Таможенно-тарифные средства регулирования внешнеторгового оборота
Таможенно-тарифные средства являются старейшим методом регулирования внешнеторговогооборота.Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы,
Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену.
Таможенные пошлины существовали еще во времена, предшествовавшие образованию централизованного государства. В то время они носили в основном фискальный характер, поскольку их главная цель состояла в пополнении казны. В ходе дальнейшего развития общества значение таможенных пошлин как инструмента фиска уменьшается, а возрастает их роль в качестве эффективного средства проведения торговой политики. Тем не менее, фискальная функция таможенной пошлины сохраняется. В настоящее время доля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета составляет в развитых странах примерно 10—20%, а в развивающихся — еще больше.
Экономическая роль таможенной пошлины состоит в том, что:
— она создаетстоимостный барьер, повышающий ценуимпортного товара. Пошлина является первым и частоединственным фактором,увеличивающим цену товара приего движении на внутреннийрынок страны,
— целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.
Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что
— оназащищает определенныеотрасли экономики от конкуренции иностранных товаров. Это не обязательно должны быть более слабые в экономическом отношении отрасли или предприятия. Часто наибольшей защитой пользуются, как мы уже упоминали, именно наиболее развитые, монополизированные отрасли Цель такого рода политики — создание национальным производителям условий для получения на внутреннем рынке монопольно высокой прибыли как одного из условий успешного выступления на внешнем рынке;
— таможенная пошлина широко используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.
Происшедшее в послевоенные годы снижение пошлин в ходе переговоров в рамках ГАТТ позволило ряду экономистов заявить, что роль таможенных пошлин в качестве торгово-политического средства настолько ослабла, что позволяет говорить о закате протекционизма. Внешне это похоже на правду: после реализации договоренностей, достигнутых в ходе "Токийского раунда", средний уровень таможенного обложения составил 4,9%, После дальнейшего снижения в ходе выполнения решений "Уругвайского раунда" их средняя величина составит лишь 3%.
На практике же дело обстоит несколько иначе. Против утверждения о закате таможенного протекционизма свидетельствует тот факт, что на всех раундах переговоров в рамках ГАТТ одним из основных вопросов была проблема снижения таможенных пошлин. Об этом же говорят и постоянно возникающие "таможенные войны". Кроме того, таможенные пошлины снижаются в последние годы линейно, но на отдельные товары они отменяются полностью,
чем в значительной степени и объясняется относительно низкий средний уровень обложения.
К этому следует добавить, что если раньше таможенные пошлины являлись единственным средством протекционизма, то теперь они — один из многих инструментов этой политики.
1.1. Виды таможенных пошлин
Таможенные пошлины могут быть классифицированы по различным признакам, так как взимание их может преследовать различные цели. В результате, по целям взимания пошлины подразделяются на:
— фискальные, основной целью которых является увеличение финансовых поступлений в бюджет,
— протекционистские, преследующие в основном торгово-политические цели.
Необходимо отметить, что установить какое-то рельефное различие между этими видами пошлин весьма трудно.
По объекту обложения пошлины можно подразделить на:
— ввозные или импортные, которые взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Он возник раньше всех других и на него приходится центр тяжести в современной торговой политике;
— вывозные или экспортные пошлины, взимаемые с товаров при вывозе их за границу. Их торгово-политическая роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин часто используется в фискальных целях, а также для выравнивания низкой внутренней цены и высокой — на внешнем рынке. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. В настоящее время этот вид пошлин применяется редко;
— транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном, в фискальных целях. Большинство стран предпочитает взимать при транзите разного рода сборы: разрешительные, гербовые, статистические и, естественно, плату за провоз грузов по территории данного государства.
По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на:
— специфические, представляющие собой определенную сумму, взимаемую с установленной единицы веса, объема или количества товара. Иными словами, величина пошлины зависит не от цены, а от количества ввозимого или вывозимого товара;
— адвалерные, или пошлины, устанавливаемые в виде определенного процента с цены товара. Ее величина прямо пропорциональна цене.
В условиях колебания цен эти два вида пошлин ведут себя по разному: при увеличении цены сумма, уплачиваемая в качестве адвалерной пошлины увеличивается пропорционально росту стоимости товара, в то время как специфическая остается на прежнем уровне.
Напротив, при падении цен сумма, уплачиваемая в качестве адвалерной пошлины, уменьшается, а специфическая по-прежнему остается на том же уровне. Отсюда можно сделать вывод: при падении цен более эффективной является специфическая пошлина, а при повышении — адвалерная. Независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях.
Кроме того, в условиях развернувшихся в мире интеграционных процессов стало необходимым сравнение уровней таможенного обложения, что весьма затруднено при наличии специфических ставок, так как их величина выражается
в единицах национальной валюты. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в последние годы использование специфических пошлин становится все более редким. Основное место в современных таможенных тарифах занимают адвалерные пошлины:
— смешанные или комбинированные таможенные пошлины представляют собой комбинацию специфических и адвалерных ставок. Они позволяют несколько уравнять недостатки этих двух видов пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены. Они могут выглядеть различным образом, например. 3 долл. за шт. + 1.5%, 3 долл. за шт. или 3% (в этом случае таможенный чиновник выбирает более эффективную ставку). Возможна и такая форма взимания смешанной пошлины: 3% но минимум 3 долл. за шт. и максимум 5 долл. за шт. Необходимо отметить, что этот вид пошлин встречается относительно редко.
Переход Европейских Сообществ к проведению единой сельскохозяйственной политики привел к возникновению особого вида пошлин, взимаемых при импорте на территорию Сообщества сельскохозяйственных товаров, так называемого скользящего сбора, который рассчитывается как разница между высокой внутренней ценой на сельскохозяйственный продукт на рынке интеграционной группировки (так называемая единая цена Сообщества) и относительны низкой мировой ценой на него.
В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные группы
— максимальные (генеральные или общие), которые устанавливаются для всех стран;
— минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле данной страной режимом наибольшего благоприятствования:
— преференциальные — особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже
минимальных или равны "О", т. е- разрешают беспошлинный ввоз.
Существует также группа так называемых специальных пошлин, к которым можно отнести антидемпинговые, карательные и компенсационные.
Антидемпинговые пошлины — это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга, для борьбы с которым они используются,
Карательные пошлины — особо высокие пошлины (в 3—5 раз превышающие генеральные), применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминации, недружественные акты и т. п.;
Компенсационные пошлины — пошлины, взимаемые с целью нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру с целью повышения его конкурентоспособности на рынке. По правилам ГАТТ, величина компенсационной пошлины не должна превышать суммы полученной субсидии
По характеру происхождения пошлины бывают:
— автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Величина этой пошлины может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами. Этот вид пошлин достигает обычно значительных размеров, что используется в ходе дву- и многосторонних переговоров для получения уступок в обмен на снижение ставок автономных пошлин. В результате возникают конвенционные, или договорные пошлины.
— конвенционные (договорные) пошлины — это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке;
Наибольшее распространение в настоящее время имеют конвенционные пошлины, согласованные в ходепереговоров в рамках ГАТТ. В таможенных тарифах стран — членов Соглашения, а это около ста государств, договорные пошлины распространяются на большую часть товарной номенклатуры .
Необходимо отметить, что каждая конкретная пошлина может быть отнесена к одному из видов в соответствии с классификацией по указанным признакам. Так, пошлина в 20% является адвалерной, протекционистской (фискальные пошлины, как правило, небольшой величины), импортной или экспортной, генеральной или максимальной, автономной или конвенционной. Иными словами, каждая конкретная пошлина может быть классифицирована по всем перечисленным выше признакам.
Кроме таможенных пошлин большинство стран при переходе товара через границу взимает разного рода налоги и сборы: налог с оборота, акцизы, лицензионные сборы (за выдачу лицензии на импорт или экспорт товара), статистические сборы, сбор за производство таможенной очистки грузов и т. п. Все эти налоги и сборы также увеличивают стоимость товара.
1.2. Таможенные тарифы
Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из нее. Иными словами, таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.
Первые таможенные тарифы появились в восемнадцатом веке в Западной Европе. Их развитие проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, — по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходившим из различных стран.
В результате различают два типа таможенных тарифов:
простой и сложный.
Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям борьбы на мировом рынке.
Сложный (многоколонный) тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок пошлин.
Обычно наиболее высокая ставка — автономная. Она называется также максимальной или генеральной и применяется в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений.
Затем следует более низкая, обычно конвенционная, ставка. Она называется минимальной и применяется в отношении товаров из стран, с которыми заключены торговые договоры или соглашения, и, что особо важно, которым предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации.
Сложные таможенные тарифы многих стран часто предусматривают и особо льготные, преференциальные ставки пошлин Они применяются в отношении определенного круга стран и используются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциации, а также в торговле с развивающимися странами. Преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тарифом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определенное количество процентов, в энное количество раз.
Кроме ставок пошлин, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных, особо высоких антидемпинговых и карательных пошлин. Их величина в несколько раз превышает уровень максимальных ставок.
Исходя из интересов насыщения внутреннего рынка страны товарами на определенный, как правило, ограниченный период, могут вводиться так называемые сезонные пошлины Обычно они разрешают ввоз из-за рубежа сельскохозяйственных товаров до момента созревания на данной территории урожая.
Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке Он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку.
Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в тарифах развитых государств достигает двух — трех тысяч Кроме того. каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные власти могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Иными словами, чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры тарифов резко усиливало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической.
Классификация товаров в тарифах разных стран различна. В ряде государств на начальном этапе товары классифицировались по их наименованию в алфавитном порядке. В дальнейшем от этого принципа отказались и стали применять такой порядок группировки, при котором товары стали объединяться либо по принципу происхождения (например, продукты растительного происхождения, продукты животного происхождения, минералы и т д.), либо по степени обработки — сырье, полуфабрикаты, готовые изделия. В настоящее время оба этих метода, как правило, применяются вместе и. кроме того, используется ряд других.
Тем не менее, какого-то единообразия в классификации товаров в таможенных тарифах долгое время не было — каждая страна придерживалась своей собственной системы. В то же время развитие внешнеторговых отношений, усложнение структуры международной торговли, рост внутрифирменных поставок и другие процессы подталкивали участвующие в международном разделении труда страны к унификации таможенных норм, в том числе и принципов классификации товаров. Проблема эта встала еще до войны. В конце 20-х гидов экономический совет Лиги наций разработал единую товарную номенклатуру, однако практического применения она не получила. В послевоенные годы стремление к унификации товарной номенклатуры в силу перечисленных выше причин объективного порядка усилилось.
В декабре 1950 г. в Брюсселе ряд капиталистических государств в рамках Совета таможенного сотрудничества подписали конвенцию о классификации товаров для таможенных целей Она получила название Брюссельской товарной номенклатуры (БТН). БТН содержит 21 крупный раздел и 99 более узких глав. Товары смежных отраслей объединяются в один крупный раздел, а внутри раздела товары, производимые смежными отраслями хозяйства.
группируются в главы. Внутри главы имеет место унифицированная разбивка на еще более мелкие товарные позиции. исходя из степени обработки товара.
Каждая позиция имеет четырехзначный унифицированный код, где первые две цифры обозначают номер главы, а последние две — товарный номер позиции внутри главы.
Все страны, подписавшие конвенцию о применении БТН- были обязаны строить свои таможенные тарифы по изложенным принципам, сохраняя названия разделов, глав. позиций и их нумерацию.
Создатели БТН стремились унифицировать тарифную классификацию таким образом, чтобы, выработав общие принципы построения товарной номенклатуры, сохранить за собой свободу маневра и обеспечить возможность выделения отдельных более мелких неунифицированных позиций в подпозиции. Конвенция разрешает это делать, исходя из интересов национальной экономики. Поэтому построенные по БТН таможенные тарифы содержали сотни неунифицированных товарных позиций. Это в значительной степени сводило на нет унифицированные положения и резко усиливало протекционистский характер национальных тарифов. Необходимо, однако отметить, что увеличение числа неунифицированных позиций имело под собой и объективные причины, так как для внешней торговли в последние годы является характерным появление большого числа новых товаров, о которых в момент разработки БТН ее создатели не могли и догадываться, БТН была принята большинством стран, в том числе всей Западной Европой. Японией и т, д.
Значительное расширение и усложнение номенклатуры товаров, обращающихся в международной торговле, поставило на повестку дня вопрос о создании новой номенклатуры. более приспособленной к требованиям времени. Эта товарная номенклатура, прежде всего для таможенных и статистических целей, должна была со всей возможной полнотой охватить все обращающиеся в международной
торговле товары, а кроме того, — лучше отражать технологию их изготовления. Одновременно следовало максимально облегчить переход от одной номенклатуры к другой, т, е. актуальной была проблема сопоставимости таможенных и статистических систем, действующих в различных государствах.
Работа по созданию гармонизированной системы в б0-х и 70-х годах проводилась в рамках уже упоминавшегося Совета по таможенному сотрудничеству, участниками которого в настоящее время являются более ста государств. На этом этапе были предприняты шаги по комплексной разработке новой редакции Брюссельской таможенной номенклатуры. К 1978 г. было завершено создание так называемой Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (НСТС), которая в своей последней редакции состояла из 21 раздела. 99 глав. 1011 товарных групп, каждая из которых имела четырехразрядное обозначение.
Новая номенклатура получила большое распространение, К 1982 г. ее использовали (как в тарифах, так и в статистике) 149 государств, на которые приходилось 75% объема международной торговли. В то же время 14 стран, в том числе СССР. США. Китай и Канада, не применяли НСТС.
Одновременно в 70-е годы в Совете таможенного сотрудничества началась разработка Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Для этих целей в Совете был создан Комитет по гармонизированной системе. Необходимость создания новой системы обусловливалась потребностями в многоцелевой товарной номенклатуре. отвечающей запросам таможенных органов, статистических служб, коммерческой деятельности, обеспечивающей сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле и более тесную увязку между внешнеторговой и производственной статистикой различных стран, а также машинную обработку документации и статистических данных.
В 1983 г. работа над Гармонизированной системой была закончена, и с 1 января 1988 г. она вступила в силу. К ней присоединилось большинство стран мира, на которые приходится 85% объема международной торговли. Гармонизированная система является синтезом Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН). Стандартной международной торговой классификации ООН (СМТК) и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов. включая таможенные и транспортные номенклатуры .
Гармонизированная система состоит из самой, так называемой Унифицированной товарной номенклатуры (объединенной тарифной и статистической номенклатуры). Основных правил классификации товаров и Алфавитного указателя. В ГС применяется шестиразрядная система кодирования товаров, что свидетельствует о большей детализации товарных групп по сравнению с НСТС. имеющей четырехразрядную разбивку.
Для еще большей детализации страны — участницы системы могут добавлять седьмой и восьмой разряды. Государства. имеющие ограниченную товарную структуру. могут применять четырехразрядную разбивку с проставлением тлей в пятом и шестом разрядах.
Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела. 99 глав и 1241 товарной позиции, подразделяющейся на 3553 подпозиции, состоящие, в свою очередь, из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального национального использования странами-участницами.
Разделы номенклатуры сформированы по связанным между собой признакам: по происхождению (животное. растительное, минеральное), по химическому составу, по назначению и виду материала, из которого образован товар. Они весьма неравномерно отражают современную структуру международной торговли. Так подсчитано, что на 10 разделов приходится 11% мирового экспорта, тогда как на оставшиеся 11 — почти 90%.
При формировании же 99 глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырье — полуфабрикаты — готовые изделия.
При построении товарных позиций, подпозиций и субпозиций применяется своя последовательность признаков, из которых можно выделить четыре основных: назначение товара, степень его обработки, вид материала, из которого он сделан, и его удельный вес в мировой торговле.
В ГС строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к присущим им группам. Здесь большую роль играют «Основные правила классификации товаров», являющиеся неотъемлемой составной частью Гармонизированной системы и детально описывающие конкретные товарные группы и подгруппы.
На основе Гармонизированной системы построена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Российской Федерации.
1.3. Таможенная стоимость товара
Как уже отмечалось выше, центр тяжести в современной таможенно-тарифной политике приходится на адвалерные пошлины, представляющие собой процент с цены товара. Отсюда ясно, что определение этой цены, или, как ее еще называют, "таможенной стоимости товара" имеет большое значение, ибо от нее пропорционально зависит конкретная сумма, которую следует уплатить в виде таможенной пошлины
Оценка таможенной стоимости товара представляет собой весьма сложную процедуру.Путем различных маневров таможенные власти импортирующей страны могут значительно менять сумму взимаемой пошлины, повышая или понижая тем самым уровень таможенной защиты.
Например, его можно увеличить, подняв ставку таможенной пошлины на товар с 10% до 15%. т. е. прямым повышением тарифной ставки. Того же результата можно достичь, изменив базу оценки товара. Предположим, что импортная цена товаров составляет 100 долл., а ставка пошлины — 10%. Таможенные власти заявляют, что будут взимать пошлину не с импортной, а с внутренней цены товара, которая составляет 150 долл. В этом случае при той же ставке пошлины в 10% фактический уровень таможенной защиты возрастает до 15%.
При определении таможенной стоимости товаров государства пользуются различными методами. В практике одних стран распространена практика взимания пошлины с цены ФОБ, в других — с цены СИФ, что увеличивает пошлину на 5—7%, Таможенные пошлины могут начисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичный товар продается на мировом рынке. Могут использоваться и другие методы. В результате экспортер часто не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет применяться в данном конкретном случае и следовательно, не может заранее определить конечную цену продаваемого товара.
Это в значительной мере объясняет почему в документах многих международных экономических организаций методология определения таможенной стоимости товара классифицируется как серьезный дополнительный барьер на пути мировой торговли. Неудивительно, что предпринимались попытки как-то унифицировать процедуру оценки, выработать единую методологию. Так, в ходе предпринимавшихся в конце 40-х годов попыток создания Европейского таможенного союза был выработан проект соглашения об определении таможенной стоимости товара, который был принят в Брюсселе в 1950 г и получил название Конвенции о создании унифицированной методики определения таможенной стоимости товаров.
Эта Конвенция определяла Брюссельскую таможенную стоимость (БТС) как нормальную стоимость товара, по которой он может быть продан в стране назначения товара в момент подачи таможенной декларации. БТС рассматривает таможенную стоимость как ценуСИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу.БТС включает в себя одно очень важное условие: цена товара должна быть нормальной ценой, т. е. ценой, складывающейся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем.
Надо отметить, что подписавшие Конвенцию страны рассматривали ее как соглашение, унифицировавшее технические стороны определения таможенной стоимости, и не связывали себя этим соглашением в тех случаях, когда национальные интересы требовали иного решения этого вопроса.
Соответствующие положения по определению таможенной стоимости товара включены в текст ГАТТ, в частности, в статью седьмую, которая предусматривает, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны-импортера в условиях полной конкуренции. Если фактическая стоимость не может быть определена указанным выше методом, она может основываться на эквиваленте такой стоимости.
Значительную специфику в проблему определения таможенной стоимости вносит деятельность транснациональных корпораций, так как ценообразование во внутрикорпорационных поставках отличается от обычного на рынке Предприятия, входящие в одну ТНК. но расположенные в различных странах, широко маневрируют ценами товаров с целью обхода таможенных барьеров. В этом случае весьма условно действует принцип "свободного рынка", или цены, "складывающейся между независимыми друг от друга продавцом и покупателем". Необходимо, однако, отметить, что доля торговли между филиалами и дочерними компаниями ТНК в мировой торговле постоянно растет и в настоящее время составляет, по различным оценкам. 50—60%. а то и более. Это не может не заставить страны —участницы переговоров по урегулированию проблем определения таможенной стоимости товаров учитывать интересы ТНК при выработке соответствующих документов.
Относительная расплывчатость и неконкретность седьмой статьи ГАТТ по определению таможенной стоимости товаров потребовали се уточнения путем большего учета сложившейся на мировом рынке ситуации. В ходе "Токийского раунда" переговоров была, как уже говорилось, принята интерпретация статьи седьмой. Она получила название Кодекса таможенной стоимости, который вступил в силу с начала 1981 г. В нем предусматривается создание Комитета по таможенной оценке товара.
Первое новшество, введенное Кодексом — это смягчение правила ГАТТ. запрещающего использовать для расчета таможенной стоимости цену, складывающуюся между зависимыми друг от друга продавцом и покупателем. Это, несомненно, является уступкойТНК. Правда, в Кодексе оговаривается, что такой принцип может быть использован при условии, если эта взаимозависимость не сказывается на уровне цен.
Кодекс расширяет число форм оценки таможенной стоимости и разрешает применение пяти различных методов. В основу положена так называемая "цена сделки", т. е. реально уплаченная импортером сумма. Допускается включение в нее целого ряда дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские расходы, расходы на лицензионное вознаграждение, стоимость упаковки и т.д.). В том случае, если "цену сделки" определить невозможно, могут последовательно использоваться: цена идентичного товара, цена аналогичного товара, продажная цена за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время, и наконец, расчетная цена товара. На усмотрение стран, присоединившихся к Кодексу, оставлен вопрос о том, включатьили нет в таможенную стоимость товара стоимость фрахта и страхования.
В Кодексе четко запрещено использование в качестве базы расчета внутренней национальной цены, что было широко распространено в таможенной практике США.
В Заключительном документе "Уругвайскогораунда"внесено дополнение в Кодекс, дающее таможенным органам право затребовать дальнейшую информацию, если имеются сомнения в правильности заявленной стоимости импортируемых товаров. Если и дополнительная информация не устранит подозрения таможенной службы, она определяет таможенную стоимость в соответствии с Кодексом.
1.4. Страна происхождения товара
Как уже отмечалось, в зависимости от страны происхождения товары могут облагаться генеральной (максимальной), минимальной или даже преференциальной пошлиной. В этой связи весьма важно знать, из какой страны товар происходит.
Общее правило для определения страны происхождения товара гласит, что страной происхождения считается та страна, где товар был произведен или существенно переработан. Если со страной, в которой товар произведен, вопрос относительно ясен, то с определением страны, где произведена существенная переработка товара, возникают определенные проблемы. В генеральном плане существенно переработанным товар считается в том случае, когда такая переработка или обработка переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа в другую. Этот принцип, однако, находит различное применение в практике различных государств.
Так, страны — участницы ЕАСТ рассматривают товар как существенно переработанный в том случае, если стоимость
импортного сырья и материалов в конечной цене товара не превышает 50%. В Канаде добавленная стоимость должна составлять более 65%. В США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость составляет 35% и более.
При этом в США экспортеры делятся на две группы:
— развивающиеся страны, для которых в соответствии с Общей системой преференций достаточно, чтобы добавленная стоимость составляла 35% и более;
— все другие страны, для которых установлен режим, в соответствии, с которым товар считается существенно переработанным или произведенным в данной стране, если добавленная стоимость составляет 50% и более.
Самые жесткие требования в отношении страны происхождения товара установлены в Европейских Сообществах. Товар считается произведенным в данной стране, если степень существенной переработки составляет 95% и более.
Киотской конвенцией по оценке товаров для таможенных целей устанавливаются три критерия для определения страны происхождения товара:
— в зависимости от добавленной стоимости:
— по изменению товаром товарной позиции таможенного тарифа:
— установление перечня товаров, которые считаются не подлежащими переработке. Речь в данном случае идет о товарах, которые считаются происходящими из какой-то конкретной страны и не содержащими добавленной стоимости (например, сырье). К товарам, происходящим из одной страны, отнесены:
— полезные ископаемые:
— животные:
— продукты животного происхождения:
— рыба, продукты рыбного промысла:
— вторичное сырье, полученное в данной стране:
— все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.
В соответствии с итоговым документом "Уругвайского раунда" в течение трех лет предполагается создание гармонизированной программы, свода правил н процедур определения страны происхождения товара. Поставлена задача, чтобы эти правила были понятными и не оказывали искажающего, ограничивающего или подрывающего эффекта на международную торговлю.
1.5. Некоторые особенности современной таможенно-тарифной политики
Уровень таможенного обложения товаров при импорте не остается неизменным. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры, разрыва в уровне мировых и внутренних цен, степени концентрации капитала и монополизации рынков отдельных товаров, соотношения производительности труда и издержек производства в различных странах, иными словами, в зависимости от процессов, протекающих в экономике различных стран и в мировом хозяйстве в целом, изменяется и уровень таможенного обложения.
На протяжении длительного периода времени, особенно с конца 50-х годов, в капиталистическом мире наблюдается рост промышленного производства, расширение международного обмена и качественные изменения в его структуре. В силу неравномерности развития экономики отдельных государств и отраслей, структурной их перестройки происходило определенное выравнивание уровня производительности труда, издержек производства, внутренних и внешнеторговых цен. Все это создало базу для снижения ставок таможенных пошлин в таможенных тарифах развитых в промышленном отношении стран по сравнению с уровнем, существовавшим в конце 40-х — начале 50-х годов.
В том же направлении действовали и проходящие на Западе интеграционные процессы, повышение роли транснациональных корпораций в мировой экономике. Однако сам факт понижения уровня таможенного обложения не является однозначным доказательством реального снижения уровня протекционистской защиты рынка. Сведения о среднем уровне таможенного обложения отдельных стран отражают скорее движение ставокпошлин, указанных в таможенном тарифе, чем свидетельствуют о снижении защищенности внутренних производителей.
Поясним эту мысль на следующем примере. В некой стране "А" таможенные ставки на импорт автомобилей следующие:
— легковые—20%
— грузовые — 20%
— автобусы — 30%.
Средняя ставка на автомобили, таким образом, составляет 35%.
Предположим, что страна "А" снизила ставку на автобусы до 10%. В результате, средний уровень таможенного обложения автомобилей снизится с 35% до 25% Однако страна "А" автобусы не производит и у нее отсутствуют предприятия. продукцию которых следовало бы защищать. В результате, снижение средней ставки ничего не меняет по существу в уровне таможенной защиты.
В этой связи возникает довольно сложный вопрос: как оценивать реальный уровень таможенной защиты. Эта проблема неоднократно рассматривалась в рамках различные международных организаций, в том числе и в ГАТТ. Единства, однако, достигнуть не удалось. Так, в ГАТТ действуют четыре метода оценки и каждая страна может использовать любой из них. В результате итоги этих оценок так сильно разнятся, что одна и та же страна может попасть в самые либеральные с точки зрения уровня таможенной защиты при использовании одного метода и в самые протекционистские — при использовании другого.
Если же взять на вооружение такой показатель, как отношение суммы собранных пошлин к стоимости импорта или стоимости облагаемого импорта, тоувидим, что ставки таможенных пошлин в последние годы снизились отнюдь не так сильно, как об этом говорят.
Еще одной особенностью таможенно-тарифной политики является тот факт, что в ходе многочисленных переговоров о снижении таможенных пошлин их ставки по одним товарам снижены значительно, а по другим сохраняются на достаточно высоком уровне. Идея здесь достаточно проста:
снижаются или полностью отменяются пошлины по товарам, импорт которых жизненно необходим для экономики данной страны (сырье, топливо и т.п.), а также по товарам, не играющим в импорте существенной роли и одновременно сохраняются высокие пошлины на товары, могущие составить конкуренцию местным производителям.
Кроме того. в условиях уже отмечавшегося выше относительного выравнивания цен на мировом рынке в отдельных странах даже невысокая по абсолютной величине пошлина может обеспечить достаточно эффективную защиту рынка
В результате, сегодня мы сталкиваемся с так называемой эскалацией пошлин, когда сырье ввозится практически беспошлинно или по очень низким ставкам, полуфабрикаты — по небольшим, а импорт готовых изделий облагается высокими пошлинами, увеличивающимися с увеличением степени обработки. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время таможенная пошлина защищает процесс переработки товара.
От такой политики сильно страдают страны, вывозящие сырье (в первую очередь развивающиеся). Их сырьевые товары охотно покупают и им же продают произведенные из них готовые изделия. Продукция же промышленности производящих и экспортирующих сырье стран наталкивается на высокие протекционистские барьеры.
В последнее время, определенное распространение получил подсчет так называемой "эффективной ставки", которая рассчитывается как отношение суммы, полученной в качестве пошлины не ко всей стоимости изделия, а к его стоимости за вычетом стоимости беспошлинно ввезенного сырья.
Широко используется в таможенно-тарифной политике так называемая "разрешающая (развязывающаяся) оговорка", в соответствии с которой страна, включившая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку (преференцию), сниженную пошлину, более льготную квоту и тому подобное и даже ввести дополнительные ограничения ввоза, если импорт иностранных товаров возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству. Несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался в ГАТТ, до сих пор не решено, под какие критерии подпадает понятие "ущерб национальному производству". Все это открывает широкий путь для злоупотреблений.
В качестве вывода следует, на наш взгляд, отметить, что и в настоящее время таможенно-тарифная политика продолжает оставаться одним из важнейших элементов внешнеэкономической политики. Несмотря на прошедшее в последние годы значительное снижение ставок таможенных пошлин, вряд ли справедливы встречающиеся еще утверждения о том, что она потеряла свое значение. Факты, в том числе и последние раунды переговоров в рамках ГАТТ, свидетельствуют, что борьба по таможенным вопросам продолжает оставаться одной из самых "горячих" точек в экономических отношениях между государствами. К сожалению, это в полной мере предстоит испытать на себе России в ходе переговоров о вступлении в ГАТТ и о заключении соглашения с Европейским Союзом.