Реферат по предмету "Экономическая теория"


Шоковая терапия

План: Введение 1. Причины «шоковой» терапии 2. Содержание «шоковой» терапии 3. «Шоковая» терапия на практике
Заключение Приложение 1 Список использованной литературы






















Ведение. Новый, 1992 год Россия встречала с надеждой и тревогой. С первым полуночным ударом кремлевских курантов, знаменующим его наступление, начинали отсчитывать свое историческое время часы столь долго ожидавшихся и откладывавшихся после 1985 г. радикальных экономических реформ. Цель их состояла в том, чтобы сделать нашу экономику в конечном счете рыночной, освобож­денной от всевластия бюрократиче­ских государственных структур, по­строенной на равноправном сочетании различных форм собственности (час­тной, групповой, государственной) и свободной конкуренции предприятий, личном интересе, инициативе, пред­приимчивости и состязательности. Как свидетельствовал опыт передовых стран Запада, рыночные отношения способны при благоприятных условиях обеспечить тот высокий уровень эф­фективности экономики, на который оказалась неспособной выйти совет­ская социалистическая система хозяй­ствования с ее характерными призна­ками: монополия государственной соб­ственности на средства производства, плановое развитие народного хозяйст­ва, жесткая регламентация всех сто­рон экономической жизни, уравни­тельный характер распределения до­ходов. Перспективы движения к рынку манили, но сам путь — новый и не­привычный — вызывал у многих про­стых россиян чувство обеспокоенно­сти. Насколько успешно пойдет про­цесс перехода от одной экономической системы к другой и как быстро станут ощутимыми его первые результаты? Какие масштабы приобретут и в какие формы выльются неизбежные издер­жки рынка — безработица и массовая переквалификация, постепенный от­ход от уже ставших привычными тра­диций получения бесплатного жилья, образования и медицинского обслужи­вания, отказ от стабильных и низких цен на товары и услуги? Вместе с тем, сама жизнь — обстановка углубляю­щегося всестороннего кризиса, расту­щего дефицита всего необходимого, длинных очередей и пустых прилав­ков — все более настойчиво убеждала сомневающихся в неотложной необхо­димости серьезных перемен. Выступая по телевидению 30 декабря 1991 г., Б. Н. Ельцин заявил: «Нам будет трудно, но этот период не будет длин­ным. Речь идет о 6—8 месяцах. В это время нужна выдержка». Президент подтверждал свои предвыборные обе­щания весны — лета 1991 г. о том, что к концу 1992 г. «начнется посте­пенное улучшение жизни людей .»1 ,и это внушало надежду. При всей очевидности самой идеи вхожде­ния в рынок, пути ее реализации, как и год назад, в пору увлеченности российских властей про­граммой «500 дней», виделись и оце­нивались отдельными политическими силами страны и представлявшими их учеными-экономистами по-разному. Теоретически существовало два глав­ных варианта перехода к новым для России рыночным отношениям. Первый — более медленный и осторож­ный, с сохранением рычагов регули­рования экономики и ведущих отрас­лей производства в руках государства. Данный вариант предполагал, что сохраняющее свое влияние на экономи­ку государство возьмет на себя и ос­новное бремя забот по сведению к минимуму социальных потерь населе­ния в переходный период. Слабым зве­ном данной модели признавалось то, что преобразования в таком случае грозили затянуться на длительное вре­мя, что вызывало опасения относи­тельно реванша сил, выступающих за реставрацию старых порядков в стра­не. Сторонники данного — эволюци­онного — варианта решения проблемы теоретически опирались на выводы ан­глийского экономиста Дж. М. Кейнса, сформулированные им на основе анализа мирового кризиса и «великой де­прессии» конца 20—30-х годов. Собы­тия эти убедили ученого в том, что капиталистическая, рыночная эконо­мика не является, как это считалось ранее, саморегулирующейся и что для ее нормального функционирования требуется постоянное государственное вмешательство, а также сосредоточе­ние в руках государства, по крайней мере, таких отраслей народнохозяйст­венного комплекса, которые обеспечи­вают его сырьем и энергоресурсами. Для пришедших к власти в резуль­тате событий августа 1991 г. 1. «История современной России» под ред. Журавлёва В.В.-М., 1995г. радикаль­но-демократических сил путь посте­пенных преобразований казался не­приемлемым. Прежде всего по поли­тическим и социально-психологиче­ским соображениям. Социальную опо­ру новой власти составляли средние слои населения, которые в массе своей от политического переворота ничего реального еще не получили. Они жда­ли, что новая власть обеспечит эко-' комический прогресс общества в воз­можно недалеком будущем. Стремле­ние не потерять своих сторонников в среде прежде всего городской интел­лигенции, служащих, части рабочих высокой квалификации, потребность в укреплении социальной опоры за счет создания широкого слоя предпри­нимателей — всё это толкало прави­тельство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром на решительные дей­ствия. Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме — экономиче­ском учении, сформулированном на Западе уже в 70-е гг. XX в. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная эконо­мика способна к полному саморегули­рованию. Главный рычаг воздействия — финансы (монетаризм — от слова монета). Рыночные отношения при их полной свободе, считают сто­ронники этой теории, сами по себе обеспечивают и постоянно поддержи­вают стабильность экономики в целом. Вмешательство же государства не только подавляет свободу личности, но и увеличивает вероятность ошибок в проведении экономической политики.2 Оппоненты монетаризма, в свою очередь, обращали внимание на то, что данная модель, вполне убедитель­ная на бумаге, в математических рас­четах, еще ни в одной стране мира не была проверена «в чистом виде» на практике. Тогда как эффективность кейнсианства доказывается фактами экономического развития в послево­енные годы целого ряда развитых стран Запада, а также Японии. Радикальных реформаторов предо­стережения эти не останавливали. 2. «Экономика переходного периода» гл. ред. Гайдар Е.Т. - М., 1998г. Верх брало стремление как можно ре­шительнее разрушить «монстра» со­ветской плановой экономики, быстрее направить страну в колею рыночных отношений. Первым шагом на пути радикальных экономических преобразований стала либерализация цен.
I. Причины «шоковой терапии». Безусловно, истоки, причины «шоковой» терапии, а точнее выбора именно такого пути перестроения экономики страны следует искать в сложившемся к началу 90-х годов экономическом кризисе. И даже ещё глубже – в кризисе плановой системы.
1.1. Экономические кризисы и кризис системы. Экономический кризис в теории характеризует, как известно, определенное со­стояние рыночной системы, представляющее собой резкое нарушение равновесия в экономике в целом или ее части вследствие несоответствия свойственного ей регулятора (спроса) и сложившегося предложения. Основными видами кризиса в рыночной экономике выступают циклические кри­зисы перепроизводства и структурные кризисы.
Циклические кризисы характеризуют состояние общего перепроизводства, происходят периодически (через 9— 11 лет), выступая как необходимое средство восстановления равновесия в рыночной системе, проявляются в падении производства и цен, снижении реальной заработной платы, росте безработицы и др. Структурные кризисы характери­зуют частичное (для ряда отраслей) перепроизводство, свя­заны с возникновением несоответствия существующей струк­туры производства изменившейся структуре общественных потребностей (соответственно спроса). Проявление их ана­логично формам проявления кризисов общего перепроизвод­ства, хотя прежде всего затрагивает кризисные отрасли. Следует подчеркнуть, что плановая экономика по типу своему иная, нежели рыночная — это ресурсоограниченная экономика. Механизм ее действия позволяет в принципе сбалансировать в воспоризводственном процессе потоки и запасы. И хотя с точки зрения действительной пропор­циональности (соответствие структуры производства струк­туре общественных потребностей) диспропорции могли воз­никать (и возникали), они не могли проявиться в виде кри­зиса, как открытого несоответствия спроса и предложения. Известное и постоянно подчеркиваемое «преимущество» плановой экономики, как экономики бескризисной, имело под собой то простое обстоятельство, что спрос (платежеспособ­ная потребность) в ней никогда не играл роль регулятора в росте производства. В этом смысле плановой экономике, как ресурсоограниченной по своему типу, не могут быть свой­ственны кризисы перепроизводства. Особенность ресурсо­ограниченной системы в данной плоскости состоит в том, что противоречия диспропорциональности здесь постепенно на­капливаются, подавляются, существуют в скрытом виде, не разрешаясь в форме кризисов, как это происходит в системе рыночной. Более того, как отмечалось, плановая экономика сразу же по своему рождению начинает демонстрировать явление противоположного кризисам порядка: здесь постепенно и все более развивается дефицит и предметов потребления, и средств производства. Простая сравнительная оценка этого явления с явлениями рыночной экономики послужила осно­вой для вывода в 20-е годы Л. Н. Крицманом (1890—1937) и В. В. Новожиловым (1892—1970), что плановой экономике свойственны, видимо, кризисы недопроизводства. Позднее Я. Корнай показал, что плановая и рыночная экономики — качественно различные типы систем, что делает их сравне­ние крайне затруднительным. Что же касается всеобщего дефицита, свойственного плановой экономике, то это есть проявление ее не кризисного, а обычного, нормального со­стояния3. Очевидно, что когда речь идет о кризисе плановой эко­номики, имеется в виду не какой-либо вид экономического кризиса, а кризис плановой 3. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» - М., 2000г. системы. Это кризис, характери­зующий то или иное несоответствие между спросом и пред­ложением в целом или в рамках отдельных отраслей. Кризис системы свидетельствует о несоответствии потребностей раз­вития данного общества и свойственного ему социально-эко­номического устройства. Если экономический кризис есть внутренний элемент самого механизма функционирования си­стемы, то кризис системы в известном смысле есть для нее «внешний» фактор, говорящий о начале переходного про­цесса. Если экономический кризис есть средство разрешения противоречий системы, позволяющее ей дальше продолжить свое функционирование, то кризис системы имеет «выход» в ее преодолении в процессе переходной экономики и переход к другой экономической системе. 1.2. Сущность кризиса плановой системы. Наиболее яркое проявление кризиса плановой экономики в России (СССР), во-первых, ее значительное и возрастающее отставание от экономик развитых стран в техническом и технологическом отношениях, принципиальная неспособность использовать достижения современной НТР; во-вторых, уд­ручающие показатели жизненного уровня населения, по мно­гим из которых страна «пропустила вперед» десятки стран и по которым также проявлялась тенденция растущего отставания. При этом, если первый момент — свидетельство от­носительного отставания экономики в рамках мировой ци­вилизации, что само по себе важно и тревожно, то второй — говорит в известной мере и об абсолютной неспособности общества обеспечить своим членам нормальное существова­ние. Сущность этого кризиса и может быть определена как возрастающая неспособность плановой экономики обеспечи­вать пропорциональное развитие народного хозяйства, эко­номическую и социальную эффективность общественного про­изводства. Развитие кризиса в восьмидесятые годы связано с глубинными (конечными) и непосредственными причинами. Глубинные причины коренятся в самой природе сложив­шейся в России плановой экономики, характерной недооцен­кой экономического механизма функционирования сторон спо­соба производства, подменой его командами из центра, ча­сто не отвечающими направлениям общественного прогресса, фактическим игнорированием движущей роли экономических интересов и стимулов, формированием системы ресурсоограниченного типа. Глубинные причины кризиса плановой систе­мы, иными словами, связаны с ее принципиальной нежиз­ненностью, неспособностью обеспечивать оптимальное раз­витие общественного производства. Есть и иные позиции: одни считают, что кризис плановой экономики можно было бы преодолеть путем ее трансформации, но в ее рамках; дру­гие— отрицают подобный кризис, считая еще далеко не использованными возможности плановой системы. Аргумен­тация таких позиций во многом связана с указанием на то, что вышеуказанные (глубинные) причины существовали всегда, тем не менее плановая модель длительное время и достаточно успешно действовала. Представляется, что последнее реальное обстоятельство объясняется существованием ряда условий, «облегчающих» функционирование плановой экономики, с изменением кото­рых и вступили в действие непосредственные причины ее кризиса. К числу таких условий, в какой-то мере объясняющих саму возможность существования и относительно эффектив­ного функционирования плановой экономики, можно отнести следующие: — относительная простота структуры хозяйства и срав­нительно небольшие масштабы общественного производства позволяющие обеспечить и своевременность, и известную обоснованность команд из центра; — экстенсивный тип роста, вытекающий из задач первых лет советской власти и характера технической базы того-периода, также позволяющие обеспечить эффективное раз­витие под воздействием и чисто волевых методов; — своеобразный «исторический кредит» общества, полу­чаемый всякой новой общественной системой для реализа­ции провозглашаемых ею целей;
— наконец чрезвычайные условия развития России (СССР) — недостаточные к моменту Октябрьской револю­ции материальные и духовные предпосылки, капиталистиче­ское окружение, военная опасность и т. п.4 Мнение о высокой эффективности плановой экономики создавалась и благодаря некоторым чертам ее действия: возможность быстрой концентрации ресурсов на определен­ных участках, соответственно быстрое решение отдельных проблем, жесткая дисциплина, существующая под страхом репрессивных мер, и т. д. О такой эффективности говорили и многие факты. Так, за период 1928—1955 гг. (исключая де­сятилетие 1941—1950 гг.) среднегодовые темпы прироста ва­лового национального продукта составили в СССР 4,6%, а темп прироста потребления населения— 4,8% (1885— 1913 гг. — 3,2%).5 Как показала история, плановая система могла обеспечить более быстрое развитие в пределах отно­сительно краткосрочного периода, опираясь на вышеназван­ные и некоторые другие свойственные ей черты (система напряженных заданий, использование валовых инвестиций преимущественно на расширение производства и т. п.). Вме­сте с тем в рамках длительной перспективы сам принципи­альный механизм функционирования плановой экономики вел к нарастанию внутренних противоречий и негативных следствий, отмеченных выше.
Следует отметить также, что в функционировании плано­вой экономики не было все благополучно вплоть до восьми­десятых годов, когда «вдруг» и разразился ее кризис. Пре­ходящий характер названных выше условий, очевидные и все чаще наступающие «сбои» в действии командной модели обнаруживали необходимость ее изменения уже в послево­енный период. В этом смысле можно говорить о своеобраз­ных этапах развертывания кризиса плановой системы. Для неоднократных попыток произвести такие изменения характерен ряд моментов. Во-первых, содержанием их всегда провозглашался переход от преимущественно админи­стративных к преимущественно экономическим 4. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» - М., 2000г. 5. Там же. методам управления. Это весьма показательное свидетельство осозна­ния руководством страны непригодности в принципе сложив­шейся в конце 20-х годов системы управления. Во-вторых, все эти изменения по своему характеру предполагались как реформы, касались или частичных изменений (развитие ма­териального стимулирования в сельском хозяйстве в 1953г., переход к территориальной системе управления в 1957 г. и др.), или охватывали комплекс проблем, но в рамках дей­ствующей модели (таков, например, замысел экономической реформы 1965 г.). Отсюда паллиативность, непоследователь­ность и неэффективность в итоге всех этих попыток. В-третьих, что очень важно, ростом масштабов предполага­емых в каждой последующей попытке изменений. Это объяс­няется тем, что после каждой неудачной попытки реформи­ровать систему в рамках той же модели кризисные явления нарастали, приобретали все более широкий и глубинный ха­рактер, требовали соответственно и более масштабных мер для своего преодоления. Относительным показателем нара­стающих проблем может служить снижение среднегодовых темпов прироста валового национального продукта СССР. Если в 1950—1970 гг. он составлял 5,0%, то в 1970— 1989 гг.— уже 2,0%.6 Начало восьмидесятых годов ознаменовалось рядом по­пыток кардинального реформирования действующего хозяй­ственного механизма, также не приведших к позитивным ре­зультатам. Вместе с тем изменение в стране политической атмосферы с середины этого десятилетия создало возмож­ность для более полной, откровенной оценки характера и последствий функционирования плановой модели экономики. Это и привело к выводам, во-первых, о кризисе существу­ющей системы; во-вторых, о невозможности преодоления это­го кризиса даже самыми радикальными мерами в рамках этой системы. Впервые встал вопрос о полной замене пла­новой модели функционирования. 6. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» - М., 2000г. Практическая реализация подобной задачи могла бы опи­раться на ряд положений экономической теории, в частности теории переходной экономики. Во-первых, грандиозность исторической задачи предполагает длительный (несколько десятилетий) исторический период. Во-вторых, необходи­мость крупных качественных преобразований в экономике обусловливает неизбежность ряда негативных явлений (па­дение производства, частичная потеря богатства, безработи­ца, наступление на жизненный уровень и т. п.). Если взять только рассмотренные выше переходные процессы в истории России, то оба они демонстрируют в своей начальной стадии существенное замедление (иной раз, абсолютный упадок) развития. Так, заметно снижаются среднегодовые темпы ро­ста чистого национального продукта—до 1,7% в 1861— 1885 гг. (1861—1913 гг.— 2,65%). Аналогичные процессы наблюдаются и в период 1918—1928 гг. Маштабы этих яв­лений зависят от умелости руководства, сроков и методов осуществления преобразований. В-третьих, важность учета особенностей «стартовых» условий преобразований. В частности, для России они оказались особенно неблагоприятны­ми вследствие длительного подавления накапливающихся экономических противоречий. 1.3. Кризис переходной экономики. В практике современной российской переходной экономики не все эти обстоятельства были учтены в должной мере. Возобладала линия на ускорение преобразований. Безусловно, быстрота имеет не только минусы, но и плюсы. Однако реально в российской экономике в начале переходного периода возникла ситуация, напоминающая внешне картину экономического, все углубляющегося кризиса. Явления, характерные для начального периода российской переходной экономики могут быть определены как кризисные, поскольку, во-первых, они аналогичны по форме хорошо знакомым чертам экономического кризиса, во-вторых, по содержанию выражают целый ряд реально сложившихся в экономике «несоответствий». Прежде всего, это начав­шееся в конце восьмидесятых и усилившееся в начале де­вяностых годов снижение промышленного производства, про­явившееся в соответствующем сокращении общественного про­дукта и национального дохода. Падает производительность общественного труда. Вместе с тем в связи с их либерали­зацией в десятки и сотни раз возрастают цены, интенсивно развивается инфляционный процесс. Появляется и расши­ряется безработица и, что особенно существенно, — резко снижается жизненный уровень основной массы населения. Однако правомерность трактовок всех этих явлений как кризисных, а в целом состояния российской экономики как кризисного не означает, что мы имеем в данном случае де­ло с тем или иным видом экономического кризиса, харак­терного для рыночной экономики. Положение российской экономики в начале 90-х годов демонстрирует качественно новое явление: развитие кризисных элементов вследствие вступления общества в переходную экономику реформаторско-эволюционного типа. Эти элементы, с одной стороны, объективно обусловлены характером переходных процессов, а с другой — могут усиливаться или ослабляться в зависимо­сти от форм, сроков и методов реформаторской деятельно­сти. Но в целом рассматриваемые явления связаны с на­чавшимися переходными процессами.
Так, если принять за базу 1985 г., валовой национальный продукт СССР снижается в 1990 г. на 3%, а в 1991 г. — на 17%. В 1993 г. сокращение внутреннего валового продукта России по сравнению с 1990 г. составило примерно 38%. От­рицательные темпы прироста промышленной продукции бы­ли в 1993 г.— 16%, в 1992 г.— 18%. Доля населения, полу­чающая доходы ниже прожиточного минимума составляла в России по данным официальной статистики от 35% до 26%. Число безработных по стандартам Международной органи­зации труда дошло до 3,8 млн. человек (5% от трудоспособ­ного населения)7.
7. «Экономика переходного периода» под ред. Радаева В.В. - М., 1995г.

2. Суть «шоковой» терапии.
Либерализация цен, осуществленная в начале 1992 года, была нацелена на решение нескольких проблем. Во-первых, она позволила уменьшить финансовую несбалансированность в экономике. Это произошло за счет резкого сокращения ценовых субсидий и ставшего возможным в условиях свободных цен использования налога на добавленную стои­мость. Во-вторых, либерализация цен в короткое время ликвидировала денежный навес, обусловленный инфляционной денежно-кредитной политикой предыдущих лет. В-третьих, благодаря изменению относи­тельных цен были созданы предпосылки более эффективного распре­деления производственных ресурсов. В-четвертых, механизм свобод­ных цен в том или ином виде вводил конкурентные начала в поведение и взаимодействие предприятий. Наконец, устранение дефицита това­ров отразилось на поведении домашних хозяйств, резко уменьшивших ажиотажный спрос, а также непродуктивные затраты времени на ожи­дание в очередях. Последовавшая вслед за либерализацией цен либерализация валютной политики, сопровождаемая введением единого курса валюты (внутренней конвертируемости рубля) летом 1992 года, привела к уменьшению импортных субсидий предприятиям. Открытие экономи­ки для внешнего рынка было настолько же значимой мерой, насколько и сама либерализация цен. В короткие сроки оказалось возможным обеспечить потоки в Россию потребительского импорта, и решить (на рыночной основе) проблему хронического товарного голода. Как отмечалось выше, реформирование экономики в первые месяцы 1992 носило комплексный характер. Основной упор правительство де­лало на оздоровление государственных финансов, что в полной мере соответствовало логике радикальных реформ, а также диктовалось макроэкономический ситуацией в России. В частности, резкому сокращению подверглись оборонные расходы, что стимулировало поло­жительный структурный сдвиг в сторону демилитаризации экономики. В 1992 году Центральный Банк еще не был независимым органом вла­сти, ответственным исключительно за стабильность цен и денежного обращения. Юридический и фактический статус этого органа в первые два года реформ был весьма расплывчатым, что предопределило сла­бость проводимой им политики. Не использовался также такой инст­румент, жестко ограничивающий размеры внутреннего финансирова­ния, как денежная программа. Тем не менее, благодаря усилиям реформаторского Правительства, в первые месяцы его деятельности произошло ужесточение денежного предложения Центральным бан­ком. Это оказалось возможным благодаря временной слабости оппози­ции и еще недостаточной организованности проинфляционных лоббистских сил в Верховном Совете. Важную позитивную роль сыграло также отсутствие механизма автоматической индексации государст­венных расходов в соответствии с индексом инфляции. В результате ценовой либерализации ускорилось падение производст­ва. Этот эффект наблюдался во всех без исключения посткоммунисти­ческих странах. Основной фактор резкого падения производства в постсоциалистических странах заключается в искусственном характере экономического роста, происходившего в последние десятилетия су­ществования социализма и основанного на эксплуатации природных ресурсов Советского Союза. Важная причина снижения объемов вы­пусков заключается во включении рыночных механизмов: ограничени­ях спроса и усилившейся конкуренции со стороны иностранных това­ропроизводителей. Либерализация цен выявила не только истинные размеры подавленной инфляции, но и фактическую степень перепроизводства товаров в социалистической экономике, которое многие го­ды сосуществовало с хроническим дефицитом. Сокращение государственного потребления также должно быть отме­чено в числе факторов, определяющих величину спада производства. Казалось бы, падение производства могло быть менее значительным, если бы государство продолжало искусственно поддерживать агреги­рованный спрос. Однако в условиях колоссального денежного навеса, приведшего к раскрутке инфляционной спирали, такая политика была невозможна с самого начала. Дальнейшее развитие событий показало полную бесполезность попыток стимулирования спроса в условиях пе­реходной экономики. Сокращение объемов реальных налогов и рост бюджетного дефицита не оказывали стимулирующего воздействия на производство, продолжавшего монотонно снижаться вплоть до окон­чания процесса финансовой стабилизации в 1997 году. Незначитель­ные замедления спада, достигаемые путем кредитных вливаний (и со­ответствующего временного роста реальной денежной массы, происходившего в силу регидности цен в краткосрочном периоде), но­сили исключительно временный характер. Вообще, стимулирование производства методами макроэкономической политики может быть эффективно лишь на краткосрочных временных интервалах и в весьма специфических ситуациях, когда располагаемые реальные доходы на­селения являются основным ограничителем агрегированного спроса. Таким образом, падение ВВП в России в 1992 - 1996 годах происходи­ло вследствие структурных сдвигов, независимо от проводимой бюд­жетной и денежно-кредитной политики, и потому не могло быть пре­дотвращено стандартными мерами государственного вмешательства. В первые месяцы реформ эффект сжатия спроса был усилен общей дезорганизацией хозяйственных связей, приведших к резкому сокра­щению предложения. Разрыв связей был неизбежен из-за отсутствия достаточно развитых рыночных механизмов поиска и координации действий участников. Возможно, именно по этой причине многие директора предприятий с самого начала выбрали консервативную страте­гию сохранения статус-кво, не прилагая усилий к поиску новых по­ставщиков и потребителей. Но в большинстве случаев руководство предприятий просто оказалось не способно адекватно оценить послед­ствия происходивших изменений, надеясь на быстрое свертывание ре­форм. Резкое повышение уровня цен в 1992 году привело к обесценению оборотных средств, от которого пострадали в равной мере все пред­приятия. Их реакция на данный "шок" выявила различия в поведении, компетентности и стимулах менеджмента. Следствием либерализации цен для многих предприятий стало увеличение бартерных сделок и взаимных неплатежей. Характерно, что бартер был привычной формой обмена в условиях дефицитной экономики 80-х годов, дополняя нена­дежные материально-технические связи, устанавливаемые из центра. Не случайно поэтому, что стремясь сохранить статус-кво, директора перенесли эту достаточно привычную форму горизонтальных хозяйст­венных взаимосвязей в условия рынка. В дальнейшем же рост бартер­ных сделок происходил не только в связи с нехваткой денежных средств, но и в целях уклонения от налогов.
Для многих предприятий наращивание взаимных неплатежей в 1992 году во многом определялось несовершенством системы взаимных расчетов. В ряде случаев поставки осуществлялись по инерции, без оценки целесообразности сохранения традиционных связей. Опреде­ленную роль в наращивании взаимной задолженности сыграла также высокая инфляция, создававшая стимулы к искусственным задержкам платежей как самими предприятиями, так и финансовыми посредни­ками. Как и бартер, механизм неплатежей использовался в дальнейшем целенаправленно, в том числе для широкомасштабного уклонения от налогов, а также для присвоения части выручки руководством предприятий.
Реакция экономических агентов и государства на инфляционный шок 1992 года выявила принципиальную проблему, унаследованную от экономики социализма - проблему мягких бюджетных ограничений. Суть ее состоит в том, что, если государство не хочет допускать бан­кротства предприятий, то менеджеры активно используют данный мо­тив в своих интересах. Возникает ситуация негативного отбора, даю­щая выигрыш худшим предприятиям. В частности, руководство таких предприятий отказывается от проведения реструктуризации производ­ства, продолжая выпускать устаревшую продукцию и реализуя ее в сфере внеденежных отношений обмена.8 8. «Экономика переходного периода» гл. ред. Гайдар Е.Т.-М., 1998г. В первые три года реформ подобные ожидания директорского корпуса во многом оказались оправданными, поскольку государство само спо­собствовало воссозданию механизма мягких бюджетных ограничений в новых условиях. Например, осенний взаимозачет неплатежей в 1992 году, осуществленный благодаря массированной накачке денег в экономику, продемонстрировал готовность государства поддерживать не­платежеспособные предприятия даже ценой отказа от принципиаль­ных установок изначально взятого курса на финансовую стабильность. Непоследовательность и постепенность проводившейся в 1993 -1994 годах политики определяется по сути той же проблемой, но происхо­дит уже на фоне усталости общества, под ощутимым влиянием на дей­ствия властей консолидировавшихся к этому времени организованных групп интересов. Подобное взаимодействие политических и экономи­ческих мотивов определило инфляционный режим в 1992-1994 годах, а в дальнейшем - и обострение кризиса фискальной системы России.
3. «Шоковая» терапия на практике.
В октябре 1991 года на пятом съезде народ­ных депутатов Б. Ельцин объявил о про­ведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство во главе с Ельциным. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло, в основном, из ученых-экономистов. Все они были молоды (от 35 до 40 лет). С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономической мыс­ли, но с другой, почти никто из них не имел опыта хозяйственной де­ятельности и государственного управления крупного масштаба. К тому же новые министры не имели явных и устойчивых связей с какими-либо группами интересов в производственной сфере. В качестве основной задачи правительства объявлялась макро­экономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом крыночной экономике, с приватизацией государственной собственно­сти во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий вхо­дили: либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного де­фицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множе­ственности курса рубля, структурная перестройка и т.д. В январе 1992 года был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Однако устранение жесткого контроля за ценами со сторо­ны государства в условиях сохранения всеобщей монополизации про­изводства в стране сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен: к концу 1992 года примерно в 100-150 раз при росте средней заработной платы в 10-15 раз9. Эти первые мероприятия нового правительства вызвали рез­ко 9. Мау В.А. «Экономика и власть» - М., 1995г. отрицательную политическую реакцию со стороны вице-прези­дента А.В. Руцкого и Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбу­латова, вокруг которых начали сплачиваться различные социальные силы, оппозиционно настроенные к новому курсу. Сопротивление этих сил стало особенно заметно проявляться на фоне кризиса не­платежей, охватившего к лету 1992 года почти всю экономику. И сла­бые, и сильные предприятия были опутаны сложными взаимными расчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным от­ношениям. Другим фактором, побудившим часть директорского корпуса государственных предприятий к сплочению, стал вопрос о либерали­зации цен на энергоносители, который до тех пор находился в моно­польном ведении государства. Ситуация осложнялась еще и тем, что Правительство направило в Международный валютный фонд (март 1992 года) Меморандум о предстоящей либерализации цен на энерго­ресурсы. Заметим, что аналогичное заявление о предстоящей всеобщей либерализации цен осенью 1991 года заставило население, товаропро­изводителей и торговую сеть заранее экономически и психологически подготовиться к этому шагу. К тому же, если в тот период основная масса директоров смутно представляла себе последствия этого про­цесса в виде «спросовых ограничений», то уже к весне 1992 года ситу­ация резко изменилась. Руководители предприятий начали понимать, что освобождение цен на энергоносители вместе с кризисом неплате­жей может реально угрожать им банкротством. К началу лета 1992 года в стране сформировался мощный проинфляционный блок «Гражданский союз», в который входили пред­ставители военно-промышленного и агропромышленного комплек­сов, партии центристского и левоцентристского толка, различные профсоюзные организации. Опасаясь начала банкротства предприя­тий, промышленники и лидеры профсоюзов были готовы поддержать инфляцию, которая, на их взгляд, являлась для трудящихся меньшим злом, нежели безработица. В этом их поддержал шестой съезд народ­ных депутатов (апрель 1992 года) и многие средства массовой инфор­мации. Правительство Е. Гайдара должно было считаться с этим, и ему пришлось идти на компромиссы и лавирование. Так, весной 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, а это озна­чало некоторое отступление от провозглашенного курса на стабили­зацию, снижение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефи­цита и т.д. Правительство стало привлекать на свою сторону ряд директо­ров государственных предприятий, особенно тех, кто уже сумел при­способиться к новым условиям хозяйствования. Для них были сдела­ны некоторые уступки в денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах, а в состав правительства вошли директора наиболее крупных предприятий ВПК и топливно-энергетического комплекса (В. Шумей­ко, Г. Хижа, В. Черномырдин). Таким образом, правительство стало коалиционным.
Летнее отступление правительства под напором сил хозяйствен­ников ослабило провозглашенную ранее жесткую кредитно-денежную политику. В результате этого осенью 1992 года резко ускорился рост цен (до 5 % в неделю в сентябре-ноябре) и произошло обвальное падение курса рубля (в три раза за два месяца). Руководители предприятий, профсою­зы ценой тяжелого социального опыта наконец осознали правоту предо­стережений Е. Гайдара о том, что «мягкая бюджетная политика» неизбеж­но приведет к катастрофическим последствиям в экономике России.
Можно сказать, что с июля по декабрь 1992 года реформы как бы замерли. Это было связано также и с тем, что в июле 1992 года Вер­ховный Совет назначил В. Геращенко председателем Центрального банка России, что нанесло заметный ущерб макроэкономической ста­билизации, поскольку В. Геращенко был сторонником увеличения денежной массы в экономике страны. 12 декабря 1992 года, когда на седьмом съезде народных депута­тов Е. Гайдар был снят с должности и.о. премьер-министра, а через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, казалось, что с рефор­мой покончено, и Россия находится на пороге гиперинфляции. Но одновременно в правительство Черномырдина был назначен вице-премьером и министром финансов молодой экономист Б. Федоров, который всеми возможными методами пытался воплотить в жизнь программу макроэкономической стабилизации, что позволило удер­жать страну от падения в пропасть. На рубеже 1992—1993 годов в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных варианта экономического развития. Линия разме­жевания проходила по вопросу о роли инфляции и путях ее преодоления. Сторонники первого варианта ратовали за продолжение поли­тики «дешевых денег», то есть мощного государственного финансиро­вания народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. В их число входили представители слабых (нередко весьма крупных) предприятий, неспособных адаптироваться к рынку, к жестким бюд­жетным ограничениям. В проведении такой политики были заинте­ресованы также определенные финансовые структуры и банки, чье экономическое положение напрямую зависело от государственных льготных кредитов. Сюда входили также представители торгово-посреднических групп, непосредственно заинтересованных в таком раз­витии народного хозяйства. К числу сторонников второго, антиинфляционного варианта можно отнести предпринимателей, активных руководителей промыш­ленных, банковских и торговых предприятий и организаций, которые уже сумели адаптироваться к рынку и которым была нужна макроэко­номическая стабильность. Причем в их число входили хозяйственные субъекты как частного, так и государственного сектора. Борьба между группировками в течение 1993 года привела к не­устойчивому экономическому положению, что выразилось в колеба­нии уровня инфляции от 12 до 35% в месяц. В этот период усилилось сращивание некоторой части предпринимателей с государством, при­чем в этом были заинтересованы обе стороны: слабое государство ис­кало поддержки в новом нарождающемся социальном слое бизнесме­нов, а те, в свою очередь, рассчитывали на поддержку государственных институтов в конкурентной борьбе. В результате решительной пози­ции Е. Гайдара (во время его второго «пришествия» в состав прави­тельства в 1993 году) борьба вокруг «дешевых денег» уступила место борьбе вокруг защиты отечественного предпринимательства от инос­транной конкуренции. На смену явной денежной эмиссии пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в селективной (выборочной) поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фак­тически подавлять конкуренцию во многих отраслях народного хозяй­ства, устанавливая протекционистские преграды во внешней торгов­ле. Все это, в конечном счете, также усиливало инфляционность российской экономики, поскольку бизнес, защищенный от конкуренции и тесно связанный с государством (особенно его монополисти­ческие структуры), мог получать исключительно благоприятные ус­ловия как для доступа к бюджетному финансированию, так и для про­ведения монополистической по сути политики ценообразования. Весной 1993 года консервативные силы перешли в наступление. Всего нескольких голосов не хватило для отрешения Б.Н. Ельцина от власти при голосовании депутатов на съезде. 25 апреля в стране про­шел референдум, на котором избиратели должны были ответить на че­тыре вопроса: о доверии президенту и его социально-экономической политике, о необходимости досрочных перевыборов президента и на­родных депутатов. Большинство населения высказалось за доверие президенту и его политике, а также против перевыборов. Это дало дополнительные силы правительству для дальнейшего проведения приватизации и либерализации экономики.
Заключение. В качестве заключения, я хочу рассказать об дальнейшей судьбе России, т.к. её последующее развитие показывает положительные и негативные стороны «шоковой терапии». Летом 1993 года реформы в очередной раз замедлились. По инициативе В. Геращенко Центральным банком России, без согласования с министерством финансов, внезапно был проведён обмен денежных купюр, выпущенных в СССР и России до 1993 года на новые деньги. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзные республиках. Но обмен денег проводился в такие короткие сроки, что среди населения поднялась паника, в сберкассах образовались огром­ные очереди. Правда, вмешался президент, и сроки обмена были про­длены, но, тем не менее, все это заметно подрывало доверие к прави­тельству. Другим, не менее тяжелым ударом по реформам было принятие в августе 1993 года Верховным Советом государственного бюджета с 25%-ным дефицитом. Одновременно увеличивались объемы государ­ственных кредитов на III квартал. Противоречия между ветвями власти зашли в тупик и достигли критического состояния. В результате президент Б.Н. Ельцин был вынужден 21 сентября 1993 года издать указ № 1400, в котором объяв­лялось о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Непосредственной причиной появления данного указа можно считать несогласие президента с принятым государственным бюджетом, а бо­лее глубинная причина заключалась в том, что законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятство­вавшие экономическим реформам. К тому же несовершенство Кон­ституции позволяло депутатам вмешиваться в оперативную деятель­ность правительства, внося тем самым неразбериху при принятии тех или иных решений. В этот момент Б. Ельцин стоял перед выбором: или не подпи­сывать закон о бюджете (нарушая тем самым Конституцию), или рас­пускать парламент. Президент пошел на второй вариант, после чего еще более осложнилась политическая обстановка, депутаты в течение нескольких дней отказывались покидать здание парламента, в итоге была применена военная сила и «Белый дом» взят штурмом. Все это ознаменовало начало нового этапа в экономической и политической жизни России.
Наступило очень важное для реформ время. В правительство вернулся Е. Гайдар в качестве вице-премьера и министра экономики, были продолжены радикальные преобразования. В течение октября-ноября 1993 года проведена почти полная либерализация сельскохо­зяйственного сектора, включая цены на зерно. Президент издал указ о частной собственности на землю. 25 сентября была отменена практи­ка выдачи льготных кредитов (то есть закончился период «дешевых денег»), а Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив с ноября 1993 года позитивную реальную процентную ставку. В эти же месяцы заметно начали снижаться темпы инфляции, что, казалось, означало некоторую макроэкономическую стабилизацию.10
12 декабря 1993 года в России прошли выборы в Государствен­ную Думу в соответствии с новым избирательным законом, был сфор­мирован Совет Федерации. Одновременно, в ходе референдума, при­нята Конституция Российской Федерации, которая ознаменовала коренные изменения в социально-политическом устройстве страны, и, прежде всего, установление незыблемого принципа разделения вла­стей: законодательной, исполнительной и судебной. Было покончено как с радикальным либерализмом, так и с господством коммунисти­ческого режима. Но в ходе этих выборов партии демократической ориентации не сумели набрать достаточного количества голосов и оказались в Думе в меньшинстве. Е. Гайдар и Б. Федоров предпочли уйти в отставку, а в правительстве усилились позиции промышленных центристов во главе с В. Черномырдиным. Но многие их шаги были направлены на продолжение экономической реформы, и можно утверждать, что с этого времени процесс 10. «История современной России» под ред. Журавлёва В.В.-М., 1995г. становления рыночной экономики стал необрати­мым: Россия вступила на путь проведения нормальной экономичес­кой политики. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести ди­намику темпов инфляции и дефицита бюджета (см. таблицу 1, приложение 1) Но до подлинной макроэкономической стабилизации было еще очень далеко, в чем можно убедиться, проследив динамику обменного курса рубля. В течение 1994 года он имел постоянную тенденцию к снижению. Особенно резкое и внезапное падение курса рубля по от­ношению к доллару было зафиксировано в сентябре (на 20%), за неде­лю с 3 по 10 октября он упал на 17%, а 11 октября произошел обвал курса (на 27%, с 3081 до 3926 руб. за доллар). Этот день тут же был назван «черным вторником». Через два дня курс поднялся до 2940 руб. за доллар, но постоянная девальвация рубля сохранялась, и к концу года курс обмена достиг 3550 руб.11 Одной из самых болезненных проблем 1991—1993 годов был рас­пад рублевой зоны. Роспуск СССР повлек за собой потрясение в де­нежной системе. В 1991 году на территории бывшего Советского Со­юза возникли 15 центральных банков, каждый из которых мог увеличивать денежную массу, выпуская рублевые кредиты. И хотя на­личные деньги вправе выпускать только Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в Российской Федерации), кредиты — это тоже деньги. Банки стремились перегнать друг друга в выпуске таких кредитов, что вело к нестабильности денежной систе­мы, к возрастающей инфляции. Ни одна из новых независимых стран не хотела признавать верховенство России в этой сфере, поэтому не­обходимо было разделить рублевую зону и создать в каждой республи­ке свою валюту с собственным центральным денежно-кредитным уч­реждением. В конце концов стало ясно, что распад рублевой зоны неизбе­жен. В 1992 году собственные валюты ввели Эстония, Латвия, Литва, Украина, а в 1993 году — почти все остальные республики (кроме Азер­байджана и 11. «История современной России» под ред. Журавлёва В.В.-М., 1995г. Таджикистана, которые сделали это в 1994 году). Каза­лось бы, распад единой денежной системы прошел быстро, но многие страны были абсолютно не готовы к денежным реформам, время было упущено, и практически все из них (кроме прибалтийских республик) пережили гиперинфляцию. Важной проблемой была взаимная торговля между бывшими республиками СССР, поскольку еще в рамках Советского Союза стал процветать натуральный обмен, или бартер. Когда же распался СССР, некоторые новые независимые государства не сразу осуществили ли­берализацию внешней торговли, в них оставалась государственная монополия на эту сферу деятельности. Между республиками отсут­ствовал эффективный платежный механизм, так как не было взаим­ного доверия, четкой системы юридических санкций и взаимовыгод­ных расчетов, не хватало ликвидных средств. Необходимо было найти быстрое и понятное решение для осуществления прямых расчетов между предприятиями, например, в конвертируемой валюте с едины­ми обменными курсами. Но для этого прежде всего следовало пойти на либерализацию торговли и цен, а на такие шаги пошли лишь пра­вительства России и Прибалтики. Следовательно, внешнеторговые отношения с большинством стран приходилось осуществлять с боль­шими трудностями, сопряженными с таможенными тарифами и квотами. Одним из ранних проявлений экономической реформы в Рос­сии был рост товарных бирж, число которых в 1990— 1991 годах дости­гало 300. Большинство из них были универсальными и занимались продажей самых разнообразных товаров. Доходность сделок на этих биржах складывалась в основном за счет искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким, контролируе­мым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыноч­ным ценам, что позволило многим биржевикам создать немалые со­стояния. Либерализация цен в январе 1992 года привела к кризису товар­ных бирж, их число стало резко сокращаться. К лету 1993 года количе­ство активных бирж снизилось до 150, и только 40 из них функциони­ровали постоянно. 40% общего оборота было сконцентрировано на шести товарных биржах, четыре из которых находились в Москве. Тор­говля такими товарами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зер­но, уголь была сконцентрирована на одной из специализированных бирж. На процесс сокращения количества товарных бирж повлияло также и то, что в стране была разрешена обычная частная оптовая тор­говля инвестиционными товарами. Однако биржи сыграли заметную роль в становлении рыночных отношений, послужили фундаментом для возникновения более цивилизованных биржевых структур, суще­ствующих в настоящее время. Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сме­нили свою направленность и превратились в настоящие фондовые бир­жи. Если в 1992 году биржевой оборот с деньгами и ценными бумага­ми составлял всего 3% от их общего оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46 %.
Приложение 1.12 Таблица 1.
Динамика темпов инфляции и дефицита бюджета.
1991
1992
1993
1994
Инфляция (потребительские цены, на конец года, в %)
144
2520
840
224
Инфляция (промышленные оптовые цены, на конец года, в %)
236
3275
890
233
Дефицит бюджета
(в % от ВВП)
-30
19, 7
9, 4
10
Курс обмена (конец года, руб. за долл.)
170
415
1247
3550 12.«История современной России» под ред. Журавлёва В.В.-М., 1995г. Список использованной литературы: 1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» - М., 2000г. 2. «Экономика переходного периода» гл. ред. Гайдар Е.Т. - М., 1998г. 3. «История современной России» под ред. Журавлёва В.В. - М., 1995г.
4. «Экономика переходного периода» под ред. Радаева В.В. - М., 1995г. 5. Мау В.А. «Экономика и власть» - М., 1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Декабрист и его роль в истории России
Реферат Кейнсианская революция (Д.Кейнс "Общая теория занятости, процента и денег")
Реферат Аналитический и синтетический учет операций по начислению средств на оплату труда
Реферат The Influences Of Tolkien In The Lord
Реферат Механізми відображу вальної діяльності на різних стадіях розвитку психіки
Реферат "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" наконец-то увидела свет
Реферат Директивные формы интеграции бизнеса в РФ
Реферат Hamlet Theories Of Hamlet
Реферат Плата за землю и ее формы
Реферат "Базовые ценности национальной гражданской идентичности России. (Нормативно-правовые аспекты)". Здание Государственной Думы. Зал 404
Реферат Great Depression Essay Research Paper Cut wages
Реферат Гидростатика, давление, закон Паскаля, гидростатическое давление
Реферат Business Ethics Essay Research Paper Business EthicsWhat
Реферат Camus Philosophy As Revealed In L
Реферат Финансы Украины