Реферат по предмету "Маркетинг"


Бизнес-план торгового предприятия и орагнизация его разработки

СОДЕРЖАНИЕ Введение… … 2 ГЛАВА1. ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ … 1. Задачи и особенности составления бизнес-плана… … …2. Финансосый план как часть бизнес-плана…3. Этапы разработки финансовой стратегии предприятия… 4. Маркетинговая стратегия… 25 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУБИН-


ПЛЮС»… 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности… ……… …2. Анализ розничного товарооборота ООО «Рубин-плюс»…3.Факторный анализ общего розничного товарооборота…4. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличение его объема….…58 ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУБИН-ПЛЮС» НА 2003 г. …….….….61 3.1 . Характеристика магазина………….… 2. Описание товаров и услуг… 61 3.3.


Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции… 4. Стратегия маркетинга….….5. Плановый объем продаж ….….6. Организационный план … 7. Финансовый план ….…75 Заключение… ….……79 Список использованной литературы… 81 Приложение… ………….……84 Введение. Разработка бизнес-плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач,


продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков. На вопрос, согласны ли предприниматели с тем, что написание бизнес-плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия, были получены ответы, в которых отражено отсутствие единства мнения по поводу роли бизнес-плана в решении проблемы доходности


предприятия. Тем неменее 44% предпринимателей признают роль бизнес-плана для торгового предприятия. 22% руководителей имеют несформированную до конца позицию о возможностях бизнес-плана. Обращает внимание на себя факт, что 21% предпринимателей вообще затруднились оценить роль и значение бизнес-плана в доходности предприятия. Это свидетельствует о том, что в данной группе не сложилось представление о значимости и возможностях бизнес планирования. Диаграмма 1. 71,6% опрошенных предпринимателей ответили,


что у них нет письменно оформленного бизнес-плана. 28,4 % имеют бизнес-план. Приведенные данные о наличии бизнес-плана мало отличаются для продовольственных и непродовольственных магазинов. Зафиксировано различие мнений о бизнес-плане как инструменте повышения доходности предприятия в группах предпринимателей имеющих и не имеющих бизнес-план. Те руководители, у которых есть в наличии бизнес план в большинстве (75%) считают, что бизнес-план


является инструментом повышения доходности бизнеса. Диаграмма 2 Выявлено, что в подавляющем большинстве (72,7%) предприниматели, которые имеют в фирме бизнес-план, разрабатывали его и раньше. Более того, выявлена связь между оценкой руководителя состояния собственного предприятия и наличия в его фирме бизнес-плана. Состояние предприятия оценивалось по критериям: “на подъеме”, “нормальное, стабильное, без изменений”,


“на спаде”, “в стадии становления”, “трудно оценить”. Диаграмма 3. Самый высокий процент наличия бизнес-планов у руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме (66,6%), самый низкий (23%) у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет определить стратегию и тактику вхождения фирмы в бизнес.


Таким образом, значимость бизнес-плана как эффективного инструмента бизнеса для предпринимателей, которые имеют бизнес-план, подтвердилась самой предпринимательской практикой. Большинство предпринимателей - 79,5%% обращались за помощью к сторонним специалистам при разработке бизнес-плана. Этот факт свидетельствует о том, что самостоятельно предпринимателю сложно разработать бизнес-план. Составление бизнес-плана требует совместной работы со специалистом в этой области.


Итак, приведенные данные по распространенности бизнес-планирования свидетельствуют фактически о том, что подавляющее большинство предпринимателей слабо ориентированы в своем бизнесе на использование комплексного и системного подхода, как правило, разрабатываемого в бизнес-плане. Между тем, разработка бизнес-плана является важным инструментом изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и затрат, определения показателей развития предприятия и путей увеличения его доходности.


Цель работы: «На основе анализа деятельности предприятия по планированию провести бизнес планирование на базовом предприятии. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность и значение планирования на предприятии; 2. Раскрыть методику планирования на базовом предприятии. 3. Разработать бизнес-план базового предприятия. За базовое предприятие принято ООО «Рубин-плюс» г. Тамбов. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БИЗНЕС-


ПЛАНИРОВАНИЯ. Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес это совершенно особая манера жизни, предполагаю-щая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с кото-рых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероп-риятие.


В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанали-зировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика. Бизнес-план является принципиально новым для нашей эко-номики документом.


В традиционном для отечественного плани-рования технико-экономическом обосновании оценке экономи-ческой эффективности проекта отводилось всего несколько стра-ниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централи-зованно планируемой экономики, где инвестором выступал гос-бюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В от-личие от технико-экономического обоснования бизнес-план де-тально характеризует все основные аспекты


будущего предприя-тия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. В условиях перехода к рыночной экономике овладение искус-ством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: 1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимате-лей, многие из которых не имеют опыта руководства предприя-тием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.


2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами. 3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъ-ема отечественной экономики, российские предприниматели дол-жны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов


из дру-гих стран. Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь биз-нес-план, который является основным документом, определяю-щим стратегию развития фирмы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлече-ние для участия в проектах потенциальных инвесторов и парт-неров. 1.1. ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА


Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получе-ния, а также уметь точно рассчитывать эффективность использо-вания имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых


рынков, положении на них конкурен-тов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства сущест-вуют ключевые положения, применимые практически во всех об-ластях коммерческой деятельности и для разных фирм, необхо-димые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти по-тенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и такти-ки производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей


задачей для любого бизнеса. В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необ-ходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформле-ние предложений, требующих капиталовложений. Успешное фор-мирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного


планового проекта. Статистические данные о не-удачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих про-блем и используется планирование бизнеса. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-пла-на способно помочь новому бизнесу добыть


капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по кото-рым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устра-нению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять


решение об отказе от пред-приятия еще до того, как в него будут вкладываться средства. Цель разработки бизнес-плана спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи: · определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; · сформулировать долговременные и краткосрочные


цели фир-мы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; · выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, ко-торые будут предложены фирмой потребителям. Оценить произ-водственные и торговые издержки по их созданию и реализации; · выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; · определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж,


ценообразо-ванию, каналам сбыта и др.; · оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям до-стижения поставленных целей; · предусмотреть трудности, «подводные камни», которые мо-гут помешать практическому выполнению бизнес-плана. Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов.


Именно бизнес-план важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель мо-жет оказаться не готовым к тем неприятностям,


которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполне-нию. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта


или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: · конкретный проект производства определенного товара (услуг) создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); · всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; · изучение конкретных финансовых, технико-


экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-


плана может изменять-ся в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план тре-бует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные мар-кетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказыва-


ются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом сос-тавление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека,


собирающегося открыть свое дело. Вклю-чаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего за-мысла. Бизнес-план документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.


Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специ-алистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.


Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов),


позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов


Уткин Э.А Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело М.: Экмос, 1999 1.2. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоря-жении после уплаты налогов. В этих условиях целью планиро-вания финансов является определение возможных объемов


финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогно-зирования величины финансовых показателей. К таким показа-телям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, по-стоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся: 1) обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами.


Определение плановых объ-емов необходимых денежных фондов и направления их расходования; 2) установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; 3) выявление путей наиболее рационального вложения ка-питала и резервов по его эффективному использованию; 4) увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств; 5) осуществление контроля за образованием и расходовани-ем денежных средств и эффективного вложения


капитала. Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйству-ющего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или во-обще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-


торговом процессе. Например, в западной эко-номике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых по-казателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.


При планировании финансовых показате-лей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов вклю-чаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доход-ную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств.


К устойчивым источникам собственных доходов отно-сятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ре-монтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с не-обходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств.


Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть фи-нансового плана. Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более


короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бы-вает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным. Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столк-нется предприниматель при реализации своих целей в измен-чивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных


путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может со-стоять из следующих разделов: 1) организационно-экономическая характеристика хозяйству-ющего субъекта и его бизнес-плана; 2) вид продукции и услуг; 3) оценка рынка сбыта продукции и услуг; 4) конкуренция; 5) маркетинг и продажа; 6) план производственно-торговой деятельности;


7) менеджмент; 8) оценка риска и страхование; 9) финансовая стратегия и финансовый план; 10) приложения. В бизнес-плане различают два вида финансового планиро-вания: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хо-зяйствующего субъекта отводится таким источникам формиро-


вания собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся при-влекать в период оживленной конъюнктуры Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта М.: Финансы и статистика, 1998 1.3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Реализация финансовой стратегии в её конкретном ме-ханизме функционирования


финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной орга-низации финансов предприятий России: · плановости; · финансового соотношения сроков; · взаимозависимости финансовых показателей;


· гибкости (маневрирования); · минимизации финансовых издержек; · рациональности; · финансовой устойчивости. Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления фи-нансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать: · сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); · отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительст-во, сельское хозяйство,


торговля и т.д.); · виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); · организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Романовского М.В Врублевской О.В Сабанти Б.М М.: Юрайт, 2000 Схема разработки финансовой стратегии предприятия представлена на рис. 1. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ фи-нансового состояния предприятия.


Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разра-батываются по объектам и составляющим генеральной финансовой страте-гии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предпри-ятия. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полно-те выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, макси-мальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению


и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средст-вах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соот-ветствовать производственным задачам и при необходимости корректиро-ваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и


рациональное их ис-пользование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увели-чивая денежные накопления. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний. Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории


и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения фи-нансово-экономической ситуации. Анализ финансового состояния Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа (от греческого «analysis») - логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают


по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объеме, син-теза (от греческого «synthesis») - соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финан-сового состояния предприятия. По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится сторонними организа-циями, как правило, аудиторскими фирмами.


С одной стороны внешний ана-лиз менее детализирован и более формализован, с другой более объективен и проводится более квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учиты-вать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен. В настоящее время он осуществляется работниками предприятия, чаще всего не подго-товленными для этой


работы. На самом деле основными исполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовые менеджеры Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.: Финансы и статистика, 1998 Оптимизация основных и оборотных средств Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных производственных фондов - совокупности материально-вещественных цен-ностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натураль-


ной форме в течение длительного времени как в сфере материального про-изводства, так и в непроизводственной сфере. Это здания, сооружения, пе-редаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, изме-рительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный ин-вентарь и принадлежности, рабочий и продуктовый скот, многолетние наса-ждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.


К основ-ным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение зе-мель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты. Капи-тальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включают-ся в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к при-нятым в эксплуатацию площадям независимо от окончания всего комплекса работ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные


участки, объекты природопользования: вода, недра и другие природные ресурсы. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.


Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа - амортизационной стоимости - и списания на издержки производ-ства или обращения в течение нормативного срока их полезного использова-ния по нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке, за исключением земельных участков, объектов природопользования и других объектов, относящихся к основным средствам, по которым порядок начисле-ния износа устанавливается отдельными нормативными актами.


Накоплен-ный стоимостный износ (амортизированная стоимость) основных средств от-ражается в учете и отчетности отдельно. Оценка основных средств может быть по первоначальной, или инвентар-ной, восстановительной, или приведенной, остаточной, рыночной, или оце-ночной, ликвидационной стоимости. Основные средства включают активную и пассивную части, которые игра-ют различную роль в воспроизводственном процессе, и их соотношение за-висит от отрасли и вида деятельности предприятия.


Сравнение структуры основных средств в предприятиях одной отрасли позволяет судить о технической оснащенности и условиях производства. В процессе финансирования и кредитования предпринимательской дея-тельности большое значение имеет состав оборотных средств предприятий. Это: - запасы товарно-материальных ценностей; - дебиторская задолженность; - краткосрочные финансовые вложения; - денежные средства Павлова Л.Н. Финансы предприятий:


Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ», 1998 Оптимизация распределения прибыли Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накопле-ний, создаваемых предприятиями любой формы собственности.Рис. 1. Схема разработки финансовой стратегии Как эконо-мическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринима-тельской деятельности предприятия. Она является показателем, наи-более полно отражающим эффективность производства, объем


и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень се-бестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо-зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансовые мероприятия по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда


их работников, Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по-требностей предприятий, но приобретает все большее значение в формиро-вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Распределение и использование прибыли являются важным хозяйствен-ным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимате-лей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению


эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, ак-кумулируемой в доходах бюджета и распоряжении


хозяйствующих субъек-тов. Предприятие вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязатель-ных платежей и отчислений, Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределе-ния прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.:


Финансы и статистика, 1998 В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе само-стоятельно определить способ распределения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдель-ным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к фи-нансовому плану.


Во втором случае распределение прибыли отражается не-посредственно в финансовом плане Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Дробозиной Л.А. -М.: Финансы, 1999 Налоговая политика При разработке наиболее выгодного для фирмы варианта рационализа-ции налогообложения целесообразно в полной мере учитывать необходи-мость адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих до-кументов, а также учета ужесточения налогового контроля.


Оптимизация на-логообложения может быть определена как сравнение различных вариан-тов деловой активности и использование ресурсов в целях определения наиболее низкого уровня возникающих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация основывается на изучении действующих законов и инструкций и на разъяснениях налоговых законов, а также на анализе нало-говой политики, проводимой правительством. Процесс налоговой оптимизации обычно проходит ряд этапов.


Первый - определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения мес-та нахождения организации, ее руководящих органов, основных производст-венных и коммерческих подразделений и т.п. Второй этап - выбор правовой формы организации, ее структуры с уче-том специфики деятельности. Третий этап - наиболее эффективное использование возможностей на-логового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств.


Четвертый этап - выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации. Главная цель налоговой рационализации - расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности приме-нительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Здесь следует учитывать, что речь идет не о минимально возможном уровне налогообложения,


а о разработке системы сбалансированных нало-говых отчислений Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов М.: Зеркало, 1998 Политика в области ценных бумаг Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует порт-фель ценных бумаг или инвестиционный портфель Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ»,


1998 Арсенал методов формирования портфеля достаточно обширен; наи-большим авторитетом в настоящее время пользуется теория инвестиционно-го портфеля Уильяма Шарпа и Гарри Марковица. Основные принципы, изло-женные в этой теории, следующие. Во-первых, успех инвестиций в основном зависит от правильного распре-деления средств по типам активов. Проведённые западными специалистами эксперименты показали, что прибыль определяется: · на 94% выбором


типа используемых инвестиционных инструментов (ак-ции крупных компаний, краткосрочные казначейские векселя, долгосроч-ные облигации и др.); · на 4% выбором конкретных ценных бумаг заданного типа; · на 2% оценкой момента закупки ценных бумаг. Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно корре-лируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают в его портфеле бумаги той или иной компании. Во-вторых, риск инвестиций в определённый тип ценных бумаг


определя-ется вероятностью отклонения прибыли от ожидаемого значения. Прогнози-руемое значение прибыли можно определить на основе обработки статисти-ческих данных о динамике прибыли от инвестиций в эти бумаги в прошлом, а риск - как среднеквадратическое отклонение от ожидаемой прибыли. В-третьих, ожидаемая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структурой. Существуют различные про-граммы, позволяющие конструировать желаемую пропорцию активов


раз-личных типов, например, минимизирующую риск при заданном уровне ожи-даемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска и др. В-четвёртых, все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля, носят вероятностный характер. Конструирование портфеля в со-ответствии с требованиями классической теории возможно лишь при нали-чии ряда факторов: сформировавшегося рынка ценных бумаг, определённого периода его функционирования, статистики рынка и др.


Формирование инвестиционного портфеля осуществляется в несколько этапов: · формулирование целей его создания и определение их приоритетности, в частности, регулярное получение дивидендов или рост стоимости акти-вов, задание уровней риска, минимальной прибыли, отклонения от ожи-даемой прибыли и т.п.; · выбор финансовой компании (это может быть отечественная или зару-бежная фирма; при принятии решения можно использовать ряд критери-ев: репутация фирмы, её доступность, виды предлагаемый фирмой порт-фелей, их


доходность, виды используемых инвестиционных инструментов и т.п.); · выбор банка, который будет вести инвестиционный счёт. Одним из важнейших понятий в теории портфельных инвестиций является понятие эффективного портфеля, под которым понимается портфель, обеспечивающий максимальную доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности. Алгоритм оп-ределения множества эффективных портфелей был разработан


Г.Марковицем в 50-е годы как составная часть теории портфеля. Сделанные им разра-ботки были настолько фундаментальными, что, по свидетельству известных специалистов в области портфельных инвестиций Э.Элтона и М.Грубера, исследования в этой области в последующие сорок лет сводились в основ-ном к разработке методов применения базовых идей и концепций теории Марковица Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом.


Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 2000 Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер её хозяй-ственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функцио-нированием на внешних рынках. Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зави-сят от вида предпринимательства фирмы - производственного, коммерче-ского, финансового или сочетания видов предпринимательства.


Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные на-правления: · выход на внешний рынок; · экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала; · валютно-финансовые и кредитные операции; · создание и участие в деятельности совместных предприятий; · международный маркетинг; · мониторинг национальной экономической политики и экономики микро хо-зяйственных связей. Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внима-тельное рассмотрение всех альтернативных


вариантов в сфере внешнеэко-номической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обосно-вание для принятия тех или иных решений. Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической дея-тельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при её осу-ществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних фак-торов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стра-


тегии. Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказы-вающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учёта при выборе стратегии. Они следующие: 1) Национальная внешнеэкономическая политика; 2) Международные экономические отношения и тенденции в мировых эко-номических связях; 3) Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы.


Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, ана-лизировать и учитывать при принятии решений. В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они зало-жены в её организационной структуре, структуре управления, профессиона-лизме персонала, работающего на фирме. К внутренним факторам относятся: · организационная структура фирмы; · гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью; · организация международного маркетинга; · принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической


дея-тельности; · качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности; · создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы. Таким образом, внутренние факторы формируются стратегическим потен-циалом фирмы Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие/ Под ред. Градова А.П Спб.: Специальная литература, 1999 Оптимизация безналичных расчетов


Финансовая служба влияет на выбор форм расчетов исходя из задач ус-корения платежей, минимизации нежелательной задолженности, воздейст-вия на поставщиков при нарушении условий контрактов. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его пред-ложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и оплаты за него.


В результате при оптимальном выборе форма расчетов в договоре будет выполнять еще и функцию правового средства обеспечения обязательства. При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие фор-мы расчетов: расчеты по инкассо, расчеты платежными поручениями, чека-ми, требованиями-поручениями, по аккредитиву, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота


Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ», 1998 Ценовая политика Конкретные возможности ценообразования в значительной степени пре-допределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энер-гичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и фи-нансовые итоги рыночной деятельности. Цена - представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет


продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обме-нивается на определенное количество другого товара, это последнее стано-вится товарной ценой данного товара. Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практиче-ски все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их


стоимо-сти, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоп-лений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Ха-рактерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразова-ние, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование


цен государственными организациями. При этом в рамках затратного ценооб-разования в основу формирования цены закладываются издержки производ-ства и обращения. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, а также среди неимущих групп населения применительно к товарам первой необходимости. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться


ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентуры различного покупательского уровня. Ценовая политика в маркетинге заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и покупателей произво-димых благ. На процесс ценообразования влияет множество факторов. Маркетинговые цели и издержки фирмы являются лишь приблизительными ориентирами для определения цен


на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уро-вень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и роз-ничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Процесс формирования рыночных цен на товары включает ряд этапов: · постановку задач ценообразования; · определение спроса; · оценку издержек; · проведение анализа цен и товаров конкурентов; · выбор метода установления цен; · определение окончательной цены и правил


ее будущих изменений; · учет мер государственного регулирования цен. Установление цены на товар - процесс, состоящий из ряда этапов. Фир-ма: · тщательно определяет цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости, максимизации текущей прибыли, завоевания лидерства по показателям доли рынка или качества товара; · делает для себя оценку спроса, свидетельствующую о вероятных количе-ствах товара, которые реально продать на рынке в


течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена, предлагаемая фирмой; · рассчитывает, как изменяется сумма ее издержек при различных уровнях производства; · изучает цены конкурентов для использования их в качестве базы при це-новом позиционировании собственного товара; · выбирает для себя один из многих методов ценообразования, прежде всего: «средние издержки плюс прибыль», анализ безубыточности и обеспечение


целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой покупателями ценности товара; на основе уровня текущих цен и т.д.; · устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полно-го психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует практикуемой фирмой политике цен, будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персо-налом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органа-ми Уткин Э.


А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов М.: Зеркало, 1998 Доходы и поступления; расходы и отчисления средств Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффек-тивное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств. Одна из задач управления потоками денежных средств заключается в выяв-лении взаимосвязи между этими


потоками и прибылью, т.е. является ли по-лученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов. Существуют такие понятия, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств». Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными предприятиями денежными средствами за этот период.


Движение денег является первоосновной, в результате чего возникают финансы, т.е. финансовые отношения, денежные фонды, денеж-ные потоки. В мировой практике поток денежных средств обозначается понятием «кэш фло» (cash flow), хотя буквальный перевод (с англ.) этого термина - поток наличности. Денежный поток, в котором оттоки превышают притоки, называ-ется «негативный кэш фло» (negative cash flow), в обратном случае - это «позитивный кэш фло» (positive cash flow).


Применяется также понятие «дисконтированный, или приведенный денеж-ный поток - кэш фло» (discounted cash flow, или present value cash flow). Сло-во «дисконт» (discount) означает «скидка», следовательно, «дисконтирова-ние» означает «приведение будущих денежных потоков в сопоставимый вид с настоящим временем» Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.: Финансы и статистика, 1998 Управление денежными потоками является одним из важнейших направ-лений деятельности


финансового менеджера. Оно включает в себя расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежно-го потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Взаимоотношения с бюджетом Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансиро-вания - предоставления денежных средств юридическим и физическим ли-цам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.


Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами представления средств. Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организа-ции рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся: · получение максимального эффекта от использования бюджетных ресур-сов; · целевой характер использования бюджетных ресурсов; · предоставление бюджетных средств в меру выполнения производствен-ных и других показателей деятельности с учетом использования


ранее отпущенных средств; · безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнова-ний. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предостав-ление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: · ассигнований на содержание бюджетных учреждений; · средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам; · трансфертов населению; · ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых


на другие уровни власти;



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере банка "Северная казна")
Реферат Учет синдицированных кредитов
Реферат Управління кредитними ризиками комерційного банку
Реферат Управленческий анализ банковской деятельности
Реферат Поэзия символистов старшего поколения
Реферат Учет финансовых результатов страховой организации
Реферат Управління банківськими ризиками (на прикладі ВАТ КБ "Іпобанк")
Реферат Управление золотовалютными резервами центральных банков
Реферат Управление рисками кредитных портфелей
Реферат Учреждение банка. Банковская операционная деятельность
Реферат Учет страховых взносов ООО "Великоросс"
Реферат Услуги коммерческих банков
Реферат Услуги банков по размещению временно свободных средств организации
Реферат Управління ліквідністю в комерційному банку
Реферат Фінансовий менеджмент у банку