Реферат по предмету "Литература"


Размышления о Луне и Незнайке

Размышления о Луне и НезнайкеО рецензии на книгу Н.Носова Незнайка на луне и не только. В рамках явления, которое просит названияфеномена, появление такой рецензии не вызывает удивления. Также не вызываетудивления поверхностность, с которой уважаемый мною автор рецензии проводитвивисекцию Незнайки на Луне . Книга, что естественно, не понята, поскольку втом, что рецензент полагает причиной сюжета холодная


война и трагическоепротивостояние капиталистической и социалистической систем я вижу лишьоболочку, а истинный смысл прячется за внешней простотой притом, кажущейся сюжета,образов и тем. Странно другое само появление такой Книги.Кроме всего, рассматривать Незнайку наЛуне в отрыве от первых двух частей, каким бы логичным это не казалось, -значит совершать роковую ошибку, влияющую на все дальнейшие рассуждения.


Не зряв рецензии первые книги все же упоминаются как ни случайна такай отсылка, онапоказывает подсознательное стремление рецензента к истиной взаимосвязи. Что видится автору рецензии послеочередного упоминания о капиталистических реалиях? Псевдоутопическое общество,сцементированное дисциплиной и авторитарностью в духе Кампанеллы и его ГородаСолнца самый явный элемент диктаторства Знайка . И на этом фоне тунеядцы, привожу сей чудовищный список полностью, чтобы повторно содрогнутьсянад


непониманием Незнайка, Пончик, Гунька .Именно эти три принципиально важныххарактера приведены к одному знаменателю, не имеющему к ним никакого отношения.Позволю себе для сравнения позаимствовать из Борхеса одну поразительнуюклассификацию животные делятся на а принадлежащих императору б набальзамированных и бегающих как сумасшедшие н разбивших цветочную вазу и т.д.Эти два списка разъединяет только одно вовтором случае бессмысленность принципа обобщения совершенно


очевидна, в первом скрыта.Чтобы мое утверждение не казалосьэмоционально голословным, предлагаю вспомнить первую книгу, ПриключенияНезнайки и его друзей . С точки зрения рецензента тунеядцами можно назватьполовину из упомянутых персонажей деятельны в том, что рецензент считаетобщественно полезной деятельностью лишь несколько ключевых фигур. Остальные как-то, Растеряйка, Авоська, Торопыжка, Сиропчик, Пулька список не продолжаю - не приносящие никакой пользы обществу личности.


Неуместность такого подхода сразу бросаетсяв глаза, поскольку Носов вовсе не пытался создать проекцию коммунистическогообщества на детский мир. Что он пытался создать? Я предлагаю идти от обратногои определить, что выглядывает из-за всех перипетий сюжетов три книги трисюжета , и что скрывается в нарисованной Носовым стране.Заметьте, сколь различны по внутреннемунаполнению, по чувству все книги.


Первая описание мира, как будто бывнутренне непротиворечивого. Но в попытках его описания сам Носов видит некуюфальшь, идущую от недосказанности то, что он не описал, не существует,поскольку прямо не вытекает из уже имеющегося из упоминаний про Цветочныйгород мы не можем понять, что делают другие его жители, кем построены их дома,кем и из чего созданы предметы быта и т.п В созданном мире нет избыточности сравним


Толкиена, как самого характерного миросоздателя. К основной своейтрилогии он добавил совершенно не имеющий к ней касательства или возможно,очень косвенное Сильмарриллион. Но именно Сильмарриллион служит оправданием и гарантом существованияСредиземья и всех событий, в нем протекавших .Яркий пример у Носова описание общиныкоротышек. Она логически завершена, в ней есть все типы, характеры и профессии .


Однако эта завершенность несет в себе будущее уничтожение созданногомира вполне логично предположить, что и в других домах Цветочного, да и всехдругих городах такой же полный набор иначе чем объяснить выделенность домана улице Колокольчиков тем более, что у Носова ничто не указывает на его исключительность .Совершенность набора персонажей в такомдоме свидетельствует о замкнутой системе, которая не нуждается


в связях свнешним миром. Можно заметить, что кроме эпизодических стычек с Гунькой, всяжизнь Незнайки протекает именно в границах Дома на улице Колькольчиков. Носовчувствует критичность ситуации и оттого отправляет героев в путешествие,долженствующее разрушить статическую систему, в которой нет местадинамичности и развитию.Во второй книге- Солнечном городе Носовсразу отходит от принятой схемы, признавая ее тупиковость, и


ведет сюжет припомощи только трех героев.Если в первой части вскользь упомянутаяматериальная тема, тема жизнеобеспечения мира лишь сопутствующая и служитобрамлением, то в Солнечном городе она основная Носов пытается описатьбуквально все тонкости, чтобы подтвердить право на существование Orbis Tetrius,весьма сомнительное после первой части. Это заставляет задуматься о случайностии необходимости такого подхода к образцу детской литературы.


Впрочем, я несчитаю детскими эти три книги. Они таковы только по форме, по внутреннему жесодержанию но об этом дальше.Итак, Носов подробно обосновываетсуществование Солнечного города. И вместе с тем элемент фантастичности Волшебник и волшебство , как будто начисто опровергающий сотканную реальность.Тем не менее, волшебство во второй книге не случайно и введено для того, чтобымы не сочли слишком земным


созданный мир. Да, он есть, да он полностью описан.Но схожесть устоев жизни не должна вводить нас в заблуждение, это не коммунистическийвариант земной цивилизации. Вот вам Волшебник с его неизменными атрибутами,следовательно, то, о чем вы читаете Волшебная страна.Последние два слова имеют особый смысл, этоустойчивое сочетание, реминисценция эссе Толкиена о волшебных сказках. Да,перед нами типичный пример


Волшебнойстраны, а не сатиры и не назидательного опуса. И даже третья, заключительнаячасть, Незнайка на Луне , прекрасно вписывается в это определение.Более того, не будь ее, определение не получилось.Как не заманчиво видеть в Луне пародию на капитализм, не будем спешить, а вернемся к Солнечному городу испросим, чего в нем не хватает.


В нем не хватает зла. Не хватает тойпротивоположности, которая присутствует в любом мире. Не случайно древние китайцы возвели в принцип мира двойственность,борьбу противоположностей, инь и ян. Именно она лежит в основе существованиямироздания и любой его части. И именно она нужна всякой создаваемой вселенной.Вспомним слащавые утопии Ефремова. Даже в Туманности Андромеды ,когда зло на коммунистической земле исчерпано,


Ефремов не може обойтись безнего и применяет зло со стороны - чужие, враждебные звездолеты. И это не простофабула, интрига сюжета, это - принцип!Так же и у Носова. Миру, уже описанному вдвух частях, не хватает противоположностей превращение ослов в людей и чинимоеими зло в Солнечном городе - не в счет. Оно случайно и неопределяет мироустройство . И вслед заЕфремовым,


Носов заимствует зло со стороны. Его Луна столь же условна и ненастояща, как и Земля. Зато ее мир полностью ппротивоположный мируЗемли. И даже заключительная победа добра ничего не решает - мы получилипредставление, что Волшебная страна РАЗНАЯ, что она может быть и плохой , и что нет никакой гарантии, что где-нибудь в отдаленной еечасти не существует подобия лунного мира.


В этом смысле трилогия достигла своегозавершения. И недавно появившиеся продолжения некоего Карлова -поделки, не имеющие ничего общего с первоосновой, ибо трилогия - не простозанимательные сказки, они - Библия иного мира, Логос, создающий новую вселенную от а доя, вселенную, в которой важна не канва сюжета, а его внутренняя основа.Возможно, Носов сам до конца н понял , чтоу него вышло из-под пера.


В рамках социалистического реализма вдруг проявилось произведение фантастическойреальности , или, что вернее, романтическое, не по существу, а по духу продолжающее традиции Иены, романтиковНовалиса и Вакенродера - приблизиться ктой части мирозданья, которая скрыта от человека в силу его физичности хотите - человечности , но котораяотзывается в его нематериально части душе, тенями и смутными воспоминаниями. Классический романтизм выбрал дваединственно доступных ему пути один велв


эмпиреи духа устремите взор Ваш в небеса и тогда вы никогда не собьетесь с дороги домой так, илиприблизительно так говорили герои Новалиса . Другой вел в сказочные находки народа , ноопять же в интуитивные прозрения.Новое время родило Волшебную страну в болеечистом виде . Но по-прежнему истинный ее лик скрыт от нас. Если она, пользуясьопять таки Борхесом, есть Альмутасим, то современная фантастика и фэнтези - приближения кАльмутасиму.


И в этом смысле трилогия Носова - одна изпопыток такого приближения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.