Реферат по предмету "Экономика"


Банкротство предприятий и профилактика банкротства

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИКВИДАЦИЯ И БАНКРОТСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.1. Причины банкротства предприятий 1.2. Несостоятельность юридического лица 2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДО ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА 2.1. Понятие и специфика антикризисного управления 2.2. Методы выхода предприятия из кризиса ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия фирмы корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности. Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий выбор методов антикризисного управления превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности. В течение последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально» кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой достаточно крупный субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют прежде всего определение понятия банкротства глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления связь антикризисного управления и банкротства причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного результата кризисных процессов на предприятиях формулирование адекватных процедур и управленческих решений. Термин «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия помимо оценки его платежеспособности , следует рассматривать многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния российской экономики. совокупность внутренних и внешних воздействий. Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. В период системной трансформации в России эта проблема стала практически ключевой - определяющей реальное выживание производственного сектора нашей экономики. В связи с этим изучение причин банкротства предприятий и особенностей антикризисного управления в России в современных условиях не только актуально, но и жизненно важно для выживания и функционирования предприятий и организаций. Тема настоящего реферата предусматривает изучение понятия банкротства и профилактических мероприятий по его исключению. В первой главе рассматриваются механизмы и юридическое поле, в рамках которого осуществляется банкротство предприятий (юридических лиц). Во второй главе изучаются общеметодологические принципы борьбы с банкротством предприятий – антикризисное управление. В заключении подводится общий итог проделанной работы. 1. ЛИКВИДАЦИЯ И БАНКРОТСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Устойчивая хроническая неплатежеспособность предприятия, с финансовой точки зрения, означает поглощение ресурсов или средств кредиторов (денежных средств продукции услуг) и формирование недоимки по налогам и другим обязательным платежам, что блокирует формирование доходной части государственного бюджета. Наглядно рассмотреть вопросы банкротства предприятий возможно на примере условий переходной экономики. 1.1. Причины банкротства предприятий 1. Неэффективность системы управления предприятием, которая в свою очередь объясняется: - отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; - недостаточным знанием конъюнктуры рынка; - низким уровнем квалификации менеджеров и персонала отсутствием трудовой мотивации работников падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий; - неразвитостью современных методов финансового менеджмента и управления издержками производства. 2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. 3. Небольшой размер уставного капитала акционерных обществ, существенно ограничивающий масштабы деятельности предприятия. 4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов, особенно в части взыскания на имущество должника. 5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность. 6. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов, а также органов исполнительной власти. 7. Появление различных форм собственности предприятий. В настоящее время более 60% ВВП производится на предприятиях негосударственного сектора экономики. Однако массовая приватизация рыночные принципы хозяйствования автоматически не привели к структурной перестройке росту эффективности производства.
8. Увеличение числа убыточных предприятий. По оценке специалистов, только около 20% российских предприятий работают более или менее успешно. Остальные 80% предприятий могут попасть в поле зрения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). 9. Относительно длительное в течение последнего десятилетия падение объемов производства работ (услуг). За 2000-2005 гг. объем промышленного производства в России сократился на 40%.
Под влиянием перечисленных факторов при определенных условиях предприятия, фирмы, корпорации, в процессе своей деятельности сталкиваются с финансовыми затруднениями, которые в конечном итоге могут привести к их неплатежеспособности. Существенную роль в этом могут сыграть, например, замедление темпов роста или абсолютное снижение выручки предприятия при одновременном увеличении внешних обязательств. Они, как правило, являются результатом: 1. Низкой конкурентоспособности продукции, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и высоких ценах. В связи с падением спроса на такую продукцию происходит ее затоваривание. 2. Несвоевременность поступления выручки при продаже продукции и растущие неплатежи предприятию за отгруженную им продукцию из-за невыполнения покупателем своих обязательств, в связи с чем у предприятия образуется огромная дебиторская задолженность. Существенную роль в ее образование играет и задолженность государства за произведенную и поставленную по его заказу, но неоплаченную продукцию. Дебиторская задолженность предприятия, как результат невыполнения государством своих обязательств, становится причиной роста кредиторской задолженности предприятия перед поставщиками персоналом и т. п. 3. Осуществление предприятием неэффективного долгосрочного инвестирования в проекты, которые не гарантируют соответствующего роста выручки. Здесь может быть разрывы между осуществленными вложениями и перспективами прироста выручки. 4. Низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции, в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями. 5. Большую нагрузку на финансы предприятия платежей организациям-монополистам продающими электроэнергию газ, тепло и воду, а также расходов по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося в ведении предприятия. 6. Неиспользуемые в результате сокращения производства основные фонды: административные и бытовые помещения, другое имущество предприятия. Главные проблемы российских предприятий кроются в дефиците финансовых средств, хотя нарушение сроков исполнения обязательств перед партнерами может быть вызвано также просто присущим отдельным руководителям стилем взаимодействия со своими партнерами. Предприятие в процессе своей деятельности и для своего развития формирует капитал и обеспечивает его прирост. Предприятие начинает функционировать, имея некоторый первоначальный собственный капитал, который увеличивается за счет прибыли, образуемой в результате реализации производимой продукции (работ услуг). Наращивая капитал, предприятие в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Но в течение производственно-хозяйственной жизни предприятия могут возникать ситуации, когда оно не получает прибыли, как бы прокручиваясь вхолостую, либо наоборот несет убытки. С другой стороны, предприятие может разместить свои финансы так, что их нельзя быстро или безболезненно мобилизовать для расчета по обязательствам. В связи с этим нередко встречающееся в практической деятельности нарушение предприятиями сроков исполнения обязательств, свидетельствует или о дефиците у него ресурсов необходимых для погашения долгов или других финансовых обязательств. В результате такой деятельности предприятие оказывается перед проблемой погашения своих долгов. Поэтому они вынуждены прибегать к внешнему заимствованию в виде банковских займов и коммерческих кредитов для закупок продукции и услуг с последующим расчетом (например за электроэнергию) и т.д. Реальному сектору экономики жизненно необходимы кредиты: краткосрочные - для пополнения оборотных средств долгосрочные - для расширения и модернизации производства. Для коммерческих банков актуальной остается проблема надежного размещения собственных средств. И в то же время они не проявляют сколько-нибудь значительного интереса к кредитованию производства, по-прежнему находя альтернативные способы вложения денег. Основная причина подобного отношения к реальному сектору кредитных организаций - большой процент невозвращенных кредитов. Например, одна фирма попыталась обанкротить Ленинградский металлический завод предъявив ему иск об отказе от оплаты выполненных фирмой ремонтных работ. Похожую схему применили к Общественному российскому телевидению. Эти и многие другие примеры показывают, что практически любой желающий в состоянии купить небольшую задолженность предприятия и подать на него в суд. Очевидно, что в этом случае суд примет сторону истца, назначив на предприятие внешнего управляющего. Ну, а после этого почти наверняка, предприятие перейдет в собственность кредитора. Таким образом, сам закон инициирует финансовые проблемы для хозяйствующих субъектов. 1.2. Несостоятельность юридического лица Согласно ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом, либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица, устанавливаются законом “О несостоятельности (банкротстве)”. Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности. Согласно Федеральному Закону “О несостоятельности (банкротстве)”, признаком банкротства для юридического лица является то обстоятельство, что оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств, обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом, органы. В законе “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрена ответственность за фиктивное и\или преднамеренное банкротство юридических лиц (коммерческих организаций). Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.
В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство) на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован. В законе “О несостоятельности (банкротстве)” в достаточной мере прописаны и учтены права кредиторов. Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают лица, признаваемые в соответствии с законом конкурсными кредиторами. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Законом “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрена возможность проведения санации кризисного предприятия. Различаются два вида санаций: · досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия учредителями (участниками) должника - юридического лица кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства; · внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Что касается досудебной санации, то в рамках мер по предупреждению банкротства, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с федеральными и иными законами. В процессе судебной санации (при внешнем управлении) требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке: · в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; · во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам; · в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам обеспеченным залогом имущества должника; · в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; · в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Рассмотрев общие вопросы, касающиеся банкротства предприятий, возможно сделать вывод - причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным: - отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту качеству и т. д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса; - неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае, можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента. Для сравнения причин банкротств предприятий стран с развитой рыночной экономикой (последовательность - отражает степень частоты): - затоваривание; - излишнее оборудование (результат снижения использования ранее введенных мощностей или реализации ошибочного инвестиционного проекта с переоценкой перспектив экономического роста); - быстрое и контролируемое расширение хозяйственной деятельности (особо опасно для малых и средних предприятий). Предприятия пытаются, как можно быстрее увеличить производство (закупаются значительные запасы ресурсов) получить преимущества во всеобщей гонке за потребителями (выдаются кредиты потребителям) и может оказаться , что потребность в новых краткосрочных кредитах предприятию превысит его чистый оборотный капитал. Предприятие в период быстрого отраслевого бума может принять поспешное решение о реализации инвестиционного проекта. Ошибка приведет к образованию излишнего оборудования, снизит рентабельность предприятия. Во всех случаях кредитный рейтинг предприятия упадет, и предприятие может испытать резкое снижение кредитной привлекательности и повышение затрат на привлечение средств; - отсутствие сбыта; - плохая клиентура. Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам независимо от страны производства и рынка. Здесь возникает такой вопрос: является ли неплатежеспособность предприятия результатом ее временных трудностей, связанных с задержкой в поступлении денежных средств или она стала результатом превышения суммы задолженности предприятия по отношению к стоимости его активов нерациональной политики его руководства, а если такое случилось, каким образом возможен выход из кризиса. 2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДО ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В то же время, антикризисное управление, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании. 2.1. Понятие и специфика антикризисного управления Технологии антикризисного управления должны обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций, в том числе может быть и нетрадиционные для современной России и способов их привлечения.
Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами, не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы, оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкомстата, в среднем по регионам России 35-55 % промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом внебюджетными фондами и контрагентами. Более 20% предприятий имеют признаки несостоятельности, подпадающие под законодательство о банкротстве.
В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей, экспортирующих нефть, газ, металлы и тому подобное. Хотя как показывает практика , и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек, обусловленных в свою очередь, падением объемов продаж , выравниванием уровней внутренних и мировых цен ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка, а часто и неэффективным менеджментом. Антикризисное управление базируется, как на общих закономерностях присущих управленческим процессам , так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления , в том числе антикризисном. В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом присущим процессу антикризисного управления. Кризис меняет поведение предприятия, его цели и способы их достижения Складывается специфическая экономика банкротства, при которой умение перекладывать собственные убытки на других, более надежно защищает предприятие, чем само по себе снижение убытков; умение привлекать средства важнее умения их эффективно использовать. Главная особенность антикризисной стратегии, как и антикризисного управления в целом - жесткое ограничение сроком. В одних случаях это грозящая процедура банкротства в других - сроки внешнего управления. Чтобы уложиться в эти сроки, антикризисный управляющий должен быстро принимать решения и действовать в соответствии с ними. Ближайшая цель антикризисного управления - обеспечить рентабельность производства. Для достижения этой цели в стратегию должен быть заложен ряд частных задач: реструктуризация задолженности сокращение издержек и т.п. Определяется «здоровая» часть предприятия, способная функционировать и приносить прибыль - остальное безжалостно отсекается. Формируются необходимые реорганизации проводится продажа активов. 2.2. Методы выхода предприятия из кризиса Выход из кризисной ситуации всегда существует. Другое дело, какой ценой его приходится оплачивать. Этой ценой и определяется эффективность антикризисного управления. Успешное антикризисное управление - это прежде всего грамотное управление, основанное на умении правильно применять достижения современного менеджмента. В этом смысле оно ничем не отличается от эффективного управления фирмой в обычных условиях. Однако кризисное положение фирмы меняет акценты. То, с чем можно было бы мириться в период относительного благополучия, становится совершенно недопустимым в чрезвычайных обстоятельствах. Выбор между ликвидацией и оздоровлением предприятия является сложной задачей, которая решается совместными усилиями управленческих служб предприятия, местными региональными и федеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектами проблемы, то недостаток средств предприятия и возможности его компенсирования и восполнения, с одной стороны , затраты на ликвидацию - с другой, являются критериями, по которым можно решить вопрос о сохранении или ликвидации предприятия. Затем должны определяться предприятия, которые не способны существовать в рыночной среде или мешают развитию региона (например, фактически несостоятельные экологически вредные, подлежащие ликвидации или выводу из региона по другим причинам) и разрабатываться мероприятия по их реорганизации или ликвидации (использование основных фондов и земельных участков трудоустройство высвобождающегося персонала, развитие на их производственной базе малого предпринимательства и так далее). Речь идет в первую очередь о методах выхода предприятия из кризиса. Выбору методов решения этой задачи предшествует анализ следующих проблем: 1. В случае, если неплатежеспособность предприятия является временной и в течение короткого периода времени с возобновлением денежных поступлений может быть преодолена, кредиторы могут договориться о предоставлении фирме времени на выполнение ее обязательств. 2. Должно ли неплатежеспособное предприятие быть сохранено в силу своей особой значимости для экономики страны, для того, чтобы оно продолжало функционировать или его необходимо ликвидировать, а имущество выставить на аукцион для продажи? В процессе оздоровления фирмы или ее ликвидации должно ли оставаться на своем месте и выполнять все функции управления прежнее руководство или должен назначаться внешний управляющий? Собственники предприятий совместно с кредиторами могут принять меры по досудебной санации предприятия, в частности оказать финансовую помощь предприятию-должнику для восстановления платежеспособности. Каковы размеры такой помощи, каким образом она может быть наиболее рационально предоставлена - все эти вопросы для анализа, как самим предприятиям-должникам, так и аналитическими службами кредиторов, органов власти , других организаций. Таким образом, принимается решение либо о реорганизации предприятия с целью его сохранения, либо о его ликвидации. Зарубежный опыт констатирует, что ликвидация предприятия фирмы корпорации должна осуществляться в том случае, если их восстановление маловероятно и продолжение его деятельности связано для кредиторов с еще большим риском или большими убытками. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой самое позднее - второй фазах), тогда как в зоне «ближнего» банкротства ни времени , ни средств уже нет. В случае сохранения предприятия его менеджменту предстоит решать, как минимум две основные задачи: - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью устранения причин кризиса, недопущения повторения кризисных явлений в будущем. «Алгоритм выбора методов финансового оздоровления включает следующие этапы: Первый этап - устранение внешних факторов банкротства. На этом этапе реализуются оперативные методы восстановления платежеспособности: совершенствования платежного календаря; регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотных активов в высокооборотные; переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную другие меры. Второй этап - проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния.
Цель применения данных методов финансового оздоровления заключается в обеспечении устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе, которое проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации достаточном уровне ликвидности активов повышении рентабельности до 40-60%.
На втором этапе применяются следующие методы: - установление путей восстановления штрафных санкций за просроченную краткосрочную задолженность; - обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств; - постепенное погашение старых долгов. При этом оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования: реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов, сокращение затрат до минимально допустимого уровня проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий. Третий этап - создание стабильной финансовой базы. Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе - создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям. Долгосрочными методами финансового оздоровления являются: - активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши; - поиск стратегических инвестиций; - смена активов под новую продукцию.» Сущность стабилизационной программы заключается: в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется, как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией) и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решения этой задачи. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Потери неизбежны. Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить. Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. Продажа запасов готовой продукции сложнее так как, во-первых предполагает продажу с убытками, а во-вторых ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений. Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось еще на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то что через некоторое время его опять придется закупать вероятно по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами. Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать, как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятия (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения играют определяющие роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа осуществимого только в рамках реструктуризации. Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом с учетом последующих правил. В первую очередь продаже подлежать объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам. Во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства, отдельные ремонтные подразделения. Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах необходимости. В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами. В четвертую очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно, если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах. Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов, скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем. Основное отличие всех перечисленных процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращение деятельности предприятий-должников. Главная задача - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе изучения и изложения в настоящей контрольной работе вопросов связанных с банкротством предприятий, а также мер по устранению опасности банкротства автор работы может сделать следующие выводы. На ранней стадии кризиса предприятие не включается в процедуру банкротства, а речь идет о восстановлении платежеспособности фирмы. Применяя термин «банкротство», мы имеем в виду установление в судебном порядке финансовой несостоятельности предприятия, т. е. его неспособности удовлетворить в установленные сроки, предъявленные к нему требования и выполнить обязательства перед бюджетом. Из сказанного в работе можно сделать вывод , что стержнем антикризисной стратегии в каком бы направлении она не разрабатывалась, является атакующий стиль: жесткое и решительное обновление технологий - производства сбыта управления и т. п. «Атакующие выигрывают» - главный принцип антикризисной стратегии. Антикризисное управление, применяемое и в период досудебной санации и в процессе банкротства, ни в какой мере не противостоит методам регулярного менеджмента. Но оно имеет ряд особенностей, его специфика в сферах антикризисной стратегии и управления персоналом не исчерпывает всех особенностей управления в кризисной ситуации, но именно в этих сферах менеджмента он проявляются наиболее ярко.
Антикризисное управление действительно отличается от управления в обычном режиме. Весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе и недопущение кризиса), а методы первого нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. Автор полагает, что в такой трактовке антикризисное управление обретает реальный смысл. Вопросы, изложенные в работе, интересны в плане дальнейшего изучения. Здесь автор рекомендует опереться на список литературы, изложенный в конце работы. Литература, подобранная в нем, позволит более детально и глубоко разобраться в вопросах недопущения банкротства предприятий любой формы собственности. Список используемой литературы I. Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации 2. Гражданский кодекс Российской Федерации II. Учебная литература 1. Адамов В.Е. Ильенкова С.Д. Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм. Учеб. для экон. спец. вузов. - М.: Финансы и статистика 2000; 288 с. 2. Айвазян З. Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. Проблемы теории и практики управления. 1999 г. №4 3. Андреев В.К. авт. Андреева Л.В. авт. Голубков А.Ю. авт. Олейник О.М. ред. Предпринимательское (хозяйственное) право - Т.1. Учеб. для юрид. вузов. В.К. Андреев Л.В. Андреева А.Ю. Голубков и др.;Отв. ред.О.М. Олейник;МГЮА - М.: Юристъ 2000; 725 с. 4. Антикризисное управление предприятием. Под ред. Минаева Э.С. и Панагушина В.П. Учебное пособие для технических вузов, ПРИОР -МАИ М. 1998 г. 5. О.Д. Гуц Банкротство-инструмент исполнения денежных обязательств. Практ. пособие - М.: ПРИОР 1998 6. Грамотенко Т.А. и др. Банкротство предприятий. Экономические аспекты. Т.А.Грамотенко Л.В.Мясоедова Т. П. Любанова - М.: ПРИОР 1998 г.; 176 с. 7. Дашевская Л.М. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий - М.: Колос 1999 г.; 224 с. 8. Демченко А. Антикризисные технологии регионального управления. Общество и экономика. 1999 г. №2 с. 59. 9. Завлина П.Н.,Барютин Л.С.,Валдайцев С.В., Васильев А.В., Казанцева А.К. Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика:Учеб.пособие для экон.спец.вузов. - М.: Экономика 2000; 475 c. 10. Масевич М.Г. и др. Комментарий к федеральному закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)". - М.: Филинъ Юстицинформ 1998 г.; 320 с. 11. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федер. служба России по делам о несостоятельности и фин.оздоровлению - М. 1998 г.; 85 с. 12. Шатский Г.Ю. «Антикризисное управление промышленными предприятиями в переходный период». М.: «Филинъ» 2002 г. 160 с. 13. Экономика предприятия. Учеб. Е.В. Арсенова Я.Д. Балыков И.В. Корнеева и др.; под ред.Н.А. Сафронова - М.: Юристъ 1998 г.; 584 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.