Реферат по предмету "Экономика"


Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики

План 1. Индикативное планирование. 2. Опыт индикативного планирования. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой.
1. Индикативное планирование. Опыт стран, имеющих современное рыночное хозяйство, показывает, что развитие тех или иных экономических и социальных процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Это верно как для микроуровня экономики, так и на макроуровне. Носителем функций макроэкономического планирования вместе с рядом социальных институтов является государство. Функции государства: - насыщение экономической среды информацией, что способствует более рациональному планированию своей деятельности со стороны частных компаний; - ставит плановую практику на микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения; - определяет цели социально-экономического развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике. Основной инструмент решения поставленных задач - индикативное планирование. Его составными частями являются: - концепция социально-экономического развития; - экономическое прогнозирование; - экономическое программирование. Государственная концепция социально-экономического развития является результатом анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития, путей их достижения. Экономическое прогнозирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей. Страны, где индикативное планирование не получило широкого развития, прогнозы существуют как самостоятельная сфера исследований и хозяйственной практики. В странах с развитой системой государственного регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ. Экономическое программирование - это процессы регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ, соответствующих государственной концепции социально-экономического развития. В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и ценных бумаг и т.д. Особенность индикативного планирования состоит в его преимущественно рекомендательном характере. Показатели служат общими ориентирами развития и не подлежат обязательному выполнению. 2. Опыт индикативного планирования. Наиболее широко индикативное планирование применяется во Франции, Японии, Южной Корее, некоторых других странах. В англосаксонских государствах предпочтение отдается рекомендациям монетаристской школы со своими методами косвенного регулирования. Япония приступила к развитию механизма национального планирования с середины 50-х гг. Первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению самостоятельности страны. С тех пор пятилетние планы стали основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные планы вплоть до 2010 года. Япония создала четкий механизм разработки экономических планов и реализации их в жизнь. В центре этой системы - Управление Экономического Планирования (УЭП). В функции этого управления входит разработка долгосрочных экономических планов, координация действий всех государственных органов в сфере планирования, оценка общеэкономического потенциала страны, руководство Национальным Институтом Прогнозных Исследований. Второй элемент системы планирования - Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства, распределения, потребления, внешней торговли. В компетенцию МВТП входят также проблемы стандартизации, патентоведение, санитарные нормы, оно определяет таможенную политику. Спецификой японской системы планирования является наличие так называемых консультативных советов. Их задача - подготовка рекомендаций, концепций развития во всех областях жизни общества. В состав совета входят специалисты в данной области, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д. Представительство групп со сталкивающимися интересами сбалансировано. Сейчас действует более 200 консультативных советов, что позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновения социального недовольства. В области экономического планирования наибольшее значение имеют Консультативный Совет по экономике при премьер-министре и Консультативный Совет по проблемам экономической структуры при МВТП. Похожую систему экономического планирования имеет Южная Корея. В последние годы эти страны перешли на новую стадию планирования. Происходит процесс комплексной подготовки научного, экономического и социального прорыва в XXI век. Основа этой стратегии - программы развития технополисов. Японская программа-технополис, разрабатываемая в МВТП, предусматривает создание 25 технополисов вне зоны старого промышленного развития (Токио-Осака). Предполагается создание совершенно новых городов, в которых разместятся исследовательские центры, новые университеты, технологические парки, жилые зоны и учреждения культуры. Цель состоит в создании совершенно новой социальной и экономической Среды. Технополисы предполагается соединить скоростными железными дорогами. В Южной Корее подобный центр создан в городе Даедук. Примером активного государственного планирования в Европе служит Франция. Первый пятилетний план восстановления народного хозяйства был принят в 1945 году. Разрушенная войной экономика заставила принять жесткий директивный план с натуральным показателями и обязательным заданиями. Поэтому об индикативном планировании во Франции можно говорить только с середины 50-х гг. Характерная черта планирования во Франции - использование достаточно внушительного (несмотря на процесс приватизации в последние годы) государственного сектора. Отношение центра и регионов регулируется через систему планов-контрактов. Основным органом по разработке планов и их выполнению является Государственный Секретариат по планированию и Комиссариат по планированию. По каждому разделу будущего плана, как правило, создается комиссия из числа представителей предпринимательских структур, государственных учреждений и профсоюзов. В разработке последних планов принимали участие крупные представители политических, деловых, научных кругов из многих стран Европы. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой. Достаточно длительный период в странах так называемого социалистического лагеря господствовала система директивного государственного планирования. Организация общественного производства строилась таким образом, что система планов охватывала и регламентировала всю совокупность протекающих в обществе экономических и социальных процессов. Параметры плана представляли собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам. Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением являлись функцией вышестоящего управленческо-административного звена. Нижестоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятие планов опосредованно, в рамках так называемого "бюрократического торга", когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а целой системой неформальных связей между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву плановых основ функционирования экономики и вело к формированию системы, основанной на ведомственном монополизме, системы максимально защищенной от воздействий со стороны общества и в минимальной степени реагирующей на его потребности. Такая монополизация привела к загниванию хозяйственной системы и вызреванию условий радикального реформирования механизма планирования.
Предложение перейти к системе демократического планирования, основанного на максимально широком привлечении трудящихся к принятию решений и учете интересов различных социальных групп населения не получила сильной поддержки в силу целого ряда социальных причин. Принятый курс на ускоренный перевод экономики на рыночные принципы неизбежно привел к изменению и методов планирования.
Факторы, влияющие на изменение системы планирования: - переход от господства государственной собственности к плюрализму собственности с преобладанием акционерной; - переход от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночному; - открытие национальных экономик мировому рынку ведет к унификации хозяйственных механизмов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат “Видимо, никому из нас не сделаться памятником”: реминисценции из пушкинских стихотворений о поэте и поэзии у И.А. Бродского
Реферат Что такое эрозия шейки матки
Реферат Времена года в поэзии Сайгё
Реферат Разработка системы “Создание Платёжных Поручений»
Реферат Обзор методов и способов измерения физико-механических параметров рыбы
Реферат Транспортная система микрорайона Юбилейный (г. Иркутск)
Реферат Закон, живущий в нас, называется совестью
Реферат Философские воззрения Дж. Д.
Реферат Философия нестабильности
Реферат Социология молодежи Социализация молодежи
Реферат Familial Hypercholeterolemia Essay Research Paper Familial HypercholesterolemiaFamilial
Реферат The Origin Of Rome Essay Research Paper
Реферат Технико-экономическое обоснование привлечения дополнительных средств на предприятиях рекреационной сферы
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper 4 THE
Реферат Односторонний отказ от исполнения договора по законодательству Российской Федерации