Реферат по предмету "Экология"


Правовая и нормативная основа экологической экспертизы

Организация и проведение экологической экспертизы является одним из основных рычагов государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России. Основная цель экологической экспертизы – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения
возможных неблагоприятных последствий воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Источники экологического права. Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Нормативно-правовой акт – документ, издаваемый соответствующим компетентным органом. Система экологического законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды. Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ и законодательных актах субъектов Российской Федерации. На основе Конституции РФ были приняты федеральные законы, непосредственно регулирующие экологопользование, в том числе и Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.). Этот закон стал первым систематизированным нормативно-правовым актом в области экологопользования и в число своих 15 разделов включал такие, как "Государственная экологическая экспертиза" (раздел 5) и "Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов" (раздел 6). Таким образом, до принятия Федерального закона "Об экологической экспертизе" (от 15 ноября 1995 г.) в нем были закреплены основополагающие положения проведения экологической экспертизы. Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти можно подразделить на три основные группы : а) правительственные нормативно-правовые акты; б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции; в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами. Необходимо отметить, что правительственные нормативно-правовые акты по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Например, это постановления Правительства РФ по вопросам проведения государственной экологической экспертизы. Так, для проведения экологической экспертизы недостаточно было установленных в законе “ Об охране окружающей природной среды “ норм, возникали затруднения по многим вопросам, поэтому в дополнение к статьям выше указанного закона выходит постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года, которым утверждено “Положение о государственной экологической экспертизе”. В качестве примера ведомственных нормативных актов можно привести инструкции Министерства Охраны Окружающей Среды о порядке проведения государственной экологической экспертизы в России и об экологическом обосновании хозяйственной деятельности. Кроме вышеперечисленного, экологические нормативно-правовые акты могут быть приняты органами местного самоуправления. Они решают, в основном, вопросы местного значения и субъектов РФ. Основные положения Федерального закона "Об экологической экспертизе". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах : презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы ; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения ; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ документация. Документация , выполненная без указанных требований , на государственную экспертизу не принимаются .(Статья 3). Федеральный закон “Об экологической экспертизе “ установил два уровня ее проведения : федеральный и субъектов РФ. Объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне: 1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды; 2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе : проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
проекты комплексных схем охраны природы РФ ; 3) технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и других проектов, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организация, объем иностранных инвестиций в которых превышает 500 тыс. долларов;
4) технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которых необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные “ Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте”; 5) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ; 6) проекты международных договоров; 7) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции, и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов или отходов производства, находящихся в ведении РФ; 8) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится, в соответствии с законодательством РФ, к компетенции федеральных округов исполнительной власти. Прочие проекты и материалы. (Статья 11). Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ: проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ. А так же и другие объекты, отнесенные к объектам экологической экспертизы федерального уровня. (Статья 12). В данном законе также закреплены органы, имеющие полномочия на проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза на федеральном уровне проводится Министерством природы РФ, (также важная роль в формировании экспертных комиссий принадлежит Государственному комитету РФ по охране окружающей среды), и его подразделениями на местах (комитеты по охране природы): межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми этими органами совместно с органами Минздрава РФ, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другими министерствами и ведомствами. Федеральный закон подробно оговаривает порядок проведения государственной экологической экспертизы. (Статья 14). Заключение экспертизы является официальным документом Госкомитета РФ по охране окружающей среды, Минприроды РФ или его территориальных органов. Можно классифицировать несколько основных направлений государственной экологической экспертизы: а) экспертиза предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ. Так, при решении вопросов водопользования должны учитываться экспертные заключения Министерства природных ресурсов РФ и других компетентных органов; при экспертизе проектов планировки и застройки городов должно обеспечиваться соблюдение нормативных требований по очистке воды, защите атмосферы и т.п.; б) экспертиза проектов целевых федеральных социально-экономических и других программ, связанных с воздействием на окружающую среду, а также проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т.п. Например, при планировке и застройке населенных пунктов жилые массивы должны размещаться таким образом, чтобы исключить или максимально снизить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения; в) экспертиза объектов, имеющих экологическое значение или влияющих на экологопользование. Законом установлено правило не допускать к производству новую технику, материалы, вещества не отвечающие требованиям экологической безопасности населения. С 1989 г. осуществляется экологическая экспертиза выпускаемой промышленными предприятиями машиностроительной продукции на ее соответствие требованиям норм и правил охраны окружающей среды; согласно установленному перечню определена номенклатура приборов, систем и средств контроля, которые должны применятся при экологической экспертизе машиностроительной продукции и т.п. В соответствии с данным законодательством в РФ осуществляется помимо государственной, общественная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), основными направлениями деятельности которых, в соответствии с их уставом, является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. (Статья 20). Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех объектов, сведения о которых не составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Эта экспертиза проводится до государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о ее проведении. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. (Статья 28). Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а так же за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления. (Статья 29). Таким образом, в указанном Федеральном законе определены полномочия Президента РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экологической экспертизы, объекты экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ, закреплена компетенция специально уполномоченных государственных органов в области экспертизы, экспертных комиссий и отдельно экспертов, а также общественной экологической экспертизы, права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизы, ответственность всех участников экологической экспертизы, порядок разрешения споров в области экологической экспертизы. В этот закон имеются явные преимущества перед определенными ранее в законе “Об охране окружающей природной Среды” нормами, касающимися экологической экспертизы.
Список использованной литературы: 1. Ерофеев Б.В. "Экологическое право России". М.,1995 2. Ерофеев Б.В. "Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ". М.,1995 3. Сапронова О.А. "Проблемы экологической экспертизы в экологоправовых специальных исследованиях".Вестник МГУ. Сер.2. Право. 1994, №6.
4. Собрание Законов РФ. 1995, №48, ст.4556 5. Ведомости Верховного Совета России. 1992, №10. 6. Нормативно-правовые инструкции МинПрироды РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.