Государственная ПолярнаяАкадемияКафедра русского языка и литературыРеферат Гесиодовский миф о пяти веках. Происхождение иПараллели в других мифологиях.Выполнил Ремизов ДмитрийГруппа 211-АСанкт-Петербург 2002Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительномуопределению конец VIII или начало VII в. до н.э. Он является, таким образом, младшимсовременником гомеровского эпоса.
Но в то время как вопрос об индивидуальном творце Илиады или Одиссеи представляет собой сложную и не решеннуюпроблему, Гесиод первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Онсам называет сво имя или сообщает о себе некоторые биографические сведения.Отец Гесиода покинул из за жестокой нужды Малую Азию и поселился в
Беотии,около горы Муз ГеликонаБлиз Геликона осел онв деревне нерадостной Аскре,Тягостной летом,зимою плохой, никогда не приятной. Труды и дни Беотияпринадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции сбольшим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла игородской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения,подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство
и традиционный быт, но беотийскоекрестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелкимземлевладельцем и вместе с тем рапсодом странствующим певцом . Как рапсод, он, вероятно, исполнял игероические песни, но его собственное творчество относится к областидидактического наставительного эпоса. В эпоху ломки старинных общественныхотношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни,моралист и систематизатор мифологических
преданий.От Гесиода сохранились две поэмы Теогония Происхождение богов и Труды и дни Работы и дни . Поводом для написания поэмы Труды и дни послужилпроцесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэтсч л себя обиженным судьями из родовой знати в начале поэмы он жалуется напродажность этих царей , пожирателей даров славишь царей-дароядцев,Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
В основной части Гесиод описывает работыземледельца в течение года он призывает разорившегося брата Перса к честномутруду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем счастливых и несчастливых дней . Гесиод отличается большой наблюдательностью он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать вниманиечитателя яркими образами. Особое же внимание в поэме следует обратить на миф опяти
веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов золотойвек, серебряный, медный, героический и железный.Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый родлюдской создали счастливым это был золотой век. Бог Крон правил тогдана небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, нитруда, ни печали. Не знали они и немощной старости всегда были сильны и крепкиих ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром.
Смерть,наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имелипри жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилосьим тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, испокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века.Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, иникого не осталось из людей этого поколения.
После смерти люди золотого векастали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, ониносятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс послеих смерти. Второй людской род ивторой век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряныйвек. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людямзолотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав,покидали они их.
Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они былинеразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были людисеребряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать имжертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Онразгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светломОлимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не знаяни радости, ни печалей им тоже
воздают почести люди. Отец Зевс создалтретий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Издревка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медноговека гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не елиплодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост инесокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их
руки.Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиямиработали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственнымируками уничтожали друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачноецарство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитилаих, и покинули они ясный свет солнца. Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас жевеликий
Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской,более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев.И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли усемивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали подТроей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкоеморе. Когда всех их похитила смерть,
Зевс-громовержец поселил их на краю земли,вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных водОкеана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год даетим плоды, сладкие, как м д. Последний, пятый век ирод людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем,не переставая, губят людей печали и изнурительный труд.
Боги посылают людямтяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше,оно царит всюду. Не чтут дети родителей друг не верен другу гость не находитгостеприимства нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, неценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие.Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей.
Всвоих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людямостались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла. В социально историческом отношении этототрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и началоклассового общества, где действительно все являются врагами друг другу.Картина смены веков имеет совершенноисключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в нейпредставление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной.
Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера Од. II, 276 Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большейЧасти все хуже отцов, лишь немногие лучше.Перенесение в далекую, незапамятную древность состоянияземного совершенства учение о золотом веке - свойственно народнымпредставлениям и известно у многих народов этнологФриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной
Америки . К немунадо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах.Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представлениеразвито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества. Болеепоздние литературные оформления той же мысли встречаются, например в Метаморфозах Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н.э. по 18 г. н.э.
У Овидия представлено четыре века золотой, серебряный,медный и железный. Век золотой, в котором люди жили без судей. Не было никакихвойн. Никто не стремился заво вывать чужие земли. Не надо было работать земляприносила вс сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока и нектара. Затем приш л век серебряный, когда был свергнут Сатурн имиром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень.
Появились дома, люди сталиработать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный векДухом суровей он был, склонней к ужасным браням,Но не преступный еще. Последний же весь из железа.Вместо стыда, правды и верности появились обман иковарство, козни, насилие и страсть к обладанию. Люди начали ездить в чужие земли.Стали делить землю, воевать друг с другом. Все стали бояться друг друга гость хозяина, муж жену, брат
брата, зять тестя и т.д. Однако междупредставлениями Овидия и Гесиода есть различия у Овидия происходит непрерывноепадение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается век золото, серебро, медь, железо. У Гесиода же нисхождение временнозадерживается четв ртое поколение этогерои, герои Троянской и Фиванской войн время жизни этого поколения неопределяется никаким металлом.
Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода.Герои вне ее. Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героическогоэпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которомупринадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их зарамки мрачной картины третьего медного поколения.Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кромеОвидия, у
Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия. Список использованной литературы 1. И.М. Тронский.История Античной Литературы. Ленинград 19512. Н.Ф. Дератани,Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по Античной литературе. Том I. Москва 19583. Лосев А.Ф Тахо-Годи А.А. и др.
Античная литература Учебник для высшей школы. Москва1997.4. Н.А. Кун. Легендыи мифы Древней Греции. Калининград 20005. История греческойлитературы, т.1. Эпос, лирика, драма классического периода. М. Л 1947.6. Гесиод. Работы идни. Пер В.Вересаева. 1940
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |