Реферат по предмету "Экономика"


Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики

План 1. Индикативное планирование. 2. Опыт индикативного планирования. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой.
1. Индикативное планирование. Опыт стран, имеющих современное рыночное хозяйство, показывает, что развитие тех или иных экономических и социальных процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Это верно как для микроуровня экономики, так и на макроуровне. Носителем функций макроэкономического планирования вместе с рядом социальных институтов является государство. Функции государства: - насыщение экономической среды информацией, что способствует более рациональному планированию своей деятельности со стороны частных компаний; - ставит плановую практику на микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения; - определяет цели социально-экономического развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике. Основной инструмент решения поставленных задач - индикативное планирование. Его составными частями являются: - концепция социально-экономического развития; - экономическое прогнозирование; - экономическое программирование. Государственная концепция социально-экономического развития является результатом анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития, путей их достижения. Экономическое прогнозирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей. Страны, где индикативное планирование не получило широкого развития, прогнозы существуют как самостоятельная сфера исследований и хозяйственной практики. В странах с развитой системой государственного регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ. Экономическое программирование - это процессы регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ, соответствующих государственной концепции социально-экономического развития. В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и ценных бумаг и т.д. Особенность индикативного планирования состоит в его преимущественно рекомендательном характере. Показатели служат общими ориентирами развития и не подлежат обязательному выполнению. 2. Опыт индикативного планирования. Наиболее широко индикативное планирование применяется во Франции, Японии, Южной Корее, некоторых других странах. В англосаксонских государствах предпочтение отдается рекомендациям монетаристской школы со своими методами косвенного регулирования. Япония приступила к развитию механизма национального планирования с середины 50-х гг. Первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению самостоятельности страны. С тех пор пятилетние планы стали основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные планы вплоть до 2010 года. Япония создала четкий механизм разработки экономических планов и реализации их в жизнь. В центре этой системы - Управление Экономического Планирования (УЭП). В функции этого управления входит разработка долгосрочных экономических планов, координация действий всех государственных органов в сфере планирования, оценка общеэкономического потенциала страны, руководство Национальным Институтом Прогнозных Исследований. Второй элемент системы планирования - Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства, распределения, потребления, внешней торговли. В компетенцию МВТП входят также проблемы стандартизации, патентоведение, санитарные нормы, оно определяет таможенную политику. Спецификой японской системы планирования является наличие так называемых консультативных советов. Их задача - подготовка рекомендаций, концепций развития во всех областях жизни общества. В состав совета входят специалисты в данной области, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д. Представительство групп со сталкивающимися интересами сбалансировано. Сейчас действует более 200 консультативных советов, что позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновения социального недовольства. В области экономического планирования наибольшее значение имеют Консультативный Совет по экономике при премьер-министре и Консультативный Совет по проблемам экономической структуры при МВТП. Похожую систему экономического планирования имеет Южная Корея. В последние годы эти страны перешли на новую стадию планирования. Происходит процесс комплексной подготовки научного, экономического и социального прорыва в XXI век. Основа этой стратегии - программы развития технополисов. Японская программа-технополис, разрабатываемая в МВТП, предусматривает создание 25 технополисов вне зоны старого промышленного развития (Токио-Осака). Предполагается создание совершенно новых городов, в которых разместятся исследовательские центры, новые университеты, технологические парки, жилые зоны и учреждения культуры. Цель состоит в создании совершенно новой социальной и экономической Среды. Технополисы предполагается соединить скоростными железными дорогами. В Южной Корее подобный центр создан в городе Даедук. Примером активного государственного планирования в Европе служит Франция. Первый пятилетний план восстановления народного хозяйства был принят в 1945 году. Разрушенная войной экономика заставила принять жесткий директивный план с натуральным показателями и обязательным заданиями. Поэтому об индикативном планировании во Франции можно говорить только с середины 50-х гг. Характерная черта планирования во Франции - использование достаточно внушительного (несмотря на процесс приватизации в последние годы) государственного сектора. Отношение центра и регионов регулируется через систему планов-контрактов. Основным органом по разработке планов и их выполнению является Государственный Секретариат по планированию и Комиссариат по планированию. По каждому разделу будущего плана, как правило, создается комиссия из числа представителей предпринимательских структур, государственных учреждений и профсоюзов. В разработке последних планов принимали участие крупные представители политических, деловых, научных кругов из многих стран Европы. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой. Достаточно длительный период в странах так называемого социалистического лагеря господствовала система директивного государственного планирования. Организация общественного производства строилась таким образом, что система планов охватывала и регламентировала всю совокупность протекающих в обществе экономических и социальных процессов. Параметры плана представляли собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам. Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением являлись функцией вышестоящего управленческо-административного звена. Нижестоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятие планов опосредованно, в рамках так называемого "бюрократического торга", когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а целой системой неформальных связей между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву плановых основ функционирования экономики и вело к формированию системы, основанной на ведомственном монополизме, системы максимально защищенной от воздействий со стороны общества и в минимальной степени реагирующей на его потребности. Такая монополизация привела к загниванию хозяйственной системы и вызреванию условий радикального реформирования механизма планирования.
Предложение перейти к системе демократического планирования, основанного на максимально широком привлечении трудящихся к принятию решений и учете интересов различных социальных групп населения не получила сильной поддержки в силу целого ряда социальных причин. Принятый курс на ускоренный перевод экономики на рыночные принципы неизбежно привел к изменению и методов планирования.
Факторы, влияющие на изменение системы планирования: - переход от господства государственной собственности к плюрализму собственности с преобладанием акционерной; - переход от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночному; - открытие национальных экономик мировому рынку ведет к унификации хозяйственных механизмов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.