Реферат по предмету "Лингвистика"


Особенности стилистической окраски, ошибок и синонимов

1. Установите, какую эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску имеют приведенные ниже слова. Подберите к ним нейтральные синонимы Агитация, подземка, дефилировать, мантия, мудак, собачиться, кадриться, дифирамба, гнусный, космополит, пацан, чуточку, шибко, неотвратимый, негожий. Понятие-Эмоц-экспрес окраска-Функ-стил окраска-Нейтральные синонимы Агитация-нейтральная-книжная-влияние, толчок Подземка-нейтральная-разговорная-метропо литен, метро


Дефилировать-нейтральная-книжная-расхажи вать, шествовать Мантия-положительная-публицистическая-дл инная одежда Мудак-отрицательная-разговорная-идиот, простак Собачиться-отрицательная-разговорная-спо рить, ругаться Кадриться-нейтральная-разговорная-знаком иться с девушкой Дифирамба-положительная-художественная-х вала кому-либо


Гнусный-отрицательная-художественная-низ кий, гадкий космополит-нейтральная-публицистическая- нации раст и-жив встречающиеся по всему миру Пацан-отрицательная-разговорная-мальчик Чуточку-нейтральная-разговорная-немного, чуть-чуть Шибко-нейтральная-разговорная-сильно, очень Неотвратимый-нейтральная-книжная-худ-неи збежный Негожий-нейтральная-художественная-плохо й, негодный 2.


Подберите стилистические синонимы (не менее трех) к словам Мир, думать, дорогой. Мир - вселенная, земной шар, земля, космос, поднебесная, белый свет. Думать – размышлять, рассуждать, вникать, раздумывать, рассуждать, пораскинуть мозгами Дорогой – драгоценный, любимый, ненаглядный, милый, желанный, ценный, яхонтовый. 3. Найдите в приведенных предложениях стилистические ошибки.


Исправьте их 1.Многим в деревне были известны его ночные вояжи в лес за грибами.(употребление слова в неуместной стилевой окраске) Многим в деревне были известны его ночные походы в лес за грибами. 2. В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии. (смешение стилей) В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни претенциозностей (странностей) монакской династии.


3.Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. (неверная стилевая окраска слова ) Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти к другому более непринуждённому жанру популярной музыки. 4. Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. (употребление неверного по смыслу, стилю и значению слова, архаизм) Если честно, то не пойму, при чем тут цевница…В интернете нашла вот такое определение данного слова:


Цевница - русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана. С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами. Не вижу связи с текстом. Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной тряпкой. 5. Восемь школ, которые дислоцируются в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить за тридевять земель. (употребление слова в несвойственном ему значении)


Восемь школ, которые расположены в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить на другой конец города. 4. Составьте собственную картотеку стилистических ошибок (5-7 примеров). В качестве источников используйте тексты различных жанров, примеры из разговорной речи и пр. Укажите, в чем именно заключается ошибка; исправьте ее. • Вы с сестрой так похожи! Я порой не различаю вас друг от друга.


Ошибка: неразличение паронимов. Вы с сестрой так похожи! Я порой не отличаю вас друг от друга. • Когда моя мама узнала, что я не сдала экзамен по математике, она негодовала от возмущения. Ошибка: плеоназм, речевая избыточность. Моя мама негодовала/была возмущена, когда узнала, что я не сдала экзамен по математике. • В рассказе “Моя любовь” писатель рассказывает нам о своей жизни.


Ошибка: тавтология. В рассказе “Моя любовь” писатель повествует нам о своей жизни. • Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать в нашем доме. Ошибка: стилистические повторы в тексте. Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать. •


Директор школы был в ауте, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей. Ошибка: употребление слова неуместной стилевой окраски Директор школы был потрясен, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей. • Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Ошибка: неудачный порядок слов В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве


автора. • Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель. Ошибка: двусмысленность, амфиболия Как только доярка сошла с трибуны, председатель занял ее место. • Впереди лидировал по-прежнему Миронов. Миронов по-прежнему лидировал. Ошибка: тавтология • Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес.


Ошибка: тавтология • Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, без мяса. Ошибка: нарушение логичности • Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. Учитель обязан способствовать исправлению допущенных родителями ошибок. Ошибка: неправильное употребление синонима • На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных


инцидентов. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных моментов. Ошибка: неправильное употребление неологизма • Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Ошибка: неправильное употребление фразеологизма 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит этот текст.


Докажите его принадлежность к данному стилю, указав основные лексические, морфологические и синтаксические черты Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля - национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен.


Почему? Если его нет - тогда это авантюра, если он есть - тогда почему его скрывают? Мы все знаем: цены освобождены в угоду монополистам, ни по какому ваучеру ни один гражданин не получили отдаленно своей доли в национальном достоянии. Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок, Кто-то взял почти бесплатно, а государство не получило ничего. Государство ограбило 70 миллионов вкладчиков, самых добросовестных, самых лояльных, самых доверчивых


своих граждан. Дало жестокий урок никогда не верь государству и никогда не работай честно. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествует преступность. Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью.


Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации, которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию - она уже и туда плеснула. Нет нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть, потому, что у Государственной Думы нет времени. Анализ: 1. Публицистический стиль 2.


Аналитическая статья (возможно обзор) 3. Информационная цель, воздействие на массового адресата 4. Тема: экономика, политика, проблема – беспредел в стране. 5. Стилевые черты и языковые особенности текста: • Понятность текста: употребление общеизвестной лексики, отсутствие узкоспециальной терминологии • Актуальность текста: “падение рубля”, “борьба с преступностью” и т.д. •


Объективность изложения: в тексте приведены конкретные цифры “70 миллионов вкладчиков ” • Выраженность точки зрения, отношения автора: используется оценочная лексика (Какая дикость, разграбляются, спохватываться, бесценок), повествование ведется от первого лица ( мы знаем, мы слышим) • Призывность, агитационность текста: присутствует скрытая агитация, основная цель данного текста – проинформировать и взбудоражить аудиторию. (“скажите можете назвать почему где открытые суды где грозные приговоры?”)


• Эмоциональность, выразительность изложения: множество вопросительных предложений, антитез. Автор хочет показать, что ему не безразлична проблема, освещенная в тексте и у него это получается, текст довольно-таки эмоционален. В основном, благодаря синтаксическим средствам выразительности – вопросительным предложениям, инверсиям (“Можете вы назвать, слышали вы их?”) • Точка зрения выражается не от первого лица, а через множественное местоимение “мы”. •


Незначительная грамматическая усложненность текста: преобладание глаголов в личной форме, небольшое число причастных и деепричастных оборотов, не очень длинные цепочки однородных членов, преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций. 6. Самостоятельно подберите текст (не более 1000 знаков) научного стиля, используя в качестве источников тексты СМИ, Интернет и др. Докажите его стилевую принадлежность (см. задание 5)


Л.Ф.Курило Телегония – мифы и реальность Медико-генетический научный центр РАМН отрывок из статьи. “Профессора М.М. Асланян и А.С. Спирин приводят в своей публикации схему и результаты экспериментов, посвященных реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов кроликов от самки одного окраса (черного), самке другого окраса (белой) и наоборот. Во всех экспериментах окрас рожденного крольчонка оставался генетически исходным


- т.е. сохранялся генотип и фенотип крольчих - доноров эмбрионов. Специалисты справедливо заключают о том, что и теоретические основы генетики (ее законы) и результаты генетически корректных экспериментов полностью отвергают явление телегонии. Встречающиеся же случаи рождения потомства с признаками, отсутствующими у их родителей, имеют иное объяснение с позиций современной генетики и биологии развития”


Анализ: 1. Научный стиль 2. Жанр – научная статья 3. Тема - телегония 4. Информационная цель 5. Сфера коммуникации – наука 6. Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», передается фактологическая информация. 7. Форма реализации научного стиля – письменная. 8. Можно отметить такие стилевые черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность повествования,


объективность, беспристрастность, ясность изложения. 9. Стилистические средства, используемые в данном тексте (языковая специфика текста). • Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный. • Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня. Лексические средства Употребление разговорной и просторечной лексики отсутствует.


Употребление специальной лексики (терминов). В тексте значительное количество узкоспециальной лексики (реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов, генотип и фенотип). Употребление официальной лексики отсутствует Употребление эмоционально окрашенной лексики отсутствует Отсутствие синонимов • Морфологические и синтаксические средства: Предложения усложнены причастными оборотами, пояснениями.


Точность изложения достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью. 7. Преобразуйте запись разговорной речи в письменный рассказ о событии. Каковы особенности разговорной речи по сравнению с письменной? На что необходимо обращать внимание при подобной трансформации? Раз мы зашли в такую маленькую таверну / э-э… посмотреть / там же есть… были и рестораны такие / но


мы захотели посмотреть / и нам значит подали / там все сидели и ели макароны // Макароны итальяни // Такая вроде пиалы знаете // такая круглая / подали нам … миску // Макароны там плавают в томатном соусе // Мно-о-го томатного соуса // И все они целиком / они не … не это / не ломаные // и мы значит посмотрели как едят // Они замечательно умеют есть! Они эти макароны вот так берут (показывает) тремя пальцами оттуда / и прямо


в рот // И нигде не капнут // Я говорю Лёля! Это сестра… (смеётся) // Я говорю давай уходить // Я говорю… Понимаешь / мы не сумеем так / и мы все зальемся этим соусом. Однажды мы с сестрой зашли перекусить в таверну. Поблизости было много ресторанов, но ради интереса мы решили посетить именно эту. Оглядевшись, заметили, что все посетители ели “Макароны Итальяни”. И нам, конечно же, захотелось отведать столь популярное блюдо.


Макароны подали в пиале, больше похожей на миску, причем томатного соуса в ней было больше, чем самих макарон, они буквально плавали в нем. Самое интересное - все посетители ели это блюдо руками, просто брали тремя пальцами макаронину и в рот, да настолько умело, что ни одной капли мимо. Посидели мы, подумали и решили покинуть это заведение, дабы не залиться соусом и не быть опозоренными. Разговорная речь, как правило, не подготовлена и спонтанна, воспроизводится автоматически, грамматика


при этом в большинстве случаев страдает. Устная речь не нагружена сложными словосочетаниями и предложениями, мы видим отсутствие причастных и деепричастных оборотов. Предложения в разговорной речи короткие и часто не связанные между собой лексически. Письменная речь в отличие от разговорной строится логически, устная же ассоциативна и сбивчива. 8. Перечислите особенности построения рекламных текстов.


Подберите собственные примеры рекламных текстов (или их фрагментов), иллюстрирующие данные особенности Рекламные тексты, как правило, краткие и запоминающиеся. Реклама включает в себя вступление, основную часть, заключение и слоган. Для построения текстов применяется множество способов. Вот, например, всем известная реклама стирального порошка


Tide: Чистота – чисто Tide. Здесь используется приёма каламбура, а также приём синтаксического параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи, что делает слоган кратким и запоминающимся. Также очень часто используется антитеза, как, например, в рекламе Mastercard Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть Mastercard. В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются


ценности не материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard. Квасу – Да! Химии – Нет! Zanussi Вода замерзает при 0° С. Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует. Доказано Zanussi. Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает


потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия. Так же в рекламе могут быть использованы: • принцип синтаксического параллелизма • использование приема каламбура • использование многозначности слова, как основы слогана • обыгрывание оттенков лексического значения слов



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.