Один из величайших писателей эпохиВозрождения, француз Франсуа Рабле 1494-1553 родился в Шиноне Турень в семьезажиточного землевладельца и адвоката. Рано был отдан в монастырьФранцисканского ордена, где получил сан священника в 1524 году. Но в результатевраждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка Рабле добилсяразрешения перейти в Бенедиктский орден.
В 1530 году он переселился в Лион, гдеизучал медицину и стал врачом местной больницы.Однажды ему в руки попаланародная книга Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великанеГаргантюа Это издание навело Рабле на мысль написать роман под названием Гаргантюа и Пантагрюэль . Четыре книгиромана увидели свет в 1532-1552 гг. Заключительная пятая книга появилась ужепосле смерти автора в 1564 г.
Вероятно, что ее написал не сам Рабле, но кто-тоиз его последователей, располагавший набросками и черновиками, оставленнымивеликим гуманистом. В первой книге писатель призывает читателяне делать скоропалительных выводов из потешных заглавий некоторых книг , авникнуть в суть дела, потому то к творениям рук человеческих так легкомысленноотноситься нельзя . Он предлагает истолковать в более высоком смысле все то,что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста .
Книга, полная Пантагрюэлизма - так называетпервую книгу Рабле, несмотря на то, что вся книга посвящена описанию жизни, друзей и родителей Гаргантюа, отцаПантагрюэля. Когда землекопы нашли склеп, содержащий родословную Гаргантюа, на его крышке быланадпись Hic bibitur , что означало Здесь пьют . Безусловно, можносказать, что эта фраза сопровождает
Гаргантюа на протяжении всей повести. Действительно, основное действие начинаетсяс большого пира, во время которого и рождается младенец, при виде которого егоотец, Грангузье, восклицает Ке гран тю а имея в виду глотку ребенка,первыми словами которого были Лакать Лакать! Лакать! С первых же минутчитатель попадает в атмосферу веселья и беззаботности пирующих, потому что Вечная жизнь для меня в вине, вино - вот моя вечная жизнь! - таков девиз непросто одного
из празднующих, но и всех присутствующих на пиру. Дальнейшее действие фокусируется на жизни иучебе Гаргантюа. В начале Грангузье замечает, что ум его заключает в себе нечтобожественное, до того он остер, тонок, глубок и ясен его надобно только обучить всем наукам, и он достигнет высшейстепени мудрости . Поэтому в его учители берут великого богослова , магистраТубала Олоферна, с которым Гаргантюа сумел выучить азбуку в обратном порядке за5 лет и 3 месяца, прочитал много
средневековых учебников с комментариямиПустомелиуса, Оболтуса, Прудпруди, Галео, Жана Теленка, Грошмуцена и пропастьдругих . А после смерти богослова его сменил еще один старый хрен, магистрДурако Простофиль В лице этих учителей Рабле высмеиваетраспространенный метод образования чтение умных учебников и монотонноезубрение азбуки, пренебрежение физическим развитием человека и познанияокружающего мира.
Говорящие фамилии Пустомелиус, Оболтус и т. д. раскрывают читателю отношение Рабле к такому образованию, а гротескные замечанияусиливают нелепость и глупость таких методов науки. Между делом Грангузье стал замечать, что оттакого обучения его сын все больше тупеет и час от часу становится рассеяннееи бестолковее . Франсуа Рабле описывает распорядок дней Гаргантюа, показываякак бестолково он проводит свое время.
Путем долгих раздумий, Грангузье делаетучителем Гаргантюа мудрого Понократа, который превращает его в оченьобразованного, культурного и всесторонне-развитого человека, путем того, чтоочищает его мозг от всякой скверны изаставляет забыть все, чему учили егопрошлые преподаватели. Понократ применил специальную методу, благодаря которойу Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа . Вместе с
Понократом Гаргантюа читает произведения Плиния,Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Оппиана, Полибия,Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других. Также Гаргантюа развивается и в точныхнауках, и в физической культуре. В лице Понократа Рабле подразумевает ученого-гуманистаи показывает, какая большая разница между людьми
и двумя методами образования первый способ, распространенный,подразумевает собой заучивание правил и законов, а второй раскрываетвозможности человека, дает ему развиться в полной мере. Понократ везет Гаргантюа в Париж, где тотснимает огромные колокола с собора Парижской Богоматери. Но пока Гаргантюазанимается в Париже, на земли его отца вследствие небольшого инцидента нападает
Пикрохол, сосед Грангузье.Пикрохол представляет собой нелепого и жадного человека. Он воображает себявеликим предводителем наподобие Александра Македонского, его советникипредлагают ему грандиозные планы и он с радостью мечтает о славе, незадумываясь о своих возможностях. В результатеПикрохол оказывается побежденным итеряет все владения и власть. НоГаргантюа великодушно обходится с побежденными, а добрый
Грангузье щедроодаривает победителей. Учителям Гаргантюа он дарит во владения земли, а монахуЖану по прозвищу Зубодробитель из аббатства Сейи по его просьбе строитТелемскую Телема по-гречески желание обитель. Она, безусловно, не похожа на все другие аббатства. В ней неотрекаются от жизни, а наоборот, приходят молодые и красивые для веселой ибогатой жизни. Там царит полная свобода, каждый может уйти, когда захочет,потому что любой телемит вправе сочетаться
законным браком, быть богатыми пользоваться полной свободой . Само аббатство огромный красивый замокна берегу реки Луары, в нем есть огромное книгохранилище, просторные галереи,двор с площадками для игр. Понятно, чтоТелемское аббатство вовсе не монастырь. Оно - дерзкий вызов монастырскимпорядкам и самому духу монашества.
Недаром с глубокой неприязнью относятсяздесь к монахам и монахиням, злобным ханжам, святошам, наушникам и продавцамобмана. Телемское аббатство - это царство радости, молодости, красоты, изобилияи свободы. В его уставе записано только одно правило Делай чтохочешь . Поразительно, что в Телемском аббатстве, незнающем иных правил, совершенно отсутствуют ссоры и конфликты. Рабле замечаетпо этому поводу Людей свободных, происходящих от добрых родителей,просвещенных, вращающихся
в порядочном обществе, сама природа наделяетинстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрыедела и отвлекают их от порока, и сила эта зовется у них честью. Но когда тех жесамых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращаютблагородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, нато, чтобы сбросить с себя и свернуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет кзапретному и мы жаждем того, в чем нам отказано
Телемскоеаббатство, по замыслу Рабле, должно свидетельствовать о благородствечеловеческой природы. Оно - всего лишьсоюз достойных, хорошо воспитанных и образованных людей. Рабле не рассказываетподробно об этих занятиях. Он только любуется ими. Гуманизмборется за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное, что есть на свете это личность.На протяжениивсей книгу Франсуа Рабле показывает и плохие, и хорошие стороны своих героев.
Но тем не менее, в каждой главе видно, как он восхищается ими. Он показывает,что человек, несмотря на все его пороки, остается самым развитым, великодушными совершенным существом на Земле. Рабле радуется тому, что на свете множествокрасивых и достойных людей. Видно, что он восхищается разумом и возможностямилюдей, а не это ли главная цель гуманизма? Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль книга первая повестьо преужасной жизни великого
Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогдасочиненная магистром АлькофрибасомНазье, извлекателем квинтэссенцииЧерты гуманизма иособенности произведения
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |