Реферат по предмету "Экономика"


Формирование механизма управления электронной коммерцией на предприятиях промышленных отраслей экономики

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 2 СОТОЯНИЕ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
2.1 Федеральный рынок электронной коммерции 2.2 Состояние рынка электронной коммерции в Орловской области 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Приложение А – Схема приложений электронного бизнеса Приложение Б – Рейтинг российских Интернет-магазинов Приложение В – Совершенствование государственного регулирования основных механизмов электронной коммерции ВВЕДЕНИЕ Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной коммерции (электронной экономической деятельности), сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую деятельность. Появление глобальных сетей связи, и, в первую очередь, – глобальной сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время обозначилась острая потребность в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования электронной экономической деятельности. Цель и задачи исследования. Целью данной работы являются подходы и пути к исследованию теоретических проблем, а также к разработке методологических рекомендаций и практических предложений по функционированию механизмов управления электронной коммерции в промышленных отраслях экономики. В соответствии с целью исследования в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи: – уточнены понятия электронного бизнеса, электронной коммерции и электронной экономической деятельности, освещены основные виды, сегменты и бизнес-модели электронного бизнеса и электронной коммерции; – проведено исследование федерального и регионального рынков электронной коммерции; – разработана концепция государственного регулирования электронной экономической деятельности и общественных отношений, формирующихся в телекоммуникационной среде, а также предложен ряд мер по регулированию развития электронного промышленного сектора региона. Объектом исследования в работе выступает деятельность субъектов, осуществляющих электронную экономическую деятельность в интерактивной среде. Предметом исследования в данной работе выступают формы ведения электронного бизнеса. Структура работы. Работа объемом 26 страниц основной части состоит из введения, трех разделов, заключения, а также списка использованных источников из 34 наименований и 3 приложений. В основной части работы имеются 2 таблицы и 2 рисунка. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Точного понятия терминов электронной коммерции (e-Commerce) и электронного бизнеса (e-Business) на сегодняшний день нет. В связи с чем в данных понятиях постоянно возникает путаница. Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес – это преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий. Таким образом, под электронным бизнесом правильно будет понимать любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли [11]. Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса, под которой подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей. То есть электронная коммерция – это такая форма поставки продукции (работ, услуг), при которой выбор и заказ последних осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как физические, так и юридические лица. Отечественным эквивалентом зарубежного экономического термина «электронная коммерция» является электронная экономическая деятельность, под которой стоит понимать предпринимательскую деятельностью, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную, не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в электронной форме с использованием современных коммуникационных средств (в большинстве случаев – глобальной сети Интернет). Электронный бизнес делится на три основных вида: pc(i)-Commerce (Интернет-коммерция), t-Commerce (Телевизионная коммерция) и m-Commerce (Мобильная коммерция), последние из которых только начинают входить в сферу электронного бизнеса (рисунок А.1, приложение А). Среди сегментов Интернет-коммерции выделяют пять основных видов: 1) Сегмент В2В (от англ. «Business-to-Business» – бизнес-бизнес или бизнес-партнёр) – это область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на становление эффективных и долгосрочных экономических отношений с организациями или фирмами. Данный сегмент включает в себя все уровни информационного взаимодействия между компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, такие, как EDI (Electronic Data Interchange). Выгоды от подобного сотрудничества трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и таким образом получая необходимую информацию о запасах продукции на складах. Также и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. 2) Сегмент В2С (от англ. «Business-to-Consumer» – бизнес-потребитель) – это область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на удовлетворение потребностей конечного пользователя и формирование долгосрочных экономических отношений. 3) Сегмент В2А (от англ. «Business-to-Administration» – бизнес-администрация) – это область взаимодействия бизнеса и администрации, которая включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями, то есть с одной стороны выступают отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственного регулирования электронной экономической деятельности, а, с другой, – отношения, формирующиеся в процессе заключения в электронной форме государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Например, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать сеть Интернет для проведения закупок товаров и услуг путем публикации объявлений и результатов заключенных сделок.
4) Сегмент С2А (от англ. «Consumer-to-Administration» – потребитель-администрация) – это область организации взаимодействия отношений между пользователями (потребителями) работ и услуг, а также приобретателями товаров, перераспределяемых в процессе осуществления хозяйствующими субъектами электронной экономической деятельности, и государством в лице соответствующих его органов по вопросам защиты прав потребителей в электронном сегменте рынка).
5) Сегмент С2С (от англ. «Consumer-to-Consumer» – потребитель-потребитель) – это область деятельности различных ассоциаций и иных неправительственных (негосударственных) объединений – потребителей электронных товаров (работ, услуг), направленная на представление и защиту членов таких объединений. Стоит оговориться, что последние три сегмента ещё очень плохо развиты (практически не развиты) в сфере электронной экономической деятельности как в России, так и за рубежом и поэтому в данной работе упор делается на рассмотрение первых двух сегментов электронного бизнеса. Сегменты В2В и В2С имеют встроенные бизнес-модели (рисунок А.1, приложение А). В сегменте В2В выделяют следующие бизнес-модели: 1) Электронное управление закупками. На протяжении последних лет задача управления закупками привлекает повышенное внимание руководителей коммерческих и государственных организаций всего мира. На текущий момент решения для электронного управления закупками делятся на три основных класса: – системы электронных каталогов и агрегатов данных; – система поиска встречных заявок; – система электронного проведения тендеров. 2) Электронные аукционы и биржи. Электронные аукционы – это типичный пример организации информационного посредничества в сегменте электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера. Он-лайновые аукционы (в режиме реального времени) не только выступают в качестве информационных посредников, но и обеспечивают определенные условия заключения сделок. Компании, организующие проведение электронных аукционов, осуществляют деятельность по обеспечению согласования цен между поставщиками и заказчиками продукции в режиме реального времени. Экономическую основу функционирования электронных аукционов, как правило, составляют комиссионные сборы за совершенные транзакции[1]. Привлекательность таких аукционов для покупателей в том, что они могут приобрести товары по сниженным ценам, а привлекательность для продавцов – у них сокращается время оборота запасов и они получают доступ к новым рынкам сбыта. Электронная биржа – это более сложная форма информационного посредничества: помимо собственно информационного обмена и поддержки возможности заключения сделок биржи предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок. Экономическая основа функционирования электронной биржи состоит в сборе определенной платы (комиссии) за каждую заключенную сделку, которая может взиматься с продавцов, покупателей или всех участников сделки. 3) Порталы. Портал – это относительно новая концепция и существует ряд толкований этого термина. Как правило, портал объединяет и представляет организованную информацию, доступ к которой необходимо открыть определенной аудитории. По определению, предложенному специалистами компании IBM, портал – это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность людям взаимодействовать с другими людьми, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами [11]. Для предприятий, ведущих электронную экономическую деятельность, портал обеспечивает единообразный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам. Назначение портала состоит в формировании персонифицированного окна для соответствующего контингента сотрудников компании, через которое можно получать и просматривать всю необходимую для ведения бизнеса информацию. Сегмент В2С также включает три бизнес-модели: 1) Электронная реклама. Данная бизнес-модель одна из самых старых моделей электронного бизнеса, в основе которой лежит идея использования дополнительного информационного канала для передачи потенциальному пользователю сведений о товарах и услугах, представленных на рынке данной организацией. 2) Электронная торговля. Одним из популярных видов ведения электронного бизнеса в российском сегменте сети Интернет (Рунете) стало создание Интернет-магазинов. Данная модель интуитивно наиболее понятна большинству российских предпринимателей и привлекательна для последних лишь тем, что сайт (Интернет-магазин) компании может одновременно посетить очень большое количество потенциальных покупателей. 3) Управление взаимоотношениями с клиентами. Специалисты компании International Data Corp. Inc. (IDC) выделяют три группы бизнес-приложений, предназначенных для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами: – управление продажами, которое включает в себя управление клиентскими счетами, управление списками товаров и услуг и управление контактами с клиентами; – контроль покупательной способности. Данное приложение дает покупателю возможность после регистрации в Интернет-магазине вступить в торг с продавцом и в конечном итоге покупатель предлагает собственный вариант цены, на основании которого продавец может принять решение о продаже или не продаже товара; – служба поддержки клиентов. Это приложение подразумевает наличие на Интернет-сайте продавца информации о действительном юридическом адресе компании, его реквизитах и телефонных номерах, на которые потребитель может позвонить в случае возникновения каких-либо конфликтных и иных ситуаций. И наконец, связующим звеном сегментов В2В и В2С является общая бизнес-модель – электронные платежные системы, – представляющая собой совокупность экономико-технологических методов, которые обеспечивают условия для использования различных технических возможностей определенного стандарта в качестве электронных платежных средств. Существует три основные группы электронных платежных систем, используемых при ведении электронного бизнеса: – кредитные платежные системы – это системы, построенные на использовании кредитных карт для электронных расчетов между участниками сделки с привлечением дополнительных мер безопасности: шифрования обмена сообщениями, цифровой подписи; – дебетовые платежные системы – это системы, в которых покупатель сначала регистрируется, открывает собственный счет, переводит на него денежные средства, а потом уже ими пользуется; – электронные платежные системы (платформы) цифровой наличности – это системы, основанные на использовании электронных (цифровых) денег[2], т.е. эквивалентов реальных денег. 2 СОСТОЯНИЕ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ 2.1 Федеральный рынок электронной коммерции На сегодняшний день в российской среде электронного бизнеса, как и во всем мире, в основном развиваются два сегмента – бизнес-потребитель (В2С) и бизнес-партнер (В2В).
В настоящее время на рынке электронного бизнеса, ориентированного на конечного потребителя (В2С), достаточно мало участников, показатели которых можно было бы сопоставить с достижениями американских или европейских крупных фирм. Оборот среднего российского электронно­го магазина составляет около 120-180 тыс. долларов в год, хотя темпы роста достаточно высоки. Объемы электронной торговли сегмента В2С в России за последние четыре года представлены на рисунке 1 [10].
Рисунок 1 – Объемы электронной торговли российского сектора В2С Замедленное развитие системы платежей через Интернет негативно сказывается на расширении деятельности электронных магазинов. Ос­новной способ расчетов сейчас предполагает систему оплаты наличны­ми, когда курьер доставляет заказ покупателю. Это существенно снижает эффективность работы магазинов, повышает издержки на учет продук­ции, препятствует интенсификации роста, обусловленного накоплением крупных сумм и вложением в основной капитал. Так, в 2002 году 98% продуктов питания, купленных че­рез Интернет, оплачивались наличными, в то время как банковский пере­вод не использовался ни разу [33]. Это говорит о том, что в российском сегменте сети Интернет (Рунете) система электронных платежей еще развита не на должном уровне. Вместе с тем стоит отметить, что в Российской Федерации система электронных платежей находится не совсем в плачевном состоянии. На сегодняшний день в Рунете существуют две наиболее развитых системы электронной цифровой наличности: система Яndex-Деньги и система WebMoney-Transfer. Поэтому все больше электронных торговых точек начинают принимать оплату своих товаров (работ, услуг) электронными деньгами. На сегодняшний день в Рунете существует около 700-800 Интернет-магазинов, большинство которых было создано в 2001—2002 годах. Из них только около 50 представляют серьезный бизнес и не более 20 прино­сят прибыль по результатам хозяйственной деятельности. В связи с чем рабочая группа по электронной коммерции экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации совместно с российским информационно-консалтинговым центром по электронному бизнесу провели рейтинг среди наиболее крупных Интернет-магазинов российского сегмента электронной коммерции Результаты этого рейтинга приведены в таблице Б.1 (приложение Б) [12, 13]. Самые популярные товары, представленные в электронных магази­нах, – книги, аудио- и видеопродукция, компакт-диски (CD/DVD), компьютеры и комплектующие, продукты питания, бытовые товары. На компьютерный ассортимент при­ходится более 50% оборота, хотя доля заключенных сделок по товарам данной группы не превышает 10% от общего объема. На книги, аудио- и видеопродукцию, компакт-диски приходится более 70% всех заключаемых сделок и около 30% обо­рота. Организация полноценного предложения товаров в Интернет должна стать одним из основных направлений развития российского рынка элек­тронного бизнеса, ориентированного на конечного потребителя. Причина специфичности ассортимента российских электронных магазинов в том, что на нынешнем этапе развития сетевой торговли потребитель ориентируется главным образом на покупку относительно недорогих, стандартных и поддающихся полному описанию товаров. По мере накопления покупателями положительного опыта общения с электрон­ными магазинами спрос начинает смещаться, с одной стороны, к более дорогим товарным сегментам, а, с другой, – к более широкому перечню товаров повседневного спроса. Достаточно четко обозначилась еще одна важная черта рынка: электронные магазины начали минимизировать собственные издержки пу­тем кооперации. Эффективность традиционной рекламы для систем элек­тронной торговли оказалась ничтожной, поэтому инвестиции, связанные с популяризацией магазинов, теперь направляются только в сферу элек­тронной рекламы. Компания, уже имеющая опыт работы в традиционной торговле и открывающая в дополнение к ней сетевое направление, обладает преимуществом перед конкурентами, которые начинаютсвою экономическую деятельность в сфере электронного бизнеса. Несмотря на складывающуюся ситуацию, у российского рынка электронного бизнеса, ориентированного на конечного потребителя, есть потенциал, осознание которого начинает постепенно приходить ко всем субъектам электронной экономической деятельности, в том числе и к субъектам, действующим в секторе B2B. Торговля через электронные магазины значительно экономит время покупателей. В результате чего создается реальная предпосылка роста реального дохода покупателя. С использованием среды Интернет расширяются маркетинговые воз­можности предприятия, а также возможности контроляза движени­ем товаров. По причине снижения издержек продавца и покупателя кривые спроса и предложения смещаются таким образом, что либо увеличивается объем товаров на рынке, либо снижается цена или две эти тенденции присутствуют одновременно. Это, в свою очередь, развивает производ­ство в макроэкономическом масштабе через увеличение объемов обо­ротов и реального дохода, тратящегося на другие товары. Российский рынок реального сектора экономики в электронном сегменте В2В развивается на фоне общего развития Интернет-бизнеса в стране. В настоящее время отечественный рынок данного сегмента и его коммерческое использование находятся примерно на том же уровне, что в США в 1996 году. И все же более четверти российских компаний уже сейчас внедряют или уже внедрили у себя корпоративные информационные системы (ERP-системы[3]). В стране уже начался бурный процесс создания электронных торговых площадок. Если в середине 2001 года было зарегистрировано 54 торгово-информационных проекта B2B, то к середине 2002 года число таких проектов увеличилось более чем в двое и составляло порядка 129 ERP-систем [10]. Данное увеличение показывает огромный интерес российских компаний реального сектора экономики к электронным технологиям ведения бизнеса. Результаты внедрения корпоративных информационных систем в России представлены в таблице 1 [24]. Таблица 1 – Результаты внедрения ERP-систем в России. Состояние Процент опрошенных Система установлена и не требует изменений 5,77% Проводится модернизация имеющейся системы 6,25% Начато внедрение системы 7,69% Повторное внедрение системы 0,96% Завершающая фаза внедрения 5,29% ВСЕГО: 25,96% Применение сегмента В2В как в чистом, так и в комбинированном виде у нас в стране, по мнению экспертов, было бы особенно актуально для компаний автомобиле-, судо- и авиастроения, энергетики, тяжелого машиностроения. Прогнозы развития рынка В2В в России очень оптимистичные. Аналитический прогноз специалистов зарубежной компании Brunswick Warburg показан на рисунке 2 [33].
Рисунок 2 – Прогноз динамики объемов рынка B2B в России Несмотря на столь оптимистические прогнозы электронной коммерции, в российском сегменте сети существует еще много неразрешенных проблем. Во-первых, это нехватка профессионального опыта и квалифицированных специалистов, а также неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения В2В проектов. Во-вторых, традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться информацией с конкурентами. Кроме того, высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков не способствует стремлению их участников включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач. И наконец, в-третьих, основной из проблем является высокая стоимость внедряемых ERP-систем, а также практически полное отсутствие российского Интернет-законодательства. 2.2 Состояние рынка электронной коммерции в Орловской области Несмотря на более или менее оптимистические результаты развития сегментов электронного бизнеса на федеральном уровне, в Орловской области ситуация обстоит намного сложнее. Развитию электронного бизнеса в регионе мешает отсутствие необходимых инфраструктур. Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет загрузки электронной страницы магазина по несколько минут, то не о какой электронной коммерции речи быть не может. Во-вторых, это отсутствие специалистов в данной отрасли и неосведомленность потребителей в электронных сегментах рынка. В-третьих, в регионе отсутствует возможность оплаты товаров (работ, услуг) электронной наличностью, так как ни один Интернет-магазин региона не принимает оплату электронными деньгами. Возможность покупки электронных денег («трансформации» реальных денежных средств в электронную наличность) в Орловской области развита только в одном направлении – путем банковского (либо почтового) перевода денежных средств на собственный счет (электронный кошелек) в электронной платежной системе. Такими переводами (например, в систему Яndex-Деньги и WebMoney-Transfer) в регионе занимаются только три региональных представительства банков России: АКБ «Импэксбанк», АКБ «Первое О.В.К.» и АКБ «Сбербанк», из которых наибольшее предпочтение стоит отдать первому, так как данный банк взимает наименьшую комиссию (2%) и переводит денежные средства на электронный кошелек клиента в течение 15 минут. В двух других банках комиссия за перевод достигает 3-4% и временной период от 2-х до 5-ти банковских дней. На сегодняшний день в сегменте В2С 99,5% товаров, купленных в региональном Рунете, оплачивается потребителем после его доставки наличными. Остальные 0,5% оплаты услуг электронным способом происходят только путем списания средств с банковских карт клиентов[4]. Такая ситуация вызвана сложившимся стереотипом недоверия к электронным платежным системам и вообще любым электронным платежам как у потенциальных, так и у действительных потребителей (пользователей) услуг электронного сегмента В2С. В-четвертых, становление и развитие электронного бизнеса как в регионе, так и на самом предприятии требуют больших материальных затрат. Необходимо не только создать соответствующую материальную базу на предприятиях, но также подготовить специалистов, модернизировать структуру управления предприятием, осуществить ряд других организационных мер. Кроме того, создание структуры электронного бизнеса на промышленных предприятиях дело дорогостоящее и оно должно соответствовать оптимальным объемам производства и реализации промышленной продукции конкретного хозяйствующего субъекта. По оценкам специалистов создание электронной торговой площадки для взаимодействия предприятий реального сектора экономики обходится им от 30 до 150 тыс. долларов, что не под силу многим предприятиям [9, 10]. На сегодняшний день в Орловской области существует только два официально зарегистрированных Интернет-ресурса как Интернет-магазины сектора В2С. Но фактически на региональном рынке электронной коммерции свою финансово-хозяйственную деятельность осуществляют 9 Интернет-магазинов (таблица 2). При этом деятельность 7-ми Интернет-ресурсов направлено на взаимодействие в секторе В2С, а оставшихся – 2-х на сектор В2В. Причем данные региональные электронные торговые точки сегмента B2В не имеют реальных электронных торговых площадок, которые должны быть в действительности у Интернет-проектов этого сегмента. К тому же они являются региональными представительствами, что также тормозит развитие данного сегмента рынка. А практически данные магазины можно отнести к сегменту В2В только лишь потому, что они являются хозяйствующими субъектами (закрытыми акционерными обществами) и реализуют в региональном Рунете промышленную продукцию оптом. Поэтому данные электронные торговые точки все же больше являются обыкновенными Интернет-магазинами сектора В2С и в связи с этим можно констатировать тот факт, что сектор В2В в Орловской области практически не развит. К тому же еще одной причиной неразвития данного сектора в регионе является то, что в области пока не существует ни одной электронной торговой площадки, где производитель и потребитель промышленной продукции могли бы общаться в режиме реального времени (on-line). Таблица 2 – Интернет-магазины Орловской области Название Интернет-магазина Электронный адрес Интернет-магазина Товары и услуги Сектор электронной коммерции Органи-зационно-правовая форма Коорди-наты юриди-ческого лица 1 2 3 4 5 6 «АРТ-Лайф» (региональное представительство) http://www.art-life.h1.ru Продажа лечебной косметика, биологические активных добавок, натуральных лекарственных препаратов В2С ПБОЮЛ тел: 46-04-84 «Жар-Пицца» http://www.nakarte.orel.ru/shop/index.php3 Продажа продуктов питания В2С ПБОЮЛ ул. Матро-сова, 5 тел: 43-77-87 «Кредитал +» http://www.57.com.ru Продажа канцелярских товаров, фототоваров, телекоммуникацион-ных товары В2С ООО
ул. Комсо-мольская, 66 «Металл-Контракт» (региональное представительство) http://www.mkontrakt.ru Реализация сортового и листового проката, труб и метизов В2В ЗАО ул. Мос-ковская, 17
тел:
5-04-50 «Мобайл-Сервис» http://www.sota057.ru/tel_list.php3 Продажа и подключение сотовых радиотелефонов по тарифным планам Орловского филиала ОАО «ВымпелКом-Регион» В2С ООО ул. Мос-ковская, 68
тел:
5-08-34 «Росгидромаш» (региональное представиельство) http://rgm1.ru/sale.shtml Реализация электронасосов и электродвигателей В2В ЗАО ул. Полес-ская, 47
тел:
9-41-60 «Славянский Альянс» http://stroynet.ru/dortex/?r=price&num= Продажа строительных материалов В2С ПБОЮЛ ул. Спива-ка 74а
тел:
72-62-69 «ФИТО-Аптека» http://www.57.fitoapteka.ru Продажа биологически активных пищевых добавок и лечебной косметики В2С ПБОЮЛ ул. Рево- люции, 1
тел:
76-32-94 «Хадо-технологии» (региональное представительство)
http://www.hado.org Продажа внутренней автомобильной косметики B2C ООО ул. Лени-на, 36 тел: 9-99-66 Как видно из настоящего исследования рынка электронной коммерции, в регионе ни одно промышленное предприятие не занимается практическими вопросами, связанными с развитием электронной коммерцией сектора В2В. Объем промышленного производства предприятий региона, который за 2002 год снизился по сравнению с предыдущим годом на 8,4% [26], а также характеристика выпускаемой продукции и покупаемого ими оборудования, комплектующих и материалов ставят под сомнение целесообразность создания на каждом предприятии В2В-проектов. На наш взгляд, в настоящее время целесообразнее было бы создание в Орловской области на основе концентрации ресурсов предприятий одной региональной торговой Интернет-площадки с удаленными доступами на каждом из промышленных предприятий, желающих заниматься развитием электронного сектора экономики в регионе.
Объем товарооборота розничной торговли в регионе в 2002 году достиг 15,7 млрд. рублей превысив на 30% уровень 2001 года в фактических ценах [26] и как показывает приведенное выше исследование, торговые предприятия региона более динамично отреагировали на развитие электронного бизнеса, поэтому в Орловской области электронный бизнес сегмента В2С развит более шире. Однако его развитие недостаточно, если учесть, что более половины всех магазинов электронной коммерции приходится в основном на города Москву и Санкт-Петербург. Подводя черту под вышесказанным, необходимо отметить, что в регионе необходимо развивать электронный бизнес сегмента В2В хотя бы с начальной целью – реализации механизма быстрого поиска предложений на покупку и продажу собственной продукции, оборудования, комплектующих, запасных частей, а также поддерживать на должном уровне развитие существующий бизнес сектора В2С, так как последний является предпосылкой к развитию промышленного электронного бизнеса. 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В последние годы появляется все больше проблемных моментов, посвященных исследованию экономико-правовых аспектов электронного сегмента российской экономики В Российской Федерации на сегодняшний день предпринимаются лишь первые попытки анализа отдельных элементов электронной экономической деятельности, формирующихся в процессе переноса предпринимательской активности субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в информационную среду глобальных и локальных компьютерных сетей, и, в первую очередь, конечно же, в сеть Интернет. Одним из путей достижения устойчивого развития электронной экономической деятельности в сложившихся условиях российской экономики, на наш взгляд, может являться разработка Концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности и общественных отношений, формирующихся в электронном сегменте российского рынка (рисунок В.1, приложение В). Важными составляющими данной концепции являются два элемента: экономико-правовые (включая налогово-правовые) и технологические механизмы обеспечения осуществления экономической деятельности с использованием телекоммуникационной среды. Последний из них (включающий программное обеспечение и специальные технические средства) в данной работе не рассматривался, так как относится к технической стороне вопроса. Что касается экономико-правовых механизмов, то к данной группе необходимо отнести следующие законодательно не урегулированные (или урегулированные не в полной мере) проблемные аспекты: 1) Неурегулированность понятийного аппарата и нормативно-правовой базы в области правового регулирования основ осуществления электронной экономической деятельности. В настоящее время не существует легальных определений большого количества базовых понятий, используемых в электронном сегменте рынка, поэтому бесперспективно создавать правовые нормы, а тем более целые законы в условиях, когда не определена его основная составляющая – понятийный аппарат. 2) Пробелы налогово-правовых аспектов в электронной экономической деятельности. Среди некоторых не урегулированных моментов на сегодняшний день можно выделить следующие: – проблема определения налогового резиденства субъектов электронной экономической деятельности. В настоящее время часто невозможно определить, где реально находится хозяйствующий субъект, осуществляющий электронную экономическую деятельность. Поэтому целесообразно было бы предложить обязать Центр формирования и контроля адресного пространства доменных имен[5] в зоне «.ru» (РосНИИРОС[6]) запрашивать при регистрации хозяйствующего субъекта действительную информацию о его местонахождении и информацию о предоставление своих частей адресного пространства в коммерческих целях другим лицам, с целью последующего предоставления ее в соответствующие органы; – в части налога на прибыль необходимо определить понятие прибыли, полученной организациями от осуществления электронной экономической деятельности; – в части налога на добавленную стоимость целесообразно дать четкое понятие товаров (работ, услуг), реализуемые в электронной форме в процессе осуществления электронной экономической деятельности, при условии, что такая деятельность осуществляется через официальный Интернет-сайт компании. 3) Отсутствие правового механизма защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов электронной экономической деятельности. Среди отраслей права можно выделить следующие неурегулированные моменты: – в рамках авторского права актуальными проблемами становятся: правовая неразрешенность вопроса об отнесении или неотнесснии к средствам индивидуализации доменного имени в электронном сегменте рынка и проблема защиты индивидуализации от незаконного использования ее в сети, а также юридические проблемы, порождаемые неопределенностью правового статуса электронных версий традиционных средств массовой информации (журналов, газет, телеканалов) и электронных СМИ, распространяемых в глобальной компьютерной сети Интернет, и т. д.; – в рамках трудового права актуальными вопросами являются проблемы, связанные с такими новыми правовыми феноменами, как дистанционная (электронная) трудовая деятельность, регулирование трудовых отношений в вир­туальном коллективе, внутренний трудовой распорядок электронной (виртуальной) компании и т.д.; – среди проблем гражданского процессуального права, уголовного процес­суального права и арбитражного процессуального права стоит отметить также проблемы, как выявление и фиксация факта совершения преступления в сфере электронной экономической деятельности, проблемы подсудности споров, возникающих в процессе осуществления электронной экономической деятельности и вопросы, связанные с использо­ванием электронных документов в качестве доказательств в суде. Вот далеко не исчерпывающий перечень примеров отраслевых правовых проблем в сфере электронной экономической деятельности, который вполне может быть продолжен при обращении к актуальным проблемам других
отраслей российского права. Касаясь проблем и предложений регионального характера стоит отметить следующие: 1) В Орловской области экономические размеры большинства хозяйствующих субъектов, желающих взаимодействовать на областных и федеральных электронных рынках (при условии, что таковые будут созданы в дальнейшем в области), очень малы. Поэтому для данных предприятий сейчас не представляется возможным с финансовой точки зрения участие в мероприятиях такого рода. В связи с чем необходимо предложить разрешение данной проблемы путем создания холдингов и финансово-промышленных групп. Причем наибольшее предпочтение стоит отдать финансово-промышленным группам, так как туда уже входят финансово-кредитные учреждения, которые так или иначе должны присутствовать на электронных торговых площадках.
2) Необходимо серьезно отнестись к вопросам реформирования структуры предприятий с целью адаптации их в условиях электронного бизнеса путем установления на первых порах внедрения ERP-приложений системы льгот налогового характера. 3) Уделить особое внимание обучению персонала компании к взаимодействию в среде электронного бизнеса, а также создание и расширение региональных представительств финансово-телекоммуникационных компаний, предоставляющих возможность оплаты товаров (работ, услуг) с помощью предоплаченных финансовых продуктов (электронной наличности). 4) Необходима унификация системы электронных расчетов. При создании электронных торговых площадок не может быть и речи об оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и поэтому целесообразно в каждой корпоративной ERP-системе иметь единую систему электронных платежей (систему платежей электронной наличностью) с целью ускорения финансовых бизнес-процессов, происходящих на электронной торговой площадке. На основании вышеизложенного следует отметить, что в Орловской области необходимо поддерживать развитие электронного бизнеса. При этом основные выгоды от участия в электронной коммерции предприятия реального сектора могут получить в результате: – увеличения объемов реализации производимой продукции; – повышения эффективности вследствие снижения коммерческих расходов (благодаря Интернет-коммерции продавцы получают полную информацию о запросах клиентов, что позволяет отказаться от дорогостоящего складского хранения товара); – снижения затрат на приобретение материально-технических ресурсов; – осуществления планирования производства на основе развернутой картины рынка, что значительно снизит затраты на его маркетинговые исследования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Потребности рыночной экономики в регионе породили необходимость появления нового вида бизнеса – электронного бизнеса. Этот бизнес позволяет работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого и среднего бизнеса, позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов. Одним из выгодных свойств такого бизнеса является то, что он чрезвычайно привлекателен для инвесторов, а это в данный момент очень важно, так как экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития сферы малого и среднего бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства. Однако наряду с достоинствами нового вида предпринимательства возникают и проблемы. В основном они связаны с неразвитой телефонной инфраструктурой региона, неопытностью предпринимателей в данной области рынка, а также большой стоимостью корпоративных информационных систем. Кроме того, пока еще не сложилось новое поколение управляющего и обслуживающего персонала, способного эффективно работать на рынке электронных услуг. Нет специализированных по Интернет-проектам инвестиционных компаний, что в значительной степени сдерживает развитие этого рынка, так как без капитальных вложений даже самая оригинальная идея ничего не значит. Большой проблемой является и то, что мнение большинства людей об Интернете отрицательное – для многих это агрессивная среда переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок электронных услуг в региона (и федеральный в целом) пока еще не совершенен и далек от западного. Однако отечественный предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы, которые открываются на этом рынке, о чем свидетельствуют постоянно появляющиеся новые Интернет-проекты. Остается только надеяться, что эти усилия не пропадут даром и электронный бизнес в регионе и в России в целом станет таким же прибыльным и привлекательным, как и в западных странах. Само государство должно наконец определиться с тем, что такое все-таки Интернет – среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще иное. Необходимо четко определить те рамки, в которых государство будет регулировать Интернет. Однако сделать регулирование слишком жестким – значит парализовать всякий электронный бизнес, о чем говорит опыт, полученный в США. При этом как только будут введены хоть какие-то правила игры в этой сфере деятельности, тут же появятся и участники рынка – те, у кого есть желание инвестировать. Пока в данной сфере практически нет никаких законодательных актов и субъектам рынка электронной коммерции приходится оставаться в неопределенном статусе. Именно поэтому Интернет-инвестиции уходят к иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированным в оффшорных зонах) и наше государство фактически добровольно лишает себя дополнительных налоговых сборов. Для электронного бизнеса нужны соответствующие правила игры. Несовершенная, не до конца проработанная, но все же законодательная база уже действует, например, в США и хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при разработке нашего законодательства. Интернет меняет экономическую организацию общества, поэтому хотим мы этого или нет необходимо перестраивать свою деятельность в новых условиях хозяйствования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Александров Д.К. Электронно-цифровая форма договора (2002г.) // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a111.htm. 2. Ананько А.В. Заключение договоров путем электронного обмена данными (2002г.) // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a123.htm. 3. Ананько А.В. Определение электронных гражданских правоотношений (2002г.) // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a121.htm. 4. Ананько А.В. Электронная форма сделки в международной торговле (2002г.) // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a124.htm. 5. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб.: Питер, 2001. – 314 с. 6. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с. 7. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. – СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2001. – 224 с. 8. Козье Д.К. Электронная коммерция. М.: ИТД «Русская редакция», 1999. – 268 с. 9. Кутуков В.К. «Мировой рынок В2В: состояние и тенденции развития» // Internet resources: http://www.business2business.ru. 10. Кутуков В.К. «Российский рынок В2В: состояние и тенденции развития» // Internet resources: http://www.business2business.ru .
11. Маков А.Н. «Электронное ведение бизнеса – путь к открытому глобальному рынку» // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/az02.htm. 12. Материалы и рекомендации парламентских слушаний рабочей группы по электронной коммерции экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации (2002г.) // Internet resource: http://www.rfc.ru/duma.
13. Материалы собственных исследований российского информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу (2002г.) // Internet resource: http://www.e-commerce.ru 14. Наумов В.Б. «Краткая методика юридической поддержки проекта e-Commerce» // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a24.htm. 15. Наумов В.Б. «Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет» // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a28.htm. 16. Наумов В.Б. «Особенности правового регулирования сети Интернет» // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/a08.htm. 17. Наумов В.Б. «Рекомендации по организации деятельности в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации (2001г.) // Internet resource: http://www.russianlaw.net/law/acts/z196.htm. 18. Проект открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 19. Проект Федерального закона РФ «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 20. Проект Федерального закона РФ «О предоставлении электронных финансовых услуг» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 21. Проект Федерального закона РФ «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 22. Проект Федерального закона РФ «Об электронной торговле» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 23. Пунтус О.В. «Государственное регулирование Internet» // Internet resources: http://www.russianlaw.net/law/doc/118.htm. 24. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. – М.: ДМК-ПРЕСС, 2003. – 240 с. 25. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российской опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 с. 26. Социально-экономическое положение Орловской области в 2002 году // Орловская правда. – 2003. – №28. – С.3. 27. Тедеев А.А. Правовые проблемы регулирования и налогообложения экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет в различных странах мира // Современное право. – 2001. – №10. – С.5-12. 28. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение. – М.: Приор-издат, 2002. – 224 с. 29. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. – М.: Новый Индекс, 2002. – 243 с. 30. Триливен Филип. Открой свой электронный бизнес (10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 640 с. 31. Федеральная целевая программа РФ «Электронная Россия» от 28.01.2002 №65 // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 32. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс». 33. Шувалова И.Н. «Российская Интернет-торговля: шаг назад и два вперед» // Internet resource: http://dn.kiev.ua/events/world/mcash27803.html. 34. Эймор Дэниэл. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. – М.: «Вильямс», 2001. – 752 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема приложений электронного бизнеса ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рейтинг российских Интернет-магазинов Таблица Б.1 – Рейтинг ведущих Интернет-магазинов сектора В2С
Название Интернет-магазина
Электронный адрес Интернет-магазина
Товары и услуги
Величина ассортимента, видов (шт.)
Результаты деятельности
Составляю-щие рейтинга
Итоговый рейтинг
Электронная витрина и торговая система
Способы оплаты
Способы доставки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«BOLERO»
http://www.bolero.ru
книги, видео, музыка, программы, журналы, игрушки, подарки
22 000
A
A
B
A
A
«CO@LIBRI»
http://www.colibri.ru
деловая, юридическая, компьютерная литература
6 116
B
A
A
A
A
«О3ОН»
http://www.ozon.ru
книги, видео, периодика, DVD
25 000
A
A
A
B
A
«XXL.RU»
http://www.xxl.ru
продукты, электроника, подарки, цветы, канцелярия, билеты, видео, аудио, книги, парфюмерия, косметика, гигиена, товары для детей, игрушки, компьютеры, ПО
7 829
A
A
A
B
A
«BOOMERANG»
http://www.boomerang.ru
книги
22 000
B
A
A
B
B
«COMPUTER-SHOPPER»
http://www.cshop.ru
компьютерная и офисная техника
3 000
B
B
B
B
B
«INTER-SHOP»
http://www.intershop.ru
компьютерная техника, офисная техника, электробытовая техника, аудио-, видео-, фототехника, банковское оборудование, детские товары, парфюмерия, алкоголь, средства связи
10 500
A
B
C
A
B
«MYSHOP.RU»
http://www.myshop.ru
компьютеры, комплектующие, карманные компьютеры (PDA), ноутбуки, расходные материалы, игровые приставки, сетевое оборудование
5 000
B
B
C
B
B
«OXIRIS.RU”
http://www.oxiris.com
книги, видеокассеты, аудиоCD, бытовая техника, бытовая химия
45 000
B
A
A
B
B
«PORTA.RU»
http://www.porta.ru
портативная аудио-, видео-, фототехника, телефоны, ноутбуки
400
B
B
C
A
B
«БИБЛИО-ГЛОБУС»
http://www.biblio-globus.ru
книги
30 000
C
B
B
B
B
«SOVA-FILM»
http://www.sovafilm.ru
видеофильмы на кассетах, видео-, CD- и DVD-дисках
5 327
B
B
A
B
B
«МКР-СОФТ»
http://www.mkrsoft.ru
программное обеспечение
32
B
C
A
A
B
«МИСТРАЛЬ»
http://www.mistral.ru
книги
4 000
B
B
B
B
B Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«ПРЕССА.RU»
http://www.pressa.apr.ru
подписка на газеты и журналы
4 500
B
A
A
B
B
«АРСЕНАЛЪ»
http://www.ars.ru
программное обеспечение
40
C
C
A
A
B
«ПАРК»
http://www.is.park.ru
пресса, аналитика, периодика, информационные агентства
190
C
C
B
A
B
«CATA-MARKET»
http://www.catamarket.ru
компьютерные комплектующие, периферийное оборудование, расходные материалы для копировальной техники, телефоны и радиотелефоны, мелкая электробытовая техника
1 300
C
B
B
B
B
«ЛИРА»
http://www.lira.ru
книги, видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, программное обеспечение, сувениры
1 400
B
A
B
C
B
«BIBLION»
http://www.biblion.ru
книги, ноты и другая печатная продукция (приложения-аудиокассеты, CD-ROM)
48 000
B
B
A
A
B
«ТЭД»
http://www.ted.ru
газеты, журналы (российские и зарубежные), книги (российские)
6 300
C
C
A
A
B
«WEBMARKET»
http://www.webmarket.ru
велосипеды, паркет, конструкторы "Лего", куклы Барби, фототовары, оргтехника, кожгалантерея PETEK, электроинструменты, спиртные напитки, интернет-карты, пейджеры
2 117
B
B
C
A
B
«DEPO.RU»
http://www.depo.ru
поставки и сопровождение оборудования, комплектующих и расходных материалов для автоматизации бизнеса
5 127
A
B
C
C
B
«ФОРТУНА
ОН-ЛАЙН»
http://www.fortuna.ur.ru
товары для дома, продукты
15 743
B
A
C
C
B
«ИКС-МИР»
http://www.eshop.icsmir.ru
книги, модемы, аудиокассеты, CD-Rom
8 500
C
B
A
A
B
«AURA»
http://www.sql.aura.ru
весь спектр компьютерных товаров -- от коврика для мыши до серверов
700
C
C
C
C
C
«CD-LAND»
http://www.cdland.ru
музыкальные СD
5 000
B
C
D
C
C
«MLK»
http://www.mlk.ru
детские игрушки, одежда, аксессуары
300
C
C
C
B
C
«NT-SHOP»
http://www.ntshop.ru
программное и аппаратное обеспечение, книги по информационным технологиям
2 183
B
C
C
D
C
«ONLINE MILITARY-SHOP»
http://www.milshop.da.ru
одежда, обувь
319
C
C
C
B
C
«PREGRAD-NET»
http://www.pregrad.net
покупка товаров в западных интернет-магазинах, доставка, таможенное оформление
нет данных
B
D
C
A
C
«PROMT-SHOP»
www.promt.ru
системы машинного перевода
68
C
C
B
B
C
«RUS-GSM»
http://www.rusgsm.com
сотовые телефоны, аксессуары, компьютерная периферия, портативные компьютеры
40
B
C
C
B
C
«SHOP-BUTOVO»
http://www.shop.butovo.ru
товары народного потребления
350
C
C
D
C
C
«ОКЕАН +»
http://www.ocean-plus.ru
алкогольные напитки, кофе, шоколад, табачные изделия, печенье
860
C
C
C
C
C
«БИЗНЕС-КНИГА»
http://www.bizbook.ru
деловая литература
3 500
D
C
C
B
C
«БЫСТРОНОМ»
http://www.bistronom.ru
алкогольные напитки, сигареты, продукты питания, бытовая химия, товары для детей, корма для животных
4 800
B
C
D
C
C
ВИРТУАЛЬНЫЙ «ДЕТСКИЙ МИР»
http://www.shop.7ya.ru
детское питание, средства по уходу, книги, игры, аудио
1 000
C
C
C
B
C
«ГРАФИКА-М»
http://www.grafica-m.ru
штемпельная продукция, изготовление печатей и штампов
710
B
C
C
B
C
«ALPBOOK.RU»
http://www.alpbook.ru
книги, компьютерные программы
412
C
C
C
B
C Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«ТОП-КНИГА»
www.top-kniga.ru
книги, периодика, головоломки, аудио, видео
47 000
B
B
C
C
C
«ГУМ-ИНТЕРНЕТ»
http://www.guminternet.ru
игрушки, косметика и парфюмерия, одежда, спорттовары, товары для дома, часы
1 200
C
C
B
B
C
«XXI.UR.RU»
http://www.xxi.ur.ru
компьютеры, комплектующие, периферия, офисная техника, программные продукты, услуги
2 500
C
C
B
B
C
«ФОРМОЗА»
http://www.shop.formoza.ru
компьютеры, комплектующие, ПО, компьютерная периферия, оргтехника
2 000
C
C
C
A
C
«LEVINGSTON»
http://www.levingston.ru
"офисные товары, видеокассеты и DVD, бытовая техника, вина, коньяки, книги, сотовые телефоны, билеты в кинотеатр "Стрела"
2 926
C
B
C
B
C
«МЕДИАТОР»
http://www.mediator.ru
покупка товаров в Интернет-магазинах США и Канады, доставка, таможенное оформление
нет данных
C
C
C
B
C
«KORZINA»
http://www.korzina.ru
товары регулярного потребления (продукты, промтовары)
4 000
C
C
C
D
C Таблица Б.2 – Комментарий к данным таблицы Б.1
Рейтинг
Комментарий*
A Категория включает наиболее сильных представителей российской интернет-коммерции. Они демонстрируют высокие результаты деятельности, имеют продуманные и функциональные электронные витрины, предлагают обширный ассортимент товаров и услуг, используют онлайновые платежные системы и эффективные службы доставки.
B
К категории B относятся интернет-магазины, по одному или двум факторам рейтинга не достигшие максимального результата. В большинстве случаев это связано с непрерывным ростом и развитием бизнеса.
C
В эту категорию входят стартующие и специализированные магазины, тем не менее полностью соответствующие определению интернет-магазина.
D
Интернет-магазины данной категории имеют серьезные недостатки сразу по двум и более элементам рейтинга. Состав группы D не предназначен для публикации в рейтинге. *Примечания. Внутри каждой категории компании располагаются в алфавитном порядке. При определении рейтинга рассматриваются четыре комплексных фактора: – результаты деятельности интернет-магазина: посещаемость Web-сайта Интернет-магазина, коммерческий оборот и количество завершенных сделок за один месяц работы; – характеристика электронной витрины и торговой системы: скорость загрузки и оформление Web-сайта (наличие описаний, изображений товаров, системы поиска), широта ассортимента предлагаемых товаров, качество реализации онлайновой помощи, оказываемые клиентам дополнительные услуги; – возможности системы оплаты покупки: традиционные и онлайновые способы платежей; – характеристика системы доставки товаров: отдельные способы доставки с учетом соответствующих им зон охвата. Оценка каждого фактора – это обобщение целого ряда первичных показателей деятельности Интернет-магазинов. Основной массив данных для рейтинга был собран путем анкетирования компаний. Предоставленная информация проверялась с использованием открытых источников в сети Интернет и публикаций в средствах массовой информации. Дистанционный сбор был осуществлен в течение одной недели, что обеспечивает сравнимость и сопоставимость первичных данных. ПРИЛОЖЕНИЕ В Совершенствование государственного регулирования основных механизмов электронной коммерции Рисунок В.1 – Схема Концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности и общественных отношений, формирующихся в электронном сегменте российского рынка [1] Транзакция (от англ. transaction) – банковская операция, состоящая в поэтапном переводе денежных средств с одного счета на другой. [2] В интерпретации Центрального банка РФ под электронными (цифровыми) деньгами понимается предоплаченный финансовый продукт. [3] ERP-система (от англ. Enterprise Resource Planning, т.е. управление ресурсами предприятия) – корпоративная информационная система (КИС). Отечественный аналог термину ERP-система – электронная торговая площадка (ЭТП). [4] Примером может служить возможность оплаты услуг сотовой радиотелефонной связи на официальном Интернет-сайте (http://www.rekom.ru) компании-оператора совой связи ОАО «РеКом». [5] Доменное имя (англ. domain – область, сфера) – область пространства иерархических имен в сети Интернет, которая обслуживается специальными техническими средствами (серверами доменных имен) и централизованно администрируется Центами по формированию и контролю адресного пространства. [6] Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС) представляет собой некоммерческую организацию в форме учреждения, собственниками которого являются Министерство науки и технологии Российской Федерации, Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации и Российский научный центр «Курчатовский институт».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Asian Essay Research Paper Two years after
Реферат Стилистические особенности прозы А.П.Чехова
Реферат John Keats Essay Research Paper John Keats
Реферат Cinematogeraphy In The Usual Suspects Essay Research
Реферат Неекономічні фактори при прийнятті рішень
Реферат Ecommerce Essay Research Paper E
Реферат Aviation Noise Human Health Risk Assessment методические рекомендации
Реферат Статистическая отчетность о внешнеэкономической деятельности предприятий
Реферат Fear Essay Research Paper Fear is the
Реферат «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Реферат Повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции в ООО Агрохим Чаплыгинского
Реферат Фондовые биржи
Реферат А. М. Горького Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки Экономика
Реферат Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза
Реферат Влияние интересов учителя на развитие интересов школьника в современном мире