Реферат по предмету "Компьютеры и цифровые устройства"


Массивы в С/С++

МАССИВЫ в С/С++ Поэлементные операции 1. Одномерные (линейные) массивы Линейным массивом в программе на C++ называется упорядоченный набор однотипных переменных, которые располагаются в памяти последовательно Массив является простейшей структурой данных, облегчающей работу с большими объемами информации путем их упорядочения. В случае с массивами, упорядочение происходит за счет индексирования элементов, то есть обращения к каждому из них по порядковому номеру.

Показанный на рисунке массив состоит из n элементов с индексами от 0 до n-1, в который записаны числа 5, 21, 0, 12 и т.д. Любой массив в C++ характеризуется тремя параметрами: именем, типом элементов и размером. Как и обычная переменная, перед использованием массив должен быть объявлен. Общая форма записи объявления: тип_элементов имя_массива[размер_массива]; Здесь тип_элементов – это любой из известных стандартных типов (int, float, double, char и т.д.), имя_массива

– уникальное имя (идентификатор), используемое для обращения к массиву, размер_массива – количество его элементов. В качестве последнего параметра в объявлении может быть использована только целочисленная константа или константное выражение. Примеры объявлений int A[15]; // массив из 15 целочисленных элементов с именем A float x[3]; // массив x из 3-х элементов типа float

Объявление массива является командой компилятору на выделение памяти для хранения его элементов. Общее количество выделенной памяти зависит не только от числа элементов, но и от размера каждого элемента, то есть от его типа. Например, текстовая строка из 1000 символов (тип char) займет P = 1000*sizeof(char) = 1000 байтов, а массив из такого же количества вещественных чисел двойной точности (тип double) займет уже в восемь раз больше – P = 1000*sizeof(double) = 8000 байтов.

Нумерация элементов в массиве начинается с нуля. Таким образом, первый элемент массива имеет индекс 0, а последний – индекс n-1, где n – размер массива. Обращение к элементу производится с использованием имени массива и индекса элемента в квадратных скобках. Например, запись “x[0] = 5.5;” означает “присвоить значение 5.5 нулевому элементу массива x”. Для работы с массивами характерным является использование итерационных циклов for.

С их помощью организуется выполнение однотипных операций со всеми элементами массива, в частности, поэлементный ввод-вывод, поэлементные арифметические операции и др. Рассмотрим это на следующем примере. Пример 1. Напишите программу, запрашивающую у пользователя 10 целых чисел, и выводящую ее на экран их сумму. Решение. Будем использовать массив с именем A и размером 10 для хранения введенных чисел.

Ввод данных и суммирование организуем поэлементно с помощью циклов for. // Сумма элементов массива #pragma hdrstop #include <conio.h> #include <iostream.h> #pragma argsused int main(int argc, char* argv[]) { int A[10]; // объявляем массив из 10 целых for(int i=0; i<10; i++) // организуем цикл по i от 0 до 9 { cout << "input A[" << i << "] = "; // приглашение cin >>

A[i]; // вводим A[i] } int sum = 0; // объявляем переменную for(int i=0; i<10; i++) // организуем цикл sum = sum + A[i]; // в цикле суммируем элементы cout << " Summa: " << sum; // выводим результат на экран getch(); // задержка return 0; } // Наберите код этой программы в среде Turbo C++ и запустите ее на выполнение. Проверьте правильность получаемых с ее помощью результатов.

Нарисуйте блок-схему и объясните алгоритм ее работы. Объясните смысл использования дополнительной переменной sum в этой программе. 2. Многомерные массивы Массивы в программах C++ могут быть не только линейными. Довольно частым является использование двух - (и более) -мерных структур. К примеру, прямоугольная матрица – типичная структура, представимая с помощью двумерного массива; а 3D-

тензор может быть записан как соответствующий трехмерный массив. Многомерный массив в C++ организован по принципу «массива массивов». Общий формат его объявления тип имя[N1][N2]…[NM]; Здесь M – число индексов (или размерность) массива. Индексы изменяются в пределах от 0 до N1 – 1, от 0 до

N2 – 1, от 0 до N3 – 1, от 0 до NM – 1, соответственно. К примеру, запись int G[5][4]; означает объявление двумерного массива целых чисел с именем G и размерами 5&#61620;4. На рис. справа такой массив представлен в виде таблицы. Здесь первый индекс является номером строки, второй – номером столбца таблицы, с диапазонами изменения от 0 до 4, и от 0 до 3, соответственно. Доступ к элементам многомерного массива в программе производится

так же, как и в одномерном случае, то есть путем указания имени массива и набора индексов в квадратных скобках. Например, операция присваивания значения 0 последнему элементу будет записана как G[4][3] = 0. При работе с многомерными массивами удобно использовать вложенные циклы for. С их помощью можно выполнить заданное действие с каждым из элементов массива путем перебора всех значений индексов. Приведенный ниже фрагмент программного кода выводит на экран все элементы массива

G. for(int i=0; i<5; i++) // цикл по строкам i { for(int j=0; j<4; j++) // цикл по строкам j cout << G[i][j] << “ ”; // выводим G[i][j] cout << endl; // перевод на новую строку } Алгоритм работы этого фрагмента иллюстрируется следующей блок-схемой Здесь внешний цикл по I последовательно пробегает все значения от 0 до 5. При каждом i запускается внутренний цикл по j от 0 до 4.

В теле этого цикла на экран выводятся значение элемента G[i][j] и знак табуляции (горизонтальный отступ). Внутренний цикл продолжается до тех пор, пока не будут перебраны все значения j, то есть не будет выведена вся i-я строка. По завершении внутреннего цикла, экранный курсор перемещается на новую строку манипулятором endl, и далее внешний цикл продолжает свою работу, последовательно выводя на экран другие строки массива.

Пример 2. Имеется вещественная квадратная матрица размером 4&#61620;4. Напишите программу, вычисляющую произведение элементов в каждой ее строке. Матрица вводится с клавиатуры. Решение. Условимся использовать для хранения матрицы массив float X[4][4]. Расчет произведения реализуем согласно следующему алгоритму. Введем вспомогательную переменную (к примеру, float

P). Заметим, что в i-й строке расположены элементы X[i][j], где j меняется от 0 до 3, включительно. Организуем цикл по j, внутри которого будем домножать P на X[i][j]. Тогда на выходе из цикла P будет содержать искомое произведение. Выведем его на экран и продолжим расчеты для следующей строки. Для правильной работы алгоритма перед началом расчетов в каждой строке матрицы необходимо присвоить

P значение 1. // Произведение элементов строки #pragma hdrstop #include <conio.h> #include <iostream.h> #pragma argsused int main(int argc, char* argv[]) { float X[4][4]; // объявляем массив 4&#61620;4 for(int i=0; i<4; i++) for(int j=0; j<4; j++) { cout << "input X[" << i << "," << j << "] = "; cin >> X[i][j]; // вводим элементы матрицы } cout << "

Results: "; for(int i=0; i<4; i++) // цикл по строкам { float P = 1.0; // вспомогательная переменная for(int j=0; j<4; j++) // цикл по элементам в строке P = P * X[i][j]; // домножаем P на X[i][j] cout << " proizvedenie " << i << "-i stroki = " << P; // выводим результат на экран } getch(); return 0; } // Наберите и откомпилируйте код этой программы в Turbo

C++. Проверьте результаты, выдаваемые программой. 3. Типизированные константы В рассмотренном выше примере текст программы содержит явные выражения, задающие размеры массива X. Он объявлен как float X[4][4], то есть с явным указанием размерности, и далее везде по ходу программы цифра 4 используется явно при записи циклов for. Такая техника программирования является допустимой и даже часто используемой, однако создает некоторые

трудности в плане масштабируемости программы. В данном случае под масштабируемой мы будем понимать программу, которая может быть легко перестроена для работы с массивами других размеров. В рассмотренном выше примере при изменении размера массива X нам придется просмотреть весь код программы, заменяя 4 на другое целое число. Этого можно избежать, если ввести типизированные константы, которые будут использоваться для указания

размеров массива. Так же, как и переменная, типизированная константа имеет уникальное имя и тип, однако ее значение не может быть изменено по ходу выполнения программы. Это дает право использовать ее в объявлении массива. Типизированная константа должна быть объявлена с ключевым словом const, вслед за которым указывается ее тип (int, float, double, char, и т.д.), далее, через пробел, – ее имя и инициализирующее выражение

const тип имя = выражение; Например, запись const int N = 4; означает объявление целочисленной константы с именем N и значением 4. В рассмотренном выше примере N могла быть использована как при объявлении массива float X[N][N], так и везде далее вместо 4. Такая программа будет легко масштабируемой в силу того, что в ней достаточно изменить значение N работы с массивами других размеров.

Типизированная константа может быть объявлена в любом месте программы до момента своего первого использования. Однако хорошим стилем считается объявление всех констант в самом начале программного файла, после подключения библиотек директивами #include. 4. Инициализация элементов массива В рассмотренных выше примерах начальные значения элементов массива задавались пользователем с клавиатуры. Можно поступить иначе и каждому из элементов присвоить начальное значение с помощью оператора «=».

Это потребует довольно большого количества записей – по отдельному оператору для каждого из элементов. C++ дает программисту еще один, более удобный, способ. Массив может быть инициализирован при объявлении. Для этого в строке объявления сразу вслед за указанием типа элементов, имени массива и его размеров, записывается знак присваивания, и далее в фигурных скобках задаются значения элементов через запятую

тип имя[размерN] = { знач1, знач2, знач3, значN }; Запись означает, что сразу после размещения массива в оперативной памяти каждому из элементов должно быть присвоено соответствующее значение из списка. Если список значений в фигурных скобках короче, чем размер массива, то оставшиеся элементы будут инициализированы значением по умолчанию, то есть обнулены. В следующем примере float mark[5] = { 7.3, 4.0, 2.2, 12.1, 8.9

}; создается массив с именем mark, состоящий из 5 чисел типа float, которые инициализируются значениями 7.3, 4.0, 2.2 и т.д. Это эквивалентно следующему набору операторов float mark[5]; mark[0]=7.3; mark[1]=4.0; mark[2]=2.2 и т.д. Многомерный массив также может быть инициализирован в строке объявления. Для этого достаточно помнить о том, что многомерный массив в C++ – это «массив массивов», о чем уже говорилось выше.

Пример int F[3][3] = { {3, 0, 2} , (1, 9, 8}, {5, 7, 4} }; Здесь создается двумерный массив с именем F и размерами 3&#61620;3, элементы которого получают начальные значения F[0][0] = 3, F[0][1] = 0, F[0][2] = 2, F[1][0] = 1 и т.д. Пример 3. Пусть и – две квадратные матрицы размером 3&#61620;3. Требуется написать программу, рассчитывающую их произведение

Решение. Искомое произведение – это также матрица 3&#61620;3, элементы которой рассчитываются по формуле ( ). Аналогично Примеру 1, организуем суммирование с помощью вспомогательной переменной s и цикла по k. Для перебора всех используем два дополнительных вложенных друг в друга цикла по i и по j. Эти циклы будут внешними по отношению к циклу по k. // Перемножение матриц #pragma hdrstop #include <conio.h> #include <iostream.h> #pragma argsused

const int N = 3; // используем константу N=3 int main(int argc, char* argv[]) { float A[N][N] = { {1, 1, 1}, {2, 2, 2}, {3, 3, 3} }; // исходная матрица A float B[N][N] = { {1, 2, 3}, {1, 2, 3}, {1, 2, 3} }; // исходная матрица B float C[N][N]; // матрица произведения С for(int i=0; i<N; i++) // цикл по строкам С { for(int j=0; j<N; j++) // цикл по столбцам

С { float s = 0.0; // вспомогательная переменная for(int k=0; k<N; k++) // цикл суммирования по k s += A[i][k]*B[k][j]; // добавляем к s новое слаг-ое C[i][j] = s; // записываем s в C[i][j] } } cout << " Results: "; // далее выводим C на экран for(int i=0; i<N; i++) { for(int j=0; j<N; j++) cout << C[i][j] << " "; cout << endl;

} getch(); return 0; } //



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кредитно банковская система Републики Таджикистан
Реферат Разработка грузового плана морского судна
Реферат Порядок формирования в бухгалтерском учете показателей, характеризующих изменение собственного капитала организации
Реферат Television Violence Essay Research Paper The Effects
Реферат Правовой анализ института трудового договора
Реферат Искусство создания характера. По повести А.И.Солженицына Один день Ивана Денисовича
Реферат Pierre And Marie Curie Essay Research Paper
Реферат Общая теория глобализации
Реферат Лабруст, Пьер Франсуа Анри
Реферат Особенности культуры Древнего Рима
Реферат Понятие административно - правового статуса граждан РФ
Реферат Materialism Vs Idealism Essay Research Paper History
Реферат Управління мережевими ресурсами
Реферат Изучение принципов микропрограммного управления
Реферат Вивчення економічного потенціалу регіону Житомирської області та виявлення можливих напрямків комерційної