Реферат по предмету "Литература"


Книга Г.О. Винокура "О языке художественной литературы"

Московский государственный лингвистический университет.Кафедрарусского языка.Реферат по книге Г.О. Винокура О языке художественной литературы студента 1 курса 101кор англ. учебной группыАкимова Ильи.Москва1996 год. ПЛАНВведение.Основная часть.НововведенияМаяковского в литературный язык.1 Слово и классы слов.2 Слово внутри класса слов.3 Слово во фразе.4


Слово в предложении. Заключение. Известный языковед и литературовед советского периода профессор МГУ с1942 года Григорий Осипович Винокур 1896-1947 на протяжении своей творческой жизнизанимался вопросами истории русского литературного языка, текстологии, культурыречи. Основные труды его посвящены изучению языка и тваорчества А.С.Пушкина, А.С.Грибоедоваи В.В.Маяковского.КнигаГригория


Осиповича Винокура О языке художественной литературы в разделе Анализ да т представление о возможностях языка на примере творчества выдающегося поэта серебряного века В.В.Маяковского,широко использовавшего различные языковые средства.Прежде всего нужно сказать , что свои новаторства Маяковский не считал годными для употребленияв повседневной жизни.Но все его нововведения представляют большую ценность и материалдля исследования с филологической


точки зрения, что и находит отражение в книгеГ.О. Винокура. 1 Слово и классы слов. Слова ,как известно, делятся на изменяемые и неизменяемые,часть из которыхвыполняют такую же синтаксическую функцию ,как и изменяемые.Маяковский изменяетправилам современного языка , делая из несклоняемых склоняемые существительные чаще всего это - фамилии и иностранные слова .Интерес представляет то,по какимпринципам он склоняет то или иное слово так , а не иначе.


В основном Маяковскийруководствуется звуковой формой слова если слово заканчивается на твердый согласныйто оно относится к мужскому роду , если на гласный - к женскому , если на о ,ток среднему хотя здесь попадаются исключения , например Ромеов , в бюре .Этот стилистический прием придает тексту яркую фамильярнуюэкспрессивность.Интересно , что Маяковский превращает в существительные транскрипциюиностранных слов даже не являющихся существительными - каторза от фр.cators-14 , лимитеды от англ. limited-ограниченный .


Любопытны случаи образования существительных от наречий,происшедших когда-тоот существительных.Синтаксически любое слово может выступать в роли существительного, но здесь происходит морфологическая переделка мир обложен сплошным долоем , сиялв lt gt нагише воскрешение слова нагиш ,зарегестрированного у Даля как бедный,голыйчеловек , сыпало дребезгою звоночной и т.д.А так же случаи образования от прилагательных Идите голодненькие, потненькие, покорненькие,закисшие


в блохастомгрязненьке новаторство подчеркнуто суффиксом еньк . Или только синтаксически смотрела,кривясь , в мое ежедневное .Применяетсяи способ субстантивизации ,например от местоимения всяк Ведь глазами видел каждый всяк, где новаторство подчеркиваетсяопределением перед всяк .Встречаются и случаи субстантивизации и целых выражений разве былаямассовость отченаша оправдывала его


право на существование из статьи Васне понимают рабочие и крестьяне , где часть выражения переходит из одного морфологическогокласса в другой нашего-наша ,что соответствует просторечному в дом отдыхе . Этот же прием был использован еще до Маяковского - в Братьях Карамазовых привключении в русский текст иностранных выражений чувство сельского pater familias а Герцен Былое и думы Следующим значительным явлением в творчестве


Маяковского является словообразование и словотворчество ,когдак основе одного класса он добавляет различные аффиксы.Эти процессы могут протекатькак внутри одного класса так и между разными классами слов.Сначала рассмотрим второйвариант образование существительных от глаголов- рыд , фырком , ор -безприставочным непродуктивным в современном языке, но часто употребимом в старинном народном языке способом. То же видим у Пушкина в Евгении Онегине - топ, хлоп ,шип .


Маяковскийобразует существительные от любых частей и частиц речи ,например ,от глагольныхмеждометий звяк , теньк от действия добавлением суффикса ло - заткните lt gt орло существительные ,обозначающие результат действия суффиксом ево Бродвей сдурел. Бегня и гулево. Стальнойизливаются леевой - леева сущ.ж.р. от лить .Любопытенспособ образования притяжательных прилагательных к основе присоединяется непродуктивныйсуффикс-


слонячий , лаечный,квартирошный ,трамвайский ,легкомыслой головенке , или Вот и вечер в ночную жуть ушел до окон хмурый декабрый качественное прилагательное .Также в поэзии Маяковского наблюдаются неклассифицированные ,но ,безусловно,любимые им новообразования серпастый молоткастый паспорт , штыкастый еж .Илидаже то чего в русском языке быть не может кафейные двери , поцелуйная сладость , мелочинным роем , слух ухатый


Притяжательные притяжательные прилагательные имеют особое положение,способствуютперсонификации ущелья кремлевы не дослушал скрипкиной речи губы вещины бумажкинвид .В современном языке от этих существительных можно образовать только относительныеприлагательные,но никак не притяжательные.У Маяковского рядом стоят выражения ущельякремлевы и вышки кремлевские , следовательно,употребление той или иной формы зависитот стилистической задачи- притяжательная форма употреблена для


уничтожения разницымежду лицом и вещью что характерно для современного языка Потебня .С другой стороныМаяковский воскрешает древнерусскую традицию типа сын Владимиров , зуб зверин .Притяжательноеприлагательное обусловливает употребление существительного в значении особи, чегои пытался достичь Маяковский.Поэтому в творчестве поэта встречается множество притяжательныхприлагательных на ий , ов , ин ,определяющих не вещи,а людей и животных веселостьюпесьей , человечьего мяса , в лошажьи


животы , в компании ангельей , тома шекспирьи и даже два суффикса притяжательности на собачьевой площадке . Замечателен фактобразования притяжательных прилагательных от существительных и местоимений, когда-топроизошедших от прилагательных Еслиж он старший усвоит сменит мнение мненье старшино. Под пером Маяковского начинаютизменяться и неизменяемые иноязычные слова с настойчивостью Леонардо да-Винчевю хотяв данномслучае -тв.пад ед.ч ж.р формы на -ин и на -чный совпадают


Винокурсклонен считать ,что употреблена притяжательная форма -ин .В разговорном языке чста замена притяжательной формы качественной соль бертолетовая вместо бертолетова .Небезынтересна работа Маяковского над сравнительной степенью прилагательных,особеннопроизошедших от существительных.Например романнее , чем дальше - тем ночнее акогда указано исходное существительное пример становится нагляднее Взлетел, простерся орел самодержца черней, чемраньше, злей, орлинее.


Образуются у Маяковского прилагательныеи от наречий гимн еще почтее .Или Ну,а меня к тебе и подавней-я же люблю- тянет и клонит .Интересно , что современнаяморфология не соотносят слова давний и подавно .Ну и конечно,поэт не мог обойти своим вниманием глагол - образует егои от наречий, и от междометий, и от звукоподражаний расчересчурясь , размерсился , сердце изоханное , дундудеть .


Образование таких слов можно наблюдать в городскойобиходной речи , хотя ей явно присуща форма на -кать не мерсить ,а мерсикать .Интересенслучай со словом дундудеть , где современное звукоподражание наслаивается на древнее.Многочисленныи продуктивны случаи наращения приставки на обычную форму слова испешеходить , замашинив , вытелю .Здесь возможны два варианта либо от беприставочного глагола,либо ,наращивая приставку на неглагол получаем приставочный глагол.Винокур подмечает,что и в общеупотребительном языке от естьслучаи


образования глаголов от имен наращением приставки оформить укрупнить , но этот способ не очень популярен в современном языке. У Маяковского этим способомпроизводятся необычные образы обезночел , разбандитят . Подводя краткий итог, Винокур говорит оботсутствии семантической разницы для Маяковского от какой части речи образовыватьглагол.Если образуется от имени ,то обозначает деятельный признак, и все равно,абстрактные , конкретные или


какие-либо другие существительные берутся за основу развеерился , иззахолустничается головастить , сгитарьте , зарождествели . Винокур отмечаетобразование глаголов от имен собственных фамилий- чемберлениться , муссолинит , убиганятся губы от парфюмерной фирмыhoubigant от географических названий- миссисипиться . Автор статьи считает недостаточноразработанной тему анализа связи семантики и морфологии этих новообразований.Поего мнению в некоторых случаях промежуточные звенья словообразования пропущены озноенный , раскитаенные


фамилии .2Слово внутри класса слов.Как только у слова появляется род, слово вступает в морфологические отношенияс другими словами. Категория рода определяется по двум признакам - семантическомуи морфологическому.Винокур замечает, что Маяковский обычно сохраняет существительнымрод, присущий им в общеупотребительном языке,хотя иногда, меняя суффиксы, влияетна категорию рода.Например пироженью рвотной .Но так как Маяковский - новатор врамках хотя бы сколько-нибудь употребительного


языка, а языку это явление не свойственно,такие нововведения редки в творчестве поэта.Однако можно найти такие примеры иностранныеслова типа рояль - фильм - фильма , зал - зала - зало употребление явно подчиненорифме муча перчатки замш далее ид т замуж больший интерес с точки зрения Винокурапредставляет употребление таких вариантов с сатирической задачей например, присвоениемужчине женского свойства взревел усатый нянь из поэмы Хорошо о


Милюкове виммитации сцены разговора Татьяны и няни из Евгения Онегина Е утешает усатая няня,видавшаявиды, Пэ Эн Милюков. Другая мотивация изменения категории рода дляМаяковского - иммитация детского языка Обезьян. Смешнее нет. Что сидеть, как статуя?1Человеческийпортрет, даром,что хвостатая.Варианты нововведений в категории числа в поэзии Маяковскиого намногобогаче - зачастую поэт, заменяя


единственное число множественным созда т образы никак не ассоциирующиеся в обыденнойжизни с множественностью.Если имя собственное употребляется во множественном числеэтим выражается обобщ нность, подч ркивается риторичность и,конечно, свидетельствуетоб эмоциональности.Этотруднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий1Еслиударами ядр Тысячи Реймсов разбить удалось бы сдохнут Парижи, Берлины,


Вены1Здесь, по мнению Винокура, ярко просматривается связь с гиперболизмом особеннораннего Маяковского армиями Ромео и Джульетт , Ллоид Джоржи ревели со своихпостов . Любопытно употребление абстрактных понятий во множественном числе. Этимавтор пода т это понятие в виде конкретизированного образа,олицетворения, овеществления.Употреблением названия вещества во множественном числе


Маяковский добивается опрелмечиваемости,так как перед читателем сразу встают сорта обычное употребление мн.ч. с сущ. веществ .Такжеупотребление множественного числа в этих случаях прида т тексту экспрессию фамильярнойречи.Леглона город ргомадное гореисотни маленьких горь. Чтоб природами хилыми не сквернили скверы .А вот с веществами Есть ли нашихзолот небесней или товары, питья, еды .


Категория числа в русском языке менееформальна, чем категория рода, хотя формально любое существительное может стоятьво множественном числе. Это и использует Маяковский в мягких мебелях . Любопытно, что во времена Пушкина форма мебелях была вполне употребительной. Категория числа да т Маяковскому богатуюпищу для словотворчества


Тащусьмеж канавищ канав, канавок.Хлеба! Хлебушка! Хлебца!А в стихотворении Евпатория поэт выстраивает целый ряд необычных форм от словаевпатория- евпаторийскую - евпаторийцами - евпаторийки - евпаторьяки - евпаторьяне- евпатор нки - евпаторьячьи - евпаторство , и что интересно, к каждому из этихслов Маяковский находит рифму.Обилие подобных форм можно видеть и в других его стихах,например, в


Военно-морской любви . Пристрастие к слову определяет частое употреблениенесвязанных морфем кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходилсянарод в учреждения.Или на заседании А-БЕ-ВЕ-ДЕ-ЖЕ-ЗЕкома .И ещ -идите и обрящете- иди и рящь е - .Этот при м используется с разными стилистическими целями для иммитации крикатолпы, его истолкования насмешки или сатиры стилизации деской речи и, по мнениюВинокура, просто ради творчества особенно в ранних


футуристических работах какбы устраивая смотр словообразовательным средствам языка .На этой почве филолог сравниваетМаяковского с Хлебниковым и,выявляя различия в принципах употребления нововведений,вс -таки призна т, что Хлебников повлиял на оформление стиля молодого Маяковского.Винокуртакже говорит о смещении обычных отношений слов с абстрактными и конкретными значениями.Приэтом слова отвлеч нные превращаются в вещи или живые организмы.


Морфологически этодостигается присоединением суффиксов, характерных другому семантическому классу.Здесьвозможно несколько вариантов во-первых присоединение увеличительных суффиксов котвлеч нным существительным духотище , красотищи , войнищи .Здесь наблюдаетсяиммитация явлений фамильярной речи типа силища , хвостище .Это и обусловливаетпонятность и экспрессивность подобных конструкций.Во-вторых - присоединение уменьшительныхсуффиксов задача и принцип те же плачики , нэпчик , любовишки


, смертишек . К этому же типу относятся случаи приращения увеличительных суффиксов к существительнымматериалов лучище , водища , народина Есть и третий случай, когда увеличительныеили уменьшительные суффиксы присоединяются к именам собственным Бродвеище , декабрик , поцелуишко , потерийка любопытно,что здесь вычленяется новый суффикс -ийк ,не существующийв языке .Все эти при мы служат для материализации понятий.Естьв произведениях Маяковского и работа обратная этой- создание обобщ нных,отвлеч нных,собирательных


понятий от конкретных существительных баронь , стоэтажие , рыхлотелье , мещанья , доисторичье . Любопытнообразование нового типа слов,женского рода, заканчивающихся на мягкий согласный рабкорь , склянь .Зачастую Маяковский бер т за основу действие или признак, вытесняет привычные суффиксыи получаются нищь и голь , л гочь , ясь , жью кожи , в жадности и в алчи .Авторстихов не ограничивается этим трел р тот, кто изда т трели , читаки , красавка , калекша всеэти


слова имеют значение действующего лица,ведь в рамках будничной речи ему тесно.Именнопоэтому также создаются сложные слова.Винокур останавливается на четыр х классахтаких новообразований 1 с суффиксом -ье тупорылье,рыхлотелье, визголосие интересно-не визгоголосие ,как по правилам языка .2 слова,основанные на принципе теле- ,радио- радиосплетни , звездомедведья , молодолес прилаг 3 сложением основ, или ,точнее говоря, сложениемслов людогусь , пролетариатоводец , дрыгоножество 4 сложносокращ


нные слова типа современного хозрасч т млечпуть , самокритик-совдурак .Авторфилологического труда также отмечает большое количество сложных прилагательных.Причиной этого он видит ритмические особенности стиха а также тяготение к грандиозным образам что характерно для классицизма быстрол тный , мордой многохамной , стодомым содомом , тысяче-миллионо-крыший волжских селений гроб . Принцип образованияэтих неологизмов - книжный, необычность и новизна - семантические.


Занятны конструкции,часть основы которых составляет определение крикогубый , быкомордая орава , кудроголовым волхвам , прич м отношения в этих прилагательных сходны с отношениямисуществительного и приложения в предложении.Маяковский имеет в виду с губами -криком , мордой - быком и т.д. Такое истолкование Винокуром этих конструкций являетсяновым к ним подходом.Также филолог отмечает, что поэт не избегал и обычного способа образования слов,например, красноязыкий


, звонконогие , лазоревосинесквозные . Иногда сложные прилагательныесоздают комический эффект эскадры верблюдокорабледраконьи . Не обош л своим вниманием Винокур и способа образования слов присоединением приставки -раз , которая усиливает признак. Разужасная , разувлекательный , распробабкиной , время распроститучье и даже от united - разЬюнайтед. А когда эта приставкаприсоединяется к превосходной степени прилагательного получается как бы превосходнаястепень


в квадрате, что характерно не только для творчества Маяковского, но и дляразговорной речи пресволочнейшая штуковина , распронаиглавнейший . То же видими с существительными рассоциализм , архиразиерархия Довольномного у поэта новообразований в приставочных глаголах. Подробно Винокур не описываетэтот при м всвязи с освещ нностью его в филологии ,а останавливается на


двух частныхслучаях 1 вторичное наращение приставокна глаголы, уже снабж нные ими 1 .Языковед выделяет здесь два случая принцип - испозолочено как в древнерусском изурезались , порастыкали , где наращение возможно из-за потери первой приставкойсвойств этой части слова изъиздеваюсь . Маяковский тем самым воскрешает сложноеслово, превратившееся в современном языке в простое.2 отсечение дополнительных морфем приставок и суффиксов от глагола.


Этим поэтобновляет восприятие слова ложите , взвидишь , Ну и сон приснит вам полночь-негодяйка .Винокур отмечает, что анализ его, разумеется, не полный, но общие тенденции намеченыв некоторых существенных отношениях .3. Слово во фразеЯкобсон говорит, что поэзия Маяковского - это поэзия выделенных словпо преимуществу.Винокур в своей работе пишет о том, что с точки зрения версификационногоанализа позиция


Якобсона верна, но нужны синтаксические обоснования.Их он приводитв главе Слово во фразе .Дело в том, что стиль Маяковского - это разобщ нные отрывки, связанные семантически,а не синтаксически.Поэтому при устранении синтаксической зависимости речь превращаетсяиз связанного потока в обрывки, которые превращаются в строй независимых синтаксическихединиц, дополняющих друг друга своими семантическими


значениями без опоры на формуслов. В то время как в языке приняты конструкции уехал вчера , очень ум н , у Маяковскогочаще встречается не примыкание , а обособление 2 .Для поэта нет разграничений между вы, с вашей добротой и вы с вашей супругой т.е. обособление доходит до крайних пределов слова, семантически составляющие одноцелое, синтаксически разобщены и превратились в несколько синтаксических целых.Для того, чтобы понять детали нужен более тщательный рвзбор.


Здесь Винокур выделяет несколько случаев употребление изолированных именительных падежей чаще поэт употребляетих несколько подряд, с опредедениями и без них, но обязательно без глаголов . Функциитаких конструкций различны а картинное изображение места и обстановки действия,обрисовка аксессуаров сюжета Ночь. Надеваете лучшее платье.Или Бульвар Машина. Сунь пятак что-то повертится, пошипит гадко.Или такой яркий пример из стихотворения


Про это Лубянский презд. Водопьяный вид вот. вот фон. В постели она. Она лежит. Он. На столе телефон.б достижение кинематографического эффекта Мотоцикл. Толпа. Сыщик. Свисток.в именительный падеж как исходный пункт для рассуждения.г употребление для лаконизма например в автобиографии Я сам Беллетристикине признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм.


Как мы видим функции разные, но смысл один - разобщ нность именительных падежей,которые превращаются в независимые синтаксические целые, связанные семантически.Это явление выделяется и в общеупотребительной речи, что отмечают Шахматов и Пешковский.Ноони склонны толковать разобщ нные именитльные падежи как сказуемые, а, следовательно,какпедложения. Винокур считает иначе в синтаксических целых которыми являются разобщ нныеименитльные


падежи нет наклонения и времени, поэтоу они не предложения. Хотя филологотмечает аналогичную с предложениями функцию этих конструкций, но только с оговоркой,что это достигается различными средствами.Другие именительные тоже не сказуемые.Отличие от существительных синтаксических единств состоит в том, что они разобщеныс текстом, что прида т новую художественную ценность слову. Например, числительныеобычно не употребляются без существительных,


но Четыре.Тяж лые,какудар. Кесарево Кесарю - Богу богово .Где именительный отдел н от других определений.Наиболее ярко разобщение видно на примере конструкции именительное ФРАЗА глагол Винокурсклонен считать, что такая конструкция предложением не является . Морган. Жена. В корсетах. Не двинется.Или Москва. Вокзал. Народу сонм. Набит, что в бочке сельди.Изолированные именительные аналогичны по функции в тексте


- т.к. любые синтаксическиесвязи с текстом отсутствуют, то они несут лишь смысловую нагрузку, которая и позволяетотносить их к тексту.Майстоял.Позапрошлоелето.Вещи. Всем по пять кило.Лингвист говорит нам о сходных конструкциях, которые также встречаются в стихахМаяковского. Если бы у данного слова не было тире, его можно было бы принять запрямое дополнение. Кто-то предлагал - сквозь Землю до Вашингтона кабель.


Здесьнет вопроса в винительном или именительном падеже кабель, да это и не важно т.к.конструкция синтаксического смысла не имеет. Или например Обалдело дивились выкрутас монограмма, дивились сиявшемусеребром полированным Монограмма синтаксически равна сиявшему Атак же Картина третья. Бытовая. Разв ртывается утрамвая ТРИ отдельные синтаксические целые, которые в обычном языке были бы подлежащим,дополнением и сказуемым ОДНОГО предложения.


Разобщ нные именительные - частныйслучай преодоления синтаксиса поэтому и короткая строка в творчестве поэта и разбросслов, обычно связанных . Скушно Пушкину. Чугунному ропщется.Были времена - прошли былинные здесь одно существительное употреблено в двухместах - сначала без определения, а затем определением.Поэтому повышаетсявес прилагательного, появляется возможность его субстантивизации.Вот и ещ примерсвоеобразия языка


Маяковского.Другое словесное разобщение достигается вытеснением зависимой формы независимой. Пелагея, что такое? где ещ кусок жаркое?Вместо двупланоаой конструкции кусок жаркого , этим и обусловлено такое разделениена строки.А вот ещ способ освобождения слова от синтаксических связей слово, принудительнотребующее дополнения, употребляется без него. Я не могу на улицах! .Независимое употребление разных звеньев предложения приводит к отсутствиюглагола там, где по норме он


нужен.Но т.к. основанием высказывания ,как правило,является независимый член речи, нет надобности в глаголе.Здесь нет предикации, аесть нерасчлен нный способ выражения, которым обладает каждое слово. Доглагольное синтаксическое построение делится на несколькослучаев. 1 восклицания Нагнали каких-то.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажитепожарным 2 Условные конструкции после еслиЕслиб рот один, без глаз, без затылка


- сразумогла б поместиться в ротцелаяфаршированная тыква.3 Целевые конструкциипосле чтобы Глупыеречь заводят чтобдед приш л,чтобигрушек ворох.Однообдумывает мозг лобастого,чтобывернее, короче, сжатее.4 Иллюзия недоговор нности Икогда говорят мне , что труд, и ещ , и ещ ,будтохрен натирают на заржавленной т рке первоначально - говорят про труд .Дальнейшимследствием этого принципа является отсутствие союзов


Замечали вы - качается в каменных аллеях полосатое лицо повешенной скуки Иззахолустничается. Станет - Чита.Иногда у Маяковского независимость получает грамматическое выражение Глазау судьи - пара жестянокмерцаетв помойной яме Сказуемое тяготеет к сравнению что можно наблюдать в древнерусской литературе а князь их - фота на голове красная - клюквы воз - щека.Любопытно, что между членами нет отношений подчинения, есть присоединение независимыхчленов.


Синтаксическая самостоятельность уравнивает все слова и уничтожает иерархию Маленькая, но семья. Хорошо и целоваться, и вино.Тот же смысл и при преобразовании других, менее свободных категорий Мы знаем,кого мети! , Поэзия - это сиди и над розой ной Зачастуювидим изменение ранга слова, например, превращениепредлога в наречие занимательно, что в древности эти предлоги скорее всего и былинаречиями Иза,инад,ипод,ипреддомовдредноуты


Иногда поэт производит инверсию и без перемены функции, например Возрадуйтесь, найден выход из положенья этого Нередко он опускает предлоги, тем самым замедляя онаречивание существительного спредлогом По Красному морю плывут каторжане, трудом выгребая галеру . Или Склонилась руке ,где обозначение предмета, к которому обращено действие опятьже подвержено древнерусской традиции избивая гуси и лебеди завтроку и обедуи ужине. .


Винокур отмечает, что Маяковский не любит подчинения, а предпочитаетсвободные присоединительные конструкции Оскольких можно упразднить, заменя добросовестным телевоксом .Испуститчих -держусьна месте еле я Таким образом, особенностью языка Маяковского является ослабление синтаксическойсвязи за сч т семантической слово может быть синтаксическим целым без иерархическихотношений с другими словами.


Также в языке литературы этого неординарного поэтанет различия между словом и предложением что, как отмечает Винокур, было присущепрародителю всего земного языка т.е. существовала одна единица общения - предложение-слово-звук-крик . О ч м это говорит? Нет, совсем не об архаизации или стилизации - Маяковскоготрудно представить человеком, берущим что-либо из прошлого, он жил самым современным это говорит о сохранении некоторых черт праязыка,которые интуитивно


оживил и пустилв литературу Маяковский. 4Слово в выражении. Фразеология Маяковского представляетсоединение слов как носителей материальных значений.Выражение для него - фразеологическийаналог синтаксического целого т.е. предложения . Фразеологическими сращениями называются такие лексическо неделимые обороты,обобщ нно-целостное значение которых не определяется значением составляющих егокомпонентов.


3 У Маяковскогонаблюдаем борьбу с омертвением отдельного слова в фразеологическом сращении. Словавосстанавливают свои отдельные значения, т.е. происходит процесс, аналогичный тому,что прослеживался в синтаксисе. Поэт созда т такие условия, что слово во фразеологизмедолжно ожить, чтобы фраза была понятна.1 употребление слова в его буквальном и примитивном значении, что зачастую слышимв разговоре детей . После того,как одна дама сказала, что в каком-то деле она собакусъела, мальчик перед е появлением стал


прятать своего щенка. Совершенно так жеМаяковский пишет Она буржуазия -измухи делает слонаипослепрда тслоновую кость.Налицо разложение идеоматики Если зуб на кого - отпилим зуб Ктоиз вас, из с л, из кожи вон, из штоленнешагн т впер д Буквальность из кожи вон подч ркивается параллельными конструкциями изс л, из штолен


И, конечно, разложение более слабых конструкций Как трактир мне страшен ваш страшный суд , Розданные Луначарским венки лавровые сложим в общий товарищеский суп. Или Сегодня с денщиком ору ему - Эй, наваксь штиблетину, чтоб видеть рыло в ней и конешно - к матушке, а он меня к моей,кматушке, к свет к Елизавете Кирилловне!Такое употребление обусловливает двойное восприятие - и целого, и частей.


С такимподходом поэт получает возможность подбирать слова в выражения не боясь омонимиис фразеологизмами. Сплошной ливень вспенил белый океан, сшил белыми нитками небои воду. В данном случае наличие фразеологического сращения шито белыми нитками просто игнорируется.Это я попалпальцем в небо, доказал он - вор!Приципы Маяковского дают богатый материал для каламбуров На земле огней - до неба


В синем небе зв зд - до чорта.Метафора - это подмена одного значения слова другим 4 в общеупотребительном языке есть разграничение сочетаемости слов вообще и метафорв частности. Поэтому мы говорим духовные искания но поиски работы . А у Маяковского Я ногой, распухшей от исканий обош л Тут оживает первоначальное значение которое не зависело от контекста .всердце таком слованичего не тронут


трогаютих революций штыком.Это четверостишье напоминает полемику о слове трогать в эпоху Карамзина.Дорогадо Ялты будто роман вс время надо крутить. от просторечного крутитьлюбовь .Зачастую каламбур рождается при использовании чистого омонима Чтобы суше пяткам- пол стелется, извиняюсь за выражение, прбковым матом.Ещ одно нововведение - подмена части фразеологизма


В этой теме, и личной, и мелкой, перепетой не раз и не пять Или Если кто кого ругает особенно по общеизвестной матери Таже природа в Окнах роста - пословицы нашла коза на камень , Колчак -не воробей, вылетит, не поймаешь Это написано 50 лет тому впер д , Мы аж на тракторах пахали от мы пахали , Облако в штанах по аналогии с философв юбке .


Всеэти нововведения не просто для эксперимента, цель поэта - максимально полно использоватьэкспрессивность языка вообще и разговорного языка в частности.Только такое словомогло всколыхнуть массы, сагитировать, убедить.Какпишет сам Винокур, это не полный анализ творчества Маяковского, но он является полным,довольноинтересным, освещающим те стороны творчества поэта, о которых не было сказано ранее.Филологвысказывает мысли, теперь ставшие основополагающими в исследовании языка


Маяковского.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Г.О. Винокур О языке художественной литературы глава Анализ 1 Тренин 2 в филологии этитермины употребляются применительно к другим конструкциям Пешковский 3 М.И.Фомина 4 Г.О. Винокур



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рассказ о семи повешенных
Реферат 010600 Физика конденсированного состояния вещества
Реферат Основные о оборотные фонды предприятия
Реферат The Death Of Socrates Essay Research Paper
Реферат Философские проблемы технического прогресса. Его плюсы и минусы
Реферат Философия экзистенциализма 3
Реферат Деятельность местной власти по исполнению переданных государственных полномочий в области социальной политики на примере Нерюнгринского района
Реферат Роль государственного программирования России
Реферат Теория денег 4
Реферат Ответственность за вред причиненный действиями государственных орг
Реферат Основы брэндинга
Реферат Характеристика клиентов гостиничных предприятий и их типы
Реферат Фьючерсные контракты в управлении финансовыми рисками
Реферат Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях
Реферат Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия Оценка системы