Валентин Распутин. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Биография Распутина в его творчестве Здесь даны и родословная писателя , и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских крав , а другой ветвью из архангельских основали на
Ангаре две деревни , но теперь не осталось ни одной , обе ушли на дно. Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное существо. Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья. Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.
Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с е чисто русским, ликовым лицом , суховатым и удлиннным это рассказ Василий и Василиса. Ещ бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи. Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с казнными деньгами. Великое терпение матери. Вс это тоже в книгах Распутина.
Открылась ли в раннем детстве одарнность мальчика Видела и поняла эту одарнность мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше при трх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привзший мальчика в Усть-Уду райцентр. Мы тебе парень, не дадим пропасть. Видели и земляки в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров
окликали и наперебой поили чаем. После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молоджной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком Я забыл спросить у Лшки и был опубликован в альманахе Ангара 1961г Окончив университет в 1959 году ,
Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники Костровые новых городов и Край возле самого неба. В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в
Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал Крстным отцом начинающего прозаика. Первая книга рассказов Распутина Человек с этого света была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть Деньги для Марии. В полную силу талант писателя раскрылся в повести
Последний срок 1976г заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести Живи и помни1974г и Прощание с Матрой 1976г поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981г. вышли новые рассказы Наташа , Что передать вороне , Век живи - век люби. Появление в 1985 году повести
Распутина Пожар отличающейся остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдат общественной и публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ В ту же землю, очерки Вниз по Лене реке, в 1996г. рассказы Поминный день, в 1997г. Нежданно негаданно, Отчие приделы.
Живт и работает в Иркутске. Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных архаровцев. Пожар, Прощание с Матрой, Последний срок, Живи и помни - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.
Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть , жизненным материалом деревня как правило , за уральским хребтом и на севере вологодская , архангельская, костромская области.
Героем человек этой деревни тот , что и доселе живт на земле своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго. Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах
Сибири очерк Вниз и вверх по течению несомненным становилось , что имя его чаще повторяется и звучит громче других имн. Так было когда после ряда очерковых публикаций книжек появилась первая , получившая всесоюзное звучание , повесть Распутина Деньги для Марии 1967г так было и со следующей повестью Последний срок 1970г и со следующими Прощание с Матрой 1976г Пожар 1986г Повесть Пожар опубликованная журналом
Наш современник , в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР. В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой , тажную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека. Валентин Распутин художник болеющий за человека , врачующий его раны. Природа его творчества гуманность Нет сейчас проблемы важней , чем высокое , достойное времени, нравственное
утверждение человека говорит писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и главное направление художественных исканий всей советской литературы. В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как истинный мастер слова. Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести вс сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения , будто бы автор чего то не сказал о них или сказал не так.
Прочитав повесть не возникает желания чем то дополнить автора , нет подозрения в каких то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего вс решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства. В своих повестях он ведт речь о таких вещах и событиях человеческого существования , которым недомолвки
и различные вариации попросту несвойственны , не в природе этих событий. В повестях Последний срок, Живи и помни речь идт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни рождение человека навсегда остатся для него тайным и неизвестным никто не знает и не помнит своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть же факт сознательный. Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста
, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал е очевидную близость при каких то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас Немногие прослеживали е так внимательно на протяжении многих страниц , как это сделал Распутин в Последнем сроке. Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят так начинается повесть.
Ночью старуха умерла - так она заканчивается. Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем е покидают, то вдруг возвращаются вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает е прошлое и настоящее, перед нами проходит вся е жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной
и в то же время такой типичной для е поколения , для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в е непрерывных раздумьях , когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения особенно тогда , когда трое из детей покидают мать в самый канун е смерти Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая подошла к концу и в которой было
вс рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым создано вс вокруг не На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни. К старухе матери из разных городов и сл собрались , чтобы проститься с ней , е взрослые дети каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при смерти , вот вот умрт и дети перед нею только
дети, и всеми владеет чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти , последнего часа, матери.
Разъехались дочери Люся и Варвара по своим делам и заботам надеясь на благополучный исход. Не ради смерти старухи Анны была написана повесть Последний час, а ради живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.
Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов. И здесь, в этой повести датся безупречное соотношение между живым и умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и дети е то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и завершены. Живи и помни повесть продолжающая тему жизни и смерти. Главная героиня в этой повести Настна Гуськова. И в этой повести смерть , но смерть
Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть е не в срок, и не во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из Последнего срока, и поэтому гибель Настны воспринимается нами как что-то несправедливое , как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настны Андрей Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы
Великой Отечественной войны Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню Атамановку. Изначально он как будто не сомневается вот он побудет дома , повидает близких , а дальше ему одна дорога смерть. Он е заслужил , он е не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознат , что вс что он думал, не так и не то.
Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег с войны. Достигнув Атамановки, скрываясь в е окрестностях Андрей живт в состоянии глухой и вс более ожесточенной войны с окружающим его миром лесом, рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми наблюдает издалека. В этой иступлнности с которой он преследует коз, просматривается не только желание
насытится едой, но и желание из преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей силе над слабыми и ни в чм не повинным созданиями. Он не добил раненое животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и смертью Гуськов постепенно начинает озверевать. Сначала воя из желания передразнить волка, повадившегося в зимовье,
постепенно Гуськов чувствует , что именно в этот тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и убийственный стон способен хоть как то облегчить, выразить его зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения с людьми, жизнь в тайге среди зверей вс это постепенно превращает его в зверя. Настна с каждой встречей вс меньше узнавала мужа. Этой женщине светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть одновременно.
Она чувствовала, глядя на мужа что она сразу же покрывается противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и завыть. Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настна вдруг, в одночасье обнаружила, что е муж, е любимый, е суженный, долгожданный и желанный вернулся, но вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым, хотя был участником событий, которыми живут души народные и е Настина душа простая жила.
У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у Настны дезертиром вернулся , преступником Встреча с мужем для Настны была долгожданной и желанной, но превратилась в воровскую и жуткую. Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание встречи. Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса как быть
Перед каким неописуемо сложным испытанием поставила е жизнь. Трагедия всегда заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настны . Застигло е глубокое, чистое от природы, но ещ не сформировавшееся чувство врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведт к единственному верному и возможному психологическому руслу самоубийству. Самоубийство Настны удесятеряет вину
Андрея. Нет, она не простила Андрею его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в е представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой. А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным , жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью, бесхарактерностью, животным
страхом смерти. Не мысля себе пути назад, единственный выход видит в том, чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настны это не только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не остатся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой, освободительной войне.
Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати с небольших домах, война в душе каждого е жителя , и значит они не могут не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещ больше усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов, догадываясь о том что сын его где то здесь рядом, и тот жесток и непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдт если отец и сын встретятся
лицом к лицу где нибудь в тайге Может быть тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он принадлежит. Живи и помни поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошл и выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение
Распутина целиком обращено в день сегодняшний. Оно завт сегодняшнего читателя жить честно и прямо. Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства, которое в родстве со своим народом неотделнности от него и состоит. А нет первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведт неизбежно к полному поражению, трагедии, позору. Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они очень даже общечеловечны.
В Прощании с Матрой Распутин ещ больше раскрывает перед нами, читателями , эту общечеловечность своих героев. Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения спрашивает автор. Он снова очень просто, житейски и обобщнно ведт речь о человеке вообще. В новь и вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой. Только теперь это почти сегодняшний день с его радостными и
нелгкими проблемами, и в центре внимания писателя уже не два и не три человека , а судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрстке противоречивых созидательных забот века 19-го. Матра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольтся, затопит многие земли , в том числе и
Матру. Вся деревня должна выселится на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть Прощание с Матрой невольно оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь рост стали перед народом, который только только залечил сияющие раны и боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее.
При решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо это и многое другое поставлено во главу угла в повести Прощание с Матрой эта попытка взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря.
Это не только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и е подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование , традиции, устой , могилы предков. Матра это земля вскормившая поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля будущее новых поколений селян вдруг стала для духовно выхолощенных товарищей вроде
Жука безликой территории. Сами же матрцы стали граждане затопляемые. Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов, плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от своего родного гнезда Андреем. В книгу Героя Социалистического Труда В. Г.
Распутина входит повесть Прощание с Матрой , Пожар , составившие волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и гигантомании, ликвидации, неперспективных деревень испытывают до сих пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического отношения к природным богатствам и людям. Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести Прощание с Матрой. Хозяин понимает, что прощание с миром деревни неизбежно.
Кому то надо начинать последнюю верность , с кого то надо начинать. Вс что живт на свете, имеет один смысл смысл службы. И всякая служба имеет конец. Прозе Распутина свойственна глубокое внутреннее напряжение при внешней отстраннности автора, что приближает е к языку библейских притч. Прощание с Матрой опубликовано в 1976 году в журнале наш современник, а затем вышло в однотомнике с
другими произведениями Распутина в издательстве Молодая гвардия. Повесть Пожар опубликованная журналом наш современник в 1989 году удостоено Государственной премии СССР. В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращнности с русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых начал.
Использованная литература 1. Строгая литература Б. Пайкин 2. Общность цели - Н. Машовец 3. Валентин Распутин Повести Молодая гвардия 1976г. 4. В. Распутин Пожар и Прощание с матрой. Советский писатель 1990г. 5. Н. Тендитник Очерк жизни и творчества В. Распутина. Москва
Голос 1999год
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |