План
1. Рынок труда и государственная политика занятости.
2. Социальная политика государства.
3. Рынок труда и социальная политика в современной России.
1. Рынок труда и государственная политика занятости.
Рынок труда является наиболее сложным из всех рынков, существующих в экономике. Это связано со спецификой товара- рабочей силой. Особенностями его формирования являются определение стоимости, условий найма и труда. Данный товар обладает сознанием и, следовательно, кроме чисто экономических рычагов воздействия необходим учет социальных и психологических факторов.
Объектом регулирования становятся два основных элемента рынка труда: рынок трудовых ресурсов и рынок рабочих мест. Первый зависит от продолжительности рабочего времени, условий, стимулирующих привлечение дополнительных групп населения в производство, демографических пропорций миграции рабочей силы, срока образовательной подготовки и т.д. Рынок рабочих мест определяется в первую очередь общеэкономической ситуацией.
Рынок труда отличает высокая степень сегментации в квалификационном, отраслевом и региональном разрезах. Традиционным элементом рынка труда является наличие относительно избыточного трудоспособного населения (или безработицы).
Наряду со стихийными механизмами рыночного регулирования рынка труда в развитых странах существует достаточно развитая система государственного и общественного регулирования. При этом выделяются макроэкономический, региональный уровни и уровень отдельного предприятия. Государство реализует свою в этой сфере через систему правовых актов, регулирующих занятость, трудовую деятельность, возможность получения образования и т.д.
Инфраструктуру рынка труда составляют службы занятости и трудоустройства, структуры профессионального обучения и переподготовки. Большое влияние на государственные программы занятости оказывают организации, представляющие интересы работников наемного труда, работодателей, безработных, учащихся, женщин, национальных меньшинств и т.д.
Стремясь не допустить роста безработицы, государство стимулирует те предприятия, которые создают дополнительные рабочие места, осуществляют льготное налогообложение малого бизнеса. При обострении ситуации может поощряться частичная занятость, работа неполную неделю, досрочный выход на пенсию.
Государство организует и финансирует программы общественных работ. В странах, где велика доля иностранной рабочей силы, применяются меры по ее ограничению. Основные усилия правительства направляются в первую очередь на предотвращение безработицы, а потом уже на оказание помощи пострадавшим от нее.
Основная форма оказания помощи - пособие по безработице. Условием его получения служит определенный стаж работы и срок выплаты взносов в соответствующие страховые фонды. Размеры пособий, сроки и условия их получения достаточно различны. В некоторых странах существует практика оплаты государством пользование безработными некоторых видов коммунальных услуг (квартплата, общественный транспорт, телефон и т.д.)
Опыт государственного регулирования рынка труда показывает, что нет общих, постоянно действующих механизмов регулирования. Они различаются в зависимости от уровня социально-экономического и политического развития той или иной страны, культурных традиций, особенностей формирования рынка труда, роли государства и т.д.
США. Данная модель характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Каждый штат имеет свое законодательство в этой области и свой фонд страхования по безработице. Американские компании достаточно легко проводят сокращение персонала, не особенно заботясь о поиске альтернативных решений. Противовесом такой практике служит высокая профессиональная и региональная мобильность рабочей силы.
Швеция. Отличительная черта - активная политика государства на рынке труда. Она носит превентивный характер, предупреждающий появление безработицы и предусматривающий систему мер по созданию новых рабочих мест. Главное внимание уделяется профессиональной ориентации временно незанятого населения, его переквалификации. Одновременно жестко регламентируется порядок найма на работу, основания и процедура увольнения, условия труда и т.д. В инфраструктуру рынка труда входят Министерство труда, Управление рынка труда, 24 губернских комитета труда и более 300 бюро по трудоустройству.
Япония. Система трудовых отношений базируется здесь на принципе так называемой “пожизненного найма”, который гарантирует работниками занятость до выхода на пенсию. При возникновении экономических трудностей фирмы крайне редко прибегают к увольнениям. Политика “пожизненного найма” приходит в определенное противоречие с интересами ряда групп высокообразованных работников, стремящихся к более динамичной профессиональной карьере. Хотя данная модель занятости и сохранится в обозримом будущем, сфера ее применения будет постепенно сужаться.
2. Социальная политика государства.
Государственная социальная политика преследует следующие цели:
- защита граждан от экономической и общественной деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;
- обеспечение условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;
- достижение конкретноисторически понимаемого принципа социальной справедливости.
Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.
Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:
1) опасность возникновения и устойчивого сохранения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
2) общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
3) перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
4) гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.
В основе системы социального обеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств. Так, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний несут повсюду предприниматели, по семейным пособиям - предприниматель и государство. Все три субъекта финансируют пособие по безработице, болезни, пенсии и т.д.
Доля взносов работников колеблется от 1% в Швеции до 39% в Нидерландах, предпринимателей - от 10% в Дании до 53% в Италии, государства - от 19% в Нидерландах до 81% в Дании.
Большие различия существуют между странами в видах и размерах пособия, критериях их предоставления.
В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:
1. Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).
2. Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).
3. Рынок труда и социальная политика в современной России
Ситуация на рынке труда России в последние несколько лет характеризовалась ухудшением положения. Ускорился рост безработицы, увеличилась текучесть рабочей силы, сократилось число вакансий, увеличились масштабы застойной безработицы. Значительные группы трудящихся регулярно отправлялись в неоплачиваемые отпуска. Особенностью отечественного рынка труда является наличие большого числа женщин среди безработных, а также достаточно высокий образовательный уровень незанятого населения (>50% - лица с высшим и средне-специальным образованием). Имеются существенные различия в территориальном и отраслевом аспектах проблемы. Однако масштабы безработицы оказались неадекватны спаду производства.
Факторы, определяющие такую ситуацию:
1) патерналистская ориентация дирекции предприятий;
2) отсутствие реального механизма банкротства;
3) поддержание искусственной занятости за счет отказа от платежей смежникам, задержке в выплате заработной платы, неоплачиваемых отпусков и т.д.
Фактически сложилась ситуация скрытой безработицы. Поэтому, говоря об ухудшении ситуации на рынке труда, имеют в виду не только рост безработицы, но и усиление нерационального характера занятости, отсутствие необходимых сдвигов в структуре рабочей силы.
Проблемы российского рынка труда:
1) на фоне падения рождаемости и увеличении смертности происходит старение экономически активного населения;
2) сохраняется значительный удельный вес ручного малоквалифицированного труда в промышленности;
3) сложилась сильно деформированная структура занятости с преобладанием добывающих отраслей, производством средств производства и ВПК;
4) отсутствие развитой современной инфраструктуры регулирования рынка труда;
5) низкий уровень профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
6) социально-психологические установки основной массы трудоспособного населения существенно отличаются от требований складывающегося рынка труда;
Следовательно, главным направлением политики государства на рынке труда должен стать процесс рационализации занятости на базе активной структурной перестройки экономики. Это делает безработицу неизбежной. Задача - удержать ее на социально приемлемом уровне, не блокируя при этом процесс модернизации народного хозяйства.
Задачи, решение которых должно помочь достичь эти цели:
1) принятие ряда федеральных законов, дополняющих уже существующие законодательные акты, с целью создания нормативно-правовой базы формирования и регулирования отечественного рынка труда;
2) достижение более высокой степени координации между различными государственными органами, действующими в этой сфере;
3) сочетание усилий государства, профсоюзов, союзов предпринимателей, отдельных граждан в решении проблем занятости, отработки механизма социального партнерства;
4) создание общенациональной системы оперативного сбора информации о спросе и предложении на рынке труда;
5) развитие сети специализированных учреждений службы занятости;
6) реформа системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
7) проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы;
8) разработка государственных программ повышения занятости для депрессивных отраслей и регионов, а также наиболее социально уязвимых групп населения;
9) учет при проведении бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политики задач в сфере занятости.
Государственная политика в сфере регулирования социальных процессов должна исходить из необходимости смягчения последствий перехода к рыеку для наименее защищенных слоев населения.
Совершенствовать систему социальной защиты предполагается по следующим двум направлениям:
1. Увеличить роль социального страхования в социальной защите населения:
а) расширить самострахование трудящихся при одновременном повышении оплаты их труда, введение индивидуальных счетов во всех государственных страховых фондах;
б) введение страхования наемных работников от несчастных случаев и профзаболеваний за счет работодателей на основе дифференциации тарифов по отраслям и видам производств;
в) расширение функций медицинского обслуживания, основанных на обязательной страховой медицине;
г) усиление адресности социальной помощи населению, ее взаимосвязь с нуждаемостью, подтвержденной проверкой доходов семей, а также с наличием в них детей и лиц, утративших трудоспособность.
д) реформирование системы пенсионного обеспечения.