Реферат по предмету "Экономика"


Взаимоотношения субъекта РФ с местным бюджетом РБ в современных условиях плюс дополнения

Содержание

1. Взаимоотношения субъекта РФ с местным бюджетом РБ в современных условиях 2. Какова роль муниципального займа в обеспечении финансирования местного бюджета РБ Список использованной литературы

1. Взаимоотношения субъекта РФ с местным бюджетом РБ в современных условиях Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах : · распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; · разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; · равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; · выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; · равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации. Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма. · сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы; · законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории; · наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности; · использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов; · закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников; · установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
Суть отношений: 1.передача расходов и доходов из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня Подобная передача происходит путем включения соответствующих норм в проекты бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год. Такая передача осуществляется для сглаживания социально-экономического развития отдельных регионов. Распределение – дотации, субвенции, субсидии , бюджетные кредиты, бюджетные ссуды Финансовая помощь - оказывается только тем субъектам , которые перешли на исполнение бюджета через федеральное казначейство, получаемые дотации должны направляться на финансирование МИН гос-ых социальных стандартов. До тех пор пока они не достигнуты, в проект бюджета не могут быть включены расходы, не связанные с их достижением. Финансовая помощь в виде субвенций и субсидий на след. целевые программы: -финансирование федеральных целевых программ -на капитальные расходы -расходы передаваемые из других уровней бюджетной системы Бюджетные ссуды предоставляются на финансирование: -кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонностью поступления доходов. Срок предоставления Бюджетной ссуды – мах. 6 мес. Бюджетная ссуда должна быть возвращена в бюджет - в течении текущего календ. года При выдаче бюджетной ссуды, предоставленный средствами уровня бюджетной системы имеет право на проведение проверки бюджета получателя этой ссуды. Если сумма бюджетной ссуды превышает 50% расходной части консолидированного бюджета субъекта РФ, то проверка проводится в обязательном порядке. В соответствии с проектом Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, начиная со следующего года, в составе финансовой помощи субъектов Российской Федерации предусмотрено создание Фонда софинансирования социальных расходов. Средства фонда будут направлены на поддержку приоритетных, социально значимых расходов в условиях проведения структурных реформ. В 2002 году средства фонда в сумме 5.0 млрд. руб. направлялись на частичное возмещение, на долевой основе, расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Это позволило ускорить переход к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов Российской Федерации в соблюдении федеральных стандартов и тем самым создать предпосылки для реализации программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В целях ресурсного обеспечения реформы межбюджетных отношений общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней в 2002 году увеличилось по сравнению с т.г. со 166.3 млрд.руб. до 244.2 млрд.рублей. При этом доля финансовой помощи в общем объеме расходов федерального бюджета возрасла с 13.9% до 15.2%, т.е. наибольшими среди других расходов темпами. Для компенсации потерь доходов бюджетов регионов в 2002 году в связи в введением нового налогового законодательства федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации был увеличен на 8 млрд. рублей. Это позволило обеспечить долю доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов консолидированного бюджета с учетом передаваемой из федерального бюджета финансовой поддержки регионов в размере 51.0 процента.
2. Какова роль муниципального займа в обеспечении финансирования местного бюджета РБ Башкортостан активно выпускает облигации, рассчитывая с их помощью привлечь дополнительные финансовые ресурсы, — и это неудивительно: во всем мире эмиссия муниципальных займов позволяет успешно решать многие насущные вопросы, начиная со строительства дорог и коммуникаций и заканчивая развитием коммунального хозяйства, систем образования и здравоохранения. Но что они собой представляют, на фоне тенденций развития российского и мирового фондовых рынков? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть технологии заимствования как бы изнутри — с точки зрения эмитента. Думается, такой анализ может быть интересен и инвесторам, и заемщикам. Причем не только заемщикам — государственным органам, но и любым другим (акционерным обществам, институтам финансового рынка), ведь при всех особенностях муниципальных займов приемы и методы управления ими универсальны.
Понятие “конструирование займов” неразрывно связано с внедрением различных новшеств в этой области. За последние два десятилетия во всем мире появилось множество новых конструкций муниципального займа. Прежде всего такая практика вызвана изменением общих экономических условий, развитием законодательства и потребностями самих заемщиков. В России, кроме того, проявляются специфические трудности переходного периода — недостаточно развитая политическая и юридическая база, высокая инфляция и экономическая нестабильность. Все это отрицательно сказывается на готовности инвесторов вкладывать средства и на намерениях эмитентов брать на себя обязательства. Вот почему недопустимо непосредственное использование рекомендаций западных специалистов, хотя анализировать и сопоставлять отечественный опыт с мировым необходимо.
Цели займа могут быть самыми разнообразными, но перед разработчиками в любом случае стоит задача сделать заем, с одной стороны, привлекательным, а с другой — обеспеченным. Только тогда можно избежать провала размещения или погашения. При конструировании для достижения компромисса участников применяются самые разнообразные подходы и решения. Их можно условно разделить на две группы: решения по концепции займа и решения по основным условиям и порядку обращения — так сказать, по конфигурации займа. Проработка концепции призвана принципиально обеспечить привлекательность и окупаемость займа и определяет выбор его схемы. Проработка же конфигурации позволяет лишь отрегулировать условия в соответствии с взаимными требованиями, тонко “настроить” конструкцию, что, впрочем, тоже очень важно.
Выбор концепции займа: новые и старые варианты При выборе концепции займа разработчиками решаются два главных вопроса: во-первых, определяются цели заимствования; во-вторых, выявляются источники средств для обслуживания и погашения займа. В России весьма часто встречается неэкономический подход к организации займов — преследуются цели политические, методологические (наработка опыта), формирования репутации надежного заемщика или развития местной инфраструктуры фондового рынка. Однако все это, по сути, является второстепенным и будет уходить на задний план. Главными целями эмитента в перспективе останутся реализация целевого проекта, а также полное и своевременное выполнение обязательств при условии как минимум безубыточности этих операций. Что касается источников погашения займа, то, как показывает отечественная практика, возможны два решения этого вопроса. Можно, во-первых, найти соответствующий источник средств и, во-вторых, сделать заем привлекательным за счет какой-либо нетрадиционной формы выполнения обязательств. Именно к последнему решению весьма часто прибегали российские разработчики инвестиционных займов, погашаемых в натуральной форме (жильем, телефонами, земельными участками). Эти так называемые товарные займы выпускались в Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Новгородской областях, в Чувашской республике, в Татарстане, в Москве, Омске, Калининграде, Екатеринбурге. Несмотря на удивление, которое вызывают у западных финансистов схемы товарных займов, идея натурального погашения и поэтапного накопительного приобретения некоторого товара не является отечественным изобретением. Эта схема отчетливо просматривается в финансовых операциях местных властей и на Западе. В частности, в США с недавних пор применяются аналогичные схемы досрочного финансирования образования в высшей школе. При казначействах некоторых штатов созданы специальные трастовые фонды, которые “продают” учебное время, выраженное в условных часах. Родители начинают за 10—15 лет в удобной для них форме оплачивать обучение своих детей. Эта очень привлекательная в условиях постоянного роста стоимости образования форма целевого накопления также выгодна и для образовательной системы, поскольку обеспечивает беспроцентное заимствование средств на весьма значительный срок. Однако в таких схемах привлечение средств основано на заинтересованности инвесторов не в приросте капитала, а в получении продуктов, услуг или иной выгоды непосредственно от финансируемого проекта. Следовательно, инвесторами могут быть только лица, заинтересованные в его реализации, что, безусловно, сдерживает развитие ликвидного рынка подобных долговых обязательств. Возвращаясь к традиционной денежной форме погашения, стоит напомнить, что в классическом муниципальном займе существуют два альтернативных источника средств для его обеспечения — налоговые доходы бюджета (облигации общего долга) и доходы целевого проекта (доходные облигации). В России в качестве источника средств часто использовались доходы, в общем-то, вспомогательных финансовых операций по управлению — например, резервного депозитного фонда из средств займа. Речь идет о так называемых арбитражных концепциях. В таких займах на заявленные эмитентом цели, где фигурируют социальные или инвестиционные проекты, направлялись не привлекаемые от инвесторов средства, а чистый доход займа после погашения всех обязательств и покрытия издержек. Эта схема также хорошо известна на Западе. Более того, прямое инвестирование на финансовых рынках привлеченных средств там не рассматривается как допустимая цель, поскольку это снижает надежность конструкции займа, ведь разместить средства под более высокий процент можно только при более высоком риске. В России в 1994—1995 годах арбитражный доход муниципалитетом реально мог быть получен не столько из-за разных уровней риска на рынках, сколько из-за налоговых льгот и недоступности для широкого круга мелких инвесторов рынков высокодоходных инструментов (например, ГКО). Вот почему эта схема получила широкое распространение. Однако теперь в связи с отменой налоговых льгот по государственным ценным бумагам и снижением доходности операций на рынке ГКО практически все возможности арбитражных займов исчерпаны, и эта схема, по всей видимости, уходит в историю. Новейшим направлением развития рынка стала эмиссия так называемых ГКО-подобных займов. ГКО-подобные займы основаны на рефинансировании (погашении) долга путем размещения новых выпусков, то есть основным источником средств для погашения обязательств эмитента является расширение его долга.
Условия займа как путь к компромиссу Отладка конструкции займа сводится в общем случае к поиску компромисса участников (эмитента и инвестора) по элементам его конструкции — условиям и порядку обращения займа, из которых можно выделить следующие: 1) структура займа (объемы и сроки обращения выпусков); 2) временная структура ставок доходности (распределение ставок доходности по выпускам с разными сроками); 3) календарный график выплат дохода и основного долга (от ежемесячного до ежегодного); 4) разбивка по номиналам (зависит от типа инвесторов — физических или юридических лиц); 5) способ определения суммы займа и ставки доходности (переговоры или аукцион, фиксированная или плавающая ставка доходности); 6) способы и условия коррекции срока и доходности (более подробно ниже);
7) формы размещения и погашения займа (одномоментное, поэтапное или непрерывное); 8) формы участия посредников (в качестве дилеров или брокеров); 9) форма выпуска (документарная именная, на предъявителя, бездокументарная). К описываемой здесь процедуре применим термин “фондовый маркетинг”. Все перечисленные элементы взаимосвязаны, а их комбинации образуют многообразие вариантов конструкции. Цель процедуры — ответить запросам инвестора и тем самым обеспечить успех размещения займа. Некоторые выводы Представленный здесь сравнительный анализ призван показать место займов в этой стремительно развивающейся отрасли финансового рынка. При этом остались незатронутыми такие важные аспекты, как выбор формы выпуска и формы участия в займах посредников, других институтов фондового рынка, а также вопросы управления финансовыми потоками. В России (и, в частности, в нашем регионе) существуют все предпосылки для внедрения в систему государственных финансов облигационного финансирования капитальных вложений, а также для выхода на мировой финансовый рынок.
Пример: В 2002г. Государственные облигации башкортостана поступили в обращение - Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан было принято решение об эмиссии облигаций Государственного облигационного займа 2002 года с постоянным купонным доходом. Эмитентом облигаций выступал Кабинет Министров Республики Башкортостан. Все мероприятия, необходимые для осуществления эмиссии, обращения и погашения облигаций, проводит Министерство финансов. Облигации выпускаются в форме государственных документарных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением и постоянным купонным доходом. Весь выпуск облигаций оформляется одним сертификатом, и на руки владельцам не выдается. После погашения всех облигаций производятся снятие сертификата с хранения и его погашение. Уполномоченным депозитарием является некоммерческое партнерство "Национальный депозитарный центр" (г. Москва). Номинальная стоимость каждой из 500 000 штук облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет одну тысячу. Таким образом, общий объем эмиссии облигаций составляет 500 миллионов рублей по номинальной стоимости. Размещаются облигации посредством купли и продажи с использованием торговых и расчетных систем ЗАО "Московская межбанковская биржа". Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется путем заключения гражданско-правовых сделок, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица. Все расчеты по облигациям осуществляются в валюте Российской Федерации. Размещение облигаций заканчивается 31 декабря 2002 года. Срок их обращения составляет 368 дней, не включая даты начала размещения. Каждая облигация имеет четыре купонных периода по 92 дня. Ставка купонного дохода устанавливается в размере 3,75 процента от номинальной стоимости облигации. Платежным агентом по погашению облигаций и выплате купонных доходов по ним назначен "Урало-Сибирский банк". Налогообложение доходов от операций с облигациями осуществляется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.98. в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ / Уральское юридическое издательство, 2000. 4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2001 г., с.3. 5. Башкирский парламент согласился на отсрочку муниципальной реформы. ГУЛЬЧАЧАК ХАННАНОВА, ИЛЬШАТ ГАЙНУЛЛИН, Уфа КоммерсантЪ 2005г. 6. Почему муниципальный займ все-таки состоялся. М.Айзен 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.