СЕМЬЯМАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Роман ФедораМихайловича Достоевского Преступление и наказание - одно из самых сложныхпроизведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибелидуши главного героя после совершения им преступления, об отчуждении РодионаРаскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры,друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова статьполноправным
членом общества можно, лишь воспротивившисьчеловеконенавистническим идеям, очистившись страданием.Вдумчиво читаяроман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своихгероев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал онравственных потрясениях главного героя.Центральнойфигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в Преступлениии наказании много других действующих лиц.
Это Разумихин, АвдотьяРомановна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин,Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.СемьяМармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, еевере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Еевеликая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная
даже в убийце увидетьчеловека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня- блудница , как пишет о ней Достоевский, но она была вынужденапродавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своемужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат незатронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностьюраздавленного нищетой и собственным бессилием
что-то изменить в жизни, отца.Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит вБога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философскиерассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может веритьвосемнадцатилетняя девушка, все образование которой - несколько, книгсодержания романтического , видящая вокруг себя только пьяные ссоры,дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?Достоевскийпротивопоставляе т смирение
Сони бунту Раскольникова. Впоследствии РодионРаскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ееубеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа,то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькимидетьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизодынеобыкновенно значимы.
Первая встречаСемена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом началеромана, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не доконца уверовав в свою наполеоновскую теорию. Родион находится вкаком-то лихорадочном состоянии окружающий мир для него существует, но как быв нереальности он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только одинвопрос
Быть или не быть? Для Раскольникова Мармеладов - простопьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монологМармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, азатем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинствоотставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий удочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает
Раскольникова,запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все жепроглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что емубольно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она,может быть, сама того не желая не в здравом рассудке сие сказано было, апри взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказаноболее ради оскорбления, чем в точном смысле , толкнула Соню на улицу.Дочь же
Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей слабости ,ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, взапальчивости он кричит Я прирожденный скот! Мармеладов -слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялсянад ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль инесправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухойк страданиям людей.
Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особеннотрогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что послеего смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.Мармеладов,может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней,да и не так много надо этому несчастному человеку всего-то чтобы его выслушалибез насмешки и хотя бы попытались понять.Соня смоглапонять убийцу-Раскольникова, значит и
Мармеладов заслуживает если наоправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек КатеринаИвановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи,поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже нев житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни,как у Сони и
Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ееотец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же - натурастрастная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адомокружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждомшагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как
Соня.Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительнымдействиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.О бедственномположении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор Преступления и наказания рассказывает для того, чтобы читательпочувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятыхгодов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные
низыобщества А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория сверхчеловека родилась именно в такой обстановке.Широко известентермин Петербург Достоевского . В Преступлении инаказании Петербург Достоевского - это увеселительныезаведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокостьбольшинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни пыль,кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных , комнаты - гробы в полуразвалившихся домах.
СемьяМармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьиявляется как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьиМармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развиваласьтрагедия преступления Родиона Раскольникова.Ф.М.Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольниковаи Разумихина, Свидригайлова и
Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрастысовременной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением однихи богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что визображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского - гуманиста сего любовью к маленьким людям и стремлением разобраться в душе дажесамого страшного преступника.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |