Система прогнозов, планов. Методологические основы их сопряжения.
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся:
- общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);
- оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
- оценка спонтанных тенденций развития;
- проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.
Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования.
Директивное или административно-командное планирование – собственником средств производства является государство. Плановые задания доводятся до всех звеньев экономики и являются обязательными для выполнения. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов. Директивное планирование старается исключить воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень решение всех микроэкономических задач. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. Отсутствует самостоятельность предприятий, что исключает принятие решения, учета и анализ микроэкономических решений.
Как показал опыт развития отечественного хозяйства, директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях.
Индикативное планирование, здесь исходной базой планирования является смешанная экономика. Плановые документы содержат лишь общие прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включают решение о государственных расходах, капиталовложениях и о текущих расходах государственных предприятий. Основной задачей плана выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через спрос, через его ограничивающий или стимулирующий характер, здесь нет большого разделения между планом и рынком, так как план выполняет подчиненную роль при рынке.
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учёт факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.
Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое планирование. Директивное и индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации идей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчётов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. В качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования, выступают методы.
Методология планирования опирается на четыре уровня знаний:
· Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
· Общенаучный уровень, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
· Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
· Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.
Классификация прогнозов различается:
· по способу описания тенденций изменения объекта или процесса (трендовый и факторный подходы);
· по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс (генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы).
Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя.
Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи.
Генетический подход основывается на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот предмет.
Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему.
Генетический и нормативный подходы должны использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании они выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.
Прогнозирование и планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов. Основными из них являются: альтернативность, научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Принцип альтернативности требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).
Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.
Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.
Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.
Развитие экономики характеризует система показателей, которая состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчётные. Утверждаемые показатели включают государственный заказ, лимиты и нормативы.
Государственный заказ является главным регулятором экономики, при его формировании должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурентной основе, стимулирование выполнения заказа, взаимная ответственность сторон.
Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного и социального процессов. При регулировании необходимо использовать как обобщенные, так и конкретные нормы. Особенно важным это становится при формировании целей и задач стратегического управления и прогнозирования. Конкретизация норм и нормативов при планировании означает установление абсолютных количественных показателей макроэкономических объемов развития страны – ВВП, национального дохода, развития базовых отраслей реального сектора и т.п.
Нормы и нормативы делятся на ресурсные (например, расход топливно-энергетических ресурсов на производство единицы какой-либо продукции); экономические (доход на душу населения); социальные (потребление килокалорий на душу населения, обеспеченность жилой площадью); финансовые (размер уставного капитала коммерческого банка, амортизационные отчисления, размеры обязательных платежей и т.д.). Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.
Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а так же частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.
Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их уровне формируется демографическая политика, определяются потребности в продовольствии и непродовольственных товарах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.
Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экономические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды.
Обоснование представления о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве, об экономических, социальных, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.
В Республике Беларусь разработан комплексный прогноз НТП на период с 1993г. по 2015г. В нём представлен анализ, вскрыты проблемы развития науки и техники за предшествующий десятилетний период.
Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.
Динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции характеризуют экономические прогнозы.
На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Логика разработки комплексных прогнозов предусматривает: оценку социально-экономического развития, факторов экономического роста, основные направления структурной, научно-технической, социальной политики; оценку ресурсного обеспечения.
Основой прогнозных расчётов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, ресурсы и варианты их рационального использования, НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспечению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.
В Республике Беларусь в 1992г. разработан комплексный прогноз экономического и социального развития страны до 2010г. Прогнозный период подразделён на три этапа: 1-й этап (1993-1995гг.) – макроэкономическая стабилизация; 2-й этап (1996-2000гг.) – выход экономики из кризисного состояния и восстановление народного хозяйства; 3-й этап (после 2002г.) – экономический подъём.
Для каждого этапа определены специфические цели и задачи, выделены ключевые проблемы, необходимые мероприятия.
С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия микро- и макроуровней должна разрабатываться система планов.
Система планов включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта. Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
На макроуровне должны разрабатываться планы развития страны, на региональном уровне – планы развития регионов. Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.
Система планов временного аспекта включает планы долгосрочные (на период 15-20 лет), среднесрочные (3-5 лет), краткосрочные (до года) и оперативные (сутки, неделя, декада).
Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период. В среднесрочных планах должны конкретизировать основные направления стратегии. Наиболее оптимальным сроком считается 5-летний период, поскольку в течении 5 лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить специалистов. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы.
Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы. В 1998г. был принят Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ». Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а так же порядок их разработки.
В республике разработаны: Национальная стратегия устойчивого развития; Концепция и Программа развития промышленного комплекса на 1998-2015гг.; Концепция социально-экономического развития РБ до 2015г.; Программа социально-экономического развития РБ на 2001-2005гг. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики.
Список литературы
1. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Кандауровой. Мн.: УП «Экоперспектива», 2003г. – 152 стр.
2. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой. Мн., 2003г.
3. Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Бгэу, 1997г. – 560 стр.
4. Краткий статистический сборник “Республика Беларусь в цифрах, 2003”. Мн., 2003г.
5. Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития РБ за 2003г.// НЭГ Информбанк №5, 2004г., стр.32.
6. Основные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь за 2003г. // НЭГ Информбанк №5, 2004г., стр.32.