ТЕМАТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ПЛАТОНОВА, А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА,В.Т.ШАЛАМОВА Тематрагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает врусской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становлениетоталитарного государства еще только намечалось. Оно было предугадано писателемЕ.Замятиным в романе Мы , в образе Единого Государства, в которомчеловек с его индивидуальностью почти
уничтожен, сведен к нумеру ,где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они тогоили нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое недошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться вего жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как кстроительному материалу, обесценивание человека, его жизни. Особеннотрагический оборот все это приобретало в годы,
когда шло массовое истреблениецелых слоев населения по различным признакам - уничтожали дворян,организовывали расказачивание, раскулачивание или ликвидацию кулачествакак класса , наконец, 1937-1938 годы - пик большого террора ,страшные годы ежовщины, которые сменились долгими десятилетиями бериевщины. Врусской литературе все эти трагические события долгие годы были абсолютнозапретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанное еще в 30-хгодах стихотворение
О.Мандельштама, разоблачающее Сталина, стихотворения отрагедии матерей, которые растили детей для плахи, для застенка итюрьмы , А.Ахматовой и ее поэма Реквием , повесть Л.Чуковской Софья Петровна и многие другие произведения, которые только впоследние десятилетия возвращены нам. Попыткой нарушить вынужденный заговормолчания, сказать читателю правду о страшных годах террора, о трагедии личностистало творчество писателей, таких как
Юрий Домбровский, автор романа Хранитель древностей и его продолжения - романа Факультетненужных вещей . К этой теме обращается писатель Варлам Шаламов, человектрагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силепсихологического воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса,показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях.
Человек внечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему Колымскихрассказов В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, чтосвязывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом,который теперь неприменим. Так у В.Шаламова появляются понятия перваяжизнь долагерная и вторая жизнь - жизнь в лагере. Писатель не щадитчитателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможнопонять
без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка,гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников, считавшихся в лагерях друзьями народа в отличие от политических заключенных, прежде всегоинтеллигентов, которых называли врагами народа и которые былиотданы в полную власть уголовникам. В своих рассказах В.Шаламов показываетто,что было страшнее холода, голода и болезней - человеческое унижение,низводившее людей до уровня животных. Оно просто погружает их в состояниенебытия, когда из
человека уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена полусознанием, существованием . В рассказе Сентенция автор с почти научной точностью анализирует состояние человека в этойнечеловеческой жизни, когда единственным его чувством остается злоба. Когда смерть отступает, а к человеку возвращаетсясознание, он с радостью замечает, что его мозг начинает работать, из глубинпамяти всплывает давно забытое научное слово сентенция .
В рассказе Тифозный карантин , В-Шаламов показывает другую грань человеческогоунижения готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями ихолопами. Этих главарей окружает толпа услужающих , готовых на чтоугодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. И когда в этойтолпе герой рассказа видит знакомое лицо, капитана Шнайдера, немецкогокоммуниста, знатока Гете, образованного человека, который прежде поддерживалдух товарищей,
а в лагере исполняет унизительную роль чесальщикапяток у вора Сенечки, ему не хочется жить. Автор описывает переживанияАндреева, героя рассказа Хотя это было небольшое и нестрашное событие посравнению с тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он запомнилкапитана Шнайдера навек . Рассказы В.Шаламова - не просто художественныйдокумент. Это целостная картина мира, скорее, антимира, абсурда,в который брошен человек страшным монстром террора,
переламывающего миллионылюдей. В этом антимире все перевернуто. Человек мечтает из лагеря попасть не насвободу, а в тюрьму. В рассказе Надгробное слово так и сказано Тюрьма-это свобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди, небоясь, говорили все, что думали. Где они отдыхали душой . Творчество B.Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского
осмысленияцелой эпохи. В целом русская литература XX века раскрыла судьбу человека втоталитарном государстве с позиций гуманизма, в традициях русской классическойлитературы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |