Система образов в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание В 1866 годувышел в свет роман Федора Ми хайловича Достоевского Преступление и наказа ние ,ставший совершенно новым явлением в рус ской литературе. Основное его отличиеот предшествующих произведений состояло в бога той полифонии образов. В романенасчитывается около девяноста персонажей здесь и городовые, и прохожие, идворники, и шарманщики,
и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до самыхнезна чительных, составляют тот особый фон, на кото ром развивается действиеромана. Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большогогорода Петербург Достоевского ! с его мрачными улицами, колодцами дворов,моста ми, тем самым усиливая и без того тягостно-на пряженную атмосферубезысходности и подавлен ности, которая определяет настроение романа. И средивсего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияниена ход мыслей
Родиона Раскольникова главного героя произведения. Каждый из них как человек с уже сложившимисявзглядами и убеждениями являет ся носителем какой-то определенной теории. Ибезусловно, эти герои подчинены одной основной задаче всестороннему и полному раскрытию об раза Родиона Раскольникова.Условно всех второстепенных персонажей можно разделитьна две группы антиподы и двойники главного героя, в общении с которы ми оннаходит подтверждение или опровержение своей теории.
Так, в самом начале романа Раскольников встречается сСеменом Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которогоявляется не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-тонеизбежным. Само уничижение вот главныйпринцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни не счастья своимблизким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости.
Един ственная его надежда на то, что в день страшного суда Бог простит таких,как он, только за то, что ни один из них сам не считал себя достойным того .Встреча с Мармеладовым сыграла решаю щую роль в становлении теорииРаскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой иповторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще большеуверился в правильности своих убеждений.
Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной,протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненныхмечта ниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. КрахКатерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход это активное действие, а не слова.Раскольников тоже один из униженных и ос корбленных,но он полон желания решительно из менить свою жизнь, пусть даже через преступле ние.Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит
результат, причемболее ощу тимый, чем тот, которого добилась Соня Мармела-дова. О нейРаскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразилаРодио на. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже болеестрашное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, ажертва эта напрасна. Так же как впослед ствии окажется напрасной и жертваРаскольнико ва.
Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека,а она, приняв на себя его стра дания, становится его верной спутницей. Все ста ранияСони направлены на разрушение бесчело вечной теории Раскольникова. По еемнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. ДляСони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этомстрашном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианскогосмирения
Сони побеждает чудовищную теорию Раскольни кова. И с этого начинаетсянравственное возрож дение главного героя.И Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников люди, прикоснувшиеся к пороку. Но есть уДосто евского и другие герои. Это мать и сестра Расколь никова и егоуниверситетский товарищ Разуми-хин. Недаром общение с ними после преступленияневыносимо для главного героя.
Он понимает, что души их чисты и что совершеннымубийством он навсегда отделил себя от них. Они олицетворяют для Раскольникова отвергнутую им совесть . Ведь и Разумихин, и Дуня не приемлют теорию сверхчеловека . Меня более всего возмущает, что ты кровь по совестиразрешаешь , говорит Раскольникову егодруг, по натуре очень добро душный человек, для которого чувство товарище ствапревыше
всего. Но ведь ты кровь про лил! в отчаянии восклицает Дуня, узнав о страшном преступлении брата. И для нее, идля Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение,которое будет гуманно, человечно и великодушно . Они анти поды Раскольникова, они отрицают его теорию.Но есть в романе персонаж, который сам себя считает двойником главного героя.
Это Свидригайлов одиниз наиболее сложных образов До стоевского. Он, как и Раскольников, отверг обще ственнуюмораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий. По слухам, Свидригайлов дажеви новен в смерти нескольких людей. Он заставил свою совесть надолго замолчать,и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то, казалось, навсегдапотерянные чувства.
Но раскаяние к Свидригайлову в отличие от Раскольникова при ходит слишком поздно, когда времени на обновле ние уже не осталось. Пытаясьзаглушить угрызе ния совести, он помогает Соне, детям Катерины Ивановны, своейневесте и после этого пускает пулю себе в лоб. Таков финал всех, кто ставитсебя выше законов человеческого общества. Сообщение о самоубийствеСвидригайлова стало последним доводом для
Раскольникова в пользу чистосердеч ногопризнания.Но немаловажную роль в этом сыграл и следо вательПорфирий Петрович человек умный,проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств виныРаскольнико ва, он понимает, что единственный способ разо блачить преступника заставить говорить его со весть. ВедьПорфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертваложной теории, частично
порожденной и тем об щественным порядком, который онзащищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителемвзглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольни кова во многом его заслуга. Однако даже на ка торгеглавный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смогвыдержать взятого на себя груза.Идя по улице, он думает, что каждый из про хожих убийца не лучше его , только
соверша ют этилюди преступления по-другому, в рамках так называемой общественной морали. Как,на пример, Петр Петрович Лужин. Этот никого не убил и не ограбил, но он знаетмножество других способов погубить человека пример тому по минки Мармеладова . Поэтому Лужин так же бес человечен, какобыкновенный убийца. В романе он служит олицетворением буржуазного общест ва, стольненавистного главному герою.
Раскольников, человек совестливый и благо родный, неможет вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное уДостоев ского редко встретишь однозначную оценку , но приговор писателябеспощаден права на преступ ление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этомувыводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различнымилюдьми и идеями. Вся стройная и логическая система обра зов в романе подчиненаименно этой цели.
Пока зывая бесчеловечность буржуазного общества, егоустройства, Достоевский все же не в нем видел причины распада связи времен .Ответы на про клятые вопросы писатель ищет не вокруг челове ка, а внутринего. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |