СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
2.1 Количественная теория денег, уравнение обмена
2.2 Предположение о постоянной скорости обращения денег
2.3 Деньги, цены и инфляция
2.4 Денежные агрегаты
2.5 Денежный рынок
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
3.1 Центральный банк – основной регулятор денежного обращения
3.1.1 Рефинансирование коммерческих банков и операции на открытом рынке.
3.1.2 Политика обязательных резервов
3.1.3 Ограничение кредитования
3.1.4 Политика дешевых и дорогих денег
3.2 Государственное регулирование
3.2.1 Фискальная политика
3.2.2 Налоги и их функция
3.2.3 Государственный бюджет
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
4.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения
4.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного обращения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд эта проблема достаточно «проста», поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен, то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение, то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.
Поскольку в течение последних 10 лет принимались разнонаправленные относительно достижения результата решения (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы), то в экономике продолжались и спад, и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился в десятки тысяч раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, исключающей произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы, обеспечивающий экономический рост? Известно, что в 1996 г. и первой половине 1997 г. денежная масса росла несколько быстрее темпов инфляции, и тем не менее за истекшее время не удалось решить ни одной из главных проблем: неплатежей, ликвидации уровня бюджетного дефицита и государственного долга, задолженности по зарплате, и самое главное, добиться заметного экономического роста. Почему? Ответ прост: экономике по-прежнему не хватает денег. Но каких?
Центральный банк, обладая государственной монополией на эмиссию наличных денег, регулирует размеры денежной массы в обращении.
Неграмотная денежно-кредитная политика монетаристского типа приводит к выпуску в обращение избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики центральный банк может испытывать давление исполнительной власти. Многие политические деятели считают, что можно легко преодолеть любые экономические трудности, стоит только подключить к их решению печатный станок Центрального банка. К тому же «приспособить» количество денег к количеству товаров довольно сложно и трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом количестве не столь сложно. Экономически необоснованная денежно-кредитная экспансия является трудным искушением для правительства и очень многое здесь зависит от твердости позиции, занимаемой Центральным банком. Банк России тщательно следит за объемами денег, которые эмитируются в экономику, и их соответствием спросу на деньги. Кроме того, деньги в рыночной экономике всегда должны быть в дефиците, так как их получение является одной из главных целей предпринимательской деятельности, составляет основу мотивационного механизма. Они становятся доступными нефинансовым экономическим агентам только после того, как их продукт нашел конечного потребителя и определил свою долю в структуре платежеспособного спроса.
Правильные ответы на вопросы: сколько денег нужно государству для поддержания нормального развития экономики и как можно обеспечить этот объем, является залогом стабильного и поступательного развития национального хозяйства. То есть существуют определённые границы, в пределах которых должна удерживаться денежная масса.
Конечно, на данной стадии своего обучения я не смог ответить на поставленные выше вопросы. Однако постараюсь рассмотреть зависимости между денежной массой, ценой и объемом производимых товаров. Возможные варианты цивилизованного регулирования денежного обращения. А так же проанализирую ситуацию вокруг денежной массы в России и проблемы, связанные с ней. Коснусь и эффективности регулирования денежного обращения в нашей стране.
1.ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:
· для кругооборота товаров и услуг;
· для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещении по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода и др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек).
Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
· предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
· юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
· юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
· физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В Российской федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
2.1 Количественная теория денег, уравнение обмена
Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый момент для обращения, можно определить по следующей формуле:
где:
M - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения
P1 - цены товаров, подлежащих реализации
Р2 - цены товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода
Ро - цены товаров, проданных в прошлый период, сроки платежей по которым наступили
Р3 - взаимопогашаемые платежи
Vr - скорость оборота денежной единицы.
Иначе эту формулу можно представить следующим образом:
М * V = P * T
М - деньги; V - скорость обращения; Р - цены; T – сделки (в классическом виде используется буква Q, означающая величину всех товаров к реализации. В данном случае я рассматриваю ситуацию, когда по всем товарам произошли сделки продажи).
Все денежное обращение стран подчиняется этой формуле, также известной как уравнение обмена.
Очевидно, что все переменные здесь зависят друг от друга, и эта формула предоставляет возможность предвидеть последствия изменения какой-либо переменной в этом уравнении.
Рассмотрим теперь каждый из четырех членов данного уравнения.
Члены, находящиеся в правой части уравнения, несут в себе информацию о сделках. Через T обозначено общее число операций за определенный период времени, скажем, за год. Другими словами, T обозначает, сколько раз в течение года какие-либо лица обменивают товары или услуги на деньги. Р — цена, по которой совершается типичная сделка, — количество передаваемых в ее ходе денег. Произведение средней суммы сделки на количество сделок РT равно числу денег, обернувшихся в течение года.
Члены уравнения, стоящие в левой части, списывают деньги, использованные при совершении сделок. М — количество денег, V- называется скорость обращения денег и характеризует скорость, с которой деньги циркулируют в экономике, т.е. сколько раз за определенный промежуток времени рубль переходит из рук в руки.
Предположим, например, что в данном году 60 батонов хлеба продаются по цене 5 рублей за батон. Тогда T равняется 60 батонов в год, а Р - 5 рублям. Общее число рублей, участвовавших в сделках, равно:
РT = 5 рублей/за батон х 60 батонов/в год = 300 рублей в год.
Расчет правой стороны уравнения количественной теории денег позволяет получить денежное выражение суммы всех совершенных за год сделок, равной 300 рублям в год.
Предположим теперь, что всего в экономике обращается 100 рублей. В этом случае мы можем рассчитать скорость обращения денег так:
V = РT/М = (300 рублей в год)/(100 рублей) = 3 раза в год.
Это означает, что для того, чтобы в экономике, где обращается 100 рублей, за год были совершены сделки на сумму 300 рублей, необходимо, чтобы каждый рубль за год трижды перешел из рук в руки.
Уравнение количественной теории денег, по сути, является тождеством: его выполнение обусловлено самими определениями всех входящих в него переменных. Тем не менее, оно имеет важное значение, так как из него следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны измениться для сохранения равенства. Например, если количество денег увеличивается, а скорость их обращения остается неизменной, то должны увеличится либо цена, либо число сделок.
2.2 Предположение о постоянной скорости обращения денег
Можно подумать, что уравнение количественной теории денег нужно лишь для определения скорости обращения денег как отношения номинального объема ВНП к количеству денег. Вместе с тем, используя дополнительное допущение о постоянной скорости обращения денег, можно на базе этого уравнения построить важную теорию, получившую название количественной теории денег.
Количественная теория денег гласит, что номинальный объем ВНП пропорционален денежной массе, или, что то же самое, спрос на денежные средства в реальном выражении пропорционален реальному объему ВНП. Поскольку реальный объем ВНП определяется имеющимися в экономике факторами производства и производственной функцией, из количественной теории денег следует, что уровень цен пропорционален количеству денег. Таким образом, темп прироста денежной массы определяет темп инфляции.
Подобно многим другим допущениям, принятым в экономической теории, допущение о постоянной скорости обращения денег - лишь абстракция. При изменении функции спроса на деньги она также изменяется. Например, распространение банковских автоматов позволяющих снимать наличные деньги по специальным карточкам, позволило сократить среднее количество наличных денег на руках у населения. Благодаря автоматам увеличилось число оборотов денег в экономике, т.е. выросла скорость обращения денег V. Вместе с тем экономисты обнаружили, что во многих случаях предположение о постоянной скорости обращения денег позволяет получить достаточно точные результаты. В силу этого допустим, что скорость обращения денег является постоянной, и посмотрим, как в этом случае предложение денег воздействует на экономику.
Если скорость обращения денег постоянна, уравнение количественной теории денег можно трактовать как теорию формирования номинального объема ВНП. Уравнение количественной теории денег утверждает, что ; черточка над V означает, что скорость обращения денег неизменна. Тогда изменение количества денег (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального объема ВНП (PQ). Таким образом, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег.
2.3 Деньги, цены и инфляция
1. Количество произведенной продукции Q определяется затратами факторов производства и производственной функцией.
2. Стоимостной объем производства в номинальном выражении PQ определяется предложением денег.
3. Тогда уровень цен P представляет собой отношение стоимостного объема производства в номинальном выражении PQ к количеству произведенной продукции Q.
Другими словами, реальный объем ВНП определяется производственными возможностями экономики, а дефлятор ВНП есть отношение номинального объема ВНП к реальному.
Данная теория объясняет, что происходит, когда ЦБ изменяет предложение денег. В силу того, что скорость обращения денег является постоянной, любое изменение предложения денег ведет к пропорциональному изменению номинального объема ВНП. Поскольку реальный объем ВНП уже задан существующими в экономике запасами факторов производства и производственной функцией, то изменения номинального объема ВНП целиком обусловлены изменениями уровня цен. Таким образом, из количественной теории следует, что уровень цен пропорционален предложению денег.
2.4 Денежные агрегаты
В уравнении обмена присутствует переменная “денежная масса” или “объем денежной массы”.
Но возникает вопрос, что именно понимается под понятием “денежная масса”, а главное - как ее мерить.
Во времена, когда не существовало ни банков, ни прочих прелестей загнивающего капитализма, все было довольно просто - денежная масса подсчитывалась как количество всей наличности в государстве, то есть, например при золотом монетаризме, это было суммарное количество золота в обращении в стране.
Позже, с появлением золотого стандарта с кредитными билетами, обеспеченными золотом, денежная масса стала вдруг в 2 раза больше, то есть все золото + все казначейские обязательства. Далее, при появлении банков и векселей, появился банковский мультипликатор, который еще больше расширил денежную массу. Появление государственных ценных бумаг, обладающих практически абсолютной ликвидностью и стабильностью, а также прочих финансовым инструментов, повлекло за собой еще большее разрастание денежной массы.
Вопрос оценки денежной массы был практически решен при помощи использования разных денежных агрегатов, которые включают в себя разные части денежной массы, начиная с наличных денег и заканчивая долговыми обязательствами страховых фондов и долговыми расписками булочных.
Приведу разделение денежной массы, которым пользуются в Банке России[1].
1. Наличные деньги М0
В том числе:
· нефинансовый сектор
· в кассах банков
2. Обязательные резервы комбанков в ЦБ РФ
3. Средства комбанков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ
4. Денежная база Н = 1 + 2 +3
5. Средства на текущих и прочих счетах, до востребования
6. М1 = 4+5
7. Срочные вклады в банках
8. М2 = М1 +7
9. Депозитные сертификаты и госзаймы
10.М3 = М2 + 9
О структуре денежной массы в Российской Федерации позволяют судить данные, приведенные в табл. 1
Таблица 1
Структура денежной массы[2]
Показатели
01.01.1997г.
01.01.1998г.
01.01.1999г.
01.01.2000г.
Темпы прироста на 01.01.1998г. %
трлн руб.
%
млрд руб.
%
млрд руб
%
млрд руб
%
Денежная масса М2
295,2
100
374,1
100
448,3
100
646,5
100
44,2
В том числе:
Наличные деньги М0
103,8
35,2
130,4
34,9
187,8
41,9
219,3
33,9
17,1
Безналичные средства
191,4
64,8
243,7
65,1
260,5
58,1
427,2
66,1
64,0
Из них:
Средства нефинансовых органов
72,2
24,4
72,1
21,3
60,0
13,4
126,1
19,5
329,1
Вклады населения
119,2
40,4
171,6
43,8
200,5
44,7
299,1
46,6
55,4
2.5 Денежный рынок
Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов.
Суть денежного рынка можно описать следующим образом: вся денежная масса выступает товаром на этом рынке, где продавцами выступают “кредиторы”, а покупатели - заемщики. Ценой в наше время выступает процент по кредиту. Нормой оценки денежного рынка выступает учетная ставка процента ЦБ.
Однако прелесть денежного рынка заключается еще и в том, что от количества денег в обращении зависит здоровье экономики, уровень цен и уровень жизни. При несоответствии денежной массы и товарной массы может возникнуть или инфляция, или дефляция. Последнее маловероятно из-за чисто психологического фактора, и вместо дефляции наблюдается просто падение объемов инвестиций и сужение воспроизводства. При инфляции помимо падения инвестиций наблюдается еще и рост цен, хотя свертывание производства при недостатке денежной массы происходит из-за невозможности получить кредит, а при ее избытке - из-за его невыгодности.
Предложение на денежном рынке формируется ЦБ, вернее его денежно-кредитной политикой, а спрос - конъюнктурой рынка. Процент устанавливается частично ЦБ (командными методами), а частично и кредитными учреждениями (по законам спроса и предложения).
рис.1 Здесь представлен в форме графиков принцип действия денежного рынка.
D, D1, D2 - спрос на деньги со стороны экономики
S1, S2 - предложение денег
E1, E2 - равновесные точки.
Итак, денежный рынок подчиняется законам спроса и предложения, и таким образом можно влиять на объемы денег в обращении при помощи влияния на банковский процент, на спрос денег и на предложение денег (напрямую).
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
3.1 Центральный банк – основной регулятор денежного обращения
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие основные инструменты: изменение учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Рассмотрим более подробно формы кредитного регулирования.
3.1.1 Рефинансирование коммерческих банков и операции на открытом рынке.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.
Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета (ПС) называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.
Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.
Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод влияния на экономику путем выпуска государством ГКО, ОФЗ и прочих ЦБ. Прелесть этого инструмента для России в том, что правительство убивает сразу двух зайцев - проводит монетарную политику и финансирует дефицит госбюджета.
3.1.2 Политика обязательных резервов
Базой политики обязательных резервов служит банковский мультипликатор. Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.
Допустим у нас есть группа банков и размер обязательных запасов в каждом из них находится, например, на уровне 20%. Теперь представим себе следующую ситуацию: клиент №1 пришел в банк №1 и положил туда на счет 100 000 рублей. Банк №1 предоставил заемщику №1 ссуду в размере 80 тысяч рублей, а 20 тысяч рублей соответственно закону оставил в резерве. Заемщик заплатил за что-то 80 тысяч клиенту №2, который положил эти деньги в банк №2. Банк № 2 выделил ссуду заемщику №2 в размере 64 тысяч рублей, оставив 18 тысяч в запасе. Заемщик номер 2 отдал деньги клиенту №3 и все повторилось. Согласно этой модели, в обращении реально появилось около 500 тысяч рублей, хотя оригинально было 100 тысяч рублей, то есть:
100 + 80 + 64 +51.2 + 40.96 + 32.768 + . = 500.
100/0.2=500
При повышении ставки обязательных резервов денег, полученных от изначальных 100 тысяч, будет меньше, а при понижении ставки - больше. После того, как все вернут кредиты, денежная масса опять уменьшится, но в среднем превалирует увеличение, так как богатство народа увеличивается, и вклады в коммерческие банки увеличиваются.
Очевидно, что изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
3.1.3 Ограничение кредитования
Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
3.1.4 Политика дешевых и дорогих денег
В этой главе я покажу, в чем заключается политика дорогих денег и политика дешевых денег и каков механизм её реализации. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.
Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
3.2 Государственное регулирование
Книгу Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процентных ставок и денег» обычно считают импульсом для новой эры в устремлении правительства к усилению государственного вмешательства в экономику, обеспечившим логическое обоснование финансово-бюджетной политики (жесткого использования прав правительства на расходы и на обложение налогами для воздействия на экономические условия) как основного орудия такого правительственного «управления» экономикой. Кейнс отбросил аргумент классических экономистов о том, что полная занятость является естественным и «автоматическим» условием рыночной экономики, и утверждал, что правительственное вмешательство в виде финансово-бюджетной политики и дискреционной денежно-кредитной политики необходимо для стабилизации экономики. Кейнс считал управление денежной массой потенциальным стимулом объёма производства и занятости, а также средством регулирования уровня цен. По Кейнсу, увеличение денежной массы приводит к понижению процентных ставок (рис. 1), что увеличивает затраты на кредитование и инвестирование (и другие затраты). Однако, по мнению Кейнса, во время Великой депрессии процентные ставки уже так понизились, что стимулирующее воздействие увеличенной денежной массы было мало или совсем отсутствовало («ликвидная ловушка»). Поэтому, первоначальный анализ Кейнса предполагал, что для восстановления экономики в 1930-х гг. понадобятся меры финансово-бюджетной политики (дефицит государственных расходов). Идеи Кейнса быстро нашли признание среди экономистов и лиц, ответственных за проведение правительственной политики. Привлечённые новым орудием финансово-денежной политики многие последователи Кейнса (он умер в 1946 г.) отказались от денежно кредитной политики. В 1940-х и 1950-х гг. мало значения придавалось денежной массе, поскольку в основном практиковалось и проповедовалось кейнсианство. Кейнсианство стало синонимом «фискализма» - убеждения, что финансово-денежная, а не кредитно-денежная политика является наиболее эффективным средством управления экономикой.
Оппонентами фискализма были сторонники более поздней количественной теории - «монетаристы», возглавляемые Мильтоном Фридманом. Критика монетаристами финансово-денежной политики носила, главным образом экономический характер. Во множестве исследований денежной массы было неоднократно показано её большое экономическое значение при незначительности бюджетных переменных. Доминирующее влияние монетаризма в 1960-1970 гг. было в большей степени обусловлено не заслугами монетаристов, а тем, что основным пугающим фактором в экономике вместо безработицы стала инфляция. Фискальным средством борьбы с инфляцией является повышение налогов и/или снижение государственных затрат (для безработицы верно обратное)- действия, которые должны остановить даже самых дерзких политиков. Кредитно-денежное средство борьбы с инфляцией - сокращение денежной массы, политически более приемлемо, потому что не так бросается в глаза, менее понятно и всегда может быть свалено на главных банкиров. В последнее десятилетие наблюдается повторное открытие Кейнса, как монетариста и восприятие сторонниками Кейнса кредитно-денежной политики, как равноценного партнёра фискальной политики. Монетаристами было воскрешено понятие старой количественной теории о том, что деньги могут влиять на уровень цен, не воздействуя на объём производства (я показываю это в параграфе 2.3). Одной из ветвей этой новой линии монетаризма является положение предлагаемое Мильтоном Фридманом, о том, что занятость есть функция «естественной нормы безработицы». На этом уровне безработицы количество заработанного труда согласуется с количеством предлагаемого труда; реальную ставку заработной платы нельзя снижать для обеспечения увеличения занятости, а попытки дать импульс такому увеличению (либо кредитно-денежной, либо фискальной политикой) приведут только к инфляции. Есть ещё несколько теорий, в их числе «теория рациональных ожиданий», которая воскрешает идею классических экономистов о том, что кредитно-денежная политика не может иметь постоянного влияния на экономическую деятельность.
3.2.1Фискальная политика
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, денежной массы и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
· увеличения государственных расходов;
· снижения налогов;
· сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
· уменьшения государственных расходов;
· увеличения налогов;
· сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
3.2.2 Налоги и их функции
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.
Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.
3.2.3 Государственный бюджет
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.
Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
· спад общественного производства;
· рост предельных издержек общественного производства;
· массовый выпуск “пустых” денег;
· неоправданно “раздутые” социальные программы;
· возросшие затраты на финансирование ВПК;
· крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
· огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения.
Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
4.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения
В настоящее время решение проблемы выхода российской экономики из кризиса - возобновление устойчивого экономического роста, уменьшение неплатежей, осуществление инвестиций, нормализация финансового и банковского секторов и целый ряд других вопросов - в значительной мере упираются в низкий уровень капитализации экономики, в недостаточность ресурсов.
Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. Так, за период 1992-1999 гг. индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли примерно в 6000-6500 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 увеличился за тот же период примерно в 530 раз. В результате реальная денежная масса сократилась более чем в 10 раз.
При этом не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости денег, которая могла бы компенсировать сжатие. Более того, с учетом частых задержек перевода средств, осуществления платежей и т.д. скорость оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась (при всей условности этого показателя в России, когда к середине 1990-х гг. лишь около 20% экономики обеспечивалась «живыми» деньгами, а 80% операций осуществлялось без их участия).
Ситуация еще более усугубилась тем, что на денежную массу, которая до этого традиционно обслуживала текущие операции, стала ложиться дополнительная нагрузка по обслуживанию и обеспечению ликвидности принципиально нового сегмента рынка - акций, облигаций и т.д., ранее не являвшихся объектами сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой.
По оценке журнала "Эксперт" монетизация хозяйства в России в преддверии августовского кризиса составила 16 процентов, в то время как в Южной Корее в прошлом году она составляла 47 процентов, а в Китае - все 100. Вице-президент РАЕН и директор центра финансовых и банковских исследований Института экономики РАН профессор Вячеслав Сенчагов оценивает существующий уровень денежной массы в 12 процентов от ВВП, в то время как необходимый уровень для российской экономики, по его мнению, должен составлять от 30 до 60 процентов. При этом для реальной экономики проблема выглядела еще более остро, поскольку при нехватке денег они стали настолько дорогими (процентная ставка иногда превышала 100%), что их окупаемость по такой цене можно было обеспечить только на краткосрочных операциях финансового рынка, где и сконцентрировалась большая часть финансовых ресурсов, оголив тем самым реальный сектор (к середине 1998 г. объем рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной массе М2 около 370 млрд. руб. в тот же период). Кроме того, часть денег утекла на обслуживание теневого оборота.
Очевидно, что такой перекос ускорил развитие двух встречных процессов: падения экономического роста, с одной стороны, и восполнения недостающей денежной массы различными суррогатами - с другой. Возникающие на местах средства расчетов (векселя и прочее), а также неплатежи, которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым со стороны продавца неплатежеспособному покупателю, и фактически представляют собой стихийную эмиссию, не поддающуюся контролю со стороны ЦБ, - все это значительно затрудняло проведение эффективной денежно-кредитной политики.
При этом интенсивный рост неплатежей стал отмечаться в 1994-1996 гг. сразу же вслед за наибольшим реальным сжатием денежной массы. ЦБ РФ в 1993 г. справедливо отмечал, что ограничительные меры в денежно-кредитной сфере «привели к лавинообразному росту неплатежей предприятий». Так, если в середине 1992 г. размер неплатежей составлял около 3 трлн. руб., то к 1994-му - уже около 100 трлн. руб., а в 1996-м - 540 трлн. руб.
Отсутствие денег усилило и натурализацию обмена - бартерные операции. Поэтому предположения о том, что предприятия добровольно отказываются от использования "живых" денег для минимизации расходов или налоговых платежей, представляется односторонним. Как показывает практика, использование бартера вынуждает оценивать товары по более высоким ценам, что увеличивает налогооблагаемую базу, приводит к недоимкам, ведет к потерям и удорожанию денежных ресурсов для продавцов, которые в большинстве случаев предпочли бы «живые» деньги в качестве платежа за свои товары. И хотя, конечно, сложившаяся ситуация создавала благоприятную почву для нарушений, и действительно можно найти немало примеров злоупотреблений и преднамеренного использования бартера, в целом речь идет о его вынужденном использовании из-за отсутствия "живых" денег.
Когда же после ликвидации рынка ГКО-ОФЗ в результате августовского кризиса финансовые ресурсы стали возвращаться в реальный сектор, то это сразу привело к увеличению доли расчетов в этом секторе денежными средствами - с 37% в июне 1998 г. до 47% в июне 1999 г. и более чем до 50% - на начало 2000 г. Если бы речь шла действительно о преднамеренных злоупотреблениях при помощи бартера и о его "системном" характере, то приток дополнительных денежных ресурсов не привел бы к столь значительным изменениям и бартер продолжал бы использоваться в прежних объемах.
В условиях необходимости «живых» денег и невозможности получить их внутри страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и доступнее. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). Более того, к 1998 г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних источников, что и предопределило августовский кризис.
В связи с этим давайте критически посмотрим на тезис, предполагающий, что все увеличение ресурсов в экономике должно идти в жесткой привязке к золотовалютному обеспечению и лишь на величину поступающей валюты можно увеличивать денежную массу.
Отметим, что данный подход основывается на давно переставшем выполняться многими странами принципе, когда эмиссия осуществлялась под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение.
В настоящее время для США соотношение резервы/денежная база составляет около 35% (в России - свыше 100%). Если учесть при этом государственный внутренний долг Соединенных Штатов, который потенциально может быть превращен его держателями в доллары, то величина обеспечения такого «расширенного долларового навеса» составляет менее 5%. Это лишний раз подчеркивает, что принципы и критерии пополнения ликвидности в развитых странах давно модифицировались и исходят из иных экономических ориентиров.
В современных условиях центр тяжести при проведении денежно-кредитной политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос, формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на соответствующих сегментах рынка.
В этой связи реальные операции, которые обслуживаются суррогатами или валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения капитальной базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной валюты.
При этом пополнение ликвидности в экономике должно осуществляться в первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как это происходит во многих ведущих странах (так, объемы государственных казначейских обязательств, находящихся на балансе Федеральной резервной системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 1990-х гг. около 500 млрд. долл.). И вопрос состоит в том, какие механизмы следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в частности, как валютный рынок.
При этом также есть большой международный опыт и уже накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании и банки к участию в различных целевых программах, поощряют инвестиции в регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.
Естественно, следует вести речь о комплексном подходе, создающем благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что даст возможность устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же самое касается и последующих этапов движения ресурсов.
В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота, структуры денежной массы и с политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.
Таким образом, с учетом тех подходов, которые используются в других странах и, принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
4.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного обращения в России
Приведенные выше данные в обоснование необходимости смягчения денежно-кредитной политики ЦБ, свидетельствуют о недостатке денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. В результате доля денежной составляющей в выручке многих предприятий крайне мала. Порой она меньше, чем сумма причитающейся работникам заработной платы и начисленных налогов. В моей работе уже упоминалось, что использование бартера и суррогатов повышает себестоимость продукции многих предприятий порой на 20 - 25%. Другой фактор повышения себестоимости продукции - слишком низкий уровень загрузки производственных мощностей. И как следствие увеличение средне-постоянных издержек.
Все эти аргументы используются для обоснования необходимости денежной эмиссии. Предполагается, что с появлением большего количества "живых" денег предприятия охотно откажутся от вексельных и бартерных схем, начнут увеличивать производство, что приведет к снижению издержек на единицу продукции и цен, что, в свою очередь, запустит механизм экономического роста.
Все эти предложения основаны на той же предпосылке, что и аргументы стойких монетаристов, утверждающих необходимость продолжения жесткой кредитно-денежной политики. И те, и другие предполагают, что макроэкономическими процессами в экономике можно управлять приведенными ранее методами (денежная эмиссия, ставка ЦБ и так далее).
На самом деле в России сложилась ненормальная ситуация. Параллельно существуют два рынка: спекулятивный высокодоходный финансовый рынок и отдельно рынок производства и обращения товаров, имеющие весьма относительную связь между собой. Часть предприятий более включена в работу по законам нормального денежного рынка, реализует свою продукцию полностью или большей частью за деньги, использует кредиты для пополнения оборотных средств и зависит от параметров денежного рынка. Другая часть использует бартер и взаимозачеты и практически никак не зависит от состояния финансового рынка, а стало быть, практически не поддается регулированию традиционными макроэкономическими методами.
В результате обеспеченность денежной массой реального сектора экономики, ориентирующегося на денежное обращение, оказывается значительно выше среднестатистических данных. Но удельный вес этого сектора в общем объеме российской экономики относительно невелик и влияние предпринимаемых властями макроэкономических мер в целом оказывается незначительным.
Попытки использования классических рычагов макроэкономического регулирования или не приводят ни к каким результатам, или требуют несоразмерно резких мер для получения эффекта, который в конце концов оказываются невелик. Доля банковских кредитов корпоративным заемщикам составляет сейчас в российской экономике 12 процентов от объема ВВП, в то время как в развитых странах Запада и в Японии эта величина составляет 60 - 120 процентов от ВВП. Но даже приведенная цифра не отражает реальной ситуации. В тех случаях, когда предприятия используют в своих расчетах живые рубли (например, алюминиевая отрасль и некоторые металлургические комбинаты), речь идет о замкнутом кредитно-финансовом цикле.
Свои банки кредитуют завод по сути дела его же деньгами, только очищенными от налогов. И влияние величины ставки ЦБ или ситуации на рынке ГКО на использование этих денег является минимальным. Поэтому когда ставка рефинансирования изменяется в несколько раз, эффект этой чрезвычайной меры на состояние экономики оказывается значительно ниже, чем при изменении ставки на доли процента в Германии, Великобритании или США.
Причины, по которым большая часть реального сектора российской экономики неадекватно реагирует на сокращение денежной массы и повышение учетных ставок, кроются не только в менталитете российского директорского корпуса. Нормальная реакция рыночной экономики, вызывающая при снижении спроса соответствующее снижение цен, не может работать в наших условиях в силу целого ряда причин.
Во-первых, это налоговая система, предусматривающая в случае продажи продукции или товара по цене ниже себестоимости необходимость уплаты налога. Убытки от такой продажи резко возрастают, и предприятия используют встречный бартер, чтобы этого избежать. Однако более высокие зачетные цены бартерных операций повышают издержки предприятий, что приводит к более высокому уровню себестоимости, и история повторяется. В результате образуется дутый товарооборот. По данным Института проблем инвестирования банка "Менатеп", к началу 1998 года объем фиктивного ВВП составил 38 процентов. С учетом этого дефицит денежной массы в российской экономике может оказаться не так велик, как это говорилось ранее.
Другой существенной причиной, влияющей на завышение себестоимости продукции российских производителей, является действующий порядок начисления амортизации. В результате ежегодно проводившихся переоценок основных фондов балансовая стоимость производственных фондов предприятий оказалась сильно завышена относительно реальной рыночной стоимости. Завышенная балансовая стоимость мешает избавляться от них по реальным ценам (см. выше о налогообложении при продаже ниже себестоимости).
В результате всего этого, как только в нашей экономике проявляются инфляционные тенденции, цены начинают расти. Но при обратной ситуации их снижению препятствует слишком много обстоятельств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мне хочу вкратце коснуться того, что нас ждет в 2001 году. Разумеется в контексте рассмотренных вопросов. Как-то наивно цитировать тезис ЦБ (а что же еще, если не это) и все же: «Основными задачами экономической политики на 2001 год являются закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции…»[3]. Припоминаются основные цели и задачи одиннадцатой (10-й, 12-й) пятилетки: «Наиболее полное удовлетворение растущих потребностей советского народа на основе интенсификации производства, повышении производительности труда, использования научно-технических достижений…» (цитирую по памяти). И все же ЦБ настаивает:
Главной целью денежно-кредитной политики 2000 года было последовательное снижение инфляции. Важной эта цель останется и на ближайшие годы. Пока инфляция не достигла низкого уровня и значительно превышает соответствующие показатели стран - основных торговых партнеров России. Однако низкая и стабильная инфляция является необходимым условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста.
Достижение цели по уровню инфляции предполагает необходимость анализа и количественной оценки возможного спроса на деньги в 2001 году, что позволит сформировать адекватное этому спросу предложение денег. В 2001 году будут действовать факторы, способствующие дальнейшему росту спроса на деньги. Среди них можно выделить такие, как:
- проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы накопления в денежных доходах населения;
- сокращение уровня налогов, определяемое введением с 01.01.2001г. новой редакции второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которое может привести к росту располагаемых доходов юридических и физических лиц;
- бездефицитность федерального бюджета;
-рост спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении сильного платежного баланса;
- повышение доли денежных расчетов в экономике.
В 2000 году достигнута положительная тенденция снижения скорости обращения денег. Этому процессу способствовали осторожная и взвешенная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения, что сопровождалось не только ростом остатков на текущих и расчетных банковских счетах, но и позитивной тенденцией к увеличению срочных вкладов и депозитов.
В соответствии с макроэкономическими целями денежный агрегат М2 в 2001 году может увеличиться на 27-34 процента. Денежная масса и её оборачиваемость по-прежнему будет являться одним из важнейших индикаторов состояния национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Денежное обращение и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2000 г.
2. "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2000 г.
3. "Учебник по основам экономической теории" В.Д. Камаев.- Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. "Владос", Москва, 1999
4. "Экономикс реферат-дайджест". К.Макконнелл. Л.Брю. Изд."Менеджер". С.Петербург. 1994
5. Ершов М. Вернуть стране рубль // «Независимая Газета» № 87 от 16 мая 2000
6. Сенчагов В. Денежная масса и факторы ее формирования // Вопросы экономики, №10, 1997
7. Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.
8. Бюллетень банковской статистики № 2, 3, 11 - 1998; № 9 - 1999; № 1 - 2000
9. Деньги и кредит. 1993 № 10 - 11, 1997 - №12
10. Журнал "Эксперт" № 13 за 14 ноября 1999
11. "Российская газета" от 12.12.2000г.
[1] Деньги и кредит. 1993 №10-11 стр. 79.
[2] Деньги и кредит. – 1997. - №12. С. 72. Бюллетень банковской статистики № 2, 3, 11 1998; № 9 1999; № 1 2000.
[3]Центральный банк Российской Федерации «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год»