Рольремарок в пьесе Островского Гроза Народная трагедия Островского Гроза относится к драматическому жанру. Принадлежность к этомужанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многиеважные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, иавтор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средствавыражения авторской
позиции не очень разнообразны через ремарки, черезопределенного героя и через имена, композицию и т. д.По мере развития русскойдраматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова это в основном описаниедействий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. ПьесыОстровского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят издовольно коротких
вставок, но несут большой внутренний потенциал.Ремарки в Грозе описываютпейзаж, обстановку, героев и их поведение.Лексика, используемая вкомментариях действий, придает им более определенное значение Кабановбросается бежать , и не бежит .Пейзаж описывается подробнотолько в нескольких случаях действия I и IV с видом на Волгу и овраг сц. 2,д. III . В этих сценах
Катерина освобождается от человеческих законов и обычаеви отдается природным порывам.Можно дополнить вид на Волгув Грозе Общественный сад на высоком берегу Волги за Волгой сельский вид пейзажем из Бесприданницы , действие которой тоже происходит на высокомберегу Волги Вид на Волгу, на большое пространство леса, села и проч Имы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Кали-нова отличается от внешнего,безудержно-огромного мира,
мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырватьсяиз города и полететь над Волгой, над лугами Вылетела бы в поле и летала свасилька на василек по ветру, как бабочка .Чувство иной свободы -раскованности, вседозволенности - вызывает в нас ночной пейзаж оврага Овраг,покрытый сверху кустами наверху забор сада Кабановых и калитка сверхутропинка . Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.
Отсутствуют ремарки,описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такойже, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой -можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своихвладельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.Лишь немного описывается домКабановых в III действии, сцена 1 Улица. Ворота дома Кабановых, передворотами скамейка .
Но это описание внешнее, без подтекста.В течение пьесы характерыгероев не изменяются, а раскрыва ются, но прямых описаний персонажа как,например, у Гоголя и Ревизоре нет.Главные герои - Катерина иКабаниха - раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажейхарактера вообще нет.Это Борис, которого, помнению Добролюбова, следует отнест! скорее к обстановке и
Тихон, о котором всписке действующих ли1 сказано просто ее Кабанихи сын , действительно,предстае перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.Об одежде ремарки оченьобщие Все лица, кроме Бориса одеты по-русски с помощью этого выделенияБориса Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей
Калинова,н lt Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защи тилаБориса от всепроникающей обстановки города.Только один раз авторконкретно говорит об одежде Катерина тихо сходит по тропинке, покрытаябольшим белым платком, поту пив глаза в землю . Эта ремарка в целом оченьзначительна и сим волична. Платок Катерины белый, поэтому хорошо виден даж lt ночью, т. е.
Катерина надеялась, что кто-нибудь ее заметит и удер жит отнеобдуманного шага, потому что сама она остановиться уж не могла. На символичномуровне Катерина спускается вниз, в тем ный овраг, чтобы совершить страшный грех- изменить мужу. Он, как будто спускается в Ад, падает с высоты почтиангельского по лета. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Катерина в бессилье сложила.Ремарки в пьесе Гроза служат для раскрытия авторской пози ции и авторского
мнения, для характеристикигероев и описаню природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |