Содержание
Введение
1.Сущность экспортных операций
1.1. Виды экспортных операций
1.2. Техника осуществления экспортных операций
1.3. Таможенное регулирование экспорта
1.4. Схема экспортной сделки
2. Типовой контракт экспортной сделки
2.1. Статистические данные объемов
Российского экспорта
3. Направления стимулирования экспорта
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие экспорта является необходимым условием расширения участия страны в международном разделении труда с целью ускорения социально – экономического развития общества. Только путем увеличения производственного экспортного потенциала и создания условий для сбыта продукции на зарубежных рынках может быть обеспечено получение валюты для импорта товаров, конвертабельность национальных валют и устойчивость их курсов. Поэтому создание условий для развития производства и экспорта товаров является главным стержнем внешнеэкономической политики стран.
В первой части автором рассмотрено : сущность экономических операций, процесс их осуществления, их правовая основа. Виды экспортных операций (реэкспортные). Существующие таможенные тарифы.
Во второй части автором рассмотрено оформление экспортной сделки, с описанием экспортного типового контракта. Приведены последние статистические данные об объемах экспортных операций в экономике России. Проведен сравнительный анализ данных 1997г. и 1998г.
Часть I
1. Сущность экспортных операций.
Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке.
В федеральном законе “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации” от 13 октября 1995 г. дается следующее определение экспорта: “Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу”[1].
1.1. Виды экспортных операций.
Реэкспортная операция – коммерческая деятельность направленная на продажу и вывоз из страны ранее ввезенных товаров. Главным условием является – отсутствие переработки этого товара. Согласно нормативным актам РФ с реэкспортными товарами допускаются следующие действия:
· маркировка
· упаковка
· расфасовка.
Обязательным условием этих действий является – их стоимость не должна превышать половины экспортной цены контракта.
Выгоды реэкспорта:
· при отсутствии устойчивых торговых связей между странами контрагентами;
· при наличии благоприятных коммерческих условий стране реэкспортера;
· при перепродаже товара;
· в случае закупки за рубежом комплектующих узлов и деталей которые затем реэкспортируются в составе комплексного оборудования;
Реэкспортные операции осуществляются 2-мя способами:
1. Когда товар ввозится в страну реэкспортером и затем из нее продается контрагенту (импортеру).
2. Товар идет на прямую, а расчеты и документация через 3-ю страну.
1.2. Техника осуществления экспортных операций.
Для осуществления экспортной операции продавец должен провести комплексное исследование рынка, и прежде всего:
· Изучить конъюнктуру рынка данного товара, т.е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;
· Изучить торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране – импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры – запреты и ограничения порядок использования квот и получение лицензий, требование к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахтовые ставки, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране – покупателе, и т.д.;
· Изучить фирменную структуру рынка, определить фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами, исследовать формы и методы их работы на рынке.
На основе комплексного изучения рынка экспортеру следует с учетом конкурентоспособности предлагаемого товара определить наиболее целесообразные формы и методы работы на рынке: заключение прямых контрактов с потребителями, организацию сбыта через смешанные общества и совместные предприятия или использование сети иностранных посредников. Экономические расчеты могут подсказать целесообразность использования различных видов встречной торговли, поставки машин и оборудования в разобранном виде или сдачи их в аренду.
Применительно к выбранной системе сбыта необходимо провести рекламные мероприятия, состав и содержание которых определяется после проведения сегментации рынка, т.е. когда уже очерчен круг возможных потребителей предлагаемого товара.
После проведения указанных мероприятий экспортер должен направить перспективным покупателям предложения (оферты), принять участие в торгах либо принять и подтвердить заказ.
В предложении должны содержаться основные условия, необходимые для заключения контракта: наименование товара, его количество, качество, базисные условия поставки, условия платежа, характер упаковки, порядок сдачи – приемки, санкции, условия арбитража, адреса сторон.
В случае применения типовых контрактов или ссылки на ранее заключенные контракты можно ограничиться указанием номеров предыдущих контрактов, цены, количества товара и срока поставки.
Оферты могут быть твердыми, свободными и защитными. Твердая оферта направляется только одному возможному покупателю с указанием срока ее действия.
Свободная оферта может быть направлена нескольким покупателям без указания срока действия. Согласие покупателя подтверждается в этом случае твердой контрофертой.
Защитная оферта используется на для осуществления сделок, а для негласного раздела рынка между членами монополистических объединений. Она содержит условия, явно неприемлемые для покупателя.
Если в процессе проработки оферты стороны путем переписки смогли прийти к взаимоприемлемым условиям, то контракт может быть подготовлен одной из сторон, подписан ее и в двух экземплярах выслан для подписания другой стороне. Вторая сторона после подписания один экземпляр оставляет у себя, а второй возвращает оференту, после чего контракт вступает в силу.
В большинстве случаев путем переписки не удается решить весь комплекс коммерческих и технических вопросов, и заинтересованные стороны назначают место и время переговоров. При этом более заинтересованная сторона (обычно продавец) едет к покупателю. Но на практике из этого правила бывает много исключений.
После подписания контракта основное внимание экспортера должно быть обращено на организацию контроля за его исполнением. При простой экспортной операции он включает: контроль за изготовлением товара, за своевременным уведомлением о готовности товара к отгрузке и за отгрузкой его в адрес покупателя, за получением от него платежей и оплатой счетов поставщиков, а также за удовлетворением возможных претензий со стороны импортера.
При более сложных экспортных операциях, связанных обычно с поставкой машин и оборудования, контроль за исполнением экспортной операции может включать такие дополнительные этапы, как предварительное согласование технических и других условий поставки товара, поэтапный контроль за изготовлением экспортной продукции, извещение покупателя о готовности товара к приемке, командирование специалистов для монтажа оборудования и проведения пусконаладочных работ и т.д.
Вариантов экспортных операций может быть бесчисленное множество. Они зависят от характера экспортируемого товара, коммерческих, транспортных или других условий контракта.
1.3. Таможенное регулирование экспорта.
В соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к числу важнейших ( среди 15 существующих на данный момент) таможенных режимов и означает выпуск товаров за пределы национальной территории без их последующего ввоза.
При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару должны быть применены санкции экспортного режима и приложены соответствующие сопроводительные документы, в том числе:
· лицензия на вывоз товара;
· документы о внесение соответствующих платежей, которые включают таможенную пошлину и таможенный сбор[2];
· грузовая таможенная декларация;
При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров , вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.
В зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой правительство относительно внешней и внутренней экономической политики, меняются экспортные пошлины на разные группы товаров. Частые изменения экспортных пошлин влияют на стабильность экспорта и на эффективность внешней торговли.
Не все субъекты платят экспортные пошлины. Так, в соответствии с Законом РФ “Об иностранных инвестициях” предприятие, в уставном фонде которого содержится не менее 30% иностранного капитала, имеет права экспортировать продукцию собственного производства без уплаты пошлин и получения лицензий. Основанием для экспорта такой продукции является сертификат продукции, произведенной на данном предприятии. Особые (льготные) таможенные пошлины в настоящее время действуют также в нефтяной и газовой промышленности. Согласно Закону РФ “О таможенном тарифе” к целевому списку товаров и услуг применяются налоговые льготы в виде отсрочки от уплаты пошлин.
1.4. Схема экспортной сделки.
Рассмотрим схему экспортной сделки на примере поставки специализированной фирмой ВО “Трактороэкспорт” тракторов в Египет через посредническую фирму “Эль-Нарс” на базисных условиях СИФ Александрия с платежом по безотзывному подтвержденному аккредитиву. (см. рисунок 1).
1.Завод составил проект договора комиссии со специализированной внешнеторговой фирмой (ВТФ), подписал его и направил фирме в двух экземплярах.
2. ВТФ рассмотрела проект договора, подписала его и один экземпляр возвратила заводу.
3. ВТФ запросила у ВНИКИ, Ассоциации экспортеров при Торгово-промышленной палате России и других организаций (в схеме АБД – автоматизированные банки данных) информацию по рынку тракторов и о фирменной структуре рынка.
4. ВТФ получила материалы, проанализировала их и рассчитала цены.
5. ВТФ разработала программу рекламных мероприятий и через ВО “Внешторгреклама” (ВТР ТПП) разместила рекламу в российской и иностранной прессе.
6. ВТФ определила контрагента и подготовила оферту.
7. ВТФ направила твердую оферту египетской посреднической фирме “Эль-Нарс”.
8. Переговоры между ВТФ и компанией “Эль-Нарс” завершились подписанием контракта на поставку тракторов на базисных условиях СИФ Александрия с платежом по безотзывному подтвержденному аккредитиву.
9. Фирма “Эль-Нарс” проводит первую рекламную компанию, размещает в рекламном агентстве рекламу тракторов до их поставки.
10. ВТФ направила заводу копию подписанного с импортером контракта на изготовление тракторов и их отгрузку в порт Новороссийск (порт Н) в указанный в контракте срок.
11. ВТФ дает поручение ВО “Союзвнештранс” (СВТ), с которым ранее заключила договор о транспортно-экспедиторском обслуживании ее грузов, зафрахтовать судно.
12. ВТФ направила письмо в АО “Ингосстрах” (ИГС), с которым ранее заключила генеральный полис с страховании ее грузов, с просьбой застраховать тракторы на период перевозки, страховой полис выписать на компанию “Эль-Нарс”.
13. Завод сообщает ВТФ, что товар изготовлен и готов к отгрузке ( упакован, замаскирован, снабжен необходимыми товарными документами).
14. ВТФ сообщает импортеру о готовности товара к отгрузке и просит открыть безотзывной подтвержденный аккредитив.
15. Импортер в Центральном банке Египта (ЦБЕ) открывает аккредитив в пользу ВТФ.
16.Сумма платежа переводится из ЦБЕ на счет ВТФ во Внешэкономбанке (ВЭБ), о чем последний информирует фирму.
17. ВТФ дает заводу разрешение на отгрузку товара в порт Н с учетом позиции судна.
18. Завод отгружает товар в порт Н.
19. ВТФ дает поручение СВТ произвести транспортно-экспедиторское обслуживание тракторов на базе генерального соглашения, включая таможенное декларированное и отгрузку товара.
20. СВТ дает поручение транспортно экспедиторской конторе (ТЕК) в порту Н произвести эту работу.
21. Транспортно-экспедиторская контора направляет в новороссийскую таможню (ТАМ) таможенную декларацию.
22. Транспортно-экспедиторская контора после таможенной очистки товара дает указание отгрузить тракторы в порт Александрия.
23. Тракторы отгружены импортеру, ему направлено и извещение об отгрузке.
24. ВТФ направляет письмо транспортно-экспедиторской конторе СВТ в порту Н с приложением копии контракта (или выписки из него) и аккредитива с просьбой получить в порту отгрузочные документы и на основе собранных документов выписать счет.
25. Одновременно ВТФ направляет письмо в ВЭБ с просьбой дать поручение отделению банка в Новороссийске (отд. ВЭБ) произвести расчет по этой операции.
26. ВЭБ дает это поручение.
27. Транспортно-экспедиторская контора выписывает счет и с приложенными товарными документами, предусмотренными условиями аккредитива, направляет в отдел ВЭБ в Новороссийске.
28. Отдел ВЭБ производит расчет и направляет документы в ВЭБ.
29. ВЭБ информирует завод и внешнеторговую компанию, что расчет произведен ( на счет завода поступила стоимость тракторов за вычетом комиссии, на счет ВТФ – комиссионные).
30. Импортер направляет таможенные формальности (уплачивает пошлину, налоги, если надо – получает импортную лицензию и т.д.).
31. Импортер направляет экспедиторской фирме (Эксп.) в порту Александрия разнарядку – куда грузить товар.
32. Тракторы отгружены на склад-мастерскую импортера (Склад).
33. Импортер на своем складе-мастерской производит предпродажный сервис и доработку до требований местного рынка.
34. После поступления тракторов импортер обычно проводит повторную рекламную компанию через рекламное агентство.
35. Тракторы переданы на реализацию дилерам (Д).
36. Дилеры реализуют тракторы фермерам (Ф).
Таким образом, экспортная операция завершена: тракторы поступили на склад импортера и с его склада реализованы на внутреннем рынке, заводу-поставщику перечислена их стоимость.
Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, причем не просто товар, а товар, пользующийся спросом на внешнем рынке.
Часть II
2. Типовой договор экспортной сделки.
Договор международной купли – продажи товаров имеет следующие основные признаки:
· расположение коммерческих предприятий (организаций) сторон на территории различных государств;
· при исполнении договора товар (продукция) перемещаются через государственные границы;
Факультативными признаками договора международной купли-продажи товаров являются:
· различная государственная принадлежность партнеров (сторон договора);
· использование иностранной валюты в качестве платежа за товар;
Обычно договор международной купли-продажи товаров содержит вводную часть, реквизиты сторон (юридический адрес и банковские реквизиты), а также следующие основные условия:
· предмет и объект поставки (наименование и количество товара);
· способы определения качества и количества товара;
· срок и место поставки;
· базисные условия поставки;
· цена и общая стоимость поставки;
· условия платежа;
· порядок сдачи-приемки товара;
· транспортные условия;
· условия о гарантиях и санкциях;
· порядок разрешения споров;
· обстоятельства освобождения от ответственности, форс-мажор;
· применимое право;
КОНТРАКТ № 1.
г. Иркутск 1 декабря 1999г.
Акционерное общество “Рога и копыта”, РФ, именуемое в дальнейшем “Продавец”, и компания “Хомун” Со., Ltd, Монголия, именуемая в дальнейшем “Покупатель”, заключили контракт о нижеследующем:
1. Предмет контракта.
Продавец продал, а Покупатель купил товар на условиях и в количестве, согласно Приложению № 1.
2. Цена.
2.1. Цена за проданный по настоящему контракту товар устанавливается на условиях, изложенных в Приложении № 1.
2.2. Общая сумма контракта ориентировочно составляет 25000 долларов США и может быть изменена в соответствии с фактически отгруженным объемом товара и согласованием отгружаемой партии товара.
2. Качество.
3.1. Качество проданного по настоящему контракту товара должно соответствовать требованиям ГОСТов или технических условий (ТУ).
3.2. Ответственность продавца за качество поставленного товара ограничивается требованиями соответствующих ГОСТов и ТУ.
4. Срок поставки.
Поставка товара производится в сроки, обусловленные в приложении № 1.
5. Упаковка и маркировка товара.
5.1. Упаковка и маркировка должны соответствовать требованиям ГОСТов и ТУ, и обеспечивать сохранность товара от повреждения во время транспортировки и перегрузки.
6. Порядок отгрузки.
6.1. При отгрузке товара Продавец обязан приложить к железнодорожной накладной:
- паспорт качества – 1экз.
- ГТД – 1экз.
6.2. Продавец обязан в течение 3-х дней с даты отгрузки товара сообщить Покупателю письменно или по телефону наименование товара, номер контракта, дату отгрузки, номер вагона, номер железнодорожной накладной.
6.3. Право собственности на товар, а также риск случайной утраты или случайного повреждения товара переходит от Продавца к Покупателю с момента принятия товара иностранной железной дорогой.
6.4. Датой поставки товара считается дата штемпеля пограничной станции получателя товара на железнодорожной накладной.
7. Платежи.
7.1. Платежи за товар, поставляемый по контракту, производится в виде 100-процентной предоплаты в долларах США в пользу Продавца на сумму согласованной отгрузки за 7 дней да начала периода отгрузки с учетом сроков планирования железнодорожных перевозок. Предоплата должна быть осуществлена Покупателем в пользу Продавца по следующим реквизитам: вставить
При осуществлении платежа Покупатель должен указывать наименование товара и номер контракта. Все банковские комиссии, связанные с переводом средств, оплачивает покупатель.
7.2. Для оперативности расчетов приемлемы инвойсы, направленные по факсимильной связи. Оригиналы документов направляются почтой или нарочным.
8. Страховка.
С момента передачи груза иностранной железной дороге и перехода права собственности к Получателю, последний может застраховать товар за собственный счет.
9. Претензии.
9.1. в случае, если поставленный по настоящему контракту товар не соответствует условиям контракта или имеет расхождение с данными перевозочных документов, Покупатель, не позднее шести месяцев со дня поставки, направляет Продавцу претензию с приложением подтверждающих документов. Любая претензия, предъявленная по истечении данного срока не рассматривается Продавцом, а Покупатель лишается права обращения в Арбитраж.
9.2. Продавец должен рассмотреть поступившую в его адрес претензию и на позднее, чем в 20-ти дневный срок с даты получения информировать покупателя телеграммой или факсом о результатах ее рассмотрения.
9.3. В случае признания претензионных требований Продавец должен в 60-ти дневный срок с даты получения претензии удовлетворить ее.
9.4. Документы по рекламациям направляются заказным письмом. Дата постового штемпеля отправления считается датой их предъявления.
9.5. Продавец принимает претензии по качеству и/или количеству только при наличии соответствующего акта независимой экспертной организации, составленного при переходе права собственности от Продавца Покупателю.
10. Форс – мажор.
10.1. Стороны не несут ответственности за выполнение контракта в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств неопределимой силы – пожар, стихийные бедствия, военные действия, блокада, забастовки, решения Правительств, запрещение экспорта или импорта или любые другие обстоятельства вне контроля любой из сторон, которые наступили после заключения данного контракта), непосредственно влияющих на выполнение как всех контрактных обязательств, так и части контракта. При этом время, установленное для выполнения контрактных обязательств, продлевается на срок действия вышеуказанных обстоятельств.
10.2. Сторона подвергшаяся действию форс-мажорных обстоятельств обязана, в течение 10-ти дней со дня их возникновения, письменно сообщить другой стороне о характере непреодолимой силы, степени разрушений и их влияния на выполнения контракта.
10.3. Если данные обстоятельства длятся больше 20 дней, поставки, осуществляемые по контракту в данный период, могут быть аннулированы по заявлению любой из сторон. В этом случае ни одна из сторон не имеет права на предъявление претензий и требований компенсации за возможные убытки.
10.4. Сертификаты, выданные компетентными организациями, являются достаточным основанием, свидетельствующим о подобных обстоятельствах и их длительности.
11. Арбитраж.
11.1 Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами.
11.2. В случае, если стороны не придут к соглашению, то спорные вопросы решаются в Международном Коммерческом Арбитраже при Торгово-Промышленной Палате, г. Москва, и по его регламенту.
12. Другие условия.
12.1. Продавец обязан поставить оговоренную партию товара с завода в течение 10 дней с даты получения извещения банка о переводе 100-процентной предоплаты стоимости оговоренной к поставке партии товара.
В случае, если товар не будет поставлен в указанный срок, и срок поставки согласованной партии товара не будет пролонгирован Покупателем, Продавец обязуется возвратить Покупателю валютные средства на сумму недопоставленного товара.
12.2. Стороны не вправе передавать свои права и/или обязанности по настоящему контракту третьей стороне без письменного на то согласия другой стороны.
12.3. После подписания настоящего контракта все предыдущие переговоры и корреспонденции между сторонами являются недействительными.
12.4. Изменения и дополнения к контракту могут производиться только в письменной форме. Под письменной формой подразумеваются и все соглашения, достигнутые с помощью телеграмм и телефаксов.
12.5. Контракт вступает в силу с даты подписания контракта и действует до 31 декабря 1999 года, а в части взаиморасчетов, до полного их осуществления.
12.6.Все своевременно подписанные предложения являются неотъемлемой частью контракта.
12.7. Таможенные сборы и расходы, связанные с использованием настоящего контракта на территории РФ оплачивает Продавец. Покупатель принимает на себя все налоги и расходы за пределами РФ.
12.8. настоящий контракт подписан в двух оригиналах на русском языке, один для - Покупателя, другой – для Продавца. Оба экземпляра имеют одинаковую силу.
13. Юридические адреса сторон.
Продавец: АО “Рога и копыта”, РФ.
Платежные реквизиты продавца: (пишутся реквизиты)
Покупатель: “Хомун” Со., Ltd, Mongolia
Реквизиты банка Покупателя: (пишутся реквизиты)
ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ
(здесь ставятся росписи и печати)
Приложение №1 к контракту №1 от 1декабря 1999г.
Наименование товара – пиломатериалы
Количество – 650 м3
Цена – 1000р. за 1 м3
Станция назначения – Наушки
Срок поставки для всех марок товара – 1999г.
Базис поставки для всех марок товара - DAF Наушки.
ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ
2.1. Статистические данные объемов Российского экспорта.
В прошлом году под воздействием нарастающих внутренних трудностей, а также крайне неблагоприятных для России внешних условий впервые за последние семь лет произошел спад внешней торговли. Она стала утрачивать роль "локомотива" экономики, ослабляется и ее значение в качестве стабилизирующего фактора производства, материальной основы продвижения рыночных реформ.
Товарная структура экспорта России в торговле со странами дальнего зарубежья, в %
Экcпорт Январь-cентябрь
1997
1998
Продовольcтвенные товары, cельcкохозяйcтвенное cырье Топлино-энергетичеcкие товары Продукция химичеcкой промышленноcти, каучук Древеcина и целлюлозно-бумажные изделия Текcтиль, текcтильные изделия, обувь Драгоценные камни, драгоценные металлы, и изделия из них Металлы и изделия из них Машиноcтроительная продукция Другие товары 1,3 48,2 8,0 4,8 0,9 2,8 24,1 7,8 2,1 1,3 40,4 8,6 5,2 1,1 6,0 25,8 9,1 2,3 ЕC в торговле cо вcеми cтранами (без торговли внутри Европейcкого cоюза) и c Роccией в январе-мае 1998 г., %
Экcпорт
Вcего
В Роccию
Вcего (в том чиcле) Продовольcтвенные товары, напитки и табак Промышленное cырье Минеральное топливо Химичеcкие продукты Машиноcтроительная продукция Разнообразные промышленные товары
100 6,1 2,0 2,0 13,2 46,1 27,8
100 20,7 2,2 0,4 11,8 34,6 27,4
Cоотношение между темпами роcта экcпорта товаров и ВВП, причем в уcловиях заcтоя валового продукта, складывается неблагоприятно.
На фоне уcтойчивого роcта мирового производcтва в Роccии наблюдаетcя его падение, в результате проиcходит углубление отcтавания нашей cтраны от мирового хозяйcтвенного развития, оcобенно по отношению к промышленно развитым cтранам. Это ведет к cнижению роли Роccии в мировой торговле и производcтве, cнижаетcя также значение внешней торговли в решении задач экономичеcкой cтабилизации. Так, ВВП в cтранах ЕC в поcледние годы раcтет на 2,5%, в CША - на 2,5-3% в cреднем за год. В Роccии в 1997 году прироcт ВВП cоcтавил 0,8%, в 1998 году - cпад на 5%.
Аналогичные тенденции проcлеживаютcя и в динамике экcпорта: при роcте объема мирового экcпорта в 1998 году по cравнению c 1997 годом примерно на 7% произошло cущеcтвенное его cокращение в нашей стране.
Экcпорт Роccии в январе-ноябре 1998 года cоcтавил 63,4 млрд и по cравнению c cоответcтвующим периодом 1997 года cнизилcя на 17,1%, в том чиcле в cтраны дальнего зарубежья - 51,0 млрд (на 17,2%), в cтраны CНГ - 12,4 млрд (на 16,5%).
До финанcового кризиcа в торговле Роccии cо cтранами дальнего зарубежья, доля которых cоcтавляет около 80% внешнеторгового оборота cтраны, cложившаяcя в 1997 году неблагоприятная конъюнктура мирового рынка на профилирующие товары роccийcкого экcпорта (энергоноcители, цветные и черные металлы, химичеcкие продукты и леcоматериалы) продолжала `ухудшатьcя и в 1998 году. Вcледcтвие этого произошло cущеcтвенное cнижение cтоимоcтного объема экcпорта Роccии в cтраны дальнего зарубежья.
За 8 меcяцев экcпорт упал на 15,2% по cравнению c аналогичным периодом прошлого года. В результате неблагоприятных уcловий торговли потери cтраны только по трем товарам (нефть, дизельное топливо и мазут) cоcтавили за этот период 4,3 млрд долларов.
Роccия занимает 4-е меcто в экcпорте ЕC (без учета внутренней торговли) c долей 3,5% и 6-е меcто в импорте ЕC c долей 4,0%. Для cравнения: доля CША в экcпорте и импорте ЕC cоcтавляет около 20%.
На оcнове данных таможенной cтатиcтики (без учета неорганизованной торговли) в 1998 году по cравнению c 1997 годом экcпорт Роccии (69,8 млрд долларов) cократилcя на 19%, импорт (42,9 млрд долларов) - на 18%, в том чиcле в торговле cо cтранами дальнего зарубежья, на которые приходитcя около 4/5 вcего внешнеторгового оборота, экcпорт и импорт cнизилиcь на 18%, в торговле cо cтранами CНГ экcпорт уменьшилcя на 18%, импорт - на 21%.
3. Направления стимулирования экспорта.
В последнее время государство предприняло важные шаги по поддержке экспортеров. Можно выделить пять основных направлений:
· финансовое содействие из средств федерального бюджета;
· меры налогового регулирования;
· механизмы таможенно-тарифного стимулирования;
· специальные мероприятия в поддержку экспортеров;
· меры общеэкономического характера;
Первый и главный блок вопросов – это государственная финансовая поддержка экспортеров. Принципиальным завоеванием в этой области является отражение соответствующих расходов отдельной строкой при формировании федерального бюджета на очередной год.
Причем меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают соответствие этих мер нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющей приятный в мировой практике порядок оказания государственной поддержке экспорта.
Рассматриваются также вопросы возможности кредитования с участием государства закупки оборудования для развития экспортного производства, затрат на производство экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку непроизводимых в России сырья, материалов и комплектующих изделий.
Изучается и возможность использования для стимулирования таких мер, как:
· предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;
· обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
· страхование операций по освоению внешних рынков;
Существенное значение для производителей поставляемой на экспорт продукции, например машинно-технической, будут иметь меры таможенно-тарифного стимулирования деятельности. В связи с этим должны быть внесены необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Речь идет в том числе о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривающего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинотехнической продукции за рубежом, или же невзымание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт указанной продукции будет произведен в течение заранее установленного срока.
Наиболее широко и разнообразно в анализируемых документах представлены специальные меры стимулирования экспорта. Речь идет об информационном, консультационном, маркетинговом и техническом содействии экспортерам. Однако ахиллесовой пятой всех этих мер является отсутствие необходимого финансирования, что значительно затрудняет их реализацию. Первоочередной задачей в области информационного обеспечения экспорта является создание отвечающей требованиям времени системы внешнеторговой информации. Работа по созданию системы внешнеторговой информации только началась, отрабатываются ее концептульные основы, и поэтому не следует ожидать скорого достижения ею операционной стадии. Тем более что соответствующее бюджетное финансирование пока не предусмотрено.
Для надлежащего финансирования соответствующих мероприятий разрабатывается положение о специальном внебюджетном фонде поддержке экспорта, призванном содействовать продвижению российской промышленной продукции и экспортных услуг на внешний рынок, а также оказывать техническую помощь экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.
В общем, можно сказать, что формирование основ государственной политики стимулирования экспорта состоялось. Пусть это еще не целостная система мер, обеспечивающая эффективную комплексную поддержку национального экспорта, на важно то, что намечен конкретный план действий и государство в лице своих уполномоченных органов приступило к его реализации. Первые шаги особенно трудны, поэтому в ближайшее время первостепенное значение приобретут практические вопросы отработки механизмов и процедур получения финансовой и иной помощи экспортерам.
В настоящее время, по-видимому, сложно с высокой степенью вероятности предсказывать будущее российского экспорта, но есть надежда, что заинтересованное участие государства поможет экспорту в сжатые сроки обрести современное качество и сохранить обретенный им стабильность и динамизм.
С учетом всей совокупности факторов, влияющих на развитие экспорта, в Федеральной программе развития экспорта были выделены три принципиальных этапа формирования новой, более эффективной модели участи России в международном разделении труда.
Первый (1996-1997гг.) и второй (1998-2000гг.) этапы предусматривали не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.
Решающим со всех точек зрения является третий этап (2001-2005гг.), в течении которого будет обеспечена диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого выхода на внешний рынки отечественных поставщиков готовой, а в первую очередь, наукоемкой продукции. Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-15% и приблизится к уровню промышленно-развитых государств.
Российским предприятиям действительно стоит делать упор на экспорт готовой продукции, а не давальческого сырья, что приведет к выходу России на международный рынок наравне с экономически – развитыми странами.
Заключение.
Итак, на основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы:
· экспорт – вывоз товара, работ, услуг и т.д. за границу;
· имеет два основных признака:
1. расположение коммерческих предприятий сторон на территории различных государств;
2. товар перемещается через государственные границы;
· существует такой вид экспорта как реэкспорт;
· при экспортных сделках таможенному обложению подлежат товары, вывозимые из России во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира;
· организация и техника осуществления экспортной сделки сводится к следующему:
1. поиск и выбор рынков сбыта;
2. выбор наиболее целесообразных методов работы на рынке;
3. проведение рекламной компании применительно к выбранной системе сбыта;
4. подготовка контракта, проведение переговоров;
5. подписание контракта партнерами – контрагентами;
6. контроль за исполнением контракта;
· в настоящее время экспорт является крупнейшей и неотъемлемой частью российской экономики;
Список литературы:
1. Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело. Учебник/С.В. Викторов, В.С. Гаврилюк и др.; Под редакцией Долгова, Кретова. – М.: Бек, 1997.
2. Синецкий Б.И. “Внешнеэкономические операции: организация и техника”: Учебник, - М.: Международные отношения, 1998.
3. Шагалов Г.Л. “ Регулирование внешнеэкономических связей”/ В.Ю. Пресняков, И.Г. Фаминский, - М.: ИНФРА – М, 1997.
4. Прокушев Е.Ф, “Внешнеэкономическая деятельность”: Учебник – практическое пособие.-М.: Информ., 1998.
5. “”Экономика и жизнь”: журнал- № 4, январь, 99
[1] СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923
[2] Таможенный сбор используется исключительно на нужды таможенной службы и составляет 0,15% от стоимости контракта.