"Порт-Артур" СОДЕРЖАНИЕ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СТЕПАНОВ: БИОГРАФИЯ 4 ТВОРЧЕСТВО А. Н. СТЕПАНОВА 6 ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ПОРТ – АРТУР». РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СТЕПАНОВ: БИОГРАФИЯ Его предки родом из Тверской губернии.
Сын артиллерийского офицера. Родился «21» января 1892 г. Место рождения — Одесса. Штабс - капитан А. Н. Степанов и его отец Н. Н. Степанов происходят из потомственных дворян Тверской губернии, записи о них сохранились в книге «Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии». В 1945 г. А.Н.Степанов рассказывал о себе: «В начале ноября около домика, где я
жил, упала одиннадцатидюймовая японская бомба, домик развалился, и мне повредило обе ноги. Меня отправили в больницу Красного Креста. Там ноги положили в гипс. Неподвижно лежать было очень томительно, а иногда и страшно: японцы усиленно обстреливали наши госпитали, добивая раненых…»1. Однако существует и другое письмо от А.Н.Степанова. “Многоуважаемый Сергей Романович! Позвольте попросить
Вас перенестись на 35 лет назад. Итак – 7 октября 1904 года. Большое двухэтажное здание Красного Креста, едва только достроенное… Длинные ряды коек с больными и ранеными. Среди них высокий, стройный, красивый молодой врач, весельчак и общий любимец – Сергей Романович Миротворцев. Доктор Миротворцев разговаривает со своим земляком – стрелком 25-го полка
Александром Степановым. Солдат, раненый на форту №2 в обе ноги ружейной пулей навылет, просится на выписку, но доктор уговаривает его еще обождать. - Поперед батьки в пекло не суйся! – говорит он, а сам только что вернулся с позиции, где под ружейным огнем перевязывал тяжелораненых… … Отремонтированные Вами ноги (пулевая рана навылет в левую икру и между костей на правой ноге) действуют и посейчас исправно. Позвольте же Вас поблагодарить за тогдашний уход за мной и прекрасное лечение.
От души желаю Вам всего лучшего. Искренне благодарный Вам и по сие время А.Н.Степанов – инженер и профессор Краснодарского химического института“. Письмо это написал лауреат Сталинской премии Александр Николаевич Степанов – автор замечательного исторического повествования «Порт-Артур», где правдиво и ярко описана вся порт-артурская эпопея.
В 1939 году А.Н.Степанов, чтобы пробудить у доктора С. Р. Миротворцева интерес к переписке, выдавал себя за другого порт - артурца, взрослого стрелка 25 ВССП, а не 12 (14) летнего мальчика, к тому же раненого при других обстоятельствах. Биография Александра Николаевича Степанов достаточно противоречива, проанализировав различные источники можно сделать следующий вывод, что в послереволюционные годы ему после демобилизации из армии было гораздо
спокойнее выдавать себя за гражданского специалиста, если и служившего в царской армии, то лишь по обстоятельствам войны, чем быть кадровым гвардейским офицером из дворян. Потому-то писатель и мог «поправить» собственную биографию — из военного технолога «превратиться» в выпускника Технологического института, а в рассказах об отце не указывать его имя. Тщательный анализ литературных и архивных источников позволил уточнить биографию автора романа «Порт-
Артур» А.Н. Степанова. Показано участие А.Н. Степанова в Первой мировой войне, во время которой он был награжден шестью орденами и Георгиевским оружием. Вместе с тем участие А.Н.Степанова в обороне крепости Порт - Артур в 1904 году вызывает обоснованные сомнения2. Под влиянием матери А. Н. Степанов с детства полюбил книги и научился записывать свои впечатления —
дневники он вел всю жизнь. В 1913 году он окончил Санкт-Петербургский технологический институт, но вскоре был призван в армию. Всю Первую мировую войну провёл на фронте. Всё та же наблюдательность и привычка к запечатлению увиденного позволили ему позже создать хранящиеся в архиве писателя «Записки гвардейца», повести «Поход в Восточную Пруссию» и «Артиллеристы». В 1917 году А.
Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. Участвовал в Гражданской войне, — в разгроме Юденича, участвовал с отрядом путиловских рабочих в боях под Нарвой 23 февраля 1918 года, командовал артиллерийским дивизионом, воевал под Ростовом и Екатеринодаром. В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма
Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и был эвакуирован для лечения на юг, в Краснодар. В Краснодаре писатель жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллез надолго приковал его к постели, но это дало ему возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать и переосмыслить события, в которых он участвовал, всё увиденное им.
ТВОРЧЕСТВО А. Н. СТЕПАНОВА Вынужденное бездействие сосредоточило все его мысли на книге о героической обороне Порт-Артура. Первые опыты показали, что одних личных впечатлений и воспоминаний недостаточно для создания серьёзного произведения. Записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, конечно, очень помогали, но и этого явно было мало. Тогда А. Н. Степанов приступил к сбору материалы о событиях того времени, начал читать о
Порт-Артуре и русско-японской войне всё, что удавалось достать в Краснодаре, всеми возможными путями старался получать книги из Москвы и других городов. Печататься начал с 1938 года. В многоплановом романе «Порт-Артур» и его продолжении — романе «Семья Звонарёвых» (1959—1963, незакончена), благодаря кропотливому хронологическому воссозданию происходившего,
показаны не только героизм русских солдат и офицеров в войне 1904—1905 годов, но и дана картина обострения социальных конфликтов, созданы живые, рельефные портреты тех, с кем автору приходилось быть в непосредственных контактах. При общей направленности романа к документальности, факты, как того и требует художественная литература, излагаются без буквализма: собирательные образы героев не подчинены также протокольному следованию имевшим место действиям реальных участников; тем не менее произведение обладает качествами
убедительности, что неоднократно и было отмечено критиками. После выхода первой части А. С. Новиков-Прибой писал А. Н. Степанову: «… книга имеет большое познавательное значение и, я уверен, будет принята читателем с большим интересом. Вашу книгу „Порт-Артур“ я прочитал с большим удовольствием. Написана она правдиво, хорошо» (8 февраля 1941 года).
Рецензент романа, генерал-майор А. А. Игнатьев, участник русско-японской войны, вскоре после выхода первой книги «Порт-Артура» отметил «великолепные батальные сцены как на море, так и на суше», «живость и правдивость изображения», превосходное знание автором материала, что позволило ему «не только избежать ошибок, но и передать самую технику войны». Став известным писателем, А. Н. Степанов в своих статьях о работе над романом и публичных лекциях неоднократно рассказывал о
своей жизни в Порт-Артуре, мальчишеских впечатлениях, пребывании с отцом на позициях. И до недавнего времени никаких сомнений в личном участии юного Саши Степанова в обороне крепости не возникало. Но в процессе работы по установлению имён русских офицеров — защитников Порт-Артура никак не удавалось найти документальных свидетельств, подтверждающих слова писателя. Не имелось ни одного документа…, ни одного упоминания в многочисленных мемуарах или исследованиях
о юном Степанове или его отце. Это вызывало всё большее недоумение. Среди участников обороны Порт-Артура было несколько офицеров, носивших фамилию Степанов… Но никто … не подходил на роль отца писателя. Поиски этого офицера заставили пристальнее рассмотреть биографию автора романа «Порт-Артур». В 1944 году роман был переиздан большим тиражом.
А. Н. Степанов получил сотни писем от читателей. Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал свое произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены. Роман был издан семнадцать раз общим тиражом более миллиона экземпляров, — переведен на многие языки, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский
и другие. В 1946 году по роману А. Н. Степанова в соавторстве с И. Ф. Поповым написана одноименная пьеса, по которой 1953 году был поставлен спектакль в Малом театре (режиссёры П. А. Марков и К. А. Зубов). Многие театры страны последовали этому примеру, также был создан киносценарий «Порт-Артур». В 1959 году А. Н. Степановым написана повесть о
Гражданской войне — «Стальной рабочий отряд». ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ПОРТ – АРТУР». РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В течение 1903 г. шел обмен нотами между Россией и Японией. Японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках
"безобразовцев". В июле 1903 г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником в Порт-Артуре был назначен адмирал Е.Алексеев - ставленник этой клики. "Безобразовцы" получили подкрепление в лице министра внутренних дел Плеве, заявлявшего, что "маленькая победоносная война" необходима для отвлечения масс от революции.
Витте был снят с поста министра финансов и переведен на другую должность, где он не мог влиять на внешнюю политику. Во второй половине 1903 г. Япония заняла более жесткую позицию и 31 декабря 1903 г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Царское правительство перед непосредственной угрозой войны пошло на значительные уступки в Корее. Но телеграмма с ответом была послана лишь 22 января 1904 г когда японское правительство уже приняло
решение начать войну. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией под предлогом, что российское правительство не отвечает на японскую ноту, хотя в этот день - 24 января 1904 г телеграмма была уже получена в Нагасаки, но задержана японцами на сутки и передана российскому посланнику на другой день. В ночь на 27 января 1904 г. отряд японских миноносцев внезапно атаковал русский флот на внешнем рейде Порт-Артура.
Из 16 выпущенных мин три попали в броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич" и в крейсер "Паллада". Русская эскадра находилась в состоянии боевой готовности, через несколько минут открыла ответный артиллерийский огонь. Японский отряд, потеряв два миноносца, спешно отошел к своим. Броненосец "Ретвизан" приткнулся на мель у входа в гавань, а "
Цесаревич" и "Паллада" держались на плаву и были отбуксированы во внутреннюю гавань. Наутро японский флот в полном составе атаковал эскадру Порт-Артура, но был отбит огнем кораблей и береговой артиллерии. У русских было повреждено еще три корабля, но у японцев - больше и они отошли на юг. Японцы сосредоточили армию в 48 тыс. чел. и предприняли ряд штурмов крепости.
Первый общий штурм продолжался с 6 по 11 августа не только днем, но и ночью. Японцы имели преимущество в артиллерии и не жалели снарядов. Потеряв в ожесточенных боях около 25 тыс. чел японцы отказались от штурма. Надежды японцев на скорый успех разбились о героизм защитников. Потери русских составили 6 тыс. чел. Получив значительные подкрепления и осадную артиллерию, японцы
в сентябре провели второй штурм, сосредоточив трехкратное превосходство против высот Длинной и Высокой. После упорных боев японцы взяли гору Длинную, но были отбиты от горы Высокой. Их потери составили 7,5 тыс а русских - 1,5 тыс. чел. Японское командование, получив донесение о подготовке в Балтийском море 2-й Тихоокеанской эскадры, не жалело ни солдат, ни артиллерии для захвата
Порт-Артура. Беспрерывно велся обстрел укреплений и порта. Третий штурм был начат 17 октября, но японцы понесли такие огромные потери, что М.Ноги отказался его продолжать. Начался период минно-артиллерийской войны. Японцы рыли подземные галереи для закладки мин под основные форты крепости, постоянно вели сильный артобстрел всех позиций русских. Защитники крепости героически оборонялись, восстанавливали укрепления
прямо под огнем противника, удачно вели контрподкопы и подрывали японских саперов. В крепости наладили производство ручных гранат, были изобретены минные мортиры, метавшие морские и самодельные мины. Но силы солдат и матросов истощались, уменьшались продовольственные пайки, было много тяжело раненых и больных. К ноябрю японцы сосредоточили под крепостью более 100 тыс. солдат и 13 числа начали четвертый штурм, предварив его ураганным артиллерийским обстрелом и взрывами мин у русских укреплений.
Штурм длился 9 дней, перемежаясь интенсивным огнем артиллерии. На горе Высокой, которую штурмовали японцы, из 43 блиндажей уцелело только два. Высокая была взята. На этом участке боя японцы потеряли 10 тыс. чел русские 5 тыс. Взяв Высокую, противник стал уничтожать прицельным огнем корабли эскадры, выпуская ежедневно сотни снарядов из 11-дюймовых орудий. Усилился обстрел крепости и из осадных орудий.
Защитники оборонялись из последних сил, вдохновляемые генералами Кондратенко и Смирновым. Большую поддержку оказывала артиллерия крепости под командованием генерала В.Белого. Стратегическое значение обороны Порт-Артура было огромным. Гарнизон крепости сковывал армию в 200 тыс. чел. и почти весь флот противника. Японцы потеряли здесь 110 тыс. чел. и 15 боевых кораблей.
Но падение крепости позволило японцам освободить 3-ю армию, уничтожить русский флот, захватить 610 орудий, взять в плен 32 тыс. чел. (включая больных и раненых). А через три недели после падения Порт-Артура в России началась революция3. Порт-Артур пал на 329-й день после начала войны, в ходе которой; он сыграл выдающуюся роль. На подступах к крепости была перемолота стотысячная армия японцев; русский флот и гарнизон приковали
к себе почти весь флот неприятеля. Оборона Порт-Артура дала возможность Куропаткину сосредоточить в Манчжурии армию, превосходившую по количеству войск японскую. Немалую роль в падении Порт-Артура сыграли стратегические ошибки, неподготовленность крепости и эскадры к войне, неспособность и нерешительность командования, граничащие с трусостью и изменой, бездарность большинства царских генералов и адмиралов, несогласованность морских и сухопутных планов ведения войны.
Нет никакого сомнения, что история Русско - японской войны 1904—1905 гг. отечественной читающей аудитории известна, в том числе, по роману Александра Николаевича Степанова «Порт - Артур». Как в русской, так и в многочисленной иностранной литературе о русско-японской войне признаётся героическое поведение русских войск, защищавших Порт-Артур. Однако в ней не показан полностью героизм солдат и матросов и не вскрыты до конца подлинные
виновники военных неудач и поражения русской армии в этой войне: царское самодержавие и верхушка генералитета армии и флота. В новой работе о русско-японской войне - "Порт-Артур" Степанова - показаны во весь рост герои войны и обнажены язвы старой армии и политического строя России. Этот труд является удачным опытом в рамках художественного произведения осветить историческую тему с реальными действующими лицами. Автор правильно избрал темой своего произведения защиту
Порт-Артура русской армией и флотом. Он удачно справился со своей трудной задачей; нарисовав в основном исторически правдивое полотно героической обороны крепости. Борьба японцев за обладание Порт-Артуром была важнейшей целью войны. Порт-Артур являлся символом военно-политического могущества царизма на Ляодунском полуострове, поэтому в первый год войны всё внимание японского флота и сухопутной армии было
сосредоточено на Порт-Артуре. Небольшой гарнизон крепости, отрезанный на суше от сухопутной армии и блокированный с моря, при поддержке русского флота сумел 11 месяцев продержаться против сильного врага. Автор не упустил ни одного крупного боевого эпизода ни на суше, ни на море. Описание сухопутных операций начинается битвой за Чин-Чжоу, потом боями на перевалах. Автор добросовестно описывает все штурмы крепости в период её "
тесной блокады", которые были блестяще отражены гарнизоном. Образы настоящих русских патриотов - адмирала Макарова, генералов Белого, Кондратенко и многих других офицеров и солдат, показанные на огромном документальном материале с использованием личных наблюдений. Степан Осипович Макаров был очень активным человеком и развил в Порт –
Артуре кипучую деятельность, стремясь усовершенствовать навыки боя во флоте, также он, небезуспешно, стремился наладить связь флота с береговым ведомством. Он совершил очень много выходов с эскадрой в море и не останавливался даже перед численным превосходством противника. Его любили матросы. В одну из контратак японцев, не ожидая всех броненосцев, Макаров на “Петропавловске”, имея в кильватере “Полтаву” и 2 крейсера, поспешил на выручку “Баяну”.
Но оказавшись в очень невыгодном положении, под огнем неприятеля, Макаров повернул к крепости под прикрытие ее батарей. На рейде к нему присоединились другие корабли, и “Петропавловск”, идя головным, стал склоняться в сторону неприятеля с намерением атаковать его. Но бой не был дан. В 9 часов 43 минуты над “Петропавловском” поднялся громадный столб дыма, раздался громовой взрыв, и
через две минуты броненосец, объятый пламенем скрылся под водой, подорвавшись на минной банке, выставленной японскими заградителями в ночь на 13 апреля. В японской военной литературе указывается, что постановка мин не была замечена русскими. В действительности же неизвестные суда были обнаружены на рейде, и об этом даже доложено Макарову, однако адмирал не разрешил открывать огня, будучи уверен, что это свои миноносцы, возвращавшиеся с разведки. По неизвестной причине
Макаров не отдал утром приказа протралить те места, где были замечены корабли. Не позаботился об этом и его штаб. Командующий Тихоокеанским флотом погиб вместе со штабом, не осуществив своих оперативных и тактических планов и намерений. С гибелью командующего активные операции Порт–артурской эскадры прекратились. Кондратенко принадлежал к тому весьма распространенному на
Руси типу национального героя, которого Лев Толстой гениально представил в романе «Война и мир» — капитана Тушина. Тихий, незаметный, безукоризненно честный и преданный делу службист в минуты роковые преображается в пусть неброского, но настоящего богатыря, который и сам являет собой пример истинного героизма, и ведет за собой миллионы. Не будь этих минут роковых, и наш герой мог так и уйти в мир иной неоцененным по заслугам, не раскрывшим полностью свой талант, дар
Божий. В военной карьере, боевой биографии, не говоря уж об обыденной жизни, у Кондратенко не было и сотой доли скобелевского блеска и популярности. Но по делам своим, особенно главному — обороне Порт-Артура — он вполне сопоставим со Скобелевым, вполне национальный герой. Ближе всего он к герою другой героической обороны генералу
Хрулеву. Хотя бы потому, что ему тоже приходилось преодолевать неимоверные трудности не только со стороны боевого противника, но и собственных командиров и начальников. При этом, не имея покровителей и защитников не только скобелевского уровня, но и хрулевского. До Кондратенко не было у нас такого военачальника. Кондратенко в русской военной истории стал первым выдающимся военачальником из народа.
Именно он открыл галерею великих полководцев-разночинцев, которую достойно завершит маршал Жуков. Произведенный в офицеры, он не погряз в рутинной повседневной службе дальних гарнизонов, не запил, не умер от скуки, а все свободное время уделяет самообразованию, повышению своего профессионального мастерства. Добивается разрешения и в удивительно короткие сроки блестяще заканчивает последовательно две академии — Инженерную и Генерального штаба. Уже это говорит о незаурядных способностях молодого
офицера, Но Кондратенко этого мало, Он составляет поразивший многих профессионалов проект сухопутных укреплений Батумской крепости, который блестяще защищает в Петербурге в Инженерном комитете. Неоценимой станет эта работа, когда он через много лет из ничего будет создавать сухопутную оборону Порт-Артура. Уже эти первые шаги молодого таланта вызывают нескрываемую зависть сослуживцев, непонимание прямых начальников.
А Кондратенко продолжает удивлять. По собственной инициативе работает над статистическим разделом Кавказского справочного календаря, изобретает дальномер, модель которого построил на собственные средства и с помощью которой делал поразительно точные измерения на дальности до 3-х верст. Все это в свободное от службы время. Служба же его на штабных должностях, командиром роты, батальона, полка, бригады, начальника дивизии отличалась обязательными новациями.
Он уже в роте организовал школу начального обучения для нижних чинов. В батальоне и полку постоянно читает лекции для командного состава по теории и практике военного дела. Это не трудно, имея такое блестящее образование. Но нужно еще желание, особая тяга. А это уже Божий дар. Кстати, комендант крепости Порт-Артур генерал Смирнов тоже окончил две академии, но не сделал и сотой доли того, что сделал
Кондратенко. Генерал Кондратенко для Артура был все: и сила, и душа, и мысль, и дух героизма. Своей душевной чистотой и бескорыстным служением делу генерал Кондратенко будил в сердцах своих подчиненных те благородные струны, которые двигают людей на великие и мученические подвиги за Веру, Царя и Отечество. Роман Исидорович для Порт-Артура был все: и сила, и душа, и мысль и дух героизма!
В воздаяние мужества и храбрости, проявленных при обороне Порт- Артура генерал Кондратенко был пожалован орденами Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4 и 3 степени и произведен в генерал - лейтенанты. С верой истинной и светлой Роман Исидорович Кондратенко пронес свой тяжкий и мученический Крест воина Христова на дальневосточных рубежах Отечества в ужасах военных невзгод, так и не дождавшись
спасительной Порт-Артурской иконы Божией Матери. Прапорщик Звонарев - образ собирательный (впрочем, как и большинство в романе). Главным прототипом можно назвать прапорщика запаса инженерных войск Оскара Фабиановича Берга. Причем это относится только к боевой деятельности. Обстоятельства личной жизни Звонарева - художественный вымысел.
В романе "Порт-Артур" есть такой эпизод: в бою с японцами тяжело ранило молодого прапорщика Звонарева. Его осматривают врачи. Главный хирург крепости Гюббенет принимает решение сегодня же, без промедления ампутировать у Звонарева правую ногу ниже колена, иначе тому грозит гангрена Девушка Варя, горячо любящая прапорщика просит: "
Не делайте его калекой!" Но Гюббенет неумолим: иного выхода он не видит И тогда молодой, еще безвестный врач Миротворцев берет на себя смелость повременить с ампутацией. И что же? Он спасает Звонареву ногу! В порыве благодарности Варенька восклицает: "Вы вы не Миротворцев, а Чудотворцев!" Таким он и вошел в историю отечественной хирургии и в сердца всех знавших его - творящим
самое великое чудо на земле, спасая людям здоровье и саму жизнь. Две России - самодержавную и народную - рисует писатель, рассказывая о замкнутой жизни далекого Порт-Артура. Гнилость правящих верхов обнаруживается в типичных их представителях. Таковы царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, член императорской фамилии великий князь
Кирилл, артурский начальник свитский генерал Стессель и приближенные к нему генералы - тупой пьяница Никитин и изменник Фок. Аристократической высокомерие, карьеризм, стремление к личной наживе, предательство и полная безучастность к судьбам Родины и вверенных им тысяч людей характеризует морально опустошенное сословие правителей. На этом безотрадном фоне контрастно выделяются фигуры подлинных вдохновителей и героев артурской обороны – генералов Кондратенко, Белого, известного русского адмирала
Макарова. Глубокое духовное родство с народом - залог и основа успеха их деятельности. Автора привлекают люди с сильным характером, демократическими убеждениями, по-настоящему озабоченные судьбами своей страны и народа. Именно такими задуманы и предстают главные персонажи повествования: прапорщик Звонарев, поручик Борейко, рядовой Блохин - очень удавшийся собирательный образ русского солдата. Образы солдат занимают достойное место в романе. Они хорошо передают разные стороны и свойства народного
характера, говорят о духовном богатстве простых людей. В поэтизации воинского подвига, которой проникнута вся книга, главное - изображение солдатского, народного героизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для многих российских мальчишек книга Александра Николаевича Степанова «Порт-Артур», один из лучших исторических романов, посвященных русско-японской войне 1904–1905 годов, определила их жизненный путь.
Если считать, что Александр Николаевич Степанов не был в Порт - Артуре, то все равно следует отдать ему должное как писателю, сумевшему талантливо создать на основе чужих мемуаров и впечатлений книгу, которая, является одним из значительных произведений русской военно-исторической романистики. Умелое сочетание реальных событий и вымышленных персонажей, захватывающие батальные сцены, выстраивание характеров, сюжетных линий — это придаёт роману особую правдоподобность.
В Париже, на одном из обедов уцелевших защитников говорили, что Степанов в период осады «был ещё мальчиком, много наслышался, много видел, но всё перепутал». Хочется отметить, что роман не экранизирован, а вот японцы сняли прекрасный серьёзный фильм "Порт-Артур", в котором помимо японской стороны, представлена и наша, русская сторона конфликта. К сожалению и о Цусимском сражении художественный фильм также сняли японцы - "
Цусима" (иногда его выпускали под названием "Битва в Японском море"). Роман А. Н. Степанова "Порт-Артур" вошел в золотой фонд советской литературы. Он издавался семнадцать раз тиражом более миллиона экземпляров. Роман переведен на языки народов СССР и на многие иностранные, в том числе на английский, французский,
венгерский, китайский, японский и другие. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. История военного искусства. Под общ. ред. П.А. Ротмистрова. — М„ 1963. -T.I. -С. 256-258. 2. История военно-морского искусства. Отв. ред. Н.А. Питерский. — М„ 1953 Т.З С. 42-50; 53-62. 3. История русско-японской войны. 1904-1905 гг. М 1977; 4.
Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т./Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина 2-е изд испр. и доп М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 Т. 1. 5. Русско-японская война М.: Изд-во Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 6. Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование.
Кн. 1. Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с. 7. Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2. Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с. 8. Шишов А.В. Загадка Порт-Артурской трагедии: тайна гибели адмирала Макарова: историческая гипотеза. Новый часовой. —1995. —№3. —
С. 10-20. 1 Смена, 1945, № 1 2 №1 2010 г. «Военно-исторического журнала» 3 Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т./Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина 2-е изд испр. и доп М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 Т. 1.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Гипертоническая болезнь |
Реферат | Сон и его дефекты |
Реферат | Строение сердца |
Реферат | Charles Lindbergh 2 Essay Research Paper Charles |
Реферат | Скрещивание Drosophila melanogaster |
Реферат | Строение и функции среднего мозга |
Реферат | Бразильский Карнавал |
Реферат | Нейронные сети и их устройство |
Реферат | Разработка программного обеспечения по автоматизации учебного процесса в колледже |
Реферат | Русско-польская война 1605 1618 |
Реферат | Теория пассионарности и этногенеза |
Реферат | Тетерева |
Реферат | Тяжелые металлы |
Реферат | Экологические проблемы озер в России |
Реферат | Бюджет Российской Федерации |