Реферат по предмету "Маркетинг"


Исследование потребительского спроса

1. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. Классификация спроса. Проблемы сбалансированности и удовлетворенности спроса на потребительские товары в современных условиях Важнейшей категорией рынка и одним из основных показателей рыночной конъюнктуры является покупательский спрос. Соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления, как фактически удовлетворенной


потребности, – с другой, проявляется через объем спроса. Спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке. Спрос как предмет коммерческой деятельности – это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени. Главные составляющие спроса – наличие определенных потребностей в товарах (услугах)


и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, – приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение. Для раскрытия сущности спроса как экономической категории следует различать совокупный и индивидуальный спрос Каждый из этих видов имеет свои основные детерминанты (основные факторы, воздействующие на величину спроса). На покупательский спрос влияет большое количество факторов, его формирующих.


Всю совокупность этих факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие. К экономическим факторам относят, прежде всего, денежные доходы населения и их распределение между отдельными группами (слоями) населения; уровень цен (и их соотношение) на отдельные виды товаров; объем и структуру отечественного производства; объем импорта; объем и состав нетоварного поступления товаров


(за счет личного подсобного хозяйства и натуральной оплаты труда); структуру денежных доходов (покупательные фонды и нетоварные расходы); возможность получения кредита; соотношение товарного и нетоварного потребления; уровень обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, платными и бесплатными услугами; состояние коммуникационных и транспортных связей; размеры и состояние торговой сети и т.д. В группу, объединяющую социально-демографические факторы, входят социальная и профессиональная


структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения и т.д. В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, послепродажное обслуживание


на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т.д. Психологические факторы – это физиологические особенности человеческого организма, реакция на окружающую действительность, религию, рекламу, моду, отношение к престижу, потребительские мотивы. Природно-климатические факторы обусловлены воздействием географического положения, продолжительности времени года (сезонность), климата, температуры воздуха, количества атмосферных осадков, влажности,


особенности рельефа местности. Группа прочих факторов, влияющих на спрос, включает в себя такие важные факторы, как правовые, культурно-исторические, политические и т.п. Спрос формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов одновременно В практике коммерческой деятельности особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия


которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы. По характеру влияния факторы подразделяют на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, частные – оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам. Спрос рассматривают по времени его предъявления: ретроспективный, текущий, перспективный.


Ретроспективный – спрос прошлых периодов, данные о характере и изменениях которого следует учитывать в процессе текущей деятельности. Текущий – спрос, обусловленный состоянием рынка, торговой конъюнктурой и факторами, определяющими ее. Знание этого спроса необходимо для оперативного управления коммерческой деятельностью. Перспективный – спрос, который предполагается в ближайшем будущем, исходя из состояния и тенденций развития экономики рынка, и на который следует ориентироваться в коммерческой работе.


По объему спрос подразделяют на макроспрос, характеризующий спрос на потребительские товары в целом, и микроспрос – на отдельные товарные группы или товары. По степени зрелости выделяют три основные вида спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся. Потенциальный – спрос на товары, которые только готовят к выпуску и они еще не поступали на рынок. Потенциальный спрос создают благодаря широкой рекламе продукции, находящейся в стадии производства.


Выбирая стратегию своего поведения при работе с этими товарами, так же как и с новыми товарами, коммерсант не упускает из виду весь жизненный цикл товара: разработку, выведение на рынок, рост, зрелость, упадок. Формирующийся – спрос на новые виды товаров, недавно появившихся на рынке и еще не прочно вошедших в сферу потребления. Сложившийся – полностью сформировавшийся спрос на товар. Для того чтобы спрос принял форму сложившегося, товар должен достаточно зарекомендовать себя, получить


признание у потребителей. Задача коммерсанта в этом случае – поддерживать постоянное количественное удовлетворение и развитие качественных характеристик предложения. По сроку реализации (характеру проявления) необходимо учитывать такие виды покупательского спроса, как отложенный спрос, накапливаемый спрос, спрос на замену, спрос про запас. Отложенный – спрос, реализация которого временно откладывается ввиду отсутствия условий для потребления.


Например, покупка товаров для зимнего спорта может быть отложена до того времени года, когда их потребление станет возможным. Здесь деньги, предназначенные для покупки этих товаров, принимают форму отложенного спроса. Накапливаемый – спрос, образующийся путем постепенного накапливания денег для покупки дорогостоящих товаров, он требует от коммерсанта изучения наличного парка таких товаров, сроков эксплуатации (обновления), влияния моды, физического и морального износа и т.п.


Спрос про запас – «излишний спрос», не вызванный рациональной потребностью в данном товаре. Он возникает при дефиците товаров, которые приобретают «впрок», на случай отсутствия их в продаже. Предвидение такого спроса позволяет коммерсанту создать условия для увеличения своих доходов. Спрос на замену – спрос на товары длительного пользования, обусловленный или техническими требованиями (физический износ), или факторами психологического характера (новые модели, новый дизайн, мода).


В зависимости от степени удовлетворения выделяют следующие виды спроса. Действительный – спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и ассортиментно-качественного соответствия их требованиям покупателей Реализованный – спрос, который фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного только в тех случаях, когда предложение товаров и услуг по своим размерам,


качеству и ассортименту не соответствует спросу населения. Неудовлетворенный – спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Явный (активный) неудовлетворенный спрос – реальный объем денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке по различным причинам и скапливаются на руках у населения и во вкладах


По степени интенсивности можно выделить такие виды, как интенсивный (растущий) спрос, стабилизировавшийся спрос, угасающий спрос. Эти виды спроса, и как виды спроса по степени зрелости (потенциальный, формирующийся, сложившийся, угасающий) тесно связаны с жизненными циклами товара, Маркетинговая (рыночная) стратегия фирмы, предприятия на потребительском рынке строится на классификации спроса по состоянию рынка и возможности его удовлетворения, согласно которому выделяют следующие виды


спроса: - негативный (отрицательный) спрос – состояние спроса, при котором часть потребителей испытывают предубеждение к товару, в связи с чем согласна избегать его потребления, или товар уже надоел покупателю; - отсутствие спроса – состояние, при котором потребители не заинтересованы в приобретении какого-либо товара или относятся безразлично к нему, то есть товар не признан покупателем и не приобретается им; - скрытый спрос представляет такое состояние, при котором имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены


имеющимися на рынке товарами и услугами вследствие их отсутствия (не производятся); - полноценный спрос – это такой спрос, при котором продавец вполне удовлетворен своим оборотом; - чрезмерный спрос – это спрос, значительно превышающий возможность его удовлетворения. По намерениям покупателей выделяют четыре основных вида покупательского спроса: жесткий, мягкий, импульсивный и ажиотажный спрос. Жесткий спрос – это твердо сформулированный спрос, при котором покупатель требует


только определенный конкретный вид товара и не согласен на какую-либо его замену. Мягкий спрос – это альтернативный (компромиссный) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналогичный товар или не имеет достаточно четкого представления о виде необходимого ему товара. Импульсивный спрос – это спонтанный спрос, проявляющийся неожиданно для самого покупателя при обнаружении товара в реализации, то есть спрос, вызванный эмоциональным фактором.


Ажиотажный спрос представляет собой панический спрос, связанный с ожиданиями потребителем повышения цен, дефицита товаров и т.п. и не отражающий реальных потребностей в данных товарах. Скрытый (пассивный) неудовлетворенный – спрос, реализующийся при покупке товаров и услуг, не являющихся полноценными заменителями отсутствующих или обладающих другими потребительскими свойствами. В современных условиях развития экономики первостепенную роль играют ценовые детерминанты спроса, а


именно цены на потребительские товары, услуги; инфляционные ожидания потребителей; ценовые предпочтения потребителей. 3. Коммерсанту необходимо формировать свою стратегию деятельности на потребительском рынке на основе закона постепенного убывания спроса, согласно которому повышение цены какого-либо товара при неизменных прочих условиях ведет к уменьшению спроса на него, и наоборот. 4. В коммерческой деятельности необходимо учитывать большое количество факторов, формирующих спрос


на потребительские товары, которые можно условно подразделить на шесть основных групп (экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие факторы). В современных условиях переходного периода первостепенное значение в формировании покупательского спроса играют экономические факторы, и прежде всего уровень цен и инфляции, среднедушевые доходы и уровень жизни, покупательные фонды населения и т.п. Вместе с тем, с развитием рыночных отношений все большее


значение приобретают психологические, технологические и социально-демографические факторы. 5. Для повышения эффективности принятия управленческих решений и формирования эффективной стратегии коммерческой деятельности на потребительском рынке необходима классификация большого разнообразия видов спроса по различным признакам, основные из которых: объект и субъект спроса, его объем, масштаб, время предъявления, степень зрелости, срок реализации и характер проявления, степень удовлетворения; степень


интенсивности; целесообразность и др. 2. Представить сравнительную характеристику основных методов государственного регулирования рынка потребительских товаров Практика стран с развитой рыночной экономикой убедительно доказывает не только возможность, но и необходимость взаимодействия рынка и централизованного руководства, что проявляется через государственное регулирование социальной направленности экономического развития, ослабление степени кризисных тенденций и явлений.


Процесс «вмешательства» государства в рыночные отношения обусловливается необходимостью структурных изменений в экономике на уровне макропропорций и макросбалансированно. В странах с рыночной экономикой государственное регулирование товарного обращения и рынка осуществляется в разнообразных формах: непосредственное государственное управление; правовое; финансово – экономическое; социальное; регулирование внешнеэкономической деятельности.


Все формы и методы государственного регулирования рынка и сферы товарного обращения можно разделить на два вида: прямые (субсидии, дотации, непосредственное государственное управление, государственные программы, бюджетное финансирование и т.п.); косвенные (регулирование внешнеэкономической деятельности, финансовая и инвестиционная политика, налоговое регулирование и т.п.). конкретные формы государственного регулирования. Непосредственное государственное управление


Непосредственное государственное управление осуществляется в отношении ряда предприятий, организаций: во-первых, имеющих жизненно важное значение для экономики и общества во-вторых, представляющих общественную опасность (атомная энергетика, военные и оборонные объекты и т.п.); в-третьих, нуждающихся в существенной государственной поддержке (заповедники, музеи, природные парки, водные ресурсы и т.п.). Обычно подобные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, что позволяет


осуществлять непосредственное регулирование их деятельности через управление функционированием данных предприятий. Правовое регулирование представляет совокупность законодательных и нормативных документов и актов, которые устанавливают основные правила развития и функционирования рынка и его структур. Цель правового регулирования – упорядочить развитие рыночных отношений, придать им наиболее цивилизованные формы, обеспечить защиту интересов как отдельных потребителей, так и всего общества в целом.


Центральное звено в правовом регулировании рынка – антимонопольное законодательство, включающее совокупность законодательных актов и норм, направленных на ограничение деятельности монополий во всех сферах экономики. Большое значение в системе государственного регулирования рынка и товарного обращения имеет финансово-экономическое регулирование, включающее в себя ряд форм и методов: налоговое и ценовое регулирование, инвестиционную и бюджетную политику, денежно-кредитное регулирование и планирование.


Одним из основных элементов финансово-экономического регулирования является налоговая политика государства. Новый налоговый кодекс предполагает существенные изменения в налоговом законодательстве и налоговой политике. Предусматривается значительное сокращение числа налогов со 100 до 30, поэтапная отмена налогов, дающих незначительные поступления, и налогов, имеющих целевое направление использования (транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, целевого сбора на содержание муниципальной милиции


и т.п.), а также налогов, взимание которых связано с большими материальными издержками, а контроль за уплатой затруднен (налог на приобретение транспортных средств и т.п.). Кроме того, налоговым кодексом предусмотрено объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков. Следует отметить, что новая налоговая политика направлена на развитие производственного сектора, так как предусматривает перенос большей части налогового бремени на сектор розничной торговли


и имущественных налогов. Важной формой государственного регулирования является ценовое регулирование. Опыт развития большинства стран мира показал объективную необходимость отказа от прямого государственного регулирования цен и тарифов и других жестких форм их регламентации. В современных условиях в России применяют различные способы и методы государственного регулирования цен и тарифов: установление фиксированных цен и тарифов; установление минимальных цен на продукцию,


товары, услуги; декларирование повышения цен на продукцию производственно – технического назначения и на потребительские цены и услуги; установление предельного уровня торговых надбавок; установление предельных уровней рентабельности при оформлении цен и тарифов на продукцию, товары, услуги. Социальное регулирование предполагает обеспечение определенного уровня социальной справедливости и создание социальных гарантий, поддержки незащищенных слоев населения.


Основная форма социального регулирования – государственное социальное страхование, включающее в себя пенсионное обеспечение граждан, страхование здоровья и жизни людей, а также помощь детям, инвалидам и другим социально не защищенным категориям. К социальному регулированию относят и регулирование условий и оплаты труда, включающее в себя как административные, так и экономические меры воздействия. В России в настоящее время действует около 130 видов социальных льгот.


Регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий круг мер государственного воздействия на импорт и экспорт товаров, движение товарных потоков и капиталов, валютный обмен с целью обеспечения экономических и политических интересов страны и ее отдельных регионов. Основные формы и способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенные тарифы, нетарифные ограничения Нетарифные ограничения могут осуществляться в виде: контингентирования


(ограничения ввоза или вывоза товаров устанавливаемым количеством за определенный период времени); квотирования (определения квот ввоза или вывоза товаров определенного наименования); лицензирования (запрещения свободного ввоза или вывоза определенных товаров без наличия лицензии); таможенных и консульских формальностей; определенных стандартов и норм качества, упаковки, маркировки товаров. Рассмотренные методы и способы государственного регулирования товарного обращения обычно действуют


в тесной взаимосвязи друг с другом, обеспечивая более стабильное развитие рыночной экономики. 3. Рассчитать объем спроса на душу населения по молоку на будущий год, если известно, что: в отчетном году объем реализации на душу населения составил 4198,3 руб.; коэффициент эластичности спроса на молоко на душу населения равен 0,3; денежные доходы по краю возрастут в планируемом году на 3%. Решение: 1. Темп роста спроса на молоко равен: (%) 2.


Определяем прогнозируемую величину спроса на молоко: (руб.) Ответ: Прогнозируемый спрос на сахар на душу населения составит 4236,08 рублей. Библиографический список 1. Александров Ю.Л Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения: В 2 ч. // Красноярский государственный торгово-экономический институт. Красноярск, 1999, 277 с. 2. Суслова Ю.Ю. Анализ рынка потребительских товаров:


Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания». – Красноярск: РИО КГПУ, 2001 108 с. 3. Суслова Ю.Ю. Экономика товарного обращения: уч. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко: КГТЭИ. – Красноярск, 2004. – 144 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.