ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕА. АХМАТОВОЙК теме Родины обращалисьмногие поэты, но не у всех она по лучила развитие в таком масштабе, как втворчестве А. Ахма товой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзиипрежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для Россиии для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что,восприняв судь бу
России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав всеиспытания, осталась до конца верна своей Родине, не из менив при этом и самойсебе.Тема Родины меняется вразные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзииАхматовой.Стихотворения первых сборников Ахматовой Вечера и Ч ток написаны в основном на любовную тему. В этих сборникахнет стихов о Родине. Тема Родины впервые появля ется у
Ахматовой в сборнике Белая стая .Сборник Белая стая был опубликован в1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912 1916 годах, в пе риодбольших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В этовремя многое меняется и в жизни самой Ахматовой Гумилев уходит на фронт,Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизниАхматовой и в жизни страны приводит к существен ным изменениям
в творчествепоэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В Йелой стае появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую ми ровуювойну как страшную национальную трагедию. И ран ней смерти так ужасен вид, чтоне могу на Божий мир гля деть я , пишет она в стихотворении Майский снег .Стихи Белой стаи строгие ифилософские, в них ощуща ется близость неотвратимой катастрофы, предчувствиестраш
ных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась встороне от политики, но она выражала отноше ние к России в своих стихах Думали нищие мы .В Белой стае возникает тепложертвенной любви к Роди не. Острую боль переживания за судьбу России мы видим встихотворении Молитва . Ахматова готова на все ради Рос сии, она готовапринести в жертву себя, свой песенный дар ,
близких, друзей, даже ребенка,только бы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей .С изменением в тематике стиховменяется и общая стилистика ахматовского слога стиль Ахматовой становитсяочень строгим, аскетичным.В Белой стае начинаетпроявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает своюоторван ность от жизни народа.
В этом сборнике проявляется стремле ние поэтаслиться с народом Лучше б мне частушки задорно выкликать, А тебе на хриплой гармонике играть.И ходить на кладбище в поминальный деньИ смотреть на белую Божию сирень. Ахматова знает, что где-то естьпростая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый , но она пока не может от казатьсяот своей жизни, она еще не готова жить одной жиз нью с народом
Но ни начто не променяем пышный Гранитныйгород славы и беды, Широких рек синеющие льды, Бессолнечные мрачные сады И голос Музы еле слышный. Следующий сборник Подорожник выходитв 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти хотворенийэтого сборника заключается в том, что все истори ческие события война иреволюция осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-
поэтическомплане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и вос певали ее, либоуезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из не многих, выбрала третий путь.Стихотворения Петроград , Не с теми я, кто , Мне голос был далеки отпринятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданскиестихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственногои жизненного выбора.Стихотворение Ты отступник адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения
конкретная ситуация изличной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворениизвучит горький упрек человеку, предав шему не только свою любимую, но и своюстрану. Судьба ге роини стихотворения сливается с судьбой России. Примеча тельно,что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями,православием Ты отступник за остров зеленый Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы, И над озером тихим сосну.Стихотворение Мне голос был ужеменее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию иливнутренний, или глас свыше или считать, что лирическая ситуациястихотворения напоминает о библейской теме исхода праведников из грешнойземли , или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.Героиня этого стихотворения поставленаперед нравствен ным выбором.
И она выбирает Россию, принимая ее судьбу каксвою Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не оскорбился у Ахматовой - не осквернился скорбный дух Стихотворение 1922 года Не с теми я,кто , вошедшее в третий сборник Anno Domini , опубликованный в 1922 году,содержит еще большие обобщения
Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, отвсех, кто бросил землю . В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех,кто уехал, в двух пос ледних о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовойвызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Остав шиеся в Россиивоспринимают свою трагическую судьбу бес слезно , надменно и просто ,поэтому они намного выше уехавших.Стихотворение Петроград продолжает эту же тему
Никто нам не хотел помочь За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя, Его дворцы, огонь и воду.В стихотворении появляется местоимение мы . Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Роди не, онауже не одинока.В Anno Domini появляется неожиданная радость,среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и ус покаивается,со смирением принимает она все, что происхо дит с
Россией Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло? В Anno Domini усиливается народное начало. Образге роини становится более цельным и гармоничным. Появляется все большестихотворении, близких фольклору, например Третий Зачатьевский .Переулочек, переул Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки В окнах теплятся огоньки Ахматова полностью сливается с русским народом впоэме Реквием , посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэмеможно выделить несколько смысловых пла нов. Первый план представляет личноегоре героини арест сына.
Но голос автора сливается с голосом тысяч российскихженщин сестер, жен, вдов репрессированных это второй план рассмотренияличной ситуации. Ахматова говорит от лица своих невольных подруг . Ахматоваобращается к кро вавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта.План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет Распятие расширяет рамки Реквие ма до общечеловеческого масштаба.
Реквием это не только самоеличное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. Реквием это ис тиннонародное произведение и по форме Ахматова использу ет фольклорные элементы , ипо содержанию в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.В годы Великой Отечественной войныАхматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишетстихотворения, которые отражают душевный настрой сража ющейся
России.Интимная лирика полностью исчезает.Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу Рос сии.В цикл Ветер войны входят стихотворения, пронизан ные как утверждением силы,воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русскихсолдат. Ха рактерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение мы . Стихотворения, посвященные войне, сви детельствуют о торжестве народногоначала.
Ахматова чувст вует, что вся страна это и Родина. В своихстихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.Стихотворение Родная земля звучитзаключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значе нияслова земля . Это и грунт грязь на калошах , и пыль хруст на зубах , инравственная почва, и первоматерия ложимся
в нее и становимся ею . В позднемтворчестве Ах матовой Родиной становится просто русская земля и все, что на нейнаходится.Таким образом, тема Родины втворчестве Ахматовой пре терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня лосьв поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретноеместо, где прошли ее детские и юношеские годы.
Потом Родиной становитсяПетербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп рессийСталина и в период Великой Отечественной войны Ах матова сливается с русскимнародом, ощущает себя его час тью, считая своей Родиной всю страну. К концужизни Ахма това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.В течение всей своей жизни Ахматова неперестает пере живать, страдать за Россию.
Она с христианским смирениемпринимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала изстраны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине. Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жилатеми ритмами, которые звучали в героической ис тории моей страны. Я счастлива,что жила в эти годы и виде ла события, которым не было равных .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |