Введение
Основная часть
Значение рекламы в современном мире
От чего зависит объем рекламы?
Реклама в цифрах
Влияние рекламы на кривую спроса
Максимизация прибыли
Правило «большого пальца»
Заключение
Список литературы
Введение
Выбрать тему для реферата всегда нелегко, так как в наше время очень много актуальных тем для исследования Однако тема экономического анализа воздействия рекламы показалась мне наиболее интересной Реклама – это то, с чем мы встречаемся каждый день повсюду: в метро, на улице, дома, когда смотрим телевизор, просматриваем страницы сети Интернет и так далее. Большинство людей ее почти ненавидят, поскольку она прерывает их любимые передачи, да и вообще пестрит повсюду. Но все же на рекламу уходят астрономические суммы денег. Следовательно, она эффективна. В своем реферате я постараюсь наиболее полно раскрыть экономическую сторону рекламы для этого я объясню причину экономической необходимости рекламы, объясню, от чего зависит объем рекламы, приведу конкретные цифры, укажу функции, а так же наглядно покажу, как реклама влияет на кривую спроса.
Поскольку реклама относится не только к экономической сфере, я использовала разную литературу: книги по рекламе и СМИ, учебники по микроэкономике, экономический словарь для того, чтобы дать наиболее полное и правильное определение рекламы, а так же использовала Интернет для поиска точных цифр.
Основная часть
Экономический словарь дает рекламе следующее определение: «(от фр. reclamare – выкрикивать) – открытое оповещение о товаре, услугах, которое проводится с использованием различных средств: отдельных изданий
(проспекты, каталоги, плакаты, листовки), периодической печати(статьи, объявления, вкладки), кино, телевидения, радио, наружной, прямой почтовой рекламой и т.д. Действенность рекламы зависит от ее целенаправленности, меткости. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара на рынке»[1].
Значение рекламы в современном мире
Реклама в наши дни - «это глобальная по своим масштабам отрасль экономики и культуры»[2]. От рекламы зависят практически все средства массовой информации, собственно, как и реклама зависит от СМИ. Реклама так же напрямую зависит от экономики: в связи с глобализацией экономики растет и развивается глобальная реклама. Реклама в последнее время становится неотъемлемой частью бизнеса, особенно если фирма занимается продажей товаров и услуг. Однако и цены на рекламу в СМИ постоянно растут. Кстати говоря, реклама зачастую является главным доходом для многих СМИ, т.е. именно на деньги, полученные от рекламы, содержится телевизионный канал или газета.
Экономическая необходимость рекламы объясняется тем, что для функционирования рыночной экономики нужно, чтобы производители и потребители постоянно контактировали. Согласно учебнику «Средства массовой информации России», «в современной более сложной и разветвленной экономике, когда предложение товаров и услуг практически не ограничено, роль форума продавцов и покупателей начинают выполнять СМИ. Они формируют нужные для рекламодателей группы покупателей, что откровенно стимулирует сбыт и – как следствие – развитие экономики»[4].
Реклама является «естественным элементом монополистической конкуренции». И фирма, «предлагающая дифференцированный товар по цене, превышающей маржинальные издержки, обязана рекламировать его, чтобы привлечь большее число покупателей»[7].
От чего зависит объем рекламы?
Объем рекламы очень сильно зависит от товара, который производится. К примеру, фирмы, «продающие в значительной степени дифференцированные потребительские товары (отпускаемые без рецепта лекарства, духи, слабоалкогольные напитки, бритвенные лезвия, сухие завтраки, корм для домашних животных и т.д.), обычно расходуют на рекламу от 10 до 20% совокупной выручки»[7]. В то время как производители товаров производственного назначения(буровые установки, станки, спутники связи) довольно редко рекламируются, т.к . их рекламные бюджеты ограничены. Что касается фирм-поставщиков однородной продукции, такой как пшеница или сырая нефть, то они вообще не нуждаются в рекламе[7].
Реклама в цифрах
Развитие рекламы не стоит на месте: если в 1989г. совокупные расходы на рекламу в мире были около 167 млрд. долл., то к 1998г. они увеличились до 269 млрд. По прогнозам же международного агентства «ZenithOptimedia Worldwide», общие мировые расходы на рекламу в 2008г. составят $454 млрд. Особенно быстрые темпы развития наблюдаются в странах бывшего Восточного блока и в Китае, где идет интенсивная либерализация рынка[2].
Хотелось бы привести и цифры относительно России: наша страна находится на 13-м месте в мире и на 6-м в Европе по темпам роста рекламных расходов. Если быть конкретнее, то на 2004г. общие расходы составили 3300млн долл., прирост за год составил 20,3%. Стоить отметить, что год от года растут средства, затрачиваемые на рекламу не только в центральных районах, но и в глубинке.
Функции рекламы
У рекламы есть две функции:
ü сдвинуть кривую спроса вправо;
ü сделать ее менее эластичной по цене
Сдвиг кривой вправо произойдет, если реклама привлечет внимание потребителей и увеличит желание его купить. Вторая функция будет выполнена, если реклама поспособствует приверженности покупателей определенной марке продукции. Т.е. фирмы стараются через рекламу убедить, что их марка товара самая лучшая (независимо от того, правда это или нет). Благодаря этому производитель сможет поднять цены выше цен конкурентов без потери объемов продаж. Эффект замещения здесь будет очень мал, так как люди верят, что близких аналогов товара нет, либо игнорируют их[6].
Влияние рекламы на кривую спроса
Рассмотрим немного подробнее первую функцию рекламы. На графике внизу отображены кривые спроса на продукцию фирмы и кривые издержек с учетом и без учета расходов на рекламу. AR и MR – кривые среднего и предельного доходов, в том случае, если фирма не занимается рекламой, AC и MC – кривые средних и предельных издержек. Фирма производит продукцию в объеме Q0, так что при этом MR=MC, и продает ее по цене P0. Прибыль фирмы на единицу продукции – разница между Р0 и средними издержками, и, следовательно, совокупная прибыль p0 соответствует площади нижнего затененного серым прямоугольника.
Что происходит, если фирма занимается рекламой? В этом случае кривая спроса сдвинется вправо. Средний и предельный доходы теперь представлены кривыми AR’ и MR’. Затраты на рекламу относятся к фиксированным издержкам, поэтому средние издержки фирмы возросли до уровня AC’. Важно отметить, что предельные издержки останутся прежними. Если фирма занимается рекламой, то она производит количество товара Q1 (при этом MR’=MC) и получает цену Р1. Совокупная прибыль фирмы существенно увеличилась до p1 и теперь представлена верхним прямоугольником.
Максимизация прибыли
Чтобы максимизировать прибыль, фирма выбирает цену Р и расходы на рекламу А:
p=PQ(P,A) – C(Q) – A
Перед нами встает важный вопрос: какой же объем расходов на рекламу обеспечивает максимум прибыли? Самое оптимальное решение – увеличивать расходы на рекламу до тех пор, пока предельный доход MRAds от вложения дополнительного доллара в рекламу не сравняется с полными предельными издержками рекламной деятельности. Полные предельные издержки складываются из дополнительного доллара, потраченного непосредственно на рекламу, и предельных издержек производства дополнительной продукции, произведенной в ответ на увеличение спроса в результате рекламной кампании. Т.е. фирме следует увеличивать расходы до тех пор, пока не будет достигнуто равенство:
полные предельные издержки рекламной деятельности.
Правило «большого пальца»
Немаловажно упомянуть и о «правиле большого пальца» для рекламы. Согласно этому правилу, чтобы обеспечить максимум прибыли, доля расходов на рекламу в стоимости реализованной продукции должна равняться отношению эластичности спроса по расходам на рекламу к эластичности спроса по цене с обратным знаком. В чем же функция этого правила? Оно позволяет фирме проверить, не слишком ли велики или малы ее расходы на рекламу. Правило можно выразить в следующей формуле:
A/PQ= - (Ea/Ep)
Итак, фирме следует тратить больше денег на рекламу, если:
1)спрос на ее продукцию очень чувствителен к расходам на рекламу (т.е. Ea велико)
2)спрос на ее продукцию не слишком эластичен по цене (Ер мало)[5].
Заключение
Подводя итоги проведенной мною работы, я хочу еще раз подчеркнуть, что реклама играет огромную роль в развитии современного мира. Реклама является двигателем прогресса. Именно благодаря рекламе существует жесткая монополистическая конкуренция. Реклама направлена на увеличение спроса на товар, без потери объемов продаж, т.е. на сдвиг кривой спроса вправо, а так же на снижение эластичности по цене. Так же реклама позволяет максимизировать прибыль производителя.
От себя хочу добавить, что я ничуть не жалею о том, что выбрала эту тему. Мне было интересно изучать разные источники и посмотреть на рекламу не как на то, что раздражает везде и повсюду, а как на неотъемлемую часть экономики и прогресса.
Список литературы:
1. Экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна - М.: Институт новой экономики, 2007, стр.789
2. Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью»(350400) и «Реклама»(350700) / Под ред. А. Бриггза, П.Колби; Пер. с англ. [Ю.В.Никуличева]. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, стр. 47, 48, 56
3. http://www.outdoor.ru/print/index.php?id=4177&sku=press70177848, Иван Филиппов «Общие мировые расходы на рекламу в 2008 г. составят $454 млрд.»
4. Средства Массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов/ М.И.Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л.Вартанова и др.; Под ред. Я.Н.Заурского. – М.: Аспект пресс, 2006, стр. 140-142.
5. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Перевод с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001, стр. 460-463
6. Сломан Дж. Основы экономики: учеб./пер. с англ. Е.А. Нильсен, И.Б. Руберт. – М.: изд-во Проспект, 2006, стр.71
7. Н. Мэнкью. Принципы микроэкономики. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003, стр. 418-425