Реферат по предмету "Литература"


Лермонтов М.Ю.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность: данная тема является весьма интересной и актуальной в XXI веке. Я считаю, главная мысль заключена в том, что русский народ достоин лучшей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Цель: определить идейно-художественные своеобразия гражданской лирики М.Ю. Лермонтова. Задачи: изучить историко-биографические основы лирики


Лермонтова, выявить систему образов гражданской лирики Лермонтова (на основе стихотворений), определить особенности гражданской лирики Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве – в доме , стоявшем на углу Каланчевской улицы и площади у Красных ворот. Время не пощадило ни этот дом, ни Красные ворота, сооруженные в середине


XVIII века. В наши дни и площадь, и расположенная на ней станция столичного метрополитена носят имя Лермонтова. Лермонтову было пятнадцать лет, когда он составил первый рукописный сборник своих произведений, надписав но его обложке: «Мелкие стихотворения. Москва, в 1829 году». Эта тетрадь сохранилась до наших дней. О вошедших в нее стихах Лермонтов говорит, что он «как бы по инстинкту переписывали перебирал их» и был поражен, когда узнал,


что и Байрон делал то же самое. «Это сходство меня поразило!» - восклицает Лермонтов. Пройдет всего три года, и юный Лермонтов напишет: Нет, я не Байрон, я другой, Еще не ведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой… Эти строки как бы подводили итог не долго, но бурной поры отроческих раздумий


Лермонтова о том, каким будет его жизненный путь , какие предстоят ему тревоги и битвы. Лермонтов рано осиротел: ему шел третий год, когда умерла его мать. Детские годы будущего поэта были омрачены жестокой семейной распрей между его бабушкой и отцом – небогатым армейским капитаном в отставке. Властная «гвардии поручица» Е.А.Арсеньева потребовала, чтобы отец не вмешивался в дела воспитания своего сына, и разлучила их.


Когда отец умер, юноша Лермонтов написал горькие строки: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя. Детские и отроческие годы будущего поэта прошли в имении Е.А. Арсеньевой Тарханы (ныне село Лермонтово, Белинского края, Пензенской области). Здесь он узнал и полюбил красоту русской природы, впервые услышал русскую сказку


и песню, былину про Ивана Грозного и предания о Разине и Пугачеве. Здесь он слышал и рассказы участников Отечественной войны 1812 года. Сюда в конце 1825 года пришло известие о восстании декабристов в Петербурге и выступление Черниговского полка на Юге. Родные братья Е.А. Арсеньевой – Аркадий и Дмитрий


Столыпины были друзьями руководителей декабристского восстания: один из них дружил с Рылеевым, а другой с Пестелем. Только скоропостижная смерть избавила братьев Столыпиных от арестов и суровой кары… Все что юный Лермонтов узнал о восстании декабристов, а затем об их казнях и ссылках потрясло его душу. Подвиг декабристов определил весь путь Лермонтова.


Он скоро почувствовал себя их наследником. Темы и мотивы декабристской поэзии появились уже в самых ранних его стихах и поэмах. Осенью 1830 года Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву и через год поступает в Благородный пансион при Московском университете. В ту пору царил дух свободомыслия, преклонения перед памятью казненных декабристов. Из рук в руки передавали пансионеры политические стихи


Рылеева, запрещенные произведения Пушкина, Грибоедова, Полежаева. В марте 1830 года Лермонтов впервые увидел «высочайшего фельдфебеля» с «оловянными глазами» - императора Николя I. I выразил крайнее недовольство гуманностью преподавателей и независимым поведением воспитанников. По его приказу пансион был преобразован в гимназию.


Не желая подчиняться казенным гимназическим порядкам, Лермонтов подал прошение об увольнении и стал готовиться к поступлению в университет. В том же году Лермонтов стал студентом Московского университета, где тогда учились Белинский, Герцен, Станкевич, Огарев. Напуганное восстанием декабристов, правительство установило за преподавателями и студентами университета полицейский надзор.


Несмотря на это, молодежь страстно обсуждала жгучие вопросы своего времени, спорила о новых произведениях Пушкина, готовила себя к жизни деятельной, к борьбе с произволом и деспотизмом. Когда Лермонтов заканчивал второй курс, ему было «посоветовано уйти» из университета, как говорили, «за нарушение университетского устава». Тогда же за политическую неблагонадежность был исключен из числа студентов Белинский. Оба они потеряли право поступления в другие университеты.


Лермонтов сделал попытку поступить в Петербургский университет – ему было отказано. По совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу. По окончании военной школы Лермонтов был произведен в офицеры и поступил в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе под Петербургом. Поэт близко знакомится с жизнью столичной аристократии. Это знакомство дало ему материалы для драмы «Маскарад» и неоконченного романа «Княгиня


Лиговская». Русское общество узнало имя Михаила Юрьевича Лермонтова в дни прощания с Пушкиным, предательски убитым на дуэли. В те скорбные дни гневное стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», словно раскаты грома, прозвучало над Петербургом, и отзвуки его прокатились по всей стране. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью и страхом: его


текст был доставлен царю с припиской: «Воззвание к революции». Император Николай I увидел в Лермонтове преемника декабристов и преемника Пушкина. Он приказал немедленно выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. Царь рассчитывал, что здесь мятежный поэт скоро «успокоится», а то и погибнет в одной из стычек с горцами. Кавказ вдохновил поэта на завершение поэмы «Демон», на


создание романа «Герой нашего времени» и других замечательных произведений. В 1838 году, благодаря хлопотам родных Лермонтова, опаленный поэт был возвращен из ссылки. Вскоре после приезда в Петербург Лермонтов напечатал в журнале «Отечественные записки» стихотворение «Дума». Как и «Смерть поэта» оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно,


Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. В этих горьких словах Белинский услышал «гром негодования», он почувствовал в них «грозу духа, оскорбленного позором общества». Великий критик воспринял «Думу» как исповедь одного из лучших представителей поколения, жившего в страшные годы реакции, после поражения восстания декабристов. «Эти стихи с волнением говорил Белинский писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для


которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на свои своим воплем, своим стоном » Вначале 1840 года Лермонтова арестовали за дуэль с сыном французского посланника бароном де Барантом. Друзья поэта полагали, что он будет скоро отпущен.


Ведь было известно, что Барант сам дал повод для вызова. Известно было, что на дуэли Барант целился в Лермонтова, но промахнулся, а Лермонтов, стрелявший вторым, намеренно выстрелил в сторону. Лермонтова арестовали, а второго участника дуэли – Баранта не тронули. Более того, отец Баранта требовал, чтобы


Лермонтова немедленно удалили из Петербурга: он мешает его сыну делать карьеру дипломата при царском дворе! Сидя под арестом на гауптвахте, Лермонтов узнал, что его противник распускает о нем по Петербургу нелепые слухи. Поэт вызвал Баранта для объяснения. Тот приехал на гауптвахту и после резкого разговора с поэтом вновь вызвал его на дуэль. Он сделал это, несомненно, с ведома начальника тайной полиции


Бенкендорфа, которому поручено было поскорее поставить Лермонтова под дуло пистолета. Однако их новая дуэль могла состояться лишь после того, как Лермонтов отбудет наказание за первую. Вскоре царь утвердил приговор военного суда: послать Лермонтова на Кавказ и назначить его в армейский полк, который находился в одном из самых дальних и опасных мест кавказской линии. Царь снова послал поэта под пули.


В дни второго заключения в ордонансгаузе Лермонтов написал стихотворения «Пленный рыцарь» и «Соседка», связанные своей настроенностью с такими его стихами как «Узник» и «Тучи». Отправляясь в последнюю ссылку, Лермонтов написал полное боли и гнева стихотворение «Прощай немытая Россия…», где каждое слово, обращенное поэтом к тем, кто обрек его на изгнание, звучит как пощечина. Положение Лермонтова было особенно тяжелым потому, что обстоятельства русской жизни тридцатых годов


девятнадцатого века обрекали его на одиночество. Вожди декабристов были казнены. Те из декабристов, кто избег казни, находились на каторге или в ссылке. Осенью 1839 года Белинский писал одному из друзей, жившему за границей: «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов». В другом письме Белинский так говорил о Лермонтове: «… мне кажется, что в этом юноше готовится третий


русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника». Придя в русскую литературу как наследник Пушкина и младший современник Гоголя, Лермонтов и погиб, как Пушкин только еще более молодым. Он был убит на дуэли 15 июля 1841 года, не дожив до 27 лет. Лермонтов близок нашему времени не только в тех произведениях, где он выступает как певец свободы и


поэт-патриот. Нам бесконечно дороги и те его лирические стихи, в которых дивная художественная форма сливается с высоким строем мысли. В сегодняшней борьбе за воспитание прекрасного человека, которое ведет наше общество, нам очень дорога лермонтовская лирика, утверждающая красоту живой жизни, любовь к ней, зовущая к действию, к борьбе за торжество добра и правды. ЛЕРМОНТОВ И ЕГО «НЕМЫТАЯ РОССИЯ» Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества.


Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство, Россия Лермонтова предстает в другом виде, это — ….немытая Россия, Страна рабов, страна господ… Именно о России говорит поэт в стихотворении “Жалобы турка”, называя ее страной, где “стонет человек от рабства и цепей”.


Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”: Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за успехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей Друг! этот край моя отчизна! Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение.


Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М.Ю.Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего, славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не приемлют неволи. В своем творчестве М.Ю.Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя.


И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М.Ю. Лермонтова интересуют, прежде всего, переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца


Калашникова”, настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою


на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку. В лирике Лермонтова эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й - 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений.


Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов - выразители идей своей эпохи. Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества - от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов - продолжатель идейно-художественных традиций


Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики - безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели.


Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения - горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи. Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени -


Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Стихотворение М.Ю. Лермонтова Родина Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении


«Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» - одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века. Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики


М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина». Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии


поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я , но странною любовью».


В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю.


Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина». Но помимо всего в стихотворении «Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в «Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал: «Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного


пути находится только в народе».[1] Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь». «Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. - задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического


изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В "Родине" появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о "странной" любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю


сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. У М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Родина» две контрастные темы, из которых первая (тема официальной


России) дается в традиционных поэтических формах: «Слава купленная кровью», «Темной старины заветные преданья». Во второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов происхождения из низкой действительности. Торжественная интонация возникает в первой строке стихотворения: Люблю отчизну я, но странною любовью! – и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части:


Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Образ Родины дается в стихотворении в развитии от широкого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патриотизма, следует изображение большого мира России: Но я люблю – за что, не знаю сам –


Ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Это стихотворение говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно – демократической поэзии. Именно этим стихом, Лермонтов вписал свое имя в число вечных спутников и современников нашей жизни и нашей культуры. Пафос героической эпохи – это пафос поэзии


Лермонтова, всегда устремленный в будущее. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из выше поставленных мною задач, я доказала, что тема Родины в лирике Лермонтова, действительно актуальна и в XXI веке. Ведь прошло уже столько лет, а имя Лермонтова помнят все. Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше обстоятельств, потому что впереди


вечность. Лермонтов это знал. И Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека. Исходя из слов Лермонтова можно увидеть, что люди XXI века тоже восстает против политического гнета, и каждый стремится к свободе и счастью в


России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1)Н.А.Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе. 2)Избранные статьи М.: Современник, 1980. – 444 с стр. 179. 3)Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27 4)Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М Л.: Наука, 1964, стр.172. 5)Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174. 6)В.


Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 – 1848 годов. 7)М.: Художественная литература, 1982. – Т.9 863с. – С.455. 8)Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. М 1973.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кодификация римского права
Реферат Воздействие на рынок ценных бумаг с использованием налогов и финансовых инструментов
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины экономика общественного сектора (название дисциплины)
Реферат Николай Михайлович Языков
Реферат Усовершенствование технологического процесса механической обработки детали "Стакан"
Реферат А. И. Герцена программа учебной дисциплины енф. 02 Информатика основная образовательная программа
Реферат Protagonists American Psycho Essay Research Paper
Реферат Приватизация государственной собственности
Реферат Способы обучения общеразвивающим упражнениям
Реферат Conflict Of Visions Essay Research Paper Conflict
Реферат Лалли-Толендаль, Трофим Жерар
Реферат Правові дефініції у законодавстві
Реферат Байронический герой в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Реферат Разработка информационной системы средствами СУБД Access
Реферат Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова Очарованный странник