Содержание.
1. Введение
2. Особенности экономического развития Древнего Востока
2.1 Государство Шумера и Аккада
2.2 Вавилонское царство
3. Особенности экономического развития Древней Греции
3.1 Крито-микенский период
3.2 Гомеровский период.
3.3 Архаический период.
3.4 Классический период
4. Особенности экономического развития Древнего Рима
4.1 Ранний Рим
4.2 Расцвет римской империи
4.3 Разложение античной экономической системы.
5. Кризис рабовладельческой системы
6. Литература
Введение
Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх – глава семьи) – сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежала большая часть земельного фонда.
Своего полного, наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме, существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.
Становление рабовладельческих государств в Древней Греции и Риме происходило как результат интенсивного разложения родоплеменного строя, почти полного распада первобытной общины.
Формирование рабовладельческих отношений в античном мире было связано с крупными войнами, которые обеспечивали не только грабеж материальных ценностей на захваченных территориях, но и большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов.
В античных странах сначала также существовало патриархальное рабство, но по мере развития производства, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемого классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением получить максимальную прибыль от их труда. В отличие от патриархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства.
Особенности экономического развития стран Древнего Востока
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то ясно, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками.
Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу.
Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.
Особенности этих государств были следующие:
1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
2) земля находилась не в частной, а в государственной или в государственно-общинной собственности;
3) государства на Востоке постепенно приобретали форму «восточной деспотии», т.е. наблюдалось полное бесправие жителей перед лицом государства.
В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распадались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, делили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках.
На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства.
Само государство, как было отмечено, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в уровнях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью.
Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль.
В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила: ее не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.
Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
Но для нас важнее другое: основные черты «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода Европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, «восточным», не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Вообще говоря, там не было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них были касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм.
Государство Шумера и Аккада
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия (Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих к числу наиболее древних государственных образований.
К началу III тысячелетия до н. э. в Двуречье складывается большое количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Умма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии до н. э. в Двуречье было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шумера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время племена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н. э. не отличались друг ото друга по уровню экономического развития: и у тех, и у других складывались раннерабовладельческие государства.
Основой земледелия являлось искусственное орошение (ирригация), когда посредством системы каналов, плотин и дамб вода равномерно подавалась на поля. Животноводство было также развито в Южном Двуречье. Ремесленная техника оставалась примитивной.
Во главе каждого из мелких самостоятельных государств стоял правитель, который назывался патеси (или энси), а иногда лугаль.
Потребности рационального использование оросительной системы, а
также укрепления хозяйственных связей между отдельными областями явились причиной возникновения тенденции к к политическому объединению Шумера. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объединяя вокруг себя сравнительно большие территории. Первоначально в роли таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму (XXV век до н. э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали.
Пользуясь смутами в Лагаше в XXIV веке до н. э. патеси Уммы Лу-
гальзаггиси возобновил борьбу против Лагаша, разбил войско патеся Лагаша Урукачины и присоединил Лагаш к своим владениям. После этой победы Лугальзаггиси настолько усилился, что на некоторое время подчинил себе весь Шумер. Столицей своего нового государства он сделал древний город Урук.
На севере Двуречья в это время усилились правители Аккада. Центральное положение Аккада могло представить большие выгоды правителю Аккада, который сумел бы овладеть областью между городами Сипаром и Описом. Таким первым царём царства Аккада стал около 2369 года до н. э. Саргон (Шаррукин).
В это время в Южном Двуречье были налицо все предпосылки, необходимые для дальнейшего объединения.
Саргон начал с объединения всего Аккада. Он сделался царём Киша и главой всех аккадских городов, а затем совершил несколько победоносных походов на юг. Он победил Лугальзаггиси, взял Ур и Лагаш, дошёл до самого моря и таким образом подчинил себе весь Шумер.
Царство Аккада особенно усилилось в правление внука Саргона Нарамсина (XXIII век до н. э.). При Нарамсине под власть Аккада попадает область Мари, а также горные племена Загроса и города Элама. На севере войска Нарамсина доходили до гор Армении.
Увеличение повинностей, присвоение общинных земель, трудные завоевательные походы - всё это порождало недовольство народных масс. Нарамсин ещё справлялся с восстаниями, но его преемникам не удалось удержать единства царства «четырёх стран света»; внутриполитические трудности совпали со внешней угрозой. Около 2200 года Аккад и Шумер подверглись нападению народа гутиев, которые сокрушили царство Аккад, разграбили его города (особенно северные), обложили население тяжёлой данью. Города шумерского юга меньше пострадали от набега гутиев и фактически сумели сохранить независимость. Эти шумерские города возглавили борьбу против гутиев, разбили их и изгнали из страны. Некоторое время спустя Шумер и Аккад вновь были объединены - на этот раз под гегемонией Ура.
Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, получили наименование III династии Ура. Наибольших политических успехов среди них добился Шульги.
Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей. В 2007 году
эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, основали там множество самостоятельных династий. Основателем III династии Ура был составлен первый кодекс законов, в котором оформлялось развитие частной собственности на землю.
Вавилонское царство
После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амореи. Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н. э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.
Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи. Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты благодаря ряду новых условий.
Во-первых, вавилонские цари опирались на аморейскую знать. Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные шумерские и аккадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими и эламскими завоевателями. В-третьих, Аккад, сделавшийся ещё при Саргоне основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Опустошённый и обезлюдевший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.
Далее, вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями III династии Ура. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменений ряд статей законов Липитиштаря, в документах купли-продажи и в долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы.
Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безг-
раничную власть царя, который управлял страной через многочисленных чиновников и судий.
При последних двух царях первой вавилонской династии произошло крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обрушились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, элалитяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов, жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватившие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной Вавилонии.
В Вавилоне утвердился касситский царь Гандаш, основавший касситскую династию. Его преемники подчинили себе и южную часть Вавилонии. Владычество касситов продолжалось до 1165 года до н. э.
Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого периода, примерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жестокого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается второй период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная жизнь.
В середине XIII века до н. э. произошло сокрушительное вторжение ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоятельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторжением. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна, свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает длительный период политического упадка.
Особенности экономического развития Древней Греции
На рубеже III - II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая "средиземноморская триада", ориентированное на одновременное выращивание трех культур - злаковых, главным образом ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен. Сказалось соседство древних цивилизаций Переднего Востока.
Можно выделить следующие периоды экономического развития Древней Греции: крито-микенский (XXX - XII вв до н.э.), гомеровский (XI - IX), архаический (VIII - VI), классический (V -IV вв. до н.э.).
Крито-микенский период
Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран Востока. Дворцы возникали на рубеже III - II тыс., одновременно в разных районах О.Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы. Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на государство. Излишки шли на продажу. Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и торговой факторией. В более развитых обществах примерно такую же роль сыграли города.
Основную массу населения составляли свободные крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, ружейники, даже парфюмеры и врачи). Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат. В источниках значительное место занимают сведения о рабах, главным образом женщинах, их было немного и все они принадлежали дворцу. Упоминаются и так называемые "божьи рабы и рабыни", арендовавшие участки земли у частных лиц или у общины, т.е. в полном смысле слова рабами они не были, хотя не были и членами общины.
Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены при загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи говорят о дорийском завоевании). Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти через три столетия, но уже в совершенно иной форме.
Гомеровский период.
Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало. Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической изоляции Греции в XI - IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование.
Ремеслом и торговлей греки почти не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой. Таким образом, к концу этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.
Архаический период.
В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая. В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.
Выделяют три основных направления колонизации. Первое - западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев. Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.
В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.
Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины). Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена ( 509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами. Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному.
Классический период.
В классический период (V - IV вв. до н.э.) основной чертой социально-экономического развития стало господство полисов и распространение в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа, хотя сохранялась зависимость типа илотии. Большинство современных ученых называют эпоху середины I тыс. до н.э. - середины I тыс. н.э. (вплоть до падения Римской империи) временем существования рабовладельческого способа производства. Этот способ производства не был господствующим в современном ему мире, распространился только в Древней Греции и Древнем Риме, но именно он определил характер той эпохи. Мы уже неоднократно упоминали о существовании рабства у разных народов, но это рабство было патриархальное. Очевидно, оно являлось универсальной ступенькой становления классовых обществ. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на орудия и средства производства, но и представлял собой "говорящее орудие", полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости. Источники рабства были различными: 1) продажа военнопленных и части лиц, захваченных во время военных действий; 2) долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; 3) внутреннее воспроизводство рабов; 4) пиратство; 5) самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников. В этот период эксплуатация раба давала довольно высокий доход - в среднем раб, занятый в ремесле, приносил в день сумму, на которую можно было прокормить семью из 3-4 человек. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду; раб мог скопить определенную сумму и выкупиться на волю. В сельском хозяйстве рабский труд применялся, однако крупные рабовладельческие хозяйства были исключением. Более широко рабы применялись в ремесле, в больших мастерских, практически чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды, например в Лаврионских серебряных рудниках.
Новыми явлениями в V в. стали повышение товарности сельского хозяйства, его региональная специализация, хотя натуральная основа хозяйства оставалась незыблемой. Оливки, масло, а также вино были предметом выгодного экспорта.
Для ремесла характерен количественный рост рабов, увеличение произведенной продукции, разделение труда, тесная связь с рынком. Успешно развивались металлургия, металлообработка, кораблестроение, керамическое и гончарное производство. Греки изготавливали разнообразные изделия высокого качества - одних только видов столовой посуды насчитывалось несколько десятков. Они освоили обработку камня, особенно мрамора, вели активное строительство.
IV в. до н.э. исследователи определяют как время кризиса древнегреческого классического полиса. Он проходил в условиях экономического подъема, вызванного восстановлением хозяйства после Пелопоннесской войны (431 -404 гг. до н.э.), в которой Афины потерпели поражение. Полис же как община граждан-земледельцев стал тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин - метекам, занимавшимся ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не могли получать в качестве залога землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV в. резко увеличилось число сделок по купле - продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни - единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Характер собственности изменялся, античная форма все более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Кроме того, стало сокращаться число граждан полисов, росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Все чаще даже в земледелии стал применяться труд вольноотпущенников - Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей. Однако полис не исчез с исторической арены, и на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I вв. до н.э.) получил новые импульсы для существования, будучи включенным в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I в. до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму. И уже в новой форме - римского муниципия - полис стал одной из основных социально-экономических и политических единиц Римской империи, способствуя экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.
Экономическое развитие Древнего Рима.
Ранний Рим.
В VIII-VI вв. до н.э. родоплеменной строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось социальное расслоение- Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.), который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была разделена на 21 трибу (округ) - 4 городских и 17 сельских. Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.
Земля принадлежала либо знатным патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI - III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. - 15 колоний.
В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную собственность, рабство, уменьшили ссудный процент до 8 % в год, вместе с тем браки между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер == 0,25 га). Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину - цивитас, аналогичную греческому полису.
Расцвет Римской империи.
В VI-III вв. прогрессировали ремесло и торговля. В производстве использовали как железо, так и бронзу. Самым массовым из ремесел было керамическое: изготавливались посуда, тара, водопроводные трубы, черепица, кирпич, светильники и т.д. Активизировались торговые контакты. Торговали предметами роскоши, железом, металлическими изделиями, керамикой, хлебом, вином и оливковым маслом. Наиболее крупными торговыми центрами были Сиракузы, Тарент, Популония, Адрия, Спина. Потребности торговли вызвали появление чеканной монеты. Первоначально пользовались греческими монетами, а со второй половины IV в. появились римские монеты. Основными номиналами в Риме были бронзовый асе, серебряный сестреций (= 2,5 ассам), серебряный денарий (=10 ассам = 4 сестрециям).
Особо следует остановиться на развитии рабовладельческих отношений в Древнем Риме. В историографии существуют различные взгляды на эту проблему. Одна группа исследователей полагает, что рабство существовало лишь эпизодически, было слабо развито и играло небольшую роль в жизни античных обществ. Другая, хотя и считает рабство весьма значительным фактором экономической жизни, все же далека от признания рабовладельческих отношений как определяющих сущность античного общества. Марксистская историография выделяет целую рабовладельческую общественно-экономическую формацию. Учитывая такой разброс мнений, небезынтересно проследить эволюцию римского рабства.
Применительно к периоду IV-III вв. до н.э. можно говорить о патриархальном рабстве, эксплуатация раба еще не достигла крайних пределов. Институт рабства зафиксирован "Законами XII таблиц". В документах IV в. до н.э. рабы упоминаются чаще. Судя по тому, что в 357 г. до н.э. был введен налог на отпуск рабов на волю, их число было значительным, хотя подсчитать его не представляется возможным. Рабовладельческие отношения были еще далеки от привычных стереотипов. Раб мог выступать в делах в качестве поручителя, выполнять жреческие функции, пользоваться защитой плебейских трибунов в случае особой жестокости господ. Грань между свободой и рабством не была резкой. Рост числа рабов был связан с военной активностью римлян, постепенно войны стали главным источником их получения. Возможность использовать рабов-чужаков при вела к отмене долговой кабалы, постепенно рабовладельческие отношения проникли во все сферы жизни.
Концентрация земли, распространение частной собственности, рост ремесла, торговли, денежного обращения требовали дешевой рабочей силы. Мелкого собственника, наделенного участком земли, практически невозможно было заставить работать на другого. Такой рабочей силой мог быть только лишенный прав и имущества раб.
Сразу подчеркнем, что никакими письменно подтвержденными цифровыми данными о соотношении рабского и свободного труда наука не располагает. Есть лишь отдельные предположения. К примеру, немецкий историк конца XIX - начала XX в. Ю.Белох определял его как 3:5 (37,5 % рабов и 62,5 % свободных); американский историк У.Уестерман - как 1:2 (33 % рабов и 67 % свободных).
В II - I вв. сельское хозяйство переживало подъем. О его состоянии подробно сообщают римские авторы Катон (II в. до н.э.) и Варрон (I в. до н.э.). Широко распространилось виноградарство, оливко- и плодоводство, урожайность зерновых к I в. до н.э. достигала сам-10 - 15 ц/га. Земледелие обеспечивало Италию продуктами питания, в том числе хлебом (привозного хватало только на Рим и войско), оно считалась престижным занятием.
Подъем сельского хозяйства II-I вв. до н.э. можно объяснить тремя причинами.
1. Широкое внедрение рабства. И Катон, и Варрон дают рекомендации по использованию рабского труда, из их сочинений следует, что более усердных рабов поощряли даже небольшим имуществом - пекулием, и вместе с тем ставили надзирателей, принуждавших работать.
2. Установление рыночных связей между городом и деревней, нуждавшихся в продукции друг друга. Господствующим типом стало рабовладельческое имение, связанное с рынком. Этот факт послужил для ряда крупных ученых (Эд.Мейер, М.И.Ростовцев, У.Уестерман) основанием признать товарное производство в Риме II-I вв. до н.э. капиталистическим. Более близкой к истине представляется та точка зрения, которая признает одновременное существование товарного и натурального хозяйства. Товарной отраслью в имении была, как правило, только какая-либо одна. Основная же масса продуктов в рыночный оборот не вовлекалась. К примеру, катоновское имение обеспечивало себя всем вплоть до кольев и ивовых прутьев для подвязки винограда.
3. Переход от мелкого к крупному землевладению. Это, бесспорно, стало достижением римлян. Обширных имений, так называемых латифундий, с большим числом рабов было немного, так как их труд было слишком сложно организовать. Господствующим типом были имения в несколько сот югеров земли с 10-20 рабами. В таких имениях, где контроль за рабами был более эффективным, использовались элементы простой и сложной кооперации. Существовали также мелкие хозяйства сельского плебса в 10-30 югеров земли с использованием 1-2 рабов. Хотя такие хозяйства часто разорялись, они приспосабливались ко всем изменениям экономики.
На рубеже II-I вв. начался бурный подъем ремесла, в которое также стало проникать рабство. Преобладали мастерские, где работал свободный мастер с 1 -2 рабами, лишь в отраслях, производивших товары массового спроса, насчитывалось до сотни работников. Достаточно часто стали выходить на волю рабы-ремесленники (вольноотпущенники).
Ремесло бурно развивалось за счет узаконенной эксплуатации провинций, которые рассматривались как "поместья римского народа". Римлянам принадлежит заслуга изобретения бетона (II в. до н.э.), открытие способа изготовления дутого стекла (I в. до н.э.). Определилась специализация различных видов ремесла, сложились ремесленные центры: в Путеолах производили изделия из железа, в Капуте - из бронзы и свинца, в Калах и Минтуриях - сельскохозяйственные орудия, в Арреции - керамику, в Таренте - шерстяные изделия, Северной Италии - льняные ткани. Ремесленники создавали коллегии по профессиям, куда принимали также вольноотпущенников и рабов. Процветала торговля. Крупными торговыми центрами были Рим, Путеолы, Сиракузы. Характерно, что в Западное Средиземноморье из Италии вывозили готовую продукцию в обмен на сырье, а торговый баланс с Восточным Средиземноморьем был пассивным, поскольку римские изделия не могли конкурировать с греческими.
Разложение античной экономической системы.
В самой Италии стали намечаться признаки кризиса рабовладельческого сельского хозяйства. На место средних интенсивных хозяйств пришли обширные поместья. охватывавшие пространства по нескольку тысяч югеров. Сложилось несколько типов латифундий: 1) централизованная рабская, руководимая из центра и обрабатывавшаяся рабами; 2) децентрализованная с колонами (колон - свободный человек, вольноотпущенник, или раб получавший в пекулиум участок земли и инвентарь); 3) смешанная, когда вся латифундия делилась на две части - одна обрабатывалась рабами, другая дробилась на участки и сдавалась в аренду колонам. Латифундии были малорентабельны, обрабатывались крайне небрежно, поскольку организовать труд больших масс рабов было сложно. Часть владельцев старалась заинтересовать рабскую администрацию, сдавая рабам-управляющим целые виллы, где они сами вели дело и выплачивали хозяевам определенную плату; рядовых рабов старались поощрять за хорошую работу, например лучше кормили и т.д., но заинтересовать всех рабов было невозможно.
Наряду с частными земельными владениями распространилось императорское землевладение, особенно в провинциях. Оно состояло из громадных латифундий - сальтусов, управлявшихся специальным чиновником. Наряду с вышеназванными сохранились товарные рабовладельческие виллы, хозяйства собственников, ветеранов.
В I-II вв. продолжало развиваться ремесло. Оно становилось специализированным, особенно в Риме. Известны даже такие мастера редких профессий, как варщики клея для изделий из слоновой кости, ремесленники, делавшие глаза для статуй- Мастерские оставались небольшими, в ряде случаев во главе мастерских, лавок хозяин ставил раба. Создавались и крупные предприятия. Наиболее известны мастерские по изготовлению художественной керамики, где работали 100-150 рабов. Труд рабов широко использовался в производстве предметов роскоши. Рабымастера ценились. Обычно их потом отпускали на волю, они могли даже стать компаньонами хозяев, завести собственное дело. Для II в. характерен подъем провинциального ремесла, особенно галльских городов. В самой Италии ремесленные центры переместились с полуострова в Северную Италию (Милан, Аквилеи), ближе к источникам сырья. Зародилось ремесло в латифундиях. Процветала торговля, окрепли экономические связи провинций. В каждом городе были торговые лавки и склады, а в Риме в начале II в. был построен грандиозный Троянов рынок из пяти этажей, включавший около 150 лавок для продажи разных товаров. Увеличила обороты морская торговля. Корабли грузоподъемностью до 500 и даже до 1000 т, вмещавшие до 600 пассажиров, были соизмеримы с судами XVII - начала XVIII в. В ряде случаев торговля была специализирована, к примеру известны корпорации трансальпийских и цизальпийских купцов, коллегии виноторговцев, торговцев вазами, зерном, маслом. Торговали и за пределами империи - с германскими племенами, с Индией, даже с племенами Африки, с Дальним Востоком, куда направлялись караваны, шедшие через Аравию. В эпоху империи была введена золотая монета - ауреус, отличавшаяся высокой пробой. Серебряный денарий котировался тоже высоко, но во II в. в него стали добавлять медь и его курс начал падать. Для местного обращения использовалась медная монета, что говорит об оживленной мелкой торговле. В последние десятилетия II в. в римском обществе все отчетливее стали нарастать трудности, которые в III в. переросли в общий кризис, поставивший Римскую империю под угрозу распада. Социально-экономические изменения были вызваны кризисом рабовладельческого способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей. Конкретными проявлениями экономического спада были сокращение рабочей силы из-за эпидемий, мобилизации в армию, запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и олив в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий и т.д. Однако этот спад нельзя рассматривать как катастрофу, уровень ремесла и земледелия превосходил уровень раннего средневековья.
Кризис сельского хозяйства нанес удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к массовому бегству населения в сельскую местность. Господствующим типом хозяйства стала латифундия, обрабатываемая колонами, слабо связанная с рынком, имевшая собственные мастерские. Ведущую роль стали играть крупные земельные магнаты, контролировавшие обширные территории и многочисленное население. Резко снизилась роль рабов в производстве, возросла роль колонов, даже рабов владельцы сажали на участки земли и превращали в квази-колонов. Упадок городов, товарных вилл, ремесла, торговли, с одной стороны, и укрепление латифундиального землевладения - с другой свидетельствовали об изменениях хозяйственной структуры, готовили почву для перемещения центра социально-экономической жизни в деревню.
Наконец, изменилось положение колонов. Они уже мало отличались от рабов, лишь в хозяйственном отношении были более самостоятельны, их права на землю приобретали новое качество. Эдикт Константина "О беглых колонах" (332 г.) запрещал им переходить из одного имения в другое, обязывая землевладельцев возвращать чужих колонов в имение, к которому они были приписаны Эдиктом Валентиниана I от 371г. была окончательно оформлена наследственная прикрепленность колонов к имениям. Число колонов увеличивалось также за счет пленных варваров, что способствовало варваризации империи.
476 г. во всемирной истории считается концом древнего мира и началом средневекового периода европейской истории
Кризис рабовладельческой системы
Во II веке наступил кризис рабовладельческой системы. Военные победы Рима всё чаще стали сменяться поражениями. Главный источник пополнения дешёвых рабов стал иссякать. Всё сильнее стали проявляться отрицательные стороны малопроизводительного рабского труда, который был эффективен только лишь в условиях массового применения. Но с сокращением притока рабов цены на них возросли. А дорогого раба нельзя эксплуатировать методами простого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться увеличения производительности труда путём материальной заинтересованности.
Но даже нововведения в области рабовладения не были в состоянии спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и разорение началось ещё при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам на селе.
С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Рим постепенно приходил в запустение и вскоре пал под натиском варваров. Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей.
Литература
1. Трофимов И.Э. Экономическая история зарубежных стран.
2. Робертс Дж. М. Рим и классический Запад. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том III. - М.: БММ АО, 1998.
3. Поляков Г.Б. История мировой экономики. - М.: Олма-пресс, 1998.
4. Паневин К.В. История Древней Греции. - Санкт-Петербург: Полигон, 1999.
5. Зубарева Т. С. История экономики - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999