Реферат по предмету "Литература"


Тема любви в лирике Фета

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ФЕТАТема любви является одной изсоставляющих теории чистого искусства, наиболее широко в русской литературеотраженной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашлаздесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин в70-е годы писал, что теперь никто не отважит ся уже воспевать соловьев и розы.Для Фета тема любви, напротив, явилась основополагающей всего его творчества доконца жизни.


Создание прекрасных стихов олюбви объясняется не только бо жеским даром и особым талантом поэта. В случае сФетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фетаявлялась любовь его молодости дочь сербского поме щика Мария Лазич. Любовь ихбыла столь высока и неугасаема, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогдане женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью быловосклица


ние Виноват не он, а я! Обстоятельства ее смерти так и не выяс нены,как и обстоятельства рождения Фета, но есть основания по лагать, что это былосамоубийство. Сознание косвенной вины и тя жести утраты тяготило Фета напротяжении всей его жизни, и ре зультатом этого явилось двоемирие, чем-тосродни двоемирию и Жуковского. Современники отмечали холодность, расчетливостьи даже некоторую жестокость


Фета в повседневной жизни. Но какой контраст этосоставляет с другим миром Фета миром его лири ческих переживаний, воплощенныхв его стихотворениях. Всю жизнь Жуковский верил в соединение с Машей Протасовойв дру гом мире, он жил этими воспоминаниями. Фет также погружен в свойсобственный мир, ведь только в нем возможно единение с лю бимой. Фет ощущаетсебя и любимую свое второе я нераздельно слитыми в другом бытии, реальнопродолжающемся в


мире поэзии И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мывместе с тобой, нас нельзя разлучить . Alter ego . Поэт постоянно ощущает ду ховнуюблизость со своей любимой. Об этом стихотворения Ты от страдала, я ещестрадаю , В тиши и мраке таинственной ночи . Он дает любимойторжественное обещание Я пронесу твой свет через жизнь земную он мой и сним двойное бытие


Томительно-призывно и напрасно .Поэт прямо говорит о двойномбытии , о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь бессмертие еголюбимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой жен щинына протяжении всей жизни являлся не только прекрасным и давно ушедшим идеаломдругого мира, но и нравственным судьей его земной жизни. В поэме Сон ,посвященной также Марии Лазич, это ощущается особенно четко.


Поэма имеетавтобиографи ческую основу, в поручике Лосеве легко распознается сам Фет, а средневековыйдом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте. Комическоеописание клуба чертей сменяется неким морализаторским аспектом поручикколеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ образ егодавно умершей любимой. К ней он обращается за советом О, что б сказала ты,кого назвать при этих грешных помыслах не смею .


Литературовед Благой в своихисследованиях указывает на со ответствие этих строк словам Вергилия к Данте отом, что как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники емудается Беатриче . Образ Марии Лазич а это, несомненно, она для Фета являетсянравственным идеалом, вся жизнь поэта это стремление к идеалу и надежда навоссоединение.Но любовная лирика Фета наполненане только чувством на дежды и упования.


Она также глубоко трагична. Чувстволюбви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. Встихах часто встречаются такие сочетания, как радость страда ние, блаженствостраданий , сладость тайных мук . Стихотворе ние На заре ты ее не буди всенаполнено таким двояким смыс лом. На первый взгляд перед нами безмятежнаякартина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то на пряжениеи разрушает эту безмятежность


И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон .Появление странных эпитетов, таких, как утомительный сон , указывает уже нена безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далееобъясняет ся причина этого состояния, стихотворение доходит до кульмина ции Все бледней становилась она, сердце билось больней и боль ней . Напряжениенарастает, и вдруг последнее четверостишие со вершенно меняет картину, оставляячитателя в


недоумении Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит .Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас кгармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв не буди ж ты ее звучитуже почти истерично, как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и встихотворении Сияла ночь, луной был полон сад , посвященном Татьяне


Берс.Напряжение подчеркивается рефреном Тебя любить, обнять и плакать над тобой .В этом стихотворении тихая картина ночного сада сменяет ся и контрастирует сбурей в душе поэта Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как исердца у нас за песнею твоей . Томительная и скучная жизньпротивопоставлена сердца жгучей муке , цель жизни сосредоточена в единомпорыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла. Для Фета любовь костер, каки поэзия пламя, в котором сгорает


душа. Ужель ничто тебе в то время нешепнуло там человек сгорел! восклицает Фет в стихотворении Когда читала тымучительные строки . Мне ка жется, что так же Фет мог сказать о мукелюбовных переживаний. Но один раз сгорев , то есть пережив настоящую любовь,Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежестьэтих чувств и образ любимой.


Как-то Фета спросили, как можетон в его годы так по-юношес ки писать о любви? Он ответил по памяти. Благойговорит, что Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью , иприводит в пример стихотворение На качелях , толчком для на писания которогоявилось воспоминание 40-летней давности стихо творение написано в 1890 году . Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платьеее трещало от ветра , пишет


Фет в письме к Полонскому. Такая звуковая де таль Благой , как платье, которое трещало от ветра , наиболее памятна дляпоэта-музыканта. Вся поэзия Фета построена на зву ках, переливах и звуковых образах.Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строкикоторого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примеромможет служить стихотворение Шепот, робкое дыханье , которое построено наодних существительных и прилагательных, без едино го глагола.


Запятые ивосклицательный знак тоже передают вели колепие и напряжение момента среалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, которыйпри близком рассмотрении дает хаос, ряд волшебных , неуловимых для челове ческогоглаза изменений , а в отдалении точную картину. Фет, как импрессионист,основывает свою поэзию, а в частности описа ние любовных переживаний ивоспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений ивпечатлений.


Сгуще ние, но не смешение красочных мазков, как на картинах Монэ,придает описанию любовных переживаний кульминационность и предельную четкостьобразу любимой. Какая же она? Я знаю твою страсть к волосам , говорит Григорьев Фету о его рассказе Кактус . Эта страсть не разпроявляется в фетовских стихах люблю на локон твой засматриваться длинный , кудрей руно златое , тяжким узлом набежавшие косы , прядь пушистая волос


и косы лентой с обеих сторон . Хотя эти описания и носят несколько общий характер,тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки. Чутьпо-другому Фет описывает ее глаза. То это лучистый взор , то недвижные очи,безумные очи аналогично стихотворению Тютчева Я очи знал, о эти очи . Твойвзор открытой и бесстрашней , пишет Фет, и в этом же стихотворении он говорито тонких линиях идеала .


Любимая для Фета нравственный судия и идеал. Онаимеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет Идеальный мир мой раз рушендавно . Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении Долгоснились мне вопли рыданий твоих . Поэт называет себя несчастным палачом , оностро чувствует свою


вину за гибель любимой, и наказанием за это явились двекапельки слез и холодная дрожь , которые он в бессонные ночи навек перенес .Это стихотворение окрашено в тютчевские тона и вбирает в себя и тютчевскийдраматизм.Биографии этих двух поэтов вомногом сходны оба они пере жили смерть любимой женщины, и безмерная тоска поутерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений. В случаес Фетом этот факт кажется наиболее странным как можно сначала губить девушку,а затем всю жизнь


писать о ней возвышенные стихи? Мне кажется, что потеряпроизвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис,и результатом этого страдания явился гений Фета он был допущен в высокуюсферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущение трагизма любвитак сильно действует на читателя пото му, что Фет сам пережил их, а еготворческий гений облек эти переживания в стихотворную форму.


Только могуществопоэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению мысль изре ченная естьложь, Фет сам неоднократно говорит о могуществе поэ зии Как богат я вбезумных стихах .Любовная лирика Фета даетвозможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, иэстетические взгляды, как говорит Благой, в решение им коренного вопроса оботноше нии искусства и действительности .


Любовь, так же как и поэзия, по Фету,относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своихстихах о любви Фет выступал не как воинствующий проповедник чистого искусствав противовес шести десятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир Бла гой . И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениямипоэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Морфофункциональные особенности краниального скелета, видовая классификация и палеогеографическое распространение ископаемых носорогов рода Elasmotherium Fischer
Реферат Аполлон
Реферат Туризм как составляющая непроизводственной сферы деятельности
Реферат Годовой расчет работы автотранспортного предприятия
Реферат Жизнь и творчество Сандро Боттичелли
Реферат Наука стать Богатым
Реферат Advantages And Disadvantages Of Advetising Essay Research
Реферат Адреса педагогического опыта моу «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
Реферат Проект реконструкции моторного участка с разработкой технологического процесса на восстановление коленчатого вала автомобиля ГАЗ-53А
Реферат Представительство и его правовая основа
Реферат The XYY Syndrome Essay Research Paper subject
Реферат Обгрунтування інвестиційного проекту
Реферат Coarsening Of American Civility In Television Essay
Реферат «Работа над живым материалом»
Реферат Технология производства виноградных вин