Реферат по предмету "Экономическая география"


Северо-восточный социально-экономический район

П Л А Н 1. Введение 2. Раскрыть термин «производительные силы». 3. Дать характеристику Северо-восточного социально-экономического района. 4. Список использованной литературы.











Фундамент какой-либо науки составляет система четких однозначных понятий и категорий. Известно, что понятие – это форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятие имеет тем большее научное значение, чем существенные, содержательные признаки, по которым обобщаются предметы. Категория – это понятие, что отображает обобщенные свойства, существенные отношения и связи явлений материального мира, (время, простор, движение, форма, содержание и т.д.). Каждое понятие является определенным обобщением предмета, явления, процесса реальности, а соответствующая сфера действительности может быть отображена только системой понятий, категорий, законов. Возможность существования однородных понятий, определений, терминов, отсутствие их фиксированных значений приводят к многозначительному толкованию одних и тех же явлений, процессов и не способствуют познанию объективной действительности. В теории размещения производительных сил сложился весьма разнообразный понятийный аппарат, что в определенной мере отображает незавершенность формирования этой дисциплины в условиях становления рыночной экономики. Какое либо серьезное исследование в области размещения производительных сил требует изучения и упорядочения понятийного аппарата региональной экономики. Ключевыми понятиями, что требуют однозначного определения, являются «размещение производительных сил», «территориальная организация производительных сил». Размещение производительных сил предусматривает наличие объекта (производительной силы) и действия, направленного на этот объект (размещение). Как известно, производство всегда имеет общественный характер и содержит два уровня отношений: отношения людей и природы (система «общество - природа»), которые отображают содержание процесса производства и обобщаются в понятии производительной силы, отношения между людьми в процессе производства (система «общество – человек»), что характеризуются понятием «производственные отношения». Производительные силы – это система вещественных и личных элементов, в процессе объединения которых совершается производство. К вещественным элементам производства принадлежат: предметы труда – вещи, которые человек обрабатывает в процессе производства (лес, уголь, руда, металлы и т.д.), снаряжение и средства труда (производственные сооружения, станки, оборудование, железные дороги, каналы, шоссе и т.д.), то есть предметы и комплексы предметов, которые приспособлены человеком для влияния на предметы труда. Совокупность вещественных элементов производительных сил (предметы, орудия и средства труда) создают средства производства. Личные элементы – это люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, владея для этого производственными навыками, опытом и знаниями. Человек – главная производственная сила. Производственные отношения – совокупность объективных материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Основой производственных отношений является отношение собственности, которая обуславливает распределение средств производства, а также система человеческих отношений в общественном производстве. Процесс общественного производства является функционированием определенного состава производственных отношений с целью получения продукта, необходимого для удовлетворения потребностей общества, то есть производству присущи лишь действующие производительные силы. Макрорайонирование страны осуществляется с учетом особенностей исторического развития, политико-административного устройства, природных условий, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, уровня развития и структуры хозяйства на ее территории. Разделение территории Украины на макрорегионы, которые характеризуются социальным и хозяйственным своеобразием, отличиями во внутрирегиональных и межрегиональных связях, дает возможность дифференцированно управлять процессами планирования и прогнозирования развития государства. Регионализация способствует рациональному развитию каждого региона, рациональному размещению производительных сил территории, и, в конечном итоге, ускоренном региональном развитии всей страны. Социально-экономический регион является частью территории страны, которая характеризуется определенной специализацией и комплексно-пропорциональным развитием человеческой деятельности. Социально-экономические макрорегионы Украины представлены в таблице 1 Таблица 1 Макрорегион
Центр
макрорегиона
Области, которые входят в состав макрорегиона Центральный Киев Винницкая, Житомирская, Киевская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская Донецкий Донецк Донецкая, Луганская Западный Львов Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Черновицкая Приднепровский Днепропетровск Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская Причерноморский Одесса Николаевская, Одесская, Херсонская, АРК Харьковский Харьков Полтавская, Сумская, Харьковская Более подробно остановимся на характеристике северо-восточного или Харьковского экономического региона. В состав Харьковского региона входят три области: Харьковская, Сумская и Полтавская. Его площадь 84 тыс. км2 (13,9 % территории Украины) Общая численность населения на 1 января 1997 года – 6,2 млн. чел., что составляет 12,1% населения Украины. Густота населения – 74 чел./км2. В регионе насчитывается 47 городов и 102 поселка городского типа.
Важными факторами развития и функционирования Харьковского региона является его транспортно-географическое положение, трудовые и природные ресурсы. Особенности транспортно-географического положения региона определяются такими чертами: · близость к топливно-металлургической базе Украины – Приднепровью и Донбассу;
· перекресток трубопроводов, электропередач, железных дорог и автомагистралей; · выход к главной речной артерии Украины – Днепра; · соседство с Российской Федерацией. Выгодное транспортно-географическое положение Харьковского региона к источникам сырья и топлива, благоприятные экономические и природные условия создают высокие потенциальные возможности для комплексного развития его хозяйства. Под влиянием социальных, экономических и природных условий в регионе сложился индустриально-аграрный хозяйственный комплекс. Ведущее значение имеет промышленность, на которую припадает 3/4 валового продукта хозяйства региона. Высокая территориальная концентрация промышленности определяет значительные показатели объемов товарной продукции в расчете на одного жителя. На территории региона фактически приостановился прирост населения. Это объясняется оттоком с северной части региона сельского населения, преимущественно молодежи, в большие города, в другие регионы. Сложилась неблагоприятная возрастная структура населения, в которой свыше 1/5 составляют лица пенсионного возраста. Этим обусловлена острая потребность в обеспечении сельского хозяйства квалифицированными трудовыми ресурсами. В отдельных населенных пунктах развиты народные промыслы. Например, Королевец известен как центр изготовления декоративных полотенец, Опашня – художественной керамики. Центрами ковроткачества стали Решитиловка, Миргород, Новые Санжары, Диканька на Полтавщине. В городах есть значительные резервы трудовых ресурсов, которые образовались вследствие реструктуризации, закрытия нерентабельных предприятий. Большое значение в таких условиях приобретает создание и функционирование системы переподготовки и трудоустройства, регулирование процесса увольнения работников, территориально-отраслевое перераспределение их численности с учетом дифференциации производства, создание новых рабочих мест. Объединение равнинного рельефа, климатического режима, плодородных земель и полезных ископаемых является благоприятным для развития хозяйства в регионе. Что касается энергетических ресурсов, во всех областях региона есть месторождения горючих природных газов, основные промышленные запасы которых сосредоточены в Харьковской области (Шебелинское, Кристиновское, Муратовское, Ефремовское месторождения). Запасы нефти сконцентрированы в Полтавской (Глинско-Разбышевское, Радченковское, Сагайдацкое, Зачепиловское, Новогригорьевское месторождения) и Сумской (Качановское, Рыбальское месторождения) областях. В топливно-энергетическом комплексе наибольшее значение имеет добыча нефти и газа и переработка нефти в Кременчуге. Кроме того, используется привезенный уголь с Донбасса, торф и гидроэнергия Днепра. Большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях. Наибольшие из них: Змеевская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт и ряд ТЭЦ (Харьковская область), а также ТЭЦ в Сумах, Охтырке и Шостке. Действует Кременчугская ГЭС на Днепре. На Полтавщине залежи высококачественных железных руд сосредоточены в Кременчугском железорудном бассейне. Их разведанные запасы составляют 4,5 млрд. тонн и являются пригодными для открытой разработки и обогащения с получением концентратов с содержанием железа до 69 %. Черная металлургия представлена Полтавским горно-обогатительным комбинатом, который производит железорудный концентрат и окатыши. В Кременчуге работает сталелитейный, а в Полтаве литейно-механический заводы. Ведущей отраслью специализации промышленности региона является машиностроение и металлообработка. Только в Харьковской области сосредоточено около 1/5 машиностроения Украины, а Харьков – один из крупнейших машиностроительных центров страны. Харьков специализируется на выпуске оборудования для электроэнергетики, двигателей, тракторов, станков, инструментов, устройств. Здесь расположены большие производственные объединения: Харьковский тракторный завод, «Серп и молот», «Харьковтракторзапчасть», Харьковский трубный завод, «Укрэлектромаш» Харьковский электромеханический завод. Харьковские заводы «Электротяжмаш», «Электромашина», «Южкабель» производят турбины для тепловых, атомных, и гидроэлектростанций, генераторы, электродвигатели, кабель, электроаппаратуру и т.д. Развито и транспортное машиностроение: Харьковское производственное объединение «Завод им. В.О.Малышева», авиационное объединение, вагоноремонтный и велосипедный заводы. Производят также электрокраны, конвейеры для угольной промышленности, бульдозеры, транспортеры и ряд прочей машиностроительной продукции. Значительный машиностроительный центр – Сумы. К его крупным предприятиям принадлежат производственные объединения: машиностроительное им. М. В. Фрунзе, «Насосоэнергомаш», «Электрон», заводы: «Центролив», «Сумсельмаш», «Сумремстанок». В Полтаве размещены заводы газоразрядных ламп, искусственных алмазов и алмазного инструмента, «Электромотор», турбомеханический, тепловозоремонтный, а также производственные объединения «Продмаш» и «Укрхиммаш». В Кременчуге действуют производственное объединение «АвтоКрАЗ», крюковский вагоностроительный и колесный заводы, завод дорожных машин. Химическая промышленность региона производит лаки, краски, химические реактивы, химико-фармацевтические изделия (Харьков); синтетические моющие средства и ядохимикаты (Первомайский); химреактивы, кинопленки, и магнитные ленты (Шостка); минеральные удобрения, серную кислоту (Сумы). Развитие промышленности строительных материалов основывается на местной сырьевой базе: производство цемента и шифера на Балаклийском цементно-шиферном комбинате; асбестоцементных изделий, сборных железобетонных конструкций и деталей, кирпича, облицовочной плитки – в Харькове, Сумах, Конотопе; стекла – в Полтаве, Кременчуге, Мерефе; фарфорофаянсовых изделий – в Полтаве, Будах. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность специализируется на производстве мебели (Харьков, Чугуев, Полтава, Сумы, Кременчуг, Ромны, Лубны), картона (Рогань) и бумаги (Змеев Харьковской области). Легкая промышленность региона производит хлопковые и шерстяные ткани, трикотажные, швейные, кожно-обувные и меховые изделия. Крупные центры производства – Харьков, Полтава, Сумы. Отдельные предприятия расположены в Лубнах, Кременчуге, Охтырке, Купянске, Лозовой, Богодухове и др. городах. Пищевая промышленность региона имеет разотрасленную структуру. Наиболее развита сахарная, спиртовая, мясная, маслосыродельная и молочная, мукомельно-крупяная, хлебопекарная, масложировая. Значительные мощности имеет сахарная промышленность, в составе которой действует 59 сахарных заводов. Мощнейший – Лохвицкий сахарный комбинат (Полтавская обл.). К большим сахарным предприятиям также принадлежат Купянский, Орильский (Харьковская область), сахарорафинадный завод в г. Дружба (Сумская обл.). В городах региона действуют многочисленные мясокомбинаты (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Кременчуг, Конотоп и др.), молочные и молочно-консервные заводы (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Богодухов и др.).
Харьковский регион характеризуется территориальным разнообразием размещения и высоким уровнем развития сельского хозяйства. Большинство сельскохозяйственных предприятий специализируются на производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, и на мясомолочном животноводстве. Вокруг городов созданы овощемолочные хозяйства пригородного типа. Более половины посевной площади региона отводится под зерновые культуры: озимую пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, кукурузу. Свыше 12 % посевных площадей в регионе занимают технические культуры. Сахарную свеклу выращивают практически на всей территории региона, а подсолнечник – преимущественно на юге и юго-востоке. В западной части региона распространены посевы табака и эфиромасличных культур. Повсеместно выращивают картофель и овощи. Хорошо развиты, особенно в пригородных зонах, садоводство.
Ведущие отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство и птицеводство. Развивается также овцеводство, кролеводство, звероводство, пчеловодство и рыбоводство. Юг региона специализируется на мясомолочном животноводстве. Свиноводство имеет мясное направление. В регионе сформировались агропродуктовые специализированные комплексы: зернопродуктовый, свекольно-сахарный, масложировой, мясо- и молочно-продуктовый. Благоприятные климатические условия, живописные ландшафты, густая речная сеть (в Сумской и Полтавской областях) создают курортный потенциал региона. Особое значение имеют минеральные воды Полтавщины, в частности в Миргороде, Великой Багачце, Новосанжарске, Хороле. Около Харькова и прочих больших городов расположены пригородные зоны отдыха и оздоровления населения. В Харьковском регионе развиты все виды транспорта, но ведущее место принадлежит железнодорожному и автомобильному. Наибольшие железнодорожные узлы – Харьков, Лозовая, Ворожба, Конотоп, Сумы, Кременчуг, Гребенка, Полтава. Автомобильный транспорт используется в основном для внутриобластных перевозок. Через территорию региона проходят важные автомагистрали межгосударственного и межрегионального значения: Москва – Харьков – Симферополь, Киев – Ростов-на-Дону. Для межрегиональных транспортных связей используется Днепр, где расположен большой речной порт Кременчуг. Значительный объем пассажирских и грузовых перевозок осуществляется авиационным транспортом. Через территорию региона проходят трассы газопроводов от Шебелинки к Харькову, Полтаве, Кременчугу, Одессе, Киеву, Днепропетровску, Кишиневу, Орлу, Брянску, Москве; газопровод «Союз»; нефтепроводы Мичуринск – Кременчуг и пр. В регион ввозятся топливо, металл, строительные материалы, лес, а вывозится преимущественно готовая продукция оборонной промышленности – машины, инструменты, обувь, одежда, сахар, масло и т.д. Экономические связи наиболее развиты с соседними Приднепровским и Донецким регионами. Основные направления дальнейшего развития северо-восточного региона такие: · усовершенствование структуры инвестирования с целью реконструкции и создания новых, технически переоснащенных производств; · развитие средних и малых городов с целью более полного использования трудовых ресурсов; · более эффективное использование наличных ресурсов живого труда, механизация и автоматизация производства; · реорганизация сельскохозяйственных структур, создание фермерских хозяйств и сельскохозяйственных фирм, внедрение индустриальных методов в растениеводстве и животноводстве; · усовершенствование экономических связей с другими регионами Украины, а также между перерабатывающими предприятиями и производителями сельскохозяйственного сырья; · наращивание и развитие санаторно-курортного и туристического потенциала. Список использованной литературы 1. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Методологические основы размещения и развития потенциально небезопасных предприятий // Экономика Украины. – 1996. - № 6. – С. 4 – 11. 2. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Устойчивость развития эколого- экономического потенциала Украины и ее регионов // Экономика Украины. – 1996. - № 7. – С. 4 – 12. 3. Качан Е.П., Ковтонюк Н.А. и др. Размещение производительных сил Украины: Учебник / Под ред. Е.П. Качана. – К., 1997. 4. Стеченко Д.М. Розмiщення продуктивных сил i регионалистика.// Навчальний посiбник. – К., «Вiкар» - 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :