Реферат по предмету "Экономика"


Стратегия дальнейшего развития экономической реформы в России

Введение Важнейшая функция верховной власти страны — стратегическое целеполагание. Обсуждение стратегии развития Российской Федерации на период до 2010 г. и на долгосрочную перспективу представляется весьма актуальной задачей Государст­венного совета при Президенте России. Стратегия социально-экономического разви­тия расширяет систему целевых ориентиров, стимулирует перенос акцепта на каче­ственные характеристики экономической динамики и тем самым служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной программы макроэкономической по­литики, которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством. Она формулирует критерии оценки промежуточных итогов реализации правительствен­ной программы, позволяет рассматривать деятельность федеральных и региональных структур исходя из стратегических целевых установок развития страны.
В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве такой стратегической цели может быть принято превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно-климатических и географических усло­виях. Объективные предпосылки достижения этой цели — высокие темпы экономи­ческого развития, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики и обеспечивающего по­вышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства. При этом первостепенную значимость приобретают качественные характери­стики экономической динамики. Нам не нужны просто «высокие темпы роста», как не нужно и «производство ради производства». Темпы роста должны быть результа­том достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на междуна­родной арене. 1. Реформирование социальной сферы Создание новой системы социального порядка основано на том, что обеспече­ние благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из её уровней. Эта стратегическая цель требует согласования интересов и скоординированных действий федерального центра, субъектов Российской Федера­ции и бизнеса. Создание правового механизма такого согласования является основой стратегии развития социального государства. Формирование практически работающего правового, политического и хозяйст­венного механизма ответственности власти и основных субъектов экономики за дос­тижение согласованных параметров уровня жизни позволит, с одной стороны, строго разграничить обязательства и сферы ответственности федерального центра, субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств за повышение благосостояния и решение социальных задач, а с другой, - на­ладить постоянный диалог главных участников экономических процессов в самых разнообразных формах. Успешность стратегии развития государства по принципу «благосостояние для большинства» определяется динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить минимум 50—55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10—15%. Государство просто не сможет длительное время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его естественной социальной опоры — массового слоя людей со средним достатком. Формирование среднего класса при­даст необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального раскола. Становление среднего класса предполагает формирование новой модели по­требления с опорой на российский стандарт благосостояния, отвечающий потреби­тельским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о «потребительском минимуме», а о нормативах потребления, которые соответствуют достойному уров­ню жизни, достижимы для основной массы российских граждан и потому являются стимулами экономической активности. Такой стандарт благосостояния включает: качественное жилье, «второе жилище», высокую обеспеченность товарами длитель­ного пользования, автомобиль, доступность качественных услуг здравоохранения и образования, и др. Реализация стратегии «благосостояние для большинства» предпо­лагает, что российский стандарт призван лечь в основу долгосрочного экономиче­ского развития. Реформирование социальной сферы, осуществляемое в рамках стратегии «бла­госостояние для большинства», должно исходить из следующих общих принципов: I) недопустимости снижения уровня жизни массовых групп населения ни на каком этапе; 2) обеспечения всеобщей доступности социальных благ, прежде всего качест­венного медицинского обслуживания и образования, 3) усиления адресности соци­альной поддержки в части социальных пособий и других денежных выплат населе­нию; 4) постепенности перехода на принцип платности социальных услуг и ликви­дации системы перекрестного субсидирования — строго в соответствии с увеличе­нием реальных доходов граждан, оплаты труда занятых в бюджетной сфере и соци­альных выплат. Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с се­годняшним в 1,7—1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач, которые предстоит ре­шить в течение 2000—2010 гг.: 1) добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%; 2) резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения с доходами ниже прожиточного минимума: 3) увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума: 4) обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, опреде­ляющих качество «человеческого капитала». Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее чем на 60%. Необходимость решения данных социальных задач параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности задает предельно жесткие требова­ния к экономическому росту. Его граница оказывается довольно высокой — не ниже 5—6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе среднегодовые темпы роста про­изводства первичных ресурсов не превысят 2—4%, а что означает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2— 3% в год. В такой ситуации ключевое звено обеспечения экономического роста (а, следовательно, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) в бли­жайшие девять лет — инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически не­обходимых компонент: 1) форсированный рост капиталовложений, объем которых должен хотя бы удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8—9% в год; 2) структурный инвестиционный маневр в пользу сек­торов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в ми­ровом хозяйстве; 3) инвестиционная поддержка ряда ключевых секторов, не обла­дающих в целом должным инвестиционным потенциалом; 4) инновационное напол­нение инвестиций.
При этом чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором конечно­го спроса и «локомотивом роста», в их материальном обеспечении существенную роль должно играть отечественное машиностроение. Это предполагает, в частности, его ускоренную модернизацию на основе как имеющегося инновационного и техно­логического потенциала, так и импорта.
Необходимо подчеркнуть, что лишь модель экономического роста, ориентиро­ванная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально снять соци­ально-экономический критерий, острота которого сегодня маскируется конъюнктур­ной волной оживления производства. Если же в экономической политике ставка бу­дет сделана на «рост ради роста», обострение социальной обстановки в стране спо­собно похоронить и рост производства, и само государство. 2. Концепция развития 2.1. Экономика роста Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного экономическо­го роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех. предпосылок. Это, во-первых, максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала. Во-вторых, сохранение в России генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию. В-третьих, — создание в экономике условий для нор­мальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматри­ваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономи­ческого развития России на перспективу. Возможности роста. Основной предпосылкой концепции развития является предположение о том, что экономический рост в России в среднесрочной перспекти­ве на уровне 5—7% в год по общим объемам производства и 10—15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности не только необходим, но и возможен. Такая возможность в ближайшие годы определяется ря­дом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства. Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о «натуральном» капитале, т.е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономи­ческого кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или вы­ведены в резерв. Часть из них по разным причинам не может быть заново запущена в производство, но значительная часть сохранена и в состоянии интегрироваться в со­став функционирующего капитала в случае повышения уровня платежеспособного спроса. Увеличение размеров функционирующего капитала на базе вовлечения этих мощностей является «бесплатным» ресурсом экономического роста, так как на пер­вом этапе не потребуется значительных инвестиций для наращивания производства за счет ввода новых мощностей. Во-вторых, — ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В на­стоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единст­венным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей си­лы, потеря многими предприятиями за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Восстановление кадрового потенциала потребует значительных усилий и длительного времени, но в части материальных ресурсов на первом этапе не будет необходимости в специальных усилиях и средст­вах для формирования заделов для экономического роста. Ситуация 1999 г., когда при практически неизменных инвестициях отечественные производители сущест­венно увеличили объемы промышленного производства, воспользовавшись сниже­нием конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке в резуль­тате девальвации рубля, подтверждает возможность использования незадействован­ных производственных резервов для организации экономического роста. В-третьих, — относительное снижение издержек во многих отраслях обрабаты­вающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на про­дукцию производственно-технического назначения в 1998—1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экс­портных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики зна­чительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста. Следовательно, в российской экономике имеются главные предпосылки про­должения экономического подъема: свободные производственные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения и ищущие эффективного приложения финансовые ре­сурсы. Основная задача экономической политики состоит в том, чтобы соединить эти факторы роста. В этом случае удастся реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два—три года только путем использования уже суще­ствующих производственных мощностей производство может быть увеличено ми­нимум на 25 — 30%. В то же время ориентация на приоритетное обслуживание внешнего спроса практически исключает устойчивый экономический рост. Сохране­ние основных составляющих воспроизводственного режима последних лет может обеспечить в лучшем случае не более чем трехпроцентный экономический рост, стагнацию в течение десятилетия уровня жизни населения и повлечь за собой даль­нейшее снижение роли России в мировой экономике и политике. Вместе с тем сохранившийся ресурсный потенциал не вечен. Любая задержка с разработкой и реализацией адекватной социально-экономической политики с неиз­бежностью сокращает обусловленные им возможности позитивного экономического развития и достижимые его итоги. 2.2. Проблемы и ограничения роста Недостаточность внутреннего спроса. В настоящее время в экономике России сложилась ситуация, характеризующаяся наличием избыточных доходов, которые не могут быть эффективно использованы, в одной части экономики и острой потребно­стью в финансовых ресурсах для развития производства — в другой. Основная часть потенциального дополнительного спроса в настоящее время формируется за счет девальвационных доходов экспортоориентированного сектора. Реально же данный сектор ни в отношении оплаты труда своих работников, ни в смысле наращивания инвестиций не готов предъявить спрос, тем более на внутрен­нем рынке, в масштабах, соответствующих росту его доходов. В результате допол­нительные доходы экспортоориентированного сектора, возникшие в результате де­вальвации рубля, фактически превращаются в ресурс для вывоза капитала. В то же время значительная часть предприятий реального сектора экономики имеет чрезмерно низкую рентабельность и плохо обеспечена собственными оборот­ными средствами. В условиях, когда банковская система не в состоянии выполнять функции по межотраслевому переливу капитала, дефицит собственных средств в ре­альном секторе экономики обусловливает низкий уровень спроса. Поэтому стратеги­ческие перспективы развития экономики во многом будут определяться тем, удастся ли направить дополнительные доходы экономических агентов на внутренний рынок, и, прежде всего, на инвестиции.
Внешний долг. В случае выполнения в полном объеме обязательств по выплате внешнего долга результатом явится стагнация производства и дальнейшее снижение уровня жизни населения. Наиболее естественным выходом из этой ситуации как для России, так и для ее кредиторов, является реструктуризация внешней задолженности в результате переговорного процесса. Другой вариант решения проблемы — фор­мальное объявление дефолта по внешним долгам — имеет непредсказуемые послед­ствия.
В основу переговорного процесса целесообразно заложить следующие позиции. Во-первых, российская экономика в отличие от российского государства является пла­тежеспособной уже в настоящее время. Во-вторых, восстановление в России эконо­мического роста сможет превратить и российское государство в платежеспособный субъект международных отношении. В-третьих, кредиторы заинтересованы не в конфликте с российским государством, а в возврате долгов и сохранении нашей страны как значимого рынка сбыта и инвестиции. Следовательно, главные усилия Правительства и Центрального Банка РФ должны быть сосредоточены на ограниче­нии как нелегального вывоза капитала, так и импорта— с помощью политики об­менного курса и таможенной политики. Это будет способствовать сохранению по­ложительного сальдо торгового баланса, с одной стороны, и снижению давления им­порта на внутренний рынок и расширению экономического пространства для импортозамещения, — с другой. Вполне приемлемой как для России, так и для кредиторов, была бы такая рест­руктуризация задолженности, которая позволила бы выплачивать половину обяза­тельств, связанных с долгом СССР; в этом случае ежегодные платежи России со­ставляли бы в ближайшие три года около 8 млрд. долл. Реструктуризация задолжен­ности частному сектору и списание части госдолгов, предоставление которых опре­делялось политическими, а не коммерческими мотивами, безусловно облегчило бы России выход из кризиса. «Связанность» ресурсов. Нельзя недооценивать проблемы, возникшие в резуль­тате действия механизмов поддержания относительной сбалансированности воспро­изводственных процессов, сложившихся в годы кризиса. «Балансовый» избыток энергетических ресурсов и конструкционных материалов в существенной мере «свя­зан» и без труда утилизируется. Во-первых, экспортные поставки являются «связан­ными» в силу необходимости поддержания относительной внешнеторговой сбалансированности. Во-вторых, сложившийся режим воспроизводства мощностей в самих отраслях-экспортерах определяет нагрузку на экспорт как источник финансирования инвестиций в поддержание добычи природных ресурсов или в обеспечение качест­венных характеристик продукции, необходимых для эффективной конкурентной борьбы на внешних рынках. В-третьих, следует иметь в виду явление, которое мож­но назвать «анклавизацией» отечественной экономики. Несмотря на наличие потен­циального спроса на внутреннем рынке, некоторые предприятия прекращают произ­водить отвечающую этому спросу продукцию и при возможности переключаются на поставки продукции за рубеж. Эффективная мобилизация балансово избыточных материальных ресурсов, пре­вращение их в резерв экономического роста предполагает проведение соответст­вующей целенаправленной экономической политики. Инвестиционные ограничения. В условиях многолетнего кризиса отрасли инве­стиционного комплекса не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития. В резуль­тате длительного периода функционирования в режиме выживания произошла де­градация их производственного потенциала как в количественном, так и в качест­венном отношениях. В самом тяжелом положении оказались подотрасли, состав­ляющие технологическое ядро машиностроения, а также ориентированные на обес­печение воспроизводства фондов в большинстве отраслей обрабатывающей про­мышленности и в сельском хозяйстве. В настоящее время производственные возможности инвестиционного комплек­са не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе сек­торов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. В то же время возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два—три года все свободные ресурсы могут быть задействованы. Следовательно, без значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший рост будет невозможен. Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом инве­стиционном комплексе. Единственным экономическим субъектом, который может быть инициатором подобного инвестирования, является государство, осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и реализующее по­литику реформ как долгосрочную программу социально-экономических преобразо­ваний, Ценовые пропорции. Экономический рост последних двух лет, в решающей степени был обусловлен благоприятными ценовыми пропорциями. Для сырьевых от­раслей главным источником роста и финансовых накоплений явилась разница между внутренними и внешними ценами, обусловленная девальвационным эффектом. Для отраслей обрабатывающей промышленности важнейшим фактором, предопределив­шим положительную экономическую динамику, явился относительно медленный рост транспортных тарифов, а также цен на электроэнергию, топливо и услуги торгово-посреднического сектора. Однако с начала 2000 г. наметилась обратная тенденция. В частности, рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цен на конечную про­дукцию промышленности. Дальнейшее развитие этой тенденции способно резко снизить возможности экономического роста. В этой связи необходимо инструмента­ми госрегулирования ограничить рост цен на продукцию естественных монополи­стов. Следует исходить из того, что действительная задача отраслей-естественных монополистов состоит в создании общеэкономических условий для динамичного развития всего народного хозяйства России, а их прибыль является результатом ус­пешной работы в этом направлении. Неразвитость финансовой системы. Фактически в настоящее время мы опять оказались на этапе, когда необходимо заново строить финансовую систему, адекват­ную рыночной экономике. Общие основы такой системы очевидны: главенство пра­ва; строгая финансовая ответственность; экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах; безусловное исполнение фи­нансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах как соб­ственно права, так и его применения посредством судебного и административного принуждения к исполнению закона. С точки зрения оздоровления финансовой системы требуются законодательные акты. которые обеспечат: 1) ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров путем введения материальной и уголовной ответственности собственни­ков и высших менеджеров, включая наложение взысканий на личное имущество: 2) гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в негосудар­ственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного минимума; 3) эффек­тивное управление акционерной собственностью на базе расширения прав соб­ственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения процедуры при­менения санкций к управляющим акционерного общества, нарушающим законные права акционеров; 4) действенное управление госдолгом посредством принятия по правки к бюджетному законодательству, обязывающей сокращать отношение госу­дарственного долга к ВВП; 5) повышение доверия к банковской системе на основе гарантии достаточно высокого уровня сохранности вкладов населения и средств на счетах предприятий в коммерческих банках; 6) постепенный переход к бездотационности работы жилищно-коммунального хозяйства; 7) поэтапный выход на финансо­вый профицит Пенсионного фонда России при безусловном обеспечении прожиточ­ного минимума для всех категорий пенсионеров.
2.3. Этапы развития Анализ ресурсных и производственных возможностей нашей экономики свиде­тельствует о том, что эффективная траектория экономического роста в среднесроч­ной перспективе естественным образом распадается на следующие три периода. 1. Период высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающийся на вовлечение в экономический оборот неиспользуемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресур­сов. Учитывая, с одной стороны, имеющиеся резервы, а с другой, — рост производ­ства, уже произошедший в 1999—2000 гг., этот период не превысит трех лет. В его рамках достижимы темпы экономического роста на уровне 8—10% в год.
2. Период существенного снижения темпов экономической динамики, обуслов­ленного исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых мощно­стей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удаст­ся нарастить инвестиции в рамках первого периода. Расчеты показывают, что его длительность — два—три года. Темпы экономического роста при этом могут сни­зиться до 2—4% в год. Однако улучшится качество экономического роста, поскольку он будет обеспечиваться на базе развития наиболее высокотехнологичных произ­водств. Избежать существенного снижения экономической динамики удастся лишь в том случае, если в ближайшие три года удастся обеспечить сверхвысокие темпы ка­питальных вложений (более 25% в год). 3. С 2005 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохране­нием в течение десятилетия темпов экономического роста на уровне не ниже 5% в год. При этом задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость российской эко­номической системы к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественно внутренних накоплений и инвестиционных возможностей. 2.4. Формирование эффективной региональной структуры в экономике Основной задачей государственной региональной политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой - создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий. Отсутствие госрегулирования приводит и будет приводить к искажению регио­нальной структуры национальной экономики. Во-первых, известно, что рынок в ус­ловиях глобализации дает максимум макроэкономического результата только для национальной экономики в целом, а отнюдь не для каждого регионального хозяйст­ва. Более того, некоторые региональные экономики могут терять от участия в «от­крытом конкурсе» очень много. Это не создавало бы особых проблем, если бы из­лишки рабочей силы из таких регионов были способны свободно перемещаться в за­падные и южные районы. Однако рынки труда либерализируются гораздо медленнее рынков капитала. Во-вторых, возникший в последние десятилетия мощный контур кругооборота финансового капитала, "фактически обособившегося от реального сектора, при от­сутствии соответствующих ограничений и контролируемых приоритетов, обеспечи­ваемых госрегулированием, вполне в состоянии заблокировать любые усилия по оп­тимизации региональной структуры экономики, имея в виду соображения общест­венной пользы и государственной значимости. В-третьих, огромное расстояние между западными и восточными районами России и дороговизна наземной транспортировки сырьевых грузов усиливают опас­ность «врастания» отдельных частей нашей страны в разные сегменты мирового рынка, что чревато еще большим ослаблением внутренних связей. Такое «врастание» даже неизбежно, если экономика страны и дальше будет развиваться по «сырьевому сценарию». Все это диктует необходимость проведения специальной политики формирова­ния эффективной региональной структуры экономики. Основным признаком такой структуры мы считаем сочетание определенной экономической самодостаточности на уровне крупных регионов России с налаживанием их интенсивного взаимодейст­вия. 3. Основные элементы экономической политики 3.1. Укрепление рыночных основ экономики. Модернизация экономики требует нового этапа подхода к их разработке и реализации. Необходимо сместить акценты в подходе к управлению экономическими процессами. В российских условиях недостаточно ограничиваться классическими регулирующими воздействиями на рынки, прежде всего следует обратить внимание на качество их функционирования. Влияние на качество функционирования рынков распадается на две основные составляющие: а) насыщение экономики необходимыми рыночными институтами и инструмен­тами; б) правовое и информационное обеспечение рынков. В первую очередь речь идет об ускоренном формировании рынков, необходимых для экономического роста. В России, например, практически не работают рынки коммерческих кредитов и ком­мерческих долговых обязательств, да и межбанковский кредитный рынок излишне сегментирован и слаб для того, чтобы обеспечивать должное перераспределение фи­нансовых ресурсов. Опыт показывает, что без господдержки не приходится рассчи­тывать на начало эффективного функционирования указанных рынков в ближайшей перспективе. Государство в состоянии способствовать развитию ряда институтов и инструментов, существование которых существенно облегчило бы развитие соответ­ствующих рынков. В целом пока преждевременно говорить о курсе на дерегулирование в экономи­ке, что стало модным в последние годы. Сначала надо добиться эффективного функ­ционирования рынка и хотя бы относительной его управляемости. Действительно полезна в этой связи дебюрократизация государственного управления. Целью институциональных реформ на предстоящем этапе призвано стать соз­дание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в экономике и в социальной сфере. Только на этой основе можно добиться усиления согласованно­сти и координации стратегий различных экономических субъектов. Для этого необ­ходимо решить ряд разнообразных задач, к числу которых относятся следующие.: снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков, повышение на­дежности кооперационных связей. Сегодня низкое качество последних приводит к завышению затрат предприятий реального сектора на производство и сбыт продук­ции, к ощутимым потерям от несвоевременности и неточности исполнения кон­трактных обязательств. В результате растут цены, снижается рентабельность. Высо­кие издержки в сфере обращения препятствуют расширению кооперации и развитию обрабатывающей промышленности. На первый план выходит проблема выстраи­вания между предприятиями устойчивых технологических цепочек; поощрение про­цессов концентрации капитала на финансовых, страховых и инвестиционных рынках. Нужны создание и концентрация крупных стратегических посреднических структур для формирования и быстрого освоения современных банковских, страхо­вых, коммерческих и информационных технологий, значительно снижающих произ­водственные издержки и издержки обращения предприятий реального сектора эко­номики, задающих стандарты их качественного обслуживания и низкие цены на эти услуги. Параллельно важно проводить политику информационной открытости, по­ощрения надежных банков и формирования применительно к ним системы рейтин­гов и «белых списков». Укрупнение банков и выделение круга особо надежных из них позволят перейти к формированию системы учета и переучета векселей Цен­тральным банком России, что, несомненно, благотворно скажется и на системе регу­лирования денежного обращения, и на развитии реального сектора, и на российском инвестиционном климате в целом; формирование и поддержание в экономике сис­темы доверия. Условия этого — судебная реформа, развитие гражданского законо­дательства, задействование дифференцированной и сбалансированной системы санкций по отношению к нарушителям договорной дисциплины, торжество принци­па неотвратимости наказания не только в уголовной сфере, но и в сфере хозяйствен­ного поведения. Государство обязано укреплять систему партнерских отношений и деловой этики, причем начав с себя. Пока именно государство слишком часто подает пример невыполнения обязательств и в сфере бюджетных отношений, и в смысле за­долженности за госзаказы, и в области принятия законов, заведомо не обеспеченных финансовыми ресурсами, новых федеральных целевых программ на фоне неиспол­ненных предыдущих, и т.д., и т.п. По крупному счету, государству как главному уча­стнику российского бизнеса нужно позаботиться об улучшении своей «кредитной истории», о формировании репутации честного партнера, первоклассного заемщика. Стратегически это принесет гораздо большие выгоды, чем сегодняшняя недально­видная политика приобретения мелких выгод от неисполнения государственных обя­зательств. Формирование системы доверия выгодно и государству, и бизнес, и насе­лению, поскольку открывает перспективы для развития тех сложных видов экономи­ческой деятельности, которые зависят от развития кооперации в обрабатывающей промышленности и которых пока нет в первую очередь из-за высоких издержек, компенсирующих отсутствие механизмов полдержания партнерских отношений; разработка и осуществление стратегии развития госсектора. Сегодня практически отсутствуют механизмы определения целей его развития и управления им как цело­стным экономическим образованием. Отсутствует и понимание того, что госсектор российской экономики необходим не столько для решения коммерческих задач, сколько для формирования стратегических рынков, создания рабочих мест и расши­рения налогооблагаемой базы, для поддержания пропорций воспроизводства, и др. Нужны процедуры определения приоритетов развития отраслей, продуктовой спе­циализации и согласованной маркетинговой политики госпредприятий, а на этой ос­нове — разработка программ госинвестирования.
Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши от его реализации, В этом смысле государство заинтересовано в проектах развития инфраструктуры, в ин­вестициях в развитие стратегических рынков, в комплексных инвестиционных про­граммах. Плюсами для государства в подобных случаях становятся косвенные эф­фекты — создание рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, рост произ­водства в смежных секторах экономики.
Должна быть развернута система управления деятельностью унитарных пред­приятий на основе бизнес-планирования и установления финансово-экономических показателей их деятельности, экономического мониторинга и контроля деятельности руководителей с точки зрения выполнения бизнес-планов. Требуются тщательная инвентаризация предприятий госсектора, выявление масштабов и структуры их до­черних и аффилированных с ними структур, позволяющих «уводить» государствен­ные активы из-под госконтроля, и решительное пресечение подобной деятельности; пересмотр налогового режима как элемент стимулирования экономического рос­та. Россия находится сейчас в той стадии экономического развития, которая требует налогового поощрения активных инвестиций в технологический потенциал почти всех сфер бизнеса. Без интенсивного обновления технологий будут и далее не только утрачиваться экспортный потенциал страны, но подрываться конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке; проведение целостной и сбалансиро­ванной инвестиционной политики. В настоящее время таковая просто отсутствует, имеется лишь набор разрозненных соответствующих проектов, мер, идей, представ­лений. Реальный подъем инвестиционной активности вряд ли возможен без вме­шательства государства, ориентированного на снижение рисков в основных сегмен­тах рынка инвестиций. Сегодня излишняя ликвидность банковской системы может трансформироваться в инвестиционные проекты реального сектора лишь при уча­стии государства. Поэтому предстоит вернуться к ранее разработанным предложени­ям по стимулированию инвестиций. Аналогичные рекомендации могут реализовы­ваться в рамках программ регионального и отраслевого развития. Кроме мероприятий, прямо нацеленных на наращивание инвестиционного по­тенциала российской экономики, возможны два направления «расчистки площадки» для инвестиционной деятельности. Необходимо создать: 1) единые правила реструк­туризации задолженности предприятии; 2) прозрачный и эффективный механизм обжалования действии представителей органов власти, оформленных ненорматив­ными актами, а также бездействия ее представителей. В отношении иностранных инвестиций пора задействовать режим их ограни­ченного допуска в те отрасли и производства, где укрепляются позиции отечествен­ных производителей, имеются хорошие перспективы для расширения выпуска и по­вышения конкурентоспособности наших товаров. Формирование режима ограничен­ного допуска иностранного капитала будет частично способствовать и сокращению вывоза капитала. Разработка и реализация программы развития фондового рынка. В условиях экономического роста объективно повышается капитализация фондового рынка в части корпоративных ценных бумаг, поскольку опережающими темпами растет их будущая доходность и снижаются инвестиционные риски. Такой прирост капитали­зации чреват новым (как в 1993—1997 гг.) появлением множества мелких операто­ров рынка, тормозящим формирование крупных концентрированных инвестицион­ных структур. Следствием этого стало бы очередное относительное удорожание ин­вестиционных ресурсов для реального сектора. Наоборот, стимулирование процессов концентрации на рынке капиталов должно привести к их постепенному удешевле­нию и способствовать активизации инвестиций в материальное производство, увели­чению их совокупного объема и улучшению инвестиционного климата в целом. Кроме того, переход от мелкодисперсных инвестиций к крупным проектам позволит повысить эффективность вложений. В этих целях важно поощрять концентрацию в сфере инвестиционных посредников, активней стимулировать формирование инве­стиционных банков и фондов, активизировать создание Российского банка развития для аккумулирования страховых резервов, временно свободных ресурсов государст­венных внебюджетных фондов, активов пенсионных фондов и других финансовых ресурсов. Стимулирование развития страхового рынка. В ходе решения этой задачи, во-первых, защищаются имущественные интересы населения и юридических лиц, ибо их издержки на компенсацию потерь замещаются издержками на предотвраще­ние страховых событий. Во-вторых, укрепляются воспроизводственные связи, уменьшаются потери от вынужденного самострахования в форме завышенных цен, тарифов и себестоимости продукции, связывания оборотных средств предприятий для компенсации ненадежных операций с ненадежными партнерами, и т.п. В-третьих, при развитии добровольного страхования жизни и появлении у страховых компаний соответствующих страховых резервов формируется значительный объем инвестиционных ресурсов. В-четвертых, имеет место легализация хозяйственных операций, так как страховые компании сами заинтересованы в осуществлении жест­кого контроля за состоянием и оборотом застрахованного имущества. 3.2. Активизация конечного спроса Производственные мощности, квалифицированная рабочая сила и отсутствие значимых ресурсных ограничений - безусловно важнейшие резервы и факторы упро­чения позитивной экономической динамики. В то же время они оказываются мерт­вым капиталом, если не оплодотворяются реальным платежеспособным спросом. Таким образом, ключевая проблема государственной экономической политики в перспективе состоит в расширении возможностей управления конечным спросом. В настоящее время эти возможности весьма невелики и практически ограничены спро­сом государственным. Между тем, согласно опыту развитых стран, могут быть за­действованы механизмы государственного влияния как на конечный спрос домаш­них хозяйств, так и на инвестиционный спрос корпораций. Регулирование доходов. Применительно к спросу домашних хозяйств этот меха­низм связан, в частности, с законодательным установлением и регулированием ми­нимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования является, с одной сто­роны, инструментом предоставления социальных гарантий работающим, с другой, позволяет через механизмы социально-доходной стратификации «мягко» воздейст­вовать на всю зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в конечном счете ди­намику потребительского спроса домашних хозяйств. Регулирование заработной платы через механизм законодательного установле­ния ее минимального размера особенно актуализировано после 17 августа 1998 г, и последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые товары. Естественное макроэкономическое ограничение роста минимальной оплаты труда определяется динамикой доходов, зависящей от ситуации в народном хозяйстве. С июля 1998 г. по май 2000 г. доходы российской экономики во внутренних ценах увеличились почти в 3,5 раза, тогда как заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искус­ственном «накачивании» денежного спроса населения, а о формировании механизма воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.
Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата. Это — стратегическая задача развития и важнейшее условие модернизации отечественной экономики. В то же время необходимо подчеркнуть: при всей важности инвестиций в основной капитал приоритетным по-прежнему является обеспечение роста инве­стиций в оборотный капитал. Именно наращивание последнего — ключевая матери­альная предпосылка высоких темпов экономического роста выше - отмеченного пер­вого этапа в прогнозируемой среднесрочной перспективе народнохозяйственного развития. Благоприятный инвестиционный климат для оборотного капитала создает­ся прежде всего снижением коммерческих рисков и определяемых ими уровней про­центных ставок. Снижение этих ставок создаст условия для более рационального ис­пользования собственных средств предприятий, соответственно повысит эффектив­ность экономической деятельности.
Главная причина высоких рисков в экономике — низкий уровень доверия как хозяйствующих субъектов к государству и власти, так и деловых людей друг к другу. Начавшийся экономический рост создает уверенность предпринимателей в будущем — важнейшую компоненту улучшения инвестиционного климата. Но этого недоста­точно. Государство может и обязано воздействовать на этот климат путем принятия на себя части рисков, а также посредством институциональных решении, повышаю­щих степень доверия инвесторов. Кредитование экономики. Определившиеся после августовского кризиса 1998 г. тенденции отчетливо выявляют наличие внутренних ресурсов финансирования эко­номического роста, а также доказывают способность российской экономики пози­тивно реагировать на открывающиеся возможности. Вопрос лишь в том, каким обра­зом использовать соответствующие ресурсы. Первый из них — «избыточная» ликвидность, которая достигает 100 млрд. руб. и которая при сохранении положительного сальдо внешнеторгового баланса неиз­бежно будет возрастать, если предприятия, обладающие ею, не начнут осуществлять инвестиционные программы и повышать заработную плату своим работникам. С точки зрения экономического роста необходимо побудить хозяйствующих субъектов к реализации инвестиционных проектов: однако за рамками последних в любом слу­чае окажутся предприятия, не связанные с экспортом продукции. Соответственно даже в благоприятном случае возможный экономический рост будет однобоким. Тем важнее задействовать потенциал «избыточной» ликвидности для кредитования ре­ального сектора экономики. Второй ресурс финансирования экономического роста - сокращение утечки ка­питала, возможное лишь при усилении роли Министерства по налогам и сборам РФ и его теснейшем взаимодействии с Центральным банком России в областях валютно­го контроля и противостояния фиктивным банковским операциям, операциям «обна­личивания» и наличным расчетам. В случае успешного осуществления этих меро­приятий дополнительный финансовый ресурс распадается на две части: увеличение доходов бюджетов всех уровней и рост ликвидности предприятий. Первая часть должна использоваться в основном для снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, а также направляться на выплаты по госдолгу, вторая — напря­мую участвовать в финансировании экономического роста. Что касается такого естественного для рыночной экономики ресурса, как сбере­жения населения, то его использование в качестве источника инвестиционного капи­тала сопряжено с определенными трудностями. Прежде всего сказывается хорошо известная система перекрестного субсидирования, при которой основные расходы на энергию несет промышленность, а население оплачивает небольшую часть стоимо­сти энергии. Сейчас государственная политика ориентируется на постепенное повы­шение стоимости энергии для населения и приближение ее к себестоимости. Это оз­начает, что в скором будущем граждане будут тратить больше на текущие расходы и меньше - на сбережения. Причем эта тенденция будет характерна в первую очередь для низкодоходных слоев. Учитывая, что около 75% сбережений населения хранятся в Сбербанке, причем из них около двух третей приходится на пенсионные вклады, не стоит, видимо, рассчитывать на сбережения населения как на основной источник ин­вестиционные ресурсов, трансформированных банковской системой. Впрочем, с рос­том реальных доходов населения будет развиваться средний слой, а его предпочте­ния сбережений не столь сильно зависят от цен на жилье и энергию. Скорее, этот слой предпочтет сберегать в системе страхования, и именно на данный ресурс стоит обратить внимание. За ростом продаж жилья, личного транспорта, и других товаров долгосрочного пользования обычно следует повышение интереса к программам страхования этой собственности. В данной области государство вполне может сти­мулировать страховой рынок, который станет более мощным, чем обычные банков­ские депозиты, источником инвестиционных капиталов. Страховые сбережения можно считать третьим потенциальным ресурсом инвестиционного капитала. В целом развитие потребительского кредита в экономике поднимает планку благосостояния, доступную каждому отдельному гражданину, одновременно стиму­лируя его работать с большей отдачей и повышать свой постоянный доход — вследствие необходимости существенных текущих выплат на обслуживание кредита, страховки, и т.п. В этом смысле можно утверждать, что потребительский кредит яв­ляется генератором дополнительных доходов в экономике и его прогресс ведет к общему повышению производительности труда. 3.3. Денежно-кредитная политика Современное рыночное хозяйство с точки зрения способа перераспределения финансовых ресурсов, соответственно финансовой структуре, имеет две модифика­ции 1) экономика финансовых рынков; 2) экономика задолженности. В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации де­нежно-кредитной политики - обеспечение потока банковского кредита в реальный сектор экономики. Важнейшие причины, препятствующие в настоящее время расширению потока кредитов в реальную экономику, таковы: 1) завышенные процентные ставки и отсут­ствие работающих механизмов перераспределения ликвидности в банковском секто­ре; 2) исключительно узкий спектр рублевых финансовых инструментов; 3) низкая доходность производства; 4) чрезмерная спекулятивность рынка и неустойчивость рубля по отношению к иностранным валютам; 5) несоответствие по срокам предло­жения ресурсов банков и спроса реального сектора на кредиты при отсутствии сис­темы центробанковского рефинансирования коммерческих банковских кредитов; 6) высокий риск инвестирования в реальную экономику, во многом порождаемый как раз ее тяжелым финансовым состоянием, а также невозможность оценить перспек­тивную конъюнктуру в связи с искусственно деформированным платежеспособным спросом; 7) неумение российских банков по современному работать с клиентурой. Все эти моменты в той или иной степени характерны для разных банков и фи­нансовых групп, однако любая из названных проблем в различных конкретных си­туациях может становиться главным препятствием на пути трансформации банков­ской ликвидности в работающие в производстве капиталы. Решение подобных про­блем практически исключено на уровне конкретного коммерческого банка, но впол­не достижимо на уровне банковской системы в целом при активном участии Цен­трального банка России и крупнейших банков, находящихся под госконтролем. Со­ответствующие мероприятия должны включать: 1)активизацию механизмов пере­распределения ликвидности финансово избыточных агентов банковского сектора в пользу финансово недостаточных; 2) расширение практики рефинансирования ком­мерческих банков, кредитующих реальный сектор, путем развития системы учета и переучета векселей предприятий, а также включение в портфель ЦБ РФ рыночных займов первоклассных заемщиков; 3) снижение учетной ставки до уровня, не пре­вышающего нормальную доходность в экономике; 4) формирование каналов, на­правления денежной эмиссии на производственные нужды; 5) совершенствование института банкротства и механизмов обращения взыскания на имущество неплате­жеспособных должников. Дополняющие перечисленный набор мер увеличение де­нежного предложения, а также специальная программа по снижению неплатежей в экономике и вытеснению неденежных форм расчетов позволят обеспечить нормаль­ное финансирование экономического роста.
3.4. Бюджетно-налоговая политика Отношения в бюджетно-налоговой сфере — еще один ключевой элемент фи­нансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет вы­кристаллизовались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями: 1) уровень налогового бремени реального сектора не позволяет финансировать даже простое воспроизводство; 2) значительная часть эко­номики фактически выведены из-под налогообложения; 3) общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранение вышена­званных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для произво­дителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.
Основной принцип достижения сбалансированного и ориентированного на эко­номический рост бюджета— опережающий рост бюджетных доходов при эффектив­ном контроле над расходными статьями. Источником роста доходов бюджета долж­ны являться в первую очередь доходы, генерируемые хозяйствующими субъектами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную значимость имеют на­логовые стимулы поддержания экономической конъюнктуры, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Другие важные пополнения доходной части бюджета — доходы от реализации государством своей собственности, рентные доходы от ис­пользования природных богатств России, а также повышенные ставки налогообло­жения приобретаемых предметов роскоши, недвижимости, алкоголя. Хотя Правительство РФ приступило к налоговой реформе, в ее русле крайне на­стоятельными остаются следующие меры. 1. Экстренная реструктуризация задолженности с установкой на получение в бюджет максимума «живых» денег при неукоснительном исполнении дальнейших бюджетных платеже. 2. Срочное упрощение системы налоговых платежей для малых и средних пред­приятий, установление для первых только двух платежей — социального налога и платы за лицензию, а для вторых — трех: названных плюс НДС. 3. Реформирование налогообложения предприятий реального сектора экономи­ки, которое должно привести к снижению нормы обложения и увеличению налого­вой массы. Необходимы, в частности, значительное снижение фискальной нагрузки для исправно платящих налоги предприятий, а также предоставление всем осталь­ным возможности перейти в категорию субъектов с пониженным налогообложением после погашения недоимок. 4. Немедленный перевод всей бюджетной сферы на сметную систему финанси­рования с введением штатного расписания, норм расходов, и т.п. 5. Совершенствование процедур формирования госзаказа на основе бюджетных расходов. Госзаказ должен содержать не только объемы, но и цены, а также качест­венные характеристики закупаемой продукции. Конкурсы целесообразно проводить с возможностью выбора вариантов более низких цен и более высокого качества. Уровень цен, фиксированных в госзаказе, следует превратить в важнейший стабили­зирующий фактор инфляционных ожиданий. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не наоборот. Но все это реализуемо лишь при условии пол­ной и своевременной оплаты госструктурами своего заказа. 6. Полный перевод бюджетных денег в Казначейство под управление структур Центрального банка России — как по доходам, так и по расходам. Причем в отноше­нии расходов Казначейство должно выполнять все свои функции, в том числе по вы­плате наличных денег. Вместе с тем, учитывая то, что в настоящее время маневриро­вание свободными остатками средств на бюджетных счетах является важным инст­рументом воздействия региональных администраций на экономику территорий, не­обходимо предусмотреть механизм использования под контролем этих администра­ций временно свободных бюджетных средств для кратковременного кредитования экономики регионов. Императив бюджетной политики — достижение сбалансированности между реализацией социальных обязательств госвласти и ее возможностями мобилизовывать финансовые ресурсы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Что­бы реально оценивать потенциал государства по выполнению своих обязательств, следует четко представлять себе положение дел в бюджетной сфере. В настоящее время бездефицитность бюджета — не более чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета «перетекает» в бюджеты субъектов Федерации. Это про­исходит потому, что реально не учитываются социальные обязательства регионов, являющиеся государственными. Так, перераспределение доходов между уровнями бюджетной системы в 2001 г., согласно оценкам, приведет к существенной утрате устойчивости социальных обязательств субъектов Федерации, бюджеты которых по­теряют около 130 млрд. руб. при потерях федерального бюджета в 6 млрд. Азбучная истина: единое государство обязано иметь единый госбюджет, кото­рый надлежит разрабатывать и принимать с учетом необходимости обеспечения должных расходов на уровне субъектов РФ. Процедуру утверждения федерального бюджета, оформляемого в качестве федерального закона, следует дополнить проце­дурой рассмотрения доходов и расходов консолидированного бюджета субъектов Федерации. Прогноз последнего, составной частью которого важно сделать феде­ральный бюджет, должен вноситься Правительством РФ в Федеральное Собрание. Перспективы дальнейшего существенного падения налоговых поступлений от реального сектора экономики вынуждают в кратчайшие сроки начать снижение на­логового бремени. При этом следует исходить из того, что грамотно проведенное уменьшение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступле­ний не только в будущем, но и в настоящем. Нужны такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки таких ставок поступле­ний: по НДС — не выше 10%; по налогу на прибыль — не выше 20: по всем видам социальных отчислений - не выше 25% налогооблагаемой базы. При этом в случае инвестирования прибыли в основной и оборотный капиталы льготы по налогу долж­ны сводить его ставку к нулю. Такой режим налогообложения целесообразно ввести на период не менее двух лет. Фактически речь идет о том уровне налогового бреме­ни, который можно считать нормальным исходя из стратегии долгосрочного соци­ально-экономического развития страны. Естественно, что на первом этапе такое снижение должно распространяться только на предприятия, которые не имели перед бюджетом просроченной задолжен­ности, остальные же следует облагать по ранее действовавшим ставкам. Важно, что­бы эти предприятия получили возможность платить налоги по пониженным ставкам непосредственно после уплаты просроченной налоговой задолженности, а особо крупные предприятия — после подписания с фискальными органами договора о ре­структуризации долгов. Для преодоления бюрократизма и волокиты необходимо установить жесткий срок проведения соответствующих проверок.
3.5.Задачи региональной политики В настоящее время социальный, институциональный и воспроизводственный аспекты деятельности региональных и местных органов власти и управления в зна­чительной степени затеняются необъятным перечнем текущих задач, среди которых: оживление производства устранение кризиса платежей; «затыкание дыр» в снабже­нии; поддержание достойного уровня пенсионного обеспечения и регулярности вы­платы пенсии: обеспечение нормального функционирования ряда федеральных структур на территории и т.п. Такое положение вполне объяснимо в условиях пере­ходного периода, но не снимает с территорий ответственности за развитие и поддер­жание стабильности социальной сферы и ресурсного потенциала. А это требует нор­мализации долгосрочного аспекта деятельности территориальных администраций, отделение его в идейном, организационном и финансовом отношениях от их те­кущей работы. Названная проблема не нова и допускает широкий спектр решений — вплоть до создания в центре и на местах специальных органов, ответственных за долгосрочное развитие.
Учитывая вышеуказанные компоненты региональной экономической политики, она как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, не должна концентрироваться исключительно на проблемах спасения отдельных регионов. Важнейшей задачей является стимулирование «локомотивных регионов» или «ре­гионов с предпосылками ускоренного экономического развития». Региональная го­сударственная политика обязана стимулировать использование регионами реальных и возможных сравнительных преимуществ для наращивания экономического потен­циала и улучшения социальных условий на соответствующей территории. Объединение регулирующих усилий федерального центра и субъектов Федера­ции предполагает эффективную организацию перераспределения компетенции и от­ветственности за экономическое и. главное, за социальное развитие между общерос­сийским и региональным уровнями государственной власти. До сих пор передача от­ветственности на уровень субъектов Федерации не сопровождалась адекватной по масштабам и структуре передачей ресурсов и полномочий. Одновременно происхо­дило постоянное изменение пропорций распределения доходов между федеральным и региональным уровнями в пользу первого. Подобная тенденция в перераспределе­нии доходов чревата гипертрофированной концентрацией функций экономической политики и социальных обязательств на собственно федеральном уровне. В этом случае достижение устойчивого экономического роста и эффективное поддержание социальных стандартов в региональном аспекте скорее всего, будут исключены, а возможности самих регионов по эффективному управлению социальными процесса­ми, увеличению ресурсного потенциала и по созданию институциональных условий, нацеленных на максимальное использование сравнительных преимуществ отдельных регионов, станут использоваться все в меньшей степени. Настоятельная задача - изменение пропорций распределения доходов. 3.6. Роль государства Роль государства в экономике и социальной сфере — ключевой вопрос эконо­мической программы. Реальности нынешнего этапа и среднесрочной перспективы таковы, что госу­дарство должно естественно усилить свою ответственность и повысить эффектив­ность воздействия в таких традиционных областях общественной жизни, как управ­ление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и обра­зования. Кроме того, учитывая особенности переходного периода и специфику эко­номики России, государство обязано существенно расширить ареал своей хозяйст­венной ответственности. К сфере исключительной его ответственности в экономике следует отнести военно-промышленный, агропромышленный и инфраструктурный комплексы. В отношении ВПК центральная задача—социально-экономическая модерниза­ция. Она должна быть направлена, во-первых, на обеспечение обороноспособности страны, во-вторых, на достижение технологической и экономической конкуренто­способности военной и гражданской продукции на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи предстоит осуществить следующую систему мер: 1) провести технологи­ческую модернизацию производственной базы средствами дифференцированной промышленной политики; 2) содействовать модернизации структуры и методов управления как на уровне ВПК в целом, так и применительно к отдельным предпри­ятиям, холдингам, финансово-промышленным группам; 3) поддержать обновление кадровой структуры комплекса в рамках специальной государственной программы, согласованной с действиями по технологическом обновлению производства. Наи­большие, возможности для развития и распространения технологии двойного назна­чения имеются а отраслях телекоммуникации, аэрокосмических производствах, в ка­чественной металлургии и в производстве специальных транспортных средств. Применительно к ЛПК необходимо различать помощь селу и помощь сельско хозяйственному производству. Учитывая, что в сельской местности проживает треть российского населения, государство должно оказывать ему прямую финансовую поддержку в отношении газификации, электрификации, строительства дорог, учреж­дений образования и медицинского обслуживания. В случае реализации этой задачи сельскохозяйственное производство по условиям функционирования уже не будет принципиально отличаться от производства промышленного. В то же время государство должно проводить активную линию на решение двух важнейших проблем, определяющих будущее нашего сельского хозяйства. Это, во-первых, «ножницы цен», для устранения которых необходимо ликвидировать моно­полизм торгово-посреднических структур и переработчиков сельскохозяйственного сырья. Во-вторых формирование цивилизованного рынка земли. Последний спосо­бен нормально функционировать и работать на экономику села только при наличии ряда условий, в том числе развитой инфраструктуры земельных банков, находящих­ся под патронажем государства. Производственная инфраструктура формирует предпосылки нормального функционирования народного хозяйства как целого и фактически обеспечивает его «скрепы». Для России как северной, морской и территориально протяженной страны чрезвычайно важны развитие и надежное функционирование систем тепло- и элек­троснабжения, трубопроводного транспорта, автомобильных и железных дорог, мор­ских портов. Прогресс этих сфер, не дающий прямых коммерческих выгод, но пре­допределяющий эффективность всей экономики, должен находиться в центре вни­мания государства. Любые программы приватизации и разгосударствления здесь надлежит подвергать тщательной общественно-экономической экспертизе, призван­ной предотвратить разрушение инфраструктурной базы единства страны и подрыв основных прав населения. 4. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ Эффективное развитие экономики и социальной сферы возможна лишь на осно­ве эффективной системы власти. На пороге XXI столетия наше государство нуждает­ся в консолидации, преодолении практики несогласованности действий и расхожде­ния декларируемой и фактически проводимой политики. В условиях разделения вла­стей и федерализма необходимы установление и неуклонное соблюдение таких принципов, как распределение компетенции, непротиворечивость, реализуемость и верховенство законов, исключение взаимопересечений и дублирования регуля­тивных воздействий, приоритет федерального законодательства. Обязательным должно стать невмешательство федеральных властей в решения, эффективно прини­маемые и реализуемые на уровне субъектов Федерации, равно как и региональных властей — в соответствующие решения органов местного самоуправления.
Сильное российское государство — это эффективно функционирующая систе­ма, элементами которой являются действенные федеративные отношения, процве­тающая экономика, результативные государственное управление и власть. Один из главных приоритетов в деле его построения — достижение консенсуса по основным «правилам игры» между президентскими и правительственными структурами, с од­ной стороны, и ключевыми экономическими и политическими субъектами, — с дру­гой. В настоящее время многим из этих субъектов выгодна неэффективность рыноч­ных институтов, и задача состоит в преодолении их сопротивления, опираясь на ин­ституты гражданского общества и вовлекая в процесс принятия решений представи­телей среднего класса и нового частного бизнеса.
Обеспечение благополучия и достойной жизни граждан не может быть делом только власти, тем более лишь одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требу­ет согласованных действий федерального центра, регионов и бизнеса. Создание пра­вового и организационного механизма, обеспечивающего такое согласование, — ос­нова стратегии развития государства. Темпы этого развития в предстоящий период будут определяться возможностями и условиями согласования и балансирования ин­тересов основных субъектов процесса, о котором идет речь. Прежде всего это каса­ется взаимоотношений федерального центра, региональных властей и частного биз­неса. Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизм ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни. Это позволит строго разграничить обязательства и сферы ответствен­ности федерального центра, регионов, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств за повышение благосостояния и решение социальных задач. В то же время это явится основой для организации практической системы переговорных процессов между основными участниками общественного договора. 5. Основные элементы краткосрочной экономической политики 5.1. Текущая макроэкономическая ситуация. Еще в конце первого полугодия 2000 г. наметились явные признаки снижения темпов промышленного подъема. Это выразилось, в частности, в резком замедлении динамики выпуска промышленной продукции: если в первом квартале среднемесяч­ные темпы его прироста составили 1,4%, то во втором квартале — всего 0,6%. В. третьем квартале темпы прироста промышленного производства упали до нуля. Отмеченные изменения базовых макротенденций имеют фундаментальный ха­рактер, отражая качественные изменения модели экономического развития, произо­шедшие в течение 1999- -2000 гг. В период «экономического оживления», начавше­гося в октябре 1998 г. можно выделить две фазы экономического подъема. Первая фазы подъема — с октября 1998 г, по июнь 1999 г, — характеризовалась интенсив­ным промышленным ростом с темпом 2-3% в среднем за месяц; при этом конечный спрос в целом обнаруживал тенденцию к снижению. И по динамике, и по структуре промышленный подъем имел отчетливо выраженный восстановительный характер. Его локомотивами стали: 1) импортозамещение. возможности которого обусловли­вались как девальвацией рубля, так и ослаблением основных затрата образующих факторов; 2) инвестиции предприятий а запасы материальных оборотных средств. Основной вклад в прирост промышленной продукции внесли машиностроение и сырьевые отрасли при весьма умеренной роли отраслей потребительских. Исчерпа­ние потенциала «поверхностного импортозамещения» обусловило прекращение подъема в середине 1999 г.: темпы прироста промышленного производства снизи­лись до стагнационного уровня — 0.5% в месяц. Вторая фаза подъема, начавшаяся в ноябре 1999 г., была в отличие от первой связана не с импортозамешением, а с волной расширения внутреннего и внешнего конечного спроса. Ключевой момент состоял в том, что различные сегменты россий­ской промышленности смогли «зацепиться» за расширение конечного спроса, хотя и в весьма неодинаковой степени. Рост промышленной продукции за семь месяцев (108,3%) почти совпал с масштабами расширения внутреннего конечного спроса (109,71 и экспорта. В части внутреннего спроса оживление опиралось на повышение реальных доходов населения и на возросшие за предшествующий период доходы предприятии. Рост внешнего спроса был связан прежде всего с резко "улучшившейся конъюнктурой мирового рынка. Фаза стабилизации, наступившая с июня 2000 г., по-видимому, отражает исчер­пание энергии промышленного подъема. Эти процессы негативно влияют как на динамику конечного спроса, так и на способность предприятий реагировать на его расширение; их развитие ведет к посте­пенному ухудшению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. На макроуровне это проявляется в том, что доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в ВВП неуклонно снижается. Что касается микроуров­ня, то опросы руководителей предприятий свидетельствуют: в сентябре и октябре 2000 г. прекратился рост прибыли в промышленности. Это в свою очередь негативно отразилось на состоянии оборотного капитала. В результате в российской экономике возник эффект торможения, который дей­ствует сразу по следующим трем направлениям: 1) прекращение роста инвестиций, в составе источников финансирования которых более 50% суть собственные средства предприятий; 2) сокращение запасов материальных оборотных средств из-за посте­пенно ухудшающегося состояния оборотного капитала; 3) стабилизация и некоторое снижение физического объема экспорта вследствие роста затрат производителей и повышения реального валютного курса рубля. Данные три компоненты составляют около половины конечного спроса на товары. Этим и объясняется факт: хотя а ию­не— сентябре 2000 г. динамика оборота розничной торговли практически не ухуд­шилась по сравнению с предшествующей фазой подъема стабилизации инвестиций и снижения экспорта оказалось достаточно для того, чтобы промышленный подъем прервался. Наряду с отмеченными конъюнктурными процессами проявились и более глу­бокие ограничения промышленного подъема. Однако сложившаяся ситуация входа в стагнацию еще далека от того, чтобы быть необратимой. Перспектива новой волны промышленного подъема связана прежде всего с монетизацией экономики — возобновившейся с мая 2000 г. тенденцией увеличения ре­альных остатков средств на счетах предприятий. Это немедленно вызвало снижение доли бартера в расчетах между предприятиями. За последующие месяцы она упала до рекордно низкого значения. До сих пор монетизация экономики была связана в основном с внешнеэкономи­ческой деятельностью предприятий. В перспективе поддержание монетизации в ре­шающей мере будет зависеть от банковской системы. Следует отметить, что хотя кредиты в реальном выражении и имеют тенденцию к росту, в целом банковская система еще не готова к масштабному расширению кре­дитования предприятий. Причины этого лежат как на стороне банков, так и на сто­роне предприятий. Позитивный вариант развития в краткосрочной перспективе возможен при сле­дующих предпосылках: 1) мобилизации имеющихся резервов роста инвестиций, прежде всего связанных с вовлечением сбережений предприятий и населения в их финансирование и с сокращен», по ем вывоза капитала; 2) снижении относительных цен на товары и услуги естественных монополий; 3) дальнейшей монетизации хозяй­ственного оборота, прежде всего на основе расширения спроса на деньги со стороны предприятий; 4) роста реальных объемов банковского кредитования нефинансовых предприятий; 5) сохранении цена нефть на уровне не ниже 23—24 долл. за баррель в среднем за год.
Сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры мировых рынков сырья спо­собствовало бы стабилизации экспорта на высоком уровне, соответственно сохране­нии сальдо торгового баланса в объеме 50—51 млрд. Это с большой вероятностью привело бы к дальнейшему укреплений рубля. Предотвращение еще большего раз­рыва между динамикой цен и валютного курса потребовала бы от Банка России чис­тых покупок валюты на открытом рынке в объеме около 10 млрд. долл. за год.
5.2. Меры по повышению темпов и устойчивости экономического роста Безусловная задача ближайшей перспективы — создание условий для преодо­ления ограничивающих темпы экономического развития факторов, которые непре­менно возникнут 2003—2005 гг. Необходимо разработать программу использования вероятных дополнительных доходов для создания условий более благоприятного развития экономики России. Не следовало бы направлять эти доходы на осуществле­ние выплат, сокращающих долговые обязательства. Естественно, погашение таковых одна из важнейших задач Правительства РФ. Но очевидно и то, что погашение за­долженности сверх необходимого уровня отбирает финансовые ресурсы у экономики и замедляет экономический рост. Вовлечение имеющиеся финансовых ресурсов в экономику безусловно может способствовать развитию инфляции. Вместе с тем ес­тественная задача федеральной исполнительной власти канализировать финансовые потоки так, чтобы эффект для экономического роста был максимальным, а инфляци­онные процессы оставались под контролем. В последнее время крайне обострилась проблема износа основных фондов. Она имеет отношение к подавляющему большинству предприятий, но прежде всего — к крупным компаниям, поддерживающим энергетическую и транспортную инфра­структуры страны. В данной области действительно есть огромный спрос на капитал, но в нынешних экономических условиях его трудно реализовать, причем не только и не столько из-за недоступности заемных средств, сколько вследствие крупных кос­венных издержек по реализации проектов замены основных фондов. Учитывая современный мировой уровень технологий, в обозримой перспективе существенная часть вводимых а действие основных фондов должна базироваться на импортном оборудовании, тогда как внешнеторговая и таможенная политика государства пре­пятствует импорту производственного капитала. В результате, чтобы получить про­изводственный капитал, промышленности придется выплатить огромные налоги и пошлины. Проблема финансирования здесь не первостепенна, ибо масштабы нуж­ных сумм вообще ставят под вопрос выгодность замены изношенных основных фон­дов, и в нынешних обстоятельствах он решается не, а пользу их обновления. Таким образом, в список государственных приоритетов попадают изменение налогово-таможенной идеологии и ориентация на освобождение импортируемого оборудования, не производимого в России, от таможенных пошлин. Ориентиром же таможенной политики в целом должен стать дальнейший перенос пошлин с импор­тируемого производственного оборудования на экспортируемое сырье и импорти­руемые потребительские товары. Это должно обеспечить прирост внутреннего спро­са на отечественные потребительские товары и облегчить расширение предложения такой продукции на внутреннем рынке. Динамика внешнеторгового оборота Российской Федерации окажется сущест­венно выше, если задействовать механизм использования избыточных и фактически замороженных валютных резервов. Постоянный рост валютных резервов в руках де­нежных властей, обусловленный избыточным положительным сальдо внешней тор­говли, создает условия для существенного рывка в экспорте продукции обрабаты­вающей промышленности и для существенного обновления технологической базы экономики посредством расширения технологического импорта. Представляется целесообразным использовать имеющиеся и возможные в 2000 г. дополнительные доходы на расширение государственного спроса и поддержку развития производственного кредита. В частности, можно было бы существенно уве­личить вложения в Российский банк развития. Российский сельскохозяйственный банк и в Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Настоятельно требует решения проблема эффективного управления сбербан­ковскими активами. В подавляющей степени эти ресурсы сформированы благодаря госгарантиям по вкладам населения, хотя Сбербанк РФ практически не участвует в разработке и проведении государственной, экономической политики. Государственный спрос необходимо концентрировать прежде всего на вложе­ниях в инфраструктуру и в развитие высоких технологий. В связи с постепенной ли­квидацией дорожных фондов и выпадением доходов субъектов Федерации, целевым образом направлявшихся в дорожное хозяйство, а также с явно недостаточным раз­витием дорожной сети крайне важным представляется сохранить, используя допол­нительные ресурсы, должные объемы финансирования дорожного хозяйства. Это можно было бы осуществить либо напрямую, либо посредством учреждения ссудно­го фонда РФ, кредитующего исключительно субъектов Федерации на цели инфра­структурного развития Существенное понижение ставки подоходного налога для наиболее обеспечен­ной части российских граждан представляется мерой вполне своевременной и даже запоздавшей, ибо она лишь фиксирует сложившуюся ситуацию. Однако применение единой ставки ко всем налогоплательщикам не представляется вполне целесообраз­ным: в условиях недоверия к государству в целом к фискальным органам в особен­ности многие рассматривают эту меру как способ выявления все доходов с после­дующим их изъятием. Представляется, что необходимо иметь минимум две ставки налогообложения граждан, но с законодательной записью о том, что они не могут повышаться хотя бы в течение пяти лет. При этом повышенная ставка налогообло­жения должна применяться к доходам, существенно превышающим средние. Коли­чественно такие доходы для 2001 г. можно было бы оценить в 700 тыс. руб., а ставку — в 25%. Представляется необходимым объявить поэтапную программу перехода к стан­дартной для всего мира практике контроля за доходами и собственностью граждан. В этой программе могли бы содержаться следующие важнейшие мероприятия: 1) вве­дение надлежащего контроля за финансовой деятельностью частных предприятий; 2) совершенствование учета принадлежащей физическим лицам недвижимости и пре­доставление им возможности при своевременном декларировании имущества упла­чивать налог на недвижимость на минимальном уровне в течение довольно длитель­ного фиксированного периода: 3) проведение амнистии налогов на доходы физиче­ских лиц за 1992—1999 гг., не продекларированные в срок. События последнего времени очередной раз продемонстрировали исключитель­но высокую зависимость России от ситуации на мировом рынке энергоносителей. На этом фене, несмотря на ту аксиому, что никакой долговременный устойчивый эко­номический рост невозможен без устойчивого функционирования и развития систем энергоснабжения, ныне постоянно возникают острейшие коллизии в обеспечении се­верного завоза и снабжения ГСМ посевных и уборочных работ в сельском хозяйстве. Хуже того, в последнее время участились прецеденты острого противостояния меж­ду крупнейшими топливно-энергетическими монополиями, приводящие к существенным срывам в текущем энергообеспечении народного хозяйства и населения и угрожающими энергетической безопасности страны в перспективе.
Исходя из этих соображений, необходимо хотя бы на первоначальном этапе расширить полномочия Минэнерго России с тем, чтобы текущий и перспективный балансы топливно-энергетических ресурсов позволяли экономике РФ развиваться устойчиво. Минэнерго должно вырабатывать энергетическую политику страны и иметь рычаги и возможности ее реализации.
Эти меры непосредственно направлены на преодоление текущих ограничений экономического роста и на повышение устойчивости экономического развития россии. Однако поддержание устойчивого экономического роста в краткосрочной перспективе является необходимым условием достижения стратегических целей развития страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История становления и развития ОАО Полиэф
Реферат Компенсация морального вреда 2
Реферат Здоровьесберегающие методы обучения в условиях информатизации адаптивной системы образования
Реферат Суставной синдром при деформирующем остеоартрозе
Реферат Пути совершенствования государственного регулирования банковской конкуренции
Реферат Товарный знак.
Реферат Incremental Vs Entity Essay Research Paper In
Реферат "Освобождение мужчины", собранный из различных выступлений Ошо. Предлагаемые прототипы: Адам, Робот, Жаждущий внимания, Любовник, Политик, Игрок, Созидатель и т д. не должны восприниматься как определенные типы характера или личности. Они представляю
Реферат ІДіП –нормативна-історико-юридична наука, яка вивчає генезу, становлення та еволюцію різних державних І правових систе, які існували в Україні в певні історичні епохи. ІдіП
Реферат Biography Of Genghis Khan Essay Research Paper
Реферат Методы формирования целевых антинаркотических установок наркозависимых личностей
Реферат Построение распознавателя для заданной грамматики и реализация его в виде программы которая проверяет
Реферат Языки и технологии программирования
Реферат Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного
Реферат Анализ проблем инновационного развития агропромышленного комлекса россии руденко Д. А. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия