Петербургв изображении поэтов-эмигрантов первой волны Содержание Раздел 1. Анализ общей ситуации влитературной жизни России на рубеже веков 1. Кризиссимволизма 2. Акмеизм 3. Футуризм 4. Вкладтворчества эмигрантов в русскую культуру Раздел 2. Петербург в творчествеэмигрантов Петербург
И. Бунина Петербург И. Северянина Петербург Г. Иванова Петербург С. Ч рного Петербург А. Белого Петербург В. Набокова Заключение Раздел 1.Анализ общей ситуации литературной жизни на рубеже веков 1. Кризиссимволизма Рубеж веков вРоссии стал периодом расцвета литературы. Возникают новые, модернистскиетечения литературы.
Появляются новые имена И. Анненский, В. Брюсов, К.Бальмонт, Д Мережковский, И. Бунин, Г. Иванов, А. Блок, Б. Бугаев Белый , А.Ахматова, Е. Кузмин, Б. Пастернак. Новую жизнь начинает сатирическая поэзия ипублицистика С. Ч рный, Тэффи, А. Аверченко . Сотворениенового человека главная цель символизма, который появляется в русскойкультуре в кризисно-переломный момент отечественной истории на рубеже веков.
Символизм,возникший в этот период, был не просто литературным направлением. А целымкультурным образом русской интеллигенции. Символистами называли людей, которыеподчинялись законам символизма, и строили жизнь по его принципам. Эти законы заключалисьв остром переживании конец века , понимании его как апокалипсиса, концачеловеческой истории. После этого конца символисты предвидели новую жизнь жизнь в
Вечности. Она должна была разрешить весь трагизм человеческогосуществования. Символистыпротивопоставляли декадентам , которые также ощущали конец света, но не верилив начало новой жизни и не пытались бороться с хаосом в сознании. Символисты жебыли уверены в том, что, сумеют подчинить хаос себе, и их главное оружие былослово. Мы требуем отпоэта писал Брюсов в статье Священная жертва чтобы он неустанноприносил свои священные жертвы не только стихами
но и каждым часом своейжизни, каждым чувством своей любовью, своей ненавистью достижениями ипадениями. На алтарь нашего божества мы бросаем самих себя. Только жреческийнож, рассекающий грудь, да т право на имя поэта . Символисты понимали, чтоновый мир можно создать только если полностью уничтожить старый. Старый мирнужно принести в жертву . Вслед засимволизмом появляются акмеизм и футуризм и эгофутуризм, которые встали напротивоположную символистам сторону.
2. Акмеизм В 1911 годувозникает кружок Цех поэтов , во главе с Н. Гумил вым и С. Городецким. Вкружок входили в основном, начинающие поэты А. Ахматова, В. Гиппиус, М.Зенкевич, О. Мандельштам, В. Нарбут и другие. Гумил в обакмеизме Всегда помнить о непознаваемом, но только не оскорблять своей мыслио н м более или менее вероятными догадками вот принцип акмеизма .
Акмеизмпозволил укрыться от хаоса эпохи в вещный мир, эстетизированный ижизнеутверждающий, замкнутый в кругу личных переживаний. На самом деле,за программным акмеистическим жизнеутверждением стояло внутреннее депрессивноесостояние. Акмеисты уходили от истории и современности и признавали искусствотолько для искусства. 3. Богоборческими настроениями и же6ланием низвергнуть все нравственные ценностипрошлого, старого мира
.Футуристы В. Хлебников, В. Маяковский и другие,стремились обновить, оживить слово, его глубинный смысл, вывести из него целыйряд родственных значений и звучаний. Они были революционерами поэзии и вформальном и в смысловом плане. 4. Вкладтворчестваэмигрантов в русскую литературу В результатеОктябрьской революции и гражданской войны образовались как бы два потокарусской литературы
те, кто смог остаться и творить в новом режиме, и те, ктоне выдержал существования в системе тоталитарного государства. За границейоказались Бунин, Цветаева, Зайцев, Северянин, Ходасевич, Мережковский, Шмел в,Набоков, Иванов, Адамович, Куприн, Осоргин Ильин , Глазданов, Сосинский,Гиппиус, Андреев, Замятин, Ремизов,
Аверченко, Алданов Ландау , Саша Ч рный Гликберг , Тэффи Лохвитская , Кузнецова, Степун, Одоевцева, Шаховская,Поплавский, Бахрах и другие. Зарубежнаярусская литература есть временно отвед нный в сторону поток общерусскойлитературы, который прид т время воль тся в общее русло русскойлитературы, и воды этого отдельно текущего за рубежом России потока, пожалуй,больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем водывнутрироссийские
так определил место эмигрантской литературы в общерусскойкультуре литературовед Г. Струве. Сначала русскиеэмигранты уезжали в Европу география эмиграции первой волны - Литва,Финляндия, Чехословакия, Париж, София, Берлин, Харбин, Белград . Но послегитлеровской оккупации из Франции эмигранты потянулись в Америку. Если не всемы, то, наверное, многие из нас изведали за эти т
мные, скорбные и скудные годыпространственного отрыва от русского народа, русской природы, русской земли ирусского национального быта тоску по родине это своеобразноедуховное ощущение, которое приходит само, овладевает душой и, подобно голоду илюбви, неотступно требует утоления, пока не получит его. Это ощущение можнобыло передать так вс то, что предлагают нам другие народы их быт, их язык,их душевный строй и духовная культура переживаются в эпоху такой тоски как нето, не отвечающее нашей душе и нашему
духу это воздух, который кажется намбезвоздушным это пища, которая не насыщает нас это пить , которое не утоляетжажду если это сон, то после него хочется опять заснуть если этободрствование, то душа мечтает о том, чтобы приснилась е чудесная Россия , -говорит об этом периоде философ И. Ильин. Раздел 2.Петербург в творчестве эмигрантов 1. ПетербургБунина Многиепоэты-эмигранты, измученные ностальгическими переживаниями, посвящали своипроизведения
родине и самому е сердцу - Петербургу. Например, Иван АлексеевичБунин в стихотворении На Невском 1916г. переда т ощущение Петербурга какогромного, холодного, равнодушного, живущего своей жизнью города, гдепроносящиеся кареты, кол са, взрывающие снег на мостовых, зажигающиеся огни в несметныхокнах, грубо чернеющие баржи на канале являются живыми участниками событий,истинными жителями этого города.
Жизнь Петербурга передпется символично,эскизно, мазками. Это движение пролетающих воронов, напряженные, поджатые губыкучера в прон сшейся карете, скульптуры на Анечковом мосту И на мосту,с дыбящего коня И сбронзового юноши нагого, Повисшего удиких конских ног, Дымилиськлочья праха снегового Ощущениеодиночества, отверженности и близости смерти поэт, по его словам, не мог забытьвсю жизнь
Я молод был,безвестен, одинок В чужом мнемире, сложном и огромном. Всю жизнь япозабыть не мог Об этомвечере бездомном. 1. ПетербургИгоря Северянина Игорь Северянини Георгий Иванов по своим идейно-художественным программам заняли некуюсерединную позицию между акмеизмом и футуризмом. Они назывались эгофутуристами.Их эстетика и поэтика отличались от всех течений, существовавших в это
время.Но вскоре оба поэта отошли от эгофутуризма. Для ИгоряСеверянина Петербург - город, качающимся на топком месте , город, обреч нныйна разрушение для построения на его граните нового красавца-города каксимвола новой России. Северянин называет Петербург склепом для мертвецов , окровавленным пиратом , живым мертвецом , возможно, именно потому, что этотгород был колыбелью революции.
Северянин гневно обвиняет Петроград и обрекаетего на гибель Твояпугающая близость Над намизанес нный нож. Твоиболезни, голод, сырость Вот чем тывласть свою умножь Ты проклят.Над тобой проклятья Ты словношхуна без руля. Раскрой жетопкие объятья, Держащаятебя земля. В более позднемстихотворении Северянина
В этот май 1929г описывающем майский день настрелке Васильевского острова, слышится то же печальное пророчество Былаобреч нность и гибель В глазах,островах, в белой жути. И вкаждой-то каменной глыбе Был сказ опоследней минуте. Болотной,чахоточно-белой кажется автору майская сирень, угасающими - детские горелки в тот май полум
ртвый на Стрелке, где мертвыми стали фиалки Интересно, чтосовсем иначе описывает Северянин Москву В ней иубогое богато, Полнызначения пустячки Княгинястарая с Арбата Читает Фетасквозь очки У поэта Москваассоциируется с уютными церквушками, вечерними прогулками на тройке вдольМосквы-реки, кокотками , радушными особняками, где московским солнышкомхозяйка растапливает невский л д
Стихи Москве 1925г. 3. Петербург Г.Иванова Примкнув какмеизму, в последующих своих книгах Георгий Иванов прозрачностью стиха ич ткостью мысли поставил преграду неосимволизму, неофутуризму и прочим нео ,затемняющим сам смысл поэзии, уводящим е на боковые тропы, где забытаевангельская истина, что слово есть Бог . Много и с оченьразным настроением писал о Петербурге Георгий Иванов стихотворения Петроградские волшебства ,
Видения в Летнем саду , К памятнику . Петрограддля него прежде всего воплощение истории могущества Руси, блеск славы давнейи живой . Дома, улицы, площади , колонны вс пронизано памятью о русскихцарях, полководцах, зодчих Священныйсумрак белой ночи! Неумолкающийприбой! И сновавечность смотрит в очи Гранитнымсфинксом над Невой. Томящийветер дышит снова, Рождаясмутные мечты,
Ивдохновения былого, Железныйгород, полон ты! Былое величие икрасота Петергофа так близки поэту, что он мечтает застыть в саду пустынномфонтаном, деревом иль изваянием стихотворение Петергоф . В Стихах оПетрограде чувствуется, что настоящее города вызывает только боль ираздражение поэта Нева плещется гулко , бледное солнце сияет редко , Сурово желтеютстаринные зданья, И кони надплощадью смотрят сердито,
И плещутсяволны, слагая преданья О славе былого,о том, что забыто. Петербуржцыкажутся Иванову людьми расч тливыми, скупыми и грубыми . И даже воспетый поэтами всадник победный глядит с осужденьем в бездушныелица . В таком настроении поэт и прошлое России ощущает не по обыкновениюмогущественным и славным, а кровавым, с жестокими неправыми судами, изменами,переворотами.
В конце стихотворения прорывается досада и боль поэта А людипроходят, а люди не видят, О, городгранитный, твоей красоты, И плещутсяволны в напрасной обиде, И бледноесолнце глядит с высоты. Совсем иначе -с удивительной л гкостью, чувственностью, радостью описывает Иванов зимнийПетербург в стихотворении Опять на площади дворцовой .
Блестящая серебромколонна , покрытая ковром морозного инея мостовая , беспечный смех , живыелица , залитая солнцем Нева вс это заставляет радостно трепетать сердцепоэта. 4. ПетербургСаши Черного Саша Ч рный Александр Михайлович Гликберг , сотрудничавший во многих сатирическийжурналах, едко высмеивал быт и идеалы русского обывателя, пустую жизньренегатствующей интеллигенции, вс же редко поднимался до уровня политическойсатиры, не
посягая на социальные идеалы сборник Сатиры 1910г. Так, в л гкуюсатирическую сказку облекает автор скучную быль петербургских окраин ОкраинаПетербурга 1910 г. Фонари горяткак бельма, Липкий смраднавис кругом За рубашкуветер шельма Лезет острымхолодком. В стихотворение На петербургской даче 1909 года Саша Ч рный с великолепным юмором описываетвсю бесконечную обыденность
и скуку происходящего, принимая и с юморомвышучивая своих друзей и самого себя На потолке всырой тени Уснули мухи.Сатанею Какойвосторг в такие дни Узнать, чтошаху дали в шею! Дрожу, какмокрая овца И нет конца,и нет конца! В стихотворении Санкт-Петербург 1910 года юмор Ч рного сочетается с горькой иронией,скепсисом по отношению к прекрасному будущему и попыткой принять естественного человека в его усиливающемся одиночестве.
В 1914 годуСаша Ч рный уходит добровольцем на фронт и возвращается к творчеству уже в 1922в Берлине цикл Война . Зарубежное творчество Саши Ч рного пронизано болью итоской по утраченной родине. Он идеализирует то, что раньше высмеивал - старыйпетербургский быт, несуразную огромную страну свою, которая кажется емунедосягаемым миражом . Вс чаще звучат мотивы безысходности, жизненного тупика.СходствоПетербурга Саши Ч рного и Петербурга Достоевского особенно проявляется встихотворении первого
Вид из окна 1910г Там где-тонебо спит аршином выше, а внизсползает серый люк двора Чужие тени , холодные ст кла , колонны труб и скат слинявшей крыши , махнато-пыльныепровода , вс это вызывает у Ч рного такое же подавленное отношение к жизни,как у героев Достоевского. Захватанныекопотью и пылью, Туманами,парами и дожд м, Громады стенс утра влекут к бессилью, Твердяглазам мы ничего не жд м 5.
ПетербургАндрея Белого В поэтической прозеА. Белого роман Петербург 1927г. город фактически является одним из героевпроизведения. Он предста т перед нами то промозгло-серый с хвостатой ивиснущей копотью под серыми камнями набережных перил , то с залитым яркимлунным светом каналами и куполом Исакия, то с высвеченными багряным вечернимсолнцем аметистово-дымными кружевами зданий, причудливыми
выступами икарнизами, балконами и кариатидами. В Петербурге А.Белого есть не только дворы-колодцы по квадрату на обывателя , но и дворцы,построенные Растрелли, бережно хранящие историю с Петровских врем н Летнийсад, хоть и утративший былую красоту, но любимый и охраняемый бурная, лижущаягранит, Нева Мойка, окруж нная светлыми домами, украшенными милыми львинымиголовами и, конечно,
Невский проспект. Невский, величие которого превращаетотдельного человека в икринку , уносящий людей в едином мыслительном потоке, вединой бессмысленной фразе. И эта бессмысленная толпа, эта многоножка пробегает по Невскому столетиями, разрушая временные пределы. Особенно дорогаА. Белому необъятная прямолинейная упорядоченность параллельных
Питерскихпроспектов, пересеч нных сетью улиц под прямым углом. Успокаивала его фигура квадрат . Естьбесконечность бегущих проспектов с бесконечностью бегущих пересекающихсяпризраков. Весь Петербург бесконечность проспектов, возвед нная а эннуюстепень. За Петербургом ничего нет . Так для А. Белого Петербург сталсимволом, раздвигающим границы времени и пространства . Символистскаяпозиция А. Белого активная, жизнеутверждающая.
Его символизм заставляет хаосотступить перед магией слова, символа, разнообразия ролей и масок, превращающихжизнь в фантасмагорию, которая несет в себе глубинные тайны бытия и истинныеценности. 7. ПетербургВ.В. Набокова ВладимирВладимирович Набоков, писатель-интеллектуал, живя в Америке, не находит тамничего райского, никакой Аркадии , несмотря на всю е красоту и даже навозможное сходство с русской природой. Бродя в светлом лабиринте памяти , ондаже в европейских пейзажах видел
густую еловую опушку русского парка . И лишьв слове, в творчестве, изогнутым как радуга , мечтает поэт вернуться в полыхающий сумрак России Почти во всех его произведениях звучит надеждавернуться на родину. И это желание вернуться сопряжено у него, как и у другихэмигрантов - русских изгнанников - с ощущением страха, которое напоминает обегстве. Бессмертноесчастие наше Россиейзовется в веках, Мы края невидели краше, А были вомногих краях,
Наш дом начужбине случайной, Где миренизгнанника сон, Как ветром,как морем, как тайной, Россиейвсегда окружен. Возвращение,даже бегство в прошлое, постоянно звучит в его поэзии и его Россия чаще всегоозначает для него Петербург В Петровомбледном небе штиль, Флотилиятуманов вольных, И на торцахвосьмиугольных,
Все та жезолотая пыль. Всю жизньНабоков вспоминал, думал и писал о Петербурге Мне чудитсяв Рождественское утро Мой л гкий,мой воздушный Петербург поэма Петербург Петербург живетв памяти поэта, и он отображается в его стихах, такой же живой и реальный А вгородском саду мо м любимом Между Невойи дымчатым собором, Сияющие,л гкие виденья И еще пример Санкт-Петербург узорный иней,
Ex librisбеса, может быть, Но дивный Ты уплыл и ныне Мне непонять и не забыть Заключение Эмигрантыгде-то в душе понимали, что в прежнюю, дореволюционную Россию им не вернутьсяуже никогда. Да и ее саму не вернуть. Революция разрушила все, что было дорого.Наверное, та боль и гнев, с которой описывают поэты-эмигранты любимый город,связаны с постоянным желанием и невозможностью оказаться там вновь.
Хочетсязакончить работу словами Осипа Мандельштама, который осуществил все-таки сво желаниеуже в 1930 году, после долгих лет странствий по России Я вернулся вмой город, знакомый до сл з, До прожилок,до детских припухлых жел з. Ты вернулсясюда так глотай же скорей Рыбий жирленинградских речных фонарей. Узнавай жескорее декабрьский ден к, Где кзловещему д гтю подмешан желток. Петербург, яещ не хочу умирать
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |