный маркетинг предусматривает планомерную, постоянную, активную работу на международном рынке на разных этапах продвижения товарной продукции (услуг) к потребителю. Отличительной чертой международного маркетинга является полная и четкая ориентация на зарубежного потребителя, стремление удовлетворить его нужды и потребности.
Признание в качестве ведущего направления маркетинга достижение высокого уровня потребления, обеспечение покупателю широкого выбора означает переход к социально-этическому маркетингу в интересах всего мирового содружества. Международная маркетинговая деятельность должна обеспечивать: • обоснование необходимости производства той или иной продукции (товара, услуги) путем выявления существующего или потенциального зарубежного спроса; • создание товара (услуги), наиболее полно удовлетворяющего требования международного
рынка по сравнению с товарами, произведенными конкурентами; • организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию моделей, образцов продукции, отвечающих запросам зарубежных потребителей; • надежную, достоверную и своевременную информацию о международном рынке, структуре и динамике конкретного потребительского спроса, вкусах, предпочтениях зарубежных потребителей; • координацию и планирование производственной, сбытовой, финансовой деятельности с учетом интересов международного
рынка; • совершенствование методов и приемов реализации товарной продукции; • рациональное товародвижение на международном рынке; • международный контроль сферы реализации товаров и услуг; • регулирование и управление деятельности субъекта рынка с целью достижения поставленных целей в среде производства и сбыта. Государственный маркетинг - это способ управления рынком, воздействие на объективно складывающиеся соотношения спроса и предложения с целью создания определенной конъюнктуры в интересах национальной
экономики.[5] Со стороны государства необходим анализ экспортного потенциала, аудит товарной, ценовой, распределительной и коммуникативной политики экспортно-ориентированных предприятий. Целевыми направлениями этой деятельности выступают: притягательность, престиж территории (места) в целом; привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства
таких ресурсов. Маркетинг региона осуществляется как внутри, так и за ее пределами, и ориентирован как на субъектов, внешних по отношению к поддержанию ее имиджа, ее конкурентоспособности и притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях. Он создает зонтичный бренд «Made in Russia» для всех отечественных товаров, услуг и сам питается от их брендов. В рамках более общего понятия «территориальный маркетинг» могут быть обозначены
как маркетинг территорий, так и маркетинг на территории. Маркетинг на территории осуществляется в ее пределах, ориентирован на внутренних субъектов и направлен на становление и развитие на территории цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении территориальных ресурсов, продукции и услуг. Он может осуществляться под руководством, при участии и по заказу территориальных органов управления
– субъектов Федерации и муниципальных образований. Первостепенными задачами такого маркетинга являются: формирование и развитие некоммерческого маркетинга продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов; содействие развитию территориального рынка коммерческих товаров и его субъектов, маркетингового подхода в их управленческой деятельности; развитие и осуществление маркетинга услуг территориальных органов власти; повышение эффективности рыночного
взаимодействия региональных хозяйствующих субъектов с субъектами из других регионов. Успешный маркетинг на территории – важный аргумент для маркетинга территории в целом. 4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА Одна из исходных и определяющих функций маркетинга регионов — это их позиционирование среди других регионов, а также на международных рынках. Оно помогает регионам и центру увидеть, на каких направлениях деятельности и рынка сбыта данному региону
целесообразно играть роль лидера отечественной экономики, на каких действовать в режиме партнерства, а с каких уйти. Позиционирование регионов тесно связано с понятием идентификации и уровнем конкурентоспособности. Цель регионального позиционирования – выделить ключевые характеристики региона, выявить, а и в некоторых случаях, и создать, четкие ориентиры, указывающие на территориальную особенность региона.[6] Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают регион от других территорий,
определиться с его перспективными брендами. Определение конкурентоспособности региона включает два основополагающих момента: необходимость достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. Под конкурентоспособностью региона понимается его роль и место в глобальном экономическом пространстве, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.).
Одним из инструментов позиционирования региона является создание соответствующего имиджа. Маркетинг имиджа — целенаправленная деятельность по созданию, поддержанию и позитивному изменению имиджа региона.[5] Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной
о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Различают несколько видов образа региона: • по воспринимающему образ субъекту он делится на внутренний и внешний; • по числу носителей образа региона выделяют индивидуальный и групповой образ; • по способу восприятия образ региона делится на осязаемый и неосязаемый. Свойства образа региона: • изменчивость, образ региона не статичен и изменяется во времени; • историчность
(вплетенность в конкретный исторический контекст); • относительная устойчивость, устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов; • комплексность, все составляющие части образа региона взаимосвязаны; • плюрализм точек зрения; • зависимость от объективных характеристик регионального развития; • образ региона описывается через субъективное отношение к своему региону различных групп населения, и представляет собой, прежде всего представление
о регионе; • классифицировать региональные характеристики можно по-разному, но суть от этого не изменится: на образ региона влияют они все.[4] Изменение этих характеристик, а также представления о них происходит как стихийно, так и целенаправленно в процессе имиджевой политики региона. Словесные характеристики, описывающие как современное состояние имиджа, так и тенденции его изменения, можно проследить из высказывания различного рода общественных деятелей, рекламы туристических агентств,
публикаций СМИ. Имидж региона, как и другой территории, может быть не только охарактеризован словесно, но и измерен. Для этого используются, как правило, социологические методы исследования. После того как осуществлен выбор целевых групп потенциальных потребителей территорий, среди их представителей проводятся замеры степени знаковости, популярности места, выявляются наиболее значимые критерии сопоставления мест, а затем проводится собственно сравнительная оценка конкурирующих территорий.
Маркетинг достопримечательностей, развлечений дополняет маркетинг имиджа. Территория использует при этом или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря, горы), или историческое наследие (музеи, храмы, памятники архитектуры), или известные личности (писателей, художников, композиторов и др.), или объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки).[7] Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим и в долгосрочном плане наиболее стабилизирующим
элементом маркетинга региона, поскольку сама инфраструктура — его несущий каркас и фундамент одновременно.[8] Брендинг региона – совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона, и является высшим проявлением эмоциальных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных
преимуществ региона, активом региональной экономики. Конкурентоспособность региона определяется степенью его «брендированности», бренд региона является активнейшей категорией рыночной экономики в целом. Бренд ориентирован преимущественно на внешних по отношению к нему субъектов, и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей,
а также ресурсов и заказов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. Цель брендинга региона – обеспечение присутствия бренда региона в информационном пространстве, обеспечение узнаваемости бренда, сделать регион силой влияния, обеспечить приток финансовых ресурсов на территорию, трансляцию региональных решений инициатив вовне. Сущность бренда региона заключается в том, что он должен обеспечивать идентификацию субъекта федерации внутри страны и за ее пределами, причем идентифицировать
в выгодном для субъекта свете. Также, в позиционировании региона очень не малую роль играет ребрендинг. Как мы уже выяснили, формирование региональных брендов - главная цель идентификации и позиционирования региона. Ребрендинг – выбор нового бренда региона, его смена.[7] Феномен ребрендинга состоит из целого ряда аспектов, затрагивающие фундаментальные основы модели функционирования современных коммуникаций. Причины территориального ребрендинга различны.
Улучшение визуальных брендов, модернизация, верификация, смена коммуникативных стратегий и задач в территориальном ребрендинге могут быть реализованы намного свободнее и гибче в отличие от геральдических систем. Территориальный ребрендинг происходит сегодня менее болезненно и без потери аутентичности, а айдентика территориального бренда легче адаптируется в современные коммуникации. Среди заметных ребрендингов логотипов стран за последнее время можно выделить ребрендинг
Хорватии, Словении, Италии и Франции.[5, с.121] Таким образом, ребрендинг означает не только включение в гонку за новым товаром и услугой, но, в первую очередь, за восприятием и эмоциями потребителя, которые становится настоящей валютой бренда. Репутация региона – динамическая характеристика жизнедеятельности региона, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени.[6] Это ценностные убеждения, мнение у человека (группы лиц) на основе полученной достоверной информации
о регионе, личного опыта взаимодействия в социуме региона. Репутация региона олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложения, отдыха, учебы и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев данную тему можно сделать вывод, что под маркетингом территории понимается маркетинг,
рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляемый как внутри, так и за ее пределами, и нацеленный на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах ее внутренних, а также внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована. Территория из простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т.
е. равноправным участником рынка. Населенный пункт продается как товар, имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге регионов как составной части региональной (экономической) политики. В более широком плане можно вести речь о маркетинге территорий, ориентированном на повышение притягательности муниципального образования, региона и страны в целом для определенных категорий переселенцев, туристов, бизнесменов, для приложения финансовых и других ресурсов.
Важнейший аспект современного маркетинга территорий – умение правильно определить, каким образом территория может выступить как товар, что представляет собой качество этого товара и какова будет цена его потребления, особенно для отдельных групп потребителей территорий. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Маркетинг и глобализация экономики: учеб. пособие/ под ред. Г.Л. Багиева, Х.В. Зайталя Спб: СПбГУЭФ, 2001. – 342 с.
2. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс курс 2-е изд./ Ф. Котлер Спб.: Питер, 2006. – 466 с. 3. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие/ А.П. Панкрухин; изд. 2-е перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2006. – 416 с. 4. Амблер, Т. Практический маркетинг: экспресс курс/ Т.
Амблер – Спб.: Питер, 2002. – 158 с. 5. Макашев, М.О. Бренд: учеб. пособие/ М.О. Макашев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 207 с. 6. Фролов, Д.Л. Соль земли, или кому нужен региональный бренд [Текст]/ Д. Л. Фролов // Индустрия рекламы. – 2007 № 4. – с. 9-15. 7. www.marketologi.ru 8. en.wikipedia.org/wiki/Marketing
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |