Реферат по предмету "Экономика"


Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха

Китай: опыт реформирования экономики. Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной по численности насе­ления; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).


Столица – Пекин. Площадь – 9 600 000 кв.км. Население – 1,17 млрд. человек (1992г.) ВНП на душу населения – 370 долл. (1990г.) Среднегодовой темп роста населения – 1,5% (1965 – 1988 гг.) Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения – 5,5% (1980 – 1990гг.) Доля сельскохозяйственного производства в ВНП – 27% (1990г.) Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся) – 34 (1992г.) Ежедневное потребление калорий на душу населения – 2632 (1988г.) Уровень охвата начальным образованием – 83% (1990г.) Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) – 31% (1985г.) Индекс развития человека – 0.61 (средний) (1990г.) Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупус­тыни, так что для сельскохозяйственной обра­ботки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на 1/6 части ее тер­ритории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения. В 1992 г. населе­ние достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на 40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., од­нако в последние годы отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов для сокраще­ния числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность населения к этому времени в 1,3 млрд. чел. Китай располагает значительными месторожде­ниями каменного угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутрен­ний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ. Когда в 1949 г. была провозглашена Ки­тайская Народная Республика, в стране цари­ла разруха в результате десятилетиями длив­шихся военных действий и инфляции. В чис­ле неотложных задач, стоявших перед прави­тельством, были: консолидация власти, вос­становление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода. К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального плани­рования вСССР. В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленно­сти, особенно оборонной. Большая часть обо­рудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов. Начиная с 1957 г. страна развивалась до­вольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не по­зволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хо­зяйства, отмену стимулирования труда зара­ботной платой, сооружение примитивных ста­леплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в начале 60-х го­дов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе I960 г. со­ветских специалистов и прекращением помо­щи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономиче­ского роста последовала "культурная револю­ция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая эко­номику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования. Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов про­изводимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный тол­чок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д. Итогом первых этапов преобразований стало создание более благопри­ятных условий для функционирования многообразных по формам собствен­ности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населе­ния, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на предприятиях было упразднено. Одновременно государственные предприятия получили значительные права в области планирования производства, ценообразования, выбора по­требителей своей продукции и поставщиков материально-технических ре­сурсов, создания и использования собственных финансовых средств, рас­поряжения частью валютной выручки, материального стимулирования работ­ников, кооперации с другими предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, существенно воз­росла. Расширение экономической самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за результаты работы. В частности, пре­дусмотрены жесткий контроль и административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств между самими предприятиями, пред­приятиями и вышестоящими организациями.)
Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент показы­вающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мульти­пликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые правительством или фир­мами, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и по­требления. Механизм действия мультипликатора следующий: отрасли, получившие пер­воначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повыше­нию спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в от­раслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов социально-куль­турного назначения, дают толчок для расширения производства в лесной, деревообра­батывающей, стекольной промышленности, промышленности строительных материа­лов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций, сантехнического оборудо­вания и т.д. Люди, получив квартиры, как правило, стремятся обновить мебель, приоб­рести новую электробытовую технику и многое другое. Таким образом,под влияни­ем инвестиций возникает цепная реакция между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного дома. Политическая и экономическая стабилиза­ция Чили в конце 70-х - начале 80-х годов началась с реализации жилищной програм­мы.
Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления экономикой с помощью планов экономического и социального развития. Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется индикативное планирование. Это способ воздействия государства на производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут быть государственные инвестиции, государствен­ное потребление, финансовая, налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно носитрекомендательный характер. В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был занять место в ряду веду­щих экономических держав мира. Эта Про­грамма Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в сель­ском хозяйстве, промышленности, активиза­цию научно-технических исследований и ук­репление национальной обороноспособности. События 1976 г. — смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому уменьшению роли идеологии в китайской по­литике. Тем самым были подготовлены условия для более прагматического взгляда на политиче­ские и экономические проблемы страны. Переход Китая к осуществлению Програм­мы Четырех Модернизаций был подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей и принятием десяти­летнего плана развития, в котором основной упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для заводов и тех­нологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подпи­сал с зарубежными партнерами торговые кон­тракты на общую сумму 7 млрд. долл. Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности. В августе 1980 г. была принята противоре­чивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствова­ния. Эта программа нашла отражение в при­нятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществ­ление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельно­сти; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собствен­ности, и, наконец, развитие прямых контак­тов между китайскими и зарубежными торго­выми компаниями. Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось восстановление много­укладной экономики, основу которой представляют в настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллектив­ная, частная и индивидуальная. Государственная собственность продолжает занимать лиди­рующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничный товарооборот, числен­ность занятых. В государственном секторе сконцентрированы важ­нейшие средства производства ведущих отраслей (промышлен­ность, транспорт и связь, финансовые учреждения, госхозы в сельском хозяйстве). Вместе с тем их доля в валовой промышленной продукции страны за годы реформ сократилась с 78,9% в 1979 г. до 48,3% в 1986 г. Государственные предприятия (крупные и средние), которых насчитывается 14 тыс., почти в половине случаев убыточны, а 1/3 их фактически банкроты. Толь­ко за первое полугодие 1996 г. доходы госпредприятий упали на 85%, а потери убыточных выросли почти на 50%. Около поло­вины госпредприятий удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до 80% их оборотного капи­тала формируется непосредственно за счет банковских кредитов. Реформа государственных предприятий остается крайне важным блоком экономической политики. Предприятия, находящиеся в коллективной собственнос­ти, доля которых в валовой промышленной продукции вырос­ла к 1996 г. до 38,2%, приобретают все большую самостоятель­ность. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов. К кон­цу 90-х годов коллективные предприятия во всех отраслях со­ставили 75% общего числа предприятий, обеспечивая 29% про­мышленной продукции и более 36% розничного товарооборота и услуг. В ходе реформ сформировано три основные категории коллективных предприятий: мелкие коллективные предприятия; крупные коллективные предприятия с высокой степенью обоб­ществления и численностью занятых более 1 тыс. чел.; производственно-кооперативные группы. К частным предприятиям, согласно действующему законо­дательству, относятся хозяйства с числом наемных работников более 7—8 чел. К концу 80-х годов их насчитывалось около 280 тыс., что обеспечивало 35% доходной части государственно­го бюджета. Однако юридическая основа деятельности предпри­ятий данного вида еще недостаточно развита.
Сфера индивидуального предпринимательства, основанного на труде собственника и членов его семьи, распространена пре­имущественно в таких областях, как бытовое обслуживание на­селения; строительство; культура; операции с недвижимостью; розничная торговля. Количество индивидуальных предприятий к концу 80-х годов составило 13,7 млн, в том числе более 70% — в сельской местности, примерно 16% — в розничной торговле, 87% — в сфере услуг. Удельный вес индивидуальных и частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала в 1997 г. составил 13,5%.
Особо значительны процессы, происходившие в коллектив­ном секторе китайской деревни. В основу сельскохозяйствен­ной реформы, наиболее динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом про­изведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производ­ственных бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих прежде всего в роли посредника меж­ду государством и крестьянским двором, и 99,6% крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за произ­водство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко выросла прежде всего за счет усиления частной заинте­ресованности крестьян в результатах производственной деятель­ности. Переход к системе подворного подряда и прямым рыноч­ным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне и спо­собствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Современная ситуация в сельском хозяйстве КНР бы­ла охарактеризована как «аграрное чудо». В преддверии Всемир­ной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной ор­ганизации ООН в ноябре 1996 г. КНР добилась решения в основном продовольственной проблемы, причем в весьма небла­гоприятной природной и демографической обстановке: при со­средоточении на территории Китая 1/5 населения мира там ис­пользуется лишь 7% пахотных земель планеты. Физический объем национального дохода, созданного в сель­ском хозяйстве КНР (без учета промышленности в деревне), за период 1971-1980 гг. вырос на 24%, а в 1981-1990 гг. почти на 55% (при соответствующем росте численности занятых на 9% и 6%). Уже за первые 5 лет реформы на треть вырос сбор продо­вольственных культур и более чем вдвое доходы крестьян. Тем не менее проблема обеспечения населения продовольствием су­ществует и сейчас. Даже при рекордном для Китая производст­ве зерна в 1996 г. (480 млн т, что больше уровня 1995 г. на 15 млн т) страна нуждается в импорте 7 млн т этой культуры. Серьезной проблемой остается и слабая материально-техничес­кая база сельского хозяйства. Показатели производительности труда в сельском хозяйстве в 12 раз ниже аналогичных показа­телей в США. Кроме того, качественных преобразований требу­ет структура сельского хозяйства. Оптимизация внутренней структуры агропромышленного комплекса предполагает повыше­ние доли продукции животноводства, технических культур в его совокупном продукте, а также развитие перерабатывающих от­раслей инфраструктуры. Сохраняющееся нерациональное соот­ношение между различными отраслями сельскохозяйственного комплекса, в котором 47% составляет растениеводство, 17,4% — животноводство, 29,8% — подсобные промыслы, 3,1% — рыб­ное хозяйство, 2,5% — лесное хозяйство, требует перехода к ин­тенсивным методам производства. Реформа промышленности, которая почти полностью сосре­доточена в КНР в крупных городах, была начата значительно по­зднее (фактически после завершения реформы в деревне). Вооб­ще в соответствии с принятой в КНР классификацией отраслей приложения труда промышленность относится к вторичному сектору экономики. Важнейшим толчком для городской рефор­мы послужила необходимость удовлетворения насущных по­требностей аграрной реформы. Город должен был обеспечить создание условий для свободной реализации сельскими произво­дителями излишков продукции и формирования промышленно­го сектора по производству продукции для товарообмена с сель­ским населением. Система управления промышленностью, подлежащая реформированию, сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему. В период 1979—1983 гг. в КНР был проведен большой экс­перимент по проверке жизнеспособности и эффективности но­вых методов управления промышленностью. В результате про­ведения эксперимента, направленного прежде всего на расши­рение хозяйственной самостоятельности промышленных пред­приятий, и последующего закрепления его результатов была создана благоприятная почва для формирования в промышлен­ности многообразной системы экономической ответственности. В результате повысилась степень самостоятельности предприя­тий государственного сектора, дальнейшее развитие и укрепле­ние получили новые формы промышленных предприятий. Боль­шое значение для успешного реформирования промышленности имело создание новой налоговой системы для промышленных предприятий и ее дальнейшее совершенствование. Таким обра­зом, к середине 80-х годов китайским реформаторам удалось со­здать из сельского хозяйства и национальной промышленнос­ти цельный экономический механизм с чрезвычайно сложной и запутанной структурой. В промышленном производстве возросла роль легкой промы­шленности. За десятилетие 1981—1991 гг. ее доля в приросте ва­ловой продукции промышленности составила 55—57%, в то вре­мя как доля тяжелой промышленности — 43—45%. Главными отраслями обрабатывающего комплекса тяжелой промышленности КНР являются машиностроение и металлооб­работка. В машиностроении, одной из наиболее динамично раз­вивающихся отраслей, прирост в 80 — начале 90-х годов состав­лял 10%. Однако ассортимент продукции данной отрасли не достигает мирового уровня и достаточно ограничен по сравнению с развитыми странами. На втором месте по объему производства стоит текстильная промышленность, дающая 15,5% объема промышленного произ­водства. В 1997 г. выпуск тканей составил более 23 млрд м2. Бы­стрыми темпами развивается электронная промышленность. Выпуск продукции в этой отрасли за период 1982-1990 гг. уве­личился в 6 раз, и доля электроники составила 5%, что не на­много ниже аналогичного показателя Японии — прежде всего за счет увеличения производства бытовой техники. Осуществление реформ принесло значитель­ный успех. В 80-е годы национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное произ­водство ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения кре­стьян, доход горожан возрос на 43%. Китай до­бился самообеспечения зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленно­сти (ее доля в сельскохозяйственной продукции составляла 23%) и она поглощала избыточные трудовые ресурсы в сельской местности. Рефор­мы в промышленности привели к диверсифика­ции продукции и расширению в торговле ассор­тимента потребительских товаров. Руководство страны продемонстрировало способность адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку у и принимать в соответствий; со сложившейся ситуацией необходимые фискальные и административные меры. В результате, те политических преобразований и сочетания центрального директивного руководства с мест­ной предпринимательской инициативой воз­никла экономика гибридного типа, которую ки­тайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей воздействие рыноч­ных механизмов. В этот период в основном бы­ли устранены разрушительные для националь­ной экономики последствия периода культурной революции.
Однако экономические реформы и ориен­тация экономики на рыночные методы веде­ния хозяйства принесли с собой рост инфля­ции, возрастание коррупции, повысили уро­вень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. кре­стьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономи­ческие реформы 80-х годов произошли без сопутствующего политического реформирова­ния, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как для народа Китая, так и для его экономи­ки события на Тяньанмыньсхой площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении.
Существенные изменения произошли и в уровне развития хи­мической промышленности, среднегодовой темп роста которой в начале 90-х годов составлял 10,5%, а доля в промышленном производстве — 14 %. В 1979 г. был узаконен термин «промышленная компания ти­па предприятия, или трест»; в 1982 г. законодательно закреп­лена непринадлежность этого типа предприятий Госсовету КНР. Важные изменения к середине 80-х годах произошли в структуре топливно-энергетического баланса в пользу таких компонентов, как нефть, природный газ, гидроэнергетика. Тем не менее для экономики Китая к настоящему времени остает­ся актуальной проблема структурных перекосов. В частности, не удалось преодолеть характерное для КНР хроническое отставание энергетики и транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей, а имеющиеся мощности железнодорожного транс­порта способны обслужить лишь 70% необходимого объема пе­ревозок. Остается нерешенной и в ходе реформ обостряется всегда ха­рактерная для КНР проблема несовершенства и неравномерно­сти территориальной структуры производства. Наиболее эконо­мически развитая прибрежная зона на востоке страны занимает 11% территории. При этом численность населения, сосредоточен­ного в этой зоне, составляет 37% общей численности населения. К концу 80 — началу 90-х годов здесь производилось 56% ВНП, обеспечивая объем производства на душу населения на 70% вы­ше, чем в центральном, и в 1,2 раза выше, чем в западном ре­гионах. Производство в центральном регионе давало 30% ВНП, а на западе страны производилось около 14% ВНП. Экономический рост ускорил расслоение между приморски­ми и внутренними провинциями. В 1995 г. ВНП западного региона вырос менее, чем на 8%, в то время как в центральных провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в приморских — 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%. Большой разрыв существует и в уровнях дохода на душу насе­ления в регионах. В 1996 г. показатель среднедушевого дохода во Внутренней Монголии составлял 3 тыс. юаней в год (362 долл.), в то время как в экономической зоне Шэньчжэнь — 11,7 тыс. юаней. Растущий разрыв в уровнях развития и все большая ре­гиональная обособленность привели к тому, что в стране факти­чески существует несколько региональных экономик. Усиление позиций Китая в мирохозяйственных связях. Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения ино­странного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный пе­реход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимуществен­но экономическими методами. Наиболее развитой формой международных связей в насто­ящее время является внешняя торговля. За годы реформ внеш­неторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при этом состав­ляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на ше­стом месте в мире. Существенно усилилась зависимость экономики Китая от внешней торговли, доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что свидетельствует о достаточно глу­бокой вовлеченности экономики КНР в мирохозяйственные свя­зи. Однако доля страны в мировой торговле за период с 1979 по 1998 г., выросшая почти в четыре раза, по-прежнему остается низкой, составляя около 2%. Низкий удельный вес в мировой торговле объясняется прежде всего невысоким качеством боль­шинства товаров обрабатывающей промышленности КНР, не выдерживающих конкуренции на мировом рынке, а также от­сутствием возможности увеличить экспорт сырьевых товаров. Экспортная политика КНР, главной задачей которой являет­ся обеспечение валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры. Усилия направляются на стиму­лирование преимущественного роста вывоза готовой продукции при повышении в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких то­варов, а также достижение соответствующего мировым стандар­там качества экспортируемых изделий. В течение 80-х годов был достигнут значительный рост в общем объеме экспорта доли го­товой промышленной продукции, составившей в начале 90-х го­дов 2/3 экспорта Китая. При этом первое место в нем (около 50%) принадлежит товарам народного потребления, в числе ко­торых ткани, обувь, игрушки и т.п. Видное место во внешней тор­говле Китая в настоящее время занимает переработка сырья с по­следующим экспортом готовой продукции, на нее приходится около 50% общего товарооборота страны. По экспорту хлопчато­бумажных тканей и натурального шелка Китаю принадлежит ми­ровое первенство. Текстильная промышленность является важ­нейшим источником инвалютных доходов. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее 20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции в мировом экспорте сдерживается тем, что она пока не в состоянии конкурировать с продукцией других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно снижалась до­ля сырья и полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25—30% в 1990 г. Экспортная квота в наименее зави­симой от экспорта отрасли — химической промышленности — составляет 5%. Главной задачей в области импортной политики в настоящее время является получение новых техники и технологии для мо­дернизации народного хозяйства. В период 1981—1996 гг. коли­чество импортируемого оборудования и его стоимость по лицен­зионным соглашениям увеличилась в 18 раз. При этом основная часть прироста пришлась на Японию (около 50% закупок). Соединенные Штаты лидируют в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. По мере роста импорта машин и оборудования снизилась доля за­купок сырья и полуфабрикатов, составляя около 20% импорта. Тем не менее сохраняется довольно высокая импортная зависи­мость по таким сырьевым товарам, как лес и лесоматериалы, ка­учук, металлы, целлюлоза, химические товары. Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходи­лось 64% внешнеторгового оборота страны, 42% составляет до­ля основных партнеров — США, Японии и Гонконга. Во внеш­ней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия с участием ино­странного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая.
Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и зай­мы, до 50% — кредиты иностранных правительств и междуна­родных финансовых организаций, предоставляемых, как прави­ло, на льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, по­ступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. бы­ло получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового поло­жения КНР не вызывают опасения.
Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задол­женности (отношение внешнего долга к годовому объему экспор­та) не превышает 80% при опасной отметке 100%. Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно су­ществующей в Китае классификации, подразумеваются вложе­ния в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и около 80% — в южных приморских районах. Совместные предприятия в промы­шленности позволяют только за счет улучшения организации тру­да повышать его производительность в 5—6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г. Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно бла­гоприятным инвестиционным климатом, которому способству­ет ряд факторов. Среди них — относительная политическая ста­бильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых стра­нах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинирован­ность, исполнительность, стремление перенимать опыт); разме­ры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежа­щих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная на­ционально ориентированная политика в области привлечения ино­странных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой. Однако инвестиционной политике Китая свойственны и су­щественные недостатки: значительная степень государственно­го вмешательства в предпринимательскую деятельность; увлече­ние всякого рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономи­ки Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы. В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление по­зиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специ­алистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой си­лы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на междуна­родных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточ­но велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по сто­имости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора бу­дет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капита­ла, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссо­единение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэко­номический потенциал Китая. В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной про­дукции Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, инди­видуального сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производст­венных отношений Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения: негосударственный сектор в экономике в ко­личественном отношении стал преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского общества по-прежнему остается госу­дарственная собственность на средства производства, ей принадлежит ве­дущая роль в экономике. В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики), обеспечивающих технический прогресс и повышение производительности труда во всем народном хозяйстве их реконструкция требует значительных инвестиций, обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине государство сохраняет сильные позиции в отраслях добы­вающей промышленности. Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм собственности. Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчерки­вается партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, зая­вил, что «государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма». В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с организацией процесса произ­водства, отражающие взаимодействие различных элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии, распределение работающих на различные профес­сии, соотношение между ними, установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями, последовательность технологических процессов. Эти отношения со­ставляют необходимый момент любого производства и их называют технико-производ­ственными. С другой стороны, в общественном производстве между людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с присвоением средств и резуль­татов производства. Эти отношения выражают деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними. Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ присвоения, или форма собственности на средства произ­водства. И в зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается, скла­дывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе производства, распре­деления, обмена и потребления.
Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяй­ственных укладов) при сохранении решающей роли государства в воспро­изводственном процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по 1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расче­те в текущих ценах составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане - государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8% (доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и одеждой. За годы реформ реальный уровень по­требления в КНР вырос в 3 раза.
Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увели­чился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной по­литике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехно­логичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы ре­форм было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промыш­ленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации. По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофи­нансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило осно­вой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производ­ственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотре­но удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%. Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формиро­вания и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай соста­вила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами: Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к на­чалу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали это­му процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора. Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответ­ствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет ак­тивно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фак­тором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привле­чения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркист­ского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий. На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными прин­ципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макро­экономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала. Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, свя­занные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от ме­тодов экономических преобразований, применяемых в России. Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при зна­чительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические пре­образования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоко­вой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряе­мые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распрост­ранение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функ­ционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в эко­номической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к соци­алистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направле­ны на развитие производительных сил, повышение эффективности производ­ства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управ­ляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных то­варопроизводителей, создание государственных финансовых структур хол­дингового типа и т.д. Разгосударствление - это преобразование государственной собственности в любую другую форму собственности. Приватизация (в переводе с лат. - частный, - передача за плату или безвозмездно принадлежащих государству промышленных и других пред­приятий, банков, средств транспорта и связи, жилых зданий и т. п. в частную собствен­ность.
Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайс­ком обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности3 и рынка4 при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые, ныне существующие, концепции находятся в противоречии с ре­альностью, что одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм: саморегулирующаяся система; способность частной собствен­ности и конкуренции обеспечить макроэкономическую стабильность; решаю­щая роль денег в общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает кри­тики я теория «рыночного социализма», которая признает единственным регулятором производства рынок. Полностью несостоятельными оказались взгляды защитников альтернативы «план или рынок», которые трактуют пла­новое развитие народного хозяйства и товарно-денежные отношения как взаи­моисключающие начала.
Важнейшими элементами рынка, наряду с конкуренцией и рыночной ценой, являются спрос и предложение. Спрос и предложение - это зависимости между ценами товаров и соответственно готовностью их покупать и продавать. Спрос - форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежны­ми средствами. Другими словами, спрос представляет собой платежеспособную по­требность. Предложение - совокупность товаров, находящихся на рынке или способ­ных быть доставленными туда. Не нужно отождествлять понятия «предложение» това­ров и «производство» товаров. Например, бывают случаи, когда выращен богатый урожай овощей и фруктов, но купить их невозможно (своевременно не доставлены в пункты реализации, испортились и т.д.). Различие между понятиями «предложение» и «производство» товаров существует всегда, что связано с движением цен. В процессе развития конъюнктуры рынка различают состояние рыночного равновесия. Это такое состояние на рынке, когда величина спроса и предложения совпадают. Оптимальное рыночное равновесие в конечном счете одно из проявлений сбалансированности, про­порциональности в развитии экономики. Холдинговая или держательская компания - компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Например, холдингами являются такие всемирно известные фирмы, как «Дженерал моторс», «Форд мотор», «ИБМ». Планомерность есть прежде всего согласованность, скоординированность экономи­ческих процессов. Она направлена на обеспечение сбалансированности народного хозяйства, поддержание определенных пропорций в общественном производстве и пре­дотвращение в нем кризисных ситуаций. Планомерность реализуется в планировании. Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения. Существует множество определений рынка. «Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) от­дельных товаров и услуга (Макконнелл К. , Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М., 1992. T.I. С. 61). «Рынок в широком смысле - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливаю­щимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции» (Батурина Я., Луков В. Рынок: сущность, основные понятия и структура //Российс­кий экономический журнал. 1993. №1. С. 134). «Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов» (Курс экономической теории /Под общей ред. Чепурина М., Киселевой Е. - Киров, 1998. С.76). Некоторые черты модели управления Реформа хозяйственного управления в Китае привлекает внимание многих людей в нашей стране и во всем мире. Особен­но завидуют результатам реформы китайской экономики в Рос­сии. Этот интерес не случаен, так как речь идет о положитель-ном примере осуществления рыночной реформы в стране с такой же большой территорией, как и Россия, с огромным и пестрым по национальному составу населением. Безусловно, результаты таких преобразований заставляют задуматься о путях более без-болезненного перехода к рынку. Вместе с тем в китайской рефор­ме не все так хорошо, как иногда у нас пишут. Необходимо ви­деть здесь немалые трудности. Китай: отказ от «сталинской» модели, или ее «облагораживание». Победа армии Мао Цзедуна над войсками Чан Кайши, одержанная в 1949 г., ознаменовала, на первый взгляд, решение проблемы ста­новления социализма в Китае. Как и в других новых социалисти­ческих странах, Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки все рычаги власти и начала реализовывать сталинские принципы строительства новой жизни. Но постепенно стали возникать снача­ла политические, а затем и экономические противоречия в советско-китайских отношениях. Сейчас, по прошествии достаточного времени, об этом можно сказать следующее: возможно, речь идет скорее о радикализации советской модели, чем об отказе от нее. Коллективизация китайской деревни проходила в несколько эта­пов. Вначале были конфискованы крупные землевладения, а также собственность «реакционеров» и брошенные земли европейцев, аме­риканцев и японцев. В ходе этой кампании 3 млн человек были каз­нены и 17 млн человек приговорены к различным мерам наказания. Конфискованные участки земли были перераспределены между бед­ными крестьянами, чтобы укрепить социальную базу режима. Однако дробление земельных наделов не привело, в отличие от Японии и Тайваня, к увеличению производства товарной продук­ции. Это стало одной из причин коллективизации сельского хозяй­ства. С 1951 г. началось создание «бригад взаимопомощи», сопро­вождавшееся обобществлением хозяйственного инвентаря. Но земля оставалась в частной собственности, что вело к усилению имущественного неравенства в деревне, так же, как это было в пе­риод зарождения кулачества в СССР. Стремление ускорить ход истории привело к принятию реше­ния (октябрь 1955 г.) об объединении 90% крестьянских семей в рамках коллективных структур, очень похожих на советские кол­хозы. В распоряжении крестьян оставались только небольшие ин­дивидуальные участки земли. Таким образом, восторжествовала ло­гика сталинской модели организации сельского хозяйства. Индустриализация и планирование также полностью вписыва­ются в сталинскую модель социализма. Первый пятилетний план (1953-1958 гг.) был принят в 1953 г., но его цели были окончательно обнародованы только в 1955 г., что свидетельствует о некоторой имп­ровизации китайских властей, несмотря на помощь советских совет­ников. Как и следовало ожидать, советские друзья отдали предпочте­ние развитию тяжелой промышленности. Началось строительство металлургических и металлообрабатывающих заводов. Ежегодный рост промышленного производства составил 18%. Это весьма значи­тельный результат; он объясняется, с одной стороны, размахом про­мышленного строительства, а с другой стороны, довольно низким исходным уровнем развития базовых отраслей китайской экономи­ки. Разумеется, все крупные промышленные предприятия были соб­ственностью государства. Однако очень скоро государство распро­странило свое влияние и на кустарную промышленность, и мелкую торговлю, которые были национализированы в 1956 г.
«Большой скачок» стал наиболее типичным проявлением мао­изма. Он иллюстрирует как основу политики Мао Цзедуна, так и его чрезмерные экономические амбиции. В сфере политики начавшаяся в СССР десталинизация прояви­лась в Китае в виде отдельных критических замечаний сталинской модели построения социализма. Но для Мао Цзедуна эта критика предоставляла возможность пренебречь советами экспертов, чтобы резко ускорить процесс социалистических преобразований в Китае. Весной 1957 г. была начата кампания «Ста цветов» с целью обсуж­дения практической деятельности Коммунистической партии Китая. Критика оказалась столь массовой и суровой, что полити­ческий маятник быстро качнулся в другую сторону. Кампания «Ста цветов» сменилась крикливой кампанией борьбы против «правого уклона». Те, кто выступил с наиболее резкими замечаниями, были устранены с политической сцены. Дорога к ускоренному постро­ению коммунизма была открыта.
Официально объявленный в мае 1958 г. и обеспеченный мощ­ной пропагандистской поддержкой «Большой скачок» должен был способствовать преодолению технической и материальной слабос­ти сферы производства путем максимальной экономической и идео­логической мобилизации народных масс. Задания второго пятилетнего плана (1958-1962 гг.), считавшиеся слишком скромными, были пересмотрены в сторону увеличения. За пять лет промышленное производство должно было возрасти не в 2 раза, как это предусмат­ривалось первоначальным вариантом пятилетнего плана, а в 7 раз. Сельскохозяйственное производство должно было увеличиться в 3,5 раза (в 1,35 — согласно первоначальному плану). Чтобы реализовать эти грандиозные замыслы, была проведена очередная реформа сельского хозяйства: 740 000 кооперативов были преобразованы в 24 000 «народных коммун», в рамках которых были обобществлены не только средства производства, но и предметы потребления. Семимильными шагами страна приближалась к коммунизму. После достижения некоторых кажущихся успехов негативное влияние такой мобилизации усилий народа проявилось с невидан­ной силой. Выполненные наспех работы по благоустройству территорий и строительству ирригационных сооружений оставляли желать лучшего, а истощение сил трудящихся и их недоверие к про­цессу коллективизации привело к катастрофическому падению про­изводства. 1959-1961 гг. были отмечены неурожаем и даже голодом в ряде регионов Китая. Согласно оценкам, от 10 до 13 млн. человек погибли от истощения и недоедания, а уровень рождаемости резко уменьшился. В целом демографические потери составили 50 млн. человек. Сельскохозяйственное производство было полностью дез­организовано, даже промышленное производство сократилось на 43%. «Большой скачок», результат безудержной пропаганды и мас­сового насилия, обернулся для китайской экономики невиданным откатом назад. Стратегия проведения реформы в КНР отличается продуман­ностью очередности осуществления мероприятий и постепенно­стью. Реформа стартовала в 1978 г. и сначала затронула лишь отдельные пласты экономической системы. Начальный вектор ее развития касался преобразований в деревне и ее взаимоотно­шений с городом. Это и понятно, ибо Китай — страна преиму­щественно аграрная. Такое направление напоминало осуществ­ление НЭП в нашей стране. Крестьяне получили некоторую свободу в экономических решениях. Им существенно уменьши­ли обязательные госпоставки сельскохозяйственной продук­ции. Это дало возможность продавать излишки продукции на свободном рынке. Объединение крестьян в кооперативы отны­не не рассматривается как единственно возможная форма орга­низации. Широкое распространение получило единоличное се­мейное хозяйство. Постепенно развивались различные формы собственности, включая государственную и частную, хотя государство оставалось главным хозяйствующим агентом и собственником. Важная осо­бенность китайской реформы состоит в том, что перемены в эко­номике практически не затрагивают политическую структуру об­щества. Китайское руководство твердо отстаивало линию строительства социализма в стране и сохраняло приверженность марксизму-ленинизму. Незыблемой остается политическая власть КПК и партийных функционеров на местах. Это наглядно подтвер­дили события июня 1989 г., когда тоталитарная верхушка КПК жестоко подавила демократические выступления молодежи в Пе­кине. В этом заключено серьезное противоречие реформы: рыноч­ные преобразования не сочетаются с демократизацией политиче­ской власти. По мере продвижения реформы ее рыночный потенциал все более раскрывался. Это прослеживается в смене лозунгов и те­оретических установок КПК. В 1979 г. лозунг, определяющий стратегию экономического развития, звучал так: «План — глав­ное, рынок — вспомогательное». В 1984 г. был выдвинут лозунг создания «плановой рыночной экономики». На XIV съезде КПК в 1992 г. был провозглашен курс на создание «социалистичес­кой рыночной экономики». Во все времена, вплоть до середины 90-х годов, жесткий государственный контроль над всеми рыноч­ными процессами сохранялся. Лишь постепенно свобода дейст­вий предоставлялась хозяйствующим субъектам. Основными путями реализации выдвинутой XIV съездом КПК концепции были: • расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, находящихся в госсобственности, сохранение форм жесткого госконтроля за частным сектором; • осуществление государственного регулирования рыночных процессов больше административными, чем экономическими мерами, хотя роль последних возрастает; • постепенный перевод государственных предприятий на ре­жим рыночного хозяйствования при сохранении жесткого госу­дарственного регулирования; • государственный контроль над основными макроэкономи­ческими пропорциями (темпы роста, соотношение накопления, потребления, сбережения, распределение основных госинвести­ций, регулирование процентной ставки и др.). Безусловно, главный успех китайской реформы связан с раз­витием сельского хозяйства и решением в целом продовольствен­ной проблемы. С 1992 г. КНР держит абсолютное первенство в мире по производству зерна (455 млн. т), сбору хлопка, шелка-сырца. Эти показатели в переводе на душевые представляют страну в целом со средним (или даже ниже) уровнем благососто­яния. За период 1978—1985 гг. душевые доходы крестьян (как самых бедных слоев населения) возросли в 2,5—3 раза. Это ста­ло возможно в связи с развитием в деревне семейного подряда, постепенным упразднением централизованных закупок, разви­тием подсобных промыслов. С 1994 г. реформа экономической системы в Китае вступи­ла в новый этап своего развития. Больше внимания стали обра­щать на формирование рыночной инфраструктуры. На началь­ных этапах реформы перемены практически не коснулись механизма ценообразования, который в Китае пока не имеет ры­ночного характера. Сначала право на установление цен перешло от госорганов к местным властям. В конце 80-х годов цены ста­ли постепенно освобождаться от госконтроля. К 1992 г. госкон­троль охватывал около 40% номенклатуры потребительских цен и 30% цен на услуги. К 1996 г. госконтроль сохранялся лишь на 8-10% цен. Вместе с тем предстоит либерализация цен на то­вары производственно-технического назначения. Пока эта про­дукция реализуется в рамках так называемой двухколейной си­стемы цен, от которой постепенно освобождаются.
Немало предстоит сделать в области денежно-кредитного регулирования. Речь идет о проведении налоговой реформы, ко­торая соответствовала бы задачам рыночных преобразований. По­ка что денежная масса и все денежно-кредитные формы регу­лирования направляются государством. Осуществляется переход банков от режима государственного хозяйствования к настоя­щему коммерческому режиму. В Китае созданы товарные и фондовые биржи, однако в стране не существует финансового рынка в его развитых формах. Юань — пока неконвертируемая валюта. Китайцам еще предстоит ввести конвертируемость де­нежной единицы и вступить в МВФ.
Существенный прорыв китайская экономика сделала в обла­сти внешнеэкономических связей. На протяжении всех лет ре­формы система управления внешнеэкономической деятельностью постоянно совершенствовалась и развивалась. Некогда исповедовавшаяся политика «опоры на собственные силы» была заме­нена на политику «открытой экономики». За годы реформы отмечено устойчивое опережение темпов развития внешнеэкономи­ческих связей над ростом ВНП. В течение 1990—1996 гг. внешнеторговый оборот вырос более чем в 12 раз, а ВНП — только в 5 раз. В начале 90-х годов в Китае сформировался вполне адекват­ный рыночным принципам механизм управления внешнеэконо­мической деятельностью. Как и во всем народном хозяйстве, его формирование шло постепенно: сначала ликвидация монопо­лии министерства внешнеэкономических связей на осуществле­ние экспортно-импортных операций, затем поэтапное делегиро­вание этого права территориальным единицам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям. Далее произошла замена системы госзакупок экспорта на систему экономических догово­ров между предприятиями. Внешнеторговая деятельность инте­грируется с производством на экспорт. В течение 1991-1993 гг. полностью прекращено государственное субсидирование экспор­та, отменены регулирующие налоги на импорт и снижены тамо­женные тарифы. Огромную роль в новом внешнеэкономическом механизме сы­грали специальные экономические зоны (СЭЗ). В этом Китай дал миру немало интересных и поучительных примеров. Уже в 1980 г. в Китае было создано пять СЭЗ со специфическим режи­мом деятельности: Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь, Хайнань. В 1990—1995 гг. было создан еще ряд СЭЗ в пригра­ничных зонах. Всего их стало 15. Кроме того, действуют несколь­ко десятков зон технико-экономического освоения и зон освое­ния высоких технологий государственного значения. Общая сумма задействованного иностранного капитала в этих зонах превышает 5 млрд долл. Китайская модель внешнеэкономичес­кой открытости — характерный пример эффективной ориента­ции реформы на конечные результаты. Экономику КНР оценивают сейчас как новый мощный «ло­комотив» мирового экономического развития, а накопленный в стране опыт изучают как прецедент успешного решения многих экономических проблем современности. Основными целями про­водимых в экономике Китая преобразований, сроки и приори­теты которых неоднократно пересматривались, всегда оставались превращение Китая в «богатое и мощное демократическое госу­дарство» и увеличение объема ВНП на душу населения до уров­ня среднеразвитых стран мира. В основе проводимого в КНР ре­формирования экономики, начало которому положил III Пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978), лежал длительный трехэ­тапный план, рассчитанный на период до середины XXI века. Первый этап предполагал удвоение до 1990 г. валовой про­дукции промышленности и сельского хозяйства и решение про­блемы обеспечения страны продовольствием и одеждой. На вто­ром этапе (1991-2000 гг.) планировалось утроение ВНП, что должно было обеспечить создание общества среднего (или скром­ного) достатка. Третий этап (до 2050 г.) предусматривал дости­жение ВНП мирового уровня среднеразвитых стран и в основном завершение комплексной модернизации народного хозяйства. До­срочная реализация (уже к 1995 г.) первого и второго этапов поз­волила выдвинуть в 1996 г. новый план, предполагавший к 2000 г. учетверение показателя ВНП на душу населения по от­ношению к уровню 1980 г. и обеспечение среднезажиточного уров­ня жизни, а к 2010 г.— удвоение ВНП по отношению к уровню 2000 г. Характеризуя современный уровень экономики Китая, следу­ет отметить, что существование несовпадающих данных в различ­ных статистических источниках позволяет предположить, что эко­номика КНР является намного более мощной чем это выглядит. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в ходе модернизации, в экономике Китая по-прежнему существует комплекс достаточ­но сложных проблем. В их числе: низкий уровень развития про­изводительных сил, по-прежнему большое количество неразви­тых и бедных районов, замкнутость ряда регионов, преобладание сельского крестьянского населения (800 млн чел.), высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уро­вень населения (65% живет в бедности). Особенно сильно отста­вание китайской экономики по уровню технического развития — промышленность КНР характеризуется частично или полностью механизированным производством (промышленно развитые стра­ны стоят на две ступеньки выше — между автоматизированным и комплексно-автоматизированным производством). Причину отставания специалисты объясняют субъективны­ми и объективными факторами, обусловливающими специфиче­ский характер развития. В их числе низкий уровень развития старого Китая, полуфеодальной и полуколониальной страны с крайне отсталой и закрытой экономикой и огромным, практи­чески неграмотным населением, а также разрушительная эконо­мическая политика 50-х годов, последствия которой ощутимы. Список литературы: 1. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. «Основы мировой экономики», 2000г. 2. КудревВ.М. «Мир экономики», 2000г. 3. Семенов К.А. «Международные экономические отношения», 1999г. 4. Халевинская Е., Крезе И. «Мировая экономика», 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.