Реферат по предмету "Экономическая теория"


Государственное вмешательство в действие рыночного механизма экономики

Содержание Введение 1. Рыночный механизм и элементы его функционирования; 2. Государственное регулирование механизма рыночной экономики:2.1 Границы вмешательства государства в экономику;2.2 Цели государственного регулирования экономики;2.3 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы;2.4 Функции государственного регулирования 3. Роль государственного регулирования в современной России ЗаключениеЛитература Введение В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулированиярыночного механизма экономики России, а так же связанные с ним проблемы и пути решения.В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования рыночного механизма, а так же роль государства в современной экономике России.
1. Рыночный механизм и элементы его функционирования Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. Рынки принимают самые разные формы. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора. На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. Рынок выполняет определенные функции: 1) выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению; 2) уравновешивает спрос и предложение; 3) обеспечивает сбалансированность экономики; 4) на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества; 5) это своеобразный двигатель научно-технического прогресса; 6) объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений. Свободный рынок характеризуется следующими чертами: 1) неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними; 2) свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества; 3) неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы; 4) наличием у каждого участника полной информации о рынке; 5) стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции; 6) на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению. В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства. 2.Государственное регулирование рыночного механизма экономики. 2.1)Границы вмешательства государства в экономику.Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в механизмы рыночной экономики. Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.1) Во-первых, это правильная организация денежного обращения .2) Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности , которые выражаются в денежной форме , через спрос . Однако существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос . Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций , охрана общественного порядка , вакцинация , хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.3) В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. Впроцессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов , что делает необходимым вмешательство государства в экономику.Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения , предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.а) Перераспределение доходов.Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате свободнойконкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов зависят отэффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не ладеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные , неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов . Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов неприменимо к тем , кто занят производством общественных товаров , их содержание становится задачей государства , а не рынка . Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов , ибо то , что справедливо с позиции рыночногомеханизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право человека на достойное существование в обществе . Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторыхважнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономическихсвязей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.б) Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, ктоможет и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права неаналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения людей , утративших рабочие места .в) Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики. Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги , капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции . В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов , рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса , капиталовложений и производства , чтобыпо возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом , уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства , инвестиций и занятости в будущем .г) Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.Государство проводит региональную политику, решая вопросы , возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических , национальных, демографических и других нерыночных факторов . Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.д) Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулированиевнешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы , управление платежными балансами и многое другое.Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те , ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. 2.2)Цели государственного регулирования экономики .Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель – выравнивание экономического цикла - направлена на объект, т.е. на экономический цикл ; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на секторальную и отраслевую, региональную структуру; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. п. Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во- вторых, находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например , невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного момента текущих целей. Так, конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности.Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленнойправительственными органами на данный момент системы приоритетов целей.Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры. 2.3 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы .Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) – административный, директивный. Экономические средства. Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подъему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами.Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию,государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическоепрограммирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.Основные экономические средства – это:1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемаяцентральным банком);2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие какэмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела . Административные средств. При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства.В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. Предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения .Административные средства регулирования в развитых странах с рыночнойэкономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действияограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного? Если под централизацией понимать систему карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства. Экономические и административные методы взаимосвязаны. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.В то же время экономические и административные средства противоположны. Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону , чтобы достичь целей регулирования. Напротив, административные средства существенно сужают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там , гдеадминистрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно - командную систему. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы , если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции,необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Рассмотрим способы вмешательства государства в экономические процессы. Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное . Прямое вмешательство. К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР, принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Государственный сектор экономики. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу , изготовление оружия , и т.д. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора- это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях , где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. В самом деле, основной капитал в случае возникновения осложнений не может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его нельзя легко уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен. Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли основного капитала.Поэтому прямое государственное вмешательство стало необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже , чем частных .Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами, отличающимися от принципов частных фирм , позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач, повышения прибыльности частного сектора.Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в подготовке и переподготовке кадров и т.д., так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например, почтово - телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом , издержки в частном секторе .Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования. Так , в условиях кризиса , ухудшения конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в государственный сектор, как правило , растут . Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике .Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно . В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП .В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это, в первую очередь, государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе . Косвенное вмешательство. К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно отнести стимулирование инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание цен на жизненно важные продукты . Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов. Денежная политика - это политика, направленная на регулированиесовокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионнойдеятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства . Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок , а также видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль : с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов , материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент регулирования .Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств , а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц . Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов . Ускоренная амортизация. Особое место среди средств государственногорегулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов , занимаетускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов .Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно – Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала ( станки, оборудования, транспортные средства , очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов . Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя, а лежать без дела они тоже не могут). Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий. Во - первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например , при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой вамортизационном фонде ) в 3 раза, налог платится по пониженной ставке ичистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.Во - вторых, разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации(например, продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж илипроведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается, как правило, льготный налог, а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так же как и амортизационный фонд, использовать только для финансирования капиталовложений. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.
2.4.Функции государственного регулирования. Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его способности значительны, но все же не безграничны. Есть области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство страны. Во-первых. Это верная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством публичных продуктов. Механизм свободного рынка дозволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Но есть такие потребности, которые нереально измерить в деньгах и перевоплотить в спрос. Речь идет об услугах коллективного использования: государственная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана публичного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Тут не обойтись без вмешательства страны в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В действиях рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает нужным вмешательство страны в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению публичных продуктов и устранению последствий внешних эффектов, составляют наибольшие границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Совместно с тем эти функции образуют мало нужные границы регулирования настоящего рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны страны нуждается даже идеальный свободный рынок. Если обратиться к реальному конкурентоспособному рынку, то обнаружатся новейшие области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает нужным более обширное роль страны в хозяйственных действиях. Совокупность таковых областей описывает очень допустимые границы вмешательства страны в экономику. Обозначим эти сферы. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в итоге свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе есть безработные, которые трудоспособны. Но не могут отыскать рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот либо другой фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих эталон благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят созданием публичных продуктов, их содержание становится заботой страны, а не рынка. Во всех перечисленных вариантах правительство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось много времени, чтоб придти к публичному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В итоге расширились экономические функции страны. Активно включившегося в перераспределение доходов. Занятость. Механизм рынка не реализует автоматом право на труд для тех, кто может и желает работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется хорошей резерв рабочей силы. По ряду обстоятельств в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством много сложных заморочек. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места либо не сумевшие отыскать их. Монополизм и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики. Развитие базовых научных исследований и связанных с ними больших инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли фактически не под силу рыночному механизму. Тут не обойтись без роли страны, которое провоцирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии. Правительство проводит региональную политику, решая трудности, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, государственных, демографических и иных нерыночных факторов. Реализация государственных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над интернациональной миграцией капиталов и рабочей силы, действие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Таковы в общих чертах верхние очень допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки довольно широки для того, чтоб разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка дозволил решить главные социально-экономические трудности современного общества. Если же правительство пробует делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает компаниям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пробует обеспечить высшую социальную защищенность населения без учета настоящих возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, возрастает отставание от развитых государств в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В итоге болеют те, ради кого правительство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано либо поздно становится нужным разгосударствление экономики избавление её от лишней гос. активности. Основными направлениями экономической деятельности страны являются следующие. Обеспечение обычных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, её антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных денег и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится сформировывать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое. Выполнение функций, очерченных мало необходимыми и очень допустимыми границами вмешательства страны в экономику. В решении этих экономических заморочек рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность либо неэффективность. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой базы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. 3. Роль государственного регулирования в современной России. Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть. В период до 1992 года командная экономика в России была уже значительно ослаблена, предшествующие реформы, особенно законы о предприятии, о кооперации, об аренде ввели ряд рыночных отношений. Как известно такая специфическая ситуация, когда в стране действует командная экономика одновременно с элементами рынка продолжаться долго не может: либо побеждает командная экономика, либо рыночная. Дело в том, что директивное планирование со всеми его институтами присущее административно- командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством и любыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, тем самым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. В тот период стало уже бессмысленно и вредно говорить об усилении роли государства, которое практически утратило основные рычаги централизованногопланирования, и либерализация представлялась тогда единственным разумным выходом.Но обратимся к более раннему периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы, положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д. большинство современных аналитиков склонны считать, что для современного государства единственно правильным видом экономики является рынок. Во многом с ними можно согласиться: рыночная экономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.Возвращаясь к современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.1. Прежде всего, это отрасли, где перестаёт эффективно действоватьмеханизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не уделяет ему должного внимания.2. Ещё одной из важнейших функций государства в рыночной экономике является перераспределение доходов. Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынке, в обществе же есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов, так как то, что несправедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе.3. Государство обязано брать на себя задачу обеспечения правовой базы:предоставление законного статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д.4. Одной из главнейших обязанностей государства являетсяфинансирование оборонной промышленности и связанных с ней научно- технической базы. Проанализировав вышеперечисленные функции, можно сделать вывод: государство в условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило, это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научные разработки и т.д. С монополиями и олигополиями всё гораздо сложнее. Они создают проблемы больше населению, чем государству. Последнему скорее выгодно существование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем больше налогов платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам. Попробуем определить причины, по которым современная экономика не справляется со своими задачами. Во-первых, это колоссальный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуру государственного управления. Вирус бюрократии поразил все эшелоны власти – от низших до высших. И если в некоторых странах бюрократические структуры выполняют созидательные функции, то в России бюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являются тормозом на пути рыночных реформ. С другой стороны, через бюрократические структуры осуществляется передел собственности, в том числе и в пользу самой бюрократической элиты, имеющей неограниченный доступ к национальным богатствам страны. В России сформировался целый сегмент на рынке финансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическая элита. Очевидно, что между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определённая зависимость. Даже в самых развитых демократических странах процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему. В России коррупция процветала во все времена. Веками всё население России – снизу доверху – ориентировалось в своём стремлении к благосостоянию не на собственность, а на власть. Ещё на заре века Н.В. Гоголь писал, что “бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными”.Эти слова, написанные век назад поразительно точно соответствуют нынешней ситуации в России. Нынешние масштабы коррупции достиглиабсолютных пределов. В существующих условиях невозможность заработать на жизнь честным трудом толкает многих чиновников на путь нетрудовых доходов. Для многих из них занимаемая должность стала не только источником денежного капитала, но и возможностью участвовать в перераспределении государственной собственности. Ещё одной из острейших проблем современной экономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. По официальным данным Министерства внутренних дел России, из 1123 преступных группировок, выявленных в середине 90-х годов, 374 использовали связи с коррумпированными чиновниками. К началу третьего тысячелетия этот показатель увеличился почти в два раза. В 2000 году в России было совершено около 52 тыс. экономических преступлений. Коррупция в системе государственной службы всё больше приобретает характер эпидемии. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимся реформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание и социальную защищённость.Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективностьгосударственного регулирования в современной России. Прежде всего,требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата .Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны . Так же следует сократить численность работников в этих министерствах. С коррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельности каждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее в каждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому ответственному лицу. Так же должна быть введена система высоких штрафов, при грубом нарушений полномочий чиновника следует отстранить от должности и провести судебное разбирательство. Другими словами, следует сделать всё, чтобы чиновникам было выгоднее и безопаснее не брать взяток и не иметь связей с преступными группировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоваться лишь 5-10 лет (в зависимости от сложности ситуации).В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях. Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что государственное вмешательство в механизмы рыночной экономики всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических механизмов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.
Опыт рыночной трансформации экономики России показал, что развитие современных форм корпоративной экономики, малого и среднего предпринимательства в условиях исторически сложившейся приоритетной роли государства в экономике, с одной стороны, и углубляющейся в процессе реформ неоднородности экономического пространства России, с другой стороны, блокируется слабой социальной ориентированностью экономики, неразвитостью в регионах демократических форм организации экономической жизни, тенденцией к вытеснению массы работников и предпринимателей из сферы непосредственно управления производством, монополизацией управления реальным сектором экономики небольшой группой новых собственников и менеджеров. Следует отметить и следующие позитивные итоги: 1) в стране сформировался класс собственников; 2) произошло распределение и первоначальное закрепление прав собственности; 3) возникло большое число самостоятельных рыночных субъектов; 4) создана конкурентная среда во многих сферах народного хозяйства; 5) рынок продавца уступил место рынку покупателя; 6) возникают черты нового качества экономического роста и др. Таким образом, в ходе реформы произошли коренные и необратимые преобразования в экономическом базисе, хозяйственном механизме и общественном сознании людей. Пример моделирования ситуации на конкретном рынке товаров. Условие: существует рынок взаимозаменяемых товаров: арбузов и дыни. 1. Краткосрочный период 1.1 Уравнения функций спроса: на дыни Цсд =28/Ксд на арбузы Цса = 22 / Кса Уравнения функций предложения: на дыни Цпд = Кпд -3 на арбузы Цпа = Кпа -9 1.2. Рыночная ситуация изменилась. Доходы потребителей уменьшились вследствие снижения ЗП. Функция спроса задана уравнением: на дыни- Ц2д = 12/К2д; арбузы- Ц2а=12/ К2а). 1.3. Рыночная ситуация вновь изменилась в связи с введением новых налогов для производителей. Цены дынь и арбузов увеличились соответственно: на дыни-Цд = 6 д.е.; на арбузы- Ца= 3 д.е.г) 1.4. Для покупки дынь и арбузов из семейного бюджета выделена сумма 24 тыс. д.е. (сумма состоит из всех видов бюджетов). Кривая безразличия задается функцией: Кд =8/ Ка -3, где Ка — потребность в арбузах,т; Кд -потребность в дынях, т.; 2. Долгосрочный период. 2.1. Предложение на дыни и арбузы изменяется на постоянную величину для каждой цены по сравнению с прежними объемом предложения. 2.2.Для рынка дынь освоен новый регион реализации, вследствие этого произошло увеличение числа продавцов. Предложение на дыни изменилось на 5 т, предложение на арбузы на 2 т. Решение: 1.1.Для построения графиков, спроса на дыни и арбузы необходимо определить значения цен и объемов спроса в соответствии с формулами функций спроса. “Дыни” “Арбузы” Цсд = 28 / Ксд Цса= 22 / Кса Ксд (т) Цсд (д.е.) Кса (т) Цса (д.е.) 1 28 1 22 2 14 2 11 4 7 3 7,3 5 5,6 6 3,6 10 2,8 9 2,4 28 1 22 1 Отметив данные точки и соединив их, получаем кривые спроса на дыни и арбузы. “Дыни” “Арбузы” Цпд = Кпд -3 Цпа = Кпа -9 Кпд (т) Цпд (д.е.) Кпа (т) Цпа (д.е.) 3 0 9 0 6 3 13 4 12 9 15 6 18 15 18 9 22 19 20 11 28 25 22 13 Отметив данные точки и соединив их, получаем кривые предложений на дыни и арбузы. 1.2. “Дыни” “Арбузы” Цс2д=12/ К2д Цс2а=12/ К2а Кс2д (т) Цс2д (д.е.) Кс2а (т) Цс2а (д.е.) 1 12 1 12 2 6 2 6 3 4 3 4 6 2 6 2 12 1 12 1 Отметив данные точки и соединив их, получаем новые кривые спроса на дыни и арбузы. 1.3. Рыночная ситуация изменилась и цены увеличились. Цена на дыни возросда до 6 д.е. По кривой предложения для "Дыни" определяем количество, соответствующее цене Цпд =6 д.е , то Кпд = 9 т. Обозначим данную точку Е1д . Анологично рынку «Дыни» определяем количество на рынке «Арбузы». По кривой предложения определяем количество. Если цена Цпа= 3 д.е., то Кпа=12 т. Обозначим ее на кривой придложния Е1а.
1.4. Для построения кривой безразличия в соответствии с функцией кривой безразличия определяем величины потребности в "Дыни" и "Арбузах" и на основании этих значений строим данную кривую. Кд=8/Ка Кд Ка 8 1 6 1,3 4 2 2 4 1.3 6 1 8 При выделенных из доходов 24 д.е. находим объемы товаров при нулевых значениях покупки одного из товаров, учитывая, что цены на дыни и арбузы поднялись. Кд = 0 т. => Кд = 24/ 6 = 4 т. Ка = 0 т. => Ка = 24 / 3 = 8 т. Новые цены на дыни и арбузы соответственно 6 и 3 д.е. при неизменных доходах. Соединяем две найденные точки, это и есть бюджетное огра­ничение. Точка пересечения кривой безразличия и прямой бюджет­ного ограничения показывает новые равновесные объемы Дыни и Арбузов при новых ценах. Значения равновесных. Точек Е2 : для Дыни Ца2 = 6 д.е. Ка2 = 4 т. для «Арбузов" Цт2= 3 д.е. Кт2= 2 т. Литература 1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. – C. 117 -129. 2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.–М.:”Дело Лтд”, 1994. – 720 с.3. Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002. – 832 с.4. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.5. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе //Вопросы экономики. – 1993. - №11. – C. 14-19.6. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 544 с.7. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по экономической теории / Сост. С.В.Бык. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2002. – 20 с.8. Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. – 1999. - № 11. – C. 73-79.9. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций / Бартенев С.А. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с.10. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред.В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.11. Экономика: методические рекомендации для студентов неэкономических специальностей / Сост. С.В. Бык, М.В. Зибарев–Орск: Изд-во ОГТИ, 2002.–75 с.12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.13. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. - № 6. – C. 13-21. 14. http://www.bankreferatov.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.